Тема: Растительный мир Челябинской области — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Тема: Растительный мир Челябинской области

2020-07-07 142
Тема: Растительный мир Челябинской области 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Конспект учебного занятия

Тема «Растительный мир Челябинской области»

Объединение «Юный краевед»

 

 

Педагог дополнительного образования

Домбровская Мария Геннадьевна

 

 

                                                     

 

 

Челябинск 2018 г

План-конспект открытого занятия

Тема: Растительный мир Челябинской области

Группа: 1.3

Время проведения: 13.00-13.45

Количество обучающихся: 12 чел.

Тип занятия: учебное занятие комплексного применения знаний и способов деятельности

Цель: создать условия для всестороннего изучения разнообразия растительного мира Челябинской области.

Задачи:

Образовательные:

– сформировать представления обучающихся о растительности природных зон Челябинской области;

– расширить знания обучающихся о лекарственных растениях Челябинской области;

– способствовать комплексному применению обучающимися знаний в процессе проектной деятельности.

Развивающие:

– развивать умения сравнивать, анализировать, выдвигать собственное мнение;

– способствовать развитию коммуникативных навыков воспитанников;

– развивать умение работать в группах.

Воспитательные:

– помочь обучающимся осознать ценность совместной деятельности;

– формировать эмоционально-положительное отношение к предмету;

– воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Материально-техническое обеспечение: ноутбук, проектор, презентация, раздаточный материал

Формы организации познавательной деятельности учащихся: дифференцировано-групповая.

Методы:

– частично-поисковый (данный метод используется при работе с текстом «Растительный мир природных зон Челябинской области, где учащимся необходимо изучить материал и найти ответы на вопросы);

– игровой (используются два вида игры «Брей-ринг» на проверку знаний обучающихся, и игра «Само-самое» для активизации физических действий, воспитанников их внимания);

– проектный (данный метод используется для закрепления полученных знаний обучающихся, раскрытия их творческих и коммуникативных способностей).

Ожидаемые результаты:

Должны знать:

– растительный мир природных зон Челябинской области;

– лекарственные растения и особенности их использования;

– растения рекордсмены, произрастающие в Челябинской области.

Должны уметь:

– работать с текстом, анализировать, выделять главное, ориентироваться в информации;

– применять полученные знания при выполнении проекта;

– работать в группе.                                                        

 

Ход занятия:

Этапы занятия Содержание деятельности Приёмы деятельности педагога Время (мин)
Организационный:   Приветствие, мотивация на работу на занятии, определение темы Мотивация, целеполагание 2
Подготовительный:   Работа в парах, отгадывание кроссворда Вовлечение обучающихся в работу 5
Основной:   1. Растительный мир природных зон Челябинской области 2. Подвижная игра «Самое самое» (презентация) 3. Работа с карточками «Лекарственные растения» 4. Оформление проекта Активизация познавательной деятельности,   Активизация творческих способностей обучающихся 8     4   5   10  
Контрольный   Защита проекта Оценивание 9
Заключительный   Подведение итогов Постановка вопросов 2

Организационный этап: Здравствуйте, ребята!Сегодня у нас вами будет новая и интересная тема. Но прежде чем узнать ее, закройте, пожалуйста, глаза, прослушайте аудиозапись. (включаю звук шума листвы и голосов птиц). Подумайте, где можно услышать эти звуки?куда бы вы ни пошли, везде вы окажитесь в окружении растений. Над головами шумят кроны деревьев, на клумбах радуют нас своим разнообразием цветы. В тенистых уголках обосновались мхи и папоротники. Всё это растения. Как Вы думаете, чему будет посвящена тема нашего занятия?

Подготовительный этап: С глубокой древности человек, собирая, а затем, возделывая растения, познавал их полезные и вредные свойства. При раскопке древних построек, люди находили семена различных растений. Уже тогда учёные Древней Греции стали описывать растения и составлять их списки. Так появилась наука о растениях, название которой вы узнаете, разгадав кроссворд.

Работа в парах. Перед каждой парой нас толе лежит лист с кроссвордом, Ваша задача разгадать кроссворд и назвать науку о растениях.

1. Дерево, дающее плоды – желуди.

2. Цветок для гадания.

3. Лекарственное растение, ускоряет заживление при ожогах, ранах и ссадинах.

4. Хоть не огонь, а жжется.

5. Белым шариком пушистым

Я красуюсь в поле чистом.

Дунул легкий ветерок —

И остался стебелек.

6. На широком листе, этого растения уплыла Дюймовочка от старой жабы.

7. Растет вдоль дорог.

8. Основное лесообразующее дерево в Челябинской области.

1 Д

У

Б

2 Р

О

М А Ш К А

3 М

А

Т

Ь И М А Ч Е Х А

4 К

Р

А

П И В А

5 О

Д

У

В

А

Н

Ч И К

6 К

У

В

Ш

И

Н К А

7 П О Д О

Р

О

Ж

Н

И

К

8 Б

Е

Р

Е

З

А

 

                                               

Как мы с вами знаем территория Челябинской области представлена тремя природными зонами. Какие это зоны?

Ученики: горно-лесная, лесостепная, степная.

Сейчас мы с вами разделимся на три группы, каждая группа будет выполнять проект по свое природной зоне:

1. «Растительный мир горно-лесной зоны Челябинской области»;

2. «Растительный мир лесостепной зоны Челябинской области»;

3. «Растительный мир степной зоны Челябинской области».

Цель выполнения проекта – закрепление знаний о природных зона Челябинской области. В процессе занятия мы будем выполнять задания, которые помогут Вам в заполнении проекта. Выполняя задания, вы будете получать картинки с изображением растения своей природной зоны, которые вы потом используете для создания проекта. В конце занятия каждая группа представит нам краткую характеристику растительного мира своей природной зоны (Проект каждой группой выполняется на ватмане).

Основной этап:

Игра «Брейн-ринг»

Педагог задает поочередно вопросы командам, время на ответ 10 секунд, за правильный ответ команда получает бал.

Горно-лесная зона

1. Какими деревьями представлены светлохвойные леса? (сосна и лиственница)

2. Эти растения, занесенные в Красную книгу, встречаются в отдельных глухих местах светлохвойных лесов? (уральские орхидеи)

3. Какие целебные травы, популярные в народе, встречаются на лугах и полянах? (душица и зверобой)

4. Какие полезные ягоды растут в светлохвойных лесах? (брусника, черника, земляника)

5. На каком участке горно-лесной зоны произрастают полярный вид ивы и карликовая береза? (горная тундра)

6. Сколько подзон представляют горно-лесную зону? (5)

7. Этот тип растительности представлен на восточных склонах Уральских гор (горные степи)

8. Какие растения часто встречаются в темнохвойных лесах? (рябина, жимолость, калина, шиповник, черемуха)

Лесостепная зона

1. Какие деревья являются основными в лесостепной зоне? (береза и осина)

2. Какие степные растения встречаются в южной лесостепи? (полынь, ковыль)

3. Эти растения растут на опушках лесной зоны (пижма, полынь, горошек, душица)

4. Какие ягоды часто произрастают в мелкотравянных лесах? (клубника и костянка)

5. Какие боры являются уникальными памятниками природы и важными природоохранными объектами? (островные и ленточные боры)

6. В каком из крупнейших в крае боров, в середине 70-х годов, выгорело более 20 тыс. га леса? (Джабык-Карагайском)

7. Какие меры необходимы для сохранения степных боров? (запрет выпаса скота, сбор ягод и грибов)

8.  Какой известный ботаник, назвал островные боры «вечно молодыми» (И. М. Крашенинников)

Степная зона

1. Какими первыми цветами покрывается степь весной? (адонис, пострел, лютик)

2. Цветы какого растения дают огромное количество пыльцы? (лабазник)

3. Какое горькое растение господствует в южных районах степей? (полынь)

4. Какие растения растут на скалах и способны переносить очень засушливый климат? (гвоздика иглолистная, чабрец башкирский, полынь холодная)

5. Эти деревья являются основными в степных островных борах (береза, сосна)

6. Какое дерево приобретает полукарликовую форму и достигает в высоту до 2-3 м? (сосна)

7. В каких районах находятся наиболее крупные степные боры? (Карталински, Брединский)

8. Какие ягоды встречаются в пойменных лесах реки Урал? (ежевика, черная смородина)

Оформление проекта.

Ребята, вы сегодня хорошо поработали, у каждой из команд есть карточки с растениями своей природной зоны. Ваша задача сейчас оформить проект на ватмане по следующему плану:

1) название природной зоны;

2) разнообразие растений природной зоны;

3) лекарственные растения;

4) растения рекордсмены (самое самое);

5) придумать рекламу своей природной зоны для туристов.

Заключительный

Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии? Как и где вы можете использовать эти знания?

Спасибо за занятие!

 


 

Приложение А

Текст «Растительный мир природных зон Челябинской области»

Горно-лесная природная зона

 

Растительность горно-лесной зоны, включающую западные и северо-западные районы области, куда входят подзоны:

1. смешанных хвойно-широколиственных лесов;

2. светлохвойных сосновых и лиственничных лесов;

3. темнохвойных елово-пихтовых лесов;

4. подгольцовые луга и редколесья;

5. гольцы (горные тундры).

Под пологом южноуральских темнохвойных лесов можно часто встретить рябину, жимолость, калину, шиповник, черемуху, малину, костянику, землянику, а также ядовитые растения.

Светлохвойные леса широко распространены в Катав-Ивановском, Саткинском, Кусинском, Нязепетровском районах и окрестностях городов Златоуста, Миасса, Верхнего Уфалея, Карабаша и Усть-Катава. В основном, они представлены сосной и лиственницей. Под пологом леса растут малина и кизильник черноплодный. В более влажных, тенистых лесах можно найти сплошные заросли папоротников. Встречаются здесь и сосняки, в которых землю покрывают вейник, мхи и лишайники. В светлохвойных лесах растут брусника, черника и земляника. В отдельных глухих местах еще сохранились уральские орхидеи, занесенные в Красную книгу — башмачок крупноцветковый, башмачок настоящий, башмачок пятнистый. На лугах и полянах встречаются популярные в народе целебные травы — душица и зверобой. На месте былой светлохвойной тайги, ныне во многих местах вырубленной, произрастают в горно-лесной зоне мелколиственные (березовые и осиновые) леса. Сейчас ими покрыта значительная часть горно-лесной зоны.

Гольцовая растительность встречается в высокогорьях и является реликтовой. Эта зона представлена небольшими участками горных тундр, из которых выделяются лишайниковые, травянистые, кустарничковые и кустарниковые тундры с преобладанием полярных видов ив и карликовой березы.

Там, где склоны гор покрыты каменными россыпями, растительность крайне бедна и представлена обычно лишайником и можжевельником. Для скальной флоры характерны различные виды папоротников. Из эндемов известен здесь качим уральский.

Подгольцовые редколесья наблюдаются ниже зоны гольцов. Это особый тип растительности, соответствующий на равнинах зоне лесотундры. Деревья здесь низкорослы, растут редко, часто встречаются поляны и порой довольно обширные. Изредка наблюдаются чащобы, которые называют густолесьем.

Из деревьев преобладают ель и береза. Здесь же можно встретить рябину, реже — сосну и лиственницу. Очень характерен для подгольцового пояса вечнозеленый стланик из можжевельника, образующего местами сплошные заросли. Для травостоя характерны гвоздика, горец альпийский, манжетки, зверобой и другие виды. Встречаются представители таежного и горно-тундрового поясов. Характерные растения подгольцового пояса: береза приземистая, ветреница пермская, ястребинка и ряд других видов, являющихся эндемами и реликтами.

Горные степиособый тип растительности, широко развитый на восточных склонах Уральских гор — горно-степной. Он вклинивается в горно-лесную зону в виде отдельных «островов», порой довольно крупных. Его существование обусловлено, прежде всего, “климатической тенью” Урала (климат на восточном склоне намного суше, чем на западном), а также местными породами (серпентинитами и близкими к ним по составу).

 

Лесостепная зона

 

В лесостепной части области – чередование колковых мелколиственных лесов из березы, осины, с островными борами и луговой степью. Лесостепь Зауралья можно разделить на две подзоны: северную – в Каслинском, Кунашакском и Аргаяшском районах и южную – в Троицком, Октябрьском и Уйском районах. Условная граница между подзонами проходит в районе Челябинска. В северной подзоне чаще встречаются хвойные породы деревьев, папоротники, болотистые луга, значительна доля лесных видов растений. В южной лесостепи, помимо типичных лесостепных видов, встречаются и степные представители — полынь, ковыли.

Основа современной естественной растительности лесостепного Зауралья – колковые березовые и осиновые леса. Они занимают низины (высохшие мелкие озерца и заросшие болота). Травянистый покров состоит из мятлика, овсяницы, тимофеевки, костреца, пырея, коротконожки. Часто в мелкотравных лесах можно встретить клубнику и костянику. Наиболее характерны для этих мест зопник клубненосный и подмаренник.

На опушках растут пижма, полынь, горошек, змееголовник, девясил, душица, зверобой, спаржа лекарственная и другие виды.

Лесостепь является зоной распространения многих пищевых и лекарственных растений, а также различных грибов.

Островные и ленточные боры встречаются как в лесостепи, так и степи. В лесостепной зоне в этих сосновых лесах более высокие и стройные деревья, чем в степных борах. В лесостепных борах произрастают как типично лесные представители – папоротник-орляк, брусника, так и степные растения — полынь, типчак, вейник, тимофеевка степная и другие. Здесь встречаются лиственница, осина, кизильник черноплодный, степная вишня и шиповник.

Эти боры – уникальные памятники природы и важные природоохранные объекты, так как они обеспечивают водное питание многих рек Зауралья. Они же – убежище лесных видов птиц и зверей. Многие боры объявлены памятниками природы и охраняются государством. Тем не менее они очень часто страдают от пожаров. Так, в середине 70-х годов в одном из крупнейших в крае боров – Джабык-Карагайском – выгорело более 20 тыс. га леса. Сухое лето 1995 года унесло 12 тыс. га в Санарском бору и 4 тыс. га – в Каратубайском бору. Из-за частых пожаров в южноуральских островных борах сосна встречается, в основном, молодая. Такие боры в начале века известный ботаник И. М. Крашенинников назвал «вечно молодыми». К сожалению, на пожарищах сосна далеко не всегда самовосстанавливается, зачастую не приживаются и лесопосадки. Такие места занимает береза и осина.

Степные боры часто поражают вредные насекомые, поэтому для защиты от них необходимы специальные меры охраны. Для сохранения степных боров не менее важно поддержание естественного возобновления древостоя. Для этого прежде всего необходим запрет на выпас скота, уменьшение рекреационной нагрузки (сбор ягод и грибов и т.д.) и, конечно же, вырубку леса.

 


 

Степи

 

Для степей характерна пестрота растительного покрова. В нескольких шагах друг от друга находятся группы растений, отличающиеся цветом, размером, внешним видом. Степь многолика и меняет облик в разное время года. Весной, как только стает снег, она покрывается яркими красками первоцветов – адониса, прострела, лютика. Позднее зацветает астрагал, ветреница. В начале лета, в июне, степь становится пестрым многоцветным ковром. Тогда она особенно красочна. К июлю почвенная влага, накопленная зимой в виде снега, истощается, и степь частично выгорает. Лишь желтые соцветия подмаренника и чины приукрашают унылую картину. Ближе к концу лета, после спада жары и обычного начала дождей, степь вновь покрывается цветами — степными астрами и ажурными соцветиями зонтичных растений. По характеру растительного покрова степи подразделяются на зоны.

Самыми северными являются луговые степи. В них преобладают виды разнотравья (лабазник, кровохлебка, клубника, шалфей) и злаки (овсяницы, кострец, пырей, тимофеевка, мятлики). Цвести луговая степь начинает на две недели позднее разнотравно-ковыльной. Первыми распускаются белые “облака” лабазника, цветы которого дают огромное количество пыльцы.

Для южных районов характерны ковыльные степи. В них наиболее распространенными видами являются ковыль Лессинга (ковылок) и ковыль Коржинского, а также типчак, тырса (ковыль волосатик), полынь, разнотравье. Видового разнообразия в этих сообществах меньше.

В этих же районах распространены опустыненные степи, где господствуют полыни, а также встречается тонконог, типчак и ковыль Лессинга.

На скалах растут растения, способные переносить очень засушливый климат, холодные малоснежные зимы. Зимой со склонов снег сдувается ветром почти полностью, поэтому местные растения имеют подушковидную или шаровидную форму, как в арктических полупустынях или азиатских высокогорьях. К ним относятся уральские эндемы – гвоздика иглолистная, чабрец башкирский, полынь холодная, а также реликты – горноколосник, очиток и ряд других растений.

Степные островные боры располагаются на водоразделах почти исключительно на выходах гранитогнейсовых пород Урало-Тобольского водораздела. Они отличаются от лесостепных, хотя основные виды деревьев здесь те же – сосна и береза. Сосна местами приобретает полукарликовую форму (до 2-3 м высоты). В редких местах сохранились сосны, имеющие возраст 100, 125 лет и более. Основную часть боров составляет сосновый молодняк (деревья до 30 лет), вторичные березовые леса (на месте сосновых), поляны, зарастающие гари с остепненной растительностью – ковыль перистый, типчак, шалфей, лабазник, клубника, астрагалы, жабрица и другие виды разнотравья. Под пологом сосновых лесов также преобладают степные травы. Боровые виды встречаются редко.

В увлажненных березняках и осинниках вдоль низин и логов встречаются костяника, щавель, лисохвост и другие более влаголюбивые виды.

Наиболее крупными степными борами являются Джабык-Карагайский (Карталинский район) и Каратубайский (Брединский район). Особый вид пойменной растительности – тугайные леса.

Пример таких лесов – пойменные леса реки Урал. Основу древостоя в них составляет тополь черный. Ему обычно сопутствуют ива белая, или ветла, ольха черная, изредка вяз, черемуха, калина. Густые заросли образуют жимолость, шиповник, спирея, чилига. Часто можно встретить ежевику, черную смородину. Прибрежные заросли обильно переплетены местными лианами — заразихой, хмелем.


 

Приложение Б

 

Название лекарственного растения В какой природной зоне произрастает Используемые части растения Время сбора При каких болезнях используется
Ромашка аптечная Горно-лесная, лесостепная. Цветки Июнь – июль  
Подорожник Горно-лесная, лесостепная, степная. Листья Май – август  
Кровохлебка лекарственная Горно-лесная, лесостепная, степная. Корневище Сентябрь – октябрь  
Крапива двудомная Горно-лесная, лесостепная, степная Листья Май – июнь  
Одуванчик Горно-лесная, лесостепная, степная Корни Август – сентябрь  
Мать и мачеха Горно-лесная, лесостепная, степная Листья Май – июнь  
Пижма обыкновенная Горно-лесная, лесостепная, степная Цветки Июнь – июль  
Валерьяна лекарственная Горно-лесная, лесостепная Корневище Сентябрь –октябрь  
Пустырник Горно-лесная, лесостепная, степная Трава Июль – август  

 


 

Название лекарственного растения В какой природной зоне произрастает Используемые части растения Время сбора При каких болезнях используется
Ромашка аптечная Горно-лесная, лесостепная. Цветки Июнь – июль При гастрите, ангине, заболеваниях печени и почек.
Подорожник Горно-лесная, лесостепная, степная. Листья Май – август Останавливает кровотечение, заживление ран
Кровохлебка лекарственная Горно-лесная, лесостепная, степная. Корневище Сентябрь – октябрь Заживление ран, порезов, ангина.
Крапива двудомная Горно-лесная, лесостепная, степная Листья Май – июнь Ангине, заживление ран, укрепление волос.
Одуванчик Горно-лесная, лесостепная, степная Корни Август – сентябрь Для улучшения аппетита, пищеварения, при гастрите.
Мать и мачеха Горно-лесная, лесостепная, степная Листья Май – июнь При воспалении легких, астме, ангине, для укрепления волос, против перхоти.
Пижма обыкновенная Горно-лесная, лесостепная, степная Цветки Июнь – июль Болезни печени, желчного пузыря, поносах
Валерьяна лекарственная Горно-лесная, лесостепная Корневище Сентябрь –октябрь При нервных заболеваниях, бессоннице, судорогах.
Пустырник Горно-лесная, лесостепная, степная Трава Июль – август При неврозах сердца, снижении кровяного давления

 

Конспект учебного занятия

Тема «Растительный мир Челябинской области»

Объединение «Юный краевед»

 

 

Педагог дополнительного образования

Домбровская Мария Геннадьевна

 

 

                                                     

 

 

Челябинск 2018 г

План-конспект открытого занятия

Тема: Растительный мир Челябинской области

Группа: 1.3

Время проведения: 13.00-13.45


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.075 с.