ГЛАВА 3. Страницы истории д. Лифляндка и Малый Китай. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

ГЛАВА 3. Страницы истории д. Лифляндка и Малый Китай.

2020-07-07 204
ГЛАВА 3. Страницы истории д. Лифляндка и Малый Китай. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Географическое положение.

На карте Тарского уезда Омской губернии начала XX века на северо-востоке от Тары и юго-востоке от села Ермаковка обозначен поселок Лифляндский. И более четко месторасположение данного населенного пункта мы можем проследить по карте «Проект размещения севооборотных массивов и полей севооборотов бригады № 2, колхоза им. Жданова, Тарского района Омской области» 1962г., и по карте «Учет земель колхоза им. Жданова Тарского района Омской области» за 1982г. [7] (см. Приложение

 № 1)

 Деревню Лифляндка Тарского района можно отнести к долинно-приречному типу с уличной застройкой и планировкой, так как данная деревня состояла из одной улицы, идущей параллельно протекающей рядом речкой Малый Китап.

 В деревню Лифляндка можно было проехать как из Ермаковки, так и из Ново-Ермаковки. Расстояние от Лифляндки до Ермаковки составляло 8 километров. И, проехав ещё один километр от Лифляндки, можно было попасть в д. Малый Китап, которая также располагалась вдоль речки Малый Китап. Дорога в основном была лесная, местами встречались пастбища, сенокосные угодья и посевные поля. Дорога, идущая из Ермаковки, проходила через три речки: Ермаковка, Ново-Ермаковка и Отножка.

Потому необходимо было постоянно следить за состоянием трех переправ. Это мост на речке Ермаковка и запруды на Ново-Ермаковской речке и Отножке, которые иногда во время весенних паводков размывало, что затрудняло переезд с одной стороны на другую.

 

3.2. Колхозное строительство.

 В начале 30-х годов начинается массовая коллективизация. Крестьяне обязаны были расстаться с собственностью, которая после переселения была нажита с таким большим трудом. Многие крестьяне были в растерянности. А если ещё и учесть национальный состав деревни - эстонцы, латыши и русские, которые привыкли жить своим собственным укладом жизни, только почувствовали настоящую свободу, а теперь должны жить и работать в одном хозяйстве. Но, тем не менее, в д. Лифляндка был образован колхоз «Валгус» (даже название колхоза эстонское), а в д. Малый Китап - колхоз «Знамя Победы».

 Хлебозаготовительный кризис 1929 года не обошел стороной и таежные села Сибири. Из протокола заседания комиссии по содействию хлебозаготовки, которое состоялось 23 ноября 1929 г. в д. Лифляндка в присутствии уполномоченного Райисполкома Скуратина Д., из числа жителей присутствовали: «Андерсон Ар., Янсон Иван, Сиккен Ян А., Реет Апполон, Голлар Франц, Сиккен Иван». Скуратин(а) в свою очередь сообщил(а) жителям Лифляндки о пересмотре плана хлебозаготовок. Далее в протоколе подробно записано, кто что говорил. Присутствующие на собрании высказывали разные мнения, но в основном все говорили о том, что «нет хлеба». «Товарищ Сиккен Иван, секретарь ВЛКСМ, говорит, что, наверное, у нас хлеба не будет, так как уже 2 раза прошла хлебозаготовка. А может быть, найдется и еще, если пересмотрим.». В результате собравшиеся постановили: «Дообложитъ следующих граждан пос. Лифляндского: Ала Юган - 6 пудов, лишенцу Крузо Ив.- 10 пудов, лишенцу Кокман -10 пудов, Марк - 3 пуда...», было названо много и других фамилий. На этом же собрании был поставлен вопрос о льнозаготовке. Решили: «... с десятины взять 8 пудов волокна льна. Обложить на 36 пудов 30 фунтов».[25]

  Хотя в другом протоколе был снова поднят вопрос о льнозаготовке, крестьяне были не согласны с данным решением и предложили сдать 4 пуда вместо восьми. В Постановлении же записано: «Утвердить постановление бедняцкого собрания. И предложить сдать все излишки льна в кооперацию до 1 декабря». [27]

 Изучая архивные документы, можно проследить и жизнь деревни, чем они занимались, что выращивали, и даже то, что использовались старые меры веса. 24 ноября    состоялось бедняцкое собрание, на котором

«Присутствовало мужчин — 25, женщин -11, председатель Сиккен Ирма, секретарь Андерсон». На повестку дня вновь был вынесен вопрос «... о довыявлении хлебных излишков». Крестьяне вынуждены были согласиться на дополнительную сдачу зерна, но уже в размере 1 пуда на семью. [26]

Решались и другие вопросы, например: «...о сборе задолжностей по всем видам самообложения...», выбирали «...кандидатов в новый Совет красного уголка...», докладывали «...о третьем займе на индустриализацию...», «... о сборе задатков на сельхозмашины..», а вот «... тех, кто не уплатит долгов, составить акты и сделать опись имущества, акты послать в с/совет, придерживаясь классовости». [21, 25, 26, 27]

 Люди жили, обсуждали различные вопросы, принимали решения, и пока ещё никто не подозревал, что же их ждет впереди.

Итак, по данным архива, на 20 января 1933 года председателем Лифляндского сельского Совета являлся Янсон Иван Степанович. На 14 марта 1935 года в колхозе «Валгус» числилось 12 хозяйств из числа, которых 17 человек были трудоспособны. Крестьяне не торопились, все ещё побаивались новой организации труда. Поэтому большинство жителей относились к единоличным хозяйствам. [22, 23]

 Новая власть, стремившаяся к скорейшему построению небывалого общества, попыталась разом переделать страну, в кратчайшие сроки привить всем жителям новое сознание, внедрить ранее неизвестные формы культуры и быта. Но то, что веками накопила - отобрала народная, крестьянская культура. Невозможно было враз запретить, отвернуть людей от порядков, обычаев, которые впитывались с молоком матери, на которых и стояла крестьянская семья.

 Наверное, поэтому жителей деревни Лифляндка не обошло стороной кровавое «колесо репрессий». Анализируя сведения о репрессированных по «Книге Памяти» жертв политических репрессий, мы выяснили, что самым первым жителем д. Лифляндка, узнавшем на себе «новую власть», был крестьянин - единоличник Сиккен Ян Андреевич (варианты фамилии: Синккен), родившийся в 1872 г., в Курляндской губернии, Баушковского уезда, Нейгутской волости, на хуторе Юсса; латыш; грамотный. Арестован 10 марта 1931 г. Приговорен: СПО ПП ОПТУ по Запсибкраю 22 июня 1931 г., обвинен по ст. 58-10-13 УК РСФСР. Но вскоре, наверное, за недоказанностью его вины дело было прекращено, и Ян Андреевич был освобожден из- под стражи.

 29 августа 1937 года жители Лифляндки запомнили на всю свою жизнь. В этот день чекисты тройки УНКВД арестовали сразу девять жителей, среди них было три брата Реет: Апполон, Петр и Юган. 1 октября 1937 года им было объявлено обвинение «за контрреволюционную деятельность без ссылки на закон» и вынесен приговор: высшая мера наказания - расстрел. Лишь только Петру было назначено 10 лет лишения свободы в исправительно-трудовом лагере. 1 октября 1937 года 10 лет ИТЛ было назначено Ренгольду Ивану Югановичу (1907 года рождения, малограмотный, крестьянин-единоличник), за контрреволюционную деятельность без ссылки на закон. Кроме Реет Апполона и Югана, 4 октября 1937 года в г. Тара были расстреляны Кюбер Александр Петрович, 1907 года рождения, малограмотный, заготовитель сырья; Лифляндский Иван Теодорович, 1880 года рождения, грамотный, крестьянин-единоличник; Мазик Андрей Карлович, 1891 года рождения, малограмотный, без определенного места работы. 5 октября этого же года была расстреляна Лютикова Елена Югановна, 1894 года рождения, малограмотная, не работала. До 21 октября 1938 года, ждал своего приговора (8 лет ИТЛ) Цирк Владимир Карлович, 1904 года рождения. 5 декабря 1937 года был арестован председатель сельского Совета Бурш Эдуард Мартынович, особым совещанием при НКВД СССР 11 февраля 1938 года обвинен по ст. 58-6-10 УК РСФСР и приговорен к 10 годам ИТЛ и направлен в Белбалтлаг. 12 марта 1941 года был арестован Васюкович Максим Степанович, 1903 года рождения, председатель колхоза «Валгус», 26 июля 1941 года ему было вынесено обвинение по ст. 58-10 ч.1. УК РСФСР, и приговорен к 10 годам ИТЛ с последующим поражением в правах на 5 лет. (см. Приложение № 2)

 Мой прадед - Васюкович Егор Устинович, 1908 года рождения, предположительно приехал в Сибирь из Белоруссии. Национальность -русский. Был малограмотным. Работал бригадиром в колхозе «Валгус». С началом Великой Отечественной войны был призван на фронт. В г. Тара в пункте сбора для отправки на фронт (Дом Обороны) на стене висел портрет Сталина И.В., и мой прадед решил пошутить, сказав: «Заберите у этого грузина трубку». На этом все и закончилось. В Книге Памяти жертв политических репрессий стоит дата ареста - 24.08.1941г. Осужден 15.05.1942. Омским областным судом по ст.58010 ч. 2 УК РСФСР. Приговор - 10 лет ИТЛ. Был реабилитирован 17.12.1991 г. прокуратурой Омской области. Но о нем никто больше ничего не слышал. [34]

 Начало коллективизации в Сибири в конце 1929 - 1930 гг. стало отправным пунктом к резкому сокращению населенных пунктов. Сведение колхозных земель в один общий клин приговорило к смерти сибирские хутора, жизнь которых ранее довольствовалось практически хозяйством натуральным. В количественном отношении в Тарском районе на севере и северо-востоке хутора были главными хозяйственными и территориальными единицами. К Великой Отечественной войне хутора были сселены в базовые сёла, как правило, в центры сельских советов. Прекратили существование 557 хуторов и поселков хуторского типа. Вот такова цена колхозного строительства. [31]

 

Суровые военные годы.

 Особая страница в истории Лифляндка - Великая Отечественная война. Притихла деревня, ушли на фронт мужики - главная сила колхоза. Заменили их старики, женщины и подростки. Это они пахали и сеяли, заготавливали корма, работали на лесозаготовках, давали фронту мясо, молоко, зерно и другую сельскохозяйственную продукцию. Все чаще тишину деревни взрывал безутешный плач жен и матерей, получивших очередную похоронку с фронта. И тяжкий труд с раннего утра и до позднего вечера на полях и фермах. Законом жизни для них, как и всех советских людей, стал девиз: «Все для фронта, все для победы!».

 О том, как работали, как жили в военное лихолетье, яркое представление дают воспоминания старожилов. В Ермаковке живет уроженка д. Лифляндка Авсейко Эльфрида Ивановна, 1925 года рождения. Эльфрида Ивановна рассказала про себя: «В войну мы, подростки 12-16 лет, работали наравне со взрослыми. Возили сено, пахали, боронили, жали, молотили. Мне уже было 16 лет, поэтому меня отправляли и на лесозаготовки. Зимой лес валили вручную и на лошадях вывозили. Все делали сами. А весной нас отправляли на Иртыш в Екатериновку сплавлять лес. Вот это была, наверное, самая трудная работа, которую мне приходилось выполнять. Того и гляди, что окажешься в ледяной воде. Разве под силу было нам, подросткам, ворочать бревна. Но никто не роптал».[1]

 Моя бабушка - Васильева (Васюкович) Евдокия Егоровна родилась в д. Малый Китап в 1936 году. В годы войны была еще ребенком, но на всю свою жизнь запомнила те суровые годы детства. Их семья была бедной. Её мама, Васюкович (Чайковская) Александра Петровна, 1908 года рождения, еще ребенком вместе со своими родителями приехала из Белоруссии г. Гродно. Работала в колхозе «Знамя Победы» д. Малый Китап на самых разных работах. Одна воспитывала шестерых детей. «Голодовали. Ели крапиву, лебеду. Весной вновь перекапывали огород и радовались, когда находили оставшуюся картошку, из которой потом пекли лепешки и ели. Но никто нас ни разу не попрекнул в том, что мы дети «врага народа». А даже наоборот: старались помочь. Мы, малые ребятишки, помогали родителям пасти овец, коров. С нетерпением ждали лета. Ведь зимой одна пара валенок была на всю семью», - вспоминает моя бабушка. [3]

 Работали женщины не покладая рук. Государство оценило их труд, и после войны многие труженики колхоза «Валгус» были награждены медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов»: Мария Устиновна Васюкович, Мария Сергеевна Андреева, Мария Петровна Чайковская, Павлина Кузьминична Андреева, Ида Ивановна Леоск, Агафья Ивановна Васюкович - полевод, Роберт Иванович Леоск - машинист, Михаил Игнатьевич Пастарчук - пахарь, Ольга Эдуардовна Бурш - пахарь. И мы думаем, что это далеко не все имена, кто доблестно воевал на колхозных полях. [29]

 Имена воинов, погибших за Великую Победу, увековечены на страницах «Книги Памяти». Как и везде, во всех уголках нашей Родины в это грозное для неё время вся надежда в тылу, и все бремя тяжести легли на плечи женщин, стариков, детей. Но они выстояли, победили голод, холод, ковали Победу в тылу. Фронтовики и труженики тыла могут гордиться своим вкладом в общую Победу. Стали в село возвращаться солдаты - фронтовики: Червинский Иван Александрович, Чайковский Владимир Петрович, Леоск Роберт Иванович и др. Именно им пришлось поднимать колхозы «Валгус» и «Знамя Победы».[30, 32] (см. Приложение №3,4)

 

Возрождение деревни».

 

 Война осталась позади, но жить легче не стало. Восстановление хозяйства вновь, как и до войны, проходило за счёт сельского сектора экономики, за счёт деревни. Все средства направлялись на восстановление электростанций, шахт и заводов. В интересах города проводилось снижение цен на продукты питания - в результате закупочные цены не могли оправдать даже затраты труда колхозников. Деревня задыхалась без техники, крепких мужских рук, гнулась под тяжестью займов и налогов. Такое же трудное время переживали и жители д. Лифляндка.

 Несмотря на все проблемы, стали строиться новые скотные дворы. Появился новый гараж. Кроме крупнорогатого скота, занимались овцеводством, выстроили новую свиноферму. В домах появился свет, радио. Люди работали, радовались результатам своего труда, радовались жизни. В семьях вновь стали рождаться дети. Все было в жизни лифляндцев: и свадьбы с песнями и плясками, и крестины, и проводы в армию, (см. Приложение № 5) Жизнь стала налаживаться. Вместо трудодней стали получать заработную плату. В магазины стали привозить больше товаров. В клубе показывали кино, молодежь устраивала танцы. Организовывали свои концерты. По данным Похозяйственной книги за 1948-1951 годы, мы выяснили, что в Лифляндке проживало 291 человек. Внимательно изучив даты рождения детей в послевоенное время, мы выяснили, что наибольшее количество детей родилось в 1947 году - 7 новорожденных, 1946-6, и 1948 -5. [8]

 Но вновь государство принимает новые законы. В 1952 году был ликвидирован Лифляндский сельский Совет. Лифляндка и Малый Китап вошли в состав Ермаковского сельского Совета. Колхозы «Валгус» и «Знамя Победы» вошли в объединенное хозяйство колхоза им. Жданова. Скот из Малого Китапа перегнали в Лифляндку. Следом стали и разъезжаться жители в Лифляндку, Ермаковку, Сидоровку, а кто и вовсе в город. Лифляндка продолжала жить. В 1956 году из Малого Китапа уехал последний житель -Васюкович Иван Петрович в д. Богомель.[6, 18, 28]

 И все же именно в 50-60-е годы происходит послевоенный экономический рост колхозов, значительное повышение общеобразовательного, культурного и материального уровня жизни колхозников. И все это происходило, несмотря на изощрение государства в изъятии у крестьян последнего куска хлеба. С колхозника «драли три шкуры» обязательными поставками государству молока, мяса, картофеля, яиц, шерсти и кожи. Молодежь бежала из деревни любыми путями, чаще всего не возвращаясь, домой после службы в рядах Советской армии. После окончания профессиональных заведений устраивались на работу в городе.

 

Школа - будущее деревни.

 

 В каждом селе много разных учреждений, но главной среди них на протяжении всей истории села была школа. В Лифляндке школа находилась в центре села. Сейчас, мы можем лишь только предположить, что открыта она была с первых лет основания села. Так как, судя по данным Похозяйственной книги д. Лифляндка за 1949-1951 гг. население примерно на 70 % было грамотным, 15% населения составляли дети дошкольного возраста и примерно столько же люди преклонного возраста. [8] (см. Приложение № 6)

 Работая с архивными документами, мы поняли, что внимательно изучая и анализируя представленные данные можно узнать много нового, о чем уже никто и не помнит. Так из протокола «общего собрания женщин и молодежи поселка Лифляндского», которое состоялось 27 октября 1929 года, мы узнали, что учитель Лифляндской школы Андресон читал доклад на тему «Борьба с алкоголизмом». Таким образом, мы сразу узнали три факта: во-первых, фамилию учителя; во-вторых - раз таковой человек был - значит была школа и, в-третьих, на селе были проблемы с алкоголизмом, которые в общем-то не искоренились до сих пор. Из этого же протокола нам стало известно, что «...учитель Андресон говорит, что женщины должны принять активное участие в общественной работе. И чтобы все женщины от 14 до 35 лет ликвидировали свою неграмотность. Это касается и для мужчин». [24]

 Авсейко Эльфрида Ивановна вспоминает, что в годы её учебы в школе работал Август Тугучи. [1] После войны в Лифляндскую начальную школу приехал работать фронтовик Горбунов Михаил Иванович (который до войны работал в д. Ново-Ермаковка), вместе со своей семьёй поселился в домике рядом со школой. [4] (см. Приложение № 7) Более молодое поколение учащиеся 60-х годов с теплотой и любовью называют имя Елемеевой Галины Павловны. [2] (см. Приложение № 8)

 С 1969 по 1977 год в школе преподавала Червинская Валентина Федоровна. Она была последним учителем Лифляндской школы. Валентина Федоровна в настоящее время проживает в с. Ермаковка. Валентина Федоровна вспоминает, что «Причиной закрытия школы послужил массовый выезд населения. Закрыли ферму основное рабочее место, скот перегнали в Ермаковку, технику тоже. В 1977 году в школе осталось всего два ученика. Но и семья Козловых уехала в поисках лучшей жизни». Оставшись без работы Валентина Федоровна, вместе со своей семьей вынуждена была переехать в Ермаковку. И уже в Ермаковской школе она работала учителем начальных классов до заслуженного отдыха. [6] (см. Приложение № 9)

 После окончания Лифляндской начальной школы дети продолжали свое обучение в Ермаковке. Жили в интернате. И лишь только на выходные дни приезжали домой к родителям. А добирались когда на чем придется. Ведь в Лифляндку никогда не ходил автобус. Поэтому приходилось в любую погоду 8 километров либо идти пешком (в лучшем случае приезжал кто-нибудь из родителей на лошади), либо на кузове грузовика. [5]

Многие из родителей желали своим детям лучшей жизни, желали видеть их воспитанными и образованными не хотели отрывать от семьи, поэтому и уезжали.

 

Разорение».

  Как ни странно, самые тяжелые времена в истории Лифляндки и Малого Китапа начались тогда, когда жизнь сельчан начала налаживаться, и все испытания казалось остались позади. Шестидесятые годы круто изменили все планы жителей на будущее. Именно на середину 60-х гг. приходится массовый отток жителей из Лифляндки. Многие вспоминают о том, что за одно лето 1965 г. из Лифляндки уехало сразу 20 семей. [1, 3, 4] И вновь мы обращаемся к архивным документам. Из списков населенных пунктов и населения в них по Ермаковскому с/совету по состоянию на 1 января 1969 года в д. Лифляндка было: «... всего хозяйств — 31, в т.ч. хозяйств колхозников — 29, всего наличного населения — 100, в т.ч. колхозников 94, из общей численное население мужчин 47». [19]

 По состоянию на 1 января 1972 года «... всего хозяйств - 29, в т.ч. хозяйств колхозников 28, всего наличного населения — 55, в т. ч. колхозников -79, из общей численности населения мужского 37». [20] По этим данным уже видно, что численность населения значительно уменьшается.

 Но деревня пока держалась, жила. Уже в эти годы Лифляндка получала статус «неперспективного» населенного пункта. Но те, кто еще оставался, надеялись, что все наладится и старались добиваться высоких показателей в социалистических соревнованиях, (см. Приложение № 10)

 Ермаковский сельский Совет регулярно подводил итоги социалистического соревнования. Так, 29 декабря 1970 года на заседании исполкома первое место присуждается Лифляндской бригаде (бригадир Роберт Иванович Леоск) за высокий урожай зерновых культур. Среди доярок определены победители сестры Эльфрида Петровна Игнатьева и Альвина Петровна Скуратова, (см. Приложение № 11)

22 февраля 1975 года Омский облисполком подвел итоги социалистического соревнования сельсоветов, приемных пунктов, сливкоотделений по закупу излишек молока у населения и присуждает второе место и денежную премию Лифляндскому приемному пункту - заведующая Моисеенко Надежда Сергеевна 25 июля 1975 года, подводя итоги социалистического соревнования за первое полугодие, исполком вновь присуждает первое место Лифляндской ферме, Игнатьева Эльфрида Петровна, Скуратова Альвина Петровна, Андреева Анастасия Ильинична, признаны победителями среди доярок колхоза им. Жданова, а также скотники Павел Петрович Чайковский и Иван Александрович Червинский. (см. Приложение № 12, 13)

8 апреля 1976 года районная газета вновь пишет о замечательной работе доярок Лифляндской фермы: Андреевой Анастасии Ильиничны, Леоск Клары Эдуардовны, Игнатьевой Эльфриды Петровны. [29]

 Михейчик Лидия Ивановна (1948 года рождения) в это время работала в сливкоотделений и очень хорошо помнит, что осенью 1976 года закрыли ферму, коров перегнали в Ермаковку. Более десятка человек остались без работы. Уехало еще несколько семей. Семьи Скуратовых, Игнатьевых, Васюкович переехали в Сидоровку. Андреевы уехали в Тару. Червинские и Чайковские поселились в д. Ново-Ермаковка. В 1983 году в деревне осталось всего лишь только пять домохозяев. В 1986 году деревню покинула последняя семья Авсейко Эльфриды Ивановны. [1, 3, 4] Имена этих людей, мы не раз ещё встречали на страницах районной газеты, но уже как передовиков д. Сидоровка, д. Ново-Ермаковка.

 В настоящее время в д.Ново-Ермаковка проживают Солопаха Прасковья Ильинична, Санниковы Татьяна Ильинична и Михаил Иванович, Чайковский Анатолий Павлович, Болдасова (Чайковская) Мария Павловна, моя бабушка -Васильева Евдокия Егоровна. В Ермаковке - семьи Червинских Анатолия и Александра, Моисеенко Сергей, Марина, Наталья и их мама - Надежда Леонидовна, Чайковский Владимир, Васюкович Виктор и его жена Светлана (Скуратова). В Сидоровке - Игнатьевы, Скуратовы, Васюкович. Все они имеют свои семьи, многие помогают воспитывать внуков. И нет среди них тех, кто не помнил бы своей малой родины.

 Но нет уже тех домов, в которых они родились, нет той улицы с красивыми цветниками и черемухой под окном, на которой прошло их босоногое детство. Дома вывезли, остатки сгребли бульдозером, на месте деревни распахали пашню.

 Обширные лифляндские поля долгие годы давали высокие урожаи зерновых колхозу им. Жданова, сенокосные луга обеспечивали хозяйство сеном. А теперь эта земля никому не нужна, заросли пашни, на сенокосных угодьях поднялись молодые березки. Природа красива, но не поют там больше песен, не справляют свадьбы и не рожают детей. Некому собирать грибы и ягоды. Жизнь остановилась... (см. Приложение № 14)

 

 

Заключение

 Много страданий в XX веке выпало на долю деревни. Это репрессии, тяжкий труд в годы Великой Отечественной войны, бесперспективность, и перестройка в 80-е годы. Мне, как жителю сельской местности, очень близки, понятны переживания простых крестьян о разорении их малой родины. И я не хочу, чтобы такое произошло с моей родной деревней Ново-Ермаковка.

В ходе исследовательской работы и на основании документов Тарского Филиала государственного архива Омской области мы постарались восстановить историю д. Малый Китап и Лифляндка.

 Говорят, человек умирает не тогда, когда прекращается его физическое существование на Земле, а когда его забывают. Думаю, так же можно сказать и о моей малой родине. «Поставьте памятник деревне...». Вероятно, это должен быть памятник в виде памяти о людях, родственниках, земляках, которые там жили и трудились на благо своей семьи и, как это громко не звучит, на благо своей малой и большой Родины.

 Многие, кто уехал, действительно на жизнь не жалуются. Но они говорят, что счастлив тот человек, кто пословицу «Где родился, там и пригодился», может применить к себе. Все они называют одни и те же причины: укрупнение хозяйств за счет малых деревень, отдаленность от центрального села, плохие дороги, закрытие фермы, школы.

 Сегодня моя малая родина, как и большинство других деревень, бесперспективна. Я считаю, что уход в небытие каждой деревни - это удар похоронного колокола по сельскому хозяйству (уменьшаются посевные площади, поголовье скота и пр.) Бесперспективная деревня. Таков диагноз. Таков «приговор».

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ

Источники:

1. Воспоминания Авсейко Эльфриды Ивановны.

2. Воспоминания Болдасовой (Чайковской) Марии Павловны.

3. Воспоминания Васильевой Евдокии Егоровны.

4. Воспоминания Михейчик Лидии Ивановны.

5. Воспоминания Панфиловой (Моисеенко) Марины Владимировны.

6. Воспоминания Червинской Валентины Федоровны.

7. Карта Тарского уезда Омской губернии начала XX века Омская картографная фабрика 1993 г.

8. Похозяйственная книга д. Лифляндка за 1949-1951 гг.

9. Списки населенных пунктов Тарского района по состоянию на 1926 г. ТФ ГУ ГАОО.

10.ТФ ГУ ГАОО Ф.9. Оп.1. Д.116. Л.34.

 11.ТФ ГУ ГАОО Ф. 18. Оп. 1. Д.32. Л.48.

12.ТФ ГУ ГАОО Ф.46. Оп.1. Д.1. Предисловие.

13.ТФ ГУ ГАОО Ф.46. Оп.1. Д.1. Л.18.

14. ТФ ГУ ГАОО Ф.46. Оп.1. Д.1. Л.51.

15. ТФ ГУ ГАОО Ф.46. Оп.1. Д.1. Л.57.

16. ТФ ГУ ГАОО Ф.46. Оп.1. Д.1. Л.60.

17.ТФ ГУ ГАОО Ф.46. Оп.1. Д.1. Л.81.

18. ТФ ГУ ГАОО Ф. 124. Историческая справка.

19. ТФ ГУ ГАОО Ф.124. Оп.1. Д. 104. Л.2.

20.ТФ ГУ ГАОО Ф.124. Оп.1. Д.124. Л.1.

21. ТФ ГУ ГАОО Ф.130. Оп.1. Д.12. Л.9.

22.ТФ ГУ ГАОО Ф.130. Оп.2. Д.7. Л.7.

23.ТФ ГУ ГАОО Ф.139. Оп.1. Д.59. Л.2.

24.ТФ ГУ ГАОО Ф.702. Оп.1. Д.1. Л.2.

25.ТФ ГУ ГАОО Ф.702. Оп.1. Д.1. Л.4.

26. ТФ ГУ ГАОО Ф.702. Оп.1. Д.1. Л.5.

27. ТФ ГУ ГАОО Ф.702. Оп.1. Д. 1. Л.6.

28. ТФ ГУ ГАОО Ф.721. Историческая справка.

Литература

29. Ермаковка - частица России: историко - документальный очерк / В.В. Шахов, К.Д. Гутова. - Тара, 2008. - 247 с.

30. Книга Памяти. Т - Омск, 1995 г.

31. Населенные пункты Тарского района Омской области: опыт исторического развития (XVII - XX вв.). Материалы научно-практической конференции. Тара, 2006 г.

32. Солдаты Победы. Т- Омск, 2001 г.

33. Юрьев А.И. Живи, деревенька моя. - Омск, 2001 - 108 с.

Интернет-ресурсы:

34   http://lists.memo.ru - Жертвы политического террора в СССР/

35. http://www.zaimka.ru - Культурное наследие.

 

 

Приложение № 1


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.098 с.