Игра-упражнение «Мы очень любим» — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Игра-упражнение «Мы очень любим»

2020-07-07 251
Игра-упражнение «Мы очень любим» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание программы.

Блок 1. Снятие состояния эмоционального дискомфорта. Сплочение группы.

Блок 2. Преодоление негативных переживаний. Коррекция тревожности и страхов.

Блок 3. Формирование положительного самопринятия.

Блок 4. Развитие навыков саморегуляции и самоконтроля.

На каждый блок отводится 4 занятия. Продолжительность занятия составляет 25-30 минут.

Структура группового занятия включает следующие элементы: ритуал приветствия, разминку, основное содержание (1-2 упражнения), рефлексию (смысловая и эмоциональная оценка занятия, арт-упражнения), ритуал прощания.

 Принципы проведения занятий:

1. Безопасность. Создание атмосферы доброжелательности, принятия каждого ребенка.

2. Возрастное соответствие. Предлагаемые упражнения учитывают возможности детей данного возраста.

3. Сочетание статичного и динамичного положения детей. Упражнения и игры статичного характера перемежаются подвижными играми.

4. Наглядность. Активное использование предметной среды.

5. Дифференцированный подход. Учет индивидуальных особенностей детей.

6. Рефлексия. Совместное обсуждение понятого, увиденного, почувствованного на занятии и краткое резюме психолога в конце занятия.

7. Конфиденциальность. Адресность информации о ребенке родителям, педагогам, воспитателям; недопустимость разглашения медицинских диагнозов детей.

Оборудование.

Методические материалы для игр и упражнений (рисунки, фотографии и т.д.), магнитофон, аудиокассеты, реквизит для игр и этюдов, бумага разных форматов, краски, карандаши, мелки, небольшие сувениры для награждения.

 

 

БЛОК 1. Снятие состояния эмоционального дискомфорта. Сплочение группы.

 Занятие 1. «Знакомство»

Цель:

1. Знакомство детей друг с другом.

2. Формирование позитивного настроя на занятия.

Оборудование: клубок ниток, магнитофон, аудиозапись «Шум моря».

Ход занятия.

Здравствуйте, ребята. Меня зовут (ИО). Я буду вести у вас необычные занятия. На каждом занятии мы будем говорить особое приветствие. Давайте его выучим.

Ритуал приветствия

Психолог. У меня в руках клубок ниток. Мне бы хотелось узнать, как зовут каждого из вас, и с каким настроением вы сегодня пришли на занятие. Сначала я скажу про себя, затем намотаю свой кусок нити на пальчик и передам клубок нити сидящему слева. Он сделает то же самое, расскажет про себя и передаст клубок следующему. Главное условие, чтобы клубок побывал у каждого, и только один раз.

 

Игра-упражнение «Мы очень любим»

Цель: формирование позитивного отношения ребенка к своему имени.

Психолог. Давайте выберем водящего, а потом представим, что мы все – мама, папа, бабушка, дедушка, - в общем, те, кто очень любит нашего водящего. Он будет кидать нам по очереди мячик, а мы – придумывать и называть его ласковое имя или говорить ему добрые слова, хвалить».

 

Рисование на тему «Автопортрет»

Упражнение-релаксация «Имя шепчут волны»

Цель: снятие напряжения.

Дети садятся или ложатся на пол в удобной для них позе.

Психолог. Устраивайтесь поудобнее, расслабьтесь, закройте глаза и послушайте, что происходит вокруг вас. (Включается запись звуков моря). А теперь мы с вами на берегу моря. Мы стоим на песке, набегают волны. И волны хотят заговорить с нами, волны шепчут имя каждого из вас. Послушайте, как вас зовут волны, а теперь произнесите это вслух.

Ведущий показывает, как волны произносят его собственное имя, затем помогает детям. После этого можно предложить ребятам услышать и произнести вслух, как их зовут ветер, дождь, тучки или камешки на дороге.

 

Обсуждение. Смысловая рефлексия: Почему это важно? Зачем мы это делали?

 

Ритуал прощания.

Все встают в круг, держатся за руки, каждый говорит соседу «до свидания», назвав его по имени.

 

Занятие 2. «Я и другие»

Цель:

1. Формирование доброжелательных отношений в группе.

2. Развитие умения сотрудничать.

3. Снятие напряжения.

Оборудование: крупные игрушки, ватман, карандаши.

Приветствие

Игра «Ветер дует на. …»

Цель: способствовать развитию взаимопонимания между детьми.

Ведущий говорит, что все мы очень разные, но в то же время все чем-то друг на друга похожи. Предлагает убедиться в этом. Затем он говорит: « Ветер дует на...»

  • тех, кто любит конфеты
  • светловолосых;
  • тех, кто любит купаться в речке;
  • тех, кто любит убирать игрушки;
  • тех, кто в красном;
  • кто  одет в шорты;
  • у кого есть брат;
  • у кого есть сестра и т.п.

Все, кому подходит утверждение, собираются в группу, поднимают руки вверх и раскачиваются из стороны в сторону, подражая деревьям, на которые дует ветер.

Дети сначала просто играют, а затем делают вывод, что действительно у них есть много общего.

 

Расставание

 

Занятие 3. «Цветок дружбы»

Цель:

1. Формирование дружеских взаимоотношений между детьми.

2. Создание атмосферы эмоциональной поддержки в группе.

3. Развитие инициативы.

 

Оборудование: коробка с 4-6 прорезями по размеру детской руки.

Приветствие

Игра «С кем я подружился»

Цель: формировать взаимопонимание и доброжелательные отношения в группе.

Для этой игры понадобится коробка с прорезанными по бокам 4-6 отверстиями такого размера, чтобы ребенок мог легко просунуть туда руку. Соответственно 4-6 участников закрывают глаза и просовывают руки в коробку, которую в это время придерживает психолог. Там они находят чью-то руку, знакомятся с ней, а потом угадывают, с чьей рукой они познакомились.

 

Игра «Цветок дружбы»

Цель: формировать взаимопонимание и доброжелательные отношения в группе.

Я предлагаю вам превратиться в очень красивые цветы. Каждый из вас должен сам решить, в какой цветок он хотел бы превратиться. Теперь я буду подходить к каждому из вас и выращивать ваши цветы.

Психолог работает поочередно с каждым ребенком. Сначала он «сажает» семечко – ребенок поджимает ноги, садится на стульчик, опускает головку – он «семечко». Ведущий поглаживает его – «закапывает ямку». Затем слегка из пипетки капает на голову воду – «поливает». «Семечко начинает расти» - ребенок медленно встает, поднимая вверх руки. Ведущий помогает ему, поддерживая за пальцы. Когда «цветок вырастает», дети хором кричат ему: «Какой красивый цветок! Мы хотим дружить с тобой!»

 

Расставание

 

Занятие 4. «Настроение»

Цель:

1. Формирование навыков самоконтроля в процессе группового взаимодействия.

2. Снижение эмоционального напряжения

 

Оборудование: листы бумаги, краски, кисти, карточки с изображением различных движений; изображения смайликов с разными настроениями.

 

Приветствие

Беседа после прочтения английской народной песенки «Котята» (перевод С. Маршака)

Психолог читает английскую народную песенку в переводе С. Маршака.

Два маленьких котенка поссорились в углу,

Сердитая хозяйка взяла свою метлу.

И вымела из кухни дерущихся котят,

Не справившись при этом, кто прав, кто виноват.

А дело было ночью, зимою, в январе,

Два маленьких котенка озябли во дворе.

Легли они, свернувшись, на камень у крыльца,

Носы уткнули в лапки и стали ждать конца.

Но сжалилась хозяйка и отворила дверь.

«Ну что, - она спросила, не ссоритесь теперь?»

Прошли они тихонько в свой угол на ночлег,

Со шкурки отряхнули холодный мокрый снег,

И оба перед печкой заснули сладким сном,

А вьюга до рассвета шумела за окном.

После чтения ведущий спрашивает детей: изменялось ли их самочувствие во время прослушивания стихотворения? Как? Было грустно или весело?

 

Этюд «Солнечный зайчик»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, развитие способности понимать свое эмоциональное состояние и умения его выразить.

Дети сидят в кругу. Ведущий говорит: «Солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте его ладонями: на лбу, носу, ротике, щечках, подбородке, аккуратно поглаживайте, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги, он забрался за шиворот – погладьте его и там. Он не озорник, он любит и ласкает вас, а вы погладьте и подружитесь с ним. Улыбнитесь ему».

 

Упражнение «Тренируем эмоции»

Цель. Развитие умения чувствовать настроение и сопе­реживать окружающим.

Ведущий предлагает детям:

а) нахмуриться как:

—осенняя туча,

—рассерженный человек;

б) позлиться, как:

—злая волшебница,

—два барана на мосту,

—голодный волк,

—ребенок, у которого отняли мяч;

в) испугаться, как:

—заяц, увидевший волка,

—птенец, упавший из гнезда,

—котенок, на которого лает злая собака;

г) улыбнуться, как:

—кот на солнышке,

—само солнце,

—хитрая лиса,

—будто ты увидел чудо.

Расставание

БЛОК 2. Преодоление негативных переживаний. Коррекция тревожности и страхов.

Занятие 5. «Наши чувства»

Цель:

1. Развитие спонтанности детей

2. Снижение эмоционального напряжения

Оборудование: картинки с изображением людей в различном эмоциональном состоянии, листы с контурным изображением фигуры человека, краски, кисти.

Приветствие

Игра «Обезьянки»

Цель: способствовать развитию спонтанности детей

Психолог предлагает детям поиграть в обезьянок, которые любят кривляться и подражать друг другу. Все «превращаются» в обезьянок. Кто-то один (сначала это ведущий, а затем все дети по очереди) становится водящим – начинает кривляться, а все остальные повторяют его движения. Сначала водящий только гримасничает, потом добавляется кривлянье телом, голосом, дыханием.

 

Упражнение «Черепашка»

Цель: снятие напряжения

Ведущий. Давайте представим, что мы все с вами — черепашки. Кто такие черепашки? Правильно, это такие животные с панцирем — защитным домиком на спине, в который они прячутся, когда чувствуют опасность. Но сейчас все хорошо, ярко светит солнышко, и все черепашки вылезли из-под камней погреться на солнце, они потягивают свои ручки, ножки широко, во все стороны, вертят головой и жмурятся от удовольствия. Но вдруг они чуют опасность и начинают прятать свои лапки и голову — они втягивают их в свой «домик», под панцирь, а еще пытаются свернуться клубочком, стараются стать меньше и незаметнее. Но вот опасность миновала, все вокруг снова спокойно, и черепашки выползают из своих домиков, потягиваются, крутят головой, растопыривают лапки и нежатся на солнышке. Все хорошо!

 

Расставание

 

Занятие 6. «Страхи»

Цель:

1. Предоставить детям возможность актуализировать свой страх.

2. Отреагирование негативных эмоций.

 

Оборудование: магнитофон, аудиозаписи различных музыкальных произведений.

Приветствие

Расставание

Занятие 7. «Я боюсь»

Цель:

1. Предоставить детям возможность актуализировать свой страх.

2. Отреагирование негативных эмоций.

Оборудование: листы бумаги, краски, кисти,

 

Приветствие

Арт-упражнение «Я боюсь»

Цель: актуализация детских страхов

Детям предлагается нарисовать то, чего они больше всего боятся. Используются краски, бумага, фломастеры.

 

Беседа о страхах

Цель: уменьшение тревожности, развитие уверенности в себе.

Ведущий вместе с детьми рассматривает рисунки, которые предварительно развешаны на стене кабинета, и спрашивает: кто какой страх изобразил? Как побороть его? А может, его можно пожалеть? Ведь он стал маленьким, если помещается на альбомном листочке?

Затем психолог просит детей ответить на вопросы: «Все ли страхи плохие? Бояться — это плохо или хорошо? А бывает ли страх «хорошим»? Например, если мама боится за тебя — это плохо? Бывают ли полезные страхи? Как вы думаете, кто больше боится — дети или взрослые?».

 

Упражнение «Дождь в лесу»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения

Сейчас мы снова будем превращаться. На этот раз мы будем деревьями. Встаньте друг за другом.

В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои листочки. Высоко-высоко тянутся, чтобы каждый листочек согрелся. Пальчики-листочки танцуют под солнышком. Вдруг подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются.

Ветер принес дождевые тучки, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя. Дотронься своими пальцами до спины впереди стоящего. Пусть движения будут легкими, как будто дождик стучит ласково.

Дождик стал стучаться сильнее, а потом еще чуть сильнее. И деревья стали жалеть друг друга. Гладить, защищать от сильных ударов дождя.

Но вот снова появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с себя лишние капли дождя и оставили только необходимую влагу. Почувствовали свежесть, бодрость и уверенность.

 

Расставание

 

Занятие 8. «Я больше не боюсь»

Цель:

1. Коррекция страхов.

2. Преодоление негативных переживаний

Оборудование: игрушечный крот, настольная лампа, фонари электрические, краски, кисти, рисунки детей с изображениями страхов, магнитофон, аудиозапись «Звуки леса».

 

Приветствие

 

Игра «В темной норе»

Цель: снятие страха перед темнотой.

Для проведения данной игры необходимо темное помещение (это может быть какой-либо кабинет в детском саду, в котором отсутствуют окна либо темные занавеси). Можно разместить там фигурку крота и настольную лампу.

Ребята, сейчас я приглашаю вас в путешествие. Мы отправляемся в нору к кроту. К нему в гости спешит светлячок со своим волшебным фонариком. На роль светлячка выбирается ребенок, боящийся темноты (психолог узнает об этом из рисунков или из предварительной беседы с родителями), Он с помощью своего волшебного фонарика (использовать любой, заранее приготовленный фонарик) помогает детям дойти до освещенного места.

Комплекс «На лесной поляне»

Цель: снятие эмоционального напряжения, мышечных зажимов, ауторелаксация.

Ведущий предлагает детям представить, что они попали на залитую солнцем поляну.

На нашу лесную поляну со всех сторон сбежа лись и слетелись лесные жители — всевозможные букашки, таракашки.

Звучит ритмичная, задорная музыка. Кузнечики высоко под­ прыгивают, сгибают лапки, лягаются, весело скачут по поля­ не. Бабочки порхают с цветка на цветок. Жучки жужжат и пе­ релетают с травинки на травинку. Гусеницы ползают между стеблей. Задорные муравьишки-непоседы снуют туда-сюда.

 

Расставание

 

Приветствие

 

Игра «Я очень хороший»

Цель: способствовать повышению самооценки детей.

Ведущий предлагает детям повторить вслед за ним несколько слов. Каждый раз ведущий произносит слово с разной громкостью: шепотом, громко, очень громко. Таким образом, все дети прошептывают, затем проговаривают, затем кричат слово «Я», затем – слово «очень», потом – слово «хороший».

 

Упражнение «Водопад света»

Цель: помочь детям расслабиться.

Детям предлагается удобно сесть (или лечь), расслабится, несколько раз глубоко вдохнуть и спокойно выдохнуть. Дальше его задача - максимально ярко представить себе то, о чем вы ему говорите, ощутить это всем телом.

 Медленно, с паузами и очень мягкими интонациями поведайте ребенку вот о чем.

«Представь себе, что ты стоишь у необыкновенного водопада. В нем нет воды, а вместо нее вниз струится мягкий солнечный свет. Подойди ближе к этому водопаду, встань под его струи. Почувствуй, как этот чудесный свет падает на твою голову. От него расслабляются все мышцы. Вот расслабленными стали лоб, рот, шея. Везде, где прошел такой световой луч, тело спокойное, теплое и как будто светится. Теплый свет стекает к плечам, к рукам - они стали очень податливыми, мягкими. Струйки света стекают по спине, и ты чувствуешь, как в ней исчезает напряжение. Водопад смывает напряжение и с твоей груди, с живота. Тебе приятно чувствовать, что ты спокойно и легко дышишь. Струйки света движутся по твоим рукам, локтям, пальцам. Нигде не остается даже капли зажатости. Свет течет и по ногам, к ступням, к пальцам ног... Теперь все твое тело светится теплым светом. Оно расслабленное и мягкое. Тебе легко дышится. Ты чувствуешь, как твое тело сбросило напряжение и наполняется свежими силами. Побудь под этим водопадом, пока я считаю до десяти, а потом ты откроешь глаза бодрый и отдохнувший».
Примечание. Возможно, это упражнение не сразу получится у ребенка полностью. Не стоит огорчаться из-за этого. Периодические тренировки не пройдут даром. Но если же, наблюдая за ребенком во время этой медитации, вы не видите, как напряжение действительно волнообразно покидает его тело, то попробуйте повторить эту игру в другое время, желательно, когда ребенок уже находится в спокойном состоянии, например перед дневным сном.


Обсуждение (смысловая оценка занятия)

Расставание

 

Занятие 10. «Моя жемчужина»

Цель:

1. Создать условия для осознания детьми своих положительных качеств.

2. Способствовать самовыражению детей.

Оборудование: изображения морской жемчужины,  аудиозапись звуков моря для релаксации, «островки»,вырезанные из бумаги.

 

Приветствие

 

Игра «Конкурс хвастунов»

Цель: способствовать осознанию ребенком своих положительных качеств.

Взрослый предлагает детям посоревноваться в умении хвастаться. Они хвастаются по очереди, например, одна говорит: «Я – красивая», другой: «А я смелый», следующий: «А я добрый» и т.п. Взрослый при этом подбадривает детей. Нужно стремиться к тому, чтобы сказать про себя как можно больше хорошего.

 

Упражнение «Моя жемчужина»

Цель: актуализация положительных качеств детей, развитие веры в собственную уникальность; снятие напряжения.

Детям предлагается сесть поудобнее и расслабиться. Затем необходимо закрыть глаза и несколько раз глубоко вдохнуть и выдохнуть. Теперь можно приглашать его в путешествие по внутренним просторам. В качестве музыкального сопровождения можно использовать мелодию, включающую звуки моря.

Рассказ-медитация: «Душа каждого человека похожа на море. То она светлая и спокойная, солнечные блики светятся на ее поверхности, радуя окружающих. То налетит шторм, волны клокочут, крушат и сметают все, что подвернулось на их пути. В эти моменты окружающие могут бояться моря и избегать его. Но какая бы погода ни была, на дне моря все иначе. Давайте попробуем опуститься в прозрачную бирюзовую толщу воды. Видите, мимо нас проплывают стайкой маленькие блестящие рыбки? А вот морская звезда. Плывем еще глубже. Там, на самом дне моря, лежит истинное сокровище твоей души. Это жемчужина. Только ты можешь взять ее в руки. Подплыви ближе и рассмотри ее. Какой она излучает свет? Какие у нее размеры? На чем она лежит? Возьми ее аккуратно в руки. Такие жемчужины есть в душе и у других людей, но нигде нет даже двух одинаковых.

Слышишь звуки? Наверное, она хочет сказать тебе что-то важное о тебе самом! Послушай ее внимательно, ведь она знает, что ты уникальный, хороший, особенный. Ты хорошо расслышал, что она тебе поведала? Если да, то бережно опусти жемчужину снова на дно твоей души. Поблагодари ее за то, что ты можешь чувствовать себя счастливым. Что ж, пора плыть обратно. Когда я посчитаю до десяти, ты подплывешь к поверхности моря, вынырнешь и откроешь глаза».

                                              

Упражнение «Какой я сейчас»

Расставание

 

Занятие 11. «Мои достижения»

Цель:

1. Развитие уверенности в собственных силах.

2. Способствовать формированию самоуважения детей.

 

Оборудование: «волшебные очки» (можно изготовить самим из картона, можно взять очки с розовыми стеклами), мяч, цветная бумага, бисер, бусы, журналы, ленточки цветные.

 

Приветствие

 

Упражнение «Волшебные очки»

Цель: развитие умения видеть в людях положительные качества.

Взрослый торжественно объявляет: «Я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто их надевает, видит только хорошее в других. Вот я сейчас примерю эти очки… Ой, какие вы все хорошие, добрые, красивые!»

Подходя к каждому ребенку, взрослый называет какое-либо достоинство (кто-то хорошо рисует, кто-то умеет строить из кубиков, кто-то плетет из бисера и т.д.)

«А теперь мне хочется, чтобы каждый из вас примерил эти очки и хорошенько рассмотрел своего соседа».

Дети по очереди надевают очки и называют достоинства своих товарищей. В случае, если кто-то затрудняется, можно помочь и подсказать. Повторения одних и тех же достоинств здесь не страшны, хотя желательно расширять круг хороших качеств.  

 

Игра «Клеевой дождик»

Цель: способствовать развитию сплоченности.

Дети встают друг за другом и держаться за плечи впереди стоящего. Нельзя отцепляться друг от друга. В таком положении они преодолевают различные препятствия:

- подняться и сойти со стула;

- проползти под столом;

- обогнуть «широкое озеро»;

- прятаться от диких животных.

 

Эмоциональная оценка занятия.

Расставание.

 

Занятие 12. «Я счастливый»

Цель:

1. Формирование положительного самопринятия.

2. Повышение общего эмоционального тонуса.

 

Оборудование: листы, краски, кисти, карандаши.

Приветствие.

 

Расставание

Приветствие.

Игра «Молчок»

Цель: коррекция поведения с помощью ролевых игр.

Ведущий читает стихотворение А. Бродского «Новичок».

В детский сад пришел МолчокОчень робкий новичок. Он сначала был не смел, с нами песенок не пел. А потом, глядим, привык: с ловно зайка — скок да прыг. До чего же осмелел: даже песенку запел.

Дети исполняют роль Молчка: сначала робко сидят на стуле, затем, согласно тексту, преображаются в смелых: прыгают со стула, а потом поют какую-нибудь знакомую песенку. (Можно заранее договориться, какую песенку будут петь).

Этюд «Три характера»

Цель: дать моральную оценку злости, плаксивости; работа над мимикой и пантомимой.

Дети слушают три музыкальные пьесы Д. Кабалевского: «Злюка», «Плакса» и «Резвушка». Вместе с ведущим дают оценку поведения Злюки, Плаксы и Резвушки. Трое детей изображают девочек, все остальные догадываются по их мимике и пантомиме, кто из них кто.

 

Упражнение «Драка»

Цель: научить детей расслаблять мышцы нижней части лица и кистей рук, а также снять эмоциональное напряжение и частично выразить агрессию, которую тревожные дети стараются никогда не выплескивать.

Ребята, представьте такую ситуацию. Вы с другом поссорились. Ты страшно разозлился. Сейчас тебе очень хочется задать другу хорошую трепку. Поэтому твои кулаки крепко сжимаются, даже косточки побелели (пусть дети изобразят это, с силой сжав кулаки). Челюсти сомкнуты, в них чувствуется напряжение. (Это напряжение должен почувствовать каждый ребенок, сильно сжав зубы). От волнения перед дракой ты даже дыхание затаил (попросите их в этом состоянии задержать дыхание на несколько секунд). И тут посмотрел мальчик (девочка) на своего друга и вспомнил, как тот его однажды выручил. Может быть, не стоит драться? Выдохнул ребенок и расслабился (пусть ваши ребята сделают то же самое). Вот теперь все вопросы можно решать спокойно.

 

Игра «Доброе животное»

Цель: сплочение детского коллектива, развитие чувства сопереживания.

«Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое и доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох – делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох – два шага назад. Так не только дышит животное, также четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».

Упражнение «Какой я сейчас»

Расставание

 

Занятие 14. «Радостные дети»

Цель:

1. Коррекция поведения.

2. Повышение настроения.

Приветствие

Игра «Принц и принцесса»

Цель: д ать почувствовать себя значимым, выявление положительных сторон личности; сплочение детской группы.

Дети стоят в кругу. В центр ставится стул — это трон. Кто сегодня будет Принцем (Принцессой)? Ребенок по желанию садится на трон. Остальные дети оказывают ему знаки внимания, говорят что-нибудь хорошее.

Упражнение «Рот на замок»

Цель: научиться расслаблять губы и нижнюю челюсть, изображая, как выглядит в действительности образное выражение "Рот на замок!".

Детям предлагается сильно стиснуть губы. Теперь, не отпуская, поджать их так, чтобы они совсем не были видны. Так нужно продержаться несколько секунд, а затем можно расслабить губы. Подчеркните для ребенка, что теперь его губы стали снова мягкими и ненапряженными.
Примечание. Эту игру желательно повторить несколько раз для большего эффекта. Чтобы ребенку не стало скучно, можно чередовать ее с аналогичной игрой "Слон", когда мальчик или девочка вытягивают губы вперед трубочкой, изображая хобот слона, а затем расслабляют их.

Этюд «Солнце в ладошке»

Цель: снятие эмоционального напряжения, развитие правильного понимания детьми эмоционально-выразительных движений.

Ведущий читает стихотворение «Солнце в ладошке».

Солнце в ладошке, Тень на дорожке. Крик петушиный, Мурлыканье кошки, Птица на ветке, Цветок у тропинки. Пчела на цветке, Муравей на травинке. И рядышком — жук, весь п окрытый загаром.И все это — мне, И все это — даром! Вот такни за что! — Лишь бы жил я и жил. Любил этот мир И другим сохранил...

Дети изображают персонажей стихотворения, «насыщаясь» атмосферой радости и добра.

 

Эмоциональная оценка занятия.

Расставание

 

Занятие 15. «Встреча сказочных героев»

Цель:

1. Коррекция негативных поведенческих реакций.

2. Развитие социального доверия.

 

Приветствие

 

Игра «Мальчик (девочка)-наоборот»

Цель: развитие произвольного контроля за своими действиями, снятие двигательной расторможенности, негативизма.

Участники встают в круг. Ведущий показывает действиями, все повторяют за ним. Мальчик (девочка)-наоборот должен делать не так, как все.

 

Упражнение «Какой я сейчас»

Расставание

Занятие 16. «Маленькие принцы (принцессы)»

Цель:

1. осознание детьми собственных положительных качеств.

2. Развитие социального доверия и самоуважения.

 

Приветствие

Игра «Волны»

Наверно, вы любите купаться в речке, в пруду, но особенно в море. Почему в море? Наверное, потому, что в море обычно бывают небольшие волны и так приятно, когда они ласково омывают тебя. Давайте сейчас превратимся в морские волны. Попробуем подвигаться, как будто мы волны. Попробуем улыбнуться, как волны, когда они искрятся на ярком солнце. Попробуем «пошуршать» как волны, когда они накатывают на камушки на берегу, попробуем сказать вслух, что говорили бы волны купающимся в них людям, если бы умели говорить. Наверное, они говорили бы: «Мы любим вас, мы любим вас!»

Затем ведущий предлагает всем по очереди «искупаться в море». Купающиеся становится в центр, «Волны» подбегают к нему, поглаживают его, тихонько проговаривая свои слова: «Мы любим тебя, мы любим тебя»

Расставание

 

 

Список литературы.

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.2.

2. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения. М., 1990.

3. Захаров Р.С. Дневные и ночные страхи у детей. – «Издательство Союз», Санкт-Петербург, 2000.

4. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М., 1991.

5. Лебединский В.В. Нарушение психологического развития у детей. - М.: МГУ, 1985.

6. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. - М., 1971.

7. Лейтес Н.С.Проблема соотношения умственного развития и способностей // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - ч. II. - М., 1981.

8. Никольская О.С. Аффективная сфера человека. Взгляд сквозь призму детского аутизма. М.: Центр лечебной педагогики, 2000.

9.   Никифоров Г.С. Самоконтроль человека. - Л., 1989.

10.  Павлий Т.Н. Диагностика и коррекция эмоциональной сферы детей с ЗПР. Комсомольск-на-Амуре: Изд-во Гос. пед. института, 1997.

11. Раттер М. Помощь трудным детям. - М., 1987.

12. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М.: АРКТИ, 2000.

13.   Семаго Н.Я., Семаго М.М. Руководство по психологической диагностике. Дошкольный и младший школьный возраст. М.: АПКиПРО (Интегративная психология), 2000.

14. Словарь практического психолога / Сост. Головин С.Ю., - Минск: Харвест, 1997.

15. Эберлейн Г. Страхи здоровых детей: Практическое пособие для родителей. - М.: Знание, 1981.

Содержание программы.

Блок 1. Снятие состояния эмоционального дискомфорта. Сплочение группы.

Блок 2. Преодоление негативных переживаний. Коррекция тревожности и страхов.

Блок 3. Формирование положительного самопринятия.

Блок 4. Развитие навыков саморегуляции и самоконтроля.

На каждый блок отводится 4 занятия. Продолжительность занятия составляет 25-30 минут.

Структура группового занятия включает следующие элементы: ритуал приветствия, разминку, основное содержание (1-2 упражнения), рефлексию (смысловая и эмоциональная оценка занятия, арт-упражнения), ритуал прощания.

 Принципы проведения занятий:

1. Безопасность. Создание атмосферы доброжелательности, принятия каждого ребенка.

2. Возрастное соответствие. Предлагаемые упражнения учитывают возможности детей данного возраста.

3. Сочетание статичного и динамичного положения детей. Упражнения и игры статичного характера перемежаются подвижными играми.

4. Наглядность. Активное использование предметной среды.

5. Дифференцированный подход. Учет индивидуальных особенностей детей.

6. Рефлексия. Совместное обсуждение понятого, увиденного, почувствованного на занятии и краткое резюме психолога в конце занятия.

7. Конфиденциальность. Адресность информации о ребенке родителям, педагогам, воспитателям; недопустимость разглашения медицинских диагнозов детей.

Оборудование.

Методические материалы для игр и упражнений (рисунки, фотографии и т.д.), магнитофон, аудиокассеты, реквизит для игр и этюдов, бумага разных форматов, краски, карандаши, мелки, небольшие сувениры для награждения.

 

 

БЛОК 1. Снятие состояния эмоционального дискомфорта. Сплочение группы.

 Занятие 1. «Знакомство»

Цель:

1. Знакомство детей друг с другом.

2. Формирование позитивного настроя на занятия.

Оборудование: клубок ниток, магнитофон, аудиозапись «Шум моря».

Ход занятия.

Здравствуйте, ребята. Меня зовут (ИО). Я буду вести у вас необычные занятия. На каждом занятии мы будем говорить особое приветствие. Давайте его выучим.

Ритуал приветствия

Психолог. У меня в руках клубок ниток. Мне бы хотелось узнать, как зовут каждого из вас, и с каким настроением вы сегодня пришли на занятие. Сначала я скажу про себя, затем намотаю свой кусок нити на пальчик и передам клубок нити сидящему слева. Он сделает то же самое, расскажет про себя и передаст клубок следующему. Главное условие, чтобы клубок побывал у каждого, и только один раз.

 

Игра-упражнение «Мы очень любим»

Цель: формирование позитивного отношения ребенка к своему имени.

Психолог. Давайте выберем водящего, а потом представим, что мы все – мама, папа, бабушка, дедушка, - в общем, те, кто очень любит нашего водящего. Он будет кидать нам по очереди мячик, а мы – придумывать и называть его ласковое имя или говорить ему добрые слова, хвалить».

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.27 с.