Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Топ:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Интересное:
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2020-07-07 | 166 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Проект
«Народная музыка:
истоки, направления, сюжеты и образы, исполнители и исполнительские коллективы»
ученицы 6 класса МОУ СОШ № 82
Смирновой Екатерины
Руководитель: Шульгина
Наталья Святославовна
Котлас, 2020 г.
Оглавление
Оглавление. 1
Цель работы.. 2
Задачи. 2
Актуальность темы.. 2
Истоки. 3
Направления. 3
Известные исполнители и исполнительские коллективы.. 6
Ансамбль Дмитрия Покровского. 6
Ансамбль «НАРОДНЫЙ ПРАЗДНИК». 6
Бабкина Надежда Григорьевна и коллектив «Русская песня». 7
Рыбников Павел Николаевич. 7
Русланова Лидия Андреевна. 7
Зыкина Людмила Георгиевна. 7
Ансамбль «Золотое кольцо». 7
Местные исполнительские коллективы.. 8
Студия фольклорного театра "Радеюшка" г. Котлас. 8
Хор «Северные напевы» деревня Федотовская Котласского района. 9
Фольклорный ансамбль «Мария» п. Шипицыно. 9
Красноборский народный фольклорный хор. 9
Фольклорный ансамбль «Сольвычегодские приплывухи»
г. Сольвычегодск. 10
Вывод. 10
Список используемой литературы.. 12
Цель работы
Познакомиться с русской народной музыкой и современными коллективами исполняющими её.
Задачи:
1. Проследить историю возникновения народной музыки.
2. Познакомиться с направлениями и сюжетами русской народной музыки
3. Познакомиться с современными коллективами, исполняющими русскую народную музыку, в том числе в городе Котласе и близлежащих территориях.
Актуальность темы
Вчера я узнала, что руководитель нашего танцевального коллектива решила перепрофилировать наш коллектив в русский народный. Я решила провести опрос среди родителей и участниц коллектива и просто неравнодушных людей об их отношении к занятиям детей народной культурой.
|
Я рада, что 84,62% (66 человек) проголосовало в пользу «Да». Ведь мы, наши дети и дети наших детей должны знать свои истоки и традиции и передавать их последующим поколениям.
Интересно подметить, что 68 женщин и девушек старше 17 лет проголосовали «За» и только одна юная девушка была против.
9 мужчин и юношей также приняли участие в голосовании. Их голоса разделились так: 4 голоса - «за», 4 - «против», 1 – «не знаю». Таким образом, можно сделать вывод, что подавляющее большинство женщин и половина мужчин из опрошенных мной проявляют интерес к народной культуре.
Истоки
Нигде нет такой литературы, как у нас, у русских.
А народные песни? Они широки, как эпопея, и глубоки, как раздумье.
Такие песни могли родиться только
у народа великой души – в мятеже,
в тоске по правде и справедливости.
М. Горький
Истоки русской народной музыки восходят к фольклору восточнославянских племён, живших на территории Киевской Руси. Русская народная музыка неоднородна — существуют заметные региональные традиции. Свои особенности имеет народно-песенное искусство северных, западных, южных, центральных областей, поселений в бассейнах крупных рек — Оки, Волги, Дона. Уже в VI веке гусли — один из распространённых инструментов славян. Многие виды бытующих и теперь песен имеют языческие корни, иногда в сочетании с влиянием христианской обрядовости, связанной с языческими верованиями и ритуальными действиями.
Направления
Жанровая система русского фольклора включает следующие основные виды: календарные, обрядовые, свадебные, лирические песни, частушки; эпос; танцевальные жанры. Инструментальная музыка занимает несравнимо меньшее место, нежели вокальная: церковный запрет на использование музыкальных инструментов в храме, по-видимому, оказал влияние и на фольклор.
В песенном фольклоре особое место занимает цикл календарных песен, наиболее типичный для западных, юго-западных и некоторых центральных областей; он состоит из малых циклов, строго приуроченных ко времени года и праздникам языческого календаря (на них часто «накладываются» даты христианских праздников).
|
Первый календарный праздник отмечался в ночь с 24 на 25 января, то есть тогда, когда день начинал, после зимнего солнцестояния, прибавляться. Эта веселая ночь называлась у восточных славян колядой. Молодежь ходила из избы в избу с пением величальных песен - колядованием. В песнях-колядках восхвалялись красота и трудолюбие хозяйки, ум и храбрость хозяина, которым желали здоровья и счастья, за что исполнители песен получали подарки. Праздник, начинавшийся 24 января и длившийся до 6 февраля, назывался святками. Девушки пели песни и под звучащую музыку гадали на судьбу.
В конце зимы был еще один праздник - проводы зимы, масленица. По окончании праздника изображение масленицы сжигали в лесу и при этом пели: «Масленица-мокрохвостка, поезжай со двора», что должно было способствовать скорейшему приходу весны. Праздник весны - «зеленые святки» был связан с культом растений. Девушки плели венки, украшали жилища березовыми ветками и пели.
В жизни людей было много важных событий, которые отражались в народной музыке. И одним из них был свадебный обряд. Он представлял собой целое театрализованное действие, которое сопровождалось песнями, хороводами. Свадебные песни подразделялись на величальные, шуточные и плясовые.
В лирических песнях рассказывалось о переживаниях любящих, о тяжелой женской доле, о солдатской службе, о батрацком труде, и о многом другом.
В трудах и недолгих праздниках проходила жизнь. И когда человек умирал, его похороны также сопровождались музыкальным обрядом. Родственники или специальная плакальщица исполняли глубоко трагические причитания и плачи, в которых выражалось чувство невозвратимой потери, любви и уважения к ушедшему.
История жизни одного поколения людей не забывалась последующим поколением. О важнейших событиях, о героях своих дней рассказывалось в «старинах» или былинах. Созданные в 10 и начале 11 века, они прославляли мощь и величие русского человека. О защите Родины от иноземных захватчиков рассказывалось в возникших позднее исторических песнях. Огромной любовью народа пользовались песни о Степане Разине, об Отечественной войне 1812 года.
|
К древнерусской эпохе относят и возникновение народных хороводных песен, когда они, очевидно, исполнялись наряду с обрядовыми песнями. Обычно хороводные песни исполнялись поющим кругом, хороводом молодёжи, который двигался по «солнцу». Каждая песня при её исполнении тут же «разыгрывалась» внутри круга соответственно её содержанию – это особое назначение хороводных песен и определило их тематику и художественный стиль.
Сюжеты народной музыки разнообразны, в них входят: сказочные сюжеты, образы природы, образы времён года и погоды, исторические сюжеты, героические образы в музыке. Примеры таких песен: «Ой, мороз, мороз», «Шумел камыш».
Известные исполнители и исполнительские коллективы
Зыкина Людмила Георгиевна
Родилась в Москве в 1929 году в семье рабочих. В 1947 году была принята в хор имени Пятницкого, который стал для нее прекрасной певческой школой. Известные песни: «Вот мчится тройка почтовая», «Матушка», «Сронила колечко», «Степь да степь кругом», «Тонкая рябина».
Ансамбль «Золотое кольцо»
В 1988 году Александр Костюк создал ансамбль «Золотое кольцо», который вначале много гастролировал за границей и был там очень популярен, при том, что в России о нём знали только по записям, которые привозили из Германии и Японии. Надежда Кадышева стала солисткой ансамбля. В 1993 году студия «Союз» предложила ансамблю сотрудничество и с этого началось признание ансамбля в России. В настоящее время Надежда Кадышева и ансамбль «Золотое кольцо» много гастролируют в России и за границей.
Вывод
Русский народ имеет свой музыкальный язык, который выражает чувства и мысли людей. Этот язык интернационален и понятен всем без перевода. Богатство и многообразие музыкальной культуры русского народа воспитывают дружелюбные отношения между людьми независимо от их национальности. Самые давние народные песни сочинялись в деревнях, потом в городах. Народные песни не записывались, а пелись по слуху, передаваясь от одного человека к другому, от семьи к семье, от деревни к деревне, от поколения к поколению. Позже, когда появились обученные музыканты, они стали записывать народные песни. В настоящее время записано много замечательных русских народныхпесен.
|
Мы, живущие в 21 веке, имеем огромное богатейшее наследие, оставленное нам, нашими предками. Богатые песенные традиции, потеря которых невосполнима, нуждаются как и наша Земля, в защите и восполнении. Утратив духовные традиции, мы убиваем в себе человека, нравственную опору, творческие способности. Поэтому, кто, как не мы, подрастающее поколение, должны восстановить, защитить, сохранить всё то, что создано до нас и для нас – культурное наследие русского народа.
У В.Астафьева есть замечательные слова: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина - он еще не сирота.
Список используемой литературы
Роберт Левин: Музыка. Детская энциклопедия. История и волшебство классического оркестра
Царёва Н., Лисянская Е., Марек О. «Предмет «Слушание музыки» в ДМШ и ДШИ». Программа, методические рекомендации, поурочные планы. Издательство «Пресс - соло», Москва, 1998год.
Рыцарева. М. «Музыка и я: Популярная энциклопедия для детей». Издательство «Музыка», Москва, 1994 год.
Интернет-ресурсы муниципальных учреждений культуры
Википедия
Проект
«Народная музыка:
истоки, направления, сюжеты и образы, исполнители и исполнительские коллективы»
ученицы 6 класса МОУ СОШ № 82
Смирновой Екатерины
Руководитель: Шульгина
Наталья Святославовна
Котлас, 2020 г.
Оглавление
Оглавление. 1
Цель работы.. 2
Задачи. 2
Актуальность темы.. 2
Истоки. 3
Направления. 3
Известные исполнители и исполнительские коллективы.. 6
Ансамбль Дмитрия Покровского. 6
Ансамбль «НАРОДНЫЙ ПРАЗДНИК». 6
Бабкина Надежда Григорьевна и коллектив «Русская песня». 7
Рыбников Павел Николаевич. 7
Русланова Лидия Андреевна. 7
Зыкина Людмила Георгиевна. 7
Ансамбль «Золотое кольцо». 7
Местные исполнительские коллективы.. 8
Студия фольклорного театра "Радеюшка" г. Котлас. 8
Хор «Северные напевы» деревня Федотовская Котласского района. 9
Фольклорный ансамбль «Мария» п. Шипицыно. 9
Красноборский народный фольклорный хор. 9
Фольклорный ансамбль «Сольвычегодские приплывухи»
г. Сольвычегодск. 10
Вывод. 10
Список используемой литературы.. 12
Цель работы
Познакомиться с русской народной музыкой и современными коллективами исполняющими её.
Задачи:
1. Проследить историю возникновения народной музыки.
2. Познакомиться с направлениями и сюжетами русской народной музыки
3. Познакомиться с современными коллективами, исполняющими русскую народную музыку, в том числе в городе Котласе и близлежащих территориях.
Актуальность темы
Вчера я узнала, что руководитель нашего танцевального коллектива решила перепрофилировать наш коллектив в русский народный. Я решила провести опрос среди родителей и участниц коллектива и просто неравнодушных людей об их отношении к занятиям детей народной культурой.
|
Я рада, что 84,62% (66 человек) проголосовало в пользу «Да». Ведь мы, наши дети и дети наших детей должны знать свои истоки и традиции и передавать их последующим поколениям.
Интересно подметить, что 68 женщин и девушек старше 17 лет проголосовали «За» и только одна юная девушка была против.
9 мужчин и юношей также приняли участие в голосовании. Их голоса разделились так: 4 голоса - «за», 4 - «против», 1 – «не знаю». Таким образом, можно сделать вывод, что подавляющее большинство женщин и половина мужчин из опрошенных мной проявляют интерес к народной культуре.
Истоки
Нигде нет такой литературы, как у нас, у русских.
А народные песни? Они широки, как эпопея, и глубоки, как раздумье.
Такие песни могли родиться только
у народа великой души – в мятеже,
в тоске по правде и справедливости.
М. Горький
Истоки русской народной музыки восходят к фольклору восточнославянских племён, живших на территории Киевской Руси. Русская народная музыка неоднородна — существуют заметные региональные традиции. Свои особенности имеет народно-песенное искусство северных, западных, южных, центральных областей, поселений в бассейнах крупных рек — Оки, Волги, Дона. Уже в VI веке гусли — один из распространённых инструментов славян. Многие виды бытующих и теперь песен имеют языческие корни, иногда в сочетании с влиянием христианской обрядовости, связанной с языческими верованиями и ритуальными действиями.
Направления
Жанровая система русского фольклора включает следующие основные виды: календарные, обрядовые, свадебные, лирические песни, частушки; эпос; танцевальные жанры. Инструментальная музыка занимает несравнимо меньшее место, нежели вокальная: церковный запрет на использование музыкальных инструментов в храме, по-видимому, оказал влияние и на фольклор.
В песенном фольклоре особое место занимает цикл календарных песен, наиболее типичный для западных, юго-западных и некоторых центральных областей; он состоит из малых циклов, строго приуроченных ко времени года и праздникам языческого календаря (на них часто «накладываются» даты христианских праздников).
Первый календарный праздник отмечался в ночь с 24 на 25 января, то есть тогда, когда день начинал, после зимнего солнцестояния, прибавляться. Эта веселая ночь называлась у восточных славян колядой. Молодежь ходила из избы в избу с пением величальных песен - колядованием. В песнях-колядках восхвалялись красота и трудолюбие хозяйки, ум и храбрость хозяина, которым желали здоровья и счастья, за что исполнители песен получали подарки. Праздник, начинавшийся 24 января и длившийся до 6 февраля, назывался святками. Девушки пели песни и под звучащую музыку гадали на судьбу.
В конце зимы был еще один праздник - проводы зимы, масленица. По окончании праздника изображение масленицы сжигали в лесу и при этом пели: «Масленица-мокрохвостка, поезжай со двора», что должно было способствовать скорейшему приходу весны. Праздник весны - «зеленые святки» был связан с культом растений. Девушки плели венки, украшали жилища березовыми ветками и пели.
В жизни людей было много важных событий, которые отражались в народной музыке. И одним из них был свадебный обряд. Он представлял собой целое театрализованное действие, которое сопровождалось песнями, хороводами. Свадебные песни подразделялись на величальные, шуточные и плясовые.
В лирических песнях рассказывалось о переживаниях любящих, о тяжелой женской доле, о солдатской службе, о батрацком труде, и о многом другом.
В трудах и недолгих праздниках проходила жизнь. И когда человек умирал, его похороны также сопровождались музыкальным обрядом. Родственники или специальная плакальщица исполняли глубоко трагические причитания и плачи, в которых выражалось чувство невозвратимой потери, любви и уважения к ушедшему.
История жизни одного поколения людей не забывалась последующим поколением. О важнейших событиях, о героях своих дней рассказывалось в «старинах» или былинах. Созданные в 10 и начале 11 века, они прославляли мощь и величие русского человека. О защите Родины от иноземных захватчиков рассказывалось в возникших позднее исторических песнях. Огромной любовью народа пользовались песни о Степане Разине, об Отечественной войне 1812 года.
К древнерусской эпохе относят и возникновение народных хороводных песен, когда они, очевидно, исполнялись наряду с обрядовыми песнями. Обычно хороводные песни исполнялись поющим кругом, хороводом молодёжи, который двигался по «солнцу». Каждая песня при её исполнении тут же «разыгрывалась» внутри круга соответственно её содержанию – это особое назначение хороводных песен и определило их тематику и художественный стиль.
Сюжеты народной музыки разнообразны, в них входят: сказочные сюжеты, образы природы, образы времён года и погоды, исторические сюжеты, героические образы в музыке. Примеры таких песен: «Ой, мороз, мороз», «Шумел камыш».
Известные исполнители и исполнительские коллективы
Ансамбль Дмитрия Покровского
экспериментальный ансамбль, созданный в 1973 году музыкантом, педагогом и учёным-исследователем Дмитрием Викторовичем Покровским (1944—1996) при Фольклорной комиссии Союза композиторов РСФСР. Первым в СССР и России объединил богатые традиции народной, национальной музыкальной культуры с современными выразительными средствами и способами подачи материала. Неповторимость Ансамбля Дмитрия Покровского как в безукоризненном владении стилями и понимании самой сути фольклора, так и в умении донести его, сделать событием культуры, в том числе и на межнациональном уровне. По замыслу своего руководителя, ансамбль являлся не только исполнительским коллективом, но и лабораторией по изучению русского фольклора. Дмитрий Покровский и его артисты осуществили множество экспедиций в разные регионы страны, собрав огромный аудио-видео архив. Многие культурные явления, зафиксированные на плёнках, к сожалению, уже полностью исчезли. В настоящее время этот архив является собственностью ансамбля, с ним ведется постоянная работа.
|
|
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!