Ансамбль Дмитрия Покровского — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Ансамбль Дмитрия Покровского

2020-07-07 166
Ансамбль Дмитрия Покровского 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Проект

«Народная музыка:
 истоки, направления, сюжеты и образы, исполнители и исполнительские коллективы»

 

ученицы 6 класса МОУ СОШ № 82
Смирновой Екатерины

Руководитель: Шульгина
Наталья Святославовна

Котлас, 2020 г.


Оглавление

Оглавление. 1

Цель работы.. 2

Задачи. 2

Актуальность темы.. 2

Истоки. 3

Направления. 3

Известные исполнители и исполнительские коллективы.. 6

Ансамбль Дмитрия Покровского. 6

Ансамбль «НАРОДНЫЙ ПРАЗДНИК». 6

Бабкина Надежда Григорьевна и коллектив «Русская песня». 7

Рыбников Павел Николаевич. 7

Русланова Лидия Андреевна. 7

Зыкина Людмила Георгиевна. 7

Ансамбль «Золотое кольцо». 7

Местные исполнительские коллективы.. 8

Студия фольклорного театра "Радеюшка" г. Котлас. 8

Хор «Северные напевы» деревня Федотовская Котласского района. 9

Фольклорный ансамбль «Мария» п. Шипицыно. 9

Красноборский народный фольклорный хор. 9

Фольклорный ансамбль «Сольвычегодские приплывухи»
 г. Сольвычегодск
. 10

Вывод. 10

Список используемой литературы.. 12

 


Цель работы

    Познакомиться с русской народной музыкой и современными коллективами исполняющими её.

Задачи:

1. Проследить историю возникновения народной музыки.

2. Познакомиться с направлениями и сюжетами русской народной музыки

3. Познакомиться с современными коллективами, исполняющими русскую народную музыку, в том числе в городе Котласе и близлежащих территориях.

Актуальность темы

    Вчера я узнала, что руководитель нашего танцевального коллектива решила перепрофилировать наш коллектив в русский народный. Я решила провести опрос среди родителей и участниц коллектива и просто неравнодушных людей об их отношении к занятиям детей народной культурой.

    Я рада, что 84,62% (66 человек) проголосовало в пользу «Да». Ведь мы, наши дети и дети наших детей должны знать свои истоки и традиции и передавать их последующим поколениям.

    Интересно подметить, что 68 женщин и девушек старше 17 лет проголосовали «За» и только одна юная девушка была против.
9 мужчин и юношей также приняли участие в голосовании. Их голоса разделились так: 4 голоса - «за», 4 - «против», 1 – «не знаю». Таким образом, можно сделать вывод, что подавляющее большинство женщин и половина мужчин из опрошенных мной проявляют интерес к народной культуре.

Истоки

Нигде нет такой литературы, как у нас, у русских.
 А народные песни? Они широки, как эпопея, и глубоки, как раздумье.
Такие песни могли родиться только
у народа великой души – в мятеже,
в тоске по правде и справедливости.
М. Горький

Истоки русской народной музыки восходят к фольклору восточнославянских племён, живших на территории Киевской Руси. Русская народная музыка неоднородна — существуют заметные региональные традиции. Свои особенности имеет народно-песенное искусство северных, западных, южных, центральных областей, поселений в бассейнах крупных рек — Оки, Волги, Дона. Уже в VI веке гусли — один из распространённых инструментов славян. Многие виды бытующих и теперь песен имеют языческие корни, иногда в сочетании с влиянием христианской обрядовости, связанной с языческими верованиями и ритуальными действиями.

Направления

Жанровая система русского фольклора включает следующие основные виды: календарные, обрядовые, свадебные, лирические песни, частушки; эпос; танцевальные жанры. Инструментальная музыка занимает несравнимо меньшее место, нежели вокальная: церковный запрет на использование музыкальных инструментов в храме, по-видимому, оказал влияние и на фольклор.

В песенном фольклоре особое место занимает цикл календарных песен, наиболее типичный для западных, юго-западных и некоторых центральных областей; он состоит из малых циклов, строго приуроченных ко времени года и праздникам языческого календаря (на них часто «накладываются» даты христианских праздников).

Первый календарный праздник отмечался в ночь с 24 на 25 января, то есть тогда, когда день начинал, после зимнего солнцестояния, прибавляться. Эта веселая ночь называлась у восточных славян колядой. Молодежь ходила из избы в избу с пением величальных песен - колядованием. В песнях-колядках восхвалялись красота и трудолюбие хозяйки, ум и храбрость хозяина, которым желали здоровья и счастья, за что исполнители песен получали подарки. Праздник, начинавшийся 24 января и длившийся до 6 февраля, назывался святками. Девушки пели песни и под звучащую музыку гадали на судьбу.

В конце зимы был еще один праздник - проводы зимы, масленица. По окончании праздника изображение масленицы сжигали в лесу и при этом пели: «Масленица-мокрохвостка, поезжай со двора», что должно было способствовать скорейшему приходу весны. Праздник весны - «зеленые святки» был связан с культом растений. Девушки плели венки, украшали жилища березовыми ветками и пели.

В жизни людей было много важных событий, которые отражались в народной музыке. И одним из них был свадебный обряд. Он представлял собой целое театрализованное действие, которое сопровождалось песнями, хороводами. Свадебные песни подразделялись на величальные, шуточные и плясовые.

В лирических песнях рассказывалось о переживаниях любящих, о тяжелой женской доле, о солдатской службе, о батрацком труде, и о многом другом.

В трудах и недолгих праздниках проходила жизнь. И когда человек умирал, его похороны также сопровождались музыкальным обрядом. Родственники или специальная плакальщица исполняли глубоко трагические причитания и плачи, в которых выражалось чувство невозвратимой потери, любви и уважения к ушедшему. 

История жизни одного поколения людей не забывалась последующим поколением. О важнейших событиях, о героях своих дней рассказывалось в «старинах» или былинах. Созданные в 10 и начале 11 века, они прославляли мощь и величие русского человека. О защите Родины от иноземных захватчиков рассказывалось в возникших позднее исторических песнях. Огромной любовью народа пользовались песни о Степане Разине, об Отечественной войне 1812 года.

К древнерусской эпохе относят и возникновение народных хороводных песен, когда они, очевидно, исполнялись наряду с обрядовыми песнями. Обычно хороводные песни исполнялись поющим кругом, хороводом молодёжи, который двигался по «солнцу». Каждая песня при её исполнении тут же «разыгрывалась» внутри круга соответственно её содержанию – это особое назначение хороводных песен и определило их тематику и художественный стиль.

Сюжеты народной музыки разнообразны, в них входят: сказочные сюжеты, образы природы, образы времён года и погоды, исторические сюжеты, героические образы в музыке. Примеры таких песен: «Ой, мороз, мороз», «Шумел камыш».

Известные исполнители и исполнительские коллективы

Зыкина Людмила Георгиевна

Родилась в Москве в 1929 году в семье рабочих. В 1947 году была принята в хор имени Пятницкого, который стал для нее прекрасной певческой школой. Известные песни: «Вот мчится тройка почтовая», «Матушка», «Сронила колечко», «Степь да степь кругом», «Тонкая рябина».

Ансамбль «Золотое кольцо»

В 1988 году Александр Костюк создал ансамбль «Золотое кольцо», который вначале много гастролировал за границей и был там очень популярен, при том, что в России о нём знали только по записям, которые привозили из Германии и Японии. Надежда Кадышева стала солисткой ансамбля. В 1993 году студия «Союз» предложила ансамблю сотрудничество и с этого началось признание ансамбля в России. В настоящее время Надежда Кадышева и ансамбль «Золотое кольцо» много гастролируют в России и за границей.

Вывод

    Русский  народ имеет свой музыкальный язык, который выражает чувства и мысли людей. Этот язык интернационален и понятен всем без перевода. Богатство и многообразие музыкальной культуры русского народа воспитывают дружелюбные отношения между людьми независимо от их национальности. Самые давние народные песни сочинялись в деревнях, потом в городах. Народные песни не записывались, а пелись по слуху, передаваясь от одного человека к другому, от семьи к семье, от деревни к деревне, от поколения к поколению. Позже, когда появились обученные музыканты, они стали записывать народные песни. В настоящее время записано много замечательных русских народныхпесен.

    Мы, живущие в 21 веке, имеем огромное богатейшее наследие, оставленное нам, нашими предками. Богатые песенные традиции, потеря которых невосполнима, нуждаются как и наша Земля, в защите и восполнении. Утратив духовные традиции, мы убиваем в себе человека, нравственную опору, творческие способности. Поэтому, кто, как не мы, подрастающее поколение, должны восстановить, защитить, сохранить всё то, что создано до нас и для нас – культурное наследие русского народа.

    У В.Астафьева есть замечательные слова: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина - он еще не сирота.

Список используемой литературы

 

Роберт Левин: Музыка. Детская энциклопедия. История и волшебство классического оркестра

Царёва Н., Лисянская Е., Марек О. «Предмет «Слушание музыки» в ДМШ и ДШИ». Программа, методические рекомендации, поурочные планы. Издательство «Пресс - соло», Москва, 1998год.

Рыцарева. М. «Музыка и я: Популярная энциклопедия для детей». Издательство «Музыка», Москва, 1994 год.
Интернет-ресурсы муниципальных учреждений культуры

Википедия

 

Проект

«Народная музыка:
 истоки, направления, сюжеты и образы, исполнители и исполнительские коллективы»

 

ученицы 6 класса МОУ СОШ № 82
Смирновой Екатерины

Руководитель: Шульгина
Наталья Святославовна

Котлас, 2020 г.


Оглавление

Оглавление. 1

Цель работы.. 2

Задачи. 2

Актуальность темы.. 2

Истоки. 3

Направления. 3

Известные исполнители и исполнительские коллективы.. 6

Ансамбль Дмитрия Покровского. 6

Ансамбль «НАРОДНЫЙ ПРАЗДНИК». 6

Бабкина Надежда Григорьевна и коллектив «Русская песня». 7

Рыбников Павел Николаевич. 7

Русланова Лидия Андреевна. 7

Зыкина Людмила Георгиевна. 7

Ансамбль «Золотое кольцо». 7

Местные исполнительские коллективы.. 8

Студия фольклорного театра "Радеюшка" г. Котлас. 8

Хор «Северные напевы» деревня Федотовская Котласского района. 9

Фольклорный ансамбль «Мария» п. Шипицыно. 9

Красноборский народный фольклорный хор. 9

Фольклорный ансамбль «Сольвычегодские приплывухи»
 г. Сольвычегодск
. 10

Вывод. 10

Список используемой литературы.. 12

 


Цель работы

    Познакомиться с русской народной музыкой и современными коллективами исполняющими её.

Задачи:

1. Проследить историю возникновения народной музыки.

2. Познакомиться с направлениями и сюжетами русской народной музыки

3. Познакомиться с современными коллективами, исполняющими русскую народную музыку, в том числе в городе Котласе и близлежащих территориях.

Актуальность темы

    Вчера я узнала, что руководитель нашего танцевального коллектива решила перепрофилировать наш коллектив в русский народный. Я решила провести опрос среди родителей и участниц коллектива и просто неравнодушных людей об их отношении к занятиям детей народной культурой.

    Я рада, что 84,62% (66 человек) проголосовало в пользу «Да». Ведь мы, наши дети и дети наших детей должны знать свои истоки и традиции и передавать их последующим поколениям.

    Интересно подметить, что 68 женщин и девушек старше 17 лет проголосовали «За» и только одна юная девушка была против.
9 мужчин и юношей также приняли участие в голосовании. Их голоса разделились так: 4 голоса - «за», 4 - «против», 1 – «не знаю». Таким образом, можно сделать вывод, что подавляющее большинство женщин и половина мужчин из опрошенных мной проявляют интерес к народной культуре.

Истоки

Нигде нет такой литературы, как у нас, у русских.
 А народные песни? Они широки, как эпопея, и глубоки, как раздумье.
Такие песни могли родиться только
у народа великой души – в мятеже,
в тоске по правде и справедливости.
М. Горький

Истоки русской народной музыки восходят к фольклору восточнославянских племён, живших на территории Киевской Руси. Русская народная музыка неоднородна — существуют заметные региональные традиции. Свои особенности имеет народно-песенное искусство северных, западных, южных, центральных областей, поселений в бассейнах крупных рек — Оки, Волги, Дона. Уже в VI веке гусли — один из распространённых инструментов славян. Многие виды бытующих и теперь песен имеют языческие корни, иногда в сочетании с влиянием христианской обрядовости, связанной с языческими верованиями и ритуальными действиями.

Направления

Жанровая система русского фольклора включает следующие основные виды: календарные, обрядовые, свадебные, лирические песни, частушки; эпос; танцевальные жанры. Инструментальная музыка занимает несравнимо меньшее место, нежели вокальная: церковный запрет на использование музыкальных инструментов в храме, по-видимому, оказал влияние и на фольклор.

В песенном фольклоре особое место занимает цикл календарных песен, наиболее типичный для западных, юго-западных и некоторых центральных областей; он состоит из малых циклов, строго приуроченных ко времени года и праздникам языческого календаря (на них часто «накладываются» даты христианских праздников).

Первый календарный праздник отмечался в ночь с 24 на 25 января, то есть тогда, когда день начинал, после зимнего солнцестояния, прибавляться. Эта веселая ночь называлась у восточных славян колядой. Молодежь ходила из избы в избу с пением величальных песен - колядованием. В песнях-колядках восхвалялись красота и трудолюбие хозяйки, ум и храбрость хозяина, которым желали здоровья и счастья, за что исполнители песен получали подарки. Праздник, начинавшийся 24 января и длившийся до 6 февраля, назывался святками. Девушки пели песни и под звучащую музыку гадали на судьбу.

В конце зимы был еще один праздник - проводы зимы, масленица. По окончании праздника изображение масленицы сжигали в лесу и при этом пели: «Масленица-мокрохвостка, поезжай со двора», что должно было способствовать скорейшему приходу весны. Праздник весны - «зеленые святки» был связан с культом растений. Девушки плели венки, украшали жилища березовыми ветками и пели.

В жизни людей было много важных событий, которые отражались в народной музыке. И одним из них был свадебный обряд. Он представлял собой целое театрализованное действие, которое сопровождалось песнями, хороводами. Свадебные песни подразделялись на величальные, шуточные и плясовые.

В лирических песнях рассказывалось о переживаниях любящих, о тяжелой женской доле, о солдатской службе, о батрацком труде, и о многом другом.

В трудах и недолгих праздниках проходила жизнь. И когда человек умирал, его похороны также сопровождались музыкальным обрядом. Родственники или специальная плакальщица исполняли глубоко трагические причитания и плачи, в которых выражалось чувство невозвратимой потери, любви и уважения к ушедшему. 

История жизни одного поколения людей не забывалась последующим поколением. О важнейших событиях, о героях своих дней рассказывалось в «старинах» или былинах. Созданные в 10 и начале 11 века, они прославляли мощь и величие русского человека. О защите Родины от иноземных захватчиков рассказывалось в возникших позднее исторических песнях. Огромной любовью народа пользовались песни о Степане Разине, об Отечественной войне 1812 года.

К древнерусской эпохе относят и возникновение народных хороводных песен, когда они, очевидно, исполнялись наряду с обрядовыми песнями. Обычно хороводные песни исполнялись поющим кругом, хороводом молодёжи, который двигался по «солнцу». Каждая песня при её исполнении тут же «разыгрывалась» внутри круга соответственно её содержанию – это особое назначение хороводных песен и определило их тематику и художественный стиль.

Сюжеты народной музыки разнообразны, в них входят: сказочные сюжеты, образы природы, образы времён года и погоды, исторические сюжеты, героические образы в музыке. Примеры таких песен: «Ой, мороз, мороз», «Шумел камыш».

Известные исполнители и исполнительские коллективы

Ансамбль Дмитрия Покровского

экспериментальный ансамбль, созданный в 1973 году музыкантом, педагогом и учёным-исследователем Дмитрием Викторовичем Покровским (1944—1996) при Фольклорной комиссии Союза композиторов РСФСР. Первым в СССР и России объединил богатые традиции народной, национальной музыкальной культуры с современными выразительными средствами и способами подачи материала. Неповторимость Ансамбля Дмитрия Покровского как в безукоризненном владении стилями и понимании самой сути фольклора, так и в умении донести его, сделать событием культуры, в том числе и на межнациональном уровне. По замыслу своего руководителя, ансамбль являлся не только исполнительским коллективом, но и лабораторией по изучению русского фольклора. Дмитрий Покровский и его артисты осуществили множество экспедиций в разные регионы страны, собрав огромный аудио-видео архив. Многие культурные явления, зафиксированные на плёнках, к сожалению, уже полностью исчезли. В настоящее время этот архив является собственностью ансамбля, с ним ведется постоянная работа.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.04 с.