Эжен Делакруа. Ладья Данте, 1822 Париж, Лувр — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Эжен Делакруа. Ладья Данте, 1822 Париж, Лувр

2020-07-07 297
Эжен Делакруа. Ладья Данте, 1822 Париж, Лувр 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Понятие колорита и его виды

На предыдущих уроках мы познакомились с понятием цветовая композиция.Напомню, что цветовой композицией называют совокупность цветовых пятен (на плоскости, фигуре или в пространстве), организованной по какой-либо закономерности и рассчитанную на эстетическое впечатление. Мы выполнили упражнения на освоение различных типов цветовых композиций: родственные, родственно-контрастные, контрастные и др. Следование правилам, сочетания цветов внутри этих схем помогает достичь цветовой гармонии в различных композициях. Но само понятие гармонии намного шире, чем просто цветовая композиция. Первоначальный смысл понятия «гармония» был аналогичен понятию «прочная связь». В Древней Греции гармонией называют особо прочный способ кладки камней в стене. Для того чтобы достичь гармонии в произведении искусства, нужно чтобы оно обладало ещё несколькими фундаментальными признаками.

1. Признаки гармонии:

2. Цельность (слаженность, связь всех элементов);

3. Единство противоположностей (контраст, не разрушающий цельности);

4. Мера (отсутствие чувства меры может испортить любую хорошую идею);

5. Пропорциональность (правило «Золотого сечения», учёт соразмерности: форм, цветовых пятен, количественного соотношения красок и т.д.);

6. Равновесие (распределение тяжести в композиции должно быть уравновешено, даже если композиция асимметрична);

7. Ясность, легкость восприятия (закономерность выбора средств выразительности, иначе возникает композиция, в которой нельзя понять, что хотел сказать автор);

8. Прекрасное (в гармоничной цветовой композиции недопустимы диссонансы и цвета, вызывающие чувство отвращения)

9. Возвышенное – изображаемая действительность как бы приподнимается над реальной

10. Организованность, рациональность, упорядоченность. В гармоничной композиции разум и логика проявляются во всём. Если по отношению к какому-либо цвету хочется задать вопрос: почему этот, а не другой? – значит, гармония не совершенна. Великие мастера колорита, далеко не всегда точно передавали цвет натуры, но никто не сомневался, что именно этот цвет здесь необходим. Например, Тициан писал зелень коричневым цветом, а небо – зелёным, но современники поражались жизненной правде его картин. Внутренняя логика его картин (связь всех цветов) была настолько сильна, что побеждала несходство живописи с натурой.

Следующее понятие, которое нам предстоит освоить, это понятие колорит. Если сравнить его с двумя предыдущими, то оно ещё шире, чем цветовая композиция и гармония. Дело в том, что не всегда художнику требуется гармоничный колорит в  композиции. Например, когда художественные критики впервые увидели картину Э. Делакруа, «Ладья Данте» они сказали, что эта картина написана грязной метлой. Но, Делакруа не ставил своей целью создание гармоничного колорита, ведь он изображал ад. Цветовая гамма его картины так связана с её содержанием, что зритель ещё не увидевший деталей картины, издалека глядя на неё, уже испытывает ужас.

Спасская церковь шатрового типа в Якутии

Улочка в Бурано. Италия

Насыщенный колорит.

В нём используется небольшое число основных цветов – красный, синий, желтый, синий, белый, чёрный. Эта палитра может быть сокращена до трёх или даже двух цветов, а может быть, и расширена за счёт промежуточных цветов спектра - оранжевого, голубого, фиолетового, пурпурного.

Главный признак этого колорита – максимально возможная насыщенность его элементов.

 

В истории искусства он встречается весьма часто:

1) в «примитивных» культурах;

2) в народном искусстве и живописи примитивистов;

3) в городском фольклоре;

4) в искусстве китча;

5) в детском творчестве;

6) в агитационной и рекламной графике;

7) в авангардных течениях 20 века (кубизм, футуризм, поп-арт, экспрессионизм…);

8) в спортивном дизайне;

9) в геральдике;

10) в карнавальном искусстве.

 

Яркие цвета, удовлетворяют цветовые предпочтения множества групп и классов людей, а именно: тех, в ком сильна инстинктивная жизненная сила, чья нервная система не утомлена и не пресыщена, чья психика требует сильных раздражителей и стимуляторов. К ним можно отнести детей, представителей «примитивных» народов, людей физического труда, молодёжь со спортивными интересами, военных.

Колорит насыщенного типа уместен также и в тех случаях, когда нужно привлечь внимание людей, поэтому броские цвета часто применяются в рекламе и наглядной агитации. В геральдике (например, в гербах города), где требуется доходчивость и символизм.

Яркие цвета находят широкое применение в искусстве, которое ищет острых эффектов, динамизма, выражает накал страстей и эмоций, отрицает покой, равновесие (экспрессионизм, фовизм, поп-арт, китч, граффити).

ГЕРРИТ РИТВЕЛД, красно-синий стул (неопластицизм); ПЕТРА БАХМАЙЕР и ШОН ГАЛЛЕРО, Световая инсталляция (объединение «Luftwerk»); ГЕРРИТ РИТВЕЛД, Дом Шрёдер (неопластицизм); Макет архитектурного проекта с лаконичными формами и чистым цветом.

 

Иногда значение ярких красок негативно. Если чистые цвета не гармонируют между собой, они создают впечатление пестроты. В яркие одежды может одеваться и нелепость и безумие. Посмотрите на оформление современных товаров: зубных щёток, упаковок, рекламной продукции. Главное для производителей этих товаров привлечь внимание, ни о каком воспитании вкуса речи не идет, скорее такие кричащие сочетания разрушают внутреннюю гармонию человека. В таком оформлении чувствуется неуважение к человеку, отношение к нему только как к потребителю.

Разбеленный колорит

Примеры светлых гамм в древности и средневековье далеко не так многочисленны. Светлые оттенки встречались в основном в скульптуре и прикладных искусствах, а в живописи и архитектуре гораздо реже. Самый бесспорный пример сознательного стремления к высветленной, наполненной светом целостной среде – это римские (императорские) термы. Здесь вся система естественного освещения устроена так, чтобы интерьер хорошо инсоллироваля весь день, а мраморные облицовки поверхностей создавали многократные отражения света и насыщения им пространства.

Серый («ломаный») колорит

Т.е. колорит, в котором преобладают цвета с подмесью серого. Такие цвета всегда усложнены, им трудно подобрать название. Некоторые живописцы говорят, что если цвет в картине можно с определённостью назвать, то это не живопись, а раскраска чистыми цветами из тюбика. Отсюда можно сделать вывод, что живопись серыми тонами предназначена для изысканного глаза, воспитанного изучением произведений искусства и развитого упражнениями. В них тонкость и изысканность, удовлетворяющая изощрённому зрению. Но, в своих крайних проявлениях такая живопись может быть и признаком усталости, увядающей цивилизации.

Серый колорит – это любимая гамма городской публики, достаточно искушенных, а часто и пресыщенных людей, с нервами утомлёнными городской суетой. Такому зрению не приятен чистый красный – он предпочитает цвет вянущей розы; для него нестерпим чисто-желтый – его больше радует песочный и медовый. Серые цвета торжествуют в искусстве Модерна. Оттенки их неисчислимы – от перламутрового до «благородно мышиного» цвета. Белые смягчаются, превращаясь в цвета овсяной муки, яичной скорлупы, «белой ночи». Серый колорит – признак высоких эстетических запросов, но он же, может быть и признаком пессимизма, декадентства.

 

Николай Андронов, «Озеро»

 

И опять же, если работать в сером колорите берётся художник равнодушный, пишущий не внимательно, не желающий раскрывать богатство цветовой гаммы, то серый колорит становится «жухлым». Среди студентов ходит выражение: «больше грязи больше связи», суть такого «метода» заключается в бездумном смешивании всего со всем, для того, чтобы без особых усилий добиться цельности в цветовой композиции. Такие работы словно покрыты битумным налётом, они однообразны и невыразительны.

 

Зачернённый колорит

Зачернённый колорит мы наблюдаем там, где человеческий разум отступает перед тайной, там, где происходят трагические события, где изображаются старость, угасание, «чёрные» мысли. Примеров тёмного колорита в истории немало: потемневшие от времени лики икон, тёмные сцены картин Рембрандта, в которых светятся лица стариков, тёмные фоны цветов и натюрмортов 18 в, работы Веласкеса, Франца Хальса и позднего Тициана.

 

Классический колорит

Говоря «классический колорит», мы вспоминаем всю европейскую живопись от Рафаэля до Брюллова и Репина. Классический колорит как бы отражает природу человека в его нормальном, спокойном состоянии, в нём нет ни экзальтации яркости, ни угнетённости черноты, ни болезненной хрупкости белизны.

Классическое искусство и современное искусство, создаваемое на основе принципов классического колорита, широко пользуется чистыми цветами и не избегает ярких красок. Так в живописи Возрождения, классицизма, барокко, романтизма, чуть ли не обязательным приёмом было размещение на переднем плане крупных цветовых пятен.

Список использованной литературы

  1. Алексеев С.С. О колорите. – М.: «Изобразительное искусство», 1974г.
  2. Волков Н.Н. Цвет в живописи. – М.: «Искусство», 1965 г.
  3. Козлов В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий. – М.: «Легкая и пищевая промышленность», 1981г.
  4. Миронова Л.Н. Цвет в изобразительном искусстве. – Минск: «Беларусь», 2003

Понятие колорита и его виды

На предыдущих уроках мы познакомились с понятием цветовая композиция.Напомню, что цветовой композицией называют совокупность цветовых пятен (на плоскости, фигуре или в пространстве), организованной по какой-либо закономерности и рассчитанную на эстетическое впечатление. Мы выполнили упражнения на освоение различных типов цветовых композиций: родственные, родственно-контрастные, контрастные и др. Следование правилам, сочетания цветов внутри этих схем помогает достичь цветовой гармонии в различных композициях. Но само понятие гармонии намного шире, чем просто цветовая композиция. Первоначальный смысл понятия «гармония» был аналогичен понятию «прочная связь». В Древней Греции гармонией называют особо прочный способ кладки камней в стене. Для того чтобы достичь гармонии в произведении искусства, нужно чтобы оно обладало ещё несколькими фундаментальными признаками.

1. Признаки гармонии:

2. Цельность (слаженность, связь всех элементов);

3. Единство противоположностей (контраст, не разрушающий цельности);

4. Мера (отсутствие чувства меры может испортить любую хорошую идею);

5. Пропорциональность (правило «Золотого сечения», учёт соразмерности: форм, цветовых пятен, количественного соотношения красок и т.д.);

6. Равновесие (распределение тяжести в композиции должно быть уравновешено, даже если композиция асимметрична);

7. Ясность, легкость восприятия (закономерность выбора средств выразительности, иначе возникает композиция, в которой нельзя понять, что хотел сказать автор);

8. Прекрасное (в гармоничной цветовой композиции недопустимы диссонансы и цвета, вызывающие чувство отвращения)

9. Возвышенное – изображаемая действительность как бы приподнимается над реальной

10. Организованность, рациональность, упорядоченность. В гармоничной композиции разум и логика проявляются во всём. Если по отношению к какому-либо цвету хочется задать вопрос: почему этот, а не другой? – значит, гармония не совершенна. Великие мастера колорита, далеко не всегда точно передавали цвет натуры, но никто не сомневался, что именно этот цвет здесь необходим. Например, Тициан писал зелень коричневым цветом, а небо – зелёным, но современники поражались жизненной правде его картин. Внутренняя логика его картин (связь всех цветов) была настолько сильна, что побеждала несходство живописи с натурой.

Следующее понятие, которое нам предстоит освоить, это понятие колорит. Если сравнить его с двумя предыдущими, то оно ещё шире, чем цветовая композиция и гармония. Дело в том, что не всегда художнику требуется гармоничный колорит в  композиции. Например, когда художественные критики впервые увидели картину Э. Делакруа, «Ладья Данте» они сказали, что эта картина написана грязной метлой. Но, Делакруа не ставил своей целью создание гармоничного колорита, ведь он изображал ад. Цветовая гамма его картины так связана с её содержанием, что зритель ещё не увидевший деталей картины, издалека глядя на неё, уже испытывает ужас.

Эжен Делакруа. Ладья Данте, 1822 Париж, Лувр

 

Из этого примера мы можем сделать вывод, что колорит это не просто цветовые пятна на плоскости, колорит тесно связан с содержанием. Чёткой и однозначной формулировке это понятие не поддаётся, как и все фундаментальные понятия. Но, описательно можно определить его как систему цветов, выражающую какую-либо мысль, чувство, состояние природы или человека. Ключевым в этом определении является слово система. То есть даже в дисгармоничной композиции, не исключается построение по определённой системе, не теряется логика и связь с мыслью.

 

Широта понятия колорит проявляется и в нашей речи. Вспомните, что иногда, мы применяем выражения: колорит местности, колорит эпохи, национальный колорит, колоритная личность,  и т.п. В самом деле, у каждой местности и времени есть свой колорит. Если сравнить архитектуру и природу русской глубинки средней полосы России или Русского Севера, Армении, Голландии, Венеции, городов Ближнего Востока, мы каждый раз будем видеть неповторимые цветовые сочетания. Колорит местности необъяснимым образом связан со  способом мышления, и темпераментом той или иной нации, что ещё раз подчёркивает связь колорита с содержательным подтекстом.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.