Сохранение биосферы. Заповедники и национальные — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Сохранение биосферы. Заповедники и национальные

2020-07-07 71
Сохранение биосферы. Заповедники и национальные 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СОХРАНЕНИЕ БИОСФЕРЫ. ЗАПОВЕДНИКИ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ

ПАРКИ

Все древесные растения - национальное богатство страны, общенародное достояние. С развитием различных отраслей промышленности, с повышением их технической вооруженности, строительством городов все острее поднимаются вопросы регулирования отношений между человеческим обществом и природой. В хозяйственный оборот вводятся новые территории, под угрозой находится экологическое равновесие биосферы. Ботаники уже не досчитываются нескольких сотен видов растений, которые совсем недавно играли важную роль в жизни растительных сообществ и приносили заметную помощь человеку. Многие виды занесены в Красную книгу как редкие или как виды, которые находятся на грани вымирания. Лучшим способом охраны дикорастущих видов растений является сохранение естественных фитоценотических условий, при которых они развиваются и неотъемлемой частью которых является. Для этих целей организуются заповедники, территории которых полностью исключаются из хозяйственной деятельности. Стремление сохранить в полном составе все растительные сообщества могло быть выполнено только в том случае, если эксплуатация растительных ресурсов (в частности, лесных) будет осуществляться на строго научной основе с одновременным проведением рекультивационных (для леса лесовосстановительных) работ, со своевременным и полным возмещением потерь природе. Но для выполнения такой задачи необходимо иметь весь растительный потенциал, то есть

генофонд растущих на Земле видов. Вот почему важно повсеместно проводить охранные мероприятия и заботиться о каждой природной популяции с присущими ей неповторимыми свойствами. Красная книга и намечаемые меры по спасению редких видов и видов, находящихся в опасности, - это только предупреждение, что любой вид может оказаться в "бедственном" состоянии и попасть в категорию исчезающих. Нельзя допускать обеднения флоры. Конечно, каждый вид имеет свою историю, переживая период своего становления, развития и естественного старения. Одни виды растений приходят на смену другим, эволюционируют, как все живое на Земле. Но естественное отмирание вида не имеет ничего общего с гибелью отдельных растений, распадом популяций и исчезновением целых видов в результате загрязнения атмосферы и антропогенных воздействий на огромных территориях.

Виды охраны природной среды:

1.  Меры по рациональному использованию растительных и других природных ресурсов,

2. создание оптимальных условий для роста растений с целью повышения их продуктивности (осушительная мелиорация, орошение, использование удобрений и т.п.),

3.  организация заповедников и охраны природных памятников (уникальных видов деревьев, высокопродуктивных насаждений, растений - долгожителей и т.п .).

Охрана природы предусматривает тесную увязку планов развития промышленности и строительства с предохранительными мероприятиями, как это предусмотрено законодательством об охране окружающей среды. В настоящее время во всех странах мира создается опасность промышленного загрязнения атмосферы, дается объективная оценка причин распада лесных экосистем, загрязнения рек, озер, морей и даже океанов. Распространение многих видов загрязнения носит глобальный характер и требует международного сотрудничества в области охраны окружающей среды. Любые шаги в этом направлении будут полезны и будут способствовать решению этой важной для существования человечества проблемой. Охрана растительного мира тесно связана с задачами его изучения и обогащения.

Человеком создан огромный отряд культурных растений, новых сортов пищевых, кормовых, лекарственных и технических культур. Это растения, дикорастущие предки которых не всегда можно обнаружить в природе, без ухода, пересева и других агротехнических мероприятий не могут существовать. Работа по выведению новых сортов и форм с использованием в качестве исходного материала дикорастущих видов продолжается генетиками и селекционерами. Полезные свойства дикорастущих растений еще совершенно недостаточно выявлены и изучены, в хозяйственных целях в настоящее время используется очень малая часть видов огромного растительного царства. Многие виды, безусловно, несут в себе полезные свойства и могут оказаться в недалеком будущем источниками технического сырья и других полезных продуктов. Все это свидетельствует о необходимости бережного отношения к каждому существующему на Земле виду растения. Большим резервом в повышении продуктивности искусственно создаваемых фитоценозов различного назначения, в увеличении их устойчивости и повышении хозяйственно ценных качеств является интродукция растений. Ботаники пытаются спасти редкие и исчезающие виды растений путем выращивания их в ботанических садах. В настоящее время важнее не поиск временного способа защиты того или иного вида от вымирания, а нахождение путей остановки деградации растительного покрова. Ботаники могут указать, где создавалась опасная обстановка, какие виды находятся в угрожающей ситуации, они могут призвать к охране той или иной территории, сберечь в коллекциях редкий вид, но решение проблемы лежит в сфере экономики хозяйствования и интеллектуального развития общества. На Всемирном конгрессе по национальным паркам, который проходил в Индонезии в 1982 году, было высказано предположение, что наше поколение последнее, которому суждено видеть природу в ее первозданном виде. Пройдет еще несколько десятилетий, и на планете не останется мест, где человек не оставил бы о себе добрую или недобрую память. Прогнозы эти не лишены оснований.

Люди научились пользоваться природой, причем зачастую не лучшим образом. В результате хозяйственной деятельности ежегодно в атмосферу попадает около 30 тысяч видов химических веществ. Одна только проблема углекислого газа заставила видных ученых задуматься о его пагубных последствиях для производства продуктов питания. А сернистого газа и кислотных дождей, связанных с ним?! А сохранность лесов в промышленно развитых странах?! На душу населения на нашей планете сейчас ежегодно добывается до 20 тонн минерального сырья, большая часть из которых в дальнейшем окажется в виде отходов на поверхности Земли или в ее водоемах. Жидкие стоки отходов производства уже превышают дебит самой крупной реки мира Амазонки. Подобные примеры можно перечислять и перечислять. Результаты воздействия человека на природу все чаще приобретают характер непоправимой беды. И, тем не менее, вряд ли у кого вызвало бы сочувствие предложение о сокращении самого производства. Человек не может не потреблять продукты природы. Поэтому охрана природы  в современном понимании - это прежде всего рациональное природопользование.

Одним из крупнейших разделов природопользования является и отдых людей на природ: Напряженный ритм жизни городов заставляет человека искать отдых вне своего обычного окружения: чаще всего за городом. Большое скопление людей на той или иной территории также не проходит для нее бесследно. Беспорядочный туризм уничтожил уже немало уникальных уголков природы. Поэтому процессом отдыха как разновидностью природопользования приходится управлять. Большая часть отдыхающих проводит свое свободное время в разного вида природных, сельских, региональных и национальных парках.

 

История паркового строительства исчисляется тысячелетиями. Только национальных, самых примечательных, парков мира уже насчитывается более тысячи. Конечно же, опыт их работы многому может научить нас всех. Тем более это важно для России, которая располагает уникальнейшими уголками природы, достойными стать основой для организации в них природных национальных парков высшего мирового класса.

 В наше время особенно остро стоит проблема экологического воспитания людей, бережливости по отношению к природе и тому, что из нее добывается. Отдых на природе для большинства людей - это единственный контакт с живой природой. Для загородного отдыха самое подходящее место - лес. Для полноценного отдыха лес должен быть иным, нежели для выращивания древесины, защиты берегов рек или очистки воздуха от промышленных выбросов. Там, где гуляют люди, древостой должен быть более редким, с большим количеством дорог, полян и опушек. Такой лес производит меньше древесины, а иногда он вообще не принимается в хозяйственный расчет. Хотя использование лесов для отдыха более щадящий вид природопользования, чем лесозаготовки, тем не менее, оно порождает серьезные негативные последствия и нередко исключает либо ограничивает эту территорию для ее эксплуатации в других целях (сельское хозяйство, охрана природы и т.д.).

Охранный режим в водоохранных прибрежных лесах, который ввел Петр I, преследовал цель не только сбережения лесного сырья, пригодного для корабельного и иного промысла, но и поддержания судоходства на хозяйственно важных реках. По данным ООН, природных охраняемых территорий в мире в 1986 году насчитывалось более 20000. В начале 1970-х годов только заповедников и национальных парков было 1204. Сейчас их число приближается к 1500. Заметим при этом, что первый национальный парк в мире - Иосемитский - был открыт в 1864 году в одном из интересных уголков Калифорнии. В 1872 году на Скалистых горах Америки был организован известный Йеллоустонский национальный парк. Самой большой охраняемой территорией является национальный парк "Врангель - гора святого Ильи". Площадь его равна более 4000000 гектаров. Он включил в себя высокогорье, горные тундры и побережье, ледники, среди которых самый крупный ледник на Аляске - Маласпипу. " Национальный парк - это сравнительно большая территория, на которой: Одна или несколько экосистем не претерпели серьезных изменений в результате деятельности человека, где виды животных и растений, их местообитания, геоморфологические участки представляют собой научный, просветительный или рекреационный интерес, или на которой находится природный ландшафт исключительной красоты. Наиболее компетентный орган страны принимает меры для скорейшего предотвращения или исключения эксплуатации природных ресурсов на всей территории и для эффективного формирования чувства уважения к экологическим, геоморфологическим или эстетическим элементам, которые привели к созданию парка и куда посетителям при определенных условиях разрешен доступ в духовных, просветительных, культурных и рекреационных целях". Эта резолюция получила широкое международное признание и впоследствии была одобрена II Всемирной конференцией по национальным паркам, проходившей в Йелоустоне в 1972 году. В соответствии с данной резолюцией Комиссия МСОП по национальным паркам разработала критерий для включения в список ООН территорий, отвечающих необходимым требованиям. Таким образом, в настоящее время международная концепция парка предъявляет к нему достаточно жесткие требования и выдвигает ряд ограничений. В национальных парках, включенных в Список ООН, запрещается эксплуатация природных ресурсов, добыча полезных ископаемых, заготовка древесины и растений, добыча животных, строительство плотин и других ирригационных или гидроэнергетических сооружений. Запрет распространяется и на сельскохозяйственную деятельность, охоту, рыболовство, заготовку дров, строительство дорог, линий связи, силовых линий и т.п., а также на постоянное жительство, коммерческое или промышленное использование территории. Из этого общего правила допускаются лишь отдельные исключения.

 

Ленинские идеи охраны природы - в действии

 

С победой Великой Октябрьской социалистической революции вопросы охраны природы приобрели первостепенное значение. В становлении этого важного дела в нашей стране выдающаяся роль принадлежит В. И. Ленину.

В мае 1918г. В. И. Ленин и Я. М. Свердлов подписали «Основной закон о лесах», общий смысл которого заключается в том, что любой природный ресурс, в том числе лес, следует рассматривать как мастерскую, а работающего в ней человека как рачительного хозяина, учитывать связи леса с такими природными факторами, как вода, почва, чистый воздух. Этот мудрый документ должен служить нам ещё долгие годы руководством в решении вопросов взаимосвязи человека и природы.

Рассматривая природу как целое, Владимир Ильич проявлял заботу обо всех её сторонах. Делая попытку сформулировать хотя бы вкратце существо понятия «ленинское отношение к природе», приходишь к выводу, что охранять природу – это значит беречь её как в большом, так и в малом. Это значит – не на словах, а на деле доказывать, что охрана природы – задача всенародная и в то же время обязанность каждого человека в отдельности.

В наши дни вопросы охраны природы имеют особенно большое значение. В Программе КПСС говориться о том, что главное внимание во всех звеньях планирования и руководства хозяйством должно быть сосредоточено, в частности, на наиболее природных богатств. Основной закон нашей жизни – Конституция СССР также обязывает советских людей беречь природу, охраняя её богатства.

 На ХХ lV и XXV съездах КПСС были определены большие задачи по усилению охраны природы в стране повышению ответственности министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций за рациональное использование природных ресурсов. Это нашло отражение в государственных планах развития народного хозяйства СССР.

Важное значение в решении задач улучшения охраны и рационального использования естественных богатств нашей Родины имеют принятые за последние годы «Основы земельного законодательства», «Основы водного законодательства» и «Основы лесного законодательства» Союза СССР и союзных республик.

Введена Красная книга СССР, куда вписаны наиболее редкие, требующие охраны виды животных и растений. Этот гуманнейший документ свидетельствует о том, что советским людям небезразлична судьба всего живого на Земле, что наш народ приложит все свои силы для того, чтобы человеческий глаз всегда радовал многообразный мир растений и животных.

Дальнейшее развитие заботы об охране природы получила в постановлении ЦК КПСС и Совета Министерств СССР «О дополнительных мерах по усилению охраны природы и улучшению использования природных ресурсов». Постановление обязывает центральные и местные организации обеспечить эффективные меры по охране земель, животного и растительного мира, по защите от загрязнённости вод и воздушного бассейна, по рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, предусматривает осуществление общественного контроля за выполнением законодательства о сбережении естественных богатств, широкую пропаганду экологических знаний.

Ряду государственных, общественных, просветительных и культурных организаций, органов печати поручено усилить работу по распространению среди населения знаний по охране природы, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов.

Природоохранительное просвещение детей и подростков входит в общешкольный план воспитания и обучения. Речь идёт о том, чтобы учащиеся не только изучали и знали природу как предмет труда, но и активно участвовали в сохранении и умножении её богатств.

В процессе трудового обучения школьники приобретают систематические знания об охране природы. Они получают сведения о природных неорганических веществах, почве, растениях и животных, о разных видах энергии (солнечное тепло, двигательная сила воды и воздух).

Непосредственное знакомство учащихся с природными материалами происходит на занятиях по техническому труду – при обработке древесины и металла в мастерских. Школьники узнают о свойствах и качестве материалов, таких, как твёрдость, прочность, пластичность, строение и состав, цвет и форма, а также учатся, что особенно важно, рациональному и бережному обращению с ними. Для более разностороннего знакомства с материалами и их свойствами, воспитания бережного к ним отношения, рационального использования некоторые преподаватели труда руководят работой школьников по составлению соответствующих коллекций. Коллекции размещаются на красиво оформленных стендах, с надписями об источниках их получения, свойствах, назначении и разумном использовании. Эта работа продолжается и в старших классах. Школьники получают здесь знания о методах испытания материалов на разрыв, изгиб и др., овладевают приёмами технических измерений и расчётов при планировании изготовления разных изделий. В процессе трудового обучения они убеждаются в необходимости разумного и бережного отношения к природе потому, что она служит источником самого существования человека и человечества.

Многое об охране природы школьники должны узнать из курсов биологии, химии, географии и т. д.

В курсе ботаники, зоологии, общей биологии, экологии уделено значительное внимание сведениям о приспособляемости живых организмов к условиям среды. Уже из курса ботаники учащиеся узнают о том, что для существования и воспроизведения каждого организма необходим ряд условий: определенная температура воздуха, свет, вода, питательные вещества.

Одна из отраслей экологии изучает изменения организмов в процессе приспособления к изменениям среды. Известно, что растения, а тем более животные реагируют на изменения в окружающей их среде.

В свою очередь, организмы оказывают влияние на среду. Например, леса, лесополосы влияют на микроклимат,повышают устойчивость травянистого покрова, действуют на состояние почв и т. д.

В курсе географии важно показать на доступном для наблюдения учащихся материале обусловленность хозяйственной деятельности человека наличием природных ресурсов. В этой связи большое природоохранительное значение приобретает формирование понятия о возобновляемых ресурсах, количественной оценке их запасов и территориальном размещении в стране.

На уроках химии учащиеся узнают о различных химических процессах, происходящих в природе, о действии очистительных установок, что тоже имеет прямое отношение к охране природы.

В расширении и систематизации природоохранительных знаний у школьников, воспитании бережного отношения к природе большую роль играет внеклассная работа, которую можно проводить по следующим основным направлениям: углубление знаний о природных взаимосвязях в процессе непосредственного общения с природой; организация общественно полезной практической деятельности по охране природы.

   Углублению знаний природных взаимосвязей помогает кружковая работа.Например, в кружке юных ботаников (или общебиологическом) можно заняться изучением видового состава местных деревьев и кустарников, и травянистых растений, обратить внимание на состояние местной лоры и. т. д. В зоологическом кружке помимо изучения видового состава местной фауны юные зоологи выясняют изменение видового состава животных в связи с хозяйственной деятельностью человека: вырубкой леса, осушением болота, созданием искусственного водоёма. Юные географы могут заняться изучением овражной сети: установить скорость роста отдельных оврагов, наметить конкретные меры борьбы с их развитием, обследовать состояние местных водоёмов и выяснить влияние на них хозяйственной деятельности человека. Важно, чтобы кружковая работа имела общественно полезную направленность.

В школах стало традиционным проведение массовых мероприятий по охране природы: день птиц, неделя сада, месячник леса, и др. Задача руководителей школ и внешкольных учреждений – придать этой работе систематический характер, увязать её с общественно полезными делами учащихся. Так, празднику день птиц может предшествовать организация конкурса по сбору семян и ягод для зимней подкормки пернатых, изготовление птичьих кормушек, ремонт и поделка искусственных гнездовий.

Многие школы участвуют в охране и привлечений птиц совместно с местными лесничествами, лесопарками и другими хозяйствами, которые могут выделить материалы для изготовления кормушек, гнездовий и оказывать другую помощь. Подобным же образом проводятся неделя сада, месячник леса, предусматривающие посадку деревьев и кустарников и уход за ними.

Большую роль в пропаганде природоохранительных знаний в организации практических мероприятий  по охране природе могут и должны выполнять школьное радио, стенная печать. Через них учащийся знакомится с задачами по охране природы местного края, результатами этой работы. Опыт школ говорит о том, что весьма полезно иметь так же уголок охраны природы, где на стендах в бюллетенях, стенных газетах отражается работа школьного коллектива по выполнению ленинских заветов по охране природы. Труд в природе предполагает общение с товарищами, организованное распределение обязанностей, оказания помощи друг другу. Таким образом, создаются благоприятные условия для упражнения и закрепления коллективных нравственных отношений. Для повышения воспитательной действенности особое значение имеет соединение природоохранительных знаний с производительным трудом, выполняемым ученическими производственными бригадами, учебными производственными комбинатами и другими трудовыми объединениями школьников.

В течение многих лет ведут плодотворную природоохранительную работу учащиеся Ореховской средней школы Галичского района Костромской области. Члены «малой Тимерязевки» с 1960 года осуществляют наблюдение за местным климатом, почвой, развитием растений, увязывая полученные данные с активным улучшением местных природных условий.

Особый интерес представляет работа звена лесоводов и зеленых патрулей, которые действуют в лесном питомнике. Их задача-пополнить посадочным материалом школьный дендрарий, обеспечить им населенные пункты своего микрорайона и другие школы. Звено лесоводов помогает также местномуОреховскому лесничеству заготавливать семена древесно – кустарниковых пород. Юные лесоводы за 10 лет своих исследований выяснили некоторые особенности поведения семян при прорастании. Эти знания, добытые в результате многочисленных опытов, помогают получать каждый год не менее 1 тыс. саженцев большого разнообразия видов(до50).

Выхоженные руками заботливых юннатов саженцы через 2 – 3 года либо высаживаются на постоянные места, либо передаются школам района, области, либо высылаются в другие местности. В свою очередь, лесоводы школы получают в обмен семена, черенки и саженцы редких растений из разных районов Союза. Из Приморского края, например, получены удивительные растения Дальнего Востока. Завязалась прочная дружба с «малыми Тимирязевками» Великушской Липецкой области.

В Ореховской школе также успешно работают звенья цветоводов, овощеводов, садоводов и др. Из школы выходят в жизнь выпускники, знающие и любящие природу, многие из которых выбирают трудовой путь по профессиям лесоводства, сельскохозяйственного производства.

В разных областях растениеводства юннаты ведут совместную с учёными работу по обогащению состава растений. На территории Крымской помологической станции расположена Коминтерновская восьмилетняя школа. Её ученики активно помогают работникам станции ставить опыты по определению самоплодности сортов персика. При выполнении этого опыта ребятам пришлось изучить методику эксперимента. Необходимо было вовремя собрать пыльцу для опыления растений, освоить технику опыления. Школьники провели искусственное опыление 19 тыс. цветков, познакомились с растениями, собранными с разных концов света, изучили способы их размножения.

Донбасские школьники в течение ряда лет занимаются разведением деревьев и кустарников, высаживают на склонах оврагов для их укрепления зелёные насаждения, оберегают всходы от сорных трав и бурьянов, уничтожают вредных насекомых и. т. д.

Представляет интерес совместная работа юных натуралистов и техников Красногорской средней школы Алтайского края. Они поставили опыт по так называемой «электрической» пастьбе телят. Наблюдения за животными показали, что они никогда не переходят через проволоку, огораживающую пастбище, предварительно не обнюхав её. Таким образом, если по проволоке импульсами пропускать слабый ток, то можно отпугнуть от неё телят, не причинив им при этом вреда. Учащиеся изготовили соответствующий прибор и провели его испытания на животноводческой ферме. Огородили проволокой небольшой участок в два ряда на высоте 50 и 80 см, загнали туда нескольких телят трёхмесячного возраста и включили прибор. Испытания «электропастуха» прошли успешно. Телята вначале пытались выйти из клетки, но всякий раз, получив слабый электрический удар, успокаивались и больше уже к проволоке не подходили.

Весной ребята отыскали хорошее пастбище, разбили его на 4 загона. Каждый загон открывал свободный доступ к водопою. Для пастьбы приняли 150 телят до годовалого возраста и содержали их 3 месяца. Строго выполняли распорядок рабочего дня: регулярно выводили телят на место пастьбы и, после того как трава поедалась, переводили их в следующую клетку. В предыдущих клетках трава подрастала, и цикл пастьбы повторялся. Школьники два раза в месяц, взвешивали телят. Результаты взвешивания и наблюдений за поведением животных заносили в дневник. Производственные показатели при электрической пастьбе оказались выше, чем при обычной. Результаты опыта были внедрены в совхозе. Опыт школ и внешкольных учреждений по охране природы свидетельствуют о том, что это – эффективное средство коммунистического воспитания учащихся, помогающее понять законы природы полюбить её и научиться относиться к ней как к общественному богатству.

МЕРЫ ОХРАНЫ рыб.

1. Регулирование величины уловов по важнейшим видам рыб и бассейном.

2. Регламентацию улова с помощью правил рыболовства, сроков и способов улова, характера орудий добычи.

3. Организацию прохода рыб на нерестилища в случае перегораживания или коренного изменения существующих путей миграции.

4. Установление заказников в местах, где возможно быстрее истребление рыбы (нерестилища, зимовальные ямы, некоторые миграционные пути и. т. д.)

5. Создание заповедников для сохранения ценных и редких видов рыб.

6. Истребление врагов и конкурентов ценных видов рыб.

7. Спасение молоди рыб при высыхании или отшнуровании мелководных заливов от основного водоёма.

8. Борьбу с загрязнением рек, озёр, морей и океанов вредными для рыб веществами, включая и радиоктивные.

9. Борьбу с обмелением рек и озер путём профилактических и специальных мероприятий, включающих наполнение водой и других бассейнов.

10. Борьбу с зимними заморами, наносящими существенный ущерб рыбным запасам в некоторых озёрных и речных (Обь) водоёмах.

Охрана и увеличение рыбных запасов в открытых морях и океанах является международным делом. За последнее время достигнуты значительные успехи в международном сотрудничестве по изучению и охране рыб богатств мирового океана.


                            «Заповедники»

                                                       

Заповедник - одна из форм государственных особо охроняемых территорий.К таким территориям кроме заповедников относятся заказники, памятники природы и истории, национальные парки.

Цель создания заповедников- сохранить наиболее типичные для данной местности природные территориальные комплексы с их обитатилями, в том числе редкими, для будущих поколений.

 Впервые идея создания охроняемых территорий была предложена в 1832г. Американским учёным и художником Джорджем Катлингом.В 1864г в Калифорнии был учреждён первый Йосемитский национальный парк.В 1872 г.в США был образован Йеллоустонский национальный парк, охватывающий обширную территорию. Сейчас в 124 странах существуют национальные парки и природные заповедники, цель которых – охрана уникальных природных территорий и животных.

    Национальные парки в России начали формироваться лишь в 1970-х гг. Первые из них, «Самарская Лука»,был создан в Поволжье. 5 декабря 1997г. в Юкатане (Мексика).

Комитет Всемирного наследия внёс 37 новых объектов в список всемирного наследия, доведя тем самым до 506.Из них 380 объектов Всемирного наследия относится к историкокультурным, 107- к природным и 19- к смешным.

Находятся они в 107 государствах, из них в России-11 объектов. В число новых объектов, объявлённых достоянием всего0020еловечетва,по праву вошло озеро Байкал. На берегах Байкала создано 3 заповедника и 2 национальных парка.

  В системе государственных мероприятий по охране природы важную роль играет создание заповедников, где охраняются этолонные природные комплексы с целью изучения естественного хода природных процессов.

Объектами охраны в заповедниках служат как экоистемы, способные к саморегулированию (т.е. такие, в которых различные трофические уровни и блоки представлены настолько полно,что обесчпечивается естественное течение процессов обмена веществом и энергией), так и экосистемы, воспроизводимые, но к саморегулированию не способные из-за незначительных размеров территорий и мощного антропогенного воздействия со стороны окружающих территорий. Изучение закономерностей процессов в сложных природных системах может дать результаты только при условии регистрации состояния этих процессов в отдельные моменты их развития, что требует непрерывной научно-исследовательской работы. В соответствии с этим заповедники представляют собой региональные научно-исследовательской работы. В соответствии с этим заповедники представляют собой региональные научно-исследовательские учреждения со штатом научных сотрудников и соответствующим оборудованием, обеспечивающим ведение многолетних стационарных комплексных иследований. Научные исследования в заповедниках направлены на изучение объектов природы и природных комплексов в целях обоснования методов рационального природопользования.

    В отличии от популярных за рубежом национальных парков в наших заповедниках запрещена любая хозяйственная деятельность. Не разрешается массовое и неорганизованное посещение заповедников неспециалистами,в том числе и туристам. Отечественные заповедник – это эталонные участки природы, сохраняющиеся в естественном, неизменном виде. Они нужны для изучения природных экосистем, растений, животных, а также для изучения природных процессов в не нарушенных человеком условиях. Заповедники такого типа послужили основой для организации по инициативе ЮНЕСКО международной системы биосферных заповедников. Их более точное название, идентичное зарубежному термину,- биосферные резерваты, так как кроме заповедного ядра, составляющего основу резервата, в него входит ещё несколько зон, где ограничена, но не запрещена полностью. В биосферных заповедниках ведётся прежде всего охрана генетического фонда растений и животных, экосистем и научные исследования, направленные на изучение динамики природных процессов.

            В последние десятилетия во всём мире резко возрос интерес к вопросам охраны природы. Всё чаще они становятся темой международных обсуждений. В результате производственной деятельности людей происходит тепловое, физическое и химическое загрязнение окружающей среды. В то же время уничтожение отдельных элементов биогеоценозов, отдельных видов живых существ и их сообществ, изменение структуры и функциональных связей в сообществах заметно снизило буферные свойства биосферы. Живая природа часто уже не в состоянии вернуть искажённые условия к норме, необходимой для существования человека. В связи с этим академик Е.К.Фёдоров отмечал: «Имеется реальная опасность того, что человеческое общество может выйти из допустимых рамок своего взаимодействия с окружающей средой в не столь отдалённом будущем».Важное международное значение имело «Красной книги» Международного союза охраны природы и природных ресурсов (МСОП), включающей перечень редких и исчезающих видов.

          Природа служит источником новых научных знаний и имеет огромное значение для воспитания, просвещения и оздоровления людей. Всё, что мы используем сейчас и смогут использовать когда-либо наши потомки, может быть взято только в природе. Поэтому утрата какого-нибудь памятника природы,в том числе и вида или формы живых организмов, означает утрату возможности удовлетворения сейчас или в будущем какой-либо потребности людей.

Вряд ли найдётся человек, не испытывавший на себе благотворного влияния природы. Не случайно мы являемся свидетелями так так называемого «туристического взрыва», т.е быстро нарастающего числа людей, стремящихся своё свободное время в общении с природой, которая воспитывает чувство патриотизма, так как позволяет увидеть красоту родной страны, пробуждает чувства любви к ней.

    Из сказанного становиться ясно, что никакого противоречия между интересами людей и организацией заповедников нет. Мы убедились в необходимости их создания, так как перечисленные проблемы, вставшие перед современным человечеством, не могут быть решены, если не будет сохранена природа в её естественном состоянии на специально выделенных участках с особым режимом охраны и использования, т.е специально предназначенных для решения этих проблем. Такими участками и служат отечественные заповедники и эквивалентные им охраняемых участков природы (национальных, народных и природных парков, резерватов и т.п.) во всём мире.

     Назвать точное число заповедников в мире невозможно не только из-за неполноты сведений, но главным образом из-за трудностей, но главным образом из-за трудностей идентификации охраняемых территорий разных наименований и в разных странах. Они отличаются организационной структурой, особенностями использования и охраны. Поэтому в разных источниках приводятся разные данные. Однако проявляется тенденция: чем выше техническое, экономическое развития страны, тем выше процент строго охраняемых территорий. Система государственных заповедников России на 1.01.98 включает 93 заповедника и 31 национальный парк, которые охраняют 30 мил. Га, или почти 1,5% всей площади России, что превышает территории Белоруссии, Латвии и Эстонии вместе взятым.

    При выделении и классификации природных ресурсов до сих пор в первую очередь рассматривают их в качестве источника вещества или энергии. Однако не надо забыть и третье важнейшее свойство природных комплексов- информацию в широком естественнонаучном понимании этого слова. Информация тесно связана с разнообразием окружающей среды. Если вещественно- энергетический отдаёт приоритет качеству. Символами этого второго подхода могут служит такие понятия, как стабильность, сбалансированность, регуляция, разнообразие. Здесь важно лишь подчеркнуть, что экологическое разнообразие территории представляет собой незаменимый природный ресурс, огромное национальное богатство.

      Ценность экологического разнообразия окружающей среды складывается из двух главных составляющих. Во- первых, это источник стабильности, своеобразная буферная система в биосфере, способная гасить нежелательные флуктуации важных для жизни человека параметров окружающей среды. Можно напомнить о таких процессах, как регенерация кислорода и воды, стабилизация водного стока и детоксикация отходов или же просто красота и гармония природы, спасающая горожанина от вредных стрессов. Во- вторых, это источник сведений о конкретных проявлениях биосферах, это источник информации в узком смысле этого слова, источник сведений о конкретных проявлениях биосферных законов, источников информации в узком смысле этого слова, источник сведений о строении в узком смысле этого слова, источник сведений о строении и свойствах различных природных комплексов, основа для долговременных слежений (мониторинга) за глобальными изменениями окружающей среды. Такие знания совершенно необходимы для требуемого самой жизнью резкого повышения уровня разработки экологических и биогеографических территорий, которые могли бы стать над


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.079 с.