Игры-упражнения для пальчиков — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Игры-упражнения для пальчиков

2020-07-07 90
Игры-упражнения для пальчиков 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Пальчиковая гимнастика в младшем дошкольном возрасте играет ключевую роль для развития мелкой моторики, стимуляции речевого развития. Эти игры проводятся как в качестве физкультпауз на занятиях, так и в виде отдельных упражнений до или после выполнения режимных моментов, на прогулке. Тематика игр подбирается обычно под тему занятия, на котором проводится.

Пальчиковая гимнастика — обязательный элемент любого занятия в младшей группе

Примеры пальчиковых упражнений:

  • Осень.
    Если листья пожелтели, (Сжимаем и разжимаем кулачки)
    Дождь холодный моросит, (Стучим пальцем)
    Птицы к югу полетели, — (Изображаем крылья)
    Значит, осень к нам спешит. (Хлопаем в ладоши).
  • Овощи.
    В огороде много гряд, (Сжимаем и разжимаем пальцы)
    Тут и репа, и салат, (Загибаем пальцы поочерёдно)
    Тут и свёкла, и горох,
    А картофель разве плох?
    Наш зелёный огород (Хлопаем в ладоши)
    Нас прокормит целый год.
  • Домашние животные.
    Зёрна курочка клюёт, (Обе ладошки вместе отклоняем от себя)
    И цыплятки тут как тут. (Щепотки «клюют» по очереди)
    В воду уточка нырнёт, (Ладошки вместе «ныряют» вперёд)
    А цыплятки не нырнут. (Грозим пальчиком).

Проведение игр в первой и второй младших группах ДОУ

По существу, через игровую деятельность и движется ребёнок. Только в этом смысле игра может быть названа деятельностью ведущей, т. е. определяющей развитие ребёнка.

Л. С. Выготский

В игре дошкольники усваивают правила поведения в обществе, проигрывают различные роли

Принципы организации игр

Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) установлены требования к организации и проведению игр любого вида в детском саду:

· Принцип активности. Это требование считается основным для игровой деятельности, нуждающейся в проявлении физической и интеллектуальной инициативы играющих.

· Принцип открытости и доступности. Все игры в детском саду должны быть понятными целевой аудитории. То есть выкладывание замысловатых картинок мозаикой для воспитанников первой младшей группы будет ещё сложно, а вот повторение готового рисунка элементами этой игрушки — вполне по силам.

· Принцип динамичности. В младшем дошкольном возрасте ребята могут концентрировать внимание не более 15 минут. Такой хронометраж не отменяет необходимость смены видов деятельности на занятии.

· Принцип наглядности. Заключается в том, что малыши должны видеть игровые действия, которые они будут выполнять. Например, в подвижных играх действия каждого играющего показывает воспитатель. Как вариант, все зрительные иллюстрации могут быть представлены на картинках, разложенных или висящих на уровне глаз ребёнка.

· Принцип положительной эмоциональности. Только дружелюбное, открытое отношение к детям способно увлечь их общим видом активности.

· Принцип коллективности. В младшей группе этот принцип реализуется тем, что дети заняты выполнением единого задания, но при этом работа осуществляется индивидуально каждым воспитанником.

Дети выполняют одинаковые задания, но в индивидуальном темпе и с помощью воспитателя при необходимости

· Принцип индивидуальности. В 1,5–4 года у малыша уже есть какие-то любимые виды занятий. Поэтому педагогу важно найти «ключик» к каждому воспитаннику.

· Принцип состязательности. Дети 1,5–3 лет с трудом дают себе отчёт о том, что такое соревнование. Поэтому педагог знакомит малышей с этим понятием постепенно через оценку: сначала положительную всех воспитанников без исключения, а затем переходя к выделению наиболее успешных.

· Принцип повторяемости. Обучающие и подвижные игры для знакомства с правилами и отработки игровых действий проводятся 3–4 раза в неделю, а для повторения — один.

· Принцип самостоятельности. В младшем дошкольном возрасте это требование условно и возможно только в случаях, когда игра уже хорошо знакома детям.

Так, в игре с куклой «Оденем Зину по погоде» малыши первой младшей группы каждый день перед прогулкой вместе с воспитателем одевают куклу и к середине второго полугодия с этой задачей смогут справляться уже самостоятельно.

Повторяемость позволяет увеличивать степень самостоятельности детей при выполнении игрового задания

· Принцип проблемности. В игре ребята учатся видеть решение проблемы там, где это незаметно сопернику. Например, сортируя картинки/игрушки/детали конструктора по цвету, дети сами ищут подходящие по цвету контейнеры.

Этапы организации игры

И в первой, и во второй младшей группе игры организуются по плану, соблюдение которого является залогом успешного проведения игры, без проволочек и сбоев. Воспитатель руководит игрой младших дошкольников следующим образом:

1. Обеспечивает игру дидактическим материалом и необходимыми атрибутами.

2. Расширяет представления детей об окружающем мире, мотивирует их к игровой деятельности.

3. При необходимости повторяет правила игры (если игра новая, знакомит ребят с ними).

4. Использует прямой метод руководства — показ.

5. Даёт словесные указания, направляет игру.

6. Побуждает дошкольников взаимодействовать друг с другом.

7. Подводит итоги игры, проводит рефлексию (понравилось детям или нет).

В младшей группе воспитатель подготавливает необходимые атрибуты для игр

Картотека игр

Игры — неотъемлемая часть занятий и досуговой деятельности. Календарные планы игровой деятельности основываются на видовой классификации, а воспитатель, владея перечнем игр всех групп, подбирает те, которые отвечают целям, задачам конкретного элемента учебно-воспитательного процесса или теме занятия. Чаще всего именно критерий темы является определяющим.

Таблица: пример планирования игровой деятельности в первой и второй младших группах

Группа Тема (или этап работы на занятии) Вид игры Название Цели Ход игры

Первая младшая

«Овощи и фрукты» Дидактическая (с предметами) «Овощи и фрукты»
  • Систематизировать представления детей об отличительных признаках овощей;
  • развивать мелкую моторику рук, память, речь;
  • воспитывать бережное отношение к растениям.
Воспитатель достаёт корзинку с муляжами овощей и фруктов, предлагает рассмотреть их и разложить по двум тарам. В качестве усложнения можно предложить детям рассмотреть овощи и фрукты и разложить по цветам.
Занятия по физкультуре или для смены вида деятельности Подвижная «Катится Колобок»
  • Развивать крупные мышцы туловища;
  • разгружать позвоночник;
  • вызывать чувство удовольствия от выполняемых движений.
Воспитатель читает текст, дети выполняют движения. Замесила бабушка не булку, не оладушки. (Руки сцеплены в замок, круговые движения влево-вправо) Доставала из печи не пирог, не калачи (Повороты туловища влево — вправо, руки в стороны) Как поставила на стол — (Наклон вперёд и руки вытянуть) Он от бабушки ушёл! (Прыжки на месте) Кто же бегает без ног? (Бег на месте) Ну, конечно, Колобок! (Хлопки в ладоши).
«Здравствуй, здравствуй, детский сад!» Сюжетно-ролевая «Детский сад»
  • Познакомить детей с трудом взрослых, работающих в детском саду;
  • развивать способность брать на себя роль.
После экскурсии по детскому саду педагог предлагает детям попробовать себя в роли того или иного специалиста. Ребята используют элементы одежды (например, поварской колпак), орудий труда (стетоскоп для врача, ложка для повара и пр.). Воспитатель задаёт наводящие вопросы: «Как повар мешает суп?», «Как врач слушает?»
Изучение сказки «Колобок» Театрализованная (инсценировка) «Колобок»
  • Учить детей при повторном чтении выполнять характерные действия, повторяя за педагогом строки текста;
  • формировать умение мимикой, жестами, движением передавать основные эмоции;
  • поощрять готовность детей участвовать в танцевальных импровизациях.
По ходу развития сюжета дети выполняют действия.

Вторая младшая

«Мебель», «Форма» Дидактическая (настольно-печатная) «Построй и собери мебель»
  • Расширить знания о мебели;
  • активизировать словарь детей по данной теме;
  • формировать устойчивые представления о величине, форме;
  • развивать мышление, память, мелкую моторику, координацию движений.
Из геометрических фигур дети складывают предметы мебели и описывают, какие элементы из каких геометрических фигур составлены (спинка дивана — прямоугольник, табурет — квадрат и пр.).
«Форма», «Цвет», «Игрушки» Дидактическая (с предметами) «Угадай по описанию»
  • Отрабатывать умение находить предмет по его наиболее характерным признакам;
  • развивать наблюдательность, находчивость;
  • учить детей описывать предмет, не называя его;
  • воспитывать выдержку.
Воспитатель показывает ребятам несколько предметов (например, мяч, ведёрко, грузовую машинку, собачку, куклу, телефон). Прячет все объекты, затем описывает каждый по цвету, форме, предназначению — дети угадывают.
«Счёт до 5», «Пространственное расположение: влево, вправо, над, под» Дидактическая (математическая) «Путешествие»
  • Формировать пространственные представления: внутри, снаружи, вверху, внизу, над, под, слева, справа;
  • развивать умения упорядочивать фигуры по размеру;
  • закрепить счёт в пределах 5, умение соотносить цифры 1–5 с количеством.
Взрослый предлагает отправиться в лес на автобусе, дети определяют свои места по совпадению геометрических фигур на выданных каждому карточках и картинках на стульях. По ходу пути малыши «встречают» лесных зверей (картинки), считают их и маркируют соответствующей цифрой на карточке.
«Посуда» («Овощи», «Фрукты») Дидактическая (настольно-печатная) «Найди, чья тень»
  • Учить находить заданные силуэты;
  • закрепить знания о посуде;
  • развивать зрительное восприятие, внимание, логическое мышление;
  • развивать память, наблюдательность и усидчивость.
  • Вариант 1: Ведущий раздаёт детям карточки с заданными силуэтами. Предлагает детям рассмотреть их. Затем ведущий показывает одну из карточек с изображением предмета посуды и называет его. Дети должны найти среди имеющихся у них карточек нужный силуэт. Если ребёнок правильно нашёл карточку, то он накладывает цветное изображение на тень.
  • Вариант 2: На столе раскладываются все карточки изображениями вверх. Ребёнку предлагается найти тень предмета и положить цветные изображения на чёрные (или наоборот). Дополнительные вопросы: Как называется та или иная посуда? Какого она цвета? Для чего она нужна?
Для перехода от пассивного вида деятельности к активному Подвижная (подражательная) «Лягушки»
  • Тренировать прыжки вперёд на двух ногах;
  • отрабатывать навык перепрыгивания преграды (верёвки).
На середине площадки или зала воспитатель раскладывает толстый шнур в форме круга. Дети стоят за кругом. Воспитатель говорит: «Вот лягушка по дорожке Скачет, вытянувши ножки. Ква-ква, ква-ква-ква! Скачет, вытянувши ножки». Дети, повернувшись друг за другом, подпрыгивают на двух ногах, продвигаясь вперёд по кругу. По окончании четверостишия воспитатель хлопает в ладоши — пугает лягушек; малыши перепрыгивают через черту и присаживаются на корточки — лягушки прыгают в болото. Игра повторяется 2—3 раза.
Воспитание культурно-гигиенических навыков Сюжетно-ролевая «Собираемся на прогулку»
  • Развивать у детей умение подбирать одежду для разного сезона;
  • научить правильно называть элементы одежды;
  • закреплять обобщённые понятия «одежда», «обувь»;
  • воспитывать заботливое отношение к окружающим.
В гости к детям приходит новая кукла. Она знакомится с ними и хочет поиграть. Но ребята собираются на прогулку и предлагают кукле идти с ними. Кукла жалуется, что она не умеет одеваться, и тогда ребята предлагают ей свою помощь. Дети достают из шкафчика кукольную одежду, называют её, выбирают то, что нужно сейчас одеть по погоде. С помощью воспитателя в правильной последовательности они одевают куклу. Затем дети одеваются сами и выходят вместе с куклой на прогулку. По возвращении с прогулки дети раздеваются сами и раздевают куклу в нужной последовательности, комментируя свои действия.
«Домашние, дикие животные» Театрализованная (драматизация, имитация) «Зверята» Формировать у детей навык звукоподражания. Воспитатель раздаёт детям шапочки зверей и говорит: «Я буду читать стихотворение о разных животных, а те дети, на ком надета такая шапочка, будут изображать, как эти животные разговаривают».
  • Все пушистые цыплятки, Любопытные ребятки. Мама спросит: «Где же вы?» Цыплята скажут: «Пи-пи-пи!».
  • Курочка-хохлатушка по двору гуляла, Деток созывала: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко, Не ходите далеко!».
  • Ходит по двору петух, Аж захватывает дух. Как увидит он зерно, Закричит: «Ку-ка-ре-ку!».
  • Вышел котик погулять, Решил цыплёнка напугать. Стал подкрадываться сразу И мяукнул громко: «Мяу!».
  • Ловко прыгает лягушка, У неё толстенькое брюшко, Выпученные глаза, Говорит она: «Ква-ква!».

Временной план игры

Игра в младших группах длится около 5 минут. Но следует учитывать, что такие временные рамки касаются далеко не всех видов игр. Так, на театрализованные игры и некоторые формы дидактических времени уходит больше, но не более 15 минут.

Время, отведённое на игру, зависит от её вида и содержания

Таблица: примеры временного плана разных видов игр

Вид игры

Вводный Ознакомление с правилами Игра + усложнение Заключительный
Педагог объявляет название, мотивирует на участие. Педагог детально описывает действия каждого участника сюжета Собственно игровой процесс. Воспитатель после 2–3 повторов усложняет игру (если игра новая, этот этап пропускается). Взрослый благодарит ребят за работу, выделяет отличившихся. Дети дают оценку своей работе и активности группы в целом.
Дидактическая

до 1 минуты

до 1 минуты 2,5–3,5 минуты 0,5 минуты
Сюжетно-ролевая 0,5 минуты 4–6 минут 3 минуты
Подвижная 1 минута 3 минуты 1 минута
Театрализованная 1–2 минуты 2 минуты 5–7 минут 2 минуты
Пальчиковая

0,5 минуты

1 минута 0,5 минуты

Таблица: пример конспекта математической дидактической игры во второй младшей группе (фрагмент)

Автор Козюкова М., воспитатель МБДОУ «Примокшанский детский сад», г. Ковылкино, Республика Мордовия.
Название «Много, мало, один»
Вводный В.: Ребята, посмотрите, что стоит у меня на столе. Правильно, игрушки. А какие игрушки стоят у меня на столе? (Дети называют игрушки).
Ознакомление с правилами В.: Правильно ребятки, это петушок и кукла. А куклу зовут Даша. Как зовут куклу? (Ответы детей). Воспитатель ставит перед игрушками по чашечке. В.: Ребята, что я поставила перед игрушками?…>
Игра и усложнение <… Воспитатель показывает детям мешок с шариками. В.: У меня в мешочке много шариков, а у Даши и петушка нет ничего. Ребята, сколько шариков у меня в мешочке? (Ответы детей). А сколько у Даши и петушка? (Ответы детей). Сейчас я положу им шариков. Насыпает в чашечку кукле много кубиков, а петушку — 2–3 шарика. В.: Посмотрите, дети, у Даши много шариков, а у петушка мало. Сколько шариков у Даши?…> <… В.: Петушок, поделись шариками с детьми. Петушок, ты кому хочешь дать свои шарики? Петушок хочет дать шарики Оксане! Оксана, возьми шарики у петушка. Теперь у тебя шариков много, а у петушка нет ничего. Оксана, сколько у тебя шариков? (Ответ ребёнка). А сколько у петушка? (Ответ ребёнка). Дай петушку один шарик. Сколько шариков ты дала петушку? (Ответ ребёнка). Оксана, сколько у тебя шариков? (Ответ ребёнка). Правильно, много. А у петушка? (Ответ ребёнка). Правильно, один. Оксана, петушок поделился шариками с тобой, а ты с кем хочешь поделиться? (Ответ ребёнка). С Никитой? Хорошо. Оставь себе один шарик, а остальные дай Никите. Сколько шариков ты оставила себе? А сколько ты дал Никите? (Ответ ребёнка).
Заключительный этап Таким образом, дети делятся шариками, оставляя себе по одному, при этом отражая в речи свои действия. В конце игры они возвращают все шарики кукле и петушку. Все игрушки благодарят детей и уходят.

Цит. по: http://www.maam.ru/detskijsad/-mnogo-malo-odin-didakticheskaja-igra-na-razvitie-chislovyh-predstavlenii-v-i-mladshei-grupe.html


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.