Апостольские уроки (первоверховные апп. Петр и Павел) — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Апостольские уроки (первоверховные апп. Петр и Павел)

2020-07-07 60
Апостольские уроки (первоверховные апп. Петр и Павел) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Слово, сказанное в день святых апостолов Петра и Павла в Преображенской церкви г. Москвы

Мы прославляем сегодня великих, духоносных, богопросвещенных апостолов Христовых Петра и Павла. Они — первоверховные в ряду других святых апостолов.

И когда мы взираем на них своими духовными очами, мы с благоговением преклоняемся перед величием их апостольского подвига, Они исполнители воли Божией: «…идите, научите все народы…» (Мф.28:19). Они — пламенные проповедники слова Божия, непоколебимые, мужественные борцы за правду Христову, не боящиеся ни побоев, ни самой смерти мученической, которую оба претерпели — по древнейшему преданию — в сегодняшний день.

Апостол Петр был распят, апостол Павел — усечен мечом.

Казалось бы, нам, грешным, слабым и малым, нечему учиться у святых апостолов, а остается только прославлять их исключительный подвиг во имя Христово, ибо мы все живем в мирной обстановке и каждый из нас в мире исполняет то свое малое послушание, какое Господь возложил на него.

Но, мои дорогие, мы можем и должны многому учиться у этих великих апостолов: не только по их посланиям, отрывки из которых читаются за каждой Божественной Литургией, но непосредственно по их подвигам, их добродетелям; учиться, как надо свою бессмертную душу беречь от греховных искушений, украшать ее духовной красотой, чтобы предстать перед лицом Божиим верным чадом своего Небесного Отца.

И апостол Петр был человеком. Когда Господь Спаситель накануне страданий прощался со Своими учениками на Тайной Вечери, когда Он говорил ученикам о том, что их ждут соблазны, скорби и искушения, апостол Петр воскликнул: «Если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь». А Господь ему ответил, и все вы знаете эти слова Христовы: «Истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня» (Мф.26:33-34).

И вот в утро пятницы, когда избитый, измученный Спаситель по человечеству своему нуждался в ободрении и утешении и когда преданность апостола Петра и верность его в любви могли дать это утешение, — в эти минуты апостол Петр на слова служанки: «И ты был с Иисусом Назарянином» трижды отрекся от Него из страха: «Не знаю Человека Сего, о Котором говорите» (см.: Мк.14:66-72). Отрекся с клятвой, отрекся трижды!

Вот глубина падения апостола Петра, еще не обновленного благодатью Святого Духа! Он еще был обыкновенным человеком с его немощами, с его слабостями, и пал.

Скорым было его восстание. Лишь только Господь Спаситель в эти минуты кротко взглянул на апостола Петра, «вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом», почувствовал всю тяжесть совершенного им греха и «плакал горько», как говорит святой евангелист (Мф.26:75). Этот плач о своем грехе, всегда спасительный для каждого грешника, привлек милосердие Спасителя. Покаявшегося Своего апостола Господь простил и восстановил в апостольском достоинстве, из которого он, отрекаясь от Господа, сам ниспал своим грехопадением.

Вы слышали за молебным пением евангельские слова о том, как Спаситель, явившись по Воскресении, трижды спрашивал апостола Петра: «Любишь ли ты Меня?..» И, получая его пламенные ответы: «Ты знаешь, что я люблю Тебя», трижды сказал ему: «Паси агнцев Моих. «…» Паси овец Моих» (Ин.21:15-17). Господь поручил ему пасти словесное стадо, быть исполнителем Его Божественной воли и устроителем Святой Церкви Христовой на земле.

И уже прощенный святой апостол Петр, как говорит древнейшее предание, продолжал вспоминать о своем тяжком грехопадении и каждую ночь, как только слышал пение петуха, пробуждался, вставал на молитву, и слезы скатывались из его глаз. Под глазами его образовались две борозды от этих слез.

Дорогие мои, а разве мы не отрекаемся от Господа? Разве не исполнять заповеди Божий — это не значит отрекаться от своего Спасителя?

Ведь все мы, устами наших восприемников, обещали в святом крещении сочетаться Христу, жить со Христом и многократно повторяли это обещание быть верными своему Господу, когда приносили покаяние и приступали к Святой Чаше Христовой!

И если мы остаемся жить грязными, продолжаем носить злобу, осуждать, злословить, гневаться, произносить черные слова, осквернять себя блудом, не исполняя воли Божией о том, чтобы уста и сердца беречь от всякой скверны, разве мы этим не изменяем Господу своему?

И пусть пример апостола Петра, быстрого осознания им своего грехопадения и слезного его покаяния, вдохновляет и нас, слабых, немощных, ежеминутно впадающих в грехи, видеть свои согрешения и уметь о них плакать перед лицом Того, Кого мы оскорбляем своеволием.

Вот перед нами святой апостол Павел. Он назывался до обращения Савлом. Вы знаете, что он был гонителем христиан. По слепой ревности о соблюдении иудейского закона он преследовал христиан, участвовал в гонениях на них, в заключении их в темницы. А когда прозрел своими духовными очами, после совершенного с ним чуда явления Господа, и когда стал апостолом Павлом, он превзошел прочих апостолов своей ревностью в исполнении апостольского подвига.

Сколько раз он принимал удары палками, камнями, темничные заключения, претерпевал кораблекрушения! Но ничто не останавливало его в его пламенной проповеди о Господе, Которому он отдался всей душой. Везде и всюду, куда он ни приходил в своих путешествиях, он открывал уста и проповедовал Имя Божие. Когда его гнали, он переходил в другой город, ни один день не оставаясь в отдыхе, всего себя до последних сил отдавая делу прославления Имени Божия. И стал он великим, и стал нервоверховным, и стал славным апостолом Христовым, перед именем которого благоговеет вся православная земля, имя которого, как и имя апостола Петра, будет до конца века превозноситься и прославляться в Святой Христовой Церкви.

И вот послушайте, дорогие, собственные слова этого великого из апостолов — Павла: «Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим.7:24); «Я… недостоин называться апостолом, потому что гнал Церковь Божию» (1Кор.15:9). Постоянно памятовал он о том, что в дни молодости совершил тяжкий грех, участвуя в гонении на христиан; это воспоминание жгло его душу и тогда, когда многими своими трудами во имя Христово он уже был славен по всей тогдашней земле.

Учитесь смирению у святого апостола Павла! Он ни во что ставит все свои подвиги во имя Христово, всю свою славу при воспоминании о своем грехопадении.

Нужно, чтобы каждый из нас видел многие свои скверны, был смиренным перед лицом Господа, сознавая себя грешником и ослушником воли Божией. Нам нужно быть смиренными и друг перед другом, ничем не превозноситься один перед другим, хотя, может быть, и были бы какие-нибудь внешние, земные для этого поводы, потому что грешен каждый из нас.

А во имя чего святые апостолы Петр и Павел несли свой тяжелый апостольский подвиг? Во имя любви ко Господу Спасителю и во имя любви к людям, ибо они проповедовали слово Божие, чтобы спасать людей, чтобы не погибли для вечности бессмертные души, но, пробужденные словами их проповеди, готовили себя для вечного блаженного Царства. Такова сила их любви к людям!

Святой Иоанн Златоуст говорит об апостоле Павле: «Я не найду слов, чтобы описать, какой любовью к людям пылало сердце этого великого апостола. Его любовь была шире океана, она была ярче и жарче любого огня». Он любил людей, как будто был отцом или матерью, родившими этих людей. Больше того, он был готов даже быть отлученным от Господа, только бы спаслись те люди, которым он проповедовал слово Божие. Пусть погибла бы его собственная душа, но спаслись бы те люди, которых он звал ко спасению. Так говорил он сам!

Какая любовь! Каким пламенем исторгалась она из его горячего сердца, о котором он сам говорит, что в нем все вмещаются и никому не тесно, которое всех людей обнимало в себе, всех людей любило этой необычайной любовью (см.: 2Кор.6:11-12)! И эта любовь апостола, такое любящее его сердце подняли его на недосягаемую высоту величия и святости.

О, если бы, дорогие мои, хоть крупицу такой любви друг к другу имело сердце каждого из нас! О, если бы наша любовь друг к другу, завещанная Господом, удерживала наши уста, наше сердце, наши шаги, наши руки и ноги от всяких скверн!

Ведь такая любовь спасает бессмертную душу для вечности, ибо Господь сказал, что заповедь о любви наибольшая; кто ее исполнит, кто воспитает свое сердце в такой любви друг к другу, тот исполнит весь закон Христов (см.: Мк.12:29-31).

Смотрите еще. Господь Иисус Христос позвал апостола Петра идти за Собой в то время, когда он со своим братом ловил рыбу в Тивериадском море. Апостола Павла Господь позвал чудесно: сначала ослепив его, с тем чтобы прозрели его духовные очи, а затем даровав то духовное зрение, которым апостол Павел увидел свой грех и познал всю сладость быть слугой своего Господа Спасителя.

И нас с вами Господь призывает к Себе разнообразными путями: и тихим голосом Своим, которым Он говорит в совести каждого из нас, и чудесными явлениями, и особыми событиями в жизни нашей.

Нередко, неожиданно для нас самих, мы ощущаем тихий голос Божий: «Опомнись, одумайся, ты стоишь на краю греховной пропасти, а смерть стоит недалеко от тебя».

Иногда Господь потрясает нас каким-либо особым событием, чтобы обратить к Себе, чтобы напомнить нашему грешному сердцу о том, что Господь над нами и что мы все идем к порогу смерти, переступив который войдем в жизнь вечную.

Разве мы не знаем, как бывшая война всколыхнула многих слабых верой или вовсе не имевших веры?!

Иного Господь поразит скорбью, чтобы в этой скорби вспомнил человек о том, что он перед Господом грешен, что он отошел от Господа, и Господь хочет его этой мерой разбудить от того духовного сна, в котором пребывал человек до своего горя.

Разными путями Господь зовет к себе. Но цель зова — и того, которым позвал Он апостолов Петра и Павла, и того, которым Он говорит с каждым из нас, — одна: увлечь нас идти за Собой до конца наших дней на земле.

Господь зовет к вечному спасению, к какому звал, проповедуя волю Божию, и святой апостол Павел, когда говорил в своем послании: «…со страхом… совершайте свое спасение…» (Флп.2:12). Об этом проповедовал и святой апостол Петр на площадях и в храмах, в домах и на улицах, потому что Господь повелел апостолам «проповедовать Евангелие всей твари» (Мк.16:15).

Еще взгляните на святых апостолов. Апостол Петр — семейный, у него были дети, с ним жила теща; святой апостол Павел был девственником. Апостол Петр был простецом; апостол Павел был образованным человеком. Перед Господом все равны. Господь привлекает к Себе и ученого, и простеца, и семейного, и неженатого.

И мы все с вами, различные по внешнему положению, по возрасту, все одинаковые дети своего Небесного Отца. Все мы имеем бессмертную душу, спасти которую зовет нас Спаситель, зовут нас святые апостолы.

Я — архиерей, вы — миряне. Каждый из нас несет свой тот или другой земной труд: одни-в семье, другие — в работе; одни из нас старые, другие — молодые. Но, как говорится в одном из священных надгробных песнопений: все мы предстанем в равном достоинстве перед лицом нашего Небесного Отца. У каждого из нас наш Небесный Судия и Отец спросит только о том, как он прошел свой земной путь, как он спасал свою бессмертную душу, внимал ли он тому голосу, которым Господь зовет его из бездны греховной к спасению вечному, и отозвался ли он на этот голос.

Этому делу спасения людей посвятили себя святые апостолы Петр и Павел. И мы, дорогие мои, в их светлый праздник, в день их мученической кончины, услышим в сердце своем те призывы их к вечному спасению, к вере крепкой, к любви истинной, нелицемерной, к чему они звали словесное стадо в дни земного подвига и к чему продолжают звать всех нас через свои послания.

И мы, грешные и слабые, опираясь на их молитвы, будем идти по земному своему пути с постоянной памятью о священном долге, лежащем на каждом из нас: быть достойными детьми и учениками нашего Спасителя,

ЖМП № 6 за 1955 г.

 

Покров.

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы

Слово, сказанное в Покровской церкви, что в Лыщиковом пер. г. Москвы

Чудное событие вспоминаем мы, мои дорогие, возлюбленные братья и сестры, в праздник Покрова Божией Матери. И как горячо любит русский верующий православный народ этот праздник!

Все вы, конечно, знаете о том событии в 910 году во Влахернском храме Константинополя, какое положено в основание нашего праздника: о явлении Божией Матери за всенощной на воздухе, окруженной святыми и ангелами, молящейся за народ, с простертым в руках омофором (покровом). В этот праздничный день мы поем: «Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим Покров Твой честный…» С горячей верой мы обращаемся к Божией Матери: «…покрый нас… честным Своим омофором!»

В день этого радостного, торжественного праздника я особенно горячо желаю вам на своей молитве благодатного, неистощимого, теплого Материнского Покрова нашей Небесной Матери во все дни вашей жизни над вами, над вашими семьями, над вашими трудами.

Что это за Покров Божией Матери над нами?

Это, дорогие мои, ходатайство Божией Матери за нас, грешных, перед нашим Сладчайшим Спасителем. Это — ходатайство, по которому прощаются наши грехи, утоляются наши скорби и продолжается долготерпение Божие, дающее нам, грешникам, дни и годы нашей жизни земной.

Покров Божией Матери — это молитва Ее о нас, которая нашу слабую, немощную, грешную молитву делает доходной до Престола Божия, потому что Она Сама наши молитвы подымает на Своих Материнских руках и складывает их у ног Христовых.

Покров Божией Матери — это любовь Ее к нам, та любовь, какая укрепляет нас в бедах и несчастьях, осушая наши слезы, та Ее любовь и милосердие, которые помогают нам совершать наше вечное спасение по пути к последнему часу жизни на земле, неизбежному для каждого часу своей смерти.

Над кем простерт этот Покров Божией Матери?

Мы знаем из слова Божия, что Церковь Христова — это Тело Христово, что Господь Иисус Христос — Глава этого Тела, Глава Им учрежденной Святой Церкви. И Покров Божией Матери, простертый над Церковью Христовой, как Телом Господа Иисуса Христа, раскрыт и над каждым членом этого таинственного Тела — каждым сыном и дочерью Святой Христовой Церкви.

Вы знаете, что Господь Иисус Христос перед Своей смертью обещал ученикам, а через них всем нам, не оставить нас одинокими. И Божия Матерь оставила такое же обещание быть всегда с нами во все дни. Она это Свое обещание выполняет. Если мы живем в ограде Святой Церкви Христовой; если мы питаемся таинствами Церкви нашей Православной; если мы заботимся и болеем о своем вечном спасении; если мы боимся своей вечной погибели; если мы очищаем свою душу слезным покаянием и всегда помним о том, что мы здесь, на земле, только гости и уйдем на свою вечную землю, на свою небесную родину, — Преблагословенная Богоматерь всегда с пами, и Ее Материнский Покров всегда охраняет каждого сына и дочь Святой Церкви Христовой.

Ведь если Сам Господь, по Его слову, не стыдится называть нас Своими братьями, постыдится ли назвать нас Своими чадами Его Матерь?

И в чем проявляется Покров Божией Матери? Во всем, чем мы живем. Мы видим его в нашем благополучии, в нашем здоровье, в наших успехах -во всем, что нас радует и веселит в нашей земной жизни. Покров Божией Матери проявляется и в тех скорбях, болезнях и испытаниях, какие Господу, Ее Божественному Сыну, угодно возлагать на нас для нашего вечного спасения и какими Господь ведет нас за Собой.

Этот Покров можно видеть и в пробуждении нашей грешной совести, в том голосе, какой мы, грешники, слышим в себе самих, воздействием которого с грешных духовных очей спадает пелена, и мы сознаем свои грехопадения.

Этот Покров Божией Матери имеет внешние знамения в многочисленных чудесах, какие по вере приходящих к Ее святым иконам совершаются над верующими, призывающими Ее святое имя и просящими у Нее, нашей Небесной Матери, помощи, отрады и утешения.

Божия Матерь всегда с тем, и Покров Ее всегда простерт над тем, кто верен Ее Божественному Сыну, кто идет по Его зову путем вечного спасения. Ведь Она ближе всех к Престолу Божию как Мать Сына Божия по плоти. Она, по слову святого Иоанна Златоуста, — первая Приемница Божественных даров и первая Раздаятельница этих даров и благословений людям, ищущим помощи Божией у Господа и милостей у Нее в своих нуждах и обстояниях.

И если не все мы и не всегда видим эти милости Божией Матери, не все и не всегда ощущаем этот простертый над нами Покров забот, любви, милости, милосердия, то это только потому, что у нас слепнет наше духовное зрение. Если мы не слышим Ее голоса, которым Она утешает нас или зовет нас быть верными Ее Божественному Сыну, то это потому, что у нас повреждается наш духовный слух. С нами происходит то же, что бывает с телесным слепцом, который не видит ни яркого солнца, ни человеческого лица, бывает то же, что с телесным глухим, который не может слышать тех Божественных песнопений, какими мы сейчас услаждали свой слух и сердце за нашим богослужением.

Духовные наши очи — это наша вера. Если вера в нас крепкая, несомневающаяся, горячая, идущая из глубины сердца, она видит и не может не видеть того, что всем миром, народами и каждым из нас управляют Премудрость Божия и Благость Божия, не может не видеть того, как перст Божий ведет каждого из нас разными путями в паше вечное небесное жилище.

Чем крепче вера у человека, тем больше верующий человек видит те благодеяния, какие посылает нам Господь и какие подает нам Божия Матерь. Если этой живой, горячей веры в сердце нет, тогда всё в жизни кажется случайным; такое сердце не видит руки Божией, руки Божией Матери, ведущих к вечному спасению каждого из нас и простертых к нам с целью нас поддержать и подкрепить, ибо ничего в жизни человека — ни радостного, ни скорбного — не совершается без воли Божией.

А духовным слухом является наша совесть. Если на нашей совести есть неисповеданные, нераскаянные, неоплаканные, неискупленные грехи и совесть загрязнена нашей страстной, греховной жизнью, тогда

притупляется наш духовный слух, и мы не слышим этим духовным слухом голоса Божией Матери, голоса Духа Божия, которым небо будит нас от греховного сна и зовет к покаянию и вечному спасению.

Такой человек мертв своею совестью, как камень. Камень не слышит ударов грома, не чувствует падающих на него капель дождя, не ощущает тепла солнечных лучей, потому что он мертв. И если христианин не живет молитвой, и его сердце перестает дышать верой, и он не ищет общения с Господом в храме Божием, и не питается словом Божиим, и не живет мыслью о своей смерти, о своем спасении или о своей погибели, и спит его совесть — он мертв духовно. И это к нему обращено слово Божие: «…ты носишь имя, будто жив, но ты мертв» (Откр.3:1).

Человек может быть только «будто живым» со своей оскверненной грехами совестью, своей потухшей верой. Он живет, ходит, ест, пьет, спит, исполняет свою земную работу, но духом своим, — если он не живет жизнью духа, жизнью, ведущей в Царство Вечности, — он может быть мертв. Он мертв умом, если ни сказание о Страшном суде, о блаженстве праведников и верных рабов Божиих, ни повествование о муках Христовых не трогают его сердце. Он мертв сердцем, если до этого сердца не доходит голос Божий, и он не ощущает в себе потребности прийти ко Господу и просить себе у Него помощи и благословений.

Страшно такое состояние, ибо смерть может прийти к человеку и взять такого нераскаянного грешника, такого небрежного, лукавого раба Божия в ту жизнь, где будет уже не сеяние, а жатва, и где будут собраны плоды всей прожитой, может быть многолетней, жизни человека.

Если человек так мертвеет, перестает жить молитвой, благодатью святых таинств, дышать тем небесным воздухом, которым мы дышим в наших святых храмах, может ли Покров Божией Матери оставаться простертым над духовным мертвецом?

Вот о чем напоминает нам сегодня праздник в честь Покрова Божией Матери. Он еще и еще раз говорит нам о том, что у каждого из нас на пути к вечному спасению есть Великая Путеводительнина, Споручница грешников, Взыскание погибающих, с простертым над нами Покровом, и о том, что мы можем сами лишить себя этого Покрова.

Наша Небесная Матерь ждет от нас того, что мы, рожденные духовно в ограде Святой Церкви, крещеные во имя Святой Живоначальной Троицы, питающиеся со дней своего младенчества Святыми Тайнами Христовыми, останемся верными сынами Церкви, достойными детьми Ее Божественного Сына. И Она обещает Свой Материнский Покров всем ищущим того светлого, вечного Небесного Царства, где Она предстоит Престолу Божию, где этот Престол окружен тысячами небесных воинств, куда вошли все угодники, все благочестивые рабы Божий, верные Господу,

Как же нам нужно, мои дорогие, хранить и беречь как зеницу ока нашу святую веру, какую Господь вложил в бессмертную душу каждого из нас, эти.духовные очи наши, созерцающие Вечность!

Слово Божие, которое проповедовал Господь наш Иисус Христос в дни Своей земной жизни, какое записано в Божественном Евангелии, для каждого из нас должно быть зеркалом, отражающим в себе правильный путь земной жизни и путь неверный, ведущий нераскаянного грешника к вечной погибели. Нам надо беречь свою совесть, этот наш духовный слух, очищать совесть от той грязи, какой она покрывается в наших грехопадениях.

Святой Андрей Критский, составивший Великий покаянный канон, какой вы слышите в дни Великого поста, говорит, что нет ничего в мире нужнее чистой совести. С чистой совестью, очищенной благодатью Божией и нашими слезами, мы встречаем все наши жизненные скорби и испытания в терпении и с доверием к Божественному Промыслу, который ведет нас через эти испытания в вечную небесную страну. С чистой совестью истинный раб Божий встречает и смерть с миром в душе, взирая на нее, приступающую к его изголовью, как па переход из земной жизни в жизнь вечную, где верный сын своего Небесного Отца насладится вечным общением с Господом.

Надо сердце смягчать и питать добрыми делами, делами любви, чтобы сердце соделывать храмом живущего в нас Духа Божия, обителью Господа, Который есть «любовь» (1Ин.4:8).

Может ли ждать себе прощения у Господа тот, кто сам не проищет своим обидчикам? Может ли носить мир в своем сердце тот, кто не примирился со своим братом? Может ли радоваться духовной радостью о Господе тот, кто не порадовал в своей земной жизни скорбящего, не утешил плачущего, кто не сделал или слишком мало сделал за свою земную жизнь добрых дел, которые идут впереди нас на нашу вечную родину?

Наши добрые дела будут встречать нас там, когда бессмертный дух, разлучившись с телом, будет проходить по мытарствам в течение сорока дней после смерти и когда будет получать у Господа — Всеправедного Судии приговор, которым мы или оправдаемся, или осудимся.

Мы и просим Божию Матерь во многочисленных наших молитвах и воздыханиях, с которыми обращаемся к Ней, чтобы Она помогала нам совершать этот путь к вечному спасению, вдыхала в наше сердце дух молитв и покаяния, поддерживала нас в дни уныния и озлобления, когда тяжелым бывает наш жизненный крест, возлагаемый на каждого Господом для нашего спасения, не лишала нас за грехи наши Своего Покрова.

Мы Ее просим и мы веруем в Ее Материнскую помощь, говоря из глубины нашего верующего сердца: «Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице».

И пусть так будет всегда: пусть наше верующее сердце всегда сносит к ногам Божией Матери все свои воздыхания, все свои нужды, скорби, испытания и плач о грехах. И Она, как Радость скорбящих, как Раздаятельница даров Божественной милости, как наша Небесная Мать, всё передаст Своему Божественному Сыну и в ответ на воздыхания верующей души прострет Свой Материнский Покров над тем, кто верует в Ее Божественного Сына и к Ней прибегает с верой и любовью.

Да покрывает нас, дорогие, Небесная Матерь Своим неистощимым милосердием и в жизни земной, и на земле будущего века!

ЖМП № 1 за 1952 г.

 

СВЯТАЯ ПАСХА

 

Христос Воскресе (Пасха)

Слово, сказанное в Борисоглебском кафедральном соборе г. Рязани

Мы встретили, дорогие мои, величайший из наших православных праздников — светозарный день Светлого Христова Воскресения. Бесчисленное множество раз сегодня и в наступающую светлую седмицу мы будем повторять: «Христос Воскресе!» — «Воистину Воскресе!».

Как святой огонек, это наше пасхальное приветствие обегает в великую ночь всю православную землю от края и до края. Везде, где живут православные люди: русские, греки, арабы, грузины, румыны, болгары, сербы, чехи, албанцы, где только ни бьется православное сердце, эти слова в эту единственную в году ночь не сходят с уст православных людей.

И как чудодейственны эти два изумительных слова: «Христос Воскресе!» Когда мы их произносим или слышим, в наших сердцах загораются огни святой радости о Господе Иисусе Христе Воскресшем. И где бы они ни произносились: в столице ли нашей великой Родины, здесь ли, где мы сейчас приветствуем ими друг друга, или в далеком Париже, где в прошлом году в пасхальную ночь я поздравлял православных русских и французских людей, собравшихся на нашу православную службу в храме Знамения Пресвятой Богородицы, где бы, повторяю, эти слова ни раздавались, где бы ни слышались, — всюду они вызывают трепетание в каждом православном сердце и от них все ярче вспыхивает пламя веры в душе каждого прославляющего Воскресшего Господа Иисуса Христа.

Мы говорим их с чувством духовного восторга; их хочется произносить без конца, слушая в ответ других два святых слова: «Воистину Воскресе!»

Эти слова не имеют равных на человеческом языке. Они составляют величайшую святыню для нашего сердца, потому что в них вся сущность паше веры, вся крепость нашей надежды, вся сила пашей любви к Спасителю, за нас распятому и в третий день, по Писанию, воскресшему.

Они говорят каждому из нас о бесценной и ни с чем не сравнимой радости нашей святой православной веры. Святой апостол Павел учил: «…если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера наша» (1Кор.15:14). Если бы Христос не воскрес, Он оставался бы для человечества великим, праведным, святым Учителем и Проповедником, но не был бы для нас Всемогущим Богом и Небесным Отцом. Но Он воскрес в эту святую ночь, какую мы пережили сейчас вместе с вами!

Он воскрес! Ведь и сегодня, и накануне каждого воскресенья в церковном году мы поем: «Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу…» Воскресение Христово мы сами видели. Мы исповедуем эту истину вместе со всею Церковью. Почему «видевше»? Это ошибка составителя церковной песни? Может быть, он хотел сказать: «увидевше», то есть «узнав» о Воскресении Христовом? Нет, это не ошибка. У каждого из нас есть очи телесные. Мы ими видим небо, солнце и звезды, сады и луга, видим друг друга. Но есть у нас, верующих людей, и другие очи очи веры: ими мы видим Небесный Иерусалим, двери в который открыты навстречу каждому приходящему в вечную жизнь; мы видим этими очами церковное небо, усеянное тысячами духовных звезд — святых угодников Божиих, видим духовный сад с благоухающими в нем цветами — теми, кто удостоен Господом вечной славы.

Очами веры мы видим и священное событие Воскресения Христова. Мы веруем в Воскресшего Господа одной верой с бесчисленными миллионами христиан, которые жили до нас, сейчас живут и будут жить после нас.

Но мы не только такими очами, очами своей веры видим Воскресшего Господа, но и очами апостолов, жен-мироносиц и тех из уверовавших в Господа, которые лицом к лицу были с Ним, Воскресшим, беседовали с Ним, принимали из рук Его пищу, осязали Его. Для удостоверения на все времена в Своем Воскресении Воскресший Христос оставил нам в лице всех тех, кто Его видел, свидетельство истины Своего Воскресения. Будучи «самовидцами» (Лк.1:2), апостолы записали в Евангелиях и посланиях о явлениях Воскресшего Господа, и радость лицезрения Воскресшего через их писания дошла и до нас.

Христос воскрес! И в эту священную ночь чудом Своего Воскресения Он утвердил все истины Своего Божественного учения.

Мы знаем теперь, что Он — не только наш Божественный Учитель, но Он Бог Всемогущий, Который силой Своего Божественного всемогущества воскрес тридневно от гроба. Воскресение Христово — это высшее чудо из совершенных Господом Иисусом Христом в дни земного Его подвига, высшее из свидетельств Его Божественной силы.

Мы знаем теперь, после события Воскресения Христова, что Он наш Небесный Отец, знаем, что всё, о чем Он говорил, что Он обещал дать верующим в Него людям, — это непреложная Божественная истина. Все истины нашей веры, — говорим мы, — утверждены на вечные времена чудом Воскресения Христова. И потому мы так ликуем, так радуемся, так торжествуем в эти пасхальные дни.

Ведь что для нас, мои дорогие, дороже нашей святой веры?

Она дает смысл нашей земной жизни. Вера ведет нас за собою в Царство Небесное и указывает нам в него путь. Вера — сила и опора во всей нашей жизни. В грехах она несет нам прощение, в жизненных тяготах облегчение; она нас согревает, утешает, укрепляет на нашем жизненном пути, так как нет такого горя, нет такого страдания у человека, какое не утолилось бы силой нашей веры в Любвеобильного и Милосердного Небесного Отца, склоняющегося к слезам и горю каждого из Своих детей.

Силой Своего Воскресения Господь Иисус Христос победил смерть и открыл перед нами тайну жизни вечной. Мы и поем в эти дни: «…смертию смерть поправ…». Он явил Себя миру как Хозяин жизни и смерти и Своим Воскресением показал нам, что и для нас смерти нет, и жизнь в бесконечных веках — это удел каждого из людей, благословляемого Богом на его земную жизнь. «Поглощена смерть победою», пророчествовал святой Исаия и повторяет его слова святой апостол Павел (см.: Ис.25:8; 1Кор.15:54). Теперь, после Воскресения Христова, говорит верующий человек вместе с пророком Осией: «Смерть! где твое жало?» (Ос.13:14; 1Кор.15:55).

Нет ничего священнее для каждого из нас, православных людей, чем паше вечное спасение. Спасти свою бессмертную душу, сделать ее достойной жить с Господом в жизни, не знающей конца, — это самое большое счастье для верующего человека. И путь к нашему вечному спасению теперь доступен для каждого из нас силой Воскресения Христова, для каждого, кто за Господом идет, кто имеет радость веровать в Него и хочет жить по Его заветам.

Воскресший Спаситель основал на земле Свою Святую Церковь. Он как бы соорудил великий духовный корабль, который ведет людей к берегам вечного Небесного Царства. Всякий из нас, православных верующих людей, будучи сыном Церкви Христовой, пребывает на этом великом корабле, Кормчий которого — Сам Господь Иисус Христос. Господь и направляет этот корабль со всеми, кто в нем спасается для жизни вечной, в ту страну, о которой Он говорил: «…где Я, там и слуга Мой будет» (Ин.12:26).

Всё, что мы имеем в своей жизни, как православные верующие люди, самого радостного, самого дорогого, — всё нам дано силой Воскресения Христова, ибо вся наша вера, как на камне, стоит на этом чуде, так торжественно и величественно прославляемом Церковью.

Нам бесконечно дорог на нашем жизненном пути святой и теплый Покров нашей Небесной Матери, нашей Заступницы во всех скорбях, бедах и болезнях. Мы называем Ее Преблагословенной Богородицей. И мы веруем в Нее как в Преславную Богородицу, и мы имеем в лице Ее Небесную Матерь, носительницу милости небесной к нам, в этой милости нуждающимся, потому что Она — Мать Воскресшего из мертвых Всемогущего Господа Бога. Силою Воскресшего Спасителя Ей и даруется та Божественная благодать, которую раздаст Она нам, грешным, по нашим к Ней молитвам и по вере нашей через Свои святые иконы.

У нас, православных, есть целый сонм святых угодников Божиих, исчислить которых трудно нашими цифрами. Святые молятся за нас, благословляют нас и по нашим молитвам к ним ниспосылают нам Божие благословение и Божию помощь. И эта наша радость нам дарована силою Воскресения Христова. Святые — наши молитвенники, потому что Воскресший из мертвых Господь Иисус Христос, как Бог Всемогущий, даровал им, пока они жили на земле, Свою Божественную помощь для достижения святости и вершин духовной красоты. А сейчас силою Своего всемогущества Он дает им Свое Божественное благословение для того, чтобы они по нашим к ним молитвам передавали его нам.

Как нам не ликовать, как нам не торжествовать в день Воскресения Христова, если всё, что есть у нас самого священного, исходит из Живоносного Гроба, из которого восстал в третий день наш Спаситель!

И самый храм, в котором мы совершаем наше пасхальное празднество, без которого мы, православные люди, не представляем себе своего жизненного пути в Царство Небесное, — это дело милости Воскресшего Спасителя. Это Он — Бог Всемогущий — в Своих храмах раздает нам Свою благодать, соприсутствует здесь с нами в часы богослужения и питает нас здесь Своим Божественным Телом и Животворящей Кровью.

Все радости о Господе Иисусе Христе: радость принадлежать к Святой Православной Церкви и спасать свою душу для вечности, в скорбях и страданиях иметь в лице своего Господа источник неиссякаемой милости, поклоняться Его Преблагословенной Матери, ощущать покров и молитвы святых Божиих людей, — всё это плоды Воскресения Христова. Слава Ему, Воскрес, — шему из мертвых, во веки вечные!

Обнимая всех вас духом, мои дорогие, и поздравляя со светлым праздником, я хочу пожелать от всего сердца, чтобы эта радость о Воскресшем Господе горела в наших сердцах до конца дней каждого из вас. С этим светом веры легче переносить и страдания, и скорби; с ним осмысливается вся наша земная жизнь, как ступень к вечной жизни; с ним и умереть не страшно истинному христианину. И с этой верой в Воскресшего Спасителя пусть неностыдно предстанет каждый из вас перед лицом нашего Небесного Отца, когда Господь повелит ангелу смерти пресечь нашу земную жизнь и бессмертную душу возьмет к Себе.

Наша пасхальная радость о Воскресшем Спасителе не вмещается в узких границах нашего сердца, она переливается через край нашей души и пусть бессчетное число раз проявляется она в этих радостных, победоносных криках: «Христос Воскресе!» — «Воистину Воскресе!».

 

Пасха

Слово, сказанное в Храме Воскресения Христова, что в Сокольниках г. Москвы

Христос Воскресе! Воистину Воскресе! Много, много раз мы повторяем и будем повторять эти слова и в храме, и при встрече друг с другом сегодня, и в предстоящие священные сорок дней. Наши уста не перестанут произносить эти слова, а паши сердца спешат открывать навстречу им свои двери, чтобы вбирать их в себя. Сколько раз ни произносили бы мы эти слова, они пробуждают в нас, в наших православных верующих сердцах, всякий раз светлые, радостные чувства.

Есть и в земной жизни события, которые наблюдаем часто, иногда каждый день. Но от этого они не теряют своей прелести и своего обаяния над нами. Вот мы каждый день видим свет солнца, иногда на ясном небе, иногда через облака. Но всегда для нас свет солнечный, свет дня приятен и мы им восхищаемся. Каждый день восходит и заходит солнце. И прекрасны его восхождение и заход. Мы любуемся закатом солнца, отблеском света вечернего и не перестанем любоваться.

Каждый год мы встречаем весну и не перестаем ей радоваться: этим первым весенним цветам, первым зеленым листочкам па деревьях и кустах, первым песням весенних птиц. Это нам никогда не надоедает, всегда нас радует.

О, дорогие мои, тем более наше сердце никогда не перестанет радоваться светлейшему событию Воскресения Христова! Разве можно его сравнить с какой-нибудь другой радостью?! Свет этой радости напояет счастьем православную верующую душу; в этих двух словах праздничного приветствия «Христос Воскресе!» мы выражаем всю сущность нашей веры, всю крепость и непоколебимость нашей надежды на Господа Бога, ощущение всей сладости и всего блаженства нашей жизни со Сладчайшим нашим Спасителем.

Христос воскрес, и, значит, Он воистину Спаситель мира, Которого много веков ожидали верующие иудеи. Он Тот, Кого видел в темноте грядущих времен великий ветхозаветный патриарх Авраам. Он Тот, Кого созерцали в своих пророческих виде


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.