Слезы (Вход Господень в Иерусалим) — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Слезы (Вход Господень в Иерусалим)

2020-07-07 66
Слезы (Вход Господень в Иерусалим) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Слово, произнесенное в Преображенской церкви г. Москвы

Мы празднуем, дорогие, вместе со всей Православной Церковью событие торжественного входа Господа нашего Иисуса Христа в Иерусалим за пять дней до Его кончины.

Все мы представляем себе своим духом, своим верующим сердцем те проявления радости, которые видел Господь Иисус Христос при этом Своем входе в столицу Святой Земли.

Накануне этого шествия Спаситель совершил великое чудо, воскресив из мертвых четырехдневного мертвеца Лазаря, Своего друга. Весть об этом разнеслась быстро по всем окрестностям Иерусалима. Народ хотел посмотреть на Победителя смерти, на великого Чудотворца и выразить чувства своего восторга.

Иисус Христос восседал на молодом осле. Люди снимали с себя верхние одежды в порыве переживаемого счастья и постилали их под ноги Спасителя, как мы, грешники, к ногам Спасителя приносим свои верующие и любящие Его сердца.

В руках у народа были пальмовые ветви, которыми они потрясали в воздухе от избытка своих чувств.

И мы сегодня, в подражание тем людям, прославляя это событие, накануне нашего праздника стоим с возжженными свечами и с ветвями вербы в руках. Пламя этих сегодняшних в наших руках огоньков — отображение того, что переживают верующие сердца. Это знак нашей радости и нашей любви ко Господу Спасителю. Мы радуемся тому, что Господь Иисус Христос идет спасти людей Своим искупительным подвигом от вечной погибели. Радуемся тому, что каждый из нас силой этого Божественного подвига будет спасен от вечной смерти, если будет этого достоин.

А в руках наших первое дыхание весны: распустившиеся вербы, как знамение победы Господа Иисуса Христа над смертью. Как дерево казалось мертвым зимой, но оставалось живым, так никогда не умрет наша бессмертная душа. И как весной под дыханием теплого солнца и благодатного весеннего дождя распускается дерево, так воскреснем и мы своим телом в последний день этой земли и соединимся своим воскрешенным силою Божией телом с нашей никогда не умирающей душой.

Наша радость сливается с чувством того народа, который окружал Спасителя, шедшего в Иерусалим. Народ радовался победе Господа над смертью, чуду воскрешения Лазаря. Мы радуемся чуду спасения нашей грешной души для жизни вечной и для вечного счастья.

Но вот, говорит святой евангелист Лука, когда Господь подходил к городу Иерусалиму, когда кругом раздавались крики ликования: «Осанна Сыну Давидову!»

Господь Иисус Христос заплакал, глядя на Иерусалим, и сказал: «О, если бы и ты в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! но это сокрыто ныне от глаз твоих; ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами… и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне, за то, что ты не узнал времени посещения твоего» (Лк.19:42-44). Всеведущий Господь знал о судьбе Иерусалима. Он знал, что через несколько десятков лет после Его вознесения Иерусалим, не узнавший своего Господа и на пятый день после торжественной встречи распявший Его, будет разрушен и уничтожен со всем своим населением врагами, которые воистину не оставят камня на камне.

Святой Иоанн Златоуст, размышляя об этом месте сказания святого Евангелиста, думая о слезах Господа Иисуса Христа, говорит: «Это были слезы Бога Всевидящего, Который знал не только о предстоящей гибели Иерусалима и плакал не только о священном городе, а знал все будущее земли, все будущее человечества и плакал».

Плакал Он, зная о том, как вскоре после Его вознесения начнутся три кровавых века гонения на христиан. Он предвидел, что в эти три века Святая Церковь воздвигнет сонмы мучеников, которые будут умирать за своего Христа. Но Он плакал об их мучителях, которые, как Нерон, будут поджигать христиан как факелы, обмазывая их смолой; другие будут бросать мучеников и мучениц в пасти разъяренных львов на потеху тем, кто будет собираться на арене цирков. Плакал Господь об этом страшном ожесточении человеческого рода.

Плакал Господь и о том, что к Его Божественному Евангелию, которое учит человека только светлому, только возвышенному, только одному чистому, столько людей останутся или равнодушными, или с враждебностью будут злословить и поносить Его святое имя, Его святое дело искупления рода человеческого от грехов людских.

Он плакал, зная о том, сколько будет отступников от веры, которые отрекутся от Него за чечевичную похлебку мнимого человеческого счастья.

Господь Спаситель плакал и представляя Себе бесчисленное множество грешников, бесчисленное множество самых омерзительных пороков и грехов, которые будут владеть людьми, и даже теми людьми, которые устами своими будут произносить Его святое имя и на челе своем будут носить священное имя христианина.

Он плакал и о тех грешниках, которые легко после покаяния возвращаются на старую, проторенную дорогу греха; которые так плохо, так сухо каются в грехах своих и не искупают своих грехов своей последующей доброй жизнью. Значит, плакал Он и о нас с вами.

Потому Святая Церковь перед праздником Входа Господа в Иерусалим и совершает это поприще Святой Четыредесятницы — этого сорокадневного Великого поста: она хочет, чтобы мы, грешники, имели время подумать о своей душе, поплакать о грехах, принести к ногам Христовым свое раскаяние; чтобы мы могли подумать о том, как мы должны искупить свои грехи, приобретая добродетели, противоположные совершенным нами грехам; как мы должны, покаявшись перед Богом, крепко стать на своих раскаявшихся ногах и не возвращаться на путь греха и беззакония.

Мы все в этом грешны. Мы каемся плохо, не искупаем грехов своих и возвращаемся легко на путь греховной своей жизни.

Святая Церковь вводит нас, после праздника Входа Господня в Иерусалим, в последнюю седмицу — страстную; седмицу, посвященную воспоминаниям страданий Христовых, чтобы все мы, грешники, имели время еще раз поплакать, лобызая язвы Христовы; чтобы, стоя у подножия креста Христова с умирающим, а затем и бездыханно висящим на нем Господом Спасителем, окружая гроб Господень, все мы из глубины своей души помолились в эти священные минуты: ради язв Твоих, Господи, помилуй нас! Ради крестных Твоих страданий — спаси нас от вечной погибели! Ради пролитой Твоей крови и Твоих предсмертных мук — даруй нам радость быть с Тобою вместе с разбойником в Царстве Небесном!

Об этом мы должны вздыхать в предстоящие дни страстей Христовых.

Но мы в своем слове уже простерлись вперед. Сегодня мы еще радуемся. Сегодня еще радостный праздник! И мы в светлых ризах совершаем нашу торжественную, праздничную службу. Мы знаем, что этот народ, который некогда радовался и которому мы сорадуемся, разделяя его чувства, — «не узнает» Господа своего. Но мы знаем, мы чувствуем своим верующим сердцем, что эта радость, с которой люди провожают своего Господа в последний путь в священный Иерусалим, — это преддверие, предвкушение той радости, какую принесет нам конец этой седмицы — празднование светлого Воскресения Господа из мертвых, той радости, о которой сказал Спаситель: «…и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин.16:22).

Праздник светлой Пасхи Христовой — предначатие той радости, какую вкусит и разделит истинный христианин, истинное верное чадо своего Небесного Отца, в Царстве Небесном, куда ввел умирающий на кресте Господь Спаситель благоразумного разбойника. Туда Он введет каждого, кто подражает вере, любви и покаянию этого разбойника и проживет достойно священного имени христианина свою земную жизнь. Господи, дай нам эту радость!

ЖМП. 1959. № 4

 

Елеон (Вознесение)

Слово, сказанное в Пименовской церкви г. Москвы

Сегодня своими духовными очами мы видим, дорогие мои, как из города Иерусалима вышел Господь Иисус Христос, окруженный учениками, и, беседуя, медленно направился с ними на вершину горы Елеонской.

Эта гора расположена совсем рядом со священной столицей Палестины. Одиннадцать лет тому назад Господь удостоил меня идти тем же путем на Елеонскую гору. Какое это счастье для верующего сердца!

У подножия этой горы распростерся Гефсиманский сад, и перед входом в него подземный храм на месте погребения Божией Матери. А за Гефсиманским садом, остатки которого со времен Спасителя сохраняются доселе, дорога извилисто поднимается кверху. Надо пройти мимо женского монастыря, расположенного примерно на середине между подошвой и вершиной горы, и дальше направляться уже прямой дорогой. Под ногами земля, сильно истертая стопами многочисленных паломников. По обе стороны широкой дороги — оливковые деревья, растущие так близко друг от друга, что местами ветви их сплетаются вместе и над головой образуется как бы зеленый шатер. Потом эти деревья раздвигаются и паломник входит на вершину.

В дни Своего земного подвига Спаситель любил сюда восходить для уединенной молитвы. Сейчас Он идет в окружении апостолов, которые не знают, что через немного минут расстанутся видимо со своим Божественным Учителем.

Он оставил им последнее завещание — не уходить никуда из Иерусалима, пока, согласно Его обещанию, не сойдет Дух Святый. Его Он пошлет от Отца Небесного для того, чтобы Он пребывал в Церкви Христовой до скончания века, питая, укрепляя, утешая и спасая для жизни вечной всех тех, кто пойдет по зову Христову за своим Спасителем.

Окончилась на горе последняя речь Госиода Иисуса Христа. Он благословил учеников и, продолжая благословлять, стал подыматься в небесную высоту. Вскоре облако скрыло Его от глаз апостолов, которые поклонились Вознесшемуся Господу и вернулись в Иерусалим, как говорят святые евангелисты, с «великою радостью» (Лк.24:52).

Они радовались тому обещанию, которое Господь оставил, — быть с ними и со всеми верующими до «скончания века» (Мф.28:20).

Они были утешены словами Господа о том, что скоро, хотя дня Он не открывал им, Он ниспошлет Духа Святаго, Который напомнит им, по слову Христову, обо всем, чему учил их Христос, наставит их на всякую истину и будет их Спутником, Утешителем на всех путях их жизни земной и их апостольского подвига (см.: Ин.14).

Может быть, дорогие мои, чей-нибудь пытливый ум спросит: почему угодно было Господу вознестись па небо и прекратить Свое видимое пребывание на земле? Проникнуть в тайны Промысла Божия мы не могли бы своим малым, ограниченным человеческим умом, если бы па этот вопрос не ответил бы нам Сам Христос.

Прощаясь со Своими учениками на Тайной Вечери, Он им много говорил о Своем предстоящем отшсствии с земли и возвращении в место славы вечной, к Своему Небесному Отцу. Как бы отвечая нашей пытливой мысли, почему Он не остался на земле, чтобы радовать, утешать и укреплять людей Своим видимым земным пребыванием, Христос сказал в Своей прощальной беседе с учениками: «…лучше для вас, чтобы Я пошел»; «…Я иду к Отцу Моему…»; «…Аз умолю Отца о вас…» (Ин.16:7,10,26).

Господь вознесся на небо в прославленном человеческом теле, в том теле, в котором Он до крестной смерти жил на земле и которое преобразилось в Нем по Воскресении. И мы должны радоваться тому, что наша человеческая природа так возвеличена и так возвышена Господом Иисусом Христом, что Он благоволил в Пречистом теле Своем вознестись на небо, чтобы наше человеческое естество поставить выше херувимов и серафимов, чтобы в нем пребывать и в тот день, о котором ведомо только одному Господу, вновь прийти для суда над всем родом человеческим.

Теперь Он — наш Небесный Ходатай перед Отцом Своим (см.: Ин.2:1). Он — Источник всяческих благ. Возносясь, Он продолжал благословлять учеников, оставляемых Им на земле, и продолжает раздавать благословения всем верующим в Него.

Если бы Он остался на земле, Он был бы в пределах только Палестины и Его благословения продолжали бы принимать только те, кто Его видел, Кто к Нему подходил и к кому Он ходил, путешествуя из города в город. А с высоты небесной Он обнимает Своим благословением всю вселенную. Все мы, верующие в Него, когда с верой и молитвой обращаемся ко Господу, принимаем Его Божественные благословения.

В Палестине Он раздавал Свои благодеяния только тем, с кем Он соприкасался. Сейчас Он простирает руку Своей милости, Своей помощи всем верующим в Него, где бы, на каком конце земли этот верующий не проживал и с какого конца земли не простирал бы к Нему своих воздыханий, своих просьб.

Может быть, встает и другой вопрос перед мыслью человека: почему же не остался Спаситель ради тех, кто еще не знал Его, или ради заблудших, которых надо исправить, ради грешников, которых надо было привести к покаянию?

Господь Спаситель отвечает и на этот вопрос нашего ума. Он сказал в дни Своей земной жизни: «Когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин.12:32). Господь вознесся на небо, чтобы оттуда всех привлекать к Себе: и не знающих Его, и заблудшихся о Нем, и грешных, нуждающихся в помиловании.

Смотрите. Вот иудеи кричат в ожесточении своих сердец: «Возьми, возьми, распни Его». Вот они издеваются над ним, умирающим на кресте (см.: Мк.15:13-32). А в день сошествия Святого Духа на апостолов, через немного дней после этого проявления крайнего озлобления иудейских душ, апостол Петр произносит свою первую проповедь, уже озаренный Духом Святым. И что же говорит священный писатель книги Деяний апостольских: «Услышав это*, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим апостолам: что нам делать, мужи братия?» И святой апостол призвал их к покаянию и принятию святого крещения «для прощения грехов» (Деян.2:37-38).

Вот что сделал Господь через Духа Святаго. Тысячную толпу народа привел к Своим ногам через эту проповедь.

А почему язычники стали разбивать своих идолов и тысячами стали обращаться ко Христу? Кто, как не Он, исполняя Свое Божественное обещание, привлекал эти человеческие сердца и звал их идти за Собой? Кто, как не Он, воздвигнувший в Святой Церкви Своей апостолов и великих пастырей?!

Кто дает чудодейственную силу останкам святых угодников Божиих? Почему многие из этих останков сохраняются нетленными до наших дней? Что это, как не сила Божия? Кто это творит, как не Тот, Кто эту силу Свою раздает верующим в Него и этой силой совершает чудеса?!

А кто нас с вами, дорогие, слабых и грешных, призывает в храм Божий для покаяния и исторгает из наших грешных сердец покаянные вздохи и слезы? Кто нас влечет сюда с бременем тяжким, греховным, с горячим желанием это бремя тяжкое сложить у ног Христовых? Конечно, Тот, Кто сказал о Себе: «Когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе». Всех Он зовет и влечет идти за Собой. И кто не закрывает своих ушей и дверей своего сердца, кто слышит этот голос Божий, тот идет за своим Господом, и исполняется на нем обещание Христово.

И если разум человеческий задумается над тем, почему Господь Иисус Христос не остался на земле ради верующих в Него, ради тех, кто терпит скорби и болезни, чтобы утешать этих скорбящих и страдающих на земле, — Господь Иисус Христос сказал бы то, что и ученикам Своим: «…лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам…» (Ин.16:7).

Как бы так говорит Он ученикам Своим: «Вы видели Меня Сына Божия и во Мне Бога Отца. Но есть третье Лицо Единой и Нераздельной Пресвятой Троицы — Дух Святый Утешитель, Которого Я, уйдя с земли, пошлю вам от Отца».

Он сказал и в пятидесятый день по Своем Воскресении, в десятый день но Своем Вознесении ниспослал Святого Духа на учеников, а через них и на всех верующих в Него, входящих в ограду Святой Православной Христовой Церкви.

Вы знаете, мои дорогие, какие чудеса творит Дух Святый в сердцах людей!

Ведь многие из святых пришли к вершинам своей святости не от дней младенчества, а пройдя через путь греха и погрязая в этих грехах. Но, повинуясь голосу свыше идти к небу, оставили эти грехи и с помощью Духа Святаго соделались чистыми, святыми и праведными. И в сердцах истинно верующих людей стали произрастать прекрасные, благоухающие духовным ароматом цветы и плоды Духа Святаго, о которых говорит апостол Павел: «…любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал.5:22-23).

Дух Святый является в то же время источником утешения для всех скорбящих и унывающих, молящихся Ему любимыми словами нашего верующего сердца: «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины… нрииди и вселися в ны…» И но молитвам верующих Дух Святый, ниспосланный нам для нашего научения и утешения, снисходит в сердца верующих людей и помогает нам переносить скорби, болезни и украшаться небесной нетленной красотой.

Может быть, кто-либо продолжит свои вопросы, обращенные ко Господу: почему Он не остался с нами, чтобы продолжать научать нас, как надо жить? Господь Иисус Христос сказал ученикам Своим: «В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» (Ин.14:2-3).

Для всех, кто верует в Господа, приготовлены места в Небесном Царстве Божием от самой вечности. Но грехи ваши закрыли двери, ведущие в ваше небесное жилище. Я и иду открыть эти двери!

Там, у врат Своего Небесного Царства, Он будет ждать бессмертные души всех тех, кто шел, идет и пойдет за своим Господом на земном своем пути. А для научения тому, как надо жить, как надо спасаться для жизни вечной, Он оставил святое евангельское слово, этот неисчерпаемый благодатный кладезь воды живой!

Итак, дорогие мои, в свете Вознесения Христова для пас ясен наш земной путь и понятно нашему сердцу, почему Господь вознесся на небо в сороковой день по Своем Воскресении.

Он сошел на.землю нас ради человек и нашего ради спасения. Он вознесся на небеса ради нас. Он всё делает для нашего блага. Он никому не хочет зла, Он хочет только одного добра. Он хочет проявить ко всем нам Свою Отеческую любовь, и во имя этой любви к людям Он не перестает нас звать идти за Собой, продолжая благословлять и укреплять нас на каждом шагу нашей земной жизни.

А Его мы желаем для самих себя? Так много делает для нас Господь, а что мы делаем для себя, для вечного спасения души, вечного соединения с Господом своим? Господь говорит: «…стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним…» (Откр.3:20). Слышим ли мы этот голос, которым Господь стучится в сердце каждого из пас? Вглядываемся ли мы в глубину нашего сердца, вслушиваемся ли в голос пашей совести, чтобы ощутить всю силу этого зова Христова?

Христос повелел в Своих храмах, в Церкви Своей держать всегда открытым судилище покаяния, чтобы каждый грешник, приходя сюда, раскаиваясь в грехах своих, получал здесь благодать покаяния. Здесь преломляется Тело Христово, здесь изливается Кровь Христова для вечного насыщения пашей души, алчущей и жажду щей среди житейской суеты. Спешим ли мы питаться благодатью Божией и Нетленной Пищей?

Слово Божие нам говорит, что в Царство Небесное не войдут грязные, блудные, нераскаянные грешники. Войдут в него только те, кто будет иметь одежду, достойную вечного Царства, одежду, созданную из веры, молитвы, поста, милосердия, целомудрия, воздержания, кротости, снисходительности, всепрощения. И вот такую одежду из дел добрых готовим ли мы для своей души, чтобы войти в Царство Небесное Отца достойными вечной радости?

Ведь смерть стоит у некоторых из нас, может быть, уже за плечами, как говорят. И если по завтра, не через год, по непременно придет она.

Страшно уподобиться юродивым девам, у которых не оказалось в светильниках елея, когда пришел в полночь жених и закрыл двери. Они стучались, и он сказал: «Не знаю вас». Сказал Господь Иисус Христос эту притчу, чтобы научить всех нас быть мудрыми девами, чтобы в светильниках душ наших всегда горел елей молитвы, добрых дел, чтобы смерть не застала пас так, как застигло этих юродивых дев пришествие в полночь жениха (см.: Мф.25:1-13).

Святая Церковь в праздник Вознесения Христова в своих молитвах и песнопениях поднимает наш взор к небу, туда, куда вознесся Господь Иисус Христос с Елеонской горы.

Святая Церковь зовет нас всегда, а особенно в этот день, напоминать своему грешному сердцу, что там, куда взошел Господь Иисус Христос со Своей прославленной плотию, — наше вечное отечество.

Никогда этого, мои дорогие, не забывайте!

ЖМП № 6 за 1956 г.

 

Наша слава (прп. Сергий)

Слово, сказанное в день Святой Троицы в Троице-Сергиевой Лавре при патриаршем служении 9 июня 1946 г.

Чье святое имя сегодня здесь заполняет сердце каждого из нас? Конечно, имя преподобного игумена земли русской, нашего родного и великого Сергия.

Кто нас сюда позвал, открыл вновь двери этого храма, — собрал нас здесь в праздник Святой Троицы в таком множестве? О, конечно тот, кто от дней детства до последнего вздоха с особым благоговением почитал Святую Троицу, кто свою деревянную церковку, первую на этом святом место, посвятил Живоначальной Троице, кто сам, по слову священного песнопения, был «носилом» Пресвятой Троицы. И теперь, «имея дерзновение ко Святой Троице», это он, веруем мы, умолил Господа, в Троице славимого, вновь открыть священные двери этого храма для верующих и благословил опять возжечь здесь священные огни лампад. Это он, небесный хозяин святой обители, собрал нас сюда на духовный пир, на котором мы насыщаемся н наслаждаемся и торжеством веры, и множеством собравшегося здесь православного народа, и единением всего этого народа вокруг нашего Святейшего отца Патриарха Алексия. Милостию Божией, мы опять молимся в том храме, который сооружен на месте подвигов преподобного Сергия, месте, политом потом его трудов, овеянном дыханием его слезных молитв, месте, на котором ему при жизни явилась Божия Матерь; опять мы утешаемся сладкозвучным лаврским колокольным звоном, опять мы целуем святые косточки нашего великого молитвенника и печальника за русскую землю.

Не переставая молила его Святая Церковь: «Не забуди, якоже обещался еси, посещая чад твоих». И он не забыл!

Чувство какого духовного восторга — мы вкладываем сегодня в начальные слова нашего праздничного богослужения: «Слава Святей, Единосущной и Животворящей Троице»!

Мы стоим сейчас у священной гробницы, перед лицом останков святого угодника, и он опять, как ЖИВОЙ, стоит перед нами во всем величии своего духа, величии своих подвигов, во всей нетленной своей духовной красоте. Как мы любуемся им! Его святой образ соткан из многообразных подвигов его жизни; его жизнь это — непрерывная цепь подвигов.

Прежде всего он велик в своем истинно христианском терпении: он терпел и тогда, когда в начале своего подвига пребывал один в густой чаще леса при завывании ветра и вое диких зверей; он терпел и тогда, когда голодал сам и голодала его братия; и тогда, когда совершал богослужение в холщевых ризах, а причащался из деревянных сосудов. Он терпел до конца своих дней и своим примером зовет всех нас-к терпению и в молитве, и в борьбе с грехами и страстями, и в покаянии, и доброделании, тому терпению, без которого, по слову Христову, никто из нас не может спасти своей души (Лк. 21, 19).

Он был носителем истинного духа смирения. Слова Христовы: «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугой» (Мк.9:35) он в буквальном смысле воплотил в своей жизни: для своей братии он был не только отцом, но и слугой. А каким священным испугом была охвачена его смиренная душа, когда Митрополит Алексий предложил ему быть его преемником!

Он был раздаятелем и неиссякаемым источником любви. За этой любовью и его лаской тянулись к нему со всех концов русской земли за тысячи верст православные люди. Во имя этой любви он пешком с посохом в руках исходил целый ряд русских городов, примиряя удельных князей между собой и с великим Московским князем.

Он пронес через всю свою жизнь ничем незапятнанным свое сердце, сохранив кристальную духовную и телесную чистоту.

Он пламенно любил свою Родину, страдавшую в его дни от жестоких захватчиков — татар. Как горячий патриот своей страны, он благословил великого князя Димитрия на битву с татарами, и во время этих боев за счастье родной земли стоял на коленях и слезно молил Бога о Его небесной помощи.

Преподобный Сергий воплотил в себе самые лучшие свойства русской души, русского благочестия; он был совершенным образцом христианских добродетелей. Как святой, он принадлежит Вселенской Православной Церкви, но он — русский святой, наш национальный подвижник, и мы гордимся им, мы с восхищением взираем на того, кого родили и воспитали — русский народ, к которому и мы принадлежим, православная вера, которую и мы исповедуем, Святая Русская Церковь, детьми которой и мы состоим. Он — наша слава, он — наша похвала! Своею жизнью, своей покоряющей сердце лучезарной красотой он зовет всех нас к подражанию, вдохновляет и нас на подвиги во имя Божие и во имя спасения души.

Пять с половиной веков тому назад совершал он свой земной подвиг. Сколько поколений русских православных людей приходило поклониться к этой его священной гробнице! И каждое поколение, одно сменяя другое, не могло не слышать, как слышим и мы теперь, того завета преподобного Сергия, с которым он обращается к каждой русской душе: берегите святую православную веру! Берегите веру, которою жили, дышали и спасались наши прадеды, деды и отцы, которая возвела и преподобного Сергия на высоту вечной славы. Эта вера научает нас добродетелям и украшает душу человека той красотой, в свете которой сияет перед нами преподобный Сергий. Эта вера — светоч в жизни каждого человека, указывающий ему путь к радостям вечной жизни. Эта вера-источник силы духа, при помощи которой мы побеждаем все наши скорби и страдания. Вера объединяет всех нас в одну семью детей Божиих, делает нас братьями и сестрами во Христе, вот как и сегодня она нас всех объединила здесь у ног преподобного Сергия. Вера учит нас пламенной любви к нашей Родине, чтобы никто из нас в минуту опасности, угрожающей отечеству, не поколебался отдать жизнь за благо и свободу Родины, как отдали свои молодые жизни сейчас тысячи наших братьев, которых да упокоит Господь во царствии Своем, а преподобный Сергий да помолится за них, положивших души свои за наше счастье и мирную жизнь.

В глубине своего духа унесем отсюда эти два завета преподобного Сергия: идти к вечной жизни тем путем, каким шел он, и хранить, как святыню, свою веру — наследие предков. Храните же ее, наше сокровище, научайте истинам ее своих детей, передавайте ее своим потомкам, чтобы никогда не умалялась, никогда не умерла на нашей земле Христова вера!

Мы собрались сегодня сюда в день праздника Святой Троицы, в тот день, в который Господь наш Иисус Христос, исполняя Свое обещание, ниспослал Святого Духа на апостолов. С этого дня Дух Святый пребывает в Церкви, ведет людей по пути ко спасению, зажигает в сердцах людей веру и помогает людям украшаться вечной красотой. Силою и действием Святаго и Животворящего Духа, по молитвам преподобного Сергия да укрепляется и умножается среди нас святая православная вера; пусть живут в наших сердцах любовь, милосердие, смирение, кротость — все, что украшает человеческую душу! А преподобный Сергий, наш неусыпный молитвенник, никого из нас, кто пришел сегодня к его гробу и придет еще когда-либо сюда, да не оставит без своего небесного утешения и без своего отеческого благословения.

«ЖМП» №7 за 1946 г.

 

Звание христианина (День Святого Духа)

Слово, сказанное в День Святаго Духа в церкви Даниловского кладбища г. Москвы

Вчера, мои дороги, мы праздновали священное событие Сошествия Святаго Духа на апостолов.

Сегодня, на другой день после этого священного воспоминания, Святая Церковь чествует Святаго и Животворящего Духа, ниспослание Которого послужило началу жизни Церкви Христовой на земле. А Православная Церковь Христова, начавшая свое бытие в день Сошествия Святаго Духа, это наша Мать.

Вот почему так праздничны, так радостны для нас эти святые дни. Мы встретили день рождения нашей Святой Матери-Церкви Православной.

Когда мы стали ее детьми?

В ограду Православной Церкви ввел нас с вами Дух Святый Своею благодатью в святом таинстве крещения. Это Он нас соделал детьми нашей Матери-Церкви Христовой.

Каждому из нас Он даровал в дни нашего младенчества драгоценное сокровище, которым мы все обладаем: и нищие и богатые, и ученые и простецы.

Какое же это сокровище имеем мы, как чада Православной Церкви, хотя мы и грязны и смрадны от грехов? Это — великое звание, какое каждый из нас носит на себе как священную печать: звание православного христианина.

И вот в день Святаго Духа мне и хотелось бы напомнить вам, мои дорогие, о том, каким великим неоценимым благом является имя православного христианина; напомнить, как надо дорожить этим величайшим званием, этим величайшим даром Духа Святаго, полученным нами в святой купели крещения.

Из мученических актов, то есть из сказаний о страданиях мучеников в первые века христианства, мы знаем, что языческие судьи перед казнью святых мучеников, допрашивая их, обращались к ним с вопросами: «Какого ты звания? Где твоя родина?» И мужественные исповедники веры Христовой на эти вопросы языческих судей часто отвечали так: «Я — христианин, наше отечество, наша родина — на небе». Их пытали, заставляли назвать свое имя, вынуждая у них показания о том, откуда они родом, кто их родственники. А святые мученики повторяли: «Я — христианин, мое отечество — на небе».

Конечно, у этих мучеников были и свои земные звания: один был воином, другой — ремесленником, третий землевладельцем. Но в эти минуты, пред лицом смерти, они как бы забывали об этих земных званиях, не хотели и вспоминать о них, а помнили лишь о том священном звании, которое дороже и бесценнее всех благ этого земного мира. Они хотели помнить только о том, что они — православные христиане, дети своего Небесного Отца, и родина их, вечное отечество — небо.

Мы знаем, что и дети, подражая взрослым мученикам, на такие же вопросы своих мучителей отвечали: «Мы веруем в Распятого и Воскресшего Господа. Мы — христиане; мы — дети христиан, мы сами христиане». И дети готовы были пострадать вместе с родителями, чтобы только не лишиться звания христианина, чтобы быть со Христом.

Вам понятно, дорогие мои, почему древние христиане так дорожили именем христианина, почему они не хотели перед судьями упоминать о земном звании, о своих земных правах, о земном отечестве. Это знание православного христианина несравнимо ни с какими благами мира: богатством, славой, ученостью. Оно — вечное наше достояние; никто не может отнять его у нас до гроба; мы с ним уйдем из этого грешного мира и с ним предстанем пред лицом нашего Небесного Отца. И с этим своим христианским званием мы или осудимся, или прославимся. Если мы будем недостойны вечной жизни своей порочной, греховной, нераскаянной жизнью, то не спасет нас и это великое звание. Если мы останемся жить с Господом до последнего своего издыхания, если в сердце своем не угасим, а еще более воспламеним огонь нашей любви к Сладчайшему нашему Спасителю, если в земной жизни будем укрепляться надеждой на милосердие Божие, — это звание чада Небесного Отца, эта великая честь, это великое имя православного христианина прославит верных детей Божиих в вечном Небесном Царстве.

Всякое земное звание человек может переменить, может изменить род своих занятий, род своей жизни, а это звание, как священную печать, данную в святом крещении, каждый из нас несет к Отцу Небесному. И кто отречется от этого звания, Господь на Своем суде будет судить его за это отречение.

Звание православного христианина — это неисчерпаемый источник радостей и счастья, какое имеет каждый из нас. Ты получил в святом крещении эту честь, этот дар — называться православным христианином, а с этим ты приобрел и право пользоваться всеми небесными благами в священном чертоге Церкви Христовой, раздаятельницы бесчисленного духовного богатства людям.

Ты — христианин. Для тебя Господь Бог — твой Небесный Отец. И будучи православным христианином, ты знаешь в любую минуту своей жизни, особенно в самую страшную, в самую тяжкую, в самую скорбную, что у тебя есть Отец, «иже на небесех», к Которому ты, как Его дитя, можешь с дерзновением обратиться своим верующим сердцем, с верою в то, что Господь, сказавший: «Просите, и дастся вам», исполнит Свое Отеческое обещание (ср.: Мф.7:7). Ведь это о тебе, обо мне, о каждом христианине сказано в Евангелии: «Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? «…» Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него» (Мф.7:9,11).

Ты — чадо Небесного Отца, и знаешь, что в те минуты, когда тебя давит и гнетет тяжкое бремя греховное, ты можешь и должен нести это бремя к ногам Христовым с уверенностью в том, что снимет с тебя это бремя Тот, Кто простил разбойнику на кресте и оставил нам на евангельских страницах сияющий образ Доброго Пастыря, ищущего заблудших и прощающего кающихся.

Ты — православный христианин, на тебе лежит печать святого крещения, и это дарует тебе бесценное право со смирением и верой подходить к Святой Чаще Христовой и питать себя из нее Божественной Нетленной Пищей. Своими Божественными Тайнами Господь утоляет духовный голод и духовную жажду только тех своих детей, кто живет и спасается в ограде Его Святой Церкви.

О, сколько благ, сколько счастья дает каждому из нас это величайшее из званий на земле!

Последние минуты земной жизни человека, сама смерть для истинного христианина услаждаются верой и любовью к Сладчайшему Спасителю, какие живут в его сердце. Ведь знаем мы, что в нескончаемой жизни будущего века верного христианина ожидают вечные радости, вечный покой от всех земных скорбей и болезней, вечная жизнь со Христом. Двери и путь к этим радостям открывает нам, мои дорогие, вот это священное христианское звание, какое ношу я, носишь ты, носит каждый приходящий сюда, под своды святого храма, для того, чтобы раскрыть свое православное верующее сердце со всеми его нуждами, скорбями и болезнями перед своим Небесным Отцом.

Это дорогое для нас звание налагает на нас и великие обязанности, какие мы должны понести в своей земной жизни для того, чтобы наслаждаться всеми его благами и всеми радостями.

Истинный христианин всем сердцем любит святую веру православную. Нет для него сокровища более ценного. Он искренно, всей душой верует в Господа Бога, Творца и Промыслителя мира, верует в Господа Иисуса Христа, Сына Божия, нашего Спасителя, нашего Сладчайшего Небесного Друга, верует в Духа Святаго, Животворящего, от Отца исходящего.

Верный Господу христианин тот, кто не имеет сомнений в истинах святой веры Христовой, кто об этих истинах постоянно себе напоминает, их изучает, их в себе укрепляет, ими живет и в своей вере всегда имеет опору во всех обстоятельствах жизни.

Православный христианин верует, согласно слову Христову, что Господь есть Истинный Хлеб и Виноградная Лоза, к которой каждый из нас должен быть привитым, чтобы питаться ее Божественными соками. Христианин алчет и жаждет этого Хлеба духовного и идет к Святой Чаше с этим духовным голодом. В святых таинствах он ищет единения со своим Господом, как с Божественной Виноградной Лозой, дающей нашему духу жизненные силы.

Добрый христианин любит свой святой храм Божий, спешит под его своды, чтобы здесь дышать другим воздухом — небесным, благодатным, чтобы свое сердце, свою бессмертную душу здесь наклонить под обильный дождь благословений церковных, какие Святая Церковь нам здесь преподает. Ему дорого всё в этом святом храме: и святые иконы, и огоньки лампад; он любит поставить свечечку у любимой святыни; он чтит наши православные праздники, с благоговением готовится их встретить, провожает их с любовью ко Господу, дарующему эти святые дни для нашего духовного наслаждения. Он любит посты, учрежденные Святою Церковью, и почитает своим святым долгом, но мере своих сил, их соблюдать.

Что еще нужно сказать об истинном христианине? О, многое! Он стремится уничтожить в себе дух гордыни и самолюбия и искренно, всей своей душой хочет стать по зову Христову — кротким и смиренным, подраж


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.087 с.