Святая ночь (Рождество Христово) — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Святая ночь (Рождество Христово)

2020-07-07 62
Святая ночь (Рождество Христово) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Слово, сказанное в день праздника Рождества Христова в Преображенской церкви г. Москвы

С детства нам знакома, дорогие мои, такая евангельская картина: южная ночь; пасутся стада; их охраняют пастухи, бодрствующие в эту ночь. И внезапно является небесный вестник — ангел, говоря изумленным пастухам: «…я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям; ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лк.2:10-11).

О наступлении радости сказал ангел пастухам. А в грешном человеческом уме уже готовы зашевелиться вопросы и недоумения: чему ты радуешься, о какой радости ты говоришь, ангел Божий? Ведь останутся на земле и после рождения Спасителя мира скорби и испытания для многих на протяжении человеческой жизни, которая начинается криком новорожденного младенца и кончается болезненным вздохом умирающего. И ангел как бы так отвечает нам: да, скорби и страдания останутся, но Тот, Кто лежит сейчас повитым пеленами в яслях, даст человеку силы превозмогать, побеждать любые скорби и страдания. Бог говорил еще в Ветхом Завете через пророка Своего Давида: «Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его…» (Пс.90:15).

А Тот, Кого мы видим беспомощным Младенцем, в дни земного Своего подвига Сам будет отирать слезы плачущих, сострадать страдающим. Вся Его земная жизнь будет проявлением любви и милосердия к немощам человека и тягостям его земной жизни. Он будет таким в дни земной Своей жизни, Он таким и останется навсегда. Ибо сказано в слове Божием: «Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки Тот же» (Евр.13:8).

Ангел Божий, а болезни? Ведь они останутся уделом земной человеческой жизни? Да, сказал бы нам ангел, они останутся, но Родившийся на земле даст людям дух терпения в болезнях, Сам будет укреплять душу больного, верующего в любовь своего Небесного Отца.

Разве мы не знаем среди святых угодников Божиих таких, которые от дней юности несли тяжкие болезненные страдания, не вставая всю жизнь с постели, и умели не роптать, ощущать руку Божию и непрерывное благословение Божие, подкрепляющее их в их тяжелом состоянии? Каждый из нас может вспомнить жизнь преподобного Пимена, названного многоболезненным, преподобного Вениамина, подвижника первых веков христианства, и других. А разве в наши дни среди просто рабов Божиих, верных детей своего Небесного Отца, мы не встречаем таких страдальцев, которые долгие месяцы и годы прикованы к постели своим недугом и не только не теряют благодушия и внутренней радости, но и имеют силы утешать тех, кто приходит к ним со своими скорбями?

А грехи? Разве не останутся они на земле и после рождения Спасителя? Да, останутся, потому что Родившийся на земле не отнимет от человека Своего высочайшего дара — свободы воли. Но Он даст человеку и другой дар — дар Своей прощающей любви к каждому кающемуся грешнику. Путешествуя по Святой Земле из города в город, из селения в селение, Он будет склоняться к слезам плачущих у ног Его блудниц, будет принимать покаяние кающихся мытарей. И только Он один может сказать то, что Он говорил грешникам: «…Чадо! прощаются тебе грехи твои» (Мф.9:2; Мк.2:5; Лк.5:20, 7. 48).

Этот дар прощения Он оставит в Своей, Им основанной Святой Церкви, чтобы каждый грешник, сколько бы раз он ни падал в грехах, получал от Него при своем раскаянии это святое свидетельство Его Божественной любви к людям. Родившийся на земле оставит не только благодать прощения грешнику, но и силу, перерождающую грешника, делающую грешника чистым и праведным перед Богом. Это непрерывно живущее в ограде Святой Церкви Христовой чудо: падшие грешники могут, укрепляемые этой силой, становиться великими и славными перед лицом Бога и людей. Примеры нам всем ведомы: благоразумный разбойник, покаявшийся на кресте, святой Варвар, бывший многолетним разбойником, преподобная Мария Египетская, бывшая блудница, преподобный Никита и многие другие, которые в шестой, девятый или даже одиннадцатый час своей жизни пришли к ногам Христовым с раскаянием и получили не только святое прощение, но и силу, отрекшись от греха, своими подвигами искупить грехи и приобрести утерянную в грехах чистую одежду для своей души.

А смерть? Разве она не останется на земле и после того, как Родившийся окончит Свой земной подвиг и вознесется на небо? Да, она останется, пока стоит этот мир, но Божественный Новорожденный скажет людям о том, что смерти нет, что есть только порог на конце жизни человека, за которым начинается вечная жизнь. Он и пришел для того, чтобы дать людям право на эту вечную жизнь, дать Своим последователям и верным детям право на вечное счастье быть в общении со своим Господом в бесконечных веках.

Видите, дорогие мои, какую радость возвестил небесный вестник пастырям. И как хочется нашим верующим сердцам и нашим верующим устам, особенно в день сегодняшнего праздника, повторять слова той ангельской песни, которая раздалась в небесах вслед за явлением ангела пастухам: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» (Лк.2:14). Мы за богослужением часто повторяем эти ангельские слова, и особенно торжественно звучат они сегодня: вместе с ангелами мы поем «славу в вышних Богу», мы славословим, мы торжественно величаем Господа за Его величайшую любовь, какую Он явил людям с рождением на земле Спасителя мира, за принесенные Им на землю радости.

Подумать только: в течение скольких веков древние народы, а временами и сам богоизбранный народ иудейский, согрешали против Бога идолопоклонством, омерзительными пороками, восстанием против посылаемых Господом пророков. Но Господь всё терпел, ничто не могло побудить Его не исполнить Своего обещания послать Спасителя мира. И когда «пришла полнота времени» (Гал.4:4), Он послал Своего Сына Единородного, чтобы «всякий, верующий в него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:15). Верующее сердце никогда не забывает о глубине и ужасе тех страданий, какие за нас, за наши радости, за наше вечное счастье понес на земле Господь Иисус Христос. Но такова бесконечная любовь Небесного Отца и Его Божественного Сына к людям.

Мы воспеваем «славу в вышних Богу», ибо в воплощении Сына Божия для спасения людей открывается вся глубина премудрости Божией, которая только одна и могла обрести средство для примирения людей с Богом, для удовлетворения Правде Божией за грехи человечества. Ведь грех есть преступление; каждое преступление должно нести за собой наказание таков закон правды. Если бы мы сами несли наказание за свои грехи по закону Правды Божией, то все мы должны были бы погибнуть для вечной жизни. Ни ангелы, ни самые славные праведники не могли взять на себя грехов всех людей. Их взял на Себя Сын Божий, и только Он один мог искупить их своей крестной смертью, и во имя этой искупительной жертвы Он Один может раздавать отныне прощение всем кающимся грешникам.

Мы прославляем «в вышних» Бога за бесконечное всемогущество благодати Божией, которое, по слову святого апостола, преизобилует тогда, когда умножается грех (см.: Рим.5:20), которое спасает погибшее, восставляет падшее, воскрешает умершее, обновляет истлевшее. И потому всем своим сердцем мы поем «славу в вышних Богу»!

Ангелы в эту рождественскую ночь воспели и другое — «на земли мир». Тот, Кто родился на земле, скажет накануне Своих страданий: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам» (Ин.14:27). Он принес на землю закон братства, взаимного служения друг другу, мирного сожительства. И если нет сейчас полного внешнего мира среди людей и подымаются еще и доселе такие угрозы этому миру, то это потому, что мы грешны, потому, что люди не усвоили заветов Христа и не претворяют их в жизнь.

Спаситель оставил на земле и другой мир — мир внутренний, мир духа, который является благодатным плодом Духа Божия, живущего в христианине. Об этом мире Спаситель говорил ученикам после Своего Воскресения: «Мир вам!» (Ин.20:19). Этими словами с пожеланиями внутреннего, духовного мира во Христе много раз Святая Церковь благословляет вас за своими богослужениями. Это — мир с Богом, со своей совестью, мир с людьми, когда верующий христианин спокойными и светлыми глазами, с чистой совестью может взирать на небо и с такой же чистой совестью относиться к людям. Такого мира должен искать каждый христианин, и найти его составит великое счастье для его души.

Вы знаете из жития преподобного Серафима Саровского, что на него однажды напали разбойники, думая, что он богат и что они могут чем-нибудь поживиться. Конечно, ничего они у него не нашли, но его избили, перебив позвоночник, так что преподобный Серафим до конца своих дней ходил согбенным. Он носил в своей душе мир Божий, о котором святой апостол говорит, что он «превыше всякого ума» (Флп.4:7). И этот случай с ним не нарушил в нем благодатного мира: он не только простил разбойников в душе своей, но, когда они были разысканы, просил начальство не наказывать их.

А вот другой случай: на праведника наших дней — отца Иоанна Кронштадтского за несколько лет до кончины напали злые люди, заперли его в комнате и начали душить подушками. Когда в эту комнату ворвались соседи и остановили безумие нападавших, оказалось, что эти люди ранили отца Иоанна ножом в живот. Отец Иоанн лежал едва дышавший и окровавленный. Он просил вошедших к нему верующих людей, чтобы его сейчас же увезли в больницу для перевязки, но никому об этом ничего не говорили и отпустили бы этих безумцев. Так до конца дней отца Иоанна почти никто не знал об этом происшествии, хотя отец Иоанн от этой раны страдал до смерти. Даже такие страшные события не нарушают благодатного мира в душе тех, кто приобрел этот мир и носит его в себе.

Мир с Богом, жизнь во Христе — это источник покоя, силы духа и всепрощения в душе истинного христианина. Ангелы воспели еще одно слово: «…в человецех благоволение». Они прославили Господа за то, что Он Своим рождением на земле проявит Свое благоволение людям, вдохнет в человечество дух взаимной братской любви, насадит благую волю среди людей. И Спаситель сказал о любви, что она является первой и главной обязанностью, основным законом всего Его Божественного учения. Он сказал и о вершинах этой любви: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.15:13). Он Сам в Своем Лице явил этот величайший образец любви, следовать которому Он повелевает нам: «…будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5:48).

Если среди людей будет царствовать «благая воля», а не злая, если сердце человека будет направлено к делам любви и заботам не столько о себе, сколько о своем брате, если люди поймут, что дела любви — это то драгоценное богатство, которое с нами уйдет в вечную жизнь, они будут счастливы и счастье из земной жизни перейдет в вечное счастье.

О, пусть же, дорогие мои, наши верующие сердца не перестают славить Бога за всё, что Он нам дал и дает! Пусть они не перестают стремиться к тому, чтобы мир Божий жил в нас, и к тому, чтобы благая воля и взаимная братская любовь украшали бы нашу жизнь. Такого счастья от всей души желаю вам в день нашего великого праздника.

«Христос раждается, славите!»

ЖМП № 1 за 1956 г.

 

Грех (Крещение Господне)

Слово, сказанное в Преображенской церкви, что на Преображенской площади г. Москвы

Сегодня мы празднуем, дорогие мои, день Крещения Господня. Только что мы совершили священный обряд Великого освящения воды. И это совершенное нами священнодействие и самое событие сегодняшнего праздника напоминают нам об одном. О чем? Об этом мы с вами и побеседуем.

Святая Библия говорит нам о том, что видимый мир, сотворенный Богом, вышел из рук своего Творца чистым, святым, совершенным. «И увидел Бог всё, что Он сотворил, и вот, хорошо весьма» (ср.: Быт.1:31). И это потому, что всё создавалось Всемогуществом Божиим, оживотворялось Духом Божиим и было запечатлено благословением Божиим. Чистым и безгрешным был сотворен и первый человек. Все стихии мира были послушны ему и служили тому, чтобы не разрушался его телесный состав, предназначенный к бессмертию.

Но вошел в сердце человека грех. Этим грехом первый человек осквернил и свое тело. Печать этого греха легла на всем, к чему прикасался человек, на всем окружающем его мире: и животный мир вышел из повиновения человеку, и стихии перестали быть послушными ему. Земля стала произрастать «волчцы и терние» и временами засухой отвечала на труды человека; воздух, насыщаясь запахом тления или каких-либо веществ, нередко становится смертоносным для человека; вода, заражаемая нечистотами, нередко делается губительной для жизни и здоровья человека.

Возвратить земле благословение Божие, очистить и освятить всё оскверненное грехом человека может только один Всемогущий Бог. И вот Сын Божий, приняв плоть человеческую, сходил на землю для того, чтобы, по слову апостола, осудить грех во плоти (см.: Рим.8:3). Очистив и освятив наше естество в Самом Себе, через него Он освятил и всю тварь. Для того и погружался Господь Иисус Христос в Иордане, чтобы освятить водное естество и сделать его источником освящения для человека.

Потому при Крещении Господнем в Иордане как бы повторялись чудеса творения: отверзались небеса, сходил Дух Божий и раздавался голос Бога Отца.

Но если вода была освящена и очищена погружением в нее Господа Спасителя, то почему это освящение воды повторяется каждый год Православной Церковью? Вот почему. Человек продолжает носить в себе наклонность к греху, греховное семя, и, имея свободную волю, может попускать этой наклонности претворяться в грех, а своим грехом он, подобно первому человеку, оскверняет всё, к чему прикасается. Потому Господь Иисус Христос и учредил Свою Церковь на земле, чтобы она силою Духа Святаго и молитвами священнослужителей всегда имела у себя неоскудеваемый источник освящения и жизни. Святая Церковь низводит благодать Божию на освящаемую ею воду и, окропляя этой водой всё, чем пользуется человек в этом мире, и самого человека питая этой водой, содействует всеобщему очищению и освящению.

В нашей книге «Требник» содержатся молитвы на освящение через окропление святой водой всего, что нужно человеку в его земной жизни; молитвы на основание дома, на вхождение в новый дом, на благословение колодца, земли перед сеянием, на освящение гумна, начатков плодов и овощей, на освящение всякой новой вещи, которую приобретает человек для своего пользования, и много других молитв.

Потому наша Церковь совершает в праздник Крещения Господня Великое освящение воды, чтобы возвратить водной стихии первобытную чистоту и святость — те свойства, какие имела вода в реке Иордане при погружении в нее Господа Иисуса Христа. Значит, крещенской водой мы очищаемся и освящаемся нашими душами и нашими телами. Значит, это наше великое священнодействие должно напоминать нам о грехе, которым мы оскверняем самих себя и всё, что нас окружает, и о нашем христианском долге очищать себя от всякой греховной скверны.

А о чем нам напоминает самый праздник Крещения Господня, самое событие, прославляемое сегодня нами?

Господь Иисус Христос Своим Крещением начал дело спасения людей от греха, Свой земной подвиг служения людям, чтобы, совершив его, через Свою Смерть, Воскресение и Вознесение на небо войти в Свою предвечную славу. Своим примером, а на конце Своего пребывания на земле и словом (см.: Мф.28:19) Он установил таинство крещения, через которое и мы, как через некую дверь, вступаем на путь своей земной жизни, своего земного подвига. Через таинство крещения мы входим в семью детей Небесного Отца и приобретаем право на наследование вечного блаженства. И над нами в святые минуты крещения как бы разверзались небеса, и Дух Святый сходил на нас Своею благодатью, и Бог Отец усыновил нас Себе, соделав нас с этой священной минуты Своими детьми.

Таинство крещения, которое все мы, православные люди, приняли в детстве, омыло с нашей души и те следы прародительского греха, совершенного первыми людьми, с какими рождается каждый человек.

И каким чистым, святым и безгрешным был каждый из нас в дни своего младенчества! О, если бы мы сохранили эту чистоту, если бы мы пронесли эту святость через весь свой земной путь! Но мы не сохранили этой чистоты и этой святости.

Когда человек идет по болоту, пятна и брызги грязи прилипают к его одежде, и, чем дольше он идет по болотистой земле, тем все больше грязнится его одежда. Так происходит и с той белоснежной одеждой нашей души, с какой мы вышли из купели святого крещения: сначала грех лежит малыми пятнами, а потом покрывает ее целыми пластами. Когда мы проходим через колючие кусты, наша одежда рвется, и, если нам нужно много преодолеть колючего кустарника на своем пути, мы изорвем всю одежду. Так жало греховное и грязь наших пороков и страстей пачкают и рвут одежду нашей души. И что было бы с человеком, если бы у него не было средства очистить и исправить эту свою одежду или заменить ее новой!

Но Господь не оставил нас и в таком состоянии без Своей Божественной помощи. Для того Он и поручил Своей Церкви преподавать нам благодать покаяния, чтобы этой благодатью при наших слезах раскаяния наша душа облекалась в чистую, новую одежду, такую же, в какой она была в дни нашего младенчества.

О, какое это чудодейственное средство! Святые отцы Церкви называли покаяние вторым крещением, или спасительной доской после кораблекрушения. Благодать покаяния всегда, в каждом храме, каждый день ожидает нас, чтобы снизойти в наше кающееся сердце. Нужно только одно: чтобы наше покаяние было не только произнесено нашими устами, но чтобы участвовало в нем все наше сердце, все наше внутреннее существо.

Каким должно быть и наше раскаяние в грехах?

Когда хорошее, неиспорченное дитя провинится в чем-либо перед своими родителями, оно спешит рассказать об этом отцу или матери и говорит не иначе, как с горькими слезами и с чувством стыда. Это образец нашего покаяния: горькие слезы от сознания своей вины и стыд за совершенный проступок.

Вспомните блудного сына, который не только принес сокрушенное покаяние перед лицом встретившего его отца, но еще по пути к отцу, когда в его сердце еще только зародилась мысль о покаянии, он уже сокрушался словами: «Отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим» (Лк.15:21). Приносимое нами покаяние должно начинаться у нас, как только мы сознаем, что совершили греховное преступление перед Богом и Его заповедями.

Все вы знаете о великом подвижнике IV века преподобном Ефреме Сирине, который в своих подвигах достиг высших ступеней чистоты и смирения. И вот какие слова этого подвижника, записанные его учениками, исторгались из его сердца: «Однажды вдруг пришел мне на память страшный день пришествия Христова. Все кости мои вострепетали, ужас объял тело и душу мою, от скорби сердца начал я плакать и, стеная, говорил: как я, грешный, явлюсь в этот страшный день? Мученики покажут свои язвы, подвижники — добродетели, а я что покажу, кроме нерадения и лености?» Вот как надо каяться в своих грехах. Чем чище душа человека, тем яснее его духовному взору и самые малые греховные пятна на бессмертной душе.

Вот так и событие Крещения Господня, напоминая нам о нашем крещении, о нашем безгрешном младенчестве и о наших многочисленных грехопадениях, зовет нас, если мы хотим быть верными детьми своего Небесного Отца, поборать в себе все скверное, смрадное, греховное и очищать от этого свою душу, зовет никогда не забывать, что не войдет в Царство Небесное «ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи» (Откр.21:27).

Грех — это страшная зараза. Если человек, уколов себе палец, внесет через этот укол в свое тело заразу, то у него начинает болеть, лихорадить все тело. И грех, как бы он ни вошел в нашу душу — через зрение, через слух, через руки или ноги, — заражает все наше внутреннее духовное существо: и сердце пленяется грехом, и думает человек о грехе, и воля его хочет повторения греха.

Грех — это яд, которым отравляется наша богоподобная, бессмертная душа, и если этого яда мы не извлечем из сердца, то душа будет обречена на вечную смерть.

Грех — это сети, в которых запутывается наша душа, как птица, попавшая в сети ловца, лишаясь свободы и проявления своей воли.

Грех — это стена, которая создается между нами и между Богом, ибо «мерзость пред Господом — путь нечестивого» (Притч.15:9), и разрушить эту стену может только наше покаяние.

Грех — это камни, закрывающие нам вход в Царствие Небесное, потому что нераскаянный грешник лишается счастья наследовать то, что Господом приготовлено для Его детей.

Итак, дорогие мои, видя в грехе своего самого страшного врага, какой только может встретиться человеку в его земной жизни, будем бороться с ним Пока мы еще живы, ходим, видим, пока в груди не перестало биться живое сердце, надо спешить очищать себя покаянием и приобретать вместо гордости — смирение, вместо злобы и жестокости — сострадание и любовь, вместо плотской нечистоты — целомудрие и воздержание.

Для того и совершил Свой земной подвиг Господь Иисус Христос, начав его Крещением в реке Иордане, чтобы открыть нам двери Царства Небесного, научить нас идти к этим дверям и через Свою Святую Церковь подавать нам помощь в борьбе с грехами на всем нашем земном пути.

Пусть будет страшно каждому из нас оттолкнуть эту любящую руку Небесного Отца, простертую к нам с Его Божественной помощью, и умереть для вечной жизни.

ЖМП № 1, 1951 г.

 

Явление (Крещение Господне)

Слово, сказанное в Пименовской церкви г. Москвы

Явился еси днесь вселенней…

Сегодня, в день Крещения Господня, мы, мои дорогие, вспоминаем явление Господа Иисуса Христа в мир для служения людям. Спасителю уже исполнилось тридцать лет. По иудейскому закону Он уже мог начинать учительство.

Пробыв до этого возраста в Назарете никому неведомым, кроме Своей Матери, в день, сегодня нами прославляемый, Он приходит к берегу реки Иордана, чтобы в начале Своего подвига принять крещение от руки Иоанна.

Всего три с половиной года продолжалась земная деятельность нашего Господа. Но эти три с половиной года перевернули новую страницу в мировой истории. Они начали собой новую эру в жизни человечества. Мы называем ее временем Нового Завета. Как ветхозаветный Адам был родоначальником ветхозаветного человечества, так Христос Спаситель стал Родоначальником нового человечества, Им искупленного и Им возрожденного в Его земном подвиге.

Служение Господа Иисуса Христа людям имело, дорогие мои, троякий характер. Прежде всего Христос — Первосвященник (см.: Евр.7:26). И Его служение людям на церковном языке называется служением первосвященническим.

Первосвященники Ветхого Завета приносили в жертву за грехи людей заколаемых ими животных. Как сами они, так и их жертвы были прообразом новозаветного служения Христа Спасителя людям. Как Первосвященник Нового Завета, Он Самого Себя принес в жертву во искупление грехов всего человечества, бывшего до Него, жившего при Нем и всего будущего до скончания века.

Своей искупительной жертвой Господь Иисус Христос примирил падшее человечество с Небесным Отцом, вдохнул в нашу бессмертную душу новую жизнь — жизнь с Богом и общение с Ним такое тесное и близкое, которое не может быть сравнимо ни с каким общением людей между собой. Ведь в таинстве святого причащения мы не только духом своим соединяемся со Спасителем, принимая в себя Божественные Тайны Пречистого Тела и Животворящей Крови Господних, но и телом своим становимся едины с Ним.

Теперь, после земного подвига Господа Иисуса Христа, Он является хозяином наших мыслей, наших чувств и наших желаний. Он вдыхает в нас добрые намерения, чистые порывы и жажду общения с Ним в бесконечных веках. Он дает нам силы нести свои жизненные кресты; и нет такого мгновения в жизни верующего человека, когда бы Он не простирал к нам руку своей Божественной помощи. Только наша грешная, порочная и нераскаянная жизнь разрывает наш духовный союз с Небесным Отцом.

Первосвященническое служение Господа нашего Иисуса Христа не ограничилось немногими годами Его земного подвига. Он остается вечным Первосвященником, вечным небесным Архиереем. Он основал Свою Церковь на земле и является ее Главой и Архиереем. Это Он через Святого Духа поставляет в Своей Церкви епископов, священников и диаконов. Это Он в Своей Церкви сохраняет неповрежденным Свое Божественное слово, оставленное нам в научение и укрепление наших сил.

Святая Церковь называет его Пастыреначальником (см.: 1Пет.5:4). На святых иконах мы видим Его изображенным в архиерейском одеянии с митрой на главе, восседающим на престоле. Он сказал: «…создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее…» (Мф.16:18). И это Он, как Небесный Первосвященник, хранит Свою Святую Церковь в годы бурь и треволнений, ересей и расколов. Это Он через Духа Святаго руководил деятельностью святых отцов на Вселенских соборах и через них на все времена запечатлел Свое Божественное учение и порядок жизни в Церкви.

Будучи Первосвященником, Он для нас, православных христиан, является в то же время Небесным Царем (см.: Ин.18:37; 1Тим.6:15). И служение Его на земле было не только первосвященническим, но и царским. В чем оно выразилось? В проявлении Его Божественного всемогущества. Он повелевал стихиями, Он исцелял больных, Он изгонял бесов, Он воскрешал мертвых. Вершиной проявления Его Божественного всемогущества было Его Воскресение из мертвых. И вершиной Его царского служения людям была победа над смертью, как плод Его Воскресения.

Своим Воскресением из мертвых Он сделал наследниками жизни вечной всех Своих последователей и учеников и открыл двери рая, запечатанные со дня грехопадения первого человека.

В преблагосяовенную Субботу покоя Спасителя во гробе мы вспоминаем Его сошествие во ад для того, чтобы оттуда извести души праведников, умерших от начала века, и ввести их в двери рая, уже не земного, а небесного, невидимого телесными очами, рая в Своем Небесном Царстве. Земной рай, в котором обитали первые люди до своего грехопадения, после запечатания его дверей перестал существовать на земле. Сейчас на этом месте — на берегу рек Тигра и Евфрата — дикая песчаная пустыня.

Всемогущей силой нашего Спасителя прекратилась беспредельная власть над человеком диавола. Живя со Христом и опираясь на силу Божию, каждый христианин сейчас имеет силу преоборать все козни диавольские.

Всё это дано нам Господом Иисусом Христом в Его великом царском служении людям.

Земной подвиг Христа Спасителя на церковном языке называется и пророческим служением людям (см.: Ин.6:14). Почему? Прежде всего потому, что на Господе Иисусе Христе исполнились все пророчества Ветхого Завета: о месте Его рождения, о времени Его явления в мир, о Его земной жизни и о цели Его земного подвига — спасения человечества от греха, вечного осуждения и вечной смерти.

Подобно пророкам Ветхого Завета, вестникам воли Божией людям, Господь Иисус Христос в Своем благовестии преподал людям во всей полноте Божественное учение о спасении, имеющее силу на все времена и для всего человечества.

В Своем учении Господь Иисус Христос был и пророком. Не один раз Он говорил ученикам о том, что ждет Его Самого на конце подвига, что ожидает учеников и все человечество. Он предсказывал Свои страдания и Воскресение; Он говорил ученикам о тех скорбях и испытаниях, какие ожидают их в их апостольском подвиге. И особенно величественным и потрясающим нашу грешную мысль является сказание о последних днях этого мира и о Страшном суде.

О, если бы мы почаще себе напоминали об этом сказании! Это помогло бы нам удержать себя от многих греховных скверн, от многих грехопадений и ободряло бы нас на жизненном пути надеждой на вечное спасение.

Всё это было впереди. А сейчас, сегодня, Христос Спаситель смиренно стоит на берегах Иордана и просит крещения у Иоанна.

Вы знаете, что это крещение Иоанново было крещением покаяния в грехах, знаком этого покаяния. Но Христос требует от смутившегося Иоанна этого крещения потому, что Он — безгрешный и всесвятой — берет на Себя грехи всего человечества, чтобы быть на конце Своего земного подвига Искупительной Жертвой за него.

Как мало мы думаем, мои дорогие, об этом величайшем земном подвиге нашего Господа Иисуса Христа! Как мало в наших сердцах сыновней, благодарной любви к Тому, Кто претерпел за эти три с половиною года Своего земного служения людям столько унижения, клеветы и закончил этот подвиг кровавой смертью!

Как мы редко вспоминаем о том, как Сын Божий для того, чтобы положить начало этому подвигу, смирил Себя до рождения младенцем и в течение тридцати лет продолжал жить на земле в смиренном и уничиженном образе никому неведомого плотника в городе Назарете.

Ведь всё, чем мы, православные христиане, счастливы, всё, чем мы живем и дышим,- всё в Нем и от Него: жизнь, здоровье, сладость молитвы, радость покаяния, счастье причащения. И всё это, как говорит святой апостол, «куплено дорогою ценою» (1Кор.6:20) — ценой крови Богочеловека.

За эту пролитую за нас кровь и даруемое нам счастье Господь требует от нас не мученических подвигов, к которым никто нас не принуждает, не тех подвигов в пустынях и ущельях, какие несли великие праведники и отшельники, — всё это было доступно только особым избранникам Божиим. А Он ждет от нас только одного: чтобы мы своим сердцем шли за Ним, беззаветно верили Его слову, любили Его, носили бы в себе страх перед вечной гибелью и всеми силами своего духовного существа желали быть с Ним и здесь, на земле, и в жизни вечной.

Сие буди, буди!

Будем идти за Ним до смерти!

ЖМП № 2, 1956 г.

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.081 с.