Характеристика физических качеств младших школьников. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Характеристика физических качеств младших школьников.

2020-07-07 147
Характеристика физических качеств младших школьников. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Уже в глубокой древности понимали взаимосвязь возраста и физического, умственного развития. Эта истина не требовала особых доказательств: с возрастом приходит мудрость, накапливается опыт, умножаются знания. Каждому возрасту соответствует свой уровень развития физического, психологического, социального.

 Для правильного управления процессами развития появилась необходимость классифицировать периоды человеческой жизни.

 Периодизация основывается на выделении возрастных особенностей. Возрастными особенностями называются характерные для определенного периода жизни анатомо-физиологические и психические качества. Для нас наибольший интерес представляет периодизация, охватывающая жизнь и развитие человека  младшего школьного возраста.

Вопросы физического развития младших школьников активно исследуются в нашей стране. В научных институтах и на кафедрах медицинских ВУЗов страны, где сложились ведущие научные гигиенические школы, рассматриваются вопросы оценки показателей физического развития, динамики их изменения (секулярный тренд), обсуждается роль показателей физического развития в системе медицинской профилактики и социально-гигиенического мониторинга. Наиболее известными учеными-исследователями в области физического развития школьников являются Ю.А. Ямпольская, В.Г. Властовский, В.Г. Ужви, В.Р. Кучма, Н.А Скоблина, Г.Н. Сердюковская, С.М. Громбах, Н.Л. Ямщикова, В.Н. Кардашенко и др.

Принято различать следующие возрастные группы детей школьного возраста: младшая школьная (от 7 до 12 лет); средняя школьная (от 12 до 16 лет); старшая школьная (от 16 до 18 лет).

Физическое развитие младших школьников резко отличается от развития детей среднего и особенного старшего школьного возраста.

Остановимся на анатомо-физиологических и психологических особенностях детей 7-12 лет, т.е. детей, отнесенных к группе младшего школьного возраста.

По некоторым показателям развития большой разницы между мальчиками и девочками младшего школьного возраста нет, до 11-12 лет пропорции тела у мальчиков и девочек почти одинаковы. В этом возрасте продолжает формироваться структура тканей, продолжается их рост. Темп роста в длину несколько замедляется по сравнению с предыдущим периодом дошкольного возраста, но вес тела увеличивается. Рост увеличивается ежегодно на 4-5 см, а вес на 2-2,5 кг [10, С.35].

Заметно увеличивается окружность грудной клетки, меняется к лучшему ее форма, превращаясь в конус, обращенный основанием кверху. Благодаря этому, становится больше жизненная емкость легких. Средние данные жизненной емкости легких у мальчиков 7 лет составляет 1400 мл, у девочек 7 лет - 1200 мл. У мальчиков 12 лет - 2200 мл, у девочек 12 лет - 2000 мл. Ежегодное увеличение жизненной емкости легких равно, в среднем, 160 мл у мальчиков и у девочек этого возраста.

Однако функция дыхания остается все еще несовершенной: ввиду слабости дыхательных мышц, дыхание у младшего школьника относительно учащенное и поверхностное; в выдыхаемом воздухе 2% углекислоты (против 4% у взрослого). Иными словами, дыхательный аппарат детей функционирует менее производительно. На единицу объема вентилируемого воздуха их организмом усваивается меньше кислорода (около 2%), чем у старших детей или взрослых (около 4%). Задержка, а также затруднение дыхания у детей во время мышечной деятельности, вызывает быстрое уменьшение насыщения крови кислородом (гипоксемию). Поэтому при обучении детей физическим упражнениям необходимо строго согласовывать их дыхание с движениями тела. Обучение правильному дыханию во время упражнений является важнейшей задачей при проведении занятий с группой ребят младшего школьного возраста [16, С.106].

Вес сердца увеличивается с возрастом в соответствии с нарастанием веса тела. Масса сердца приближается к норме взрослого человека: 4 кг на 1 кг общего веса тела. Однако пульс остается учащенным до 84-90 ударов в минуту (у взрослого 70-72 удара в мин.). В связи с этим за счет ускоренного кровообращения, снабжение органов кровью оказывается почти в 2 раза большим, чем у взрослого. Высокая активность обменных процессов у детей связана и с большим количеством крови по отношению к весу тела, 9% по сравнению с 7-8% у взрослого человека.

Сердце младшего школьника лучше справляется с работой, т.к. просвет артерий в этом возрасте относительно более широкий. Кровяное давление у детей обычно несколько ниже, чем у взрослых. К 7-8 годам оно равняется 99/64 мм. рт.ст., к 9-12 годам - 105/70 мм рт.ст. При предельной напряженной мышечной работе сердечные сокращения у детей значительно учащаются, превышая, как правило, 200 ударов в минуту. После соревнований, связанных с большим эмоциональным возбуждением, они учащаются еще больше - до 270 ударов в минуту. Недостатком этого возраста является легкая возбудимость сердца, в работе которого нередко наблюдается аритмия, в связи с различными внешними влияниями. Систематическая тренировка обычно приводит к совершенствованию функций сердечно-сосудистой системы, расширяет функциональные возможности детей младшего школьного возраста.

И отдача тепла, и рост, и значительная мышечная активность ребенка требует больших затрат энергии. Для таких затрат энергии необходима и большая интенсивность окислительных процессов. У младших школьников относительно невелика и способность к работе в анаэробных (без достаточного количества кислорода) условиях.

Занятия физическими упражнениями и участие в спортивных соревнованиях требуют от младших ребят значительно больше энергетических затрат по сравнению со старшими школьниками и взрослыми. Поэтому большие затраты на работу, относительно высокий уровень основного обмена, связанный с ростом организма, необходимо учитывать при организации занятий с младшими школьниками, помнить, что ребятам надо покрыть затраты энергии на «пластические» процессы, терморегуляцию и физическую работу [13, С.42].

Мышцы в младшем школьном возрасте еще слабы, особенно мышцы спины, и не способны длительно поддерживать тело в правильном положении, что приводит к нарушению осанки. Мышцы туловища очень слабо фиксируют позвоночник в статических позах. Кости скелета, особенно позвоночника, отличаются большой податливостью внешним воздействиям.

Мышечная система у детей этого возраста способна к интенсивному развитию, что выражается в увеличении объема мышц и мышечной силы. Но это развитие происходит не само по себе, а в связи с достаточным количеством движений и мышечной работы. В то же время, следует отметить, что в младшем школьном возрасте детям не всегда удается мобилизовать мышечные усилия в нужный момент, поэтому результаты проявления чистого качества силы при выполнении движений сложны даже для детей этого возраста. Значительно успешнее дети выполняют задания, которые дают возможность комплексного проявления работы нескольких мышечных групп - например, бросок набивного мяча. В данном возрасте в основном используются упражнения, требующие совместного проявления силы и быстроты движения (метания, прыжки).

Надо отметить, что чаще всего сила мышц правой стороны туловища и правых конечностей в младшем школьном возрасте оказывается больше, чем сила левой стороны туловища и левых конечностей. Полная симметричность развития наблюдается довольно редко, а у некоторых детей асимметричность бывает очень резкой. Поэтому при занятиях физическими упражнениями нужно уделять большое внимание симметричному развитию мышц правой стороны туловища и конечностей, а также левой стороны туловища и конечностей, воспитанию правильной осанки. Рациональные занятия спортом всегда способствуют формированию полноценной осанки у детей.

Кости скелета, особенно позвоночника, также отличаются слабостью и большой податливостью внешним воздействиям. Поэтому у младших школьников нередко наблюдается искривление позвоночника, что в свою очередь приводит к задержке развития грудной клетки, к стойким нарушениям работы сердца и лёгких, к уменьшению жизненной ёмкости последних. Всё это указывает на то, что организм младшего школьника ещё не приспособлен к условиям статического положения при учебных занятиях в школе. Поэтому для младших школьников так важны и необходимы повседневные систематические физические упражнения.

Младший школьный возраст является благоприятным периодом развития скоростных, скоростно-силовых, двигательно-координационных способностей и гибкости. В этом возрасте наблюдается также положительная динамика в показателях, характеризующих развитие силовых способностей и общей выносливости

Отличительной особенностью развития двигательных способностей в младшем школьном возрасте является их тесная взаимосвязь с процессом овладения детьми разнообразными видами двигательной активности и, прежде всего, основными движениями.

Развитие двигательных способностей младших школьников происходит в разнообразных видах деятельности (игровой, трудовой, продуктивной, двигательной и т.п.), в которых в качестве операций выступают движения ребенка. Но только в условиях двигательной деятельности, инициируемой взрослым, этот процесс носит целенаправленный характер. Внутреннее противоречие этого процесса заключается в том, что двигательная деятельность, в которой происходит становление двигательной сферы ребенка, в младшем школьном возрасте еще не сформирована. У детей, с одной стороны, есть потребность в ее осуществлении, с другой стороны, отсутствуют мотивы, действия и операции, посредством которых она может быть многосторонне и цельно реализована. [6]

Таким образом, период младшего школьного возраста имеет свои специфические особенности физического развития. Изменения, происходящие в этот период, затрагивают все системы органов. Мышечная система у учащихся начальной школы способна к интенсивному развитию, что находит своё выражение в увеличении как объёма мышц, так и мышечной силы, но её развитие происходит не само по себе, а в связи с достаточным количеством движения и мышечной работы. Систематические занятия физическими упражнениями вызывают значительные изменения строения и функций организма, повышают функциональные возможности и способствуют развитию физических качеств детей младшего  школьного возраста.

 

1.2 Средства развития физических качеств младших школьников.

На уроках физической культуры в младших классах необходимо развивать физические качества. С учетом этих принципов наиболее полезными и эффективными средствами для физического воспитания учащихся служат упражнения, включенные в школьные программы по физической культуре. Рассмотрим их.

Гимнастика. Традиционно считается важнейшим средством физического воспитания учащихся. Эти упражнения в наибольшей степени обеспечивают их общую физическую подготовленность, а также является незаменимой школой двигательной культуры, т.к. формирует у детей способность управлять своими движениями координировано, точно, красиво.

Легкая атлетика. Незаменимое прикладное средство физической подготовки младших школьников, т.к. ее основное содержание представлено комплексами упражнений из ходьбы, бега, прыжков и метаний различных снарядов.

Следует отметить, что легкая атлетика является великолепным, всесторонне развивающим средством, позволяющим совершенствовать все физические качества, многие функции организма, в том числе сердечно­сосудистую и дыхательную системы. К тому же легкоатлетические нагрузки поддаются точной дозировке.

Легкоатлетические упражнения рекомендуется проводить преимущественно в игровой и соревновательной форме, которые должны доставлять детям радость и удовольствие.

Лыжи.Ходьба на лыжах считается наиболее эффективным прикладным, развивающим и оздоровительным средством физического воспитания. При передвижении на лыжах работают буквально все мышечные группы и системы организма – активно функционирует сердце, кровообращение, дыхание; отсутствует, как и при беге, сотрясения; движения рук и ног плавные, что исключает травмы, плюс свежий воздух и эстетическое удовольствие от окружающей природы, снега.

Физическая нагрузка легко дозируется как по объему, так и интенсивности.

Плавание.Принадлежит к группе важнейших жизненно необходимых средств физической подготовки детей младшего школьного возраста. Плавание – это, прежде всего двигательное умение, необходимое для преодоления водных пространств и развлечений на воде (купание, закаливание). В то же время оно обладает большими развивающими возможностями и закаливающими свойствами. Нагрузка пловца может также сравнительно легко регламентироваться.

Туризм.Это прогулки, экскурсии, походы и путешествия, организуемые для ознакомления учащихся с родным краем, природными, историческими и культурными памятниками нашей страны. В туристских мероприятиях школьники приобретают физическую закалку, выносливость, прикладные навыки ориентирования и передвижения в усложненной обстановке, опыт коллективной жизни и деятельности, руководства и подчинения, на практике усваивают нормы ответственного отношения к природной среде.

Физическими качествами принято называть врожденные качества, благодаря которым возможна физическая активность человека. К основным физическим качествам относят: мышечную силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость.
Ловкость это способность человека быстро овладевать новыми движениями, их сочетаниями и перестраивать двигательную деятельность в изменяющихся условиях. Для младших школьников наиболее приемлемыми являются игровой и соревновательный методы, методы повторных и интервальных упражнений. В процессе физического воспитания детей младшего школьного возраста координационные способности занимают ведущее место среди физических качеств.
  Сила характеризуются способностью организма преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечного напряжения. В младшем школьном возрасте нагрузки силового характера используются с оздоровительной направленностью носят относительно локальный характер и умеренную интенсивность, но имеют достаточно высокий объем для стимулирования обменных процессов в мышцах. Для младших школьников наиболее приемлемыми являются методы повторных и интервальных упражнений.
Гибкость это способность человека выполнять упражнения с большой
амплитудой.
Выделяют два основных вида гибкости - активную и пассивную. Активная гибкость обусловлена способностью производить движения с большой амплитудой силой мышц, которую человек может проявить самостоятельно, без посторонней помощи. Пассивная гибкость соответствует анатомическому строению сустава, эластичности мышц и связок и определяется величиной возможной амплитуды движения под действием внешних сил (например, силы тяжести или усилий партнера). Упражнения на гибкость следует выполнять, постепенно увеличивая амплитуду, вначале в медленном темпе, затем в более быстром. Особенно важно соблюдать осторожность при увеличении амплитуды в пассивных упражнениях с партнером.
Выносливость  способность организма противостоять утомлению при какой-либо деятельности без снижения ее интенсивности. Для младших школьников наиболее приемлемыми являются метод непрерывного упражнения, которое может выполняться в равномерном и переменном темпах, повторный метод (чередование нагрузки с паузами отдыха). Различают два вида выносливости: общую и специальную. Средством воспитания общей выносливости являются такие упражнения, которые позволяют достичь высоких величин сердечной и дыхательной производительности организма и требующие участия возможно большего числа мышц организма ребенка (например, ходьба на лыжах, бег на коньках будут предпочтительнее обычного бега или подвижных игр).
Быстрота – способность выполнять движения в минимально короткий отрезок времени. Быстрота проявляется через скоростные способности, к формам которых относятся: способность к быстрому реагированию на сигнал или скорость двигательных реакций (ответных действий на какой-либо сигнал), способность к выполнению одиночных (отдельных) движений с максимальной скоростью, способность к быстрому началу движения (в практике – резкость), способность к выполнению движений в максимальном темпе (с максимальной частотой). Для развития быстроты используются упражнения двух видов: быстрые ответные движения на различные внезапные сигналы (зрительные, звуковые, тактильные) и движения, выполняемые с максимальной скоростью (простые по форме, без использования сигнала, без внешнего сопротивления). Подвижные игры, одна из наиболее универсальных форм сознательной деятельности детей. Их педагогическая ценность заключается в комплексном воздействии на все физические и многие духовные функции человека одновременно. По своему характеру игровая деятельность справедливо признается наиболее интересной и привлекательной для подрастающего поколения по сравнению с другими средствами, т.к. в ней всегда присутствуют элементы новизны, состязательности, творчества, воображения, внимания и удовольствия

Развитие гибкости: «Эстафета с обручами», «Сделай фигуру».

Развитие ловкости: «Горячая картошка»,«Мышеловка» «Охотники», «Хоккей».

Развитие быстроты: « Мы веселые ребята», «Перелет птиц», «Падающая палка», «Пустое место».

Развитие силы: « Кто дальше», «Не задень мяч»,«Кто устоит», «Перетягивание каната».

Развитие выносливости: «Кто дольше», «Поймай лягушку», «Хоккей руками», «Круг за кругом».

1.3 Особенности игр, используемых для физического развития младших школьников

 

Игра представляет собой исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего социального развития, средством спорта.

Формы проявления игры очень разнообразные. Вместе с развитием человеческого общества они непрерывно усовершенствуются и усложняются. Игра – это сознательная деятельность, направленная на достижение условно поставленной цели.

Большое значения игре придавал выдающийся специалист в деле физического развития детей П.Ф. Лесгафт, считая, что она является упражнением, с помощью которого ребенок готовится к жизни [21, С.345].

Игры, используемые для физического развития, очень разнообразны. Их можно разделить на 2 большие группы:

- подвижные игры;

- спортивные игры.

1) Спортивные игры - высшая ступень развития подвижных игр. Они отличаются от подвижных едиными правилами, определяющими состав участников, размеры и разметку площадки, продолжительность игры, оборудование и инвентарь и др., что позволяет проводить соревнования различного масштаба. Соревнования по спортивным играм носят характер спортивной борьбы и требуют от участников большого физического напряжения и волевых усилий.

2) Подвижные игры ведут начало из народной физической культуры, которая включает те виды подвижной активности и методы их, использование, которые исторически сложилось среди определенного сообщества людей с целью биологического, психического, эстетичного влияния на естественное развитие человека, его приспособление к окружающей среде, подготовки к трудовой деятельности и военного дела.

Подвижные игры активно развивают физическое состояние детей, положительно влияя на физические качества. Правильно организованные подвижные игры оказывают благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы школьников, а также на формирование правильной осанки детей. Благодаря этому большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую, работу различные крупные и мелкие мышцы тела [14, С.78].

Занимаясь подвижными играми, дети совершенствуют свое телосложение: укрепляются мышцы спины, верхних и нижних конечностей; корректируется осанка, походка.

В связи с требованиями, предъявляемыми человеку высоко автоматизированной работой, особенно значительным является развитие зрительно-двигательной координации и появление так называемой «ручной умелости», сложные и разнообразные движения в игровой деятельности. В них, как правило, могут быть задействованы все мышечные группы. Это оказывает содействие гармоническому развитию опорно-двигательного аппарата. Условия игрового соревнования требуют от участника довольно больших физических нагрузок. Поочередное изменение моментов относительно высокой интенсивности с паузами отдыха и действиями, которые требуют небольшого напряжения, разрешает игрокам выполнять большой объем работы. Сменный характер нагрузки больше всего отвечает возрастным особенностям подрастающего организма и потому оказывает благотворное влияние на усовершенствование деятельности функциональных систем кровообращения и дыхания [1,С.50].

Особенно ценным в оздоровительном отношении является про​ведение подвижных игр на открытом воздухе и зимой и летом, так как при движении на открытом воздухе значительно усиливается обмен веществ с увеличением притока кислорода, что благотворно отражается на всем организме. Под влиянием физических упражнений, применяемых в играх, активизируются все стороны обмена веществ (углеводный, белко​вый, жировой и минеральный). Мышечная работа стимулирует функции желез внутренней секреции. Такое благоприятное гигиеническое и оздоровительное значе​ние могут иметь подвижные игры только при правильной поста​новке занятий с учетом возрастных особенностей и физической подготовленности занимающихся.

Благодаря подвижным играм дети могут достигать хороших результатов на тренировках и соревнованиях, ведь в процессе игры развиваются не только моральные и психологические качества, а и физические, которые помогают достичь желаемых результатов. Кроме того, подвижные игры отлично стимулируют детей к восприятию и обучению, помогая более заинтересованно осваивать определенные стандарты, необходимые в спортивной тренировке.

Лубышева Л.И. полагает, что подвижные игры имеют огромную роль в развитие сознательной дисциплины детей, которая является непременным условием каждой коллективной игры. В процессе игры у детей формируются понятие о нормах общественного поведения, а также развиваются определенные культурные привычки. Однако игра приносит пользу только в том случае, если учитель хорошо осведомлен с педагогическими задачами, которые решаются во время игры [7, С.20].

Исключительная роль принадлежит играм в становлении и укреплении детского коллектива, ведь играм всегда присущи элементы здорового соперничества, интересного соревнования. Игровая деятельность всегда связана с возникновением и развитием между игроками определенных отношений. По мнению Р.М. Мироновой, игра оказывает содействие активному общению детей, установлению контактов. Не во всех детях, в особенности на первых порах, одинаковая склонность к сближению. Одни дети общительные, другие закрытые, стыдливые. Во время игры удается включить всех учеников в коллективную деятельность, помочь занять надлежащее место среди своих ровесников. В подвижных играх есть всегда и побежденные и победители. Очень важно научить детей не хвалиться, если они выиграют и, наоборот, если поражение – не впадать в отчаяние. В особенности следует добиваться, чтобы дети сохраняли дружеское отношение к победителям и к тем, кто проиграл, причем все отношения должны основываться на доброжелательности, уважении к одноклассникам, товарищам.

Э. Степаненкова подчеркивает, что подвижные игры как средство физического воспитания имеют ряд особенностей. Наиболее характерные из них состоят из активности и самостоятельности играющих, коллективности действий и непрерывного изменения условий деятельности. Действия играющих подчинены правилам игры, которые регламентируют их поведение и отношения. Правила облегчают выбор тактики действия и руководство игрой. Взаимоотношения между играющими определяются прежде всего содержанием игры[19, С.24].

Тренировочный процесс в различных видах спорта, в который не включаются подвижные игры, имеет однообразный характер, в то время как включение подвижных игр имеет разностороннее влияние на тренировочное обучение.

Большинство подвижных игр имеет широкий возрастной диапазон, они доступны детям разных возрастных групп.

Для каждой возрастной группы характерные свои особенности в выборе и методике проведения игры.

Дети младшего школьного возраста отличаются особой подвижностью и постоянной потребностью к движению. Е.Л. Тимофеева подчеркивает, что при выборе игр нужно помнить, что организм младших школьников не готов к перенесению длительных напряжений. Их силы быстро истощаются и довольно быстро восстанавливаются. Поэтому игры не должны быть слишком длинными; обязательно нужно делать паузы для отдыха [20, С.81].

Дети 7-9 лет (учащиеся 1-3-х классов) владеют всеми видами естественных движений (ходьба, бег, прыжки, метание) ещё не достаточно совершенно, поэтому подвижные игры, связанны с естественными движениями, должны занимать у них большое место.

Кроме того, надо учитывать анатомо-физиологические и психологические особенности детей этого возраста.

Наиболее подходящими играми для детей этого возраста являются игры – перебежки, "Волк во рву" в которых дети после краткой перебежки имеют возможность отдохнуть, или игры с поочерёдным участием играющих в движении как, например "К своим флажкам", "Пустое место". В этот период детям ещё трудно изолировать отдельные движения и точно регулировать их отдельные параметры. Дети быстро устают, так же быстро восстанавливают готовность к движениям. Особенно их утомляют однообразные движения [20, С.83].

В первые 2 года обучения в школе в связи с образным мышлением у детей большое место занимают игры сюжетные, которые способствуют удовлетворению творческого воображения детей, их выдумке и творчества. Например, игры, «Гуси-лебеди», «Два мороза», «Совушка». В этот период в играх воспитывается основа поведения, умения выполнять правила общественного порядка. В коллективных играх воспитывается простейшее представления о нормах поведения.

Формирование у детей осознанного внимания позволяет им в процессе занятий подвижными играми более организованно, целенаправленно управлять своими действиями, осуществлять самоконтроль над выполнением большего числа правил и одновременно сосредотачиваться на нескольких действиях в различных игровых ситуациях. Эта особенность отражается в играх со сравнительно продолжительными действиями, подчиненными одной ведущей задаче («Сильные и ловкие»), а также игр, сочетающих несколько основных движений («Эстафеты») [20, С.84].

Наряду с непроизвольным запоминанием интересного в играх, подростки должны уже выполнять волевую работу по запоминанию. Это ярко выражено в играх, когда от точно запоминаемого порядка в действиях зависит выигрыш или победа («Школа мяча», «Передай мяч и садись» и др.).

В содержании и форме большинства подвижных игр 8-10-летних школьников находит отражение формирование у детей чувства товарищества, коллективизма, ответственности за поступки и других положительных качеств и черт характера. Игры строятся на более сложных взаимоотношениях между участниками, основанных на опыте совместных игровых действий, общих для всего играющего коллектива. Наиболее подходящие игры, в которых каждый участник может наилучшим способом показать свои личные возможности и использовать их в интересах своей команды («Эстафеты», «Вызов», «Часовые и разведчики») [20, С.87].

Таким образом, подвижные игры в системе физического воспитания помогают решать оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи, являясь  неотъемлемым средством разностороннего физического воспитания детей. Значение подвижных игр в ходе занятий физической культурой доказаны в ходе исследований П.Ф. Лесгафта, В.К. Бальсевича, Л.И. Лубышевой, Э. Степаненковой, Р.М. Мироновой, Е.Л. Тимофеевой, М.Н. Жукова и др. Подвижные игры будут наиболее эффективны в том случае, если будут соответствовать возрастным особенностям развития младших школьников.

 

 

Выводы по 1 главе

 

Вопросы физического развития детей младшего школьного возраста активно исследуются в нашей стране. Наиболее известными учеными-исследователями в области физического развития школьников являются Ю.А. Ямпольская, В.Г. Властовский, В.Г. Ужви, В.Р. Кучма, Н.А Скоблина, Г.Н. Сердюковская, С.М. Громбах, Н.Л. Ямщикова, В.Н. Кардашенко и др.

Исследователи отмечают, что период младшего школьного возраста  имеет свои специфические особенности развития. Изменения, происходящие в этот период, затрагивают все системы органов.

Систематические занятия физическими упражнениями вызывают значительные изменения строения и функций организма, повышают функциональные возможности и способствуют развитию физических качеств детей младшего школьного возраста.

Подвижные игры развивают физическое состояние детей, физические качества, расширяют кругозор детей, влияют на психологическое состояние, воспитывают нравственно-волевые качества, оказывают содействие соблюдению дисциплины, произвольности движений и приносят пользу в повседневной жизни, а также играм принадлежит исключительная роль в становлении детского коллектива.

Значение подвижных игр в ходе занятий физической культурой доказаны такими специалистами в области спортивной педагогики, как П.Ф. Лесгафт, В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева, Э. Степаненкова, Р.М. Миронова, Е.Л. Тимофеева, М.Н. Жуков и др.

Гигиеничное значение игр усиливается возможностью их широкого использования в естественных условиях. Игры на лыжах, в лесу, в воде и т.д. - ни с чем несравнимые средства закаливания и укрепления здоровья.

С помощью подвижных игр развиваются разнообразные двигательные качества, и, прежде всего, скорость и ловкость. Одновременно закрепляются и совершенствуются двигательные привычки; двигательные качества проявляются все полнее и разнообразнее, движения формируются гибкими, пластическими.

В комплексной программе по физическому воспитанию младших школьников значительное место по объему занимает игровой материал. Так, подвижные игры представлены во всех четырех частях программы.

При планировании уроков физической культуры раздел «Подвижные игры» является обязательным в программе 1-4 классов. В каждом классе начальной школы на подвижные игры выделяется по 12 часов учебного времени. Программный материал по подвижным играм планируется по преимущественному воздействию их на соответствующие двигательные способности и умения.

При планировании внеклассной работы предполагается проведение подвижных игр в группах и кружках ОФП, кружках физической культуры, спортивных секциях.

В план физкультурно-массовых и спортивных мероприятий, проводимых в школе, включается проведение подвижных игр, «Веселых стартов» на ежемесячных днях здоровья, спортивных праздниках, соревнованиях.

При планировании как по четвертям, так и поурочно, нужно предусматривать последовательность и повторяемость прохождения игрового материала. Перспективный план должен быть выстроен таким образом, чтобы в начале учебного года в каждом классе проводились более легкие по содержанию подвижные игры, а к концу их усложняют.

В конце учебного года преподаватель учитывает качество усвоенного материала и делает соответствующие выводы для планирования игр на следующий учебный год.


 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.