УД Метрология, стандартизация и сертификация — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

УД Метрология, стандартизация и сертификация

2020-07-07 148
УД Метрология, стандартизация и сертификация 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

УД Метрология, стандартизация и сертификация

методические рекомендации

По выполнению контрольной работы

для студентов заочной формы обучения

Специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования

 (базовый уровень)

Специальности 13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование (базовый уровень)

 

Н. Тагил

2017 г


 

Настоящие методические указания  предназначены для студентов ГАПОУ СО «НТГМК», обучающихся по заочной форме обучения специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (базовый уровень) и 13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование (базовый уровень) согласно требованиям ФГОС СПО при выполнении ими контрольной работы.

 

Указания составлены в соответствии с ФГОС специальностей и рабочей программой учебной дисциплины.

 

 

Разработано: Голосовой Н.В., преподавателем специальных дисциплин, высшей квалификационной категории ГАПОУ СО «НТГМК»

 

СОГЛАСОВАНО:     СОГЛАСОВАНО:  
Методист ГАПОУ СО «НТГМК»     Председатель цикловой комиссии электротехнических дисциплин  
___________________Ю.П. Заузолкова   _________________Н.В. Голосова Протокол № 1
«_____»_______________20____г     «_ 29 __»_ авгста ____2017 г  

 

 

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………… 4

2. Общие методические указания……………………………………………...5

3. Тематический план по учебной дисциплине «Метрология,

стандартизация и сертификация»…………………………………………... 8

4. Программа учебной дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация»……………………………………………………………… 9

5. Перечень лабораторно-практических работ……………………………….15

6. Методические указания и примеры решения задач по основным

темам курса «Метрология, стандартизация и сертификация»………… 16

7. Выбор заданий для домашней контрольной работы № 1…………………25

8. Задания к домашней контрольной работе № 1…………………………. 25

9. Вопросы для подготовки к зачету….…………………………………….. 31

10. Рекомендуемая литература……………………………………………… 33

 

 

 


 ВВЕДЕНИЕ

 

Методические указания по Метрологии, стандартизации и сертификации   составлены в соответствии с рабочей программой по дисциплине, предназначенной для реализации требований к минимуму содержания и уровню подготовки студентов по специальности  13.02.11  «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования и 13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование (базовый уровень), согласно Федеральному государственному образовательному стандарту.

 Учебная дисциплина «Метрология, стандартизация и сертификация» является общепрофессиональной, устанавливающей базовые знания для усвоения специальных дисциплин при решении самых разнообразных и сложных технических задач и формирования профессиональных компетенций.

Программа дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» предусматривает отработку навыков использования в профессиональной деятельности документации систем качества; оформление технологической и технической документации в соответствии с действующей нормативной базой; перевода несистемных величин измерений в соответствие с действующими стандартами и международной системой единиц СИ; применение требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов.

 

Изучение данной дисциплины основано на знаниях, полученных на следующих учебных дисциплинах: «Инженерная графика», «Электротехника и электроника».

 

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен:

уметь:

- использовать в профессиональной деятельности документацию систем качества;

- оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой;

- приводить несистемные величины измерений в соответствие с действующими стандартами и международной системой единиц СИ;

- применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов;

знать:

- задачи стандартизации, ее экономическую эффективность;

- основные положения систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических стандартов;

- основные понятия и определения метрологии, стандартизации и сертификации и документации систем качества;

- терминологию и единицы измерения величин в соответствии с действующими стандартами и международной системой единиц СИ;

-формы подтверждения качества.

 

По учебному плану изучение данной дисциплины предусматривает проведение обзорных лекций и лабораторно-практических работ в период лабораторно-экзаменационной сессии и межсессионных консультаций. Большая часть теоретического материала подлежит самостоятельному изучению студентами-заочниками, и в качестве одной из форм самостоятельной работы студентов предусмотрено выполнение одной домашней контрольной работы, включающей задания теоретического характера. Лабораторно-практические работы предназначены для углубленного изучения теоретического материала и получения практических навыков и умений.

 

В качестве итогового контроля знаний предусматривается зачет (специальность 13.02.02) и дифференцированный зачет (специальность 13.02.11).

 

Методические указания помогут студентам заочного отделения самостоятельно изучить курс «Метрология, стандартизация и сертификация», выполнить домашнюю контрольную работу, подготовиться к зачету.

 

Методические указания состоят из общих методических указаний, программы дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация», вопросов к домашней контрольной работе, перечня вопросов для подготовки к зачету.

 

В общих методических указаниях рассматриваются вопросы для изучения курса «Метрология, стандартизация и сертификация»  и формы контроля усвоения знаний учащимися.

 

 

Общие методические указания

 

 

Основной вид учебных занятий учащихся заочного отделения - самостоятельная работа над учебным материалом. По курсу метрологии, стандартизации и сертификации она слагается из следующих элементов: изучение материала по учебникам и учебным пособиям, выполнение контрольных заданий, выполнение лабораторного практикума, индивидуальные консультации, посещение учебных занятий, сдача зачёта по лабораторному практикуму, сдача зачета  по всему курсу.

 

Работа с книгой. Изучать курс рекомендуется по темам, предварительно ознакомившись с содержанием каждой из них по программе (расположение материала курса в программе не всегда совпадает с расположением его в учебнике). Изучая курс, пользуйтесь предметным указателем в конце книги. При первом чтении  старайтесь получить общее представление об излагаемых вопросах, а также отмечайте трудные и неясные места. Внимательно прочитайте текст. При повторном изучении темы усвойте сущность того или иного вопроса, а не пытайтесь запомнить отдельные факты.  Изучение любого вопроса на уровне сущности, а не на уровне отдельных явлений способствует более глубокому и прочному усвоению материала. Чтобы лучше усвоить и запомнить изучаемый материал, надо обязательно иметь рабочую тетрадь и заносить в неё основные формулировки и  понятия, новые незнакомые термины и названия,  и т. п. Во всех случаях, когда материал поддаётся систематизации, составляйте графики, схемы, диаграммы, таблицы. Пока тот или иной раздел не усвоен, переходить к изучению новых разделов не следует. Краткий конспект курса будет полезен при повторении материала в период подготовки к зачету.

 

Контрольные задания. При изучении курса метрологии, стандартизации и сертификации  студент должен выполнить контрольную работу, к выполнению которой можно приступить только тогда, когда будет изучена определённая часть курса, приведенная  в методических указаниях. Вариант работы соответствует порядковому номеру студента в списочном составе группы.

 

Для ответа на теоретические вопросы студент должен изучить специальную литературу, учебники, пособия. Для понимания материала и полноты ответа литература прорабатывается по всему разделу, но в ответ включаются только сведения, требуемые по вопросу. Студент имеет право использовать дополнительную литературу, не указанную в списке рекомендуемой литературы, но имеющую прямое отношение к вопросам контрольной работы. После проработки литературы даётся ответ на вопрос. Текст должен быть написан разборчиво, сокращение слов не допускается. Контрольная работа должна быть аккуратно оформлена, для замечаний рецензента надо оставлять широкие поля.  Работа должна быть датирована, подписана студентом и представлена на рецензирование.

Если контрольная работа не зачтена, то её нужно выполнить второй раз в соответствии с указаниями рецензента и выслать на повторное рецензирование вместе с незачтённой работой. Контрольная работа, выполненная не по своему варианту, преподавателем не рецензируется и не засчитывается.

 

При выполнении контрольных работ следует строго придерживаться следующих требований:

 

1.  Номера заданий  выполняются в том порядке, в каком они указаны в задании.

 

2.  Ответы на вопросы должны быть полными и исчерпывающими.

 

3. После выполнения заданий приводится список используемой литературы.

 

4. Работа должна быть датирована, подписана студентом и представлена в колледж для рецензирования в сроки, указанные в индивидуальном учебном графике.

 

5. После получения прорецензированной работы студент обязан выполнить указания рецензента. Исправления нужно выполнять в этой же тетради после рецензии, а не в рецензируемом тексте.

 

Лабораторные занятия. Для глубоко изучения метрологии, стандартизации и сертификации  необходимо выполнять лабораторные работы в период лабораторно-экзаменационной сессии. Отчеты по лабораторно-практическим работам сдаются преподавателю на проверку. Перед общим зачетом  студент сдает зачет по лабораторному практикуму.

 

Консультации. Если у студента возникают затруднения при изучении курса, следует обращаться за консультацией к преподавателю, рецензирующему контрольные работы. График консультаций имеется на заочном отделении.

 

Лекции. В помощь студентам читаются лекции в период лабораторно-экзаменационной сессии.

 

Темы лекций:

1. Метрология и ее составляющие. Метрологические обеспечение  как основа подтверждения соответствия продукции и услуг требованиям стандартов, норм и правил. Сущность стандартизации и ее составляющие. Организация процессов сертификации.

 

Зачёт. Выполнив лабораторный практикум, студент получает зачёт. Студенты предъявляют лабораторные работы, предусмотренные планом практикума.

 

Зачет по дисциплине. К сдаче зачета  допускаются студенты, которые выполнили домашнюю контрольную работу и сдали зачет по лабораторному практикуму.


Тематический план по учебной дисциплине

«Метрология, стандартизация и сертификация»

Наименование тем

Объем часов по очной форме обучения

Максимально Из них лабораторно-практических
Раздел 1 Метрология    
Тема 1.1 Сущность и назначение метрологии Метрология и её составляющие. Метрологическое обеспечение как основа подтверждения соответствия продукции и услуг требованиям стандартов, норм и правил.   2  
Тема 1.2 Испытания продукции Испытания продукции для подтверждения её качества. Основные виды испытаний и их особенности   4 2
Тема 1.3 Измерения при проведении испытаний Условия обеспечения эффективности измерений при управлении технологическими процессами и производством. Виды измерений. Виды средств измерений. Эталоны и стандартные образцы. Шкалы измерений. Точность измерений. Качество измерений. Методика выполнения измерений.   8 4
Раздел 2 Стандартизация    
Тема 2.1 Сущность стандартизации и ее составляющие Возникновение и развитие стандартизации. Виды стандартизации и стандартов. Государство, производитель и потребитель. 2  
Тема 2.2 Государственная система стандартизации (ГСС) Система стандартизации. Цели, задачи и основные принципы стандартизации. Концепция национальной системы стандартизации и ее совершенствование. 2  
Тема 2.3 Система стандартов. Разработка стандартов. Нормативные документы по стандартизации. Структура стандартов. Побудительные принципы разработки стандартов. Порядок разработки, обновления и отмены государственных стандартов. Авторские права разработчиков стандартов. 8   4
Раздел 3 Сертификация    
Тема 3.1 Организация процессов сертификации Сертификация и история ее развития. Законодательная база сертификации. Области применения и объекты сертификации. Система сертификации. Органы и организации, участвующие в сертификации. 6 2
Всего: 32 12

 

 

Программа учебной дисциплины

«Метрология, стандартизация и сертификация»

Введение

Содержание и задачи дисциплины. История и развитие метрологии, стандартизации и сертификации, её значение для подготовки специалистов-

электриков.

 

Практическое занятие № 2

Стандарт предприятия (требования к оформлению пояснительных записок курсовых и дипломных проектов

Практическое занятие № 3

Организация рабочих мест управленческого персонала (деловая игра)

Практическое занятие № 4 Области применения сертификации.

Лабораторное занятие № 1

Погрешности измерений и обработка результатов измерений

Лабораторное занятие № 2

Исследование измерительных трансформаторов

 

 


Задания на контрольную работу

Вариант 1

1. Метрология и ее составляющие.

2. Порядок разработки, обновления и отмены Государственных стандартов.

3. Типовая структура взаимодействия участников системы сертификации (функциональные обязанности Центрального органа по сертификации).

 

Вариант 2

1. Метрологическое обеспечение как основа подтверждения соответствия продукции и услуг требованиям стандартов, норм и правил..

2. Побудительные причины разработки стандартов.

3. Типовая структура взаимодействия участников системы сертификации (функциональные обязанности Органа по сертификации).

 

Вариант 3

1. Испытания продукции для подтверждения ее качества.

2. Стандарты ЕСКД и ГОСТ на изображение и обозначение элементов электрических схем. 

3. Типовая структура взаимодействия участников системы сертификации (функциональные обязанности Совета по сертификации).

 

Вариант 4

1. Основные виды испытаний и их особенности.

2. Конструкторская, технологическая и другая нормативная документация. 

3. Типовая структура взаимодействия участников системы сертификации (функциональные обязанности научно-методического центра).

 

Вариант 5

1. Условия обеспечения эффективности измерений при управлении технологическими процессами и производством.

2. Порядок оформления текста пояснительной записки и графической части проектов.

3. Типовая структура взаимодействия участников системы сертификации (функциональные обязанности комиссии по апелляциям).

 

Вариант 6

1. Условия обеспечения эффективности измерений при управлении технологическими процессами и производством.

2. Структура стандартов.

3. Типовая структура взаимодействия участников системы сертификации (права и обязанности заявителей сертификации).

Вариант 7

1. Система единиц физических величин.

2. Нормативные документы по стандартизации.

3. Понятие о сертификации и история ее развития.

 

Вариант 8

1.  Измерение и физические величины.

2. Текстовые документы. Общие сведения.

3.  Понятие сертификации и история ее развития. 

 

Вариант 9

1.  Виды средств измерений.

2.  Структура стандартов (ЕСКД).

3.  Знак соответствия. Назначение. Сроки действия.

 

Вариант 10

1. Шкалы измерений.

2.  Конструкторская, технологическая и другая нормативная документ­ация.

3.  Структура законодательной и нормативной базы сертификации. 

Вариант 11

1. Точность измерения.

2.  Стандарты ЕСКД и ГОСТ на изображение и обозначение элементов электрических схем.

3. Области применения сертификации (обязательная).

 

Вариант 12

1. Качество измерений.

2. Схемы электрические цифровой и аналоговой вычислительной техники (по требованиям ЕСКД).

3. Области применения сертификации (добровольная).

 

Вариант 13

1. Классификация и метрологические характеристики средств измерений.

2. Схемы электрические цифровой и аналоговой вычислительной техники (по требованиям ЕСКД).

3. Порядок разработки, обновления и отмены Государственных стандартов.

 

Вариант 14

1. Основная терминология, используемая в метрологии.

2. Основные цели и задачи стандартизации.

3. Понятие сертификация

Вариант 15

1. Сущность и назначение метрологии.

2. Понятия: стандартизация, нормативный документ, стандарт, государственный стандарт Российской Федерации, отрасль, стандарты отраслей.

3. Требования, предъявляемые к организации рабочего места. 

Вариант 16

1. Государственная система метрологического обеспечения.

2. Понятия: стандартизация, нормативный документ, стандарт, стандарты предприятий, стандарты научно-технических и инженерных обществ.

3. Алгоритм разработки и пересмотра стандартов

Вариант 17

1. Организация метрологического обеспечения и контроля состояния измерительной техники на производстве.

2. Алгоритм разработки и пересмотра стандартов.

3. Структура взаимодействия участников системы сертификации.

 

Вариант 18

1. Понятия: метрология; испытания продукции; объект испытаний; виды испытаний и методика. 

2. Органы и службы стандартизации

3. История развития сертификации

Вариант 19

1.  Цели испытаний готовой продукции.

2.  Структура стандартов.

3. Международные организации по сертификации и аккредитации

Вариант 20

1. Государственная система обеспечения единства средств измерений.

2. Нормативные требования по составлению текстового документа.

3. Классификация видов продукции и услуг, подлежащих обязательной и добровольной сертификации.

 

Вариант 21

1. Организация метрологического обеспечения и контроля состояния измерительной техники на производстве.

2. УГО, схем электрических (принципиальных и монтажных).

3. Функциональные обязанности участников сертификации (испытательные лаборатории).

 

Вариант 22

1.  Единство измерений. В каких случаях необходима метрология?

2. Изменения и дополнения действующих стандартов.

3. Обязательная сертификация в структуре производства и реализации продукции.

Вариант 23

1. Точность измерений. Классификация погрешностей.

2. Введение новых стандартов и отмена действующих.

3. Структура кодового обозначения согласно общероссийскому классификатору продукции (ОКП).

 

Вариант 24

1. Качество измерений. Показатели качества.

2. Структура ИСО (Международной организации по стандартам).

3. Основные цели добровольной сертификации продукции.

 

Вариант 25

1. Методики выполнения измерений.

2. Работа Международной электротехнической комиссии (МЭК).

3. Автономные и опосредованные объекты сертификации.

 

Вариант 26

1. Классификация и метрологические характеристики средств измерений.

2. Международные организации, участвующие в международной стандартизации.

3. Система сертификации. Код типа системы сертификации.

 

Вариант 27

1. Шкалы измерительных приборов. Параметры, характеризующие шкалы.

2. Стандартизация в СНГ.

3. Органы и организации, участвующие в сертификации.

 

Вариант 28

1. Способы нормирования основной погрешности.

2. Международные стандарты качества.

3. Задачи, стоящие перед изготовителем продукции при проведении обязательной сертификации.

 

Вариант 29

1. Нормативные основы метрологического обеспечения.

2. Структура процессов сертификации.

3. Причины разделения сертификации на обязательную и добровольную.

Вариант 30

1. Утверждение типа и регистрации средств измерений.

2. Российские схемы сертификации продукции.

3. Действительные и потенциальные объекты сертификации.

 

Вопросы для подготовки к зачету

1. Что такое физическая величина?

2. Поясните сущность различия между размером и значением физической величины.

3. Что включает в себя система физических величин?

4. Как подразделяются единицы измерения физических величин?

5. Что называется измерением физической величины?

6. Как классифицируются измерения по способу получения числового значения измеряемой величины?

7. Что называется методом измерения и какие методы измерения Вы знаете?

8. В чем состоят различия между методами противопоставление, замещения и совпадения?

9. Какие виды мер Вы знаете?

10. Приведите примеры приборов прямого действия и приборов сравнения.

11. Что называется диапазоном измерений прибора? Чем диапазон измерений отличается от диапазона показаний?

12. Что называется первичным измерительным преобразователем, а что вторичным измерительным преобразователем?

13. Как классифицируются средства измерения по метрологическому назначению?

14. В чем сходство и в чем отличие образцовых средств измерения и эталонов?

15.     Соблюдение каких условий необходимо для обеспечения единства измерений?

15. Как классифицируются средства измерения по их применению?

16. Что такое стандартизация? Опишите цель и основные результаты деятельности по стандартизации?

17. Что является предметом стандартизации?

18. Дайте определение понятия области стандартизации.

19. Какие бывают уровни стандартизации?

20. Что такое косвенное применение международного стандарта?

21. Кратко опишите ответственность за нарушение обязательных требований стандартов.

22. Каких тем касаются вопросы применения нормативных документов в России?

23. Опишите характер требований нормативных документов.

24. Перечислите виды нормативных документов.

25. Дайте определение Государственным стандартам.

26. Что является объектом Технических условий?

27. Какова цель разработки и внедрения Государственной системы стандартизации РФ (ГСС)?

28. С какой целью разрабатываются Основополагающие стандарты?

29. Что устанавливают Стандарты на продукцию (услуги)?

30. Какие требования устанавливают Стандарты на работы (процессы)?

31. Что такое Стандарты на методы контроля?

32. В каких целях осуществляется сертификация?

33. Какие объекты сертификации вы знаете?

34. Что такое система сертификации?

35. Чем занимается Комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации?

36. Функции сертификации

37. Что такое сертификат соответствия продукции (услуги)?


Рекомендуемая литература

Основные источники:

1. Перемитина, Т.О. Метрология, стандартизация и сертификация: учебное пособие / Т.О. Перемитина; Министерство образования и науки Российской Федерации, Томский Государственный Университет Систем Управления и Радиоэлектроники (ТУСУР). - Томск: ТУСУР, 2016. - 150 с.: ил. - Библиогр.: с.144; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=480887

2. Червяков, В.М. Метрология, стандартизация и сертификация: учебное пособие / В.М. Червяков, А.О. Пилягина, П.А. Галкин; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тамбовский государственный технический университет». - Тамбов: Издательство ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2015. - 113 с.: ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-8265-1426-9; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=444677

Дополнительные источники:

1. www.matburo.ru/literat.php

2. www.math.ru

 

УД Метрология, стандартизация и сертификация

методические рекомендации


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.228 с.