Административно-правовые источники — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Административно-правовые источники

2020-07-07 54
Административно-правовые источники 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Инвестиционное законодательство, как и само гражданское законодательство, основано на сочетании частных и публичных интересов.

Публичный интерес есть официально признанный государством и обеспеченный правом интерес социальной общности*(260).

По своим целям и задачам инвестиционная деятельность направлена на обеспечение не только интересов организатора инвестирования и инвесторов, но и в перспективе интересов общества.

В самом Гражданском кодексе РФ немало административно-правовых норм, посвященных регулированию таких вопросов, как государственная регистрация юридических лиц, лицензирование отдельных видов деятельности и т.д. Эти перечисленные нормы административно-правового характера имеют, как говорится, хождение в системе правового регулирования инвестиций как внутренних, так и зарубежных.

К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

Это означает, что наряду с нормами Гражданского кодекса РФ деятельность инвесторов на территории Российской Федерации регламентируют также нормы административного законодательства, устанавливающие порядок и процедуру государственной регистрации коммерческих организаций с иностранными инвестициями и иных организационно-правовых форм инвестиционной деятельности, а также общие принципы и порядок фискально-надзорных и иных взаимоотношений отечественных и иностранных инвесторов с государством и уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъектов Российской Федерации и муниципальными органами.

К законодательным актам такого рода можно отнести, например, Законы "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", "О естественных монополиях", "О рекламе" и ряд других законодательных актов, а также указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, регламентирующие, например, порядок лицензирования отдельных видов хозяйственной деятельности, порядок и процедуру государственной регистрации коммерческих организаций и другие нормативные правовые акты.

 

Международно-правовые источники

 

Общие положения

 

Доктринально в российской международно-правовой литературе проблему источников разрабатывал еще на рубеже XIX и XX вв. профессор П. Казанский. Достойно оценивая роль и значение данного вопроса, он отмечал, что именно в источниках выявляется сущность международного права, "в какие материалы выливается международное право и какие существуют памятники, из которых можно выяснить начало международного права"*(261).

Впоследствии в теории и практике международного правотворчества источникам отводилась заслуженная роль. Они, являясь формой существования норм, понимаются учеными как способы или формы выражения и закрепления норм, правил современного международного права, их конечный результат*(262).

Международные договоры наряду с национальными законодательными и нормативно-правовыми актами также являются важными источниками правового регулирования иностранных инвестиций в России. Международно-правовые акты по степени участников можно классифицировать следующим образом: двусторонние договоры, региональные договоры, многосторонние договоры.

В связи с этим особо следует подчеркнуть, что международно-правовые инвестиционные нормы, закрепленные в международных универсальных, региональных и двусторонних договорах и являющиеся составной частью национальных правовых систем, выступают правовым стандартом для внутригосударственного инвестиционного законодательства. Причем этот процесс происходит не путем изъятия из действующего национального законодательства соответствующих внутренних принципов и норм и замены их международно-правовыми договорными норами, а путем гармонизации совместного правового регулирования в ходе обеспечения правовых гарантий иностранных инвестиций.

Рассматривая теоретические и практические аспекты действия и применения договоров в международно-правовой системе в целом, в правовой системе Российской Федерации, в том числе касательно международных инвестиционных договоров, в частности, можно сделать такого рода выводы.

Во-первых, в современной международной практике наблюдается четкая тенденция к повышению роли международного договора, являющегося основным источником международного права. Этот процесс особенно активно происходит в сфере правового регулирования международных экономических отношений. Наглядным подтверждением вышеобозначенной современной тенденции является активное заключение Российской Федерации с другими государствами соглашений о поощрении и взаимной защите инвестиций.

Во-вторых, необходимость усиления к международно-правовой стороне регулирования инвестиций - это прямое следование положениям ныне действующей Конституции РФ. Как уже говорилось, один из ведущих устоев правопорядка, закрепляемого ею, состоит в том, что принципы и нормы международного права в установленных пределах имеют прямое действие и подлежат применению в российских государственных органах, в том числе и в судах. Более того, Конституция РФ говорит о приоритете правил международных договоров по отношению к нормам внутригосударственного права: в случае расхождения между ними применяются правила международного договора.

В-третьих, активное вовлечение Российской Федерации в международный инвестиционный процесс обусловливает более тесное взаимодействие национального и международного права. Их взаимодействие становится важным фактором развития как правовой системы России в целом, так и национального инвестиционного законодательства в частности.

В-четвертых, в современной системе правового регулирования иностранных инвестиций внутригосударственные формы и методы порой бывают недостаточными. Поэтому важнейшим элементом этой системы является международный договор. В настоящее время этот способ представляется очень важным, так как в отличие от внутригосударственных актов международный договор охватывает во всяком случае два субъекта международного права. Крайне важно то, что их волеизъявления существуют не отдельно друг от друга, а согласованно, имея одинаковую направленность на одну цель*(263).

Бурное развитие международного инвестиционного сотрудничества, выступающего важным фактором становления новой модели современного мира, способствует стремлению государств закреплять свои отношения на основе многосторонних и двусторонних договоров, потому как международный договор, будучи выражением государственной воли его участников, правильно отражает объективные закономерности и тенденции развития международного и внутреннего права. Отсюда особая значимость и актуальность института международных договоров, ставшего, несмотря на молодость, одной из важнейших подотраслей международного публичного права.

Возрастающее значение международно-правовых актов, регулирующих экономические отношения, определяется усилением интеграции России в мировую экономику. В силу специфики происходящих в России экономических процессов особый интерес приобретают вопросы международного инвестиционного сотрудничества. В данной сфере международно-правовое регулирование базируется на международных двусторонних договорах о поощрении и взаимной защите инвестиций и многосторонних международных инвестиционных соглашениях, связанных с деятельностью международных экономических организации*(264).

Интенсивное включение России в современный международный интеграционный, в том числе и инвестиционный, процесс актуализирует для отечественных специалистов проблему вхождения международных правовых актов и норм во внутреннее законодательство. На разрешение этой актуальной проблемы направлены важнейшие нововведения Конституции РФ 1993 г. о включении общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров страны с другими государствами в правовую систему России и о приоритете применения норм международных договоров Российской Федерации перед национальными законами. Этому также способствует Федеральный закон "О международных договорах Российской Федерации" от 1995 г., который устанавливает, что положения официально опубликованных договоров, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют на территории страны непосредственно*(265).

Но практика исполнения международных договоров и их имплементации наталкивается на многочисленные препятствия, сложности юридического, организационного, политического и иного порядка. Для решения этих задач необходимо определить место норм и источников международного права в правовой системе России, а также соотношение юридической силы норм международного права и внутреннего права, юридических условий действия норм международного права во внутригосударственной сфере, применимости субъектов внутреннего права. Особо важное практическое значение имеет последняя задача, поскольку позволяет установить, когда суды и другие органы могут применять те или иные нормы международного права при решении конкретных дел, например при разрешении международных инвестиционных споров, а когда нет*(266).

Практический вывод из п. 4 ст. 15 Конституции РФ заключается в том, что правовое регулирование иностранных инвестиций, содержащееся в недавно принятом Федеральном законе от 9 июля 1999 г. "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" и в других специальных правовых актах, необходимо гармонизировать с международными договорами в этой сфере. Это, разумеется, касается как международных многосторонних и двусторонних соглашений, так и международных региональных соглашений, заключенных между Российской Федерацией и другими государствами.

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.