Глава 1 Теоретический анализ проблемы организации совместной деятельности ДОУ и семьи по воспитанию детей — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Глава 1 Теоретический анализ проблемы организации совместной деятельности ДОУ и семьи по воспитанию детей

2020-07-07 149
Глава 1 Теоретический анализ проблемы организации совместной деятельности ДОУ и семьи по воспитанию детей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

Ведение…………………………………………………………………………3 с.

Глава 1 Теоретический    анализ проблемы организации совместной деятельности ДОУ и семьи по воспитанию детей…………………………..

1.1 Понятие взаимодействия ДОУ с семьей в современной психолого – педагогической литературе……………………………………………………

1.2 Взаимодействие инструктора по физической культуре с родителями дошкольников по вопросам физического воспитания и укрепления здоровья

1.3 Анализ парциальных программ………………………………………….

Глава 2 Практическое исследование «Детский сад и семья – единство развития ребенка»……………………………………………………………….

2.1 Региональный опыт

2.2 Диагностика

2.3 Рекомендации

Заключение…………………………………………………………………….

Список используемой литературы…………………………………………….

Введение

Единства взглядов в определении процесса воспитания нет. Его специфика выявляется только при сопоставлении с процессами развития и формирования личности. Формирование, развитие - цель, воспитание - средство ее достижения. Воспитание - процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной себе и обществу. В современном понимании воспитание - это эффективное взаимодействие (сотрудничество) воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели.

Воспитательный процесс имеет ряд особенностей. Прежде всего, это процесс целенаправленный. Наибольшую эффективность обеспечивает такая его организация, при которой цель воспитания превращается в цель, близкую и понятную воспитаннику. Именно единством целей, сотрудничеством при их достижении характеризуется современный воспитательный процесс. Вместе с тем процесс воспитания - многофакторный, в нем проявляются многочисленные объективные и субъективные факторы, обусловливающие своим совокупным действием невообразимую сложность процесса. Сложность воспитательного процесса состоит в том, что его результаты не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживают себя, как, например, в процессе обучения. Процесс воспитания динамичен, подвижен, изменчив и, кроме того, отличается длительностью. По сути, он длится всю жизнь. Одна из особенностей воспитательного процесса - его непрерывность (Подласый 1999: 173).

На современном этапе совершенствования дошкольного образования разрабатываются и получают широкое распространение программы нового поколения, созданные как авторскими коллективами, так и педагогами с большим стажем работы в дошкольных учреждениях [1, с. 33]. В то же время большое количество образовательных программ, в том числе и нового поколения, разработанных с учетом Федеральных государственных требований (ФГТ) [4, с. 45], не дают для педагогов ясной картины в способах реализации задач физического воспитания дошкольного возраста.

Объект исследования - взаимодействие ДОУ с семьей.

Предметом исследования нашей работы является формы и методы совместной работы дошкольного образовательного учреждения и семьи по физическому воспитанию детей.

Цель исследования: выявить содержание, организационные формы и методы, обобщить опыт совместной работы дошкольного образовательного учреждения и семьи по физическому воспитанию детей.

Задачи исследования:

1) изучение литературы по проблеме;

2) изучение теоретических особенностей совместной работы дошкольного образовательного учреждения и семьи по физическому воспитанию детей;

3) подбор диагностических методик по исследуемой проблеме.

В работе представлено обобщение педагогического опыта воспитателей Ульяновского детского сада «Подснежник».

Гипотеза. Мы предположили, что процесс физического развития детей дошкольного возраста будет проходить более плодотворно, если педагоги и родители воспитанников будут работать в единстве, целенаправленно, помогая друг другу, выполняя пожелания и указания друг друга.

В работе были использованы следующие методы исследования:

- теоретические (анализ, обобщение, сравнение),

- эмпирические (обобщение педагогического опыта).

Работа состоит из введения, двух основных разделов, заключения, списка использованной литературы и приложения.


Глава 1 Теоретический анализ проблемы организации совместной деятельности ДОУ и семьи по воспитанию детей

Анализ парциальных программ

Любая современная комплексная программа дошкольного образования обязательно включает раздел, освещающий педагогическую работу по физическому развитию, сохранению и укреплению здоровья дошкольников. Кроме того, в специализированных (парциальных) и дополнительных программах, которые усиливают, обогащают ту или иную линию образовательной деятельности ДОУ, достаточно широко и подробно представлены задачи, содержание и методы работы по данному направлению.

Существенные преобразования произошли в содержании программ дошкольного образовательного учреждения. Содержание образовательной области «Физическая культура» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач: развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации); накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями); формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Базой для реализации программы «Детство» [8, с. 26-33] является «осуществление задачи укрепления физического и психического здоровья ребенка, формирования основ двигательной и гигиенической культуры. Программа предусматривает валеологическое просвещение дошкольников: развитие представлений о здоровом образе жизни, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, в функционировании организма и правилах заботы о нем, знания о правилах безопасного поведения и разумных действиях в непредвиденных ситуациях, способах оказания элементарной помощи и самопомощи. Эти сведения становятся важным компонентом личностной культуры и социальной защищенности дошкольника». Двигательные умения, формируемые у детей, сформулированы конкретно.

Программа «Радуга» [25, с. 78] - это «комплексная программа для дошкольных образовательных учреждений. Ее цель: сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них привычки к здоровому образу жизни. Реализация цели предполагает: приобщать к миру физической культуры создавать условия для достижения оптимального уровня двигательной активности детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями. В программе предусмотрена разнообразная по организации и формам проведения работа, направленная на обогащение двигательного опыта дошкольников, совершенствование техники выполнения ими основных движений, развитие у детей необходимых двигательных качеств, умений и способностей, стимулировать естественное развитие двигательных качеств и навыков: легкости и естественности, ритмичности и согласованности движений. Регулировать интенсивность физической нагрузки в течение дня в соответствии с медицинскими показаниями (на занятиях, на прогулке, после дневного сна). Ежедневно проводить занятия с использованием физических упражнений и подвижных игр разной направленности. Обогащать двигательный опыт детей содержанием широкого спектра упражнений для развития двигательных качеств и способностей. Широко использовать спортивные игры и упражнения, дыхательные упражнения, корригирующие упражнения для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата. Продолжать обучать элементам техники выполнения сложно координированных видов движений. Целенаправленно развивать мелкую моторику. Создавать условия для развития двигательного творчества».

В данной программе [25] уделяется большое внимание «охране и укреплению здоровья детей, формированию у них привычки к здоровому образу жизни». Оздоровительные мероприятия рекомендуется проводить не только в соответствии с возрастными показателями развития детей, но и с обязательным учетом индивидуальных особенностей состояния здоровья и уровня физического развития каждого ребенка. Во время пребывания в дошкольном образовательном учреждении детей систематически обучают способам самостоятельного выполнения культурно-гигиенических и бытовых действий; формируют у них навыки самообслуживания и личной гигиены; воспитывают чувство бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих. Например: «четко соблюдать режим дня. Закреплять у детей осознанное отношение к режиму дня и культурно-гигиеническим нормам и правилам. Повышать требования к качеству самостоятельно выполненных детьми культурно-гигиенических действий. Развивать самоконтроль при выполнении правил и норм личной гигиены. Использовать комплекс средств закаливания в разном их сочетании. Вырабатывать устойчивую привычку к ежедневным формам закаливания и двигательной активности. Углублять и систематизировать представления о факторах, влияющих на состояние своего здоровья и окружающих. Сформировать осознанное выполнение требований к безопасности жизни. Обеспечивать преемственность семьи, детского сада и школы по закреплению у детей привычки к здоровому образу жизни».

В основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Успех» [31, с. 182] раскрываются: «содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье». Комплекс психолого-педагогической, профилактической и оздоровительной работы, составляющий содержание области «Здоровье», должен быть дополнен формированием физической культуры детей дошкольного возраста. Взаимодействие областей «Здоровье» и «Физическая культура» определяет общую направленность процессов реализации и освоения Программы в соответствии с целостным подходом к здоровью человека как единству его физического, психологического и социального благополучия». Основные задачи психолого-педагогической работы соответствуют федеральным государственным требованиям.

Психолого-педагогическая работа направлена на формирование культуры здоровья воспитанников и включает в себя «формирование культурно-гигиенических навыков и первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека. Профилактическая работа включает систему мероприятий и мер (гигиенических, социальных, медицинских, психолого-педагогических), направленных на охрану здоровья и предупреждение возникновения его нарушений, обеспечение нормального роста и развития, сохранение умственной и физической работоспособности детей».

Оздоровительная работа предполагает проведение системы мероприятий и мер (медицинских, психолого-педагогических, гигиенических и др.), направленных на сохранение и (или) укрепление здоровья детей Основные задачи психолого-педагогической работы соответствуют федеральным государственным требованиям. По возрастным группам определяются задачи психолого-педагогической работы по: формированию культурно-гигиенических навыков; формированию первичных представлений о здоровье и здоровом образе жизни. Показана интеграция с другими образовательными областями, но иногда формально. Нет методического и дидактического обеспечения программы.

В примерной программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А.Васильевой (2009) [24, с. 131] раздел «Физическое воспитание» включает в себя: «физкультурно-оздоровительную работу, физическую культуру, основные движения, общеразвивающие упражнения, спортивные упражнения, подвижные игры, культурно-гигиенические навыки».

Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста (под редакцией Л.А.Парамоновой, 2004) [23, с. 112] определяет базисное содержание дошкольного образования, обеспечивающее разностороннее и полноценное развитие детей от рождения до семи лет и сохраняющее их физическое и психическое здоровье. Программа обогащает двигательный опыт детей за счет «усвоения основных видов движений, упражнений общеразвивающего воздействия, спортивных упражнений и игр; способствует развитию произвольности выполнения двигательных действий: умению выделять цель действия (двигательную задачу), выбирать способы действия, сочетать их, доводить до определенных результатов, постепенно и осторожно стимулировать естественный процесс развития двигательных способностей и качеств - ловкости, быстроты, силы, гибкости, выносливости». Содержание программы также направлено на совершенствование «ориентации в пространстве и времени, чувство равновесия, ритмичность, глазомер; формирует у детей потребность в ежедневной двигательной активности и способность ее регулировать»; содействует повышению уровня произвольности двигательных актов: «освоению техники движений и развитию координации; умению достигать результат при выполнении физических упражнений и подвижных игр, развивает двигательные качества и способности детей: ловкость, быстроту, гибкость, силу, общую выносливость».

Содержание образовательной области «Здоровье» (согласно ФГТ) направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирование культуры здоровья через решение следующих задач: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; воспитание культурно -гигиенических навыков; формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста [23]. В разделе «Здоровье» отражены современные представления «о здоровье ребенка как о сохранении и укреплении жизнеспособности организма в конкретных условиях социальной и экологической среды. Здоровье рассматривается и как одно из условий, определяющих возможность полноценного физического и психического развития ребенка, и как результат процесса нормального хода его развития». Раздел «Здоровье» характеризует в соответствии с возрастом детей режим, гигиенические условия, питание, закаливание, формирование культурно-гигиенических навыков. На основе вышесказанного можно сделать следующие выводы.

1. Содержание образовательной области «Физическая культура» более конкретно, физиологически обоснованно, представлено в комплексных образовательных программах «Детство» и «Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста».

2. Образовательная область «Здоровье» наиболее полно показана в программах «Детство», «Радуга», задачи конкретизированы в проекте программы «Успех».

3. Федеральные требования к планируемым результатам физической подготовленности дошкольников ориентируют дошкольное образовательное учреждение на региональные показатели развития физических качеств у дошкольников 3-7 лет. В тоже время, следует отметить, что комплекс задач образовательной области «Физическая культура» не обеспечен методически и дидактически.

 

 

Заключение

 

Современный этап развития системы дошкольного образования предполагает тесное взаимодействие двух воспитательных институтов - семьи и дошкольных учреждений с целью разностороннего развития личности ребенка с учетом его возможностей и способностей.

В дошкольные годы ребенок почти полностью отождествляет себя с семьей. Открытие своего собственного «Я» и мира других людей он воспринимает преимущественно через призму суждений, оценок, поступков родителей. Семья - это многогранная система, в которой существуют не только взаимоотношения в диаде «родители - ребенок», но и взаимопроникновение мира взрослых и мира детей.

В настоящее время активно функционирует модель «открытого» детского сада, которая ориентирована на взаимодействие с семьей и предусматривает качественно новые ролевые нагрузки родителям с целью их равноправного и органичного участия в процессе воспитания и обучения детей.

Сущностью такого взаимодействия становится личностно - ориентированное образование, которое соединяет воспитание и обучение в единый процесс помощи, поддержки и социально - педагогической защиты развития ребенка. Это - образование, ориентированное, прежде всего, на самого ребенка. Своей главной задачей оно ставит достижение максимального развития ребенка через приобщение его к ценностям человеческой культуры наиболее приемлемым и доступным образом.

Формирование у ребенка уверенности в своих силах, социальной активности, мобильности личности, а также ориентация на значимость себя и другого человека, на стремление к поиску взаимопонимания может осуществляться только в условиях тесного взаимодействия педагогов, родителей и детей.

В теории и практике разработаны и апробированы разнообразные формы и методы взаимодействия ДОУ и семьи по физическому воспитанию. Их применение зависит от профессионализма и опыта педагогов, от особенностей контингента родителей.

Таким образом, исходя из всего вышесказанного, можно утверждать, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась, так как образовательное взаимодействие детского сада и семьи отражает одну из основных граней взаимной помощи двух воспитательных институтов в становлении полноценной и здоровой личности ребенка: развитии его интеллектуальной, физической, нравственной и, конечно, эстетической сторон. Необходимо помнить, что главной фигурой во взаимодействии педагогов и родителей является сам ребенок. Это для него мы должны стараться, для него учиться взаимной помощи и, главное, - жини.

 

Список используемой литературы

 

1. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. – М.: ЛИНКА ПРЕСС, 1993. – 87с.

2. Антонова А. Совместная работа детского сада и семьи по физическому воспитанию. // Дошкольное воспитание. - 1986. - №4. - С. 12-14.

3. Бочарова Н.И. Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста./Н.И. Бочарова – М.: АРКТИ, 2004

4. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию ДОУ и родителей / Т.Н. Доронова, Г.В. Глушкова, Т.И. Гризик и др. - М.: Просвещение, 2006.

5. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошкольных образовательных учреждений и родителей. - М.: Просвещение, 2005.

6. Вопросы теории и практики дошкольного образования: Сборник научно-методич. статей / Ред.-сост. Л.В. Горина, Ю.Ю. Колесниченко. Вып. V. - Саратов: ИЦ «Наука», 2009.

7. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 144 с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).

8. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др. - СПб: Детство-Пресс, 2011.- С.26-33 с.

9. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2002. – 120с.

10. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. - М.: ТЦ Сфера, 2005.

11.  Евдокимова Е.С. Детский сад и семья: методика работы с родителями / Е.С. Евдокимова, Н.В. Додокина, Е.А. Кудрявцева. - М.: Мозаика-Синтез, 2007.

12. Зверева О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ. - М.: Айрис-Пресс: Айрис-дидактика, 2007.

13.  Зверева О.Л., Кротова Т.В. Родительские собрания в ДОУ. - М.: Айрис-Пресс: Айрис-дидактика, 2007.

14. Козлова Т.В. Физкультура для всей семьи./Т.В. Козлова – М.: Физкультура и спорт, 2001.

15. Лизинский В.М. Приемы и формы в воспитании. - М.: Педагогический поиск, 2004.

16. Маханева М. Д. Воспитание здорового ребенка: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2000. – 107с.

17.  Микляева Н.В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей. - М.: Айрис-Пресс: Айрис-дидактика, 2006.

18. Овчинникова Т.С. Организация здоровьесозидающей деятельности в дошкольных образовательных учреждениях: моногр. / Т. С. Овчинникова. – СПб.: КАРО, 2006. – 176 с.

19. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000слов и фразеологических выражений – 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 2003.- 944с.

20. Пастухова И.О. Создание единого пространства развития ребенка: взаимодействие ДОУ и семьи. - М.: ТЦ Сфера, 2007.

21. Пидкасистый П.И. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. - М.: Педагогическое общество России, 1998.

22. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов Педагогических вузов: В 2 кн. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. - Кн. 2: Процесс воспитания.

23. Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста / Под ред. Л.А.Парамоновой. 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Карапуз-Дидактика, 2004. - 208 с.

24. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А.Васильевой и др.; 6-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика - Синтез, 2009. - 208 с.

25. Радуга: Программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада / Т.И.Гризик, Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьёва и др.; 2-е изд., доп. и перераб. - М: Просвещение, 2011. - 111 с.

26.  Родчанин Е.Г., Зязюн И.А. Об идеалах В.А. Сухомлинского. - М., 1991.

27. Смирнов С.А. Педагогиика: педагогические теории, системы, технологии: Учебник для студентов высших и средних педагогических учебных заведений - 5-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академиия», 2004.

28.  Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. - М.: АРКТИ, 2005.

29.  Сухомлинский В.А. О воспитании. - М., 1979.

30.  Сысенко В.А. Цели и задачи семейного воспитания // Семья в России. - 2003. - № 2.

31. Успех: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Н.О.Березина, Е.Н.Герасимова и др. - М.: Просвещение, 2012. - 303 с

32. Чупаха И. В. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе / И. В. Чупаха, Е. З. Пужаева, И. Ю. Соколова. – М.: Илекса, 2003. – 400 с.

Содержание

Ведение…………………………………………………………………………3 с.

Глава 1 Теоретический    анализ проблемы организации совместной деятельности ДОУ и семьи по воспитанию детей…………………………..

1.1 Понятие взаимодействия ДОУ с семьей в современной психолого – педагогической литературе……………………………………………………

1.2 Взаимодействие инструктора по физической культуре с родителями дошкольников по вопросам физического воспитания и укрепления здоровья

1.3 Анализ парциальных программ………………………………………….

Глава 2 Практическое исследование «Детский сад и семья – единство развития ребенка»……………………………………………………………….

2.1 Региональный опыт

2.2 Диагностика

2.3 Рекомендации

Заключение…………………………………………………………………….

Список используемой литературы…………………………………………….

Введение

Единства взглядов в определении процесса воспитания нет. Его специфика выявляется только при сопоставлении с процессами развития и формирования личности. Формирование, развитие - цель, воспитание - средство ее достижения. Воспитание - процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной себе и обществу. В современном понимании воспитание - это эффективное взаимодействие (сотрудничество) воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели.

Воспитательный процесс имеет ряд особенностей. Прежде всего, это процесс целенаправленный. Наибольшую эффективность обеспечивает такая его организация, при которой цель воспитания превращается в цель, близкую и понятную воспитаннику. Именно единством целей, сотрудничеством при их достижении характеризуется современный воспитательный процесс. Вместе с тем процесс воспитания - многофакторный, в нем проявляются многочисленные объективные и субъективные факторы, обусловливающие своим совокупным действием невообразимую сложность процесса. Сложность воспитательного процесса состоит в том, что его результаты не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживают себя, как, например, в процессе обучения. Процесс воспитания динамичен, подвижен, изменчив и, кроме того, отличается длительностью. По сути, он длится всю жизнь. Одна из особенностей воспитательного процесса - его непрерывность (Подласый 1999: 173).

На современном этапе совершенствования дошкольного образования разрабатываются и получают широкое распространение программы нового поколения, созданные как авторскими коллективами, так и педагогами с большим стажем работы в дошкольных учреждениях [1, с. 33]. В то же время большое количество образовательных программ, в том числе и нового поколения, разработанных с учетом Федеральных государственных требований (ФГТ) [4, с. 45], не дают для педагогов ясной картины в способах реализации задач физического воспитания дошкольного возраста.

Объект исследования - взаимодействие ДОУ с семьей.

Предметом исследования нашей работы является формы и методы совместной работы дошкольного образовательного учреждения и семьи по физическому воспитанию детей.

Цель исследования: выявить содержание, организационные формы и методы, обобщить опыт совместной работы дошкольного образовательного учреждения и семьи по физическому воспитанию детей.

Задачи исследования:

1) изучение литературы по проблеме;

2) изучение теоретических особенностей совместной работы дошкольного образовательного учреждения и семьи по физическому воспитанию детей;

3) подбор диагностических методик по исследуемой проблеме.

В работе представлено обобщение педагогического опыта воспитателей Ульяновского детского сада «Подснежник».

Гипотеза. Мы предположили, что процесс физического развития детей дошкольного возраста будет проходить более плодотворно, если педагоги и родители воспитанников будут работать в единстве, целенаправленно, помогая друг другу, выполняя пожелания и указания друг друга.

В работе были использованы следующие методы исследования:

- теоретические (анализ, обобщение, сравнение),

- эмпирические (обобщение педагогического опыта).

Работа состоит из введения, двух основных разделов, заключения, списка использованной литературы и приложения.


Глава 1 Теоретический анализ проблемы организации совместной деятельности ДОУ и семьи по воспитанию детей


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.06 с.