Психолого-педагогические особенности формирования культуры подростков в условиях хореографического коллектива. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Психолого-педагогические особенности формирования культуры подростков в условиях хореографического коллектива.

2020-07-07 93
Психолого-педагогические особенности формирования культуры подростков в условиях хореографического коллектива. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Прежде чем мы приступим к исследованию условий и факторов формирования культуры подростков, необходимо выявить и охарактеризовать важные для осмысления выдвинутой нами проблемы особенности развития личности в подростковом возрасте. Мы убеждены, что только на четко определённых психолого–педагогических основаниях возможно построение каких бы то ни было моделей и систем, связанных с воспитанием подрастающих поколений.

Несмотря на кажущуюся простоту и ясность вопроса, наукой пока что не найдено единого подхода к проблемам обучения, воспитания, развития – всего, что имеет отношение к формированию и социализации личности.

Отправной точкой в осмыслении интересующей нас проблемы является необходимость уточнения исходных понятий «человек», «индивид» и «личность». Философский взгляд на эту «триаду» находим у А.А. Радугина.

Человек – это часть природы, живое телесное существо. С этой точки зрения его можно охарактеризовать определённой совокупностью родовидовых признаков. Природно–биологически обусловлено рождение, внутриутробное развитие, продолжительность жизни, способность усваивать определённые виды пищи, передача по наследству определённых задатков и возможностей, пол и другие качества человека. Природно–биологические качества человека определяют многие стороны его жизнедеятельности. Однако раскрытие сущности человека не может ограничиться характеристикой его как природно–биологического существа. Этот признак указывает на общую основу жизнедеятельности человека и всего живого, но не выясняет качественного отличия человека от животного, не раскрывает той специфической основы, которая обусловливает его выход из животного мира и весь процесс его существования и развития.

Существование отдельных представителей человечества фиксируется понятием «индивид». Индивид – это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех психофизиологических и социальных черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т.д. Понятие «индивид» в этом случае употребляется в значении «конкретный человек». Чтобы отразить конкретно – исторические особенности развития человека на различных уровнях его индивидуального и исторического развития в философии, наряду с понятием «индивид» используется и понятие «личность». Индивид в этом случае рассматривается как отправной момент для формирования личности. Он исходное состояние для онтогенетического и филогенетического развития человека. Личность же – итог развития индивида, наиболее полное воплощение человеческих качеств.

Исторически человек первоначально существует как стадное животное, племенное существо. По мере развития, включения системы социальных факторов происходит обособление индивидов, начинают формироваться личности. В индивидуальном развитии человека происходит аналогичный процесс. Первоначально ребёнок – это просто биологическое существо, сгусток биомассы, инстинктов и рефлексов. Но по мере развития, усвоения социального опыта, опыта человечества, он постепенно превращается в человеческую личность.

Индивид – это массовидное существо, то есть человек, который является носителем массового сознания, массовой культуры. Человек, который не хочет и не может выделяться из общей массы людей, не имеет своего мнения, своей собственной позиции, предпочитает в любых условиях действовать как все. Таких людей в избытке формирует тоталитарное общество, хотя и в демократическом обществе существует достаточно предпосылок для формирования данного социального типа.

Понятие «личность» как особый социальный тип употребляется чаще всего как соотносительное с понятием «индивид», противоположное ему по своим основным характеристикам. В качестве первоначального качества личности называют её автономность. Личность – это автономный человек, т.е. человек в определённой степени выступающий независимо от общества, способный противопоставить себя обществу. Личная независимость сопряжена с умением властвовать над собой, а это, в свою очередь, предполагает наличие у личности не просто сознания, то есть мышления и воли, а самосознания, то есть самоанализа, самооценки, самоконтроля за своим поведением.

Процесс развития личности сложен и противоречив. Биологи и физиологи связывают его с количественными и качественными изменениями в организме человека. Биологическое в человеке характеризуется физическим развитием, включающим в себя морфологические, биохимические и физиологические изменения. Психологи же связывают процесс развития личности с изменениями в психике человека, сознании развивающейся личности, что находит своё выражение в психическом, духовном, интеллектуальном росте. Известный российский педагог И.П. Подласый разводит между собой два важных понятия – «человек» и «личность» следующим образом. Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе развития. Понятие «личность», в отличие от понятия «человек», – социальная характеристика человека, указывающая на те его качества, которые формируются под влиянием общественных отношений, общения с другими людьми.

Как личность, человек формируется в социальной системе путём целенаправленного и продуманного воспитания. Личность определяется мерой присвоения общественного опыта, с одной стороны, и мерой отдачи обществу, посильного вклада в сокровищницу материальных и духовных ценностей, – с другой. Чтобы стать личностью, человек должен в деятельности, на практике проявить, раскрыть свои внутренние свойства, заложенные природой и сформированные в нём жизнью.

Развитие, – замечает И.П. Подласый.– не сводится к простому накоплению количественных изменений и прямолинейному поступательному движению от низшего к высшему. Характерная особенность этого процесса – диалектический переход количественных изменений в качественные преобразования физических, психических и духовных характеристик личности. Представители идеалистической философии объясняют этот процесс так: развитие человека есть процесс стихийный, неуправляемый, спонтанный; развитие происходит независимо от условий жизни и детерминировано лишь «врождённой потенцией»; развитие человека фаталистически обусловлено его судьбой, в которой никто и ничего изменить не может. Диалектико–материалистическая философия трактует развитие как свойство живой материи, присущее ей изначально благодаря свойственному материи движению и самодвижению. В развитии уничтожается старое и созидается новое.

Аксиоматическая истина «противоречие – источник развития» имеет, как нам представляется, самое прямое отношение к развитию личности. В философских и педагогических сочинениях справедливо утверждается, что человек «соткан из противоречий». Не вдаваясь в подробности, коснёмся противоречий, внутренних и внешних. Первые, по мнению ученых, возникают на почве «несогласия с собой» и выражаются в индивидуальных побуждениях человека, а внешние – стимулируются силами извне, отношениями человека с другими людьми, с обществом, с природой. В результате длительных исследований ученые вывели общую закономерность: развитие человека детерминировано внутренними и внешними условиями. К внутренним отнесены физиологические и психические свойства организма, к внешним – окружение человека, среда, в которой он живёт и развивается. В процессе взаимодействия с внешней средой и изменяется внутренняя сущность человека, формируются новые взаимоотношения, что в, свою очередь, приводит к очередному изменению.

Заметим, что само по себе понимание сущности и взаимосвязи внутренних и внешних противоречий не является условием поступательного развития, важно знать пути преодоления возникающих противоречий, только тогда можно ожидать желаемого движения и развития. На это обстоятельство обращает внимание российский психолог А.Г. Ковалёв. По мнению известного ученого, противоречия возникают вследствие неравномерного развития отдельных сторон или свойств личности. Известно, например, что знания усваиваются более быстрым темпом, чем развиваются и закрепляются привычки и манеры поведения, перестраивается образ жизни. Вот почему нередко возникают противоречия между новым знанием и сложившимися убеждениями личности, между сознанием долга и поведением. Эти противоречия преодолеваются в процессе работы над собой при благоприятных условиях жизни и воспитания. Но бывает и так, что это противоречие сохраняется долго и личность оказывается непоследовательной в своём поведении – у неё слова расходятся с делом.

Второй вид внутреннего противоречия – это противоречие между притязанием личности и её возможностями, когда в известных условиях может образоваться несоответствие между высоким мнением о себе и своими возможностями, низким уровнем развития способностей, мнений и навыков.

Третий вид внутренних противоречий связан с особенностями различных форм отражения – чувственным и логическим, эмоциональным и рациональным. Имеют место случаи, когда нарушается единство чувственного и логического познания, вследствие чего частный опыт противопоставляется закономерному ходу событий, и всё оценивается с точки зрения конкретного факта. Это противоречие иногда выступает как противоречие между знаниями, почерпнутыми в личном опыте, и научным обобщенным знанием действительности, воспринятым из книг. Эти противоречия преодолеваются путём обстоятельного и всестороннего анализа фактов, событий, и их обобщения.

Четвёртый вид внутренних противоречий возникает вследствие несоответствия природных данных приобрётенным свойствам личности. Наиболее типичными из них являются противоречия меду типологическими особенностями личности и формирующимися свойствами характера. Это противоречие разрешается, в конечном итоге, путём подчинения темперамента характеру, благодаря развитию волевых качеств личности.

В целях последовательного изучения и анализа процесса развития личности нам потребовалось осмыслить основные категории педагогики. Так, представляет значительный теоретический и практический интерес одна из последних работ В.С. Безруковой. Определяя развитие как «процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических, психических и духовных сил человека, обеспечивающих реализацию жизненного потенциала, его сущности и назначения», автор выделяет пять его составляющих: физическое развитие, т.е. прогрессивные изменения роста, веса, пропорций тела, накопление мышечной силы и т.д.; физиологическое развитие – изменение функций организма в области деторождения, пищеварения, сердечно – сосудистой и нервной систем; психическое развитие – как развитие духовное, в процессе которого усложняется отражение человеком действительности: ощущения, восприятие, память, а также потребности, мотивы деятельности, способности, интересы, ценностные ориентации и т.д.; социальное развитие, как продолжение психического развития, оно состоит в постепенном вхождении человека в общество – в общественные, идеологические, экономические, производственные, правовые, профессиональные и иные отношения и усвоении своих функций в этих отношениях; духовное развитие, означающее осмысление человеком своего предназначения в жизни, появление ответственности перед настоящими и будущими поколениями, понимания сложной природы мироздания и стремление к постоянному нравственному совершенствованию.

На протяжении многих советских и постсоветских лет отечественные педагоги и психологи пытаются раскрыть и обосновать факторы, влияющие на процесс развития личности. Так, представляют интерес работы Б.Г. Ананьева,А.А. Бодалева, А.И. Божович, Л.С. Выготского, В.С. Ильина, Т.А. Ильиной, А.Г. Ковалёва, И.П. Подласого  и ряда других.

Нашим собственным представлениям о факторах, влияющих на процесс развития личности, созвучна концепция, развиваемая в ряде работ Т.А.Ильиной. Так, в качестве первого фактора выступает, по её мнению, наследственность. Под наследственностью педагогом понимается воспроизведение у потомков биологического сходства с родителями. Наследственность, – отмечает Т. А. Ильина, – можно понимать и шире, относя сюда всё, что человек, как биологическое существо, получает от родителей при рождении, т.е. всю генетическую программу человека, определяющую его генотип, а также то, что порождено его внутриутробным развитием (врожденные качества). От родителей к детям, как результат их генетической программы, отражающей то или иное сочетание генов, могут передаваться особенности телосложения и конституции, окраска волос, цвет глаз, кожи. По наследству могут передаваться и некоторые особенности нервной системы, на базе которой в результате взаимодействия с окружающей действительностью развивается определённый тип нервной деятельности. Жестко генетически запрограммировано сочетание в организме различных белков, определены группа крови, резус – фактор. Всё это унаследованные и врождённые физические особенности человека, которыми предопределяются видимые и невидимые различия людей  .

Позиция Т.А. Ильиной привлекательна еще и тем, что в ней раскрываются и характеризуются наследуемые людьми черты, свойства и качества. К примеру, коснёмся способностей. Согласно данным физиологии и психологии, врожденными у человека могут быть не готовые способности, а лишь потенциальные возможности для их развития, т.е. задатки. Эти задатки обусловлены индивидуальными структурно–функциональными различиями головного мозга, органов чувств, речедвигательных органов, что следует рассматривать в качестве природных предпосылок развития способностей. Дети, обладающие специальными способностями, достигают значительно более высоких результатов и продвигаются в обучении быстрее и с меньшими затруднениями. При сильной выраженности задатков их проявление может начаться в довольно раннем возрасте при наличии хотя бы элементарных условий для осуществления деятельности в этом направлении. Опыт показывает также, что даже очень сильные задатки, развившиеся впоследствии в выдающиеся способности, долгое время могли не обнаруживаться из–за того, что человеку не представлялось случая проявить эти задатки в соответствующей деятельности. Предрасположенность к музыкальным, художественным и иным занятиям часто называют специальными способностями, в отличие от общей одарённости, характеризуемой потенциальной предрасположенностью человека к овладению теми или иными видами деятельности. Еще более сложным является вопрос о наследовании общих способностей, лежащих в основе развития умственных и познавательных сил.

В отечественной педагогике и психологии разрабатывается концепция развивающего обучения, опирающаяся на положение о том, что правильно организованное обучение может и должно стимулировать развитие ребёнка. Опыт такого обучения убедительно доказывает, что вовлечение учащихся в активную умственную деятельность способно в значительной мере развивать интеллектуальные задатки и способности.

В качестве второго важного фактора развития личности ученые – педагоги, в их числе и Т.А. Ильина, называют окружающую среду Под средой понимается комплекс разнообразных внешних явлений, стихийно или целенаправленно действующих на человека. К примеру, можно говорить о среде естественной, природной, географической. Она включает климат, разнообразные природные условия и ресурсы, оказывающие прямое или косвенное влияние на образ жизни человека, характер и условия его деятельности. Нас же в нашем исследовании в большей мере интересует социальная среда. В понятие социальной среды входят общественные отношения в данном обществе и институты, регулирующие эти отношения. Естественно, социальная среда не одинакова на разных этапах развития общества, и поэтому в различные общественно–исторические формации она оказывала на людей разное влияние. Даже сравнительно короткие периоды в жизни российского общества, оставшиеся в нашей памяти как «застойный период», «перестройка», «переход к рынку» и т.п., оставили свой неизгладимый след в жизни социума и судьбах отдельных личностей. Начавшиеся в России на рубеже XX – XXI вв. политические потрясения и экономические преобразования породили социальное неравенство, привели к небывалому расслоению общества, вызвали к жизни социально незащищенные слои и группы населения. Естественно, это не могло не отразиться на обучении, воспитании и развитии подрастающих поколений, в частности, на морально – психологическом самочувствии подростков. В силу социального неравенства, люди живут в неодинаковых домашних условиях, получают разное образование и различную подготовку к жизни в соответствии с их социальным положением, предопределённым общественным строем.

Многие прогрессивно мыслящие люди связывают будущее благополучие общества с третьим фактором развития личности – воспитанием. Воспитание, как и социальная среда, является формой внешнего воздействия на развивающегося человека. Отличительные особенности воспитания – целенаправленность и планомерность. Однако сила воспитательного влияния и его результат во многом зависят от взаимодействия с влиянием наследственности и среды. Эту взаимосвязь убедительно прослеживает в своих работах Т.А.Ильина.

Развитие человека, – отмечает она, – характеризуется как проявлением и развитием унаследованных физических особенностей и природных задатков, так и приобретением огромного количества новых черт и качеств, формируемых у него прижизненно – под влиянием взаимодействия с окружающей действительностью. Воспитание может оказать воздействие на общее физическое развитие, так как путём специальных тренировок и упражнений можно укрепить и закалить здоровье ребенка, сделать его более крепким и выносливым, что, в свою очередь, скажется на его активности и работоспособности.

Природные задатки могут развиться в способности только под влиянием воспитания и включения человека в соответствующий вид деятельности. Воспитание определяет проявление и совершенствование задатков и способностей. Под влиянием воспитания могут быть развиты очень слабые задатки, в то время как неправильное воспитание может затормозить и приглушить развитие даже сильных задатков или совсем подавить слабые задатки. Склонность к какой – либо деятельности или интерес к определённому предмету служат проявлением этих задатков. Поэтому одной из важнейших задач воспитания является выявление подобных склонностей и вовлечение ученика в практическую деятельность в заинтересовавшей его области  .

Нетрудно проследить взаимосвязь воспитания с окружающей средой. В сфере отечественного образования накоплен в этом плане значительный позитивный опыт. Достаточно вспомнить педагогические работы К.Д. Ушинского, «лесную школу» Л.Н. Толстого, воспитательную практику в коммуне и колонии под руководством А.С. Макаренко, «школу радости» В.А. Сухомлинского и др. В советскую пору огромную воспитательную роль играли октябрятское движение, пионерские и комсомольские дела, разнообразная внеучебная (внеклассная, внешкольная) работа, в том числе в сфере культуры и досуга, в области многожанрового художественного творчества. При оценке роли воспитания и окружающей среды на развитие личности подростка важно учитывать особенности условий проживания в городе или на селе. В условиях села, поселения подросток подотчетен значительно большему числу людей, нежели в городе. В селе подростка многие знают, это заставляет его контролировать своё поведение. В городе он знаком с немногими, социальный контроль в этом случае ослаблен. На это обращает внимание В.А. Сухомлинский, посвятивший всю свою жизнь воспитанию сельских школьников.

Анализ и сопоставление относительного влияния трёх основных факторов, воздействующих на развитие и формирование личности подростка, показывают, что в современной социально–культурной ситуации обеспечить повседневную их взаимосвязь достаточно сложно. Слишком много политических, экономических и социальных проблем накопилось за последние годы в российском обществе, неоднозначны и противоречивы условия, в которых педагогам школ и воспитателям приходится решать свои профессиональные задачи. Тем не менее, и теоретики, и практики сходятся в одном мнении: ведущим фактором формирования личности было и остаётся воспитание.

Развёрнутое и убедительное обоснование доминирующей роли воспитания находим в недавней работе И.П. Подласого. Влияние наследственности и среды, – справедливо утверждает известный педагог, – корректируется воспитанием. Воспитание – главная сила, способная дать обществу полноценную личность. Эффективность воспитательного воздействия заключается в целенаправленности, систематичности и квалифицированном руководстве. Слабость воспитания в том, что оно основывается на сознании человека, требует его участия, в то время как наследственность и среда действуют бессознательно и подсознательно. Роль воспитания оценивается по – разному: от утверждения его полной бессильности и бессмысленности (при неблагоприятной наследственности и плохом влиянии среды), до признания его единственным средством изменения человеческой природы. Воспитание подчиняет развитие человека намеченной цели. Целенаправленное и систематическое влияние воспитателей приводит к образованию новых, заранее спроектированных условнорефлекторых связей, которые никакими иными путями созданы быть не могут. Воспитание – это заполнение пробелов в программе человеческого развития.

Следующее утверждение И.П. Подласого прямо «работает» на тему нашего исследования. Он пишет: одна из важнейших задач правильно организованного воспитания – выявление склонностей и дарований, развитие в соответствии с индивидуальными особенностями человека, его способностями и возможностями.

Можно безоговорочно согласиться и с таким утверждением уважаемого ученого: воздействуя на развитие человека, воспитание само зависит от развития, оно постоянно опирается на достигнутый уровень развития. В этом и состоит сложная диалектика взаимоотношений развития и воспитания как цели и средства. Эффективность воспитания определяется уровнем подготовленности человека к восприятию воспитательного воздействия, обусловленного влиянием наследственности и среды. Еще Л.С. Выготским была определена сущность «хорошего» воспитания. Выдающийся ученый обосновал важную закономерность, согласно которой цели и методы воспитания должны соответствовать не только уровню развития, уже достигнутому ребёнком, но и «зоне его ближайшего развития». Он выделяет два уровня умственного развития: а) уровень актуального развития и б) зона ближайшего развития. На первом уровне ребёнок выполняет задания самостоятельно, на втором – с помощью взрослых. Только то воспитание признаётся хорошим, которое идёт впереди развития. Значит, задача воспитания состоит в том, чтобы создать «зону ближайшего развития», которая в дальнейшем перешла бы в «зону актуального развития». Таким образом, формирует личность воспитание, ведущее за собой развитие, ориентирующееся на процессы, которые еще не созрели, но находятся в стадии становления.

В педагогических исследованиях последних лет обращается внимание на еще один немаловажный фактор личностного развития – деятельность. По мнению ученых, в процессе деятельности происходит всестороннее и целостное развитие личности человека, формируется его отношение к окружающему миру. Чтобы деятельность привела к формированию запроектированного образа личности, её нужно организовать и разумно направить. В этом самая большая сложность практического воспитания. Обычно выделяют такие направления деятельности: познавательная, общественная, спортивная, художественная и ряд других. Для теории и практики социально–культурной деятельности названный выше фактор имеет принципиально важное значение, в частности, когда речь идет об организации любительского художественного творчества и о разнообразной деятельности членов досуговых объединений.

Как отмечают многие современные педагоги, хорошее развитие обеспечивается только активной, эмоционально окрашенной деятельностью, в которую человек вкладывает всю душу, полностью реализует свои возможности, выражает себя как личность. Вот почему важна не деятельность сама по себе, но активность личности, проявляющаяся в этой деятельности.

Активность личности, – отмечал С.Л. Рубинштейн, – не только предпосылка, но и результат развития. Воспитание достигает цели, когда ему удаётся сформировать общественно активную, инициативную, творческую личность, приносящую радость себе и людям. Разумная, педагогически выверенная организации деятельности обеспечивает активность личности во всех её проявлениях. Ставить подрастающего человека в позицию активного деятеля, вооружать его такими способами жизнедеятельности, которые дают возможность активного приложения сил, изучать его личностное своеобразие, всемерно раскрывать его потенциальные возможности – таковы функции воспитателя, разумно направляющего процесс развития личности.

Одновременно с развитием личности происходит её социализация – процесс становления личности, обучения и усвоения ею ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе. Речь идёт о формировании на основе социального опыта жизненной позиции личности, приобретение необходимых для жизни среди людей знаний, умений и навыков. Мы это понимаем как формирование, наряду с индивидуальными качествами, общественно–психологических свойств личности. В обобщенном виде социально – психологические качества личности представляют собой комплекс свойств: долг, ответственность, ценностные ориентации, убежденность, социальные ожидания и др. По общему мнению многих исследователей – Э.А Голубевой, Н.С. Мансурова, Б.Д. Парыгина, Л.Ю. Сироткина, Б.А. Титова, Т.И.Головко  и др. ведущим началом социализации личности является опять же воспитание. Наряду с тем она может происходить и в условиях стихийного воздействия на человека различных обстоятельств жизни в обществе, имеющих иногда характер разнонаправленных факторов (семейного и вне семейного общения, искусства, средств массовой информации и др.). В настоящее время процессы социализации протекают в вне официальных структур, в частности, в неформальных объединениях, в стихийно возникающих группах и т.д. Важную роль в процессе социализации личности имеют досуговые объединения, клубы по интересам, кружки и коллективы любительского художественного творчества. В общем же случае, расширение и углубление социализации человека происходит в трёх основных сферах: деятельности, общения и самосознания.

Безрукова В.С.  полагает, что развитие человека, как сложный и чрезвычайно подвижный процесс, протекает в виде последовательно сменяющих одна другую стадий развития. Из психологии нам известно, что человеческая жизнь проходит через такие стадии, как детство, отрочество, юность, зрелость, взрослость и старость. Кроме того, процесс развития человека описывается по уровням, т.е. по степени достижения и реализации природных возможностей человека. Считается, что подросток может иметь высокий, средний или низкий уровень своего развития.

Российскими учеными – педагогами и психологами – в достаточной мере отрефлексированы как общие проблемы формирования личности, так и возрастные особенности её развития. Психический облик личности, – подчеркивает Е.Ф. Рыбалко, – определяется реальным бытием, действительной жизнью человека, формируется по мере того, как человек в процессе воспитания и обучения овладевает исторически сложившейся материальной и духовной культурой. Поэтому, чтобы глубже понять, в чем состоит сложность и своеобразие личности, необходимо проследить путь её становления, начиная с раннего детства. Рассматривая историю развития личности, можно видеть, как складываются многообразные связи личности с обществом, каким образом происходит развитие и организация личностных свойств, формируется активность и целостность личности  .

В задачи нашего исследование не входит анализ всего пути личности – от рождения до старости. Проанализировав соответствующую научно–методическую литературу, мы попытались представить обобщенную характеристику развивающейся личности в подростковом возрасте.

Подростковый возраст (11–14 лет) представляет собой этап усиленного становления личности на основе развития процесса социализации. В это время значительно усложняются формы общественно направленного влияния на подростка. Они носят как непосредственный характер и осуществляются в процессе общения с взрослыми, так и опосредованный – через различные каналы социального воздействия – кино, телевидение, художественную литературу, а в последние годы посредством Интернет. В ряде исследований характеристики интеллекта и личностных свойств подростка даются раздельно. В действительности же уровень познавательной деятельности определяет особенности формирования личностных свойств. В этот период происходят существенные сдвиги в развитии мышления. Они состоят в том, что осуществляется переход от преобладания наглядно–образного мышления к абстрактно – логическому. Вместе с тем, наглядные компоненты в мыслительных процессах подростка играют еще большую роль и определяют усвоение этических норм и особенности саморегуляции нравственного поведения.

Формирование личностных свойств у подростка происходит путём уподобления нравственному образцу на основе широкой ориентировки в социальном окружении и усвоения нравственных эталонов поведения, создаваемых различными видами искусства. Своеобразие подростка состоит также в том, что его поведение регулируется посредством осознания своих личностных особенностей. В этом заключается более высокий уровень развития личности, которое опосредуется самосознанием, что позволяет осуществлять отбор желаемых качеств, их специальную тренировку и управление поведением на основе этих качеств, то есть заниматься самовоспитанием.

Для младшего подростка характерна ярко выраженная потребность в самоутверждении. Впервые осознавая свои достоинства и недостатки, он начинает активно, в соответствии со своими представлениями о собственных качествах, стремиться занять определённую позицию в микросоциуме. В следующей фазе подросткового периода (13–14 лет) происходит социальная переориентация личности, которая выражается в появлении комплекса «взрослости». Новый тип социальных контактов, затрагивая нравственную сферу отношений, начинает регулироваться более сложным набором личностных качеств. Переход на новую ступень социализации требует более высокого уровня развития самосознания, выделения и формирования именно тех свойств, которые обеспечивают складывающиеся взаимоотношения.

Поскольку для старшего подростка особую значимость приобретает мир взрослых, отношение и оценка последних оказывают решающее влияние на развитие самосознания. В этот период уровень самооценки подростка характеризуется значительными колебаниями под влиянием педагогических воздействий. Старший подросток обнаруживает повышенную чувствительность к нравственным поступкам взрослых, особенно к проявлениям доброты, справедливости по отношению к нему.

В современной социокультурной ситуации проблема воспитания и развития подростков становится всё более актуальной. Не случайно с трибун научных конференций  звучат тревожные по своей тематике и содержанию доклады и сообщения, отражающие всю совокупность проблем работы с современными подростками в учебное и во вне учебное время. Примечательно, что и в новых социально–экономических условиях исследователи опираются в осмыслении современных организационно–педагогических проблем на труды выдающихся педагогов и психологов минувших эпох: К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и др. Дело здесь, как нам кажется, не только в преемственности, но в определенной растерянности в связи со слабой разработанностью современных педагогических технологий обучения, воспитания и развития.

Удачным, по нашему мнению, примером глубокого проникновения в проблему развития подростков является недавнее исследование А.М. Баскакова.

Развитие человека, – отмечает исследователь, – сложный диалектический процесс. Он имеет свои качественные особенности на разных возрастных этапах развития. В возрастной и педагогической психологии принято выделять следующие возрастные этапы развития детей и молодежи: новорожденный (до 10 дней), младенческий возраст (до 1 года), ранний детский (1–3 года), преддошкольный (3–5 лет), дошкольный (5–7 лет), младший школьный (7–11 лет) подростковый (11–15 лет), ранняя юность (15–18 лет). Каждый период отличается своими существенными условиями жизни, потребностями и деятельностью, характерными противоречиями, качественными особенностями психики и психическими новообразованиями.

Подробно и обстоятельно раскрываются А.М. Баскаковым особенности воспитания и развития подростков. Именно в подростковом возрасте осознаётся потребность в самовоспитании. В связи с этим у старших подростков меняются самооценка, отношение к качествам собственной личности, своим обязанностям, взаимоотношениям между людьми. Однако между притязаниями на взрослость и реальными возможностями школьников есть еще значительные расхождения, что, с одной стороны, побуждает их к работе над собой, а с другой, в силу ограниченности знаний, возможностей и сил, в какой–то мере препятствует самовоспитанию. Поэтому самовоспитанием занимается сравнительно небольшая часть учащихся, преимущественно активистов, которые имеют большую практику самооценки в связи с анализом, оценкой поступков и деятельности сверстников.

Иногда у подростков возрастает критичность, переходящая в критиканство, болезненная мнительность, желание казаться взрослым, стремление к позёрству. Выбираемый ими идеал не всегда оправдан: оригинальничание принимается за что–то выдающееся, а дерзость, упрямство рассматриваются как способ отстоять своё достоинство. Критическое отношение к тем, кто раньше был авторитетом, порождает желание самому конструировать свой идеал, не всегда подражая при этом конкретной личности, а выявляя в характерах разных людей привлекающие подростка качества. Поэтому старший подросток тяготеет к синтетической форме идеала. Но наряду с этим он еще не освобождается от критического подражания. Поэтому так велика роль взрослых, сверстников, у которых он заимствует нравственные оценки, стандарты и стиль поведения.

У подростков ярко выражен интерес к общественной деятельности. Их увлекают постоянные и разовые поручения быть руководителями младших. Неучастие старших подростков в общественной работе объясняется тем, что в воспитательном процессе не всегда учитываются их интересы и потребности. Дружеские отношения старших подростков развиваются на различной основе. У своих товарищей многие подростки отмечают добросовестное отношение к учебе, готовность оказать помощь, желание вместе выполнять какое–либо задание. В процессе общения с товарищами у старших подростков уточняются представления о себе. Они начинают относиться к себе более самокритично, объективнее видят свои сильные и слабые стороны, чаще начинают сверять свои оценки с оценками товарищей, взрослых. Всё это помогает самовоспитанию подростков, которое занимает в этот период гораздо большее место.

Подростки раньше начинают оценивать других людей, чем себя. Их суждения о других людях характеризуется большей самостоятельностью, вдумчивостью, конкретностью и глубиной, чем о себе. Однако и здесь они часто ошибаются, обращая внимание на внешнюю сторону поступка, а не на его цель и мотивы. Этим нередко объясняется положительная оценка случаев ложной дружбы, лихачества, упрямства. Раньше всего более правильно начинают осозна<


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.041 с.