Особенности эстетического воспитание слепоглухих. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Особенности эстетического воспитание слепоглухих.

2020-07-07 91
Особенности эстетического воспитание слепоглухих. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Слепоглухонемому доступен мир человеческих переживаний, их внешнее проявление во взаимоотношении с ним окружающих людей. Доступна его осязанию человеческая фигура, ее гармония и все возможные «некрасивости» и уродливости. Может воспринимать он человеческую мимику, если специально этому обучен, судить по ней об эмоциональном состоянии человека. Слепоглухонемой осязательно знакомится с животным миром: с подвижной ласковой собакой, вызывающей у него положительные эмоции, и с лягушкой, которая, по выражению Н. Г. Чернышевского, покрыта «холодной слизью, какою бывает покрыт труп...». Для слепоглухонемого лягушка столь же отвратительна, как и для зрячеслышащего человека.

Слепоглухонемой может осязательно воспринимать свежую траву, листья деревьев и цветы. Обоняние помогает этому восприятию, его эмоциональной окраске. Запахи, сопутствующие различным природным явлениям, часто приходят на помощь слепоглухонемому. Пахнет свежий белый снег, сочная зеленая трава, пахнет серая пыль, пахнут каждый по-своему красный помидор, свежий зеленый огурец и спелая желтая дыня. Хорошо, что природа проявляет себя не только цветом, восприятие которого недоступно слепоглухонемому, но и пестрой палитрой запахов, форм, структур. Надо только изощрить сохранные органы чувств, и можно будет улавливать, распознавать множество различных оттенков жизни природы. Ведь видеть — еще не значит знать. Известно, например, что муравей видит ультрафиолетовые лучи, а человек — нет, однако человек знает о них значительно больше муравья. И это отражено в народной мудрости: «Не видит не тот, у кого глаз нет, а тот, кто умом слеп».

Свежие цветы, их запах, пышная форма радуют слепоглухонемого. Цветы, увядшие при первых заморозках, их прелый запах вызывают печаль, усиливающуюся от мысли, что и последние, еще сохранившиеся на клумбах растения ждет та же неминуемая гибель. Напоминание о гибели, о смерти слепоглухонемому столь же неприятно, как и обычному человеку. Активное проявление жизни в доступной для осязания и обоняния форме наполняет слепоглухонемого восхищением. Образец такого восприятия природы отражен в заметке Сергея С, предназначенной для стенгазеты. В ней он одухотворяет природу.

Весна и дружба

«Здравствуй, Весна!

Пожмем руку Весне. 1 Мая — это день Весны. Весна — очень красивая добрая девушка (люди часто называют Весну девушкой).

Почему Весна красивая? Весна красивая потому, что у нее есть молодая зеленая трава (в лесу, в парке, во дворе детского дома, на скверах города), молодые цветы (на газонах, в лесу, в парке, на клумбе, в саду), теплый свежий воздух и солнце. Она пригласила к себе в гости птиц из далеких теплых стран.

Весна велела деревьям и кустарникам надевать новые зеленые платья (молодые зеленые листья). Еще Весна попросила взрослых и нас, ребят, помогать ей наводить порядок и чистоту во дворе, на огороде, в саду, в парке и городе (вскапывать землю, убирать мусор, подстригать ветки, красить лавочки, заборы, вазы для цветов, деревья). Это Весна учит нас трудиться и помогать природе.

Слепоглухонемого ребенка обучают восприятию скульптуры, предварительно научив его осязать и воспринимать объекты живой природы. Обучение начинается с регулярных уроков лепки, на которых воспитанников учат воссоздавать образы предметов и объектов природы, животных, людей, воспринятых с натуры. Уроки лепки позволяют не только формировать у слепоглухонемых навыки работы с пластилином, знакомить с ваянием, но и проводить коррекционную работу по представлениям об окружающем мире, выявлять степень адекватности имеющихся у них понятий о реальной действительности. Известен эпизод, когда тотально слепоглухонемая воспитанница по заданию педагога вылепила из пластилина птичку, сидящую на ветке в позе, в которой человек сидит на стуле: птичка сидела на хвосте, свесив с ветки лапки.

Огромное воспитательное значение имеют экскурсии в музеи, где представлена скульптура. Широкие возможности для проникновения в мир прекрасного предоставляет слепоглухонемому художественная литература. Она наравне со скульптурой является самым доступным для слепоглухонемых видом искусства, произведения которого они могут не только воспринимать, но и творить сами. Свидетельством тому — литературное творчество О. И. Скороходовой и выпускника Загорской школы Александра С.

Эстетика человеческих телодвижений также доступна слепоглухонемым. Под музыку слепоглухонемой может танцевать: вибрация пола от игры на фортепиано или рояле хорошо воспринимается подошвами ног, а вместе с вибрацией передается ритм и темп музыки. Еще легче воспринимать ритмичную музыку эстрадного оркестра с его ударными и щипковыми инструментами: она воспринимается всей поверхностью тела.

Одним из средств эстетического воспитания могут быть театрализованные игры-импровизации с малой группой воспитанников. Здесь проигрываются эстетически оформленные актуальные моменты их коллективной жизни. Особенно важно, что такие игры-импровизации включают в себя пантомимические средства, воспринимающиеся детьми как выражение чувств, мыслей, утверждение коллективных ценностей и актуальных проблем.

Из сказанного ясно, что область прекрасного многоаспектна для слепоглухонемых детей. Искусство формирует эмоциональный строй души, придает трудовому воспитанию творческую одухотворенность. Начала эстетического воспитания коренятся в общении слепоглухонемого ребенка с природой благодаря целостной, гармоничной связи ребенка со всем окружающим его в природе, в сопереживании всему растущему и живущему, без чего не могут формироваться чувства бескорыстия, доверчивости в общении с окружающими людьми.

Огромную роль играет связь эстетической культуры с результатами труда воспитанников. Это важнейший фактор социализации личности.

Отсутствие эстетических переживаний — причина душевной черствости, лени, общей апатии.

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.