Педагогические условия формирования педагогической культуры родителей. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Педагогические условия формирования педагогической культуры родителей.

2020-07-03 226
Педагогические условия формирования педагогической культуры родителей. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Глава 2. Экспериментальная работа по формирования педагогической культуры родителей.

Опыт формирования педагогической культуры родителей.

 

С целью изучения формирования педагогической культуры родителей младших школьников, перед нами стала задача познакомиться с педагогическим опытом других педагогов и провести анализ их работы.

В Российской педагогической энциклопедии педагогический опыт определяется как «совокупность практических знаний, умений, навыков, приобретаемых педагогом в ходе повседневной учебно-воспитательной работы; один из источников развития педагогической науки» [27].

Встречаются и другие определения этого понятия. Так, по мнению Э. И. Моносзона, педагогический опыт - это практическая педагогическая деятельность и результат этой деятельности, выражающийся в качестве личности воспитуемого, обучаемого [42]. М. Н. Скаткин различает понятие педагогического опыта в широком смысле, определяя его как практику обучения и воспитания, и в узком - как мастерство педагога, приобретенное в результате более или менее длительной работы (синоним опытности) [42].

Основное внимание ученых, как правило, всегда направлено на критериальную сторону внедрения передового педагогического опыта. Если свести воедино все признаки, по которым педагогический опыт относят к передовому, то образуется достаточно широкий их комплекс.

Критерии (требования, признаки, показатели и т. д.), которым должен удовлетворять передовой педагогический опыт:

- актуальность и перспективность;

- новизна в постановке целей, отборе содержания, выборе средств и форм организации педагогического процесса;

- соответствие основным положениям современных социальных наук;

- устойчивость и стабильность достижения положительных результатов;

- возможность творческого применения опыта в сходных условиях, его переносимость на другие объекты;

- оптимальное расходование сил, средств и времени педагогов и обучающихся для достижения положительных результатов [17].

Е.Ю. Бихметов дополняет названные критерии еще тремя: создание целостной системы всестороннего развития личности обучающегося; открытие новых педагогических фактов и явлений и создание новых педагогических ценностей [5].

В своей статье «Как организовать работу с родителями» Е.В. Тишина, учитель начальных классов с. Степное, рассматривает начальную школу, как особый мир [39]. Учитель начальных классов – это одна из самых благородных, чистых и трудных профессий. Заложенные в детские годы основы культуры, нравственности, знаний определяют в дальнейшем характер и судьбу маленького человека. Девятнадцатилетний стаж работы в школе подвел к выводу, что главное в работе учителя – это искренняя любовь к профессии, душевная чуткость, забота о детской радости, дружная, творческая атмосфера, определяющая уклад жизни и стиль отношений в коллективе.

Одна из целей деятельности учителя – сделать так, чтобы семья положительно влияла на школьника, а это не всегда простое дело. Одним из путей ее достижения является объединение родителей в сплоченный коллектив, деятельность которого направлена на повышение уровня учебно-воспитательной работы с учащимися.

Установление тесного контакта с родителями позволяет правильно оценить характер влияния семьи на личность ученика, выявить тенденции его развития, обусловленные этим влиянием, определить положительные и слабые стороны семейного воспитания, найти формы и методы индивидуальной помощи каждой семье.

Начинается эта работа с первого родительского собрания, где учитель призывает родителей к согласованной работе, дает некоторые рекомендации. В свою очередь, они пишут, какую помощь они могут оказать классу, школе; высказывают пожелания по организации жизни детей. В начале учебного года родителей (по желанию) разбивают на четыре группы («Творчество», «Наш дом», «Музей оживших фотографий», «Собеседник»), где каждая занимается решением определенных задач. Грамотно, с учетом особенностей семейных взаимоотношений и взглядов, составляются памятки, помогающие родителям в организации учебной деятельности младших школьников.

В начальной школе практически невозможно без помощи родителей научить ученика, а тем более раскрыть его индивидуальность. Семья – первый коллектив ребенка, и успех его воспитания во многом зависит от атмосферы в ней. Основной упор делается на родительские собрания, которые проводятся в нетрадиционных формах, с разнообразной тематикой, в непринужденной обстановке, с использованием качественно подобранных методик психолого-педагогической работы учителя, с использованием игр, направленных на выявление качеств личности и раскрепощению родителей.

В статье «Эффективные формы взаимодействия педагога с родителями учащихся» к.п.н. доцента кафедры педагогики и психологии начального образования Т.А. Креславской, родители и педагоги являюся воспитателями одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным, когда они станут союзниками [19]. В основе союза – единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс. В последнее время большой вес приобретают нетрадиционные формы взаимодействия, способные вызвать живой интерес к проблемам и найти подходящие решения в оперативном режиме.

Например, одной из таких дискуссионных форм общения родителей и педагогов является родительский ринг, который предоставляет возможность родителям либо утвердиться в правильности собственных методов воспитания, либо провести ревизию своих мыслей, осмыслить, что они делают верно, а какие шаги не следует предпринимать.

Перечисляя наиболее распространенные проблемы в отношениях семьи и образовательной организации, можно выделить:

- нехватка у родителей времени на общение с детьми ввиду чрезмерной занятости;

- тревожное, пессимистическое настроение людей;

- увеличение числа неполноценных семей;

- отстраненность родителей от школьной жизни ребенка;

- слабое доверие школе и негативное отношение к школьному воспитанию;

- низкий уровень духовной культуры родителей.

Используя тонкий психологический и этически выверенный подход, каждый педагог должен найти точки соприкосновения с родителями, что непросто осуществить, поскольку родители, как правило стоят в защитно-оберегающей позиции, но учитель может сделать это, опираясь на правила эффективного взаимодействия с родителями. К ним относятся: забота о развитии ребенка; уважительное отношение к родителям, невзирая на их социальный статус и прочие общественные штампы; соблюдение такта с указанием конкретных направлений развития личности воспитанника; открытость взаимодействия и его оптимистическая направленность.

Таким образом, проведя анализ статей, мы можем сделать вывод о том, что работа с родителями строится по одним и тем же принципам: на любви к детям, на сплочение родительского коллектива, вовлечение их в совместную деятельность и использовании разнообразных форм взаимодействия педагога и родителей. В работе педагогов просматривается деятельностный и личностный подходы, выражающиеся в таких немаловажных факторах, как компетентность в вопросах психологии и педагогики и творческой активностью педагога. Соблюдаются показатели, которым должен удовлетворять, педагогический опыт, выражающиеся в актуальности, новизне в постановке целей, отборе содержания, выборе эффективных средств и форм организации педагогического процесса, с учетом особенностей семейного воспитания и степени развития личности в целом.

«Квалифицированный педагог, компетентные родители – залог успешности младшего школьника».

«Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени и труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью». В.А. Сухомлинский [38].

 

Педагогические условия формирования педагогической культуры родителей.

 

                                               

 

                                                

                                           Содержание                                          

 

Введение

Глава 1. Педагогическая культура как компонент общественной культуры человека…………………………….

1.1. Понятие о культуре человека…...

1.2. Педагогическая культура:ист. аспектов проблемы…………………..

1.3. Роль ДОУ в повышении педагогической культуры родителей.

Вывод по 1 главе.

Глава 2. обобщение опыта работы по формирование педагогической культуры родителей.

2.1. Опыт о формированнии педагогической культуры родителей.

Вывод во 2 главе.

Заключение.

Приложение.

Список литературы.

 

 

                   

 

 

                                          Введение.

 

На сегодняшний день тема повышения педагогической культуры родителей дошкольников является актуальной. От знаний психолого- педагогических основ зависит полноценное всестороннее развитие детей, соответствующее требованиям, которые выставляет общество. “Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье”.

В последние годы нередко можно заметить взаимные претензии родителей и детских садов друг к другу в аспекте воспитания и образования детей. Не всегда сторонами осознается степень значимости консолидации усилий в процессе воспитания и образования детей. Зачастую родительские собрания проводятся лишь для того, чтобы ознакомить родителей с успехами  их детей и сообщить о необходимости сдачи денег на какие- либо нужды (ремонт, охрана). Это является одним из факторов отказа родителей посещать собрания и другие мероприятия в детском саду, следовательно, никакого диалога между родителями и коллективом детских садов не выстраивается. А ведь семья вместе с детским садом создает тот самый важнейший комплекс факторов и условий воспитывающей среды, который определяет эффективность всего образовательного процесса. Вот почему при большом многообразии обязанностей работа детских садов с семьей столь значительна в педагогической деятельности. Если детский сад сделает родителей своими союзниками, то она станет сильнее во всех отношениях и добьется более ощутимых результатов в воспитании дошкольников.

Возможности родителей создать в семье благоприятные условия для развития ребенка зависят от развития и углубления их педагогических представлений. При этом значительную роль повышения уровня знаний играет образовательное учреждение. Этот факт дает нам основание считать позитивную динамику уровня педагогических знаний родителей показателем эффективности воспитательного процесса в детском саду, показателем его результативности.

Среди факторов, влияющих на формирование педагогической культуры родителей дошкольников выделяются:

-взаимное доверие во взаимоотношениях между воспитателем и родителями;

-соблюдение чуткости, такта, отзывчивости по отношению к родителям;

-учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания;

-сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями группы;

-взаимосвязь разных форм работы с родителями;

-одновременное влияние на родителей и детей;

-обеспечение в работе с родителями определенной последовательности системы.

Обновление, преобразование, происходящее в системе образования, его демократизация, вариативность, инновационные программы, обусловили необходимость поиска решения проблем взаимодействия образовательного учреждения с семьей, создания условий для повышения педагогической культуры родителей. Повышение педагогической грамотности родителей рассматривается как профессиональная задача педагогов. Одним из главных недостатков по данной проблеме является некомпетентность педагогов по данному вопросу, и недостаточная выявленность эффективных психолого- педагогических условий формирования педагогической культуры родителей дошкольников.

 В связи с этим можно выделить противоречие между необходимостью повышения педагогической культуры родителей дошкольников для успешности в обучении и развитии воспитанников и несовершенством компетентностей педагога в работе с родителями с целью повышения их педагогической культуры.

Проблема исследования: каковы психолого- педагогические условия формирования педагогической культуры родителей дошкольников?

Цель исследования: выявить и научно обосновать эффективные психолого- педагогические условия формирования педагогической культуры родителей дошкольников.

Объект исследования: формирование педагогической культуры родителей дошкольников.

Предмет исследования: психолого- педагогические условия формирования педагогической культуры родителей дошкольников.

Задачи исследования:

-выявить психолого-педагогическую сущность формирования педагогической культуры родителей дошкольников.

-определить педагогические условия педагогической культуры родителей.

-выявить критерии, показатели, уровни сформированности педагогической культуры родителей дошкольников.

-проанализировать педагогический опыт формирования педагогической культуры родителей.

Методы исследования: анализ психолого- педагогической литературы по проблеме исследования, анализ педагогического опыта, обобщение, систематизация.

Теоретическая значимость исследования состоит в изучении теоретических основ педагогической культуры и ее формирования; в раскрытии покрытий уровней сформированности педагогической культуры родителей дошкольников и анализа педагогического опыта по проблеме исследования. Практическая значимость исследования состоит в выявлении эффективных педагогических условий формирования педагогической культуры родителей дошкольников.

 

 

 

                                

 

         

 

 

  Глава 1. Педагогическая культура как компонент общественной культуры человека.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.045 с.