Ступени духовного Пути (комментарии к схеме Патанджали) — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Ступени духовного Пути (комментарии к схеме Патанджали)

2020-07-07 87
Ступени духовного Пути (комментарии к схеме Патанджали) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основные этапы восхождения к духовным высотам, к Слиянию с Изначальным Сознанием, обозначил ещё в далёкой древности индийский риши Патанджали. Он выделил 8 главных ступеней такого восхождения: йама — нийама — асана — пранайама — пратьяхара — дхарана — дхьяна — самадхи. Однако, поскольку две первые из названных ступеней схожи и в практике осваиваются одновременно, их рационально объединить в одну и говорить о семиступенчатой “октаве”. Рассмотрим эти ступени.

Йама и нийама

Эти термины переводятся как “усилие и расслабление” или “напряжение и покой”. Данная сту­пень вклю­чает освоение главных этических и психогигиени­ческих правил жизни духовного искателя.

Первое правило называется ахимса — непри­чинение вреда. Речь идёт о стремлении, по возмо­ж­но­сти, не причинять любой вред всем живым существам в делах, словах, мыслях и эмоциях.

Это включает, в том числе, и рассмотренные выше правила этически верного питания, и, что не менее важно, исключение грубых эмоций, соп­ря­жён­ных с дур­ными мыслями и часто сопровождаемых грубыми словами и поступками.

Наши этические ошибки, включая преступления, могут быть вызваны или неведением, невежеством, непониманием устройства Мироздания и своих места и роли в нём, или же попустительством таким эмоциям, как злоба, осуждение, обида, тревога, страх и т.д., являющимся проявлениями порочно “торчащего” индивидуального “я”.

На духовном Пути одной из важных задач является уничтожение индивидуального низшего “я” через слияние его со всеобщим Высшим “Я” Тво­р­ца. Работа в этом направлении начинается с борьбы со всеми порочными проявлениями своего “я”, прежде всего — в эмоциональном реагировании. Важным методом здесь является покаяние: искреннее раскаяние в совершенных этических ошибках с ментальным анализом тех ситуаций и нахождением правильных их разрешений.

Многие не понимают того, что такое принцип неосуждения. Осуждение — это именно эмоция, одна из форм гнева. Осуждение — это вовсе не интеллектуальный анализ, не выявление и обсуждение ошибок дру­гих людей. Анализ необходим: он позволяет нау­читься не повторять чужие оши­б­ки. Но он должен совершаться без эмоций гнева в любом его варианте.

Эмоции — это состояния энергии сознания. Они излучаются за пределы тела, создавая энергетичес­кую среду для окружающих людей и других существ. Живущие в грубых эмоциональных состояниях люди продуцируют разрушающую, бо­ле­з­не­т­во­р­ную среду обитания для окружающих, общение с ними может вызывать тяжёлые энергопоражения и болезни, особенно у детей.

Живущие же в состояниях утончённой любви оздо­ров­ляют, одухотворяют, облагораживают всё вокруг своих тел, исцеляют только лишь своим присутствием. И чем сильнее их любовь и мощнее сознание — тем большее пространство вокруг они одухотворяют — вплоть до планетарных масштабов.

Полное освоение контроля над своей эмоциона­ль­ной сферой духовный искатель достигает только че­рез работу со своими чакрами и другими энергострукту­рами и затем через объединение себя (как сознания) с Сознанием Бога. Но на­чи­нать усилия следует уже с самого начала Пути.

Вторым правилом йамы является сатья — прав­дивость. Об этом лаконично сказал Иисус Христос: пусть слово твоё будет: если да — то да, если нет — то нет [10]. Только в том случае, если мы ведём себя так, мы можем заслужить уважение и у людей, и у Бога.

Но бывают случаи, когда мы не можем сказать пра­в­ду, ибо это причинит кому-то вред. Тогда — лучше промолчать или уклониться от ответа…

Солгав же, мы становимся грешниками пред Богом и заложниками своей лжи пред людьми, ибо нам потом придётся опасаться разоблачения, жить в тревоге, а не в состоянии устойчивого и чистого покоя.

Третье правило — астея — отказ от стремления к обладанию чужими вещами. Мы должны устремиться всецельно к познанию Бога. Стремление же обладать материальными вещами, к тому же чужими, — это есть полное извращение истинной направленности сознания, сопряженное к тому же с причинением вреда другим людям.

Четвёртое правило — апариграха — свобода от не­нуж­ных (не необходимых) вещей, которые лишь отвлекают внимание от главного: от устремлённости к Сли­янию с Творцом.

Пятое правило — Брахмачария, что значит “сле­до­ва­ние путём Брахмана (Святого Духа)”. Это подразумевает отказ от собственных “земных” же­ланий (кро­ме элементарного обеспечения нужд те­ла) и перенаправление своего внимания на Бога, на поиск Его умом, а затем и развитым сознанием.

Это правило подразумевает искренний отказ и от поисков земной славы и почестей, и от накопления бесполезных в мире Брахмана вещей, и от украшательства своего тела.

Некоторые люди трактуют правило Брахма­ча­рии лишь как целибат (половое воздержание). Но это — слишком узко, да и вовсе не нужно при именно духовном отношении к сексу. Напротив, целибат может приводить и к простатиту у мужчин, и к энергетическому “увя­данию” женщин, и к “очер­с­твлению” сознания у обо­их полов. Да и просто он вовсе не способствует прогрессу на духовном Пути. На самом деле важен не отказ от секса, а отказ от чрезмерной увлечённости им и от сексуальных отношений с неадекватными пар­т­нё­ра­ми.

Шестое правило — шауча — соблюдение чис­то­ты тела. Главное здесь — по возможности ежедневное мытьё всего тела с мылом тёплой или горячей водой. Это очищает кожу от отложений по­товых солей, которые нарушают нормальное фун­кционирование всего организма. Вспомним те ощущения, которые возникают после хорошего мытья тела, если до этого долго не мыться! Такое вот состояние комфорта можно и нуж­но создавать себе на каждый день, если мыться по утрам.

К шауче также относят чистку зубов и т.п.

Есть и специальные лечебные приёмы шаучи: такие, как клизмы или промывания носа и носоглотки втягиванием через нос солёной воды. При­ме­нять их постоянно оснований нет.

Также и холодными обливаниями увлекаться всем не сто­ит. Они полезны как закаливающие и тонизиру­ю­щие процедуры. Но они же будут вредны тем, кто сейчас нуждаются в обретении покоя, гармонии.

Седьмое правило — митахара — чистое питание. Об этом уже говорилось подробно выше. Здесь же отметим лишь то, что пища должна приниматься в бла­го­приятной эмоционально обстановке, ни в коем случае не на фоне конфликтных разговоров, ожесто­чён­ных споров, не в присут­с­т­вии злобных, раздра­жён­ных людей. Для гармонизации состояния можно перед трапезой совершать медитацию. Очень хороша в этом отношении православная молитва “Царю Небесный”. Прекрасно помогают также приведённые в нашей книге [9] молитвы-медитации, подаренные нам Богом.

Восьмое правило — сантоша — постоянное поддержание положительного эмоционального фо­на. Если мы чувствуем присутствие Господа и свою жизнь целиком посвящаем Ему, если у нас нет собственной корысти в наших делах, если мы знаем, что за нами непрерывно наблюдает Он, ведёт нас, учит, Сам создаёт нам учебные трудности и Сам же помогает находить решения проблем, — отчего же нам не жить в постоянной радости?

“Ты — делаешь своё дело, Я — управляю событиями”, — так Он учил когда-то автора данной книги [9].

Девятое правило — свадхьяна — философские размышления, беседы, чтения, способствующие полному осознанию смысла своей жизни и Пути к Совершенству.

“Направь свой ум на Меня…” — так определил Кришна первые шаги человека на Пути к Богу [10].

Десятое правило — тапас — любые самоограничения и принуждения себя ради борьбы со своими пороками. Тапас учит, в том числе, духовной дисципли­не, следованию принципу “надо!” вместо “хочу!”.

Одиннадцатое правило — Ишварапранитхана — ощущение пронизанности всего сущего Сознанием Тво­р­ца (Иш­ва­ры), ощущение постоянного Его присутствия вне и внутри мо­его и других тел, а также предметов, ощущение Его как Учителя и Свидетеля всего, делаемого мною и происходящего со мной.

И ещё четыре очень важных правила:

кшама — терпимость к тем, кто думают иначе, чем я,

дайя — милосердие, доброта,

арджава — простота, отсутствие высокомерия,

хри — смиренномудрие, отсутствие а) самолюбования, гордости из-за своих реальных успехов и б) тще­сла­вия — самовосхваления из-за своих мнимых достоинств.

Асана

Слово “асана” в данном контексте означает позу, устойчивое положение тела. Речь идёт о специальных приёмах работы с телом, подготавливающих адепта для последующих ступеней духовной работы. Системы из асан и других упражнений этого уровня работы объединяются под общим названием “хатха-йо­га”. Они также дают первые навыки направленной концентрации и развивают на самом начальном уровне энергосистемы организма.

Асанами следует заниматься только после изу­че­ния и принятия принципов предыдущей ступени. Если же, например, практиковать хатха-йогу на фоне “убой­но­го” питания, то происходит огрубление энергетики, наращивание грубой силы, а это уводит в противоположную от истинного Пути сторону.

Асанами лучше всего заниматься рано утром — примерно с 4-5 часов утра.

Заканчивать каждое занятие надо обязательно шавасаной — глубокой релаксацией тела и ума, лёжа на спине, длительностью около 20 минут. Если этого не делать — могут наступать нарушения здоровья, такие как ухудшение зрения, тревожные состояния, потеря ночного сна и т.д.

Выполняя шавасану, ляжем на спину, закроем глаза. Убедимся, что лежать удобно. Ничто не должно отвлекать. Расслабляем тело, начиная с пальцев ног. Представим перпендикулярную оси тела плоскость — как стеклянную стену — и проведём её сквозь тело от пальцев ног к голове; позади плоскости не остаётся никаких напряжений. Теряется всякое ощущение тех частей тела, которые остались позади. От­чуж­да­ем их, произнося мыс­лен­но: “Это не моё, это не моё!…”. Если где-то на уже пройденном плоскостью участке ощущение возобновляется — пройдём по нему ещё раз. Когда плоскость пройдёт голову, могут возникнуть следующие состояния:

Первое состояние: сознание (само-осознание) ис­че­за­ет. Мы как бы проваливаемся в глубокий сон, но это не сон. Сознание возвращается обыч­но через 18-20 минут. Чувствуем себя полностью отдохнувшими, как после глубокого, долгого сна. Состояние — блаженное. Не будем резко вставать, насладимся им.

Второе состояние: сознание сохраняется, но наступает полный покой. Можно просмотреть свой организм “вну­т­рен­ним взором”. Войдём им снизу в прост­ранство внутри тела. Видим светлые и тёмные участки. Серый и чёрный цвета — на­рушения на одном из энергетических планов, соответствующие активным или пока ещё скрытым стадиям заболеваний. Постараемся как бы граблями собрать всё тёмное в ку­чи и выкинуть за пределы тела.

При шавасане также могут возникать непроизволь­ные выходы из материальной оболочки: вдруг ощуща­ем себя в привычном облике, но в неестественном положении, например, зависшими над полом, стоящими на голове и т.п. Волноваться не надо: достаточ­но захотеть вернуться в тело — и мы уже чувствуем себя в нём. Но и поощрять в себе такие выходы ни в коем случае нельзя: это — выходы пока ещё в грубую пространственную мерность — так называемый “аст­раль­ный план”. Следует же научиться выходить сразу в высшие пространственные мерности; а приёмы для этого — другие.

Обучать шавасане детей до 12 лет запрещено: ощу­тив себя вне тела, они не всегда желают возвращаться в него.

В рамках хатха-йоги категорически не следует пытаться что-либо делать с энергией кундалини: это может приводить к тяжёлым нарушениям здоровья — как физического, так и психического. Работа с кундалини — задача ступени буддхи-йоги. Поднятие кундалини допустимо только после тщательной прочистки и развития всех чакр и ос­нов­ных меридианов.

Надо также понимать, что хатха-йога — это лишь подготовительный этап к собственно пути йоги, поэтому посвящать ей жизнь, рассчитывая на какой-то значительный успех, — это не серь­ё­зно. Более того, излишне длительные занятия хатха-йогой могут даже причинить вред, вызвав чрезмерное развитие астрального тела, что станет существенным препятствием для утон­че­ния сознания и его “крис­тал­ли­за­ции” в тон­чай­ших эонах. Серьёзное же продвижение может обеспечить лишь работа с духовным сердцем в рамках раджа-йоги и затем буддхи-йоги.

Пранайама

Работа с энергиями в пределах тела и окружающего его энергетического “кокона” есть задача раджа-йоги. И первой её ступенью является пранайама, что переводится как “ра­бо­та с энергией”.

Иногда этот термин совершенно неправильно понимают как “дыхательные упражнения”. Это — следствие атеистических заблуждений. На самом же деле при пранайамах перемещается именно энергия сознания, но это может совершаться — для удобства — в такт дыхательным движениям.

Работающая при пранайамах часть сознания дол­ж­на превратиться в белый льющийся свет. Этим светом мы смываем внутри тела все очаги биоэнергетических загрязнений и нарушений, в результате наступает общее оздоровление и ус­т­ра­нение самых разных болезней. Также и само сознание превращается в подвижную, активную силу.

Сейчас рассмотрим несколько общих очис­ти­тель­ных упражнений из серии пранайам.

Встанем. Слегка наклонимся вправо так, что­бы пра­вая рука свисала, не касаясь тела. Хорошо ощутим её от плечевого сустава до кисти. Представим, что в грудной клетке раздувается и спадается при каждом дыхании камера насоса, к которой воздух-свет подаётся через руку-шланг. Особое внимание — выдоху. Добьёмся чёт­ко­с­ти ощущений. “Шланг” должен быть диа­метром во всю руку, и ничто не должно препятствовать движению по нему воздуха-света.

То же упражнение проделаем с другой рукой, затем с каждой ногой. К каждой ноге “шланг” от грудной клетки идёт по соответствующей стороне тела.

Под своими ногами разместим образы двух сосудов, например, бочек. Одна из них пустая, дру­гая — полна белого жидкого света. Касаемся ногой-шлангом этого света и перекачиваем его через тело-насос в другую бочку. С каждым вдохом внутренняя камера насоса внутри туловища и головы расширяется, втягивая свет из полного сосуда через ногу. С каждым выдохом камера спа­да­ется, свет изливается через другую ногу в пус­тую бочку. Свет промывает всё тело внутри.

Когда бочка со светом опорожнится — наполним её снова, а другую бочку опрокинем в огонь, чтобы вся излившаяся грязь сгорела. Развернём тело над бочками. Повторяем упражнение.

Затем делаем всё то же, ставя бочки под руки.

Добиваемся таким образом полной заполненности тела ярким белым светом.

Во время занятий помещение должно быть освещено или естественным светом, или лампами накаливания. Люминесцентные лампы не годятся: они оказывают на ор­га­низм очень неблагоприятное энерговоздействие.

Пратьяхара

Слово “пратьяхара” означает “удаление ин­д­рии с объ­ектов материального мира”. Пратьяхара — это ступень, на которой адепт учится управлять “щупаль­цами” сознания, называемыми на санс­к­ри­те “индрия­ми”. Это открывает возможность к освоению видения в тонких и тончайших слоях многомерного простран­ства, учит выходить в них из своей материальной оболочки, “обживать” их, приучая себя к их тонкости, неж­ности и чистоте.

Понятие “индрии” существуют только в индийской ду­ховной культуре. Европейцы с их уп­ро­щён­ными, запутанными и деградировавшими религиозными представлениями обычно не вмещают такие знания. Даже в переводах с индийских языков они заменяют слово “индрии” на утратив­шее своё исходное значе­ние слово “чувства”, полностью отметая таким образом всю огромную методологическую значимость поня­тия пратьяхары и принципов работы на этой ступени.

Ведь что такое “контроль над чувствами” (так европейцы переводят термин “пратьяхара”)? Для обывателя слово “чув­с­т­ва” происходит от “рас­чув­с­т­во­вать­ся”, т.е. “рас­п­ла­кать­ся”. В обиходном языке это слово также употребляется вместо слов “ощущения” (чувство холода, голода, великой значимости происходящего и т.д.) и “эмоции” (чувство страха, чувство радости). Для учёного же человека “чувства” — это функции органов чувств — зрения, обоняния и проч. Но и это — ещё не все индрии. Потому, что к индриям относится ещё и ум. Также очень существенно, что образ “щу­па­лец”, заключенный в слове “индрии”, уже сам по себе даёт глубокое понимание действия ума и сознания и управления ими.

Основополагающие знания о работе с инд­ри­я­ми изложил Кришна в Бхагавадгите [10]. Он говорил об индриях зрения, слуха, обоняния, осязания, проприорецепции, а также ума. И в самом деле: концентрация внимания через любой орган чувств или ум на каком-то объекте есть подобие вытягивания к нему из тела щупальца. Перемещая концентрацию на другой объект, мы отделяем и перемещаем свою индрию. Также и ум создаёт свои индрии, когда мы думаем о ком-то или о чем-то. Прикосновения чужими индриями ощущаются людьми с развитой чувствительностью. В некоторых случаях чужие индрии можно даже видеть, а значит и воздействовать на них.

Человек, как говорил Кришна, должен на­у­чить­ся, в том числе, втягивать все свои индрии из мира материи подобно тому, как черепаха втягивает в панцирь лапы и голову. А затем следует индрии протянуть в Божественные эоны, чтобы обнять ими Бога, притянуть себя к Нему и слиться с Ним.

Об индриях ныне постоянно говорит Сатья Саи — современный Аватар, Мессия, Воплощение Бога в человеческом теле [7,10]. Многие Его книги переводились на русский язык, но во всех них информация о работе с индриями была утрачена вследствие неадекватных переводов.

Управлению индриями невозможно научиться без предварительного освоения чёткого перемещения ко­н­центрации сознания по чакрам и главным меридианам, т.е. меридианам “мик­ро­кос­ми­чес­кой орбиты” и срединному. Мы поговорим об этом специально в одной из следующих глав.

Дхарана

Дхарана — это “поддержание правильной концентрации”. “Правильная концентрация” означает удержание индрий на Боге. Иными словами, это есть проявление полной устремлённости че­ло­ве­ка к Богу, к Слиянию с Ним.

Но Бог в аспекте Творца или Святого Духа ещё недоступен для прямого восприятия на этой стадии уче­ни­чества.

Помощь в частичном утолении любви-страсти к Богу может придти через работу с Образом конкретного Божественного Учителя, каким может стать, например, Иисус, или Бабаджи, или Сатья Саи — Тот, чей реальный Образ по последнему воплощению нам хорошо знаком.

Если долго удерживать этот Образ лицом в своей анахате на фоне эмоций наивысшей любви к Нему, то постепенно приходит состояние, когда это уже не я смотрю на мир из анахаты, а смотрит Он. Это означает “ожи­вание” Йидама (так называется такой Образ), частичное Слияние с Ним. Теперь можно жить в Единении с Ним в анахате, или же, перейдя концентрацией в головные чак­ры, обращаться к Нему в собственной анахате, как к Советчику, Учителю. И это — не иллюзия, а реальное вхождение Божественного Учителя в созданный практикующим Его Образ. Он может стать и Наставником в медитации, Он поведёт преданного и любящего ученика через Своё Сознание — в Обитель Вселенского Сознания Творца.

“Если можете представить в сознании своём Лик Учителя до полнейшей отчётливости, то можете (пе­ре­нес­тись)… сознанием в Его Сознание и как бы дейст­во­вать Его Силою. Но для этого нужно видеть Лик Учителя отчётливо до мельчайших подробностей, чтобы Изображение не дрожало, не искажалось, не меняло очертаний, что часто бывает. Но если после уп­ражнений сосредоточения удаётся получить стойкое Изображение Учителя, то можно иметь через это достижение боль­шую пользу и себе, и ближайшим, и делам.” [2:90].

“Вас могут спросить, как обозначается вступление на путь служения? Конечно, первый признак будет — отрешение от прошлого и полное устремление к будущему. Вторым признаком будет осознание в (своём) сердце Учителя, не потому, что “так нужно”, но ибо иначе невозможно. Третьим будет отметание страха, ибо воору­жён­ный Владыкою — неуязвим. Чет­вёр­тым будет неосуждение, ибо устремлённый в будущее не имеет времени заниматься отбросами вчерашнего дня. Пятым будет заполнение всего времени работою для будущего. Шестым будет радость служения и предоставление всего себя на пользу миру. В седьмых, будет духовное устремление к дальним мирам, как путь сужденный. По этим признакам увидите дух, готовый и явленный для служения, он поймёт, где поднять меч за Владыку, и слово его будет из сердца.” [2:196].

Для тех учеников, у которых работа с Йидамом не получается сразу, существенную помощь окажут тренировки в создании образных представлений. Это могут быть и образы, помогающие развитию чакр, и погружение в блаженные картины общения с живой природой и т.п. Правильному духовному развитию будут способствовать только образы, переполненные ликованием гармонии, ра­дос­ти, утончённости, блаженства. Методи­чес­ким подспорьем могут также послужить соответствующие произведения живописи, музыки, художественной фотографии и т.п.

Дхьяна

Дхьяна — это ступень медитативных тренировок, приводящих к Самадхи.

Медитация есть работа сознания, направленная на его развитие по пути к Совершенству, к Слиянию с Творцом. Медитация практикуется на трёх ступенях рассматриваемой схе­мы.

На ступени дхарана адепт, в том числе, учится разливать сознание в тончайшем и прекраснейшем из мира материи. Через такую сонастройку он укрепляется в гуне саттва. (А через работу с Божественным Йидамом он может сразу же со­при­коснуться с Огненным проявлением Божественного Сознания, познав сразу же Самадхи).

На ступени дхьяна ведётся работа, направленная на рост, увеличение сознания, на обретение силы в тонкости.

А на следующей ступени усилия будут сосредоточены на взаимодействии индивидуального сознания с Сознанием Вселенского Бога и Слиянии с Ним в Его Огненном Обличии и в Беспредельности “Зазер­калья”.

В рамках дхьяны наиболее эффективна медитативная работа на специальных “местах силы” — энергетически зна­чи­мых для человека участках поверхности Земли. Среди множества таких мест должны быть выбраны те, которые способствуют расширению сознания в тончайших эонах. Правильно подоб­ран­ная последовательность таких мест обес­пе­чи­вает лёгкость и простоту решения сложнейших задач правильной “кри­с­та­л­ли­за­ции” (т.е. количественного ро­с­та) сознания.

С этой же целью можно использовать спортивные нагруз­ки на фоне специальных медитативных приё­мов, “мор­же­ва­ние”, “медитативный бег” [6].

Структурой организма, ответственной за медитацию, является нижний “пузырь восприятия” (термин Хуана Матуса; см. [6,10]), главной сутью которого является чакра анахата, энергетически питаемая нижним дань-тяном (комплексом трёх нижних чакр). Поэтому успех в работе на данной ступени зависит от чистоты и развитости всего комплекса семи чакр, объединяемых рассмотренными выше меридианами.

С самого начала медитативных тренировок и до полной Победы в Слиянии с Изначальным Сознанием надо постоянно помнить о том, что главное достоинство человека состоит в его развитом духовном сердце. Именно им человек сливается с Богом, именно его поэтому надо всячески сохранять в чистоте и развивать. Сказанное выше позволяет принять эти слова не как красивую метафору, а как вполне конкретное знание, как практическое руководство к действию.

Рассматриваемые ступени лестницы духовного во­с­хождения предназначаются именно для того, чтобы научиться вначале помещать сознание полностью в анахату, затем обеспечить рост анахаты внутри тела, а потом и за его пределами — в масштабах “ко­ко­на”, потом Земли, а потом и за её пределами в высших эонах.

Так мы растим себя как Любовь. Бог есть Любовь, поэтому слиться с Ним можно, только став тоже Великой Любовью, Великой Душой Любви (Махатмой).

И иного варианта развития себя до Божественности, кроме рассматриваемых нами сейчас принципиальных ступеней, нет.

Самадхи

Эта ступень включает в себя высший уровень духовных достижений — от первых Самадхи до Слияния с Изна­чаль­ным Сознанием в Обители Творца.

Подготовленное работой на предыдущей ступени сознание адепта становится способным к соприкосновению с Сознанием Бога в высших эонах. Такие первые соприкосновения даруют яркую новизну блаженства, которое и обоз­на­ча­ет­ся термином Самадхи [10].

В отличие от Самадхи, Нирвана есть достаточно ус­той­чи­вое именно Слияние с Сознанием Бога с потерей ощущения локализованного “я”. Термин “Нир­ва­на” означает “полное сго­рание”, т.е. уничтожение сво­ей индивидуальности в Сли­я­нии с Богом; при этом человек, разлившись и растворившись в Нём, ощуща­ет себя Им. Это на самом деле и происходит.

В Бхагавадгите Кришна говорит и о Самадхи, и о принципиальных ступенях Нирваны: Нирвана в Брахмане (Свя­том Духе) и Нирвана в Ишваре (Тво­р­це).

Но в Индии термин “Нирвана” в своё время стали широко использовать буддисты, и затем он оказался “вы­тес­нен­ным” индуистами из Индии вме­сте с буддизмом. Вместо него индуистские шко­лы начали расширять значение термина “Са­мадхи”, добавляя к нему разные слова-приставки. Эти комплексные слова стали применяться в разных значениях разными школами, термин от этого “рас­плылся”, потерял оп­ре­де­лён­ность. Поэтому име­ет смысл вернуться к вполне чёт­кой терминологии, введенной в духовную культуру Богом в лице Кришны.

Итак, чтобы перейти от Самадхи (При­кос­но­ве­ния) к Нирване (Слиянию), надо иметь достаточно большое и сильное индивидуальное сознание, развитое пред­шес­т­ву­ю­щи­ми тренировками. К тому же оно должно быть устойчивым в Божественной утончённости.

Если эти условия соблюдены, то остаётся лишь найти вход в нужный эон, войти в него и раствориться в его Сознании методом “тотальной реципрокальнос­ти”, которому тоже надо предварительно обучиться [6]. Последнее включает в себя не только медитатив­ные навыки, но и предварительную этическую под­готовку. Она состоит во всемерном унич­то­же­нии сво­его низшего “я”, замене его “я” коллектив­ным, а затем и всеобщим “Я”, т.е. Параматманом. Только так чело­век может стать причастным к безграничной Божест­венной Силе.

“У Нас… — резервуар неисчерпаемой психической энергии!” [2:394], — говорит Бог.

Но “если изложить условия и назначения йоги, то число желающих примкнуть будет вовсе не так велико. Ужасно будет для них явление отказа от самости…” [2:451].

В связи со сказанным приведу цитату из книги К.Кас­та­не­ды “Сила безмолвия”: “…Война для воина является тотальной борьбой против индивидуального “я”, которое лишает человека его силы” (см.[10]).

Высшие эоны осваиваются практикующим последователь­но. Чтобы начать освоение оче­ред­ного эона, приходится долго, иногда годами, накапливать силу сознания, чтобы оказаться способными проникнуть в него и удержаться в нём. Это не относится лишь к тем людям, которые подошли к этим рубежам ещё в прош­лом воплощении и сохранили ещё с тех пор необходимую личную силу сознания и утончённость.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.083 с.