Семейно-брачные отношения и свадебный обряд телеутов — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Семейно-брачные отношения и свадебный обряд телеутов

2020-07-07 420
Семейно-брачные отношения и свадебный обряд телеутов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Повышенный интерес к традиционному свадебному обряду, который проявляется в последние годы у телеутов, объясняется не только потребностью в ярком, более красочном оформлении торжественного момента в жизни человека. Это выражение самосознания народа, его возрождение. Единственный обряд, который почти полностью сохранился у телеутов по сей день(из беседы с Челухоевым В.В.)

.   Рис. 62

Исследуя семейно-брачные отношения и свадебный обряд телеутского народа, можно выделить три периода этого обряда: досвадебный, собственно свадьба и послесвадебный. В свою очередь, в до свадебном периоде выявляются сватовство (куда), или мирение, сговор (яараштык). В прежние времена, как только родились дети, их родители нередко заключали между собой договор о том, что через 12-15 лет их дети должны пожениться. Обычно такие договора заключались между богатыми родителями, так как они были в состоянии делать дорогие подарки. В XIX-начале XX века чаще невеста была старше жениха. (См.Приложение Г Рис.63). Это объяснялось прежде всего экономической стороной: нужен был работник в хозяйстве. Нередко в прошлом выходили замуж и не знали за кого. Впервые невеста и жених видели друг друга на свадьбе. Всё решали родители. Были случаи, когда вопрос о женитьбе и замужестве решался родителями не только с пелёнок, а еще до рождения детей. Жениха и невесту чаще сводила родня. Сами молодые люди почти не знакомились и считалось позором для девушки пройти с юношей по улице. Весьма благоприятным местом для знакомства молодых людей в зимнее время были вечеринки (комысту). Они носили в основном развлекательный характер. В своём выборе молодые люди, как правило, ставят в известность своих родителей, советуются с ними, этот выбор обсуждается родителями, без них этот вопрос не решается, так как они будут справлять свадьбу. Эта черта по отношению к родителям подчёркивает уважение к старшему поколению, авторитет родителей. Определенного свадебного периода не существует. Свадьбу проводят тогда, когда всё готово. Поэтому после установления дня свадьбы и до её проведения проходит несколько месяцев, которые уходят на подготовку свадьбы. Чаще свадьба проходит осенью, когда убран урожай (См. Приложение Г Рис.64).        

     На ступенях развития культуры народов жёны добывались посредством похищения, в результате чего и обращение с ними было такое же, как с пленными, которых приковывали или привязывали к рабочим местам. В период матриархата после брака мужчина поселялся у жены в доме, а при патриархате он стал настаивать на том, чтобы жена поселялась в его доме. Но продолжали сохраняться матрилокальные  традиции, и родственники невесты чинили препятствие, когда муж хотел увезти к себе невесту. Тогда он стал её похищать. Так было положено начало браку умыканием. Но у телеутов были и социально-экономические причины умыкания невест. Так, высокий калым не любой жених мог уплатить, а если невесту похищали, то калым платить не нужно было, и расходы на свадьбу резко сокращались.Сохранилось воровство, мирение, калым и по сей день.

Преимущественно женились на девушках из рода своей матери, не разрешались межнациональные браки                                                                                                 [24, с. 24 ]

А руководитель сельского клуба с.Беково Челухоев В.В. опровергает эту информацию: «Никогда не было запрета на замужество другой нации, браки смешанные поощрялись. Брак мог зависеть только от нрава семьи».Нередко на пути замужества вставали и такие причины, как вражда между родами, бедностью жениха, наследственная болезнь в его семье, наличие дурных привычек. Если девушка соглашалась на умыкание, то давала кольцо или платок в задаток. Кода похищение происходит с согласия девушки, то она выходит сама в определённое время и место. Если такой договорённости нет, то стараются её вызвать на улицу каким-то обманным путём. После похищения девушку привозят в дом жениха или его родственников, знакомых и после этого она автоматически становится его женой. Если девушка была ночь в доме жениха, то считалось, что после этого она никому не нужна. Поэтому как девушка, так и её родители вынуждены были соглашаться на брак. Появившись в доме жениха (См, Приложение Г Рис.65), девушка до свадьбы не могла брать и пользоваться своими вещами из своего дома, в этот период она пользовалась вещами, принадлежащими родственникам мужа. Правда, в последние годы это требование стало нарушаться. Иногда, чтобы проснувшаяся родня не могла помешать похищению, связывали всех верёвками. Похищение не всегда было удачным. Если догоняли похитителей, то обычно их избивали кнутами, отбирали девушку и привозили домой. Для жениха считалось величайшим позором, если похищенная девушка отбиралась у него назад. Когда девушка выходит замуж по своей воле и согласия родителей, то происходит сватовство. А если путем умыкания или ухода, то сватовство заменяется мирением. На мирении женщин не бывает. Прибывшие в дом невесты представлялись, говорили с какой целью пожаловали, от чьего   имени, кто жених (См.Приложение Г Рис.66),  его родственники. Разговор вели в дружеском тоне, относясь с уважением к родителям невесты. Нередко были случаи, когда разгневанные родители девушки ругали, оскорбляли и даже выгоняли сватов. Поэтому на мирение  к родителям невесты иногда приходилось ездить несколько раз и до тех пор, пока не получали прощения и благословения, без которого нельзя было, так как родители не дадут  эмегендер. А без них считалось, что вышедшая замуж умрёт или дети у неё будут рождаться калеками. Поэтому мать жениха не принимала в дом невестку без эмегендер, которых было 12 (См.Приложение Г Рис.67). Во время мирения отец жениха предлагает отцу невесты свою трубку. Если произошёл обмен трубками, то это означало, что отец невесты простил жениха за кражу дочери (См. Приложение Г Рис.68).

Одним из главных элементов бракосочетания у телеутов в прошлом была уплата калыма. Калым, как пережиток феодализма, был своеобразной формой продажи невесты, в результате чего делал женщину рабыней в доме мужа. Нередко вокруг калыма разгорались споры. Родители невесты стремились затребовать калым побольше,  а родственники жениха наоборот. Калым был одним из серьёзных препятствий на пути к женитьбе. Его составляли не только деньги, но нередко и скот, и прежде всего, лошади и овцы. У бачатских телеутов в прошлом в калым так же,  кроме денег, входил и скот.  

У телеутов не всегда воруют невест. Имеет место и сватовство. Нередко сватовство начиналось сговором родителей, особенно при малолетних детях. Сватать идут или едут в любой день, кроме среды и пятницы. Обычно сватать идут близкие родственники жениха. Войдя в дом, сваты не сразу говорили о цели прихода, а начинали свой разговор на посторонние темы: об урожае, о погоде. Обычно сватов приглашают пить чай. В ходе беседы отец невесты спрашивает гостей о цели визита. Сват говорит, пришли скрепить родство с вами и задаёт отцу невесты вопрос: «Будем ли пить вино?» Отец девушки на этот вопрос отвечает: «Посоветуюсь с роднёй». Родня обычно на это отвечает так: «Как ты, так и мы». С разрешением отца невесты сваты выкладывают на стол из арчмака (сумка) продукты, подарки, ставят вино. Если угощения принимались роднёй невесты, то это означало их согласие. Сваты первую рюмку, которая называется «вином девушки», брызгали, обращаясь к Ульгеню, а затем на южную сторону дома, так как на юг уходят все духи. После этого брызгают в сторону зыбки и читают молитву богине Умай – покровительнице детей. Повернувшись к печке, обращаются к матери огня - От Эне и брызгают в сторону печки. Потом поворачиваются к двери и брызгают злым духам, задабривая их; кропят эмегендером – кровным прародительницам женщин; кропят во все четыре угла дома и желают добра и счастья, много детей и благополучия в семье и хозяйстве. После сватовства девушка уходит в дом жениха. После того, как договорились о содержании и сумме калыма, один из трёх сватов отправляется к жениху, чтобы сообщить ему требования стороны и собрать деньги на калым. Второй идет на яраштык к родственникам в другие селения, а третий остаётся в доме невесты в «залог» до привоза калыма и жениха. В это время в доме жениха его родственницы наряжают невесту. Снимают с нее пууш (серьги) с тремя косичками и отдают младшим сёстрам или девочкам из близкой родни. Родственники жениха расплетали девичью косу и заплетали в две женские, связывая их ленточкой или цепочкой, в центре которой привязывали тану (монета с отверстием, украшение). Косу с таной сначала укладывают под платье на грудь, а на свадьбе перекидывают на спину вместе с таной - знаком замужней женщины. Наряжают невесту в национальную свадебную одежду (См.Приложение Г Рис.69).

Свадьба начинается в доме невесты. Рано утром жених, невеста, родственники жениха и его друзья отправляются к родителям невесты, чтобы пригласить всех на свадьбу (той) в дом жениха. У телеутов было принято в честь жениха и невесты делать жертвоприношение. По приезду жених входит в дом с невестой и просит у её родителей благословения (алкым  сое). К этому времени уже был принесён в жертву баран, во дворе устроено куре (лавочки, мужское место для гуляния на свадьбе). В кура с очагом против входа садится главный сват, направо от входа располагаются гости женщины, а налево – мужчины по старшинству. Каждому из них сват преподносил в чашке вино и предлагал закусить мясом. Раньше перед тем, как гости садятся у невесты в кура, кормили кукол вином, а затем вручали их невесте. После этого мать невесты открывала сундук (См. Приложение Г Рис.70) и начинала дарить родственницам жениха платья, платки, а родственникам – рубахи, костюмы (См.Приложение Г Рис.71).   И чем ближе родственники, тем дороже подарки. Заканчивается кура, начинается пиршество. Родственные связи у телеутов очень прочные и поддерживаются до сих пор. Телеутская свадьба щедро сопровождается песнями. Если какая сторона на свадьбе пассивна, то другая вызывает её на веселье песней (См.Приложение Г Рис.72). После кура у невесты жених уезжает со своей роднёй домой, чтобы готовиться к встрече невесты и гостями. Родня невесты готовит приданое для отправки к жениху, его везут на свадебном поезде (См.Приложение Г Рис.73).  По пути к жениху свадебный поезд трижды останавливается, и соответствующие люди произносят молитву степному или горному духу и привязывают ленточки на берёзки или тальник. Мужчины пьют вино, а женщины обрызгивают им вокруг себя, задабривая злых духов. На протяжении всей дороги, какая бы она длинной не была, поют песни и кусочками пищи, бросая их, задабривают злых духов. В свадебном обряде большое внимание уделяется поклонению духам, задабриванию их. Хотя кама на свадьбе не бывает, но в поклонении духам участвуют многие.

На свадьбе в доме жениха совершается и такой обряд. Жених и невеста берут за края с кровати покрывало, в центре которого изображены две фигурки разнополых животных. Набрасывают его на плечи, давая тем самым друг другу клятву в любви и верности. С покрывалом жених и невеста три раза бегут к сомо и кланяются (См.Приложение Г Рис.74).  

Для телеутов сомо – это фактически то, что для православных иконы. Обычно сомо состоит из 5-6 берёзок и у каждой своё название и свой дух. Последняя берёзка стоит чуть-  чуть в стороне от других и называется «вдовьей». Именно к ней привязан туесок с поджаренными отрубями или мукой, зерном, как знак особого уважения. Дело в том, что вдовья берёзка считается злой, поэтому перед ней  люди испытывают чувство повышенного страха, особенно старается её задобрить, поклониться ей во время свадьбы невеста во избежание вдовьей участи. Обязательно к сомо на поклон идёт жених. Ему наливают в деревянную миску суп из барана, которого в честь молодых как жертвоприношение зарезали до восхода солнца и уже сварили. С этим супом он бежит к сомо, где уважаемый человек деревянной ложкой обрызгивает сомо, задабривая тем самым злых духов. Жених трижды кланяется сомо. В это время присутствующий здесь мужчина произносит молитву, в которой содержится просьба к божествам обеспечить молодым счастливую жизнь (См.Приложение Г Рис.75).  

На телеутской свадьбе отдельно накрываются столы для женщин и для мужчин. Зимой они находятся в разных комнатах или домах, а летом могут быть или по разные стороны дома или даже в разных дворах.

Существовали и различного рода запреты: жена в доме мужа не имела права ходить босиком, с непокрытой головой в присутствии деверя, свёкра. Это считалось неприличным. Строго соблюдались и веками закреплённые правовые обычаи. Если уходил от жены муж и не было у них детей, то он брал половину имущества. Дети при разводе оставались при матери и в этом случае уходящий муж не имел права на имущество.

Таким образом, свадебный обряд телеутов является важным источником изучения древних верований. Он даёт большой материал о религиозно-магической символике: эмегендер, сомо, священное дерево берёза, священное животное, красный и белый цвет, магия нечётных чисел.

Известно, что красный цвет - это цвет востока, цвет восходящего солнца, которое служило символом жизни и бессмертия. Наряду с этим в обряде значительное место занимает магия нечётных чисел 3, 7, 9: три мужчины с женихом, три женщины с невестой трижды бегут к сомо, три глиняных горшочка с тремя берёзками (См.Приложение Г Рис.76), побывать в трёх домах родственников жениха, невесты, на воротнике свадебного платья 7- 9 квадратиков, а на манжетке 9 прямоугольников.

Важное значение в свадебном обряде придаётся охранительной магии. Она находит отражение в обрядовых действиях с кожого (покрывалом), обрызгиванием сомо. Все эти и другие магические действия направлены на то, чтобы обеспечить продолжение рода, благополучия в семье, хорошие взаимоотношения супругов, много детей. К этому же культу имеет отношение и очистительный характер костра в куре жениха и невесты. Другая группа магических обрядов направлена на отвращение злых козней, сглаза. Этому служит кормление эмегендер саламатом, вином, обрызгивание сомо парным молоком с целью задабривания злых духов. Свадебный ритуал был призван охранять молодых от «злых духов», обеспечивать им высокую деторождаемость, плодовитость скота, благополучие в семье и достаток в хозяйстве. Кроме того, свадебный ритуал - это подлинная драма, в которой роль каждого участника до мельчайших деталей регламентирована веками установленными обычаями, традициями.

Свадебный обряд тесно связан с социально-экономическими условиями жизни народа. Постоянно развиваясь и изменяясь, он осуществляет связь времён, исторического прошлого с современностью, обеспечивая преемственность поколений в этом аспекте культуры народов. Свадьба - это один из древних, сложных и интересных культовых обрядов. Главная цель свадебного ритуала - заключение брака.

Телеутский свадебный ритуал в наше время - это не пиршество брачующихся, а праздник большого коллектива – всей родни невесты и жениха, а нередко и всей деревни.

Погребальный обряд телеутов

В настоящее время телеуты причину смерти не связывают с религией, волей божьей, судьбой и т.п., а видят в этом естественное объективное явление, вызванное различными обстоятельствами: длительная и тяжёлая болезнь, старость, несчастный случай. В прошлом причину смерти видели в том, что человек не задобрил злых духов или он нужен богу и тот его забрал в услужение. Хотя и в наше время можно услышать, что человеку всё заранее определено судьбой. Редко кто может дать объяснение, что такое смерть, но все знают, что “рай” – это хорошо, а “ад” – плохо.

По преданию, после смерти человека его душа уходит в загробный мир, а его тело остаётся в земле. Душа представлялась как нечто самостоятельное, отделённое от тела покойника (См.Приложение Д Рис.77). Человек умирает, а душа продолжает жить и в большинстве случаев относится враждебно к живым. Поэтому в прошлом нередко покойника выносили не через дверь, а делали другие отверстия в юрте, чтобы душа не нашла дороги назад в юрту. С этой же целью на могиле забивали кол или клали камень, стремясь этим запереть душу покойника в могиле, не дать ей выйти. Для этого же на могиле строили дом, чтобы она в нём жила и не стремилась возвращаться назад (См.Приложение Д Рис.78). Своё горе по умершему телеуты выражали по-разному. Его оплакивали родственники, друзья, знакомые, соседи. Оплакивание носило ритуальный характер. “Сыгыт” – это название плача-причитания по умершему у бачатских телеутов. Сыгыт начинали, как только человек умер и его положили в гроб. Оплакивание продолжалось всю ночь и до похорон. Если умирал муж, то жена садилась у гроба ближе к голове покойника и плакала, не отходя от гроба всю ночь до похорон. Если умирала жена, то муж надевал шапку, садился у изголовья умершей и оплакивал её. Безнадёжно больного человека не оплакивали до наступления смерти. Наоборот, в доме, где находится больной, не разрешалось говорить о смерти. Больного всячески старались успокоить и внушить ему уверенность в том, что он вылечится и будет жить. В то же время у телеутов Байского (богатого) уезда не любили больных и редко проявляли к ним сострадание. Заболевшему клали пищу и оставляли его на произвол судьбы, удаляясь от него со всем семейством и скотом на другое место. Затем время от времени навещали больного, чтобы узнать, жив ли он и в каком находится состоянии. Некоторые из более богатых приглашали к больному шамана.

Если кто-либо умирал, то о его смерти оповещали всех родственников, живущих в различных улусах, через путников или посылая для этой цели специальных гонцов на лошадях. В таких случаях чаще гонцами были мужчины. С собой они всегда брали пищу и вино. При переезде через речку бросали в неё кусочки пищи. Во время остановок пили вино, а часть его разбрызгивали по сторонам, задабривая таким образом злых духов, чтобы они помогли добраться до цели благополучно. Если разжигали костёр, то и в огонь бросали кусочки пищи для злых духов.

У телеутов существует обычай, по которому считается грех приходить кому бы то ни было в дом, где покойник, без вина и гостинца. Входя в дом умершего, прежде всего снимают головной убор, ставят вино на стол и пьют вместе с родными, находящимися у гроба. Как только сумка наполнится гостинцами, которая находилась в доме покойника, её содержимое выкладывается на стол. Обычно сумка наполняется несколько раз. Этот обычай объясняется тем, что родственники и другие люди, принося гостинцы умершему, передают с ним часть их своим родственникам, которые когда-то умерли.

Умершего человека обмывали в день смерти, этот обряд смывал грехи покойника, чтобы он предстал перед богом чистым в нравственном отношении. В гроб кладут различные гостинцы, туесок с топлёным коровьим маслом, а курящим - трубку, табак и спички. Обязательно всем клали деревянные выщербленные чашку и ложку. Считалось, если человек умер, то посуда его должна быть мёртвой  и что дух покойника в этом случае не вернётся. И в тоже время считалось, что человек и в загробном мире будет жить и работать. А поэтому ему нужна пища и одежда на различные времена года. В гроб покойника клали орудия труда – лопату, топор. По этой же причине умершей женщине для удобства при работе платок завязывают на затылке.

Существовал в прошлом обычай, связанный со смертью мужчины. Когда он умирал, то его любимую лошадь привязывали к переднему углу дома, где лежал покойник. За конём ухаживали сорок дней. Лошадь кормили лучшим овсом, поили водой, чистили и мыли. Каждое утро её водили на кладбище к могиле хозяина, на ночь снова привязывали у переднего угла дома хозяина. После сорока дней параллельно с могилой хозяина выкапывали яму и опускали в неё живого, снаряженного в сбрую коня. Его ударяли топором по холке и ещё живого засыпали землей. Этот обычай означал, что хозяин забирает своего любимого коня для того, чтобы он служил ему и в потустороннем мире, где человек, якобы, продолжает жить. Затем не стали убивать лошадь, а продавали, но обязательно в другое селение, так как в своём она уже не могла оставаться рабочей. Когда умирала женщина, то её одевали в два-три лучших национальных платья, которые она обычно сама выбирала перед смертью или те, что были её любимыми. Одно из них служило в качестве нижнего белья, которого в прошлом не было. Летом на платья надевали тёмный телен (летний халат), а зимой шубу. Косы связывали и укладывали за спиной. Все украшения снимали, срезали и все серебрянные пуговицы с платья, кроме верхней. Во время похорон в доме, где лежит покойник, зажигают свечу или другие предметы, издающие дым, чем выкуривают дух покойника, чтобы беда не пришла в дом.

В похоронах покойника принимал участие и кам. Он производит камлание у сомо вином, прося прощения всех грехов покойного и обеспечивая ему место на небе (См.Приложение Д Рис.79). 

 Считалось, что если кому приснится, что покойник взял у него или его родственников какое-то украшение, то он может забрать и его душу, т.е., ему грозила смерть. В этом случае необходимо было пригласить шамана, чтобы он задобрил бога и оставил душу в покое. Но для этого требовалась жертва богу в виде какого-то животного. 

Изучая этот обряд, необходимо уделить внимание похоронной процессии. Впереди идёт мужчина с топором, за ним идёт другой - несёт крест, затем несут крышку от гроба и гроб (См.Приложение Д Рис.80 и 81). Когда возвращаются с кладбища домой, то впереди снова идёт мужчина с топором. Считается, что топор является орудием охраны от злых духов покойника и оставшихся в живых его родственников.

У телеутов существует обычай вином заливать горе: как только узнают о смерти дорогого им человека, сразу начинают пить вино. Траур по умершему продолжается год. Мужчины во время траура ходят в головных уборах и нигде их не снимают. Женщины надевают одежду тёмных тонов, черный платок (См.Приложение Д Рис.82). Жене, носящий траур, через семь месяцев на могиле мужа заплетали косы, надевали серьги, кольца, воротник на платье и другие украшения. Через год вдова и вдовец могли выходить замуж, жениться. Но вдовцы часто женились до года.

Возвращаясь с кладбища домой после похорон, старались идти другой дорогой, различными тропинками, запутывая следы, чтобы душа умершего не нашла обратно дорогу. В свой двор заходили не через калитку, а где-нибудь в стороне перелазили через ограду. После похорон в доме покойника зажигали лучину и окуривали все углы и присутствующих. Первые поминки устраивали в доме умершего после похорон. Вторые - на седьмой день после смерти, третьи - на сороковой день. Затем через семь месяцев и ежегодно в день смерти.

Рис. 83 Поминки

До сих пор у телеутов сохранились элементы культа огня. Особенно ярко они проявляются во время погребального обряда. Так, когда копают могилу, то с восточной стороны зажигают костёр, и он горит до тех пор, пока не выкопают могилу. Огонь выступает в роли очищающего средства от всего плохого (См.Приложение Д Рис.84). В день поминок возле могилы зажигают два костра: у головы и у ног покойника. На западе огонь для мёртвых, а на востоке - для живых. По преданию считается, что в это время живые встречаются с мёртвыми. На огне жгут жир, кости, остатки мяса, хлеба, другой пищи. Считается, что запах пищи проникает к покойнику в могилу и этим он и злые духи насытятся и будут задобрены (См.Приложение Д Рис.85).             

Существовал у телеутов и такой обычай: перед смертью в устной форме завещали, кому из близких родственников какую вещь подарить. Текста завещания не составляли. В день поминок приносили на кладбище вещи покойного, которые не раздали родственникам, а бросали вещи через костёр, тех, кто должен брать их, приглашали заранее, раздавая вещи покойного, тем самым преследовали две цели: оказать помощь нуждающимся и чтобы они чаще вспоминали умершего.

На телеутском кладбище не было принято сажать деревья и цветы, так как считали, что в этом случае вымрет весь род.

Со слов Челухоева В.В. обряд захоронения утрачен полностью.

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.