Чем объясняется актуальность теории Л.С. Выготского о сложной структуре аномального развития? — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Чем объясняется актуальность теории Л.С. Выготского о сложной структуре аномального развития?

2020-07-07 345
Чем объясняется актуальность теории Л.С. Выготского о сложной структуре аномального развития? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Согласно положению Л.С.Выготского, наличие дефекта какого-то одного анализатора или интеллектуального нарушения вызывает не только изолированное выпадение одной функции, но и приводит к ряду взаимосвязанных отклонений, в результате чего складывается целостная картина атипичного, своеобразного развития. Сложность структуры аномального развития заключается в наличии первичного дефекта, обусловленного биологическими факторами, и вторичных отклонений, сформировавшихся как следствие первичного.

 

 

Дайте определение комплексного (сложного) нарушения развития.

К сложным (комплексным) нарушениям относятся такие, которые представлены несколькими первичными нарушениями, каждое из которых, будучи взятым отдельно, определило бы характер и структуру аномального развития; все составные элементы комплексного нарушения находятся во взаимодействии и имеют отрицательный кумулятивный эффект.

 

Назовите причины, вызывающие комплексные нарушения в развитии.

Причинами комплексных нарушений могут стать:

o хронические соматические заболевания матери (диабет, заболевания щитовидной железы, тяжелое нарушение сердечной деятельности и др.).

o факторы генетического происхождения, различные заболевания, наследственные синдромы (синдром Маршалла, синдром Ушера, синдром Альпорта, синдром Лоу и др.).

o глубокая недоношенность.

 

Что такое «осложненный дефект»?

Дети, имеющие одно существенное психофизическое нарушение (ведущее) и сопутствующее ему другое нарушение, выраженное в слабой степени, но заметно отягощающее ход развития: умственно отсталые дети с небольшим снижением слуха.

 

2.Конспект лекции:

Тема: Педагогические технологии воспитания и обучения детей с бисенсорными нарушениями (слуха и зрения)

Дошкольное воспитание и обучение слепоглухого ребенка.

Основная задача в группах младшего дошкольного возраста — включение каждого ребенка в стабильный режим. Выполнение режимных моментов при совместной деятельности воспитателя и воспитанника позволяет осуществлять триединый процесс: формирование навыков самообслуживания, элементов человеческой психики и специальных средств общения — естественных жестов.

Самообслуживание — самая благодатная деятельность для формирования первоначальных психофизических новообразований, так как оно связано с удовлетворением органических нужд ребенка и требует систематичности и повседневности.

Совместная деятельность предполагает сотрудничество двух сторон — воспитателя и воспитанника. При этом действия ребенка в начале сотрудничества неосознанны.

Начало формы

В совместной деятельности у ребенка формируются образы предметов и действий, посредством которых систематически удовлетворяются его органические нужды.

Первоначальное обучение слепоглухонемых детей иногда по праву называют очеловечиванием. Это наиболее уникальная и специфичная область в тифлосурдопедагогике.

Прежде всего сюда относится формирование образов.

Формирование образов у слепоглухонемого ребенка происходит в совместной с воспитателем практической деятельности.

Знакомство слепоглухонемого ребенка с каждым предметом обихода должно быть детальным и всесторонним.

Таким образом, можно выработать у слепоглухонемого ребенка сигнальность восприятия предметов и явлений окружающего мира, чтобы одним прикосновением к предмету можно было узнать его.

Виды и организации коллективной деятельности слепоглухих детей.

Общественно полезный труд охватывает разные стороны жизни воспитанников и преследует цели обслуживания не только отдельных групп, но коллектива в целом. К общественно полезному труду слепоглухонемых детей начинают приучать после того, как они освоят лексику, необходимую для обыденного общения в рамках индивидуального и коллективного самообслуживания.

В основе общественно полезного труда слепоглухонемых лежат следующие принципы:

1) коллективизм, взаимопомощь и сотрудничество;

2) повседневность и систематичность;

3) развитие активности, инициативы и самостоятельности в труде;

4) постепенность в приобщении к труду, развитие интересов и склонностей слепоглухонемых воспитанников в труде;

5) организация многопланового труда для слепоглухонемых;

Тотально слепоглухонемому ребенку доступны многие операции по общественно полезному труду, но не всегда он может самостоятельно закончить ту или иную операцию. В таких случаях опираются на взаимопомощь детей, дифференцируя эту взаимопомощь по характеру и степени дефектов.

Практика показывает, что в среде слепоглухонемых воспитанников еще в период коллективного самообслуживания стихийно формируются отношения бытовой взаимопомощи. Эти отношения с течением времени крепнут и обращаются в прочную дружбу, взаимопомощь и поддержку в различных жизненных ситуациях. Такие отношения следует всячески поддерживать, рассматривая их как зародыш будущих трудовых коллективов. Однако воспитатель должен постоянно держать в поле зрения жизнь этих объединений и устранять возможность возобладания в них негативных тенденций.

Некоторым приемам взаимопомощи и сотрудничества слепоглухонемых детей обучают специально. При этом составляют пары или группы систематически сотрудничающих детей.

Общественно полезный труд — это труд бескорыстный. В сфере общественно полезного труда происходит разрыв между трудовыми усилиями и подкреплением: такого разрыва не было при индивидуальном и коллективном самообслуживании. Поэтому общественно полезный труд должен быть систематическим. Иначе нельзя добиться успешного формирования трудовых навыков, а главное, инициативы и самостоятельности в труде. Только через систематичность и повседневность общественно полезного труда в коллективе можно выработать у слепоглухонемого ребенка устойчивую привычку к труду и обратить ее в человеческую потребность.

Тотально слепоглухонемой ребенок не всегда может наблюдать за проявлением активности окружающих, не знает о существовании стимулов, побуждающих их к активности. Поэтому слепоглухонемого ребенка специально обучают активности в бытовом труде. Ребенок поел — его привлекают к уборке посуды со стола. Пользуясь одеждой, он всегда должен содержать ее в порядке, вешать или складывать в определенное место. Слепоглухонемой ребенок постоянно находится в системе поручений, заполняющих весь его день.

Большое значение в общем укреплении здоровья детей и их трудоспособности имеет строгое соблюдение режима дня и регулярное проведение дней здоровья.

Эстетическое воспитание.

Слепоглухонемому доступен мир человеческих переживаний, их внешнее проявление во взаимоотношении с ним окружающих людей. Слепоглухонемой может осязательно воспринимать свежую траву, листья деревьев и цветы. Обоняние помогает этому восприятию, его эмоциональной окраске.

С помощью осязания слепоглухонемые могут воспринимать скульптуру, тонко улавливать настроение, запечатленное автором в мимике, позах скульптурных произведений.

Широкие возможности для проникновения в мир прекрасного предоставляет слепоглухонемому художественная литература.

Когда мы говорим о музыке, то предполагаем царство звуков, их гармонию и совсем забываем, что музыка — это и вибрация воздуха, возникающая при звучании инструмента, вибрация самого инструмента, пола, на котором он стоит

Эстетика человеческих телодвижений также доступна слепоглухонемым.

Из сказанного ясно, что область прекрасного многоаспектна для слепоглухонемых детей. Искусство формирует эмоциональный строй души, придает трудовому воспитанию творческую одухотворенность.

Отсутствие эстетических переживаний — причина душевной черствости, лени, общей апатии.Начало формы

Конец формы

Физическое воспитание.

Физическое воспитание слепоглухонемых детей — непременное условие их гармонического развития. Вместе с тем это одна из сложнейших проблем тифлосурдопедагогики.

Физическое воспитание слепоглухонемых начинается в дошкольный период с преодоления боязни передвижения, с развития самостоятельной ориентировки и формирования двигательных навыков.

Физическое воспитание слепоглухонемых детей — не только средство улучшения их соматического состояния, укрепления мышечной системы, но и средство компенсации и коррекции множественного дефекта.

Для регулярных уроков физкультуры составляется специальная программа, учитывающая не только физические особенности слепоглухонемых, медицинские рекомендации, но и уровень языкового развития учащихся, с тем чтобы им можно было объяснить характер и назначение каждого упражнения, довести до сознания его пользу.

Физическое воспитание в единстве с трудовым, нравственным, эстетическим — одна из важнейших задач воспитания детей.

Нравственное воспитание.

Необходимость специально организованного морально-этического воспитания слепоглухонемых связана с тем, что отсутствие каналов информации о поведении окружающих людей не позволяет детям усваивать самостоятельно по подражанию морально-этические нормы.

Нравственность слепоглухонемого ребенка должна иметь прочную основу. Этой основой является коллективный труд, долг по отношению к коллективу и обществу в целом.

Трудовые отношения сотрудничества и взаимопомощи создают благоприятную почву для морально-этического воспитания.

Необходимо вырабатывать у слепоглухонемых принятую в обществе манеру отношений между людьми, развивать в детях общительность, приветливость и дружелюбие к окружающим. Каждому слепоглухонемому должно быть присуще чувство человеческого достоинства.

Один из важнейших факторов нравственного воспитания слепоглухонемых — ознакомление их с жизнью и деятельностью замечательных людей, имеющих различные дефекты и стойко их преодолевающих.

Умственное воспитание.

Определяющая особенность всего учебно-воспитательного процесса состоит в его практической направленности. В содержание обучения в первую очередь входят знания, умения и навыки, необходимые для практической жизни.

Чрезвычайно важным в обучении слепоглухонемого ребенка является овладение им средствами общения.

Следующий (за жестами) этап усвоения средств общения — формирование у ребенка словесной речи.

Обучение словесному языку начинается не с букв, а со слов, и не просто со слов, а со слов в системе связного смыслового текста. Смысловым контекстом первых слов являются жесты. Первые дактильные слова включены в рассказ, осуществляемый средствами мимики. Тут слова выступают на правах жестов.

Лишь после усвоения нескольких десятков слов, обозначающих конкретные предметы, ребенку дается дактильный алфавит, которым практически он уже владеет. После дактильного алфавита ребенку можно дать любое слово, соотнеся его с соответствующим жестом и предметом.

После прочного заучивания дактильного алфавита ребенку дается точечное (брайлевское) обозначение букв. Каждая брайлевская буква связывается с уже известным ребенку пальцевым обозначением буквы.

 

Ответы на контрольные вопросы:


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.