Программа коррекционной работы — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Программа коррекционной работы

2020-07-07 83
Программа коррекционной работы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Для обучающихся с нарушениями слуха

(первый год обучения в основной школе)

(вариант 1/2.1.)

Пояснительная записка

Программа коррекционной работы (ПКР) является неотъемлемым структурным компонентом адаптированной основной образовательной программы основного общего образования (АООП ООО) глухих обучающихся, учитывающей их особые образовательные потребности.

Влияние тяжелого нарушения слуха на психофизическое развитие глухих обучающихся (в том числе, овладение ими словесной речью), формирование личности, социальную адаптацию, предполагает обязательную реализацию ПКР в ходе всего образовательного процесса в системе учебной и внеурочной деятельности при создании специальных условий обучения на основе индивидуально-дифференцированного подхода.

При проектировании ПКР учитывается, что в учебном плане в процессе внеурочной деятельности (недельная нагрузка – 10 часов на каждого обучающегося) как неотъемлемой части образовательно-коррекционного процесса, предусмотрены обязательные специальные коррекционно-развивающие занятия - «Развитие восприятия и воспроизведения устной речи» (два часа в неделю на каждого обучающегося) и «Образовательно-реабилитационные занятия» (два часа в неделю на каждого обучающегося).

Время, отведённое на внеурочную деятельность, в том числе, на специальные коррекционно-развивающие занятия, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объёмов финансирования, направляемых на реализацию адаптированной основной образовательной программы.

При проектировании данных занятий учитываются рекомендация ПМПК и ИПР каждого обучающегося, его индивидуальные особенности, выявляемые в процессе комплексного психолого-педагогического обследования на начало обучения на ступени основного общего образования, результаты систематического мониторинга достижения планируемых результатов образования. Виды специальных (коррекционно-развивающих) занятий могут быть дополнены образовательной организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей каждого обучающегося на основании рекомендаций ПМПК и ИПР.

ПКР уровня основного общего образования непрерывна и преемственна с другими уровнями образования (начальным, средним), учитывает региональную специфику и возможности образовательной организации.

Программа коррекционной работы разрабатывается на период получения основного общего образования и включает следующие разделы: целевой, содержательный, организационный.

В целевом разделе определяются:

цель и задачи реализации ПКР

принципы реализации ПКР,

планируемые результаты коррекционной работы.

В содержательном разделе представлены:

направления коррекционно - развивающей работы;

содержание работы по каждому направлению, включая требования к разработке и реализации Индивидуального плана коррекционно-развивающей работы (ИПКР) каждого обучающегося, к разработке и реализации рабочих программ  специальных коррекционно-развивающих занятий «Развитие восприятия и воспроизведения устной речи» и «Образовательно-реабилитационные занятия» (в соответствии с Индивидуальным планом коррекционно-развивающей работы обучающегося).

Организационный раздел содержит описание системы комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки глухих обучающихся.

Целевой раздел

Цель Программы коррекционной работы [13]- определение комплексной системы психолого-медико-педагогической и социальной помощи глухим обучающимся для успешного освоения адаптированной основной образовательной программы на основе компенсации первичных нарушений и пропедевтики производных отклонений в развитии, активизации ресурсов социально-психологической адаптации личности ребенка.

Задачи Программы коррекционной работы [14]:

выявление индивидуальных особенностей глухих обучающихся в ходе комплексного психолого – педагогического обследования;

определение оптимальных специальных условий для получения основного общего образования на основе адаптированной основной образовательной программы в соответствии с особыми образовательными потребностями и индивидуальными особенностями глухих обучающихся (с учетом рекомендациями ПМПК, ИПР, психолого-педагогического консилиума (ППк) образовательной организации);

разработка и реализация Индивидуального плана коррекционно-развивающей работы каждого обучающегося с учетом рекомендаций ПМПК и ИПР, а также а также ППк по результатам комплексного психолого-педагогического обследования;

оказание психолого-педагогической помощи в процессе формирования личностных качеств, жизненных компетенций глухих обучающихся с учетом выявленных индивидуальных особенностей;

выявление трудностей обучающихся и оказание специализированной психолого-педагогической помощи в развитии словесной речи в устной и письменной формах (при использовании в качестве вспомогательных средств дактилологии и жестовой речи), устной коммуникации (включая, восприятие и воспроизведение устной речи), речевого поведения, а также смыслового чтения текстов разных видов, жанров, стилей с целью решения учебно-познавательных задач, осуществлении анализа требуемого содержания, представленного в письменном источнике, устном высказывании и др., в определении и исправлении специфических ошибок (аграмматизмов) в письменной и устной речи;

выявление трудностей обучающихся и оказание специализированной психолого – педагогической помощи в овладении универсальными учебными действиями (личностными, познавательными, коммуникативными, регулятивными) в учебно-познавательной и социальной практике, а также в достижении предметных результатов;

 разработка и реализация индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих занятий в системе внеурочной деятельности с учетом особенностей и возможностей развития обучающихся, в том числе, в овладении восприятием и воспроизведением устной речи, в достижении планируемых результатов основного общего образования в целом;

выявление у обучающихся особых способностей (одаренности) в определенных видах учебной и внеурочной деятельности; создание условий, способствующих наиболее полноценному их развитию.

разработка и реализация комплексной системы мероприятий по социальной адаптации и профессиональной ориентации обучающихся;

обеспечение сетевого взаимодействия специалистов разного профиля в процессе комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся;

осуществление информационно-просветительской и консультативной работы с родителями (законными представителями) обучающихся.

Принципы проектирования и реализации Программы коррекционно – развивающей работы включают:

принцип системности, базирующийся на единстве процессов диагностики, обучения и коррекции нарушений развития глухих обучающихся,

комплексный психолого-медико-педагогический характер сопровождения каждого обучающегося при взаимодействии всех специалистов образовательной организации (сурдопедагогов, учителей – предметников, педагога – психолога и социального педагога, воспитателей, тьюторов, врачей и др.) и родителей (законных представителей), при необходимости, при привлечении специалистов других организаций, в том числе, здравоохранения и социальной защиты (на основе сетевого взаимодействия);

соблюдение интересов глухих обучающихся в качественном образовании, наиболее полноценном личностном развитии;

обеспечение подготовленности обучающихся к адаптации и интеграции в обществе на основе реализации принятых социокультурных норм и правил, в том числе, развитие жизненных компетенций при межличностном взаимодействии в разных видах деятельности (в образовательной организации, семье и в широком социуме) со сверстниками, детьми разного возраста и взрослыми, включая лиц с нарушениями слуха и слышащих людей, при использовании средств общения (словесной или жестовой речи) с учетом коммуникативной ситуации, достижения взаимного понимания партнерами;

создание в образовательной организации условий, учитывающих особые образовательные потребности глухих обучающихся, в том числе, в овладении словесной речью (в устной и письменной формах) при организации специально педагогически созданной слухоречевой среды, предполагающей, приоритетное использование в образовательном процессе словесной речи (устной и письменной) при применении специальных методов и приемов обучения, способствующих качественному освоению образовательной программы, современных образовательных средств, использовании в образовательном процессе в качестве вспомогательных средств дактильной и жестовой речи, постоянном пользовании детьми индивидуальными слуховыми аппаратами, а также электроакустической аппаратурой коллективного пользования с учетом медицинских и сурдопедагогических рекомендаций, максимальное обогащение речевой практики обучающихся, в том числе, со слышащими детьми и взрослыми.

активизация развития учебно-познавательной деятельности, самостоятельности обучающихся при решении учебных и жизненных задач, расширение их познавательных интересов;

учёт психологических и социальных факторов в формировании личности; содействие созданию комфортной психологической и социальной ситуации развития и обучения в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями каждого обучающегося, его особыми образовательными потребностями; приобщение детей к здоровому образу жизни.

Планируемые результаты коррекционной работы.

Раздел «Планируемые результаты реализации Программы коррекционной работы» включает:

описание достижения каждым обучающимся сформированности конкретных качеств личности, жизненных компетенций, способности к социальной адаптации и интеграции в обществе; овладение универсальными учебными действиями (личностными. познавательными, коммуникативными, регулятивными); достижение планируемых предметных результатов; достижение планируемых результатов специальных коррекционно-развивающих занятий по Программе коррекционной работы «Развитие восприятия и воспроизведения устной речи» и «Образовательно-реабилитационных занятий»; кроме этого, описываются результаты ПКР с обучающимися, имеющими особые способности (одаренность) в определенных видах учебной и внеурочной деятельности[15];

анализ достигнутых результатов, выводы и рекомендации для дальнейшего обучения.

Планируемые результаты коррекционной работы носят индивидуально - дифференцированный характер. Достижения каждого обучающегося рассматриваются с учетом его предыдущих индивидуальных достижений, а не в сравнении с достижениями других обучающихся класса.

Промежуточная аттестация достижения обучающимися 5 -ых классов планируемых результатов Программы коррекционной работы предполагает проведение:

комплексного психолого-педагогического обследования обучающихся при переходе на ступень основного общего образования (в начале учебного года) или при поступлении в образовательную организацию, а также не реже одного раза в полугодие[16];

систематических педагогических наблюдений (в учебной и внеурочной деятельности);

мониторинга социальной ситуации и условий семейного воспитания (проводится при переходе на ступень основного общего образования (в начале учебного года) или при поступлении в образовательную организацию, а также не реже одного раза в полугодие);

изучения мнения о социокультурном развитии обучающихся педагогических работников, родителей (их законных представителей), общественности (проводится при переходе на ступень основного общего образования (в начале учебного года или при поступлении в образовательную организацию, а также не реже одного раза в полугодие).

Изучение достижения каждым обучающимся планируемых результатов Программы коррекционной работы проводится следующими педагогическими работниками: педагогом - психологом, социальным педагогом, учителем – дефектологом (сурдопедагогом), учителями – предметниками, классными руководителями, воспитателями и др.

В процессе изучения результатов ПКР используются современные диагностические методики и материалы мониторинга, разрабатываемые каждым педагогическим работником образовательной организации в соответствии с его функциональными обязанностями, а также портфолио достижений обучающегося.

При оценивании результатов коррекционной работы используется накопительная оценка (на основе текущих оценок) собственных достижений ребенка, оценка на основе его портфолио достижений, а также оценка в соответствии с критериями, определенными в каждой методике психолого-педагогического обследования.

Решение о достижении обучающимися планируемых результатов Программы коррекционной работы принимает психолого-педагогических консилиум образовательной организации на основе анализа материалов комплексного изучения каждого обучающегося, разрабатывает рекомендации для дальнейшего обучения.

Содержательный раздел

Направления Программы коррекционной работы включают: 

диагностическое,

коррекционно-развивающее,

консультативное,

информационно-просветительское.

Эти направления раскрываются содержательно в разных организационных формах деятельности образовательной организации.

Содержание Программы коррекционной работы определяются с учетом рекомендаций ПМПК, ИПР каждого обучающегося на основе решения психолого-педагогического консилиума образовательной организации, базирующегося на результатах комплексного психолого-педагогического обследования детей.

Содержание психолого-педагогического сопровождения обучающихся в соответствии с направлениями Программы коррекционной работы включает:

Диагностическое направление:

проведение комплексного психолого-педагогического обследования обучающихся при переходе на ступень основного общего образования (в начале обучения в 1 год обучения в основной школе) или при поступлении в образовательную организацию с целью выявления их особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей;

проведение систематического мониторинга (текущий и промежуточный контроль) достижения обучающимися планируемых результатов освоения образовательной программы, в том числе, ПКР;

проведение систематического мониторинга социальной ситуации и условий семейного воспитания. 

Диагностическое направление реализуется педагогом – психологом, социальным педагогом, учителем – дефектологом (сурдопедагогом), учителями – предметниками, тьютором и другими педагогическими работниками.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.