Общая характеристика произведения. — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Общая характеристика произведения.

2020-07-06 624
Общая характеристика произведения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Различные источники относят песню к числу плясовых и хороводных. В числе других произведений, она могла исполняться во время свадьбы. Павел Свиньин в своих «Картинах…» пишет, что у донских казаков её пели и во время сватовства:

«Родители и сватъ оставляли юную чету съ ближайших родственников, дабы они свободнѣе могли ознакомиться и предаться забавамъ, которыя состояли преимущественно въ пляскѣ: женщины ходили вкругъ стола, поставленнаго посреди свѣтлицы, подъ пѣсни: Ахъ утушка луговая; а кто въ моемъ садикѣ погулялъ? и другія…»

— П. П. Свиньинъ. Картины Россіи и бытъ разноплеменныхъ ея народовъ… С. 253

Ряд исследователей отмечает, что утка, или утица, утушка, — традиционный в русском фольклоре образ девушки, молодой женщины, невесты.

А. А. Потебня приводит песню «Ой ты, утушка луговая» в качестве примера произведений размера «5+4», считая последний характерной особенностью летних и весенних песен («веснянок»).

Обработки и интерпретации

К увертюре своей третьей оперы «Федул с детьми» (1791) придворный музыкант Василий Пашкевич написал тему на мотив народной песни «Ай, утушка луговая». Последняя получила известность в обработках таких композиторов, как П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, А. К. Лядов, А. М. Иванов-Крамской, В. Ф. Гридин.

В 1960 году Л. Г. Зыкина, выступив a cappella с песнями «Утушка луговая», «Сронила колечко…», «Ты подуй, подуй, ветер низовой…», стала лауреатом I Всероссийского конкурса артистов эстрады. Произведение вошло в репертуар таких исполнителей, как Лидия Русланова, Александра Стрельченко, Л. Г. Рюмина, ВИА «Добры молодцы».

Музыкально теоретический анализ.

(?)5.3.1. Форма.

Форма произведения строфическая, четырёх строчная, в которой четырём слогам поэтического текста соответствует 4 мелодические фразы напева. Форму песни запишем в виде дроби:

      напев АА1ВВ

_____ = _______

текст АБВГ

 

5.3.2. Ладотональный план.

Тональность Еs - dur (ми бимоль мажор).

 

Метроритм.

Метроритм – метр простой. Первая доля сильная, вторая слабая.

Размер 2/4. Преобладают – восьмые и четвертные ноты, встречается четвертная нота с точкой и половинная нота.

Размер постоянный, на протяжении всего произведения не меняется.

 

Интервалика в хоровых партиях.

При разборе произведения в первую очередь анализируем мелодическое движение мелодии.

Преобладающее движение - скачкообразное.

По горизонтали: скачки на ч4, б3, ч5.

По вертикали - встречаются основные трезвучия и их обращения.

Аккорды: Т64 (ля ре фа) (ре минор), Т53 (до ми соль)

 

 5.3.5. Фактура.

Фактура (склад письма) - способ изложен музыкального письма. Гомофонно-гармонический изложение. Один ведущий голос у сопран 1, а другие голоса создают гармонический фон по отношению к основному голосу.

Роль аккомпанемента

Сопровождение играет важную роль в раскрытие замысла песни. Используется фонограмма.

Вокально – хоровой анализ.

Тип, вид хора.

Тип хора определяется от того какие партии его составляют в данной песне.

Тип хора – женский. Произведение написано для полного женского хора. В данном произведении звучат следующие голоса: сопрано 1,2; альты; тенора. Вид хора - трехголосный.

В хоровой партитуре есть солисты.

 

(?)5.4.2. Диапазон и тесситурные условия партий.

Это звуковой объем певческих голосов, используемых в данном произведении от нижней ноты соль малой октавы до ноты до второй октавы.

 

Общий диапазон. (соль малой октавы-соль первой октавы)

 

Сопрано 1. (до первой октавы - соль первой октавы)

 

Сопрано 2. (ля малой октавы - ми первой октавы)

 

Альт. (соль малой октавы – ми первой октавы)

 

Тесситура - это высотное положение звуков в музыкальном произведении по отношению к певческому голосу.

В данном произведении тесситура для всех голосов удобная, так как представляет собой среднюю часть рабочего диапазона.

 

Трудности в произведении.

а) Интонационные (мелодические и гармонические) которые заключаются в наличии трудных для интонирования интервалов ч4, ч5.

Строй – это конкретная высота звучания голоса. При интонировании лучше пропевать интервалы сверху вниз.

Методические рекомендации:

1) При методической работе над строем необходимо тщательно работать над отдельными фразами с пением названий нот.

2) Сочетать групповой и индивидуальный метод работы.

3) Использовать пение с закрытым ртом.

4) Пение в средним темпе и динамике (Andante и mezzo forte).

5) Пение a-capella.

Пропеть гаммe Es - dur (ми бимоль мажор). Усвоить особенности интонирования в мажорных ладах. Скачки на ч4, ч5 интонируются устойчиво.

 

б) Ритмические.

В произведении «Утушка луговая» преобладание восьмых и четвертных нот.

Методика работы:

1. Петь в медленном темпе.

2. Прохлопать ритмический рисунок.

3. Отдельно пропевать трудные места.

4. Точное пропевание распевов

5. Выдерживать темп от начала до конца произведения

6. Четкое произношение текста

 

в) Дикционные трудности.

Это трудности, связанные с произношением текста, они обусловлены тем, что пение возможно только на гласных, а согласные являются помехой. Но неотчетливое исполнение согласных затрудняет понимание смысла литературного текста.

Методика работы:

Аху-ту-шка-мо-я-лу-го-ва-я-ма-ло-ду-шка-мо-я-мо-ло-да-я.

1. Наилучшие вокальные звучания при отчетливой дикции сохраняются, если согласные звуки отнесены к следующему слогу. Таким образом, мы получаем открытые слоги. В моей песне текст в основном удобный для исполнения.

2. В пении так же утрировать произношение буквы «р». Например, в словах: кручина, догорай, гори, рок, расступись, сырая.

Методика работы:

Выписать слова с буквой «р» и взять их в качестве распевания скороговорки.

Пример:

В броню закован рыцарь-рак,

Но раку рак – совсем не враг!

3. В пении необходимо скрадывать шипящие: ч, ш, с, ф.

Например, в словах: утушка, малодушка, головушка, ночку.

Методика работы:

Утушка (пропевать мягко гласные).

 

Исполнительский анализ.

Темп.

– это скорость движения произведения

(?) ♪ = 80-130

Произведение начинается медленно, постепенно разгоняя темп.

 

Динамика.

– сила звука

Определяется содержанием песни лирического характера. Динамика звучит в пределах «mf-f».

Фразировка.

– это логическое осмысление музыкальной строки с помощью динамики. В каждой строфе должна быть кульминация - логическая вершина развития.

Общая кульминация в произведении в последнем куплете, которая подчёркивается логическим содержанием текста, динамикой и темпом произведения.

Ах, утушка моя луговая,

Молодушка моя молодая,

Ой, лёли лёли лёли лёли, луговая,

Ой, лёли лёли лёли лёли, молодая.

Это кульминация представлена как совокупность динамического напряжения и исполняется на f.

 

Звуковедение.

– это характер ведения звука, определяется содержанием произведения. Звуковедение плавное, поэтому используется legato.

Атака звука мягкая.

Певческое дыхание цепное - это хоровое дыхание, при котором певцы меняют его не одновременно, а как бы «цепочкой», поддерживая непрерывность звучания хора.

Дирижерские трудности.

А) Четкий показ ауфтакт и снятий.

Б) Показ общей кульминации песни.

В) Не ускорять и не замедлять темп произведения.

Г) Четкий показ выдержанных звуков

Д) Четкий показ динамики произведения.

 

Доступность хора.

Произведение доступно для подготовленного самодеятельного и профессионального хоровых коллективов, и ансамблей.

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ.

 

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.