Бессоюзные сложные предложения с отношениями сопоставления или противопоставления — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Бессоюзные сложные предложения с отношениями сопоставления или противопоставления

2020-07-06 460
Бессоюзные сложные предложения с отношениями сопоставления или противопоставления 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПЛАН ЗАНЯТИЯ № 43

Дисциплина: Русский язык

Тема: Сложное предложение. Бессоюзное сложное предложение.

Цели занятия: закрепить знания о видах сложных предложений; обобщить и систематизировать знания о бессоюзном сложном предложении; формирование умения определять смысловые отношения между частями БСП; совершенствовать пунктуационные навыки в бессоюзном сложном предложении;

- развивать логическое мышление, языковое чутьё, орфографическую и пунктуационную зоркость; развивать умение самостоятельно работать, анализировать, делать выводы;развивать практические умения по применению теоретических знаний и аналитических способностей обучающихся;

- создать условия для осознания учащимися социальной, практической и личностной значимости изучаемого материала; воспитывать стремление к речевому самосовершенствованию.

Планируемые результаты:

предметные: владение основными понятиями оструктурных особенностях бессоюзного сложного предложения; умение характеризировать  смысловые отношения между частями БСП;

метапредметные: владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства для представления результата;

личностные: осознать социальную, практическую и личностную значимость изучаемого материала; уметь отбирать материал, анализировать, делать выводы; выявлять пробелы в знаниях и устранять их, развитие логического мышления, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, для продолжения образования и самообразования.

 

Норма времени: 2 часа

Вид занятия: Лекция

План занятия:

1. Бессоюзное сложное предложение.

2. Составление схем

3. Знаки препинания в сложном предложении

4. Порядок разбора бессоюзного сложного предложения

 

 

Оснащение: доска, дидактические плакаты.

 

Литература:

1. Учебник Русский язык: учеб. для студ. учреждений сред.     проф. образования / [Н.А. Герасименко, В.В. Леденева, Т.Е Шаповалова и др.]; под ред. Н.А. Герасименко. – 19-е изд., стер. – М.:  Издательский центр            «Академия», 2019.– 496 с.

2. Воителева Т.М. Русский язык: сборник упражнений: учеб пособие для студ. учреждений сред. Проф. образования / Т.М. Воителева. – 2 изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2018.- 224 с.

3.Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Учебник для 10-11 кл.:общеобразов. орг.:базовый уровень – М., 2014.

 

Электронные издания (электронные ресурсы)

1. Учебник Русский язык: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования / [Н.А. Герасименко, В.В. Леденева, Т.Е Шаповалова и др.]; под ред. Н.А. Герасименко. – 19-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2019.– 496 с.

          Режим доступа: https://www.academia-moscow.ru/reader/?id=411731

Тема: Сложное предложение. Бессоюзное сложное предложение.

План занятия:

 

1. Бессоюзное сложное предложение.

2. Знаки препинания в сложном предложении

3. Порядок разбора бессоюзного сложного предложения

 

Задание:

Изучите материал (§§ 171 - 175). В рабочей тетради кратко законспектируйте (примерный объём – 3 страницы). Выполните упражнение 790.

 

 

§ 171. Бессоюзное сложное предложение.

Бессоюзные сложные предложения с перечислительными отношениями

Бессоюзное сложное предложение — это особый вид сложного предложения, не похожий на союзные: части бес­союзного сложного предложения соединяются при посредстве осо­бой интонации, без помощи сочинительных и подчинительных союзов и союзных слов: Смеркалось; на столе, блистая, шипел ве­черний самовар, китайский чайник нагревая, над ним клубился лег­кий пар (П.).

Части в перечислительных бессоюзных сложных предложени­ях объединены одной ведущей мыслью. Они называют ряд после­довательных либо одновременных событий или явлений. Синтаксическим средством связи в таких предложениях служит осо­бая перечислительная интонация, отличающаяся сред­ним повышением голоса и подчеркнутым однообразием в произ­несении всех частей, кроме последней, на которой тон понижа­ется: Затих под горой колокольчик, Собакин вышел на балкон, посвистал (А. Т.).

Последовательность или одновременность событий в структуре бессоюзного сложного предложения передается не только с по­мощью интонации, но и соотношением форм глаголов - сказуемых: наличие в обеих частях глаголов в форме несовер­шенного вида свидетельствует об одновременности событий, гла­голы в форме совершенного вида в обеих частях подчеркивают последовательность событий. Если же в одной части имеется гла­гол в форме несовершенного вида, а в другой — глагол в форме совершенного вида, то такое предложение сообщает о частичной одновременности событий или явлений.

     Между частями бессоюзного сложного предложения, в котором перечисляются одновременные или следующие друг за другом факты либо явления действительности, ставятся   запятые: Кур­лыкали журавли, свистели иволги, парили ястребы (Пауст.); Над самой крышей лопнул гром, осколки покатились за Дон (Ш.). Нередко при перечислительных отношениях последняя часть бес­союзного сложного предложения присоединяется при помощи союза и. Эта часть также отделяется запятой: Тепла темная степь, светят на дорогу звезды, и дорога, чуть серая, глушит частые удары копыт... (А.Т.).

Точка с запятой в бессоюзном сложном предложении ста­вится в следующих случаях:

1)  при необходимости отметить достаточную самостоятельность частей, составляющих предложение: С утра в степи было по- весеннему холодно и ветрено; ветер просушивал колеи грязной до­роги и шуршал прошлогодним бурьяном (Б.);

2)  если связываемые части предложения значительно распро­странены и внутри них уже имеются знаки препинания: Степь, еще не спаленная огневым солнцем, нежилась, зеленая, в ласковых лучах; кони всласть распинали ее сильными ногами (Шукш.);

3)  если между частями предложения отмечается недостаточно тесная связь (между частями, тесно связанными друг с другом, ставится запятая): Окна слезились; рассветало; поздние птицы уле­тали (Тын.);

4)  при необходимости разделить не только части в составе слож­ного предложения, но и более крупные комплексы, в которые включаются и сложносочиненные, и сложноподчиненные, и бессоюзные сложные предложения: Кое-где на темной воде от­ражались звезды; они дрожали и расплывались — и только по это­му можно было догадаться, что река текла быстро (Ч.).

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

790. Спишите, расставляя знаки препинания. Выполните синтакси­ческий разбор трех предложений по вашему выбору.

1. Нам сказали в доме невесты нет. (Песк.) 2. Теплый сумрак наполнял комнату в нем колебались желтенькие живые цветы вос­ковых свечей. (М. Г.) 3. В гвардейской конной артиллерии не хотят присягать поезжай туда. (Тын.) 4. За все браться ничего не сделать. (Поел.) 5. Полетите из Одессы в Карелию вы поразитесь разли­чию темперамента. (Песк.) 6. Это было заранее известно посад сдадут без боя. (Шукш.) 7. Когда залпы прекратились Вася огля­делся ни стонов ни раненых ни мертвых. (Ос.) 8. Утро было про­хладное росистое вздыхал предрассветный ветер зеленовато-жем­чужное небо дышало запахом яблоков. (М. Г.)

 

ПЛАН ЗАНЯТИЯ № 43

Дисциплина: Русский язык

Тема: Сложное предложение. Бессоюзное сложное предложение.

Цели занятия: закрепить знания о видах сложных предложений; обобщить и систематизировать знания о бессоюзном сложном предложении; формирование умения определять смысловые отношения между частями БСП; совершенствовать пунктуационные навыки в бессоюзном сложном предложении;

- развивать логическое мышление, языковое чутьё, орфографическую и пунктуационную зоркость; развивать умение самостоятельно работать, анализировать, делать выводы;развивать практические умения по применению теоретических знаний и аналитических способностей обучающихся;

- создать условия для осознания учащимися социальной, практической и личностной значимости изучаемого материала; воспитывать стремление к речевому самосовершенствованию.

Планируемые результаты:

предметные: владение основными понятиями оструктурных особенностях бессоюзного сложного предложения; умение характеризировать  смысловые отношения между частями БСП;

метапредметные: владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства для представления результата;

личностные: осознать социальную, практическую и личностную значимость изучаемого материала; уметь отбирать материал, анализировать, делать выводы; выявлять пробелы в знаниях и устранять их, развитие логического мышления, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, для продолжения образования и самообразования.

 

Норма времени: 2 часа

Вид занятия: Лекция

План занятия:

1. Бессоюзное сложное предложение.

2. Составление схем

3. Знаки препинания в сложном предложении

4. Порядок разбора бессоюзного сложного предложения

 

 

Оснащение: доска, дидактические плакаты.

 

Литература:

1. Учебник Русский язык: учеб. для студ. учреждений сред.     проф. образования / [Н.А. Герасименко, В.В. Леденева, Т.Е Шаповалова и др.]; под ред. Н.А. Герасименко. – 19-е изд., стер. – М.:  Издательский центр            «Академия», 2019.– 496 с.

2. Воителева Т.М. Русский язык: сборник упражнений: учеб пособие для студ. учреждений сред. Проф. образования / Т.М. Воителева. – 2 изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2018.- 224 с.

3.Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Учебник для 10-11 кл.:общеобразов. орг.:базовый уровень – М., 2014.

 

Электронные издания (электронные ресурсы)

1. Учебник Русский язык: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования / [Н.А. Герасименко, В.В. Леденева, Т.Е Шаповалова и др.]; под ред. Н.А. Герасименко. – 19-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2019.– 496 с.

          Режим доступа: https://www.academia-moscow.ru/reader/?id=411731

Тема: Сложное предложение. Бессоюзное сложное предложение.

План занятия:

 

1. Бессоюзное сложное предложение.

2. Знаки препинания в сложном предложении

3. Порядок разбора бессоюзного сложного предложения

 

Задание:

Изучите материал (§§ 171 - 175). В рабочей тетради кратко законспектируйте (примерный объём – 3 страницы). Выполните упражнение 790.

 

 

§ 171. Бессоюзное сложное предложение.

Бессоюзные сложные предложения с перечислительными отношениями

Бессоюзное сложное предложение — это особый вид сложного предложения, не похожий на союзные: части бес­союзного сложного предложения соединяются при посредстве осо­бой интонации, без помощи сочинительных и подчинительных союзов и союзных слов: Смеркалось; на столе, блистая, шипел ве­черний самовар, китайский чайник нагревая, над ним клубился лег­кий пар (П.).

Части в перечислительных бессоюзных сложных предложени­ях объединены одной ведущей мыслью. Они называют ряд после­довательных либо одновременных событий или явлений. Синтаксическим средством связи в таких предложениях служит осо­бая перечислительная интонация, отличающаяся сред­ним повышением голоса и подчеркнутым однообразием в произ­несении всех частей, кроме последней, на которой тон понижа­ется: Затих под горой колокольчик, Собакин вышел на балкон, посвистал (А. Т.).

Последовательность или одновременность событий в структуре бессоюзного сложного предложения передается не только с по­мощью интонации, но и соотношением форм глаголов - сказуемых: наличие в обеих частях глаголов в форме несовер­шенного вида свидетельствует об одновременности событий, гла­голы в форме совершенного вида в обеих частях подчеркивают последовательность событий. Если же в одной части имеется гла­гол в форме несовершенного вида, а в другой — глагол в форме совершенного вида, то такое предложение сообщает о частичной одновременности событий или явлений.

     Между частями бессоюзного сложного предложения, в котором перечисляются одновременные или следующие друг за другом факты либо явления действительности, ставятся   запятые: Кур­лыкали журавли, свистели иволги, парили ястребы (Пауст.); Над самой крышей лопнул гром, осколки покатились за Дон (Ш.). Нередко при перечислительных отношениях последняя часть бес­союзного сложного предложения присоединяется при помощи союза и. Эта часть также отделяется запятой: Тепла темная степь, светят на дорогу звезды, и дорога, чуть серая, глушит частые удары копыт... (А.Т.).

Точка с запятой в бессоюзном сложном предложении ста­вится в следующих случаях:

1)  при необходимости отметить достаточную самостоятельность частей, составляющих предложение: С утра в степи было по- весеннему холодно и ветрено; ветер просушивал колеи грязной до­роги и шуршал прошлогодним бурьяном (Б.);

2)  если связываемые части предложения значительно распро­странены и внутри них уже имеются знаки препинания: Степь, еще не спаленная огневым солнцем, нежилась, зеленая, в ласковых лучах; кони всласть распинали ее сильными ногами (Шукш.);

3)  если между частями предложения отмечается недостаточно тесная связь (между частями, тесно связанными друг с другом, ставится запятая): Окна слезились; рассветало; поздние птицы уле­тали (Тын.);

4)  при необходимости разделить не только части в составе слож­ного предложения, но и более крупные комплексы, в которые включаются и сложносочиненные, и сложноподчиненные, и бессоюзные сложные предложения: Кое-где на темной воде от­ражались звезды; они дрожали и расплывались — и только по это­му можно было догадаться, что река текла быстро (Ч.).

 

Бессоюзные сложные предложения с отношениями сопоставления или противопоставления

        Сопоставительные отношения в бессоюзном сложном предло­жении выражаются так называемой противительной ин­тонацией, особенностью которой является более высокий тон в первой части и более низкий — во второй. Между частями вы­держивается пауза. Сопоставление обычно основывается на упо­треблении антонимов: Семь раз отмерьодин отрежь (Поел.); Ты богат — я очень беден; ты прозаик — я поэт (П.).

Когда содержание одной части предложения противопоставля­ется содержанию другой (между частями можно вставить про­тивительные союзы а, но), используется тире: Не страшно мед­ленно идтистрашно стоять на месте (Посл.).


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.031 с.