Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Топ:
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Интересное:
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
2020-07-06 | 460 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
ПЛАН ЗАНЯТИЯ № 43
Дисциплина: Русский язык
Тема: Сложное предложение. Бессоюзное сложное предложение.
Цели занятия: закрепить знания о видах сложных предложений; обобщить и систематизировать знания о бессоюзном сложном предложении; формирование умения определять смысловые отношения между частями БСП; совершенствовать пунктуационные навыки в бессоюзном сложном предложении;
- развивать логическое мышление, языковое чутьё, орфографическую и пунктуационную зоркость; развивать умение самостоятельно работать, анализировать, делать выводы;развивать практические умения по применению теоретических знаний и аналитических способностей обучающихся;
- создать условия для осознания учащимися социальной, практической и личностной значимости изучаемого материала; воспитывать стремление к речевому самосовершенствованию.
Планируемые результаты:
предметные: владение основными понятиями оструктурных особенностях бессоюзного сложного предложения; умение характеризировать смысловые отношения между частями БСП;
метапредметные: владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства для представления результата;
личностные: осознать социальную, практическую и личностную значимость изучаемого материала; уметь отбирать материал, анализировать, делать выводы; выявлять пробелы в знаниях и устранять их, развитие логического мышления, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, для продолжения образования и самообразования.
Норма времени: 2 часа
Вид занятия: Лекция
План занятия:
1. Бессоюзное сложное предложение.
|
2. Составление схем
3. Знаки препинания в сложном предложении
4. Порядок разбора бессоюзного сложного предложения
Оснащение: доска, дидактические плакаты.
Литература:
1. Учебник Русский язык: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования / [Н.А. Герасименко, В.В. Леденева, Т.Е Шаповалова и др.]; под ред. Н.А. Герасименко. – 19-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2019.– 496 с.
2. Воителева Т.М. Русский язык: сборник упражнений: учеб пособие для студ. учреждений сред. Проф. образования / Т.М. Воителева. – 2 изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2018.- 224 с.
3.Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Учебник для 10-11 кл.:общеобразов. орг.:базовый уровень – М., 2014.
Электронные издания (электронные ресурсы)
1. Учебник Русский язык: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования / [Н.А. Герасименко, В.В. Леденева, Т.Е Шаповалова и др.]; под ред. Н.А. Герасименко. – 19-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2019.– 496 с.
Режим доступа: https://www.academia-moscow.ru/reader/?id=411731
Тема: Сложное предложение. Бессоюзное сложное предложение.
План занятия:
1. Бессоюзное сложное предложение.
2. Знаки препинания в сложном предложении
3. Порядок разбора бессоюзного сложного предложения
Задание:
Изучите материал (§§ 171 - 175). В рабочей тетради кратко законспектируйте (примерный объём – 3 страницы). Выполните упражнение 790.
§ 171. Бессоюзное сложное предложение.
Бессоюзные сложные предложения с перечислительными отношениями
Бессоюзное сложное предложение — это особый вид сложного предложения, не похожий на союзные: части бессоюзного сложного предложения соединяются при посредстве особой интонации, без помощи сочинительных и подчинительных союзов и союзных слов: Смеркалось; на столе, блистая, шипел вечерний самовар, китайский чайник нагревая, над ним клубился легкий пар (П.).
Части в перечислительных бессоюзных сложных предложениях объединены одной ведущей мыслью. Они называют ряд последовательных либо одновременных событий или явлений. Синтаксическим средством связи в таких предложениях служит особая перечислительная интонация, отличающаяся средним повышением голоса и подчеркнутым однообразием в произнесении всех частей, кроме последней, на которой тон понижается: Затих под горой колокольчик, Собакин вышел на балкон, посвистал (А. Т.).
|
Последовательность или одновременность событий в структуре бессоюзного сложного предложения передается не только с помощью интонации, но и соотношением форм глаголов - сказуемых: наличие в обеих частях глаголов в форме несовершенного вида свидетельствует об одновременности событий, глаголы в форме совершенного вида в обеих частях подчеркивают последовательность событий. Если же в одной части имеется глагол в форме несовершенного вида, а в другой — глагол в форме совершенного вида, то такое предложение сообщает о частичной одновременности событий или явлений.
Между частями бессоюзного сложного предложения, в котором перечисляются одновременные или следующие друг за другом факты либо явления действительности, ставятся запятые: Курлыкали журавли, свистели иволги, парили ястребы (Пауст.); Над самой крышей лопнул гром, осколки покатились за Дон (Ш.). Нередко при перечислительных отношениях последняя часть бессоюзного сложного предложения присоединяется при помощи союза и. Эта часть также отделяется запятой: Тепла темная степь, светят на дорогу звезды, и дорога, чуть серая, глушит частые удары копыт... (А.Т.).
Точка с запятой в бессоюзном сложном предложении ставится в следующих случаях:
1) при необходимости отметить достаточную самостоятельность частей, составляющих предложение: С утра в степи было по- весеннему холодно и ветрено; ветер просушивал колеи грязной дороги и шуршал прошлогодним бурьяном (Б.);
2) если связываемые части предложения значительно распространены и внутри них уже имеются знаки препинания: Степь, еще не спаленная огневым солнцем, нежилась, зеленая, в ласковых лучах; кони всласть распинали ее сильными ногами (Шукш.);
3) если между частями предложения отмечается недостаточно тесная связь (между частями, тесно связанными друг с другом, ставится запятая): Окна слезились; рассветало; поздние птицы улетали (Тын.);
|
4) при необходимости разделить не только части в составе сложного предложения, но и более крупные комплексы, в которые включаются и сложносочиненные, и сложноподчиненные, и бессоюзные сложные предложения: Кое-где на темной воде отражались звезды; они дрожали и расплывались — и только по этому можно было догадаться, что река текла быстро (Ч.).
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
790. Спишите, расставляя знаки препинания. Выполните синтаксический разбор трех предложений по вашему выбору.
1. Нам сказали в доме невесты нет. (Песк.) 2. Теплый сумрак наполнял комнату в нем колебались желтенькие живые цветы восковых свечей. (М. Г.) 3. В гвардейской конной артиллерии не хотят присягать поезжай туда. (Тын.) 4. За все браться ничего не сделать. (Поел.) 5. Полетите из Одессы в Карелию вы поразитесь различию темперамента. (Песк.) 6. Это было заранее известно посад сдадут без боя. (Шукш.) 7. Когда залпы прекратились Вася огляделся ни стонов ни раненых ни мертвых. (Ос.) 8. Утро было прохладное росистое вздыхал предрассветный ветер зеленовато-жемчужное небо дышало запахом яблоков. (М. Г.)
ПЛАН ЗАНЯТИЯ № 43
Дисциплина: Русский язык
Тема: Сложное предложение. Бессоюзное сложное предложение.
Цели занятия: закрепить знания о видах сложных предложений; обобщить и систематизировать знания о бессоюзном сложном предложении; формирование умения определять смысловые отношения между частями БСП; совершенствовать пунктуационные навыки в бессоюзном сложном предложении;
- развивать логическое мышление, языковое чутьё, орфографическую и пунктуационную зоркость; развивать умение самостоятельно работать, анализировать, делать выводы;развивать практические умения по применению теоретических знаний и аналитических способностей обучающихся;
- создать условия для осознания учащимися социальной, практической и личностной значимости изучаемого материала; воспитывать стремление к речевому самосовершенствованию.
Планируемые результаты:
предметные: владение основными понятиями оструктурных особенностях бессоюзного сложного предложения; умение характеризировать смысловые отношения между частями БСП;
|
метапредметные: владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства для представления результата;
личностные: осознать социальную, практическую и личностную значимость изучаемого материала; уметь отбирать материал, анализировать, делать выводы; выявлять пробелы в знаниях и устранять их, развитие логического мышления, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, для продолжения образования и самообразования.
Норма времени: 2 часа
Вид занятия: Лекция
План занятия:
1. Бессоюзное сложное предложение.
2. Составление схем
3. Знаки препинания в сложном предложении
4. Порядок разбора бессоюзного сложного предложения
Оснащение: доска, дидактические плакаты.
Литература:
1. Учебник Русский язык: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования / [Н.А. Герасименко, В.В. Леденева, Т.Е Шаповалова и др.]; под ред. Н.А. Герасименко. – 19-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2019.– 496 с.
2. Воителева Т.М. Русский язык: сборник упражнений: учеб пособие для студ. учреждений сред. Проф. образования / Т.М. Воителева. – 2 изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2018.- 224 с.
3.Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Учебник для 10-11 кл.:общеобразов. орг.:базовый уровень – М., 2014.
Электронные издания (электронные ресурсы)
1. Учебник Русский язык: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования / [Н.А. Герасименко, В.В. Леденева, Т.Е Шаповалова и др.]; под ред. Н.А. Герасименко. – 19-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2019.– 496 с.
Режим доступа: https://www.academia-moscow.ru/reader/?id=411731
Тема: Сложное предложение. Бессоюзное сложное предложение.
План занятия:
1. Бессоюзное сложное предложение.
2. Знаки препинания в сложном предложении
3. Порядок разбора бессоюзного сложного предложения
Задание:
Изучите материал (§§ 171 - 175). В рабочей тетради кратко законспектируйте (примерный объём – 3 страницы). Выполните упражнение 790.
§ 171. Бессоюзное сложное предложение.
Бессоюзные сложные предложения с перечислительными отношениями
Бессоюзное сложное предложение — это особый вид сложного предложения, не похожий на союзные: части бессоюзного сложного предложения соединяются при посредстве особой интонации, без помощи сочинительных и подчинительных союзов и союзных слов: Смеркалось; на столе, блистая, шипел вечерний самовар, китайский чайник нагревая, над ним клубился легкий пар (П.).
Части в перечислительных бессоюзных сложных предложениях объединены одной ведущей мыслью. Они называют ряд последовательных либо одновременных событий или явлений. Синтаксическим средством связи в таких предложениях служит особая перечислительная интонация, отличающаяся средним повышением голоса и подчеркнутым однообразием в произнесении всех частей, кроме последней, на которой тон понижается: Затих под горой колокольчик, Собакин вышел на балкон, посвистал (А. Т.).
|
Последовательность или одновременность событий в структуре бессоюзного сложного предложения передается не только с помощью интонации, но и соотношением форм глаголов - сказуемых: наличие в обеих частях глаголов в форме несовершенного вида свидетельствует об одновременности событий, глаголы в форме совершенного вида в обеих частях подчеркивают последовательность событий. Если же в одной части имеется глагол в форме несовершенного вида, а в другой — глагол в форме совершенного вида, то такое предложение сообщает о частичной одновременности событий или явлений.
Между частями бессоюзного сложного предложения, в котором перечисляются одновременные или следующие друг за другом факты либо явления действительности, ставятся запятые: Курлыкали журавли, свистели иволги, парили ястребы (Пауст.); Над самой крышей лопнул гром, осколки покатились за Дон (Ш.). Нередко при перечислительных отношениях последняя часть бессоюзного сложного предложения присоединяется при помощи союза и. Эта часть также отделяется запятой: Тепла темная степь, светят на дорогу звезды, и дорога, чуть серая, глушит частые удары копыт... (А.Т.).
Точка с запятой в бессоюзном сложном предложении ставится в следующих случаях:
1) при необходимости отметить достаточную самостоятельность частей, составляющих предложение: С утра в степи было по- весеннему холодно и ветрено; ветер просушивал колеи грязной дороги и шуршал прошлогодним бурьяном (Б.);
2) если связываемые части предложения значительно распространены и внутри них уже имеются знаки препинания: Степь, еще не спаленная огневым солнцем, нежилась, зеленая, в ласковых лучах; кони всласть распинали ее сильными ногами (Шукш.);
3) если между частями предложения отмечается недостаточно тесная связь (между частями, тесно связанными друг с другом, ставится запятая): Окна слезились; рассветало; поздние птицы улетали (Тын.);
4) при необходимости разделить не только части в составе сложного предложения, но и более крупные комплексы, в которые включаются и сложносочиненные, и сложноподчиненные, и бессоюзные сложные предложения: Кое-где на темной воде отражались звезды; они дрожали и расплывались — и только по этому можно было догадаться, что река текла быстро (Ч.).
Бессоюзные сложные предложения с отношениями сопоставления или противопоставления
Сопоставительные отношения в бессоюзном сложном предложении выражаются так называемой противительной интонацией, особенностью которой является более высокий тон в первой части и более низкий — во второй. Между частями выдерживается пауза. Сопоставление обычно основывается на употреблении антонимов: Семь раз отмерь — один отрежь (Поел.); Ты богат — я очень беден; ты прозаик — я поэт (П.).
Когда содержание одной части предложения противопоставляется содержанию другой (между частями можно вставить противительные союзы а, но), используется тире: Не страшно медленно идти — страшно стоять на месте (Посл.).
|
|
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!