Диксон в период Великой Отечественной войны. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Диксон в период Великой Отечественной войны.

2020-07-06 108
Диксон в период Великой Отечественной войны. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 В.В. Фролов не замкнулся в рамках кабинетной работы; он по-прежнему стремился непосредственно в Арктику, на конкретную научно-оперативную работу. Зиму 1940/41 г. В.В. Фролов проводит в Амдерме, где выполняет большую работу; в навигацию 1941 г. он работает в Штабе морских операций Западного района Северного морского пути, а в ноябре того же года добровольно вступает в Военно-Морской флот, где некоторое время работает синоптиком при Штабе ледокольного отряда Беломорской военной флотилии.

Участие в работе этого Штаба такого опытного, вдумчивого и серьезного ученого-синоптика и прогнозиста, хорошо знающего климатические особенности района действия флотилии и условия ледокольного плавания, было, бесспорно, очень полезно.

Находясь на службе в Беломорской военной флотилии, В.В. Фролов не только обеспечивал синоптическим обслуживанием различные военно-морские операции на Северном театре, но и неоднократно лично участвовал в ответственных и трудных походах кораблей в Белом, Баренцевом и Карском морях.

Ему приходилось принимать участие в отражении вражеских атак самолетов и подводных лодок, действуя как расчетчик стрельбы и как центральный связной на мостике корабля. Кроме того, в 1942 г., будучи начальником бюро погоды на о. Диксона, он участвовал в отражении пиратского нападения фашистского крейсера «Адмирал Шеер».

Порт на острове Диксон имел стратегическое значение для безопасности СМП, по которому ходили караваны судов с военными грузами. Здесь был расположен радиогидрометеорологический центр, контролирующий обстановку на просторах Арктики. Без знания ледовой обстановки проводить караваны судов было в разы сложнее. Кроме того, порт замыкает транзит по реке Енисей, а рядом расположены стратегические заводы Норильска, производящие востребованный военной промышленностью никель.

В августе «Шеер» вошел в Карское море и днем 25 августа наткнулся на ледокольный пароход Главного управления Северного морского пути «Александр Сибиряков». Старый, 1909 года постройки пароход, с началом войны был вооружен двумя 45-миллиметровыми и двумя 76-миллиметровыми орудиями. Броня немецкого рейдера им была не по зубам.

Почти час дрался «Сибиряков» и сумел за это время сделать главное – отправить в Диксон телеграмму, сообщить о присутствии в Карском море немецкого крейсера, чей экипаж даже не стал брать в плен всех моряков советского судна, бросив в холодном море девять краснофлотцев.

После потопления советского парохода, Шеер устремился к Диксону. Здесь немцы хотели захватить документы о маршрутах СМП, ледовой обстановке, узнать о предстоящих караванах, разрушить стратегический порт. Меендсен-Болькен отобрал 180 матросов в десант.

Диксон лихорадочно готовился к обороне. Совсем недавно здесь была демонтированы батарея, но орудия не успели вывести из поселка. Теперь их устанавливали заново. Огневая мощь советской обороны составила две 152-х миллиметровых гаубицы, два 130-ти миллиметровых орудия и два 45-ти миллиметровых. Усилению огневой мощи порта помогло и прибытие в Диксон сторожевого корабля «СКР-19», ранее носившего имя «Дежнев». Он имел на вооружении восемь пушек и пулеметы. Еще два орудия и четыре зенитки стояли на корабле Главного управления СМП «Революционер», который зашел в порт вечером 26 августа.

Весь вечер 26 августа шла лихорадочная подготовка к возможному появлению кораблей противника. Выгружались снаряды, уже размещенные на бывшем «Дежневе», набирались орудийные команды — их формировали в том числе и из местных жителей. Были наскоро сколочены отряды ополченцев, располагавшие несколькими пушками, пулеметами, ручными гранатами, пистолетами-пулеметами и винтовками Мосина. Женщин и детей эвакуировали в тундру.

В ночь на 27 августа «Шеер» обошел часть острова Старый Диксон и остановился в проливе Вега, у входа в гавань. Немцы открыли огонь сразу, рассчитывая быстро потопить советские корабли и войти в гавань. В корпусе СКР-19 образовались две большие пробоины, погибли шесть моряков, еще 21 получил ранение (один вскоре умер). Сторожевик сумел выбраться из сектора обстрела, однако полученные повреждения привели к тому, что он сел на грунт. За время боя его артиллеристы выпустили по врагу 35 снарядов, но нанести заметных повреждений врагу не смогли.

Затем загорелся «Революционер», получив два прямых попадания. Немецкий капитан уже предвкушал десант и победу. Но в этот момент заговорила береговая батарея Диксона. 152-миллиметровые орудия били достаточно точно — несмотря на большое расстояние и плохую видимость. Некоторые снаряды падали всего в полукилометре от немецкого крейсера. Но, чтобы захватить советский порт, «Шеер» должен был подойти ближе и поставить свои борта под прямые удары советских артиллеристов.

Рисковать немцы не захотели. Крейсер еще обстрелял Диксон, сбил мачту радиоцентра, зажег хранилище дизтоплива, разрушил жилые дома. Однако штурмовать порт он не решился и ушел восвояси. Ущерб от обстрела порта был ликвидирован через пару дней. А вскоре впечатленный сопротивлением Меендсен-Болькен убедил командование отозвать его из Арктики.

Большинство военных историков считают, что операция «Вундерланд» потерпела провал. Ни одну из заявленных ее целей выполнить не удалось. Немцы не смогли вскрыть маршруты движения судов по Северному морскому пути, определить его главные базы. Но неудача не остановила нацистов. Еще в течение двух лет они строили грандиозные планы по нанесению удара по главной полярной транспортной артерии Советского Союза.

За успешное выполнение боевых задач В.В. Фролов в 1944 г. был награжден орденом «Красной звезды» и имел благодарность Военного Совета Беломорской флотилии.

    В 1943году по ходатайству Главного управления Северного морского пути Фролов был демобилизован и направлен в Арктический научно-исследовательский институт. Ответственные операции на Северном морском пути требовали надежного и четкого научно-оперативного обеспечения и Фролов как опытный специалист командируется на остров Диксон на пост начальника бюро погоды.

В 1945г. Указом Президиума Верховного Совета СССР В.В. Фролов был награжден медалью «За оборону Советского Заполярья», медалью «За Победу над Германией» и за успешную работу в Арктике вторым орденом «Красная Звезда».


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.