Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Топ:
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Интересное:
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2020-07-06 | 172 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
КУРСОВАЯ РАБОТА
по общей психологии
на тему:
«Иерархия потребностей и мотивов в структуре профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов»
ОГУ 37.03.01. 6020. 683 941
Руководитель
канд. псих. наук, доцент
__________ О.А. Щербинина
«____»___________ 2020 г.
Исполнитель
студент группы
3-19Пс(ба)ПЛ(у)
____________ Э.Ф. Нарбекова
«____»___________ 2020 г.
Оренбург 2020
Содержание
Введение…………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы понятий мотивы и потребностей в психологии
1.1 Понятие мотив и потребность………………………………………..5
1.2 Психологические теории мотивации……………………………….10
Глава 2. Психологические принципы и методы диагностики потребностей и мотивации………………………………………………………21
Глава 3 Обзор эмпирических исследований иерархии потребностей и мотивов в профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов
3.1 Статья Хохловой Н.И. «Мотивы трудовой деятельности сотрудников органов внутренних дел»………………………………………....27
3.2 Статья А.В. Осинцевой «Изучение мотивации сотрудников органов внутренних дел в типичных профессиональных ситуациях»…………………32
Заключение……………………………………………………………....37
Список использованных источников…………………………………..39
Введение
В наше непростое время в современном обществе происходят интенсивные изменения содержания и структуры отдельных видов профессиональной деятельности, условий, в которых она осуществляется. Вследствие этого значительно возрастает роль личностного фактора в обеспечении эффективности профессиональной деятельности. При этом эффективность профессиональной деятельности зависит не только от собственно профессиональных знаний, умений, навыков, которыми обладает сотрудник, но и от тех личностных качеств, которые сформировались у него до начала карьеры и продолжают формироваться в процессе служебной деятельности.
|
Актуальность и практический аспект данной проблемы связан с коренным реформированием системы Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее – МВД России), направленным на повышение эффективности деятельности, приведение её в соответствие с современными и перспективными потребностями, проявляющимися, прежде всего в признании доминирующим такого важнейшего принципа деятельности сотрудников органов внутренних дел (далее – ОВД) как законность.
Предназначение ОВД как системы государственных органов исполнительной власти заключается в том, чтобы защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, их собственность, а также интересы общества и государства от преступных или иных противоправных посягательств. В задачи полиции входит защита личности, общества, государства от противоправных посягательств, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, розыск лиц, обеспечение правопорядка в общественных местах, обеспечение безопасности дорожного движения.
В успешном решении этих вопросов особую роль играют совершенствование управления персоналом, поиск эффективных форм и методов управления трудовым процессом, обеспечивающим активизацию человеческого фактора в целях повышения эффективности функционирования системы МВД России за счёт всестороннего развития и применения творческого потенциала каждого сотрудника, повышения уровня его квалификации, компетентности, ответственности и инициативности. Высокая социальная значимость деятельности ОВД предъявляет повышенные требования к надёжности профессиональной деятельности сотрудников, их морально-психологическим и мотивационным качествам.
|
В настоящее время несмотря на большое количество теоретических работ по профессиональной мотивации и потребностей сотрудников правоохранительных органов, довольно часто мы узнаем из СМИ или из интернета о случаях внезапных «срывов» сотрудников полиции, при которых они начинают агрессивно себя вести: избивать людей, расстреливать обычных граждан, совершать самоубийства, либо занимаются взяточничеством, выбивая из людей различные блага. Все это происходит, скорее всего, из-за большого влияния ответственности и давления, оказываемого на сотрудников.
Сотрудники просто бывают не готовыми к огромной ответственности, не до конца осознают всю важность занимаемых ими должностей и не отдают отчета собственным действиям.
Тем самым необходимо большее внимание уделять научным и практическим исследованиям ведущих потребностей и мотивов профессиональной деятельности ведь данные исследования позволят выстраивать более продуктивное взаимодействие с сотрудниками с целью повышения их качества работы, обеспечат более тщательный отбор на должности.
На основании вышесказанного, целью исследования будет являться определение ведущих потребностей и мотивов профессиональной деятельности у сотрудников правоохранительных органов.
Задачи исследования:
1 Охарактеризовать понятие мотив и потребность как психических процессов;
2 Описать методы и методики исследования мотивов и потребностей;
3 Осуществить обзор эмпирических исследований иерархии потребностей и мотивов в структуре профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов.
Объект исследования: человек, как сотрудник правоохранительных органов.
Предмет исследования: потребности и мотивы.
Методы исследования: в работе используются теоретические методы научного познания: анализ, синтез, обобщение, сравнение.
Понятие мотив и потребность
Мотивация является одной из основных проблем как отечественной, так и зарубежной психологии. Ее важность для разработки современной психологии связана с анализом источником активности человека, побудительных сил поведения. Ответ на вопрос, что побуждает человека к деятельности, каков мотив, ради чего он ее выполняет, есть основа ее адекватной интерпретации. В рамках мировой психологии существует большое количество теоретических подходов к объяснению процессов мотивации человека. Рассмотрим самые основные.
|
Мотив – это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребности субъекта. Под мотивом также часто понимают причину, лежащую в основе выбора действий и поступков, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта [1].
Термин «мотивация» представляет собой более широкое понятие, чем термин «мотив». Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Чаще всего в научной литературе мотивация рассматривается как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность [2].
Вопрос о мотивации деятельности возникает каждый раз, когда необходимо объяснить причины поступков человека. Причем любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. В первом случае в качестве исходного и конечного пунктов объяснения выступают психологические свойства субъекта поведения, а во втором – внешние условия и обстоятельства его деятельности. В первом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т. п., а во втором – о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации. Иногда все психологические факторы, которые как бы изнутри, от человека определяют его поведение, называют личностными диспозициями. Тогда соответственно говорят о диспозиционной и ситуационной мотивациях как аналогах внутренней и внешней детерминации поведения.
Внутренняя (диспозиционная) и внешняя (ситуационная) мотивации взаимосвязаны. Диспозиции могут актуализироваться под влиянием определенной ситуации, а активизация определенных диспозиций (мотивов, потребностей) приводит к изменению восприятия субъектом ситуации. Его внимание в таком случае становится избирательным, и субъект предвзято воспринимает и оценивает ситуацию, исходя из актуальных интересов и потребностей. Поэтому любое действие человека рассматривают как двояко детерминированное: диспозиционно и ситуационно.
|
Сиюминутное поведение человека следует рассматривать не как реакцию на определенные внутренние или внешние стимулы, а как результат непрерывного взаимодействия его внутренней мотивации с ситуацией. Таким образом, мотивация человека может быть представлена как циклический процесс непрерывного взаимного воздействия и преобразования, в котором субъект действия и ситуация взаимно влияют друг на друга и результатом которого является реально наблюдаемое поведение. С этой точки зрения мотивация представляет собой процесс непрерывного выбора и принятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив.
В свою очередь, мотив в отличие от мотивации – это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Мотивы могут быть осознанными или неосознаваемыми. Основная роль в формировании направленности личности принадлежит осознанным мотивам. Следует отметить, что сами мотивы формируются из потребностей человека [2].
Потребностью называют состояние нужды человека в определенных условиях жизни и деятельности или материальных объектах. Потребность, как и любое состояние личности, всегда связана с наличием у человека чувства удовлетворенности или неудовлетворенности. Потребности есть у всех живых существ, и этим живая природа отличается от неживой. Другим ее отличием, также связанным с потребностями, является избирательность реагирования живого именно на то, что составляет предмет потребностей, т.е. на то, чего организму в данный момент времени не хватает. Потребность активизирует организм, стимулирует его поведение, направленное на поиск того, что требуется.
Количество и качество потребностей, которые имеют живые существа, зависит от уровня их организации, от образа и условий жизни, от места, занимаемого соответствующим организмом на эволюционной лестнице. Меньше всего потребностей у растений, которые имеют нужду только в определенных биохимических и физических условиях существования. Больше всего разнообразных потребностей у человека, который кроме физических и органических потребностей обладает еще и духовными, социальными. Социальные потребности выражаются в стремлении человека жить в обществе, взаимодействовать с другими людьми.
Основные характеристики человеческих потребностей:
|
1. сила,
2. периодичность возникновения,
3. способ удовлетворения.
Дополнительной, но весьма существенной характеристикой, особенно когда речь идет о личности, является предметное содержание потребности, т.е. совокупность тех объектов материальной и духовной культуры, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена [1].
Побуждающим к деятельности фактором является цель. Целью называют осознаваемый результат, на достижение которого в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность. Если всю сферу осознанного поведения представить в виде своеобразной арены, на которой разворачивается красочный и многогранный спектакль человеческой жизни, и допустить, что наиболее ярко в данный момент на ней освещено то место, которое должно приковывать к себе наибольшее внимание зрителя (самого субъекта), то это и будет цель. Психологически цель есть то мотивационно-побудительное содержание сознания, которое воспринимается человеком как непосредственный и ближайший ожидаемый результат его деятельности.
Цель является основным объектом внимания, который занимает определенный объем кратковременной и оперативной памяти; с ней связаны разворачивающийся в данный момент времени мыслительный процесс и большая часть всевозможных эмоциональных переживаний.
Принято различать цель деятельности и жизненную цель. Это связано с тем, что человеку приходится выполнять в течение жизни множество разнообразных деятельностей, в каждой из которых реализуется определенная цель. Но цель любой отдельной деятельности раскрывает лишь какую-то одну сторону направленности личности, проявляющуюся в данной деятельности. Жизненная цель выступает в качестве обобщающего фактора всех частных целей, связанных с отдельными деятельностями. В то же время реализация каждой из целей деятельности есть частичная реализация общей жизненной цели личности. С жизненными целями связан уровень достижений личности. В жизненных целях личности находит выражение сознаваемая ею «концепция собственного будущего». Осознание человеком не только цели, но и реальности ее осуществления рассматривается как перспектива личности [1].
Состояние расстройства, подавленности, свойственное человеку, осознающему невозможность осуществления перспективы, называется фрустрацией. Это состояние возникает в тех случаях, когда человек на пути к достижению цели сталкивается с реально непреодолимыми препятствиями, барьерами или когда они воспринимаются как таковые.
Мотивационную сферу человека, с точки зрения ее развитости, можно оценивать по следующим параметрам:
· широта,
· гибкость,
· иерархизированность.
Под широтой мотивационной сферы понимается качественное разнообразие мотивационных факторов – диспозиций (мотивов), потребностей и целей. Чем больше у человека разнообразных мотивов, потребностей и целей, тем более развитой является его мотивационная сфера.
Гибкость мотивационной сферы выражается в том, что для удовлетворения мотивационного побуждения более общего характера (более высокого уровня) может быть использовано больше разнообразных мотивационных побудителей более низкого уровня. Например, более гибкой является мотивационная сфера человека, который в зависимости от обстоятельств удовлетворения одного и того же мотива может использовать более разнообразные средства, чем другой человек. Скажем, для одного индивида потребность в знаниях может быть удовлетворена только с помощью телевидения, радио и кино, а для другого средством ее удовлетворения также являются разнообразные книги, периодическая печать, общение с людьми. У последнего мотивационная сфера, по определению, будет более гибкой.
Следует отметить, что широта и гибкость характеризуют мотивационную сферу человека по-разному. Широта – это разнообразие потенциального круга предметов, способных служить для данного человека средством удовлетворения актуальной потребности, а гибкость – подвижность связей, существующих между разными уровнями иерархической организации мотивационной сферы: между мотивами и потребностями, мотивами и целями, потребностями и целями [1].
Следующая характеристика мотивационной сферы – это иерархизированность мотивов. Одни мотивы и цели сильнее других и возникают чаще; другие – слабее и актуализируются реже. Чем больше различий в силе и частоте актуализации мотивационных образований определенного уровня, тем выше иерархизированность мотивационной сферы [2].
Следует отметить, что проблема исследования мотивации всегда привлекала внимание исследователей. Поэтому существует много разнообразных концепций и теорий, посвященных мотивам, мотивации и направленности личности.
Заключение
Основным предназначением органов внутренних дел является охрана прав и свобод человека и гражданина, гарантированных Конституцией Российской Федерации. При этом гарантией безопасности выступают высокая степень подготовленности сотрудников, их профессионализм, морально-психологические и боевые качества. От добросовестности и профессионализма, личного состава зависят не только итоги служебной деятельности, но еще и жизнь, и здоровье, и самочувствие самих сотрудников.
Исходя из этих целей и задач по обеспечению личной безопасности граждан и обеспечению общественной безопасности возникает необходимость более тщательного профессионального отбора и диагностики профессиональной деформации сотрудников ОВД. В этом нам поможет изучение иерархии потребностей и мотивов в их профессиональной деятельности.
В результате проделанной работы, мы охарактеризовали понятия мотив и потребность как психических процессов, описали методы и методики исследования данных явлений, а также осуществили обзор эмпирических исследований иерархии потребностей и мотивов в структуре профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов.
На основании проделанной работы, мы выяснили что у сотрудников ОВД преобладает финансовый мотив, затем в иерархии следует мотив продвижения по службе, т.е. карьерный рост. Также значительным фактором является среда в коллективе и сотрудничество с коллегами.
При этом, ведущей направленностью в мотивации профессиональной деятельности сотрудников полиции и ППС является направленность на задачу, проявляющаяся в увлеченности человека самим процессом работы, выполнением задания. При этом следует отметить высокий уровень направленности на себя. Данная направленность характеризуется ориентацией на прямое вознаграждение и удовлетворение мотивов собственного благополучия, стремлением к личностному первенству и престижу безотносительно работы и сотрудников, агрессивностью в достижении статуса, властностью, склонностью к соперничеству, раздражительностью, тревожностью. Финансовый мотив, являясь приоритетным, качественно меняет структуру профессиональной деятельности сотрудников, возможно обуславливая ее деструкцию, в связи с чем необходимо акцентировать внимание и уделять большую роль психологическому сопровождению профессиональной деятельности сотрудников ОВД.
Оптимальная структура профессиональной мотивации – та, в которой преобладают положительные мотивы; достаточно сильны, устойчивы и сбалансированы социальные, профессиональные, познавательные мотивы, мотивы самореализации. Ведущими мотивами деятельности выступают мотивы, ориентированные на перспективу, т.е. дальнейшее самообразование, саморазвитие, самосовершенствование. Система внутренних убеждений личности к профессиональной деятельности, положительное отношение к профессии, осознание её значимости для себя лично и для общества в целом оказывают значительное влияние на качество выполняемых профессиональных обязанностей. В дальнейшем необходимо направить ресурсы на повышение наших ценностных ориентиров, затрагивание важной темы – уровня общественной нравственности и культуры.
КУРСОВАЯ РАБОТА
по общей психологии
на тему:
«Иерархия потребностей и мотивов в структуре профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов»
ОГУ 37.03.01. 6020. 683 941
Руководитель
канд. псих. наук, доцент
__________ О.А. Щербинина
«____»___________ 2020 г.
Исполнитель
студент группы
3-19Пс(ба)ПЛ(у)
____________ Э.Ф. Нарбекова
«____»___________ 2020 г.
Оренбург 2020
Содержание
Введение…………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы понятий мотивы и потребностей в психологии
1.1 Понятие мотив и потребность………………………………………..5
1.2 Психологические теории мотивации……………………………….10
Глава 2. Психологические принципы и методы диагностики потребностей и мотивации………………………………………………………21
Глава 3 Обзор эмпирических исследований иерархии потребностей и мотивов в профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов
3.1 Статья Хохловой Н.И. «Мотивы трудовой деятельности сотрудников органов внутренних дел»………………………………………....27
3.2 Статья А.В. Осинцевой «Изучение мотивации сотрудников органов внутренних дел в типичных профессиональных ситуациях»…………………32
Заключение……………………………………………………………....37
Список использованных источников…………………………………..39
Введение
В наше непростое время в современном обществе происходят интенсивные изменения содержания и структуры отдельных видов профессиональной деятельности, условий, в которых она осуществляется. Вследствие этого значительно возрастает роль личностного фактора в обеспечении эффективности профессиональной деятельности. При этом эффективность профессиональной деятельности зависит не только от собственно профессиональных знаний, умений, навыков, которыми обладает сотрудник, но и от тех личностных качеств, которые сформировались у него до начала карьеры и продолжают формироваться в процессе служебной деятельности.
Актуальность и практический аспект данной проблемы связан с коренным реформированием системы Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее – МВД России), направленным на повышение эффективности деятельности, приведение её в соответствие с современными и перспективными потребностями, проявляющимися, прежде всего в признании доминирующим такого важнейшего принципа деятельности сотрудников органов внутренних дел (далее – ОВД) как законность.
Предназначение ОВД как системы государственных органов исполнительной власти заключается в том, чтобы защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, их собственность, а также интересы общества и государства от преступных или иных противоправных посягательств. В задачи полиции входит защита личности, общества, государства от противоправных посягательств, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, розыск лиц, обеспечение правопорядка в общественных местах, обеспечение безопасности дорожного движения.
В успешном решении этих вопросов особую роль играют совершенствование управления персоналом, поиск эффективных форм и методов управления трудовым процессом, обеспечивающим активизацию человеческого фактора в целях повышения эффективности функционирования системы МВД России за счёт всестороннего развития и применения творческого потенциала каждого сотрудника, повышения уровня его квалификации, компетентности, ответственности и инициативности. Высокая социальная значимость деятельности ОВД предъявляет повышенные требования к надёжности профессиональной деятельности сотрудников, их морально-психологическим и мотивационным качествам.
В настоящее время несмотря на большое количество теоретических работ по профессиональной мотивации и потребностей сотрудников правоохранительных органов, довольно часто мы узнаем из СМИ или из интернета о случаях внезапных «срывов» сотрудников полиции, при которых они начинают агрессивно себя вести: избивать людей, расстреливать обычных граждан, совершать самоубийства, либо занимаются взяточничеством, выбивая из людей различные блага. Все это происходит, скорее всего, из-за большого влияния ответственности и давления, оказываемого на сотрудников.
Сотрудники просто бывают не готовыми к огромной ответственности, не до конца осознают всю важность занимаемых ими должностей и не отдают отчета собственным действиям.
Тем самым необходимо большее внимание уделять научным и практическим исследованиям ведущих потребностей и мотивов профессиональной деятельности ведь данные исследования позволят выстраивать более продуктивное взаимодействие с сотрудниками с целью повышения их качества работы, обеспечат более тщательный отбор на должности.
На основании вышесказанного, целью исследования будет являться определение ведущих потребностей и мотивов профессиональной деятельности у сотрудников правоохранительных органов.
Задачи исследования:
1 Охарактеризовать понятие мотив и потребность как психических процессов;
2 Описать методы и методики исследования мотивов и потребностей;
3 Осуществить обзор эмпирических исследований иерархии потребностей и мотивов в структуре профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов.
Объект исследования: человек, как сотрудник правоохранительных органов.
Предмет исследования: потребности и мотивы.
Методы исследования: в работе используются теоретические методы научного познания: анализ, синтез, обобщение, сравнение.
Глава 1. Теоретические основы понятий мотивы и потребностей в психологии
Понятие мотив и потребность
Мотивация является одной из основных проблем как отечественной, так и зарубежной психологии. Ее важность для разработки современной психологии связана с анализом источником активности человека, побудительных сил поведения. Ответ на вопрос, что побуждает человека к деятельности, каков мотив, ради чего он ее выполняет, есть основа ее адекватной интерпретации. В рамках мировой психологии существует большое количество теоретических подходов к объяснению процессов мотивации человека. Рассмотрим самые основные.
Мотив – это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребности субъекта. Под мотивом также часто понимают причину, лежащую в основе выбора действий и поступков, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта [1].
Термин «мотивация» представляет собой более широкое понятие, чем термин «мотив». Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Чаще всего в научной литературе мотивация рассматривается как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность [2].
Вопрос о мотивации деятельности возникает каждый раз, когда необходимо объяснить причины поступков человека. Причем любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. В первом случае в качестве исходного и конечного пунктов объяснения выступают психологические свойства субъекта поведения, а во втором – внешние условия и обстоятельства его деятельности. В первом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т. п., а во втором – о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации. Иногда все психологические факторы, которые как бы изнутри, от человека определяют его поведение, называют личностными диспозициями. Тогда соответственно говорят о диспозиционной и ситуационной мотивациях как аналогах внутренней и внешней детерминации поведения.
Внутренняя (диспозиционная) и внешняя (ситуационная) мотивации взаимосвязаны. Диспозиции могут актуализироваться под влиянием определенной ситуации, а активизация определенных диспозиций (мотивов, потребностей) приводит к изменению восприятия субъектом ситуации. Его внимание в таком случае становится избирательным, и субъект предвзято воспринимает и оценивает ситуацию, исходя из актуальных интересов и потребностей. Поэтому любое действие человека рассматривают как двояко детерминированное: диспозиционно и ситуационно.
Сиюминутное поведение человека следует рассматривать не как реакцию на определенные внутренние или внешние стимулы, а как результат непрерывного взаимодействия его внутренней мотивации с ситуацией. Таким образом, мотивация человека может быть представлена как циклический процесс непрерывного взаимного воздействия и преобразования, в котором субъект действия и ситуация взаимно влияют друг на друга и результатом которого является реально наблюдаемое поведение. С этой точки зрения мотивация представляет собой процесс непрерывного выбора и принятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив.
В свою очередь, мотив в отличие от мотивации – это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Мотивы могут быть осознанными или неосознаваемыми. Основная роль в формировании направленности личности принадлежит осознанным мотивам. Следует отметить, что сами мотивы формируются из потребностей человека [2].
Потребностью называют состояние нужды человека в определенных условиях жизни и деятельности или материальных объектах. Потребность, как и любое состояние личности, всегда связана с наличием у человека чувства удовлетворенности или неудовлетворенности. Потребности есть у всех живых существ, и этим живая природа отличается от неживой. Другим ее отличием, также связанным с потребностями, является избирательность реагирования живого именно на то, что составляет предмет потребностей, т.е. на то, чего организму в данный момент времени не хватает. Потребность активизирует организм, стимулирует его поведение, направленное на поиск того, что требуется.
Количество и качество потребностей, которые имеют живые существа, зависит от уровня их организации, от образа и условий жизни, от места, занимаемого соответствующим организмом на эволюционной лестнице. Меньше всего потребностей у растений, которые имеют нужду только в определенных биохимических и физических условиях существования. Больше всего разнообразных потребностей у человека, который кроме физических и органических потребностей обладает еще и духовными, социальными. Социальные потребности выражаются в стремлении человека жить в обществе, взаимодействовать с другими людьми.
Основные характеристики человеческих потребностей:
1. сила,
2. периодичность возникновения,
3. способ удовлетворения.
Дополнительной, но весьма существенной характеристикой, особенно когда речь идет о личности, является предметное содержание потребности, т.е. совокупность тех объектов материальной и духовной культуры, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена [1].
Побуждающим к деятельности фактором является цель. Целью называют осознаваемый результат, на достижение которого в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность. Если всю сферу осознанного поведения представить в виде своеобразной арены, на которой разворачивается красочный и многогранный спектакль человеческой жизни, и допустить, что наиболее ярко в данный момент на ней освещено то место, которое должно приковывать к себе наибольшее внимание зрителя (самого субъекта), то это и будет цель. Психологически цель есть то мотивационно-побудительное содержание сознания, которое воспринимается человеком как непосредственный и ближайший ожидаемый результат его деятельности.
Цель является основным объектом внимания, который занимает определенный объем кратковременной и оперативной памяти; с ней связаны разворачивающийся в данный момент времени мыслительный процесс и большая часть всевозможных эмоциональных переживаний.
Принято различать цель деятельности и жизненную цель. Это связано с тем, что человеку приходится выполнять в течение жизни множество разнообразных деятельностей, в каждой из которых реализуется определенная цель. Но цель любой отдельной деятельности раскрывает лишь какую-то одну сторону направленности личности, проявляющуюся в данной деятельности. Жизненная цель выступает в качестве обобщающего фактора всех частных целей, связанных с отдельными деятельностями. В то же время реализация каждой из целей деятельности есть частичная реализация общей жизненной цели личности. С жизненными целями связан уровень достижений личности. В жизненных целях личности находит выражение сознаваемая ею «концепция собственного будущего». Осознание человеком не только цели, но и реальности ее осуществления рассматривается как перспектива личности [1].
Состояние расстройства, подавленности, свойственное человеку, осознающему невозможность осуществления перспективы, называется фрустрацией. Это состояние возникает в тех случаях, когда человек на пути к достижению цели сталкивается с реально непреодолимыми препятствиями, барьерами или когда они воспринимаются как таковые.
Мотивационную сферу человека, с точки зрения ее развитости, можно оценивать по следующим параметрам:
· широта,
· гибкость,
· иерархизированность.
Под широтой мотивационной сферы понимается качественное разнообразие мотивационных факторов – диспозиций (мотивов), потребностей и целей. Чем больше у человека разнообразных мотивов, потребностей и целей, тем более развитой является его мотивационная сфера.
Гибкость мотивационной сферы выражается в том, что для удовлетворения мотивационного побуждения более общего характера (более высокого уровня) может быть использовано больше разнообразных мотивационных побудителей более низкого уровня. Например, более гибкой является мотивационная сфера человека, который в зависимости от обстоятельств удовлетворения одного и того же мотива может использовать более разнообразные средства, чем другой человек. Скажем, для одного индивида потребность в знаниях может быть удовлетворена только с помощью телевидения, радио и кино, а для другого средством ее удовлетворения также являются разнообразные книги, периодическая печать, общение с людьми. У последнего мотивационная сфера, по определению, будет более гибкой.
Следует отметить, что широта и гибкость характеризуют мотивационную сферу человека по-разному. Широта – это разнообразие потенциального круга предметов, способных служить для данного человека средством удовлетворения актуальной потребности, а гибкость – подвижность связей, существующих между разными уровнями иерархической организации мотивационной сферы: между мотивами и потребностями, мотивами и целями, потребностями и целями [1].
Следующая характеристика мотивационной сферы – это иерархизированность мотивов. Одни мотивы и цели сильнее других и возникают чаще; другие – слабее и актуализируются реже. Чем больше различий в силе и частоте актуализации мотивационных образований определенного уровня, тем выше иерархизированность мотивационной сферы [2].
Следует отметить, что проблема исследования мотивации всегда привлекала внимание исследователей. Поэтому существует много разнообразных концепций и теорий, посвященных мотивам, мотивации и направленности личности.
|
|
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!