Глава 1.  Теоретические основы понятий мотивы и потребностей в психологии — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Глава 1.  Теоретические основы понятий мотивы и потребностей в психологии

2020-07-06 172
Глава 1.  Теоретические основы понятий мотивы и потребностей в психологии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по общей психологии

на тему:

 

«Иерархия потребностей и мотивов в структуре профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов»

 

 

ОГУ 37.03.01. 6020. 683 941

 

Руководитель

канд. псих. наук, доцент

__________ О.А. Щербинина

«____»___________ 2020 г.

 

Исполнитель

студент группы

 3-19Пс(ба)ПЛ(у)

____________ Э.Ф. Нарбекова

«____»___________ 2020 г.

 

Оренбург 2020

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические основы понятий мотивы и потребностей в психологии

1.1 Понятие мотив и потребность………………………………………..5

1.2 Психологические теории мотивации……………………………….10

Глава 2. Психологические принципы и методы диагностики потребностей и мотивации………………………………………………………21

Глава 3 Обзор эмпирических исследований иерархии потребностей и мотивов в профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов

3.1 Статья Хохловой Н.И. «Мотивы трудовой деятельности сотрудников органов внутренних дел»………………………………………....27

3.2 Статья А.В. Осинцевой «Изучение мотивации сотрудников органов внутренних дел в типичных профессиональных ситуациях»…………………32

Заключение……………………………………………………………....37

Список использованных источников…………………………………..39

 

Введение

 

В наше непростое время в современном обществе происходят интенсивные изменения содержания и структуры отдельных видов профессиональной деятельности, условий, в которых она осуществляется. Вследствие этого значительно возрастает роль личностного фактора в обеспечении эффективности профессиональной деятельности. При этом эффективность профессиональной деятельности зависит не только от собственно профессиональных знаний, умений, навыков, которыми обладает сотрудник, но и от тех личностных качеств, которые сформировались у него до начала карьеры и продолжают формироваться в процессе служебной деятельности.

Актуальность и практический аспект данной проблемы связан с коренным реформированием системы Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее – МВД России), направленным на повышение эффективности деятельности, приведение её в соответствие с современными и перспективными потребностями, проявляющимися, прежде всего в признании доминирующим такого важнейшего принципа деятельности сотрудников органов внутренних дел (далее – ОВД) как законность.

Предназначение ОВД как системы государственных органов исполнительной власти заключается в том, чтобы защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, их собственность, а также интересы общества и государства от преступных или иных противоправных посягательств. В задачи полиции входит защита личности, общества, государства от противоправных посягательств, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, розыск лиц, обеспечение правопорядка в общественных местах, обеспечение безопасности дорожного движения.

В успешном решении этих вопросов особую роль играют совершенствование управления персоналом, поиск эффективных форм и методов управления трудовым процессом, обеспечивающим активизацию человеческого фактора в целях повышения эффективности функционирования системы МВД России за счёт всестороннего развития и применения творческого потенциала каждого сотрудника, повышения уровня его квалификации, компетентности, ответственности и инициативности. Высокая социальная значимость деятельности ОВД предъявляет повышенные требования к надёжности профессиональной деятельности сотрудников, их морально-психологическим и мотивационным качествам.

В настоящее время несмотря на большое количество теоретических работ по профессиональной мотивации и потребностей сотрудников правоохранительных органов, довольно часто мы узнаем из СМИ или из интернета о случаях внезапных «срывов» сотрудников полиции, при которых они начинают агрессивно себя вести: избивать людей, расстреливать обычных граждан, совершать самоубийства, либо занимаются взяточничеством, выбивая из людей различные блага. Все это происходит, скорее всего, из-за большого влияния ответственности и давления, оказываемого на сотрудников.

Сотрудники просто бывают не готовыми к огромной ответственности, не до конца осознают всю важность занимаемых ими должностей и не отдают отчета собственным действиям.

Тем самым необходимо большее внимание уделять научным и практическим исследованиям ведущих потребностей и мотивов профессиональной деятельности ведь данные исследования позволят выстраивать более продуктивное взаимодействие с сотрудниками с целью повышения их качества работы, обеспечат более тщательный отбор на должности.

На основании вышесказанного, целью исследования будет являться определение ведущих потребностей и мотивов профессиональной деятельности у сотрудников правоохранительных органов.

Задачи исследования:

1 Охарактеризовать понятие мотив и потребность как психических процессов;

2 Описать методы и методики исследования мотивов и потребностей;

3 Осуществить обзор эмпирических исследований иерархии потребностей и мотивов в структуре профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов.

Объект исследования: человек, как сотрудник правоохранительных органов.

Предмет исследования: потребности и мотивы.

Методы исследования: в работе используются теоретические методы научного познания: анализ, синтез, обобщение, сравнение.

 

 

Понятие мотив и потребность

Мотивация является одной из основных проблем как отечественной, так и зарубежной психологии. Ее важность для разработки современной психологии связана с анализом источником активности человека, побудительных сил поведения. Ответ на вопрос, что побуждает человека к деятельности, каков мотив, ради чего он ее выполняет, есть основа ее адекватной интерпретации. В рамках мировой психологии существует большое количество теоретических подходов к объяснению процессов мотивации человека. Рассмотрим самые основные.

Мотив – это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребности субъекта. Под мотивом также часто понимают причину, лежащую в основе выбора действий и поступков, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта [1].

Термин «мотивация» представляет собой более широкое понятие, чем термин «мотив». Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Чаще всего в научной литературе мотивация рассматривается как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность [2].

Вопрос о мотивации деятельности возникает каждый раз, когда необходимо объяснить причины поступков человека. Причем любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. В первом случае в качестве исходного и конечного пунктов объяснения выступают психологические свойства субъекта поведения, а во втором – внешние условия и обстоятельства его деятельности. В первом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т. п., а во втором – о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации. Иногда все психологические факторы, которые как бы изнутри, от человека определяют его поведение, называют личностными диспозициями. Тогда соответственно говорят о диспозиционной и ситуационной мотивациях как аналогах внутренней и внешней детерминации поведения.

Внутренняя (диспозиционная) и внешняя (ситуационная) мотивации взаимосвязаны. Диспозиции могут актуализироваться под влиянием определенной ситуации, а активизация определенных диспозиций (мотивов, потребностей) приводит к изменению восприятия субъектом ситуации. Его внимание в таком случае становится избирательным, и субъект предвзято воспринимает и оценивает ситуацию, исходя из актуальных интересов и потребностей. Поэтому любое действие человека рассматривают как двояко детерминированное: диспозиционно и ситуационно.

Сиюминутное поведение человека следует рассматривать не как реакцию на определенные внутренние или внешние стимулы, а как результат непрерывного взаимодействия его внутренней мотивации с ситуацией. Таким образом, мотивация человека может быть представлена как циклический процесс непрерывного взаимного воздействия и преобразования, в котором субъект действия и ситуация взаимно влияют друг на друга и результатом которого является реально наблюдаемое поведение. С этой точки зрения мотивация представляет собой процесс непрерывного выбора и принятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив.

В свою очередь, мотив в отличие от мотивации – это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Мотивы могут быть осознанными или неосознаваемыми. Основная роль в формировании направленности личности принадлежит осознанным мотивам. Следует отметить, что сами мотивы формируются из потребностей человека [2].

Потребностью называют состояние нужды человека в определенных условиях жизни и деятельности или материальных объектах. Потребность, как и любое состояние личности, всегда связана с наличием у человека чувства удовлетворенности или неудовлетворенности. Потребности есть у всех живых существ, и этим живая природа отличается от неживой. Другим ее отличием, также связанным с потребностями, является избирательность реагирования живого именно на то, что составляет предмет потребностей, т.е. на то, чего организму в данный момент времени не хватает. Потребность активизирует организм, стимулирует его поведение, направленное на поиск того, что требуется.

Количество и качество потребностей, которые имеют живые существа, зависит от уровня их организации, от образа и условий жизни, от места, занимаемого соответствующим организмом на эволюционной лестнице. Меньше всего потребностей у растений, которые имеют нужду только в определенных биохимических и физических условиях существования. Больше всего разнообразных потребностей у человека, который кроме физических и органических потребностей обладает еще и духовными, социальными. Социальные потребности выражаются в стремлении человека жить в обществе, взаимодействовать с другими людьми.

Основные характеристики человеческих потребностей:

1. сила,

2. периодичность возникновения,

3. способ удовлетворения.

Дополнительной, но весьма существенной характеристикой, особенно когда речь идет о личности, является предметное содержание потребности, т.е. совокупность тех объектов материальной и духовной культуры, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена [1].

Побуждающим к деятельности фактором является цель. Целью называют осознаваемый результат, на достижение которого в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность. Если всю сферу осознанного поведения представить в виде своеобразной арены, на которой разворачивается красочный и многогранный спектакль человеческой жизни, и допустить, что наиболее ярко в данный момент на ней освещено то место, которое должно приковывать к себе наибольшее внимание зрителя (самого субъекта), то это и будет цель. Психологически цель есть то мотивационно-побудительное содержание сознания, которое воспринимается человеком как непосредственный и ближайший ожидаемый результат его деятельности.

Цель является основным объектом внимания, который занимает определенный объем кратковременной и оперативной памяти; с ней связаны разворачивающийся в данный момент времени мыслительный процесс и большая часть всевозможных эмоциональных переживаний.

Принято различать цель деятельности и жизненную цель. Это связано с тем, что человеку приходится выполнять в течение жизни множество разнообразных деятельностей, в каждой из которых реализуется определенная цель. Но цель любой отдельной деятельности раскрывает лишь какую-то одну сторону направленности личности, проявляющуюся в данной деятельности. Жизненная цель выступает в качестве обобщающего фактора всех частных целей, связанных с отдельными деятельностями. В то же время реализация каждой из целей деятельности есть частичная реализация общей жизненной цели личности. С жизненными целями связан уровень достижений личности. В жизненных целях личности находит выражение сознаваемая ею «концепция собственного будущего». Осознание человеком не только цели, но и реальности ее осуществления рассматривается как перспектива личности [1].

Состояние расстройства, подавленности, свойственное человеку, осознающему невозможность осуществления перспективы, называется фрустрацией. Это состояние возникает в тех случаях, когда человек на пути к достижению цели сталкивается с реально непреодолимыми препятствиями, барьерами или когда они воспринимаются как таковые.

Мотивационную сферу человека, с точки зрения ее развитости, можно оценивать по следующим параметрам:

· широта,

· гибкость,

· иерархизированность.

Под широтой мотивационной сферы понимается качественное разнообразие мотивационных факторов – диспозиций (мотивов), потребностей и целей. Чем больше у человека разнообразных мотивов, потребностей и целей, тем более развитой является его мотивационная сфера.

Гибкость мотивационной сферы выражается в том, что для удовлетворения мотивационного побуждения более общего характера (более высокого уровня) может быть использовано больше разнообразных мотивационных побудителей более низкого уровня. Например, более гибкой является мотивационная сфера человека, который в зависимости от обстоятельств удовлетворения одного и того же мотива может использовать более разнообразные средства, чем другой человек. Скажем, для одного индивида потребность в знаниях может быть удовлетворена только с помощью телевидения, радио и кино, а для другого средством ее удовлетворения также являются разнообразные книги, периодическая печать, общение с людьми. У последнего мотивационная сфера, по определению, будет более гибкой.

Следует отметить, что широта и гибкость характеризуют мотивационную сферу человека по-разному. Широта – это разнообразие потенциального круга предметов, способных служить для данного человека средством удовлетворения актуальной потребности, а гибкость – подвижность связей, существующих между разными уровнями иерархической организации мотивационной сферы: между мотивами и потребностями, мотивами и целями, потребностями и целями [1].

Следующая характеристика мотивационной сферы – это иерархизированность мотивов. Одни мотивы и цели сильнее других и возникают чаще; другие – слабее и актуализируются реже. Чем больше различий в силе и частоте актуализации мотивационных образований определенного уровня, тем выше иерархизированность мотивационной сферы [2].

Следует отметить, что проблема исследования мотивации всегда привлекала внимание исследователей. Поэтому существует много разнообразных концепций и теорий, посвященных мотивам, мотивации и направленности личности.

 

 

Заключение

Основным предназначением органов внутренних дел является охрана прав и свобод человека и гражданина, гарантированных Конституцией Российской Федерации. При этом гарантией безопасности выступают высокая степень подготовленности сотрудников, их профессионализм, морально-психологические и боевые качества. От добросовестности и профессионализма, личного состава зависят не только итоги служебной деятельности, но еще и жизнь, и здоровье, и самочувствие самих сотрудников.  

Исходя из этих целей и задач по обеспечению личной безопасности граждан и обеспечению общественной безопасности возникает необходимость более тщательного профессионального отбора и диагностики профессиональной деформации сотрудников ОВД. В этом нам поможет изучение иерархии потребностей и мотивов в их профессиональной деятельности.

В результате проделанной работы, мы охарактеризовали понятия мотив и потребность как психических процессов, описали методы и методики исследования данных явлений, а также осуществили обзор эмпирических исследований иерархии потребностей и мотивов в структуре профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов.

На основании проделанной работы, мы выяснили что у сотрудников ОВД преобладает финансовый мотив, затем в иерархии следует мотив продвижения по службе, т.е. карьерный рост. Также значительным фактором является среда в коллективе и сотрудничество с коллегами.

При этом, ведущей направленностью в мотивации профессиональной деятельности сотрудников полиции и ППС является направленность на задачу, проявляющаяся в увлеченности человека самим процессом работы, выполнением задания. При этом следует отметить высокий уровень направленности на себя. Данная направленность характеризуется ориентацией на прямое вознаграждение и удовлетворение мотивов собственного благополучия, стремлением к личностному первенству и престижу безотносительно работы и сотрудников, агрессивностью в достижении статуса, властностью, склонностью к соперничеству, раздражительностью, тревожностью. Финансовый мотив, являясь приоритетным, качественно меняет структуру профессиональной деятельности сотрудников, возможно обуславливая ее деструкцию, в связи с чем необходимо акцентировать внимание и уделять большую роль психологическому сопровождению профессиональной деятельности сотрудников ОВД.

Оптимальная структура профессиональной мотивации – та, в которой преобладают положительные мотивы; достаточно сильны, устойчивы и сбалансированы социальные, профессиональные, познавательные мотивы, мотивы самореализации. Ведущими мотивами деятельности выступают мотивы, ориентированные на перспективу, т.е. дальнейшее самообразование, саморазвитие, самосовершенствование. Система внутренних убеждений личности к профессиональной деятельности, положительное отношение к профессии, осознание её значимости для себя лично и для общества в целом оказывают значительное влияние на качество выполняемых профессиональных обязанностей. В дальнейшем необходимо направить ресурсы на повышение наших ценностных ориентиров, затрагивание важной темы – уровня общественной нравственности и культуры.

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по общей психологии

на тему:

 

«Иерархия потребностей и мотивов в структуре профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов»

 

 

ОГУ 37.03.01. 6020. 683 941

 

Руководитель

канд. псих. наук, доцент

__________ О.А. Щербинина

«____»___________ 2020 г.

 

Исполнитель

студент группы

 3-19Пс(ба)ПЛ(у)

____________ Э.Ф. Нарбекова

«____»___________ 2020 г.

 

Оренбург 2020

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические основы понятий мотивы и потребностей в психологии

1.1 Понятие мотив и потребность………………………………………..5

1.2 Психологические теории мотивации……………………………….10

Глава 2. Психологические принципы и методы диагностики потребностей и мотивации………………………………………………………21

Глава 3 Обзор эмпирических исследований иерархии потребностей и мотивов в профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов

3.1 Статья Хохловой Н.И. «Мотивы трудовой деятельности сотрудников органов внутренних дел»………………………………………....27

3.2 Статья А.В. Осинцевой «Изучение мотивации сотрудников органов внутренних дел в типичных профессиональных ситуациях»…………………32

Заключение……………………………………………………………....37

Список использованных источников…………………………………..39

 

Введение

 

В наше непростое время в современном обществе происходят интенсивные изменения содержания и структуры отдельных видов профессиональной деятельности, условий, в которых она осуществляется. Вследствие этого значительно возрастает роль личностного фактора в обеспечении эффективности профессиональной деятельности. При этом эффективность профессиональной деятельности зависит не только от собственно профессиональных знаний, умений, навыков, которыми обладает сотрудник, но и от тех личностных качеств, которые сформировались у него до начала карьеры и продолжают формироваться в процессе служебной деятельности.

Актуальность и практический аспект данной проблемы связан с коренным реформированием системы Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее – МВД России), направленным на повышение эффективности деятельности, приведение её в соответствие с современными и перспективными потребностями, проявляющимися, прежде всего в признании доминирующим такого важнейшего принципа деятельности сотрудников органов внутренних дел (далее – ОВД) как законность.

Предназначение ОВД как системы государственных органов исполнительной власти заключается в том, чтобы защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, их собственность, а также интересы общества и государства от преступных или иных противоправных посягательств. В задачи полиции входит защита личности, общества, государства от противоправных посягательств, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, розыск лиц, обеспечение правопорядка в общественных местах, обеспечение безопасности дорожного движения.

В успешном решении этих вопросов особую роль играют совершенствование управления персоналом, поиск эффективных форм и методов управления трудовым процессом, обеспечивающим активизацию человеческого фактора в целях повышения эффективности функционирования системы МВД России за счёт всестороннего развития и применения творческого потенциала каждого сотрудника, повышения уровня его квалификации, компетентности, ответственности и инициативности. Высокая социальная значимость деятельности ОВД предъявляет повышенные требования к надёжности профессиональной деятельности сотрудников, их морально-психологическим и мотивационным качествам.

В настоящее время несмотря на большое количество теоретических работ по профессиональной мотивации и потребностей сотрудников правоохранительных органов, довольно часто мы узнаем из СМИ или из интернета о случаях внезапных «срывов» сотрудников полиции, при которых они начинают агрессивно себя вести: избивать людей, расстреливать обычных граждан, совершать самоубийства, либо занимаются взяточничеством, выбивая из людей различные блага. Все это происходит, скорее всего, из-за большого влияния ответственности и давления, оказываемого на сотрудников.

Сотрудники просто бывают не готовыми к огромной ответственности, не до конца осознают всю важность занимаемых ими должностей и не отдают отчета собственным действиям.

Тем самым необходимо большее внимание уделять научным и практическим исследованиям ведущих потребностей и мотивов профессиональной деятельности ведь данные исследования позволят выстраивать более продуктивное взаимодействие с сотрудниками с целью повышения их качества работы, обеспечат более тщательный отбор на должности.

На основании вышесказанного, целью исследования будет являться определение ведущих потребностей и мотивов профессиональной деятельности у сотрудников правоохранительных органов.

Задачи исследования:

1 Охарактеризовать понятие мотив и потребность как психических процессов;

2 Описать методы и методики исследования мотивов и потребностей;

3 Осуществить обзор эмпирических исследований иерархии потребностей и мотивов в структуре профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов.

Объект исследования: человек, как сотрудник правоохранительных органов.

Предмет исследования: потребности и мотивы.

Методы исследования: в работе используются теоретические методы научного познания: анализ, синтез, обобщение, сравнение.

 

 

Глава 1.  Теоретические основы понятий мотивы и потребностей в психологии

Понятие мотив и потребность

Мотивация является одной из основных проблем как отечественной, так и зарубежной психологии. Ее важность для разработки современной психологии связана с анализом источником активности человека, побудительных сил поведения. Ответ на вопрос, что побуждает человека к деятельности, каков мотив, ради чего он ее выполняет, есть основа ее адекватной интерпретации. В рамках мировой психологии существует большое количество теоретических подходов к объяснению процессов мотивации человека. Рассмотрим самые основные.

Мотив – это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребности субъекта. Под мотивом также часто понимают причину, лежащую в основе выбора действий и поступков, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта [1].

Термин «мотивация» представляет собой более широкое понятие, чем термин «мотив». Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Чаще всего в научной литературе мотивация рассматривается как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность [2].

Вопрос о мотивации деятельности возникает каждый раз, когда необходимо объяснить причины поступков человека. Причем любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. В первом случае в качестве исходного и конечного пунктов объяснения выступают психологические свойства субъекта поведения, а во втором – внешние условия и обстоятельства его деятельности. В первом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т. п., а во втором – о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации. Иногда все психологические факторы, которые как бы изнутри, от человека определяют его поведение, называют личностными диспозициями. Тогда соответственно говорят о диспозиционной и ситуационной мотивациях как аналогах внутренней и внешней детерминации поведения.

Внутренняя (диспозиционная) и внешняя (ситуационная) мотивации взаимосвязаны. Диспозиции могут актуализироваться под влиянием определенной ситуации, а активизация определенных диспозиций (мотивов, потребностей) приводит к изменению восприятия субъектом ситуации. Его внимание в таком случае становится избирательным, и субъект предвзято воспринимает и оценивает ситуацию, исходя из актуальных интересов и потребностей. Поэтому любое действие человека рассматривают как двояко детерминированное: диспозиционно и ситуационно.

Сиюминутное поведение человека следует рассматривать не как реакцию на определенные внутренние или внешние стимулы, а как результат непрерывного взаимодействия его внутренней мотивации с ситуацией. Таким образом, мотивация человека может быть представлена как циклический процесс непрерывного взаимного воздействия и преобразования, в котором субъект действия и ситуация взаимно влияют друг на друга и результатом которого является реально наблюдаемое поведение. С этой точки зрения мотивация представляет собой процесс непрерывного выбора и принятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив.

В свою очередь, мотив в отличие от мотивации – это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Мотивы могут быть осознанными или неосознаваемыми. Основная роль в формировании направленности личности принадлежит осознанным мотивам. Следует отметить, что сами мотивы формируются из потребностей человека [2].

Потребностью называют состояние нужды человека в определенных условиях жизни и деятельности или материальных объектах. Потребность, как и любое состояние личности, всегда связана с наличием у человека чувства удовлетворенности или неудовлетворенности. Потребности есть у всех живых существ, и этим живая природа отличается от неживой. Другим ее отличием, также связанным с потребностями, является избирательность реагирования живого именно на то, что составляет предмет потребностей, т.е. на то, чего организму в данный момент времени не хватает. Потребность активизирует организм, стимулирует его поведение, направленное на поиск того, что требуется.

Количество и качество потребностей, которые имеют живые существа, зависит от уровня их организации, от образа и условий жизни, от места, занимаемого соответствующим организмом на эволюционной лестнице. Меньше всего потребностей у растений, которые имеют нужду только в определенных биохимических и физических условиях существования. Больше всего разнообразных потребностей у человека, который кроме физических и органических потребностей обладает еще и духовными, социальными. Социальные потребности выражаются в стремлении человека жить в обществе, взаимодействовать с другими людьми.

Основные характеристики человеческих потребностей:

1. сила,

2. периодичность возникновения,

3. способ удовлетворения.

Дополнительной, но весьма существенной характеристикой, особенно когда речь идет о личности, является предметное содержание потребности, т.е. совокупность тех объектов материальной и духовной культуры, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена [1].

Побуждающим к деятельности фактором является цель. Целью называют осознаваемый результат, на достижение которого в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность. Если всю сферу осознанного поведения представить в виде своеобразной арены, на которой разворачивается красочный и многогранный спектакль человеческой жизни, и допустить, что наиболее ярко в данный момент на ней освещено то место, которое должно приковывать к себе наибольшее внимание зрителя (самого субъекта), то это и будет цель. Психологически цель есть то мотивационно-побудительное содержание сознания, которое воспринимается человеком как непосредственный и ближайший ожидаемый результат его деятельности.

Цель является основным объектом внимания, который занимает определенный объем кратковременной и оперативной памяти; с ней связаны разворачивающийся в данный момент времени мыслительный процесс и большая часть всевозможных эмоциональных переживаний.

Принято различать цель деятельности и жизненную цель. Это связано с тем, что человеку приходится выполнять в течение жизни множество разнообразных деятельностей, в каждой из которых реализуется определенная цель. Но цель любой отдельной деятельности раскрывает лишь какую-то одну сторону направленности личности, проявляющуюся в данной деятельности. Жизненная цель выступает в качестве обобщающего фактора всех частных целей, связанных с отдельными деятельностями. В то же время реализация каждой из целей деятельности есть частичная реализация общей жизненной цели личности. С жизненными целями связан уровень достижений личности. В жизненных целях личности находит выражение сознаваемая ею «концепция собственного будущего». Осознание человеком не только цели, но и реальности ее осуществления рассматривается как перспектива личности [1].

Состояние расстройства, подавленности, свойственное человеку, осознающему невозможность осуществления перспективы, называется фрустрацией. Это состояние возникает в тех случаях, когда человек на пути к достижению цели сталкивается с реально непреодолимыми препятствиями, барьерами или когда они воспринимаются как таковые.

Мотивационную сферу человека, с точки зрения ее развитости, можно оценивать по следующим параметрам:

· широта,

· гибкость,

· иерархизированность.

Под широтой мотивационной сферы понимается качественное разнообразие мотивационных факторов – диспозиций (мотивов), потребностей и целей. Чем больше у человека разнообразных мотивов, потребностей и целей, тем более развитой является его мотивационная сфера.

Гибкость мотивационной сферы выражается в том, что для удовлетворения мотивационного побуждения более общего характера (более высокого уровня) может быть использовано больше разнообразных мотивационных побудителей более низкого уровня. Например, более гибкой является мотивационная сфера человека, который в зависимости от обстоятельств удовлетворения одного и того же мотива может использовать более разнообразные средства, чем другой человек. Скажем, для одного индивида потребность в знаниях может быть удовлетворена только с помощью телевидения, радио и кино, а для другого средством ее удовлетворения также являются разнообразные книги, периодическая печать, общение с людьми. У последнего мотивационная сфера, по определению, будет более гибкой.

Следует отметить, что широта и гибкость характеризуют мотивационную сферу человека по-разному. Широта – это разнообразие потенциального круга предметов, способных служить для данного человека средством удовлетворения актуальной потребности, а гибкость – подвижность связей, существующих между разными уровнями иерархической организации мотивационной сферы: между мотивами и потребностями, мотивами и целями, потребностями и целями [1].

Следующая характеристика мотивационной сферы – это иерархизированность мотивов. Одни мотивы и цели сильнее других и возникают чаще; другие – слабее и актуализируются реже. Чем больше различий в силе и частоте актуализации мотивационных образований определенного уровня, тем выше иерархизированность мотивационной сферы [2].

Следует отметить, что проблема исследования мотивации всегда привлекала внимание исследователей. Поэтому существует много разнообразных концепций и теорий, посвященных мотивам, мотивации и направленности личности.

 

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.126 с.