Учение о стремлении к смыслу Франкла. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Учение о стремлении к смыслу Франкла.

2020-07-06 77
Учение о стремлении к смыслу Франкла. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Учение о стремлении к смыслу Франкла.

Теория включает 3 основных части: 1. Учение о стремлении к смыслу. Человек стремится к обретению смысла и испытывает фрустрацию, если его не находит. Смысл не задан извне. Каждый человек его находит сам в соответствии с теми ценностями, которые он считает главными для себя. Наслаждение не является смыслом, так как оно является внутренним состоянием человека, также как и счастье.

2. Учение о смысле жизни.

3. Учение о свободе воли.

Пути обретения смысла: - творчество (то, что человек даёт миру); - переживание (то, что человек берёт от мира в виде переживаний); - отношение (позиция, которую он занимает по отношению к своему тяжелому положению).

Смысл страданий – самый глубокий из всех возможных смыслов и самый трудно приобретаемый. К нему надо прибегать если страдание неизбежно. Смысл должен быть не только найден но и реализован человеком через поступки.

 

Экзистенциальный вакуум – состояние которое человек испытывает, в случае утраты смысла жизни. Он наблюдается в случае крушения надежд. В этом состоянии человек не знает как ему жить дальше. Также он может наблюдаться при достижении поставленных жизненных целей, на пике успеха.

 

Ноогенный невроз – это появление психического расстройства связано с потерей жизненных ценностей, что заставляет человека думать о бессмысленности собственного существования.

 

Принципы логотерапии:

1. Свобода воли. Человек волен принимать любые решения, делать осознанный выбор в сторону болезни или здоровья, понимая это, любой диагноз – не приговор, а поиск смысла, почему болезнь возникла, для чего, что она хочет показать.

2. Воля к смыслу. Свобода – субстанция, не имеющая сама по себе значения, пока человек не обретет стремление к смыслу и не выстроит цель. Все возникающие проблемы даются с какой то целью.

3. Смысл жизни. Обусловлен первыми двумя принципами и у каждого он индивидуален, хотя общее понятие ценностей есть у всех. Самый главный смысл жизни - это сделать себя лучше, и для окружающих это будет стимулом обретать свои смыслы и стремиться к улучшенной версии себя.

 

Методы логотерапии:

1) Парадоксальная интенция. Человек боится чего-то, что осложняет его жизнь. Этот метод помогает встретиться лицом к лицу со свои страхом, пойти ему навстречу, сделать что страшно, усилить свое ощущение страха до критической точки, ответить на вопрос: «Что самое страшное произойдет, если я решусь/сделаю/не сделаю?».

2) Дерефлексия – метод, разработанный для лечения гиперрефлексии и контроля, с успехом применяется для лечения женской аноргазмии переключение с себя, тревоги и концентрация на своем партнере, происходит отпадание проблемы соответствия чужим ожиданиям и отпускание гиперконтроля.

3) Логоанализ – детальная инвентаризация жизни человека, позволяющая логотерапевту отыскать индивидуальный смысл. Уходят неврозы, тревоги и страхи.

 

Понятие "незаконченное дело" является одним из центральных в гештальт коррекции. "Незаконченное дело" означает, что неотреагированные эмоции препятствуют процессу актуального осознавания происходящего. По Перлзу, наиболее часто встречающимся и худшим видом незавершенного дела является обида, которая нарушает подлинность коммуникации.

Другим важным термином является "избегание". Понятие, с помощью которого отражаются особенности поведения, связанные со способами ухода от признания и принятие всего того, что связано с неприятным переживанием незавершенного дела.

Гештальт терапия стремится побудить человека переживать собственные фантазии, осознавать собственные эмоции, контролировать интонации голоса, движения рук и глаз, и понять прежде игнорировавшиеся им физические ощущения с тем, чтобы он снова смог восстановить связь между всеми своими аспектами личности и в результате достичь полного осознания собственного "Я". В основе всех нарушений лежат

ограничения способности индивида к поддержанию оптимального равновесия со средой, нарушение процесса саморегуляции.

В гештальт теории различают пять механизмов нарушения процесса саморегуляции: 1) Интроекция - человек усваивает чувства, взгляды, оценки, нормы, образцы поведения других людей, которые, вступая в противоречие с собственным опытом.

2) Проекция - человек отчуждает присущие ему качества, поскольку они не соответствуют его "Я-концепции".

3) Ретрофлексия - поворот на себя - наблюдается в тех случаях, когда какие-либо потребности не могут быть удовлетворены из-за их блокирования социальной средой.

4) Дефлексия - уклонение от реального контакта.

5) Конфлуенция - выражается в стирании границ между "Я" и окружением.

Экзистенциальный подход в психологическом консультировании (Дж. Бьюдженталь, Р. Мэй и И. Ялом). Ялом выделил четыре экзистенциальных беспокойства, они связаны со смертью, свободой, изоляцией и бессмысленностью.

Смерть является наиболее очевидной, наиболее легко осознаваемой конечной данностью. Смерть придет, и от нее никуда не деться. Возникает конфликт между осознанием неизбежности смерти и желанием продолжать жить: конфликт между боязнью несуществования и желанием быть.

Свобода. Обычно свобода представляется однозначно позитивным явлением, однако, есть и плохая сторона, мы не опираемся ни на какую почву, под нами – ничто, пустота, бездна. Открытие этой пустоты вступает в конфликт с нашей потребностью в почве и структуре. Люди «обречены на свободу».

Экзистенциальная изоляция. Сколь бы ни были мы близки к кому-то, между нами всегда остается последняя непреодолимая пропасть: каждый из нас в одиночестве приходит в мир и в одиночестве должен его покинуть.

Бессмысленность. Мы должны умереть; мы сами структурируем свою вселенную; каждый из нас фундаментально одинок в равнодушном мире.

Бьюдженталь называет 4 основных принципа клинической практики экзистенциального терапевта: 1. Экзистенциальный подход предполагает, что за психологическими дистрессами, с которыми клиенты обращаются в терапию, скрываются более глубокие и часто скрытые экзистенциальные проблемы.

2. Экзистенциальный подход основывается на безусловном уважении к уникальности каждой личности.

3. Экзистенциальный подход ставит в центр внимания переживание клиентом своего бытия, осознавание или субъективность.

4. Экзистенциальный подход подчеркивает значимость живого настоящего субъективной жизни для процесса психотерапии

Беседа как основной метод консультирования, директивный и недирективный стили беседы; модель консультативной беседы. Техника активного слушания и ее функции; вербальные и невербальные средства психотерапевтической работы.

Консультативная беседа - один из основных методов оказания психологической помощи. Восходящая к социологической технике опроса, именуемой «глубинным интервью», консультативная беседа - это личностно-ориентированное общение, в котором осуществляется ориентировка в личностных особенностях и проблемах клиента.

 

При директивном стиле консультации психолог использует внушение, моделирование, положительное подкрепление для формирования более зрелых способов восприятия, переживания и поведения, структурирует ход беседы, определяет обязанности и права клиента, требования сотрудничества в разговоре, психолог занимает доминирующую, активную позицию, а клиент относительно остается пассивен.

Недирективное поведение при консультации психолога проявляется в следующем – он внимательно слушает клиента, проявляет сочувствие, гибок в своей тактике и с уважением относится ко всем его требованиям и пожеланиям, создает для него атмосферу эмоционального комфорта, в процессе беседы преобладают темы, которые привносит сам клиент, психолог не навязывает исполнения норм и правил, он использует преимущественно технику отражения и кларификации (прояснения).

Активное слушание — способ, применяемый в практике социально-психологического тренинга, психологического консультирования и психотерапии, позволяющий точнее понимать психологические состояния, чувства, мысли собеседника с помощью особых приемов участия в беседе, подразумевающих активное выражение собственных переживаний и соображений.

 

Выполняет функции:

Паузы. Когда клиент заканчивает говорить — выдержите паузу. Она дает возможность подумать, осмыслить, осознать, добавить что-то к рассказу.

 

Парафраз (пересказ). Это умение повторить своими словами слова собеседника. Повторить кратко. Это дает собеседнику возможность почувствовать, что он был понят вами, и услышать стороннее описание своих проблем.


Уточнение. Не всегда в рассказе человек описывает все детали событий или переживаний. Попросите уточнить все, даже самые мелкие подробности.


Сообщение о восприятии. Другими словами, это возможность сообщить собеседнику, что вы поняли, что он вам сказал, его эмоции и состояние. «Я понимаю, как тебе сейчас обидно и больно. Хочется плакать и чтобы тебя пожалели».

 

Основные техники психологического консультирования: перенос и контрперенос, техника молчания, конфронтация, техника структурирования, информирование и интерпретация, эмоциональные техники, работа с сопротивлением.

Перенос — это неадекватное и персеверативное переживание чувств, влечений, фантазий, установок и задействование защитных механизмов, возникших в прошлом в отношениях со значимыми людьми, при актуальном межличностном взаимодействии.. Считая перенос универсаль­ным феноменом консультативного контакта, его можно определить как повторение в отношениях с консуль­тантом чувств и установок, привычных в прошлом со значимыми людьми (прежде всего — родителями).

 

Контрперенос представляет собой ответные чувства консуль­танта по отношению к клиенту. Контрперенос можно опреде­лить как эмоциональные и поведенческие реакции терапевта, консультанта, возникающие в результате проецирования им сво­их проблем на проблемы клиента, и это проецирование может быть связано или не связано с переносом клиента.

Техника молчания — одна из сложных и специфических техник психологического консультирования, так как имеет две плоско­сти: молчание клиента и паузы в речи консультанта, и обе эти плоскости консультант должен уметь интерпретировать и ис­пользовать в целях терапевтического воздействия.

 

Техника структурирования представляет собой некоторые дей­ствия консультанта в пространстве психологического консуль­тирования, направленные на определение сущности, пределов и целей консультационного процесса, структурирование гра­ниц консультационного пространства и границ взаимоотноше­ний с данным конкретным клиентом.

Техника конфронтации используется в психологическом консуль­тировании на этапах глубинной проработки проблем и конфлик­тов клиента, что обычно свойственно более поздним стадиям терапии. Конфронтация определяется как предъявление консультантом клиенту его неосознаваемых или амбивалентных установок, отношений или стереотипов поведения с целью их осознавания и проработки, когда консультант противостоит двойственному поведению клиента либо его установкам.

Информирование клиента представляет довольно деликатный и сложный процесс, поскольку предполагает не только беспристрастное преподнесение фактов, но и учет возможных реакций человека на информацию о себе, одна и та же информация может быть воспринята как положительная, отрицательная или индифферентная.

 

Интерпретация - это попытка консультанта довести до сведения клиента некие смыслы, объяснить, прояснить, ожидания, чувства, поведение клиента, непонятное сделать понятным.

Учение о стремлении к смыслу Франкла.

Теория включает 3 основных части: 1. Учение о стремлении к смыслу. Человек стремится к обретению смысла и испытывает фрустрацию, если его не находит. Смысл не задан извне. Каждый человек его находит сам в соответствии с теми ценностями, которые он считает главными для себя. Наслаждение не является смыслом, так как оно является внутренним состоянием человека, также как и счастье.

2. Учение о смысле жизни.

3. Учение о свободе воли.

Пути обретения смысла: - творчество (то, что человек даёт миру); - переживание (то, что человек берёт от мира в виде переживаний); - отношение (позиция, которую он занимает по отношению к своему тяжелому положению).

Смысл страданий – самый глубокий из всех возможных смыслов и самый трудно приобретаемый. К нему надо прибегать если страдание неизбежно. Смысл должен быть не только найден но и реализован человеком через поступки.

 

Экзистенциальный вакуум – состояние которое человек испытывает, в случае утраты смысла жизни. Он наблюдается в случае крушения надежд. В этом состоянии человек не знает как ему жить дальше. Также он может наблюдаться при достижении поставленных жизненных целей, на пике успеха.

 

Ноогенный невроз – это появление психического расстройства связано с потерей жизненных ценностей, что заставляет человека думать о бессмысленности собственного существования.

 

Принципы логотерапии:

1. Свобода воли. Человек волен принимать любые решения, делать осознанный выбор в сторону болезни или здоровья, понимая это, любой диагноз – не приговор, а поиск смысла, почему болезнь возникла, для чего, что она хочет показать.

2. Воля к смыслу. Свобода – субстанция, не имеющая сама по себе значения, пока человек не обретет стремление к смыслу и не выстроит цель. Все возникающие проблемы даются с какой то целью.

3. Смысл жизни. Обусловлен первыми двумя принципами и у каждого он индивидуален, хотя общее понятие ценностей есть у всех. Самый главный смысл жизни - это сделать себя лучше, и для окружающих это будет стимулом обретать свои смыслы и стремиться к улучшенной версии себя.

 

Методы логотерапии:

1) Парадоксальная интенция. Человек боится чего-то, что осложняет его жизнь. Этот метод помогает встретиться лицом к лицу со свои страхом, пойти ему навстречу, сделать что страшно, усилить свое ощущение страха до критической точки, ответить на вопрос: «Что самое страшное произойдет, если я решусь/сделаю/не сделаю?».

2) Дерефлексия – метод, разработанный для лечения гиперрефлексии и контроля, с успехом применяется для лечения женской аноргазмии переключение с себя, тревоги и концентрация на своем партнере, происходит отпадание проблемы соответствия чужим ожиданиям и отпускание гиперконтроля.

3) Логоанализ – детальная инвентаризация жизни человека, позволяющая логотерапевту отыскать индивидуальный смысл. Уходят неврозы, тревоги и страхи.

 

Понятие "незаконченное дело" является одним из центральных в гештальт коррекции. "Незаконченное дело" означает, что неотреагированные эмоции препятствуют процессу актуального осознавания происходящего. По Перлзу, наиболее часто встречающимся и худшим видом незавершенного дела является обида, которая нарушает подлинность коммуникации.

Другим важным термином является "избегание". Понятие, с помощью которого отражаются особенности поведения, связанные со способами ухода от признания и принятие всего того, что связано с неприятным переживанием незавершенного дела.

Гештальт терапия стремится побудить человека переживать собственные фантазии, осознавать собственные эмоции, контролировать интонации голоса, движения рук и глаз, и понять прежде игнорировавшиеся им физические ощущения с тем, чтобы он снова смог восстановить связь между всеми своими аспектами личности и в результате достичь полного осознания собственного "Я". В основе всех нарушений лежат

ограничения способности индивида к поддержанию оптимального равновесия со средой, нарушение процесса саморегуляции.

В гештальт теории различают пять механизмов нарушения процесса саморегуляции: 1) Интроекция - человек усваивает чувства, взгляды, оценки, нормы, образцы поведения других людей, которые, вступая в противоречие с собственным опытом.

2) Проекция - человек отчуждает присущие ему качества, поскольку они не соответствуют его "Я-концепции".

3) Ретрофлексия - поворот на себя - наблюдается в тех случаях, когда какие-либо потребности не могут быть удовлетворены из-за их блокирования социальной средой.

4) Дефлексия - уклонение от реального контакта.

5) Конфлуенция - выражается в стирании границ между "Я" и окружением.

Экзистенциальный подход в психологическом консультировании (Дж. Бьюдженталь, Р. Мэй и И. Ялом). Ялом выделил четыре экзистенциальных беспокойства, они связаны со смертью, свободой, изоляцией и бессмысленностью.

Смерть является наиболее очевидной, наиболее легко осознаваемой конечной данностью. Смерть придет, и от нее никуда не деться. Возникает конфликт между осознанием неизбежности смерти и желанием продолжать жить: конфликт между боязнью несуществования и желанием быть.

Свобода. Обычно свобода представляется однозначно позитивным явлением, однако, есть и плохая сторона, мы не опираемся ни на какую почву, под нами – ничто, пустота, бездна. Открытие этой пустоты вступает в конфликт с нашей потребностью в почве и структуре. Люди «обречены на свободу».

Экзистенциальная изоляция. Сколь бы ни были мы близки к кому-то, между нами всегда остается последняя непреодолимая пропасть: каждый из нас в одиночестве приходит в мир и в одиночестве должен его покинуть.

Бессмысленность. Мы должны умереть; мы сами структурируем свою вселенную; каждый из нас фундаментально одинок в равнодушном мире.

Бьюдженталь называет 4 основных принципа клинической практики экзистенциального терапевта: 1. Экзистенциальный подход предполагает, что за психологическими дистрессами, с которыми клиенты обращаются в терапию, скрываются более глубокие и часто скрытые экзистенциальные проблемы.

2. Экзистенциальный подход основывается на безусловном уважении к уникальности каждой личности.

3. Экзистенциальный подход ставит в центр внимания переживание клиентом своего бытия, осознавание или субъективность.

4. Экзистенциальный подход подчеркивает значимость живого настоящего субъективной жизни для процесса психотерапии


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.037 с.