Перцептивный (восприятельный) компонент — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Перцептивный (восприятельный) компонент

2020-11-03 91
Перцептивный (восприятельный) компонент 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Функция беседы

· Диагностика личности.

· Сбор анамнеза.

· Терапевтические и коррекционные действия.

· Формирование адекватной установки перед диагностической или лечебной процедуро.

Структура беседы:

МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

· 2.1. Взаимосвязь методологии, методов и методик психолого-педагогических исследований. Уровни методологических знаний

· 2.2. Классификация методов психолого-педагогических исследований

· 2.3. Основные методы педагогической психологии

· 2.4. Формирующий эксперимент как один из основных методов психолого-педагогических исследований

В педагогической психологии используются все те методы, которые есть в общей, возрастной и многих других отраслях психологии: наблюдение, устный и письменный опрос, метод анализа продуктов деятельности, контент-анализ, эксперимент и др., но только здесь они применяются с учетом возраста детей и тех психолого-педагогических проблем, в контексте которых возникает необходимость обращения к ним (см. рис. 1). Вносимые в эти методы изменения, когда они используются в педагогической психологии, касаются возможности оценки с их помощью наличного уровня воспитанности и обученности ребенка или тех изменений, которые происходят в его психике и поведении под влиянием обучения и воспитания. Для определения специфики применения общенаучных методов исследования в педагогической психологии необходимо рассмотреть некоторые особенности взаимосвязи методологии, методов и методик психолого-педагогических исследований, а также уровни методологических знаний. (http://www.pirao.ru/; см. сайт Психологического института РАО).

 

Взаимосвязь методологии, методов и методик психолого-педагогических исследований. Уровни методологических знаний

· 2.1.1. Взаимосвязь методологии, методов и методик психолого-педагогических исследований

· 2.1.2. Уровни методологических знаний

 

Формирующий эксперимент как один из основных методов психолого-педагогических исследований

· 2.4.1. Суть формирующего эксперимента

· 2.4.2. Экспериментальное обучение как разновидность формирующего эксперимента

 

Резюме

· В педагогической психологии используются все те методы, которые есть в общей, возрастной и многих других отраслях психологии: наблюдение, устный и письменный опрос, метод анализа продуктов деятельности, контент-анализ, эксперимент и др., но только здесь они применяются с учетом возраста детей и тех психолого-педагогических проблем, в контексте которых возникает необходимость обращения к ним.

· Методология - система принципов и способов организации, построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Понятие "методология" имеет два основных значения: а) система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т.п.); б) учение об этой системе, общая теория метода, теория в действии.

o В общенаучном плане, метод (от греч. methodos - путь исследования, теория, учение) - "способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического и теоретического освоения (познания) действительности" (Большой энциклопедический словарь…, 1998. С. 724).

o Методика отвечает конкретным целям и задачам психолого-педагогического исследования, содержит в себе описание объекта и процедур изучения, способов фиксации и обработки полученных данных. На основе определенного метода может быть создано множество методик.

o В современной методологии и логике науки выделяется следующая общая схема уровней методологии: уровень философской методологии; уровень методологии общенаучных принципов исследования; уровень конкретно-научной методологии; уровень методик и техник исследования.

· Одной из наиболее признанных и известных классификаций методов психолого-педагогического исследования является классификация, предложенная Б.Г. Ананьевым. Все методы он разделил на четыре группы: организационные; эмпирические; по способу обработки данных; интерпретационные.

o Наблюдение - основной, наиболее распространенный в педагогической психологии (и в педагогической практике в целом) эмпирический метод изучения человека. Под наблюдением понимается целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Результаты фиксации данных наблюдения называются описанием поведения объекта.

o Беседа - широко распространенный в педагогической психологии эмпирический метод получения сведений (информации) об ученике в общении с ним, в результате его ответов на целенаправленные вопросы. Это специфичный для педагогической психологии метод исследования поведения учащегося. Диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого, называется методом беседы.

o Тест (англ. test - проба, испытание, проверка) - в психологии - "фиксированное во времени испытание, предназначенное для установления количественных (и качественных) индивидуально-психологических различий" (Бурлачук Л.Ф., 2000. С. 325). Тест - основной инструмент психодиагностического обследования, с помощью которого осуществляется психологический диагноз.

· Эксперимент - один из основных (наряду с наблюдением) методов научного познания вообще, психологического исследования в частности. Он отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими переменными (факторами) и регистрацию сопутствующих изменений в поведении изучаемого объекта.

o Формирующий эксперимент - применяемый в возрастной и педагогической психологии метод прослеживания изменений психики ребенка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого. Синонимы формирующего эксперимента: преобразующий; созидательный; воспитывающий; обучающий; метод активного формирования психики.

o Экспериментальное обучение - один из современных методов исследования психолого-дидактических проблем. Различают два вида экспериментального обучения: индивидуальный обучающий эксперимент, уже прочно вошедший в науку; коллективное экспериментальное обучение, которое широко стало использоваться в психологии и педагогике лишь в 60-х гг. XX в.


Методы психологии: наблюдение, беседа, диагностическое интервью, контент-анализ.

Наиболее достоверная информация получается методом наблюдения. В процессе наблюдения поведение человека можно разделить на:

· существенные аспекты

· несущественные аспекты

Нужно уделить внимание существенным аспектам.

Для проведения наблюдения не требуется получения согласия со стороны испытуемого и установление с ним контакта, не требует создания положительной мотивации.

Недостатки:

· для получения достоверной информации требуется большое количество времени

· результаты трудно поддаются формализации, т.е. количественной оценки

· крайний субъективизм его результатов. Диагност является измерителем субъективизма. Все проходит через призму наших установок. В результате мы получаем, что хотели получить. Результаты поведения зависят от опыта диагноста и его личностных особенностей.

Д. Кеттелом  были предложены требования к методу наблюдения:

1. Поведение испытуемого должно оцениваться во многих его ролях и с разных сторон.

2. Наблюдатель должен проводить с испытуемым много времени (не менее 2-3 месяца). При этом желательно не менее 3-4 сеансов в неделю. Длительность сеансов зависит от цели наблюдения.

3. Заранее, до начала процесса наблюдения должны быть определены те симптомы поведения, которые следует фиксировать в процессе наблюдения. Должна быть установлена связь симптомов с теми психологическими характеристиками, которые психодиагност хочет определить

4. Психодиагност должен быть заранее натренирован в проведении наблюдения

5. Должны быть исключены ролевые отношения для беспристрастности наблюдения

6. Кеттел считает, что за испытуемым должно вестись наблюдение не менее 10 психологами. Оценка, полученная на основе наблюдений должна быть средняя, из тех, которую дают эти 10 психологов. Психологи должны быть независимы друг от друга.

Метод беседы.

Метод необходим любому психологу. При любом диагностическом обследовании необходима беседа.

Цели:

1. установление контакта, настройка на сотрудничество.

2. Создание положительной мотивации, усиление мотивации к обследованию.

3. Получение диагностической информации.

4. Снижение тревожности и оказание психологической помощи испытуемому.

Если беседа ведется для оказания психологической помощи - это будет психотерапевтическая беседа или клиническое интервью.

Диагностическое интервью и клиническое интервью нельзя противопоставлять, они дополняют друг друга. Любое интервью - налаживание контакта и настройка на сотрудничество. Хорошее психотерапевтическое интервью - постановка диагноза.

Беседа - сложный метод для психолога.

Сложности:

1. В процессе беседы психолог вступает во взаимодействие с испытуемым и использует информацию путем метода наблюдения, фиксирует мимику, жесты, позы... Оценивает отношение испытуемого к беседе.

2. Получает информацию с помощью беседы - обращает внимание на формальную сторону беседы, на саму манеру речи... Такого рода наблюдения дают информацию, важную с точки зрения личностных особенностей человека.

3. Психолог, участвуя в беседе, сам воздействует на испытуемого, на то, что говорит испытуемый. Тем самым психолог может менять ситуацию, содержание ответов испытуемого. Ситуация беседы: собеседники находятся в ассиметричных позициях. Чаще всего получается, что психолог спрашивает, испытуемый - отвечает. Следовательно данная ситуация может привести к нарушению доверительности испытуемого. Возможен отказ отвечать на вопросы. Психолог перед беседой говорит, что он будет задавать вопросы, а после испытуемый задает все свои вопросы психологу.

4. Каждый психолог априорно воспринимается своим собеседником как специалист по межличностным отношениям. Следовательно, повышенные требования к личности самого психодиагноста.

Каким должен быть психодиагност?

Психодиагност должен обладать такими качествами как: коммуникабельность, направленность на другого человека, высокая эмпатия. Он должен быть терпим, тактичен, обладать высоким уровнем рефлексии.

Диагностическое интервью.

1. Нужно сформулировать цель и задачу психодиагностического интервью.

2. Регистрация и обработка вербального материала. Критерием выступает наличие или отсутствие предварительной подготовки плана или программы. Также важно, на чьей стороне находится инициатива проведения интервью. По этим критериям психодиагностическое интервью делят на:

o управляемое или программное. В данном виде психодиагностического интервью есть заранее составленный план, инициатива на стороне психолога.

o неуправляемое или непрограммируемое. Неуправляемое интервью - инициатива на стороне клиента (беседа исповедального характера), без вопросов со стороны психолога. Психолог в этой ситуации должен быть активным слушателем и должен следовать принципам недирективной психотерапии. Должен установить контакт, выражать эмпатию, относиться с уважением к словам клиента.

В подгруппе неуправляемого интервью:

1. стандартизированное интервью. Заранее сформирован план, определена жесткая тактика беседы, сохраняется последовательность задавания вопросов. Недостаток - меньше похоже на естественную беседу, больше похоже на экзамен, диагностику, следовательно, снижение искренности, следовательно, искажение ответов. Стандартизированное интервью можно проводить, когда у клиента сложилась установка, когда ему самому выгодно изложить информацию. К детям желательно применять стандартизированное интервью.

2. свободное интервью - заранее составлен план беседы, подготовлены вопросы. Нет жесткой последовательности вопросов. Вопросы задаются с учетом ответа на предыдущий. Позволяется поддержать естественность ситуации, искренность клиента. Такое интервью требует от психолога большого опыта. Свободное интервью проводится при индивидуальном обследовании, при консультировании отдельных лиц, когда нужно понять затруднения, проникнуть во внутренний мир испытуемого.

Любой психодиагност должен уметь составить диагностическое интервью. Правила составления диагностического интервью:

1. этап психодиагностического интервью - введение, цель которого настройка клиента на сотрудничество.

2. этап психодиагностического интервью - свободные, неуправляемые высказывания испытуемого без помощи психолога.

3. этап психодиагностического интервью - вопросы задает психолог. Задаются общие вопросы.

4. этап психодиагностического интервью - диагностическое интервью.

5. этап психодиагностического интервью - заключительные слова психолога, выражение признательности за то, что человек ответил на вопросы.

Как нужно составлять сами вопросы для психодиагностического интервью?

1. Нужно определиться - как обращаться к клиенту (с подросткового возраста на "Вы").

2. Какие слова использовать для беседы. Лексика должна соответствовать той социальной, возрастной группе, к которой принадлежит испытуемый.

3. Вопросы составляются таким образом, чтобы ответы были искренними.

Приемы составления вопросов для психодиагностического интервью.

1. Прием предварительного такта в вопросах. Вопросы должны формулироваться заранее и в самой формулировке нужно уменьшить неприятное отношение к затрагиваемым темам. (Например: всем приходится иногда драться. А тебе?)

2. Комментарий, который использует психолог, включая в вопрос рассказ о себе. (Например: мальчишки часто дерутся. Пауза. Испытуемый должен что-то сказать о себе).

3. Использование эвфемизмов - замена, уменьшающая отрицательную оценку (Например: вы с братом часто не понимаете (деретесь) друг с другом?)

4. Письменный ответ на некоторые особо неприятные вопросы. Существует несколько видов вопросов:

o прямые (Ты боишься грозы?)

o косвенный (Что ты делаешь, когда бывает гроза?)

o проективный (Дети боятся грозы?)

Общие правила составления диагностического интервью:

1. Интервью не должно быть очень длинные, не более 40 минут.

2. Регистрация должна осуществляться в момент проведения интервью (Запись, звукозаписывающая техника). Регистрация не должна быть слишком навязчивой и не должна мешать искренним ответам испытуемого.

Как проводить беседу с детьми и подростками?

Отличие состоит в том, что взрослые обращаются к психологу сами, а детей приводят учителя или родители. У детей отсутствует мотивация общения с психологом. Бывает сложно наладить контакт, доверительные отношения. От психолога требуется изобретательность, опыт... Это касается маленьких детей, а также трудных детей.

Что помогает наладить контакт?

Игра. У психолога должны быть под рукой игры, игрушки, головоломки, цветные карандаши. Нужно вовлечь в совместную с психологом деятельность. Важна форма обращения к ребенку. Психолог должен называть его по имени, так, как называют ребенка в семье. Говорить на понятном ему языке, учитывая возраст, пол, специфические условия жизни. Нужно понять насколько ребенок способен к рефлексии, самонаблюдению. (ближе к подростковому возрасту). У ребенка нет навыков припоминания. Важно: умение правильно сформулировать и вовремя задать вопрос. Это помогает ребенку осознать свои переживания.

Проективные и косвенные вопросы позволяют получить больше информации, чем задавание прямых вопросов. Нужно уметь занять позицию недирективной психотерапии - это дает возможность к правдивым ответам. Также всегда нужно помнить, что ребенок имеет право на тайну личной жизни.

Контент-анализ.

Контент-анализ - это метод формализованного изучения содержания документов и различного рода текстов. Метод перевода текстовой информации в количественную.

Объекты изучения контент-анализа:

· документы личностные, письма...

· материалы групповой и массовой коммуникации: записи разговоров, дискуссий, приказы, объявления, реклама, радиопередачи

· продукты деятельности людей

Сущность контент-анализа заключается в систематической надежной фиксации заданных единиц, изучаем их содержание. В дальнейшем обрабатываем при помощи математических методов. Для исключения субъективности при анализе документов применяются особые приемы - контрольная сетка, которая не позволяет уйти в субъективность. Главное не подсчет, обязательно соотношение частоты их появления, по сравнению с другими элементами. Использование методов математической статистики.

Контент-анализ используется как вспомогательная техника дл обработки данных, полученных из нестандартизированного интервью.

Контент-анализ возник в США в 40-е годы. Первоначально метод контент-анализа применялся для анализа прессы. Каковы этапы проведения контент-анализа?

1. Качественная оценка самих документов и выяснение того, есть ли в них предмет для подсчета. Два ограничения для использования контент-анализа:

o так как контент-анализ основан на повторяемости частоты встречи - когда есть достаточное количество однородных документов или немного, но объемных документов.

o не всегда удается четко выделить содержимое для подсчета. Содержание не любых документов можно формализовать

2. Выделение самих единиц для анализа: может иметь разную словесную форму (смысловое содержание)

3. Отыскание выделенных единиц в тексте и подсчет

4. Использование методов математической статистики

Психология и педагогика

Семинар 3

Тема: «Методы психологии»

Вопросы:

1. Какова взаимосвязь методологии, методов и методик исследования в педагогической психологии?

2. Назовите основные этапы психолого-педагогического исследования.

3. Приведите классификацию методов психолого-педагогического исследования по разным основаниям.

4. Дайте характеристику основным специальным методам педагогической психологии.

5. В чем особенности применения метода наблюдения в психолого-педагогических исследованиях?

6. Выделите достоинства и недостатки применения метода беседы в психолого-педагогических исследованиях.

7. В чем специфика использования метода изучения "продуктов деятельности" в педагогической психологии?

8. Дайте общую характеристику метода эксперимента и сформулируйте основные требования к его применению в педагогической психологии.

9. Назовите основные виды эксперимента в педагогической психологии и дайте их сравнительную характеристику.

10. В чем суть формирующего эксперимента в педагогической психологии?

 

Литература:

http://www.ido.rudn.ru/psychology/pedagogical_psychology/2.html

 

Функция беседы

· Диагностика личности.

· Сбор анамнеза.

· Терапевтические и коррекционные действия.

· Формирование адекватной установки перед диагностической или лечебной процедуро.

Структура беседы:

Перцептивный (восприятельный) компонент

На пациента:

· наблюдательность.

· правильное понимание пациента.

На себя:

· Самовосприятие.

· Рефлексия.

2) Коммуникативный компонент. Специальные приемы коммуникации, приветствие, расспрос, умение наладить контакт, установить отношения.
Принципы терапевтических отношений:

· Эмпатия – показывание видом, что мы можем принять человека.

· Безусловное положительное принятие.

· Аутентичность и конгруэнтность (достоверность, подлинность, естественность)

3) Информационный компонент. Мы повышаем осведомленность пациента о своем психологическом состоянии, для того чтобы формировать адекватные ожидания. С ростом информированности повышается общая удовлетворенность.
Беседа врача и пациента состоит из вопросов и ответов. Вопрос необходимо составлять так, чтобы он не содержал в своей структуре ответа. Пример как нельзя: Вам так всегда плохо? Открытые вопросы открывают пациента для продуктивной коммуникации, закрытые вопросы служат для уточнения деталей.

Критерии формальной оценки беседы. Очень трудно говорить о каких либо критериях, так как беседа разворачивается во времени. Во время проведения беседы существуют моменты, на которые необходимо обращать внимание:

· Молчание паузы могут подсказать о том, что имеет место сопротивление в контакте. Во время молчания необходимо обращать внимание на невербальные проявления.

· Отклонение от темы, использование речевых штампов (клише).

· Очень важно обращать внимание на спонтанные высказывания (словесные ассоциации).

· Обращать внимание на те места беседы, где идет хаотичное построение фраз.

Признаки эмоционального шока

 пациент: краснеет, меняет позу, нервничает.
Эмоционально-экспрессивное поведение это бурная реакция со стороны пациента.
Шкала речевых знаков это темп речи, громкость, интонация.

Ошибочным при беседе является формирование предварительных гипотез. После первого разговора у нас складывается впечатление, будто бы мы знаем человека, какой он и в последующем мы будем стараться подтвердить нашу гипотезу о нем. В этом случае очень важно самовосприятие, умение не делать скороспешных выводов о пациенте. Правильное понимание пациента связано с получением биографических данных.

План содержания беседы:

· Паспортная часть.

· Жалобы на текущий момент

· Рождение развитие, наследственность, особенности, сложности.

· Перенесенные болезни.

· Отношение с родителями.

· Профессиональный анамнез.

· Социальные отношения проблемы, особенности.

· Семейный статус и проблемы в настоящее время.

· Какие проблемы в процессе жизни беспокоили, и каким образом с ними справлялся.

· Психотравмирующая ситуация.

· Психологические аспекты развития настоящего заболевания.

Обычно начинают с расспроса текущего состояния и психотравмирующего фактора. Или же начать беседу с того обстоятельства, которое наиболее интересно для пациента. Оценка актуального психологического состояния и индивидуальных особенностей поведения. Очень важно раскрыть феноменологию человеческого переживания.
Феноменология – это способность понять то, как человек переживает свой опыт. Достигается путем рассказа человека о себе.

 

Во-первых, беседа не проводится вообще. Беседа проводится всегда целенаправленно, предварительно получив информацию из истории болезни или из других источников.

Но это не означает, что беседа должна касаться только самих симптомов болезни, самой болезни. Вы не должны акцентировать внимание только на симптомах, необходимо беседу проводить шире, чтобы узнать историю болезни пациента.

Беседа организовывается в зависимости от проблемы.

Еще один момент — отношение к врачу. Когда приходит пожилой человек и ответственный работник, заведующий каким-нибудь институтом или отделением, а перед ним сидит молодая девушка или молодой человек, он бывает возмущен: «Ну что этот сосунок понимает, что он тут будет меня расспрашивать». Это тоже надо учесть.

Вы должны очень доброжелательно встретить больного, очень доброжелательно с ним поговорить и, вместе с тем, какая-то дистанция в общении, хоть на один сантиметр, должна быть соблюдена, даже если вы молоды, а больной — пожилой человек. Все-таки вы — экспериментатор.

 

 

В любой беседе нужно: В беседе нельзя:
Описывать действия. Оценивать действия.
Видеть проблему и искать пути её решения. Видеть причину проблемы в виновности человека.
Удовлетворять свои и чужие потребности. Удовлетворять только свои потребности
Видеть ценность партнёра и щадить его "Я-образ" Задевать его "Я-образ", показывать недоверие.
Быть гибким Быть прямолинейным.
Уважать потребность людей в признании, уважении и самоутверждении. Не признавать право людей на уважение и признание.
Формировать установку на согласие. Задавать вопросы для ответов "Да" Задавать вопросы, предполагающие ответы "нет".
Излагать выгоду и пользу своего предложения для партнёра Делать упор на свои предложения.
Управлять эмоциями и выдерживать позицию на равных в спокойной уверенности. Допускать срывы, держать себя униженно или высокомерно.
Уходить от позиционной "войны" в область общих интересов и искать пути их удовлетворения. Отстаивать свою позицию упорно и несмотря ни на что.
Свои аргументы и доводы встраивать в рассуждения партнёра. Использовать его аргументы в своих возражениях и отражать в форме вопросов и ответов. "Вбивать" аргументы в партнёра. Свои возражения подавать в форме требований.
Брать на себя всю ответственность за всё происходящее. Обвинять партнёра в непонимании, упрямстве, перекладывать на него ответственность.
Иметь выбор вариантов и предлагать их. Останавливаться на первом приемлемом варианте.
Понимать язык поз и жестов партнёра и подстраиваться к нему. Игнорировать состояние партнёра.
Подавать обратную связь как отражение собственных чувств и состояния. Предлагать обратную связь в виде обвинений и негативной оценки личности партнёра или его действий.
Уточнять смысл высказываний партнёра, отражать своё понимание этого смысла. Поддаваться иллюзии: всё понятно без всяких уточнений.
Оформлять представления о конечном желаемом результате в виде конкретного решения. Формулировать цели беседы в терминах процесса (обсудить, достичь договорённости и т.д.)
Искать объективную почву для принятия соглашения. Использовать субъективные оценки и критерии.
Видеть плюсы и минусы своих и чужих предложений. Видеть только плюсы своих и минусы чужих предложений.
Относиться к партнёру как к другу. Относиться к партнёру нейтрально или враждебно

 

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.081 с.