Использование информационных технологий                             в процессе обучения младших школьников                    — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Использование информационных технологий                             в процессе обучения младших школьников                   

2020-11-03 696
Использование информационных технологий                             в процессе обучения младших школьников                    0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ                             В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ                   

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Выполнила:                                                      Дармаева Зоригма Одоновна,

                                                                           студентка 141 группы

                                                                                                 _____________

                                                                                                           (подпись)

Специальность                            050709 Преподавание в начальных классах

 

Научный руководитель:                                  Баирова Г.Б., к.п.н.

                                                                                                   _____________

                                                                                                          (подпись)

Работа защищена                                              Оценка _____________

                                                                                          «____» _____ 2012 г.

 

Председатель ГАК,                                          /Н.Б. Дондобон/

к.п.н., профессор БГУ                                                ____________ подпись

 

Улан-Удэ

2012

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ…………………………………………………7

1.1. Понятие «информационные технологии»………………………………….7

1.2. Роль информационных технологий в процессе обучения младших школьников………………………………………………………………………12

ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ ………………………………………………………..20        ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………………………………………………..22         2.1. Преимущества и проблемы использования информационных технологий в процессе обучения младших школьников…………………………………...22

2.2. Экспериментальное исследование использования ИКТ в процессе обучения младших школьников………………………………………………...31

ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ ………………………………………………………41          ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………...43         БИБЛИОГРАФИЯ ……………………………………………………………..45     ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………...48

 

Актуальность. Информатизация образования, происходящая на современном этапе развития общества, открывает новые возможности и перспективы развития системы образования в целом. Использование информационных и коммуникационных технологий в системе образования изменяет дидактические средства, методы и формы обучения, влияет на педагогические технологии, тем самым преобразуя традиционную образовательную среду в качественно новую ИКТ - насыщенную образовательную среду.

Организация педагогической деятельности в условиях ИКТ – насыщенной образовательной среды предполагает соответствующие изменения во взаимодействии между субъектами образовательного процесса: учащимися, учителями, администрацией образовательного учреждения, родителями. Изменяются цели, методы, средства, связанные с распространением новых способов работы с информацией, современными средствами коммуникации, совершенствуются традиционные дидактические средства и появляются новые, в частности цифровые, образовательные ресурсы.

Что же дает нам ИКТ для решения? Это интерактив, мультимедиа, моделинг и коммуникативность.

Рассмотрим эти новые термины более подробно.

Интерактив – это поочередное взаимодействие сторон (от передачи информации до произведенного действия). Причем каждое высказывание или реакция участников взаимодействия происходит как с учетом высказываний или действий другой стороны.

Мультимедиа – это представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, но с помощью фото, видео, графики, анимации, звука, т.е в комбинации средств передачи информации (от англ. multi «много», media – «среда, способ, средство»).

 Моделинг или моделирование - это процесс создания каких-либо объектов или персонажей в 3D. Все, что придумано (представлено) человеком может быть смоделировано.

Коммуникативность – это способность, навык, умение передавать свои мысли, чувства, эмоции таким образом, чтобы они были правильно и полностью поняты другим человеком.

 Большинство людей запоминают 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40 – 50%.

Интеграция рассмотренных выше инструментов позволяет выстраивать дидактические модели нового уровня, порождает новые качества в представлении и освоении учебной информации, создает новые инструменты для познания мира. ИКТ технологии позволяют включать объект мысли в новые связи, открывать поворот объекта изучения новой стороной, выявлять его новые свойства. Это один из труднейших и творческих аспектов мышления, приводящий к изобретениям и открытиям.

За последние годы информационно – коммуникационные технологии стали доступными для всех. Поэтому внедрение компьютерных технологий в образование можно охарактеризовать как логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом.

Проблема широкого применения компьютерных технологий в сфере образования в последнее десятилетие вызывает повышенный интерес в отечественной педагогической науке. Большой вклад в решение проблемы компьютерной технологии обучения внесли российские и зарубежные ученые: Г.Р. Громов, В.И Гриценко, В.Ф. Шолохович, О.И. Агапова, О.А. Кривошеев, С. Пейперт, Г.Клейман, Б. Сендов, Б.Хантер и др.

Различные дидактические проблемы компьютеризации обучения в нашей стране нашли отражение в работах А.П. Ершова, А.А. Кузнецова, Б.С. Гершунского, Е.И. Машбица, Н.Ф. Талызиной и др.

Таким образом, актуальность разработки темы исследования обусловлено существующими противоречиями между необходимостью усовершенствования современной системы образования, повышением мотивации учащихся, развитием их познавательной сферы и не умением использовать весь потенциал информационных технологии в учебном процессе.

Цель исследования: изучить условия использования эффективности информационных технологий в процессе обучения младших школьников.

Для реализации цели необходимо было решить следующие задачи:

1. Рассмотреть основные современные информационные технологии и их возможности использования в учебном процессе;

2. Изучить психолого – педагогические, методические аспекты использования ИКТ в процессе обучения младших школьников;

3. Исследовать эффективность использования ИКТ в процессе обучения младших школьников.  

Объект  исследования: процесс обучения младших школьников.         

Предмет исследования: информационные технологии в процессе обучения младших школьников.

Гипотеза исследования состоит в том, что использование информационных технологий повысит эффективность организации процесса обучения младших школьников.

Методы исследования: теоретический анализ психолого – педагогической, методической литературы, наблюдение за проведением уроков и использованием информационных технологий учителями, анкетирование, изучение опыта учителей школы, эксперимент.

Новизна исследования заключается в том, что изучены условия эффективности использования информационных технологий в процессе обучения младших школьников, как средство повышения их учебно – познавательной деятельности. Разработаны и апробированы методические рекомендации по использованию информационных технологий при обучении младших школьников.

Теоретическую значимость дипломной работы составляют:

- теория эффективного использования информационных технологий в учебном процессе;

- исследования в области теории, методологии и практики компьютеризации образования,

- современные подходы формирования информационной культуры младших школьников.

Практическая  значимость  исследования состоит в том, что условия применения компьютерных технологий в процессе обучения младших школьников, повышающие результативность обучения могут быть использованы в практической деятельности учителей начальных классов.

База исследования – Бургуйская средняя общеобразовательная школа, Закаменского района.

Структура дипломной работы определялась логикой исследования и поставленными задачами. Дипломная работа состоит из двух глав, списка использованной литературы и приложений.

 

 

ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ

В процессе применения ИКТ происходит развитие обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества, в том числе:

- развитие наглядно-образного, наглядно-действенного, теоретического, интуитивного, творческого видов мышления;

- эстетическое воспитание за счёт использования возможностей компьютерной графики, технологии мультимедиа;

- развитие коммуникативных способностей.

Применение компьютерных технологий в начальной школе помогает учителю по-новому организовать учебный процесс, оживить и разнообразить, сделать более интересным и позволяет:

- усилить образовательные эффекты;

- повысить качество усвоения материала;

- осуществить дифференцированный подход к детям с разным уровнем готовности к обучению;

 - организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями.

Главной целью использования ИКТ в начальной школе является формирование информационной активности детей, под которой понимается эмоциональная, интеллектуальная и практическая готовность младших школьников включиться в информационную деятельность в условиях учебного процесса и решает комплекс задач образования: обучающие, развивающие и воспитывающие.

• обучающая: формирование компетенций в области использования компьютеров в учебной деятельности; приобретение навыков работы с информацией;

• развивающая: развитие личностных качеств обучаемых (мышление, память воображение и пр.), развитие навыков невербальной коммуникации (в процессе игровой деятельности); приобретение и развитие навыков коллективной и групповой деятельности; мотивация использования компьютеров в учебной деятельности на более старших ступенях образования;

• воспитательная: воспитание информационной культуры у учащихся начальных классов. Решение этих задач именно в начальной школе будет способствовать повышению качества обучения и эффективности учебной деятельности на более старших ступенях.

 

 

ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ

Начальная школа – фундамент всего обучения,  от качества которого зависит дальнейшее обучение ребенка в школе.

«Научить человека жить в информационном мире - важнейшая задача современной школы». (Академик Семенов А.П.) [2,5-11]

Перед учителем ставится ответственная задача - добиться усвоения программного материала в полном объеме каждым ребенком. Учитывая разный уровень подготовки школьников, различия в развитии памяти, мышления, внимания, учитель, тем не менее, вынужден ориентироваться на средний уровень готовности учащихся. В результате большинство учащихся достаточно активно работают на уроке. Всем известны проблемы, возникающие с обучением школьников, имеющих более высокий, либо, наоборот, низкий уровень мыслительной деятельности, а также пропустивших занятия по болезни. Одним из способов успешного обучения этих категорий учащихся может быть применения компьютерных обучающих систем на уроке.

Учащиеся с высоким уровнем мыслительной деятельности могут при помощи компьютера знакомиться с новым материалом, получая новые сведения или углублять свои знания, выполняя упражнения повышенной сложности.

Учащиеся с заниженным уровнем мыслительной деятельности могут работать с компьютером в индивидуальном темпе, не замедляя продвижения класса по программе. Дети, пропустившие занятия, могут ликвидировать пробелы в своих знаниях на отдельных этапах урока либо во внеурочное время.

Применение на уроке компьютерных тестов и диагностических комплексов позволяет учителю за короткое время получить объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать.

Таким образом, применение компьютера в обучении школьников начальных классов представляется целесообразным и необходимым.

Опыт работы учителей  Бургуйской средней общеобразовательной школы в данном направлении подтверждает, что ценность эффективного применения информационных технологий состоит в повышении уровня познавательного интереса учащихся, в который входят четыре взаимосвязанных компонента:

1. Активное познание детьми окружающего мира.

2. Поэтапное усвоение все усложняющихся способов и средств решения задач.

3. Изменение предметно-знаковой среды на экране монитора.

4. Активизирующее общение ребенка с другими детьми и взрослыми.

Наглядность информационно-компьютерных технологий, простота использования, безусловно, улучшает учебный процесс, развивает творческие способности детей, вызывает живой интерес учащихся, создаёт положительную мотивацию к учению.

Проектируя мультимедийный урок, учителя проводят огромную работу - продумывают последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран, решают, как будет управлять учебным процессом, каким образом будет обеспечивать педагогическое общение на уроке, обратную связь с учащимися, достигать развивающего эффекта обучения. В  презентации вставляются видеозаписи, анимированные модели явлений. Учителя совершают с учащимися виртуальные путешествия в мир природы, наглядно показывают взаимосвязь с другими наукам. Информационно-компьютерные технологии помогают организовать самоконтроль знаний учащимися в работе с тестами, предоставляют им возможность систематизировать знания, повторять, закреплять изученный материал, решать интерактивные упражнения, развивать образное мышление, память.

 

                      

                                                        

Заключение

В наш век – век новых технологий значительно расширилась степень влияния окружающего мира на подрастающее поколение. Происходит переоценка ценностей, расслоение общества, изменение психологического стереотипа людей. Общение детей со сверстниками всё чаще становится виртуальным: всевозможные чаты, форумы, обмен посланиями по электронной почте заменяют «живое слово». Поэтому широкие возможности, которые предоставляет Интернет, необходимо использовать для приобщения учащихся к информационной культуре.

При этом важно научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромное количество информации. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Ведь использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным.

Обучение в начальной школе - это тот фундамент, на котором будет строиться вся дальнейшая деятельность человека. Перед учителем ставится ответственная задача - добиться усвоения программного материала в полном объеме каждым ребенком. Учитывая разный уровень подготовки школьников, различия в развитии памяти, мышления, внимания, учитель, тем не менее, вынужден ориентироваться на средний уровень готовности учащихся. В результате большинство учащихся достаточно активно работают на уроке. Всем известны проблемы, возникающие с обучением школьников, имеющих более высокий, либо, наоборот, низкий уровень мыслительной деятельности, а также пропустивших занятия по болезни. Одним из способов успешного обучения этих категорий учащихся может быть применения компьютерных обучающих систем на уроке.

Система образования в нашей стране вступила в период фундаментальных перемен, характеризующихся новым пониманием целей и ценностей образования, осознанием необходимости перехода к непрерывному образованию, новыми концептуальными подходами к разработке и использованию технологий обучения. Реализация многих из стоящих перед системой образования на современном этапе задач невозможно без использования информационно-коммуникационных технологий.

Учащиеся с высоким уровнем мыслительной деятельности могут при помощи компьютера знакомиться с новым материалом, получая новые сведения или углублять свои знания, выполняя упражнения повышенной сложности.                                                                                                              

Учащиеся с заниженным уровнем мыслительной деятельности могут работать с компьютером в индивидуальном темпе, не замедляя продвижения класса по программе. Дети, пропустившие занятия, могут ликвидировать пробелы в своих знаниях на отдельных этапах урока либо во внеурочное время.                                                                                                     

Применение на уроке компьютерных тестов и диагностических комплексов позволяет учителю за короткое время получить объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать.                  

 Таким образом, применение компьютера в обучении школьников начальных классов представляется целесообразным и необходимым.                                       При подготовке к уроку с использованием ИКТ учитель не должен забывать, что это УРОК, а значит составлять план урока исходя из его целей. При отборе учебного материала он должен соблюдать основные дидактические принципы: систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и др. При этом компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его.                                                 

 

БИБЛИОГРАФИЯ

 

1. Агапова О. И., Кривошеев А.О., Ушаков А.С. О трех поколениях компьютерных технологий обучения. // Информатика и образование, 1994. №2. С.34-40

2. Айламозян А.К. Образование и телекоммуникации // Педагогическая информатика, 2007. №1. С. 5-11

3. Александров Г.Н. Программированное обучение и новые информационные технологии обучения. // Информатика и образование, 2010. №5. С.7-25

4. Балашов Е.П., Частиков А.П. Эволюция мини- и микроЭВМ. Малые вычислительные машины. М.: Знание, 2006. С.89.

5. Берг А.И. Состояние и перспективы развития программированного обучения. М.: Знание, 2007. С.26.

6. Бешенков С.А., Лыскова В.Ю., Ракитина Е.А. Информация и информационные процессы. // Информатика и образование,2010. №6 С.38-50, №7 С.41-56, №8 С.39-51

7. Борк А. Компьютеры в обучении: чему учит история. // Информатика и образование,2011. №5.С.90.

8. Бочкин А.И., Трашкова И.А. Локальные сети как инструмент совместной деятельности школьников // Информатика и образование, 2008. №1. С.34-39.

9. Брусенцова Т.Н. О психолого-педагогических принципах компьютерной системы обучения Лого. 2006. №2. С.164-170.

10. Воронов Ю.П. Компьютеризация шаг в будущее. Новосибирск: Наука, 2007.С.23-45.

11. Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. М.: Педагогика, 1987 – С.264.

12. Ефимов В.И. Информатизация образования. // Информатика и образование, 2011. №6. С.2-6.

13. Извозчиков В.А. Новые информационные технологии обучения. СПб., 2009.С.91-99.

14. Информатизация образования: проблемы и поиски. № 2, 2011.С.34-41.

15. Исакова Л.C. Комплексная система обучения в начальной щколе с использованием персонального компьютера (на примере математики и информатики). Владикавказ, 2010. С.182.

16. Каймин В.А. Как все начиналось. // Информатика и образование, №3,2010.С.7-10.

17. Лозицкий И.Г. Профессиональные решения в области информатизации образования. Информатика и образование, 2009. №5. С.72-74.

18. Минеева Т. Ф. Информатика в начальной школе. //Начальная школа. - 2004г. - №11. С. 87-90.

19. Наумов А.П. Методика работы с современной информацией // Информатика и образование, 2008. №4. С.56-61.

20.Островская Е.М. Моделирование на компьютере //Информатика и образование, 2009, № 7,8.

21. Павлова С. А., Трофимова Р. Я. Информационно-технические средства обучения в начальной школе. //Начальная школа. 2008 г. -№4. С.110-112.

24. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 17.12.2001.

25. Пиаже Ж. Суждение и рассуждение ребенка. – М.: Владос., 2004.

26. Первин Ю.А. Курс «Основы информатики для начальной школы»./ Информатика и образование, 2009. С.56.

27. Подласый. И.П. Педагогика.-Том 1-М: Владос 2006.С.78.

28. Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе» - Письмо Министерства образования Российской Федерации от 28.03.2011 г. N 199/13.

29. Ротмистров Н.Ю. Мультимедиа в образовании. // Информатика и образование, 2010. №4. с. 89-96

30. Сутирин Б., Житомирский В. Компьютер в школе сегодня и завтра.//Народное образование, 2010.С.90.                                                        

31. Смольникова И.А. История компьютеризации и информатизации учреждений образования. // Педагогическая информатика, 2005. №1. с. 67-84

32. Уваров А.Ю. Новые информационные технологии и реформа образования // Информатика и образование, 2008.

33.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть 1. Начальное общее образование. Основное общее образование/ Министерство образования Российской Федерации - М., 2011.

34.Филатов O.K. Основные направления информатизации современных технологий обучения. // Информатика и образование, 2009. №2. С.2-6

35. Intel “Обучение для будущего” (при поддержке Microsoft): Учебное пособие. - 3-е изд. испр. – М.: Издательско-торговый дом “Русская Редакция”, 2009. С.368.

36.www.edu.ru.//Российское образование//Федеральный портал

37. умная - школа.рф

 

 

Приложение 1.

Примерный комплекс упражнений для глаз:

1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1 -6. Повторить 4-5 раз.

2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1 -6. Повторить 4-5 раз.

3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.

4. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом прямо вдоль на счет 1-6; затем налево вверх - направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1 -6. Повторить 4-5 раз.

Проведение гимнастики для глаз не исключает проведение физкультминутки. Регулярное проведение упражнений для глаз и физкультминуток эффективно снижает зрительное и статическое напряжение.

Занятия в кружках с использованием ПК следует организовывать не раньше, чем через 1 час после окончания учебных занятий в школе. Это время следует отводить для отдыха и приема пищи.

Для учащихся начальной школы занятия в кружках с использованием компьютерной техники должны проводиться не чаще двух раз в неделю. Продолжительность одного занятия - не более 60 минут. После 10-15 минут непрерывных занятий за ПК необходимо сделать перерыв для проведения физкультминутки и гимнастики для глаз.

Несомненно, что утомление во многом зависит от характера компьютерных занятий. Наиболее утомительны для детей компьютерные игры, рассчитанные, главным образом, на быстроту реакции. Поэтому не следует отводить для проведения такого рода игр время всего занятия. Продолжительное сидение за компьютером может привести к перенапряжению нервной системы, нарушению сна, ухудшению самочувствия, утомлению глаз. Поэтому для учащихся этого возраста допускается проведение компьютерных игр только в конце занятия длительностью не более 10 минут.

 

Приложение 2

Рекомендации к оформлению презентаций.

• Не загромождайте отдельный слайд большим количеством информации!

• На каждом слайде должно быть не более двух картинок.

• Размер шрифта на слайдах должен быть не менее 24-28 пунктов.

• Анимации возможна один раз в течение 5 минут (в начальной школе).

• Вся презентация должна быть выдержана в одном

• стиле (одинаковое оформление всех слайдов: фон; название, размер, цвет, начертание шрифта; цвет и толщина различных линий и т.п.).

Приложение 3

Подходы к созданию электронных учебных материалов для начальной школы:

1. Структура каждого тематического раздела должна быть характерна для урока в начальных кассах: объяснение нового материала, первоначальное закрепление и отработка навыков, контроль усвоения;

2. Теоретической части целесообразно придать справочный характер, не перегружая информацией, выделяя основные термины и понятия каждой темы;

3. Объем учебного материала для тренировочных и контрольных заданий определяется с учетом санитарно-гигиенических норм работы ученика начальных классов за компьютером;

4. Отбор учебного материала проводится с учетом основных дидактических принципов;

5. Средства управления компьютерной обучающей системой по любому учебному предмету должны быть максимально простыми и не отвлекающими ученика от выполнения заданий.

Разработанные с учетом этих требований электронные учебные пособия положительно воспринимаются учителями и успешно используются в образовательном процессе начальной школы.

Какова же методика применения электронных учебных материалов при проведении урока в начальной школе?

При разработке плана каждого урока учителю рекомендуется заранее предусмотреть применение электронных иллюстраций, тренировочных или контрольных заданий, а также учебного материала соответствующей тематики, включенных в предметные электронные системы обучения.

Выбор учащихся, выполняющих соответствующие дидактическим целям урока индивидуальные или групповые задания за компьютером, производится учителем после проведения предварительной психолого- педагогической диагностики с учетом особенностей восприятия информации, статуса ребенка в коллективе. Также учителям можно использовать результаты педагогического наблюдения.

Самое важное, чтобы ученик, выполняющий индивидуальное задание на компьютере или работающий над учебной проблемой в группе, находился в комфортном состоянии и все усилия направлял на решение поставленной задачи.

Так, например, ребенку с приоритетной визуальной системой восприятия иногда полезнее выполнять задания по русскому языку на компьютере в то время, когда учитель проводит распределительный диктант. Ученику, для которого аудиальная система восприятия является ведущей, можно предложить поработать за компьютером в наушниках, пока класс переписывает текст из учебника. Особенно важно это для детей с заниженной самооценкой. Обязательно развивая их возможности, учитель может создать с помощью современных технологий обучения ситуация успеха для таких школьников и тем самым повысить мотивацию учения.

Во время такого этапа, как «устный счет» орфографическая разминка или краткое повторение изученного, рекомендуется приглашать для индивидуальной работы за компьютером учащихся, пропустивших занятия по болезни, либо тех, для которых, первая половина урока является периодом продуктивной деятельности.

Эту же категорию учащихся, а так же категорию продвинутых и нуждающихся в более сложных относительно среднего уровня заданиях детей рекомендуется привлекать для работы за компьютером во время фронтального опроса, словарной работы, закрепления ранее пройденного материала.

Учитывая информацию о периоде продуктивной активности школьников, учитель может максимально эффективно использовать возможности каждого ребенка для обучения и вовремя переключить его на другой вид деятельности, используя компьютер в качестве мощного мотивационного средства.

При проведении динамичных учебных игр, эстафет целесообразно предлагать учащимся с заниженной скоростью мыслительных процессов выполнять аналогичное задание за компьютером. Работа в собственном скоростном режиме положительно сказывается на результате, что ведет к росту самооценки, повышает комфортность обучения таких детей.

Опираясь на знания о статусе ребенка в классе, можно оптимизировать работу за компьютером в группах, организованных по совокупности психолого-педагогических характеристик. Особый эффект дает такая форма работы при решении проблемных задач на уроках математики, заданий исследовательского характера на уроках природоведения.

Школьникам, выполняющим общие для всех задания быстро и качественно, можно предложить компьютерный тренажер повышенной сложности или задание пропедевтического характера, выполнение которого позволит им участвовать в объяснении нового материала своим одноклассникам.

Особое значение имеет работа за компьютером для детей, часто пропускающих занятия по болезни. Помочь таким учащимся можно, привлекая их для знакомства с основными моментами изучаемого материала, кратко и структурировано изложенного в компьютерных обучающих программах, во время проведения устного счета, орфографической разминки, фронтального опроса или повторения изученного. Для этой категории учащихся, а также для отстающих учеников можно рекомендовать проведение компьютерного тестирования вместо традиционной контрольной работы по изученной теме.

На уроках закрепления и обобщения полученных знаний можно использовать компьютер для организации промежуточного контроля, трудновыполнимого при традиционном преподавании в начальной школе.

Достаточно широкое распространение мультимедиа проекторов позволяет значительно увеличить наглядность за счет использование учителем в ходе урока мультимедиа презентации. Однако для этого необходимо снабдить учителя заранее подготовленными поурочными комплектами наглядных материалов, методически связанными с вариантами тематического планирования.

 

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ                             В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ                   


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.099 с.