Понятие и сущность истории культуры. Общепринятая периодизация истории культуры. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Понятие и сущность истории культуры. Общепринятая периодизация истории культуры.

2020-11-03 164
Понятие и сущность истории культуры. Общепринятая периодизация истории культуры. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Понятие и сущность истории культуры. Общепринятая периодизация истории культуры.

Культура — область человеческой деятельности связанная с самовыражением человека.

Существует общепринятая историческая периодизация ИК:

1. Первобытная культура

2. Культура древнего мира

3. Культура средних веков

4. Культура возрождения или ренессанса

5. Культура нового времени (конец 16-19в.)

6. Культура новейшего времени (конец 19в.-наст. вр.)

Первобытная культура самая большая и длительная истор. форма культуры. Родина человека восточная Африка 3-2.5 млн. лет назад. 2.5 млн. лет назад появились каменные орудия труда.

По материалам из которых изготавливали орудия, учёные разделили историю первобытного мира на:

1. Каменный

2. Медный

3. Бронзовый

4. Железный

Продолжительность письменного периода человечества 5-5.5 тыс. лет начиная с изобретения клинописи шумерами.

Термин античность обычно относится к Греческой и Римской культуре начиная примерно с первой олимпиады (776г до н.э.) - эта дата почти совпадает с образованием Рима (753г до н.э.). Окончанием этого периода считают дату падения Римской империи или дату смерти Юстиниана, дату появления ислама 622г. До н.э., начало правления Карла Великого.

Средние века — исторический период следующий после античности и предшествующий новому времени. Началом средневековья принято считать крушение Западной Римской Империии(конец 5-го века). Окончанием средневековья считают выход комедии Данте Алигьери (Божественная комедия), падение Константинополя, конец 30-ти летней войны, Вестфальский мир примиривший католиков и протестантов по принципу «чья земля того и вера», открытие Америки, изобретение книгопечатания и др.

Ренессанс — эпоха пришедшая после средневековья.

Отличительные черты: светский характер культуры, первоочередной интерес к человеку и его деятельности, появился интерес к античной культуре, происходит её возрождение.

Новое время

Критерием определения нового времени был рассвет светской науки и культуры, расширение знаний: место самой земли во вселенной (Коперник), развитие техники, развитие горного дела и металлургии. С16 века для отопления и в производстве стал использоваться уголь.   

 

Культура Шумеров

Шумерская цивилизация самая древняя на земле. Она сложилась в долинах рек Тигр и Евфрат 445 тыс. лет назад. Последняя цивилизация существовала в 4-5 тысячелетии до н.э. В отличие от египетской, цивилизация Шумер сформировалась в процессе смешения многих народов.

О происхождении этого народа до сих пор идут споры. Загадочным, не имеющим аналогов остается и язык шумеров. Они создали высокую земледельческую культуру и развитую систему мелиорации, служившую для осушения болот и сохранения воды на период засухи. Шумеры раньше, чем другие народы, стали использовать колесо, гончарный круг, плуг- сеялку, парусную лодку, литье из меди и бронзы.

Шумерский пантеон богов насчитывал не менее 3000 божеств. Со временем сложилась иерархия божеств. Выше всех ставились те из них, кому подчинялись главные природные сферы: небо, воздух, земля и вода. Основную роль в пантеоне играла триада: Ан – бог неба, Энлиль – бог земли, Энки – бог воды. Свои желания и намерения боги доводили до людей устами жрецов. Важную роль играли жертвоприношения.

Одним из важнейших достижений шумерской культуры было создание письменности. Острая необходимость в надежном способе хранения и передачи информации появилась вместе с развитием государственных структур, храмового хозяйства и торговых отношений. Большинство ранних шумерских табличек содержали списки каких-либо продуктов или товаров. С годами возникла потребность в фиксации указов царей, правовых кодексов, произведений литературы. Получила распространение частная переписка.

Храмы Шумеров назывались Зиккуратами. Нижние ярусы зиккурата окрашивали в черный цвет, средние – в красный, верхние – в белый.

Шумеры обладали демократической системой правления(на основе выборов), был суд присяжных.

Хорошо владели математикой, знали числа Фибоначчи, была известна троичная система исчисления.

 

 

Культура Древнего Египта.

Богатая и высокоразвитая культура Древнего Египта оказала огромное влияние на развитие народов Ближнего Востока и древних греков. Вплоть до настоящего времени достижения эпохи фараонов продолжают вдохновлять на создание предметов искусства, а научные открытия египтян в области математики и астрономии потрясают умы своей неожиданностью.

Древнеегипетская культура обладала рядом оригинальных черт, обусловленных как географическим положением этой страны, так и внутренними законами развития. Прежде всего, это замкнутость и самодостаточность. Изолированное положение Долины Нила затрудняло контакты с другими народами и не давало возможности узнать о достижениях соседей. Консерватизм, ориентация на традицию еще больше усиливали способность противостоять любым влияниям извне. Однако из-за этого даже предложенные самими египтянами нововведения очень плохо приживались и в искусстве, и в религии, и в жизни.

Письменность один из самых больших секретов культуры Древнего Египта — письменность, возникшая в конце 4 тысячелетия до н. э. В течение долгого времени не могли разгадать её загадку. В итоге иероглифы расшифровал в 19 веке французский ученый Ж.-Ф. Шампольон. Он взял найденный в египетском городе Розетта камень, где был вырезан один и тот же текст на разных языках, сопоставил эти варианты и получил ключ ко многим произведениям древних египтян. Рождение письменности связано с хозяйственными нуждами. Необходимость учета, делопроизводства и создало иероглифы, которые наносили сначала на камень и доски, а чуть позже — на папирус. Читали тексты справа налево.

Древнеегипетская религия представляла из себя запутанную систему, с множеством богов, единого для всего Древнего Египта пантеона не было. Богов изображали в виде людей и полулюдей-полуживотных. Самой почитаемой силой природы было солнце, воплощенное в виде Ра. Фараон как носитель божественной силы был «Сыном Солнца» или «Сыном Ра». Каждый вечер оно исчезало, попадая в невидимый, загробный мир человеком с головой птицы, откуда снова возвращалась солнечным диском. Главным богом загробного мира был Осирис, миф о котором и его супруге Исиде был центральным в древнеегипетской мифологии. Человек после смерти, подобно солнцу, попадал в загробный мир, где его встречал Анубис, бог с головой шакала, провожающий душу на суд к Осирису.

Мумифицирование всегда осуществлял жрец в маске Анубиса. Считалось, что все действия в мире людей проходят параллельно с действиями в загробном мире.

Храм, где поклонялись богам, был сосредоточием египетской жизни. Формирование египетского государства началось именно отсюда. Храм выполнял не только религиозные функции, но и был административным учреждением. Доступ в здание имели только жрецы.

 

 

Культура Античной Греции.

Делится на 3 периода:

1. Архаика- отразив нашествие персов и освободив свои земли, греки получили возможность творить

2. Рассвет- А. Македонский покорил большие территории с разными культурами. Период рассвета наступил после его смерти т. к. эклектика различных культур была причиной упадка классического искусства.

3. Эллинизм- закончился в 30-м году до новой эры.

Искусство древней Греции стало колыбелью Европейского искусства

Как и у всех древних народов, у греков было большое кол-во богов(местные, общие, земледельческие, боги покровители городов и др), но уже в глубокой древности наметилась тенденция поглощения местных богов, богами Олимпийцами

Выдающиеся личности: Геродот(историк, оратор и др), Сократ(философ), Платон, Демосфен(оратор).

Развитие архитектуры можно проследить по храмам. Ведь именно в этот вид построек вкладывалось больше всего сил, средств и умений. Дворцы ценились меньше, чем места для жертвоприношений богам. По внутреннему устройству они напоминали обычные дома, только оборудовались изящнее и обставлялись богаче.

Ораторы и поэты, мыслители и художники – все пытались осознать многогранность мира и передать полученную мудрость потомкам.

 

 

 

Культура Древнего Рима.

Древне Римская культура прошла сложный путь развития впитав культурные традиции древней Греции, испытав влияние Этрусской эллинистической культуры и культур древнего востока. Она дала миру классические образцы военного устройства, государственного устройства, права, градостроительства и многое другое.

Рим был основан 21 апреля 752г. До н.э. По преданию весталка Рея-Сильвия родила близнецов. За это её должна были казнить поээтому она сплавила детей по реке. Их вскормила волчица. Затем детей подобрал царский пастух, давший им имена Ромул и Рем. Когда мальчики выросли и узнали тайну своего рождения и решили основать новый город на том месте, где были когда-то выброшены водами Тибра, — на Палатинском холме. Однако вскоре братья поссорились из-за того, чьим именем назвать город, кому в нем править, и Ромул убил Рема. Новый город стал называться Римом по имени Ромула, который стал его первым-царем.

В эпоху ранней Республики Риму удается подчинить себе весь Апеннинский полуостров, причем большую роль в развитии его культуры сыграло завоевание греческих городов Южной Италии, ускорившее приобщение римлян к более высокой греческой культуре. Среди верхних слоев римского общества, начинают распространяться греческий язык, некоторые греческие обычаи, в частности, бритье бороды и короткая стрижка волос. В это же время происходит замена старого этрусского алфавита греческим, более подходящим к звукам латинского языка. Тогда же вводится и медная монета по греческому образцу.

Утверждалось равенство граждан перед законом. С образованием гражданской общины, республиканского строя связано возникновение римского ораторского искусства.

В эпоху ранней Республики в основных чертах складывается организация римского войска с его прославленной дисциплиной, во многом обусловившей военные успехи Рима. Основной единицей римской армии был легион (от 3 до б тысяч пехотинцев), делившийся в разные периоды истории на манипулы, центурии, когорты. Дисциплина в войске поддерживалась с помощью суровых наказаний и наград.

 К середине II в. до н. э. Рим становится мощной средиземноморской державой, однако примерно в это же время в государстве изменяется внутриполитическая обстановка — начинаются гражданские войны, приведшие к падению Республики.

Выдающимися позднереспубликанскими писателями были Варрон (116—27 до н. э.) и Цицерон. Цицерон был не только замечательным писателем и выдающимся оратором, но и видным государственным деятелем, юристом, знатоком философии. Его творчество открыло в римской литературе эпоху «золотой латыни», считавшейся образцом прозы.

Римская архитектура испытала сильное влияние этрусской и особенно греческой архитектуры. В своих, сооружениях римляне стремились подчеркнуть идею силы, мощи, величия, для них характерны монументальность, пышная отделка зданий, множество украшений, стремление к строгой симметрии, интерес к утилитарным сторонам архитектуры.

 Центрами научной деятельности Римской империи были крупнейшие города: Рим, Александрия, Афины, Карфаген и др. Появляются трактаты Страбона, Птолемея.

В конце II в. н. э. в Римской империи начинается кризис, который в III в. охватывает все государство и носит всеобъемлющий характер. Его наиболее ярким проявлением были частая смена императоров, отпадение провинций, появление в различных частях империи самостоятельных правителей. Характерными признаками кризиса античной культуры являются низкий уровень грамотности, огрубление нравов, пессимизм, широкое распространение христианства.

В 395 г. империя окончательно распадается на Западную с центром в Риме и Восточную с центром в Константинополе.

Культурное наследие Древнего Рима не погибло, его влияние прослеживается во многих европейских языках, в научной терминологии, архитектуре, литературе. Многие памятники римской культуры сохранились до наших дней.

 

 

 

Искусство Византии.

Византия существовала с 395 по 1453 г. В 395 г. Римская империя распалась на две части — Западную и Восточную, и последняя— впоследствии стала именоваться Византией, причем уже после того, как сама империя перестала существовать. Византийская культура стала первой в полном смысле христианской культурой. Именно в Византии завершилось становление христианства, и оно впервые приобрело законченную, классическую форму.

Наивысшими достижениями отмечена художественная культура Византии. Ее своеобразие состоит в том, что она сочетает в себе внешне несоединимые начала. С одной стороны, ей присущи избыточная роскошность и пышность, яркая зрелищность. С другой стороны, для нее характерны возвышенная торжественность и глубокая духовность. Эти особенности в полной мере проявились в архитектуре византийских храмов и церквей.

Византийский храм существенно отличается от античного классического храма. Последний выступал как обитель Бога, тогда как все обряды и празднества происходили снаружи, вокруг храма или на прилегающей площади. Поэтому главным в храме был не интерьер. а экстерьер, внешний его вид. Напротив, христианская церковь строится как место, где собираются верующие. Поэтому в ней на первый план выходит организация внутреннего пространства, хотя и внешний вид не теряет своего значения.

Именно в таком ключе построен храм св. Софии в Константинополе (532-537), ставший самым знаменитым памятником византийской архитектуры. Его авторами являются зодчие Анфимий и Исидор. Внешне он не выглядит слишком грандиозным, хотя его отличают строгость, стройность и великолепие форм. Однако внутри он кажется поистине необъятным. Эффект безграничного пространства создает прежде всего находящийся на высоте 55 м огромный купол диаметром 31 м, а также прилегающие к нему подкупола, расширяющие и без того огромное пространство.

Купол имеет 400 продольных окон, и когда солнечный свет заливает подкупольное пространство — он как бы парит в воздухе. Все это делает конструкцию удивительно легкой, изящной и свободной.

Внутри собора находится более 100 отделанных малахитом и порфиром колонн. Своды украшены мозаиками с символическим изображением креста, а стены облицованы ценнейшими породами мрамора и украшены мозаичными росписями, содержащими различные религиозные сюжеты и портретные изображения императоров и членов их семей.

Основные объекты культурного наследия: материальные носители знания, произведения искусства, реликвии (религиозные, светские), памятники культуры движимые и недвижимые, объекты комплексного характера и средовые объекты природного наследия.

Культура Эпохи Возрождения.

Возрождение (ренессанс) - это новый этап в истории мировой культуры. В это время были заложены основы современной науки, в частности, естествознания, высокого уровня достигла литература, получившая с изобретение книгопечатания невиданные ранее возможности распространения.

Возрождение имеет 4 периода:

- проторенессанс (вторая половина 13 и 14 века);

- раннее возрождение (15 век);

- высокое возрождение (конец 15 – первая треть 16 вв.);

- поздний ренессанс (начало 16 в.).

Термин «возрождение» или «ренессанс» ввёл Джорджо Вазари (1511 – 1574 гг.) – итальянский живописец, архитектор и писатель, основоположник современного искусствознания.

Данте Алигьери (1266 – 1321) – итальянский поэт. Создатель «Комедии», названной (Бокаччо) позже «Божественной». Один из основоположников итальянского литературного языка. Мыслитель, постоянно ищущий обоснование всему, что происходило в нём самом и вокруг него.

Искусство возрождения формировалось в условиях, когда устои феодального уклада жизни были расшатаны, а капиталистические ценности ещё не сформировались, это создало иллюзию бесконечности дальнейшего прогрессивного развития способностей человека.

Небывалый до этого расцвет переживала живопись, развитие науки. Разработка линейной перспективы, изучение пропорций и анатомии человека способствовали утверждению живописи реалистичного метода.

В эпоху возрождения гуманизм означал комплекс знаний о человеке, его месте в природе и обществе. Гуманизм вполне сочетался с христианством, ярким примером чему было участие священнослужителей в гуманистических движениях и особенно покровительство со стороны римских Пап.

В эпоху Возрождения религия из предмета слепой веры превратилась в объект сомнений, размышлений, научного изучения и даже критики. Но, несмотря на это, Италия все равно осталась католической, в обществе сохранились свои суеверия, процветала астрономии и другие лженауки.

Разгар высокого Возрождения центр искусства переместился в Рим. Папа, Юлий 2 и Лев 10-й прилагали огромные усилия, чтобы возродить былое величие «вечного народа». Во многом, благодаря именно им, Рим превратился в центр мирового искусства. Третьим центром итальянского Возрождения стала Венеция.

Культурный подъем, происходивший в Италии в период Возрождения, ярче всего проявился в изобразительном искусстве и архитектуре. Одним из наиболее ярких фигур итальянского Возрождения был Леонардо да Винчи (1452-1519), который соединил в себе множество талантов: скульптора, архитектора, инженера, математика литератора и др.

Наиболее выдающимися произведениями Леонардо да Винчи считаются: «Джаконда», «Мадонна в скалах», «Мадонна Бенуа», «Мадонна Литта», фреска «Тайная вечеря» и др. Им были разработаны прототипы танка, вертолёта, летательного аппарата, парашюта.

Серное Возрождение.

Культура Эпохи Просвещения.

Просвещение это период интелектуального и духовного движения конца 17 и начала 19 веков.

Начавшись в Англии под влиянием научной революции 17 века распространилось на Францию, Германию, Россию и охватило другие страны Европы. Особенно влиятельными были французские просветители.

На 1 этапе французского просвещения были наиболее известны Монтескье и Вольтер.

В трудах Монтескье получило развитие высказывание Локка о правовом государстве. В трактате о «духе законов» Мон. Задекларировал разделение властей.

Вольтер придерживался политических взглядов.

Он старался привить идеи просвещения монархам Европы, выступал против религиозного ханжества и фанатизма.

На 2 этапе фр. Просвещ. Появились энциклопедисты и Дидро.

Энциклопедия или толковый словарь наук искусств и ремёсел 1751-1780 стала первой научной энциклопедией в 35 томах, это самый значительный проект века.

3 период выдвинул фигуру Жан Жака Руссо. Он предложил идею народного суверинитета, по ней правительство получает власть из рук народа и должно выполнять его волю.

 Главным Просветителем Германии XVIII века был Иммануил Кант. В 1781 году он издал фундаментальный труд «Критика чистого разума». Философ разработал новую теорию познания, изучил возможности человеческого интеллекта. Именно он обосновал методы борьбы и правовые формы изменения общественного и государственного строя, исключающие грубое насилие. Кант внес весомый вклад в создание теории о правовом государстве

......

 

 

Культура эпохи рококо.

Культура ХХ века.

Белорусское кино.

Понятие и сущность истории культуры. Общепринятая периодизация истории культуры.

Культура — область человеческой деятельности связанная с самовыражением человека.

Существует общепринятая историческая периодизация ИК:

1. Первобытная культура

2. Культура древнего мира

3. Культура средних веков

4. Культура возрождения или ренессанса

5. Культура нового времени (конец 16-19в.)

6. Культура новейшего времени (конец 19в.-наст. вр.)

Первобытная культура самая большая и длительная истор. форма культуры. Родина человека восточная Африка 3-2.5 млн. лет назад. 2.5 млн. лет назад появились каменные орудия труда.

По материалам из которых изготавливали орудия, учёные разделили историю первобытного мира на:

1. Каменный

2. Медный

3. Бронзовый

4. Железный

Продолжительность письменного периода человечества 5-5.5 тыс. лет начиная с изобретения клинописи шумерами.

Термин античность обычно относится к Греческой и Римской культуре начиная примерно с первой олимпиады (776г до н.э.) - эта дата почти совпадает с образованием Рима (753г до н.э.). Окончанием этого периода считают дату падения Римской империи или дату смерти Юстиниана, дату появления ислама 622г. До н.э., начало правления Карла Великого.

Средние века — исторический период следующий после античности и предшествующий новому времени. Началом средневековья принято считать крушение Западной Римской Империии(конец 5-го века). Окончанием средневековья считают выход комедии Данте Алигьери (Божественная комедия), падение Константинополя, конец 30-ти летней войны, Вестфальский мир примиривший католиков и протестантов по принципу «чья земля того и вера», открытие Америки, изобретение книгопечатания и др.

Ренессанс — эпоха пришедшая после средневековья.

Отличительные черты: светский характер культуры, первоочередной интерес к человеку и его деятельности, появился интерес к античной культуре, происходит её возрождение.

Новое время

Критерием определения нового времени был рассвет светской науки и культуры, расширение знаний: место самой земли во вселенной (Коперник), развитие техники, развитие горного дела и металлургии. С16 века для отопления и в производстве стал использоваться уголь.   

 

Культура Шумеров

Шумерская цивилизация самая древняя на земле. Она сложилась в долинах рек Тигр и Евфрат 445 тыс. лет назад. Последняя цивилизация существовала в 4-5 тысячелетии до н.э. В отличие от египетской, цивилизация Шумер сформировалась в процессе смешения многих народов.

О происхождении этого народа до сих пор идут споры. Загадочным, не имеющим аналогов остается и язык шумеров. Они создали высокую земледельческую культуру и развитую систему мелиорации, служившую для осушения болот и сохранения воды на период засухи. Шумеры раньше, чем другие народы, стали использовать колесо, гончарный круг, плуг- сеялку, парусную лодку, литье из меди и бронзы.

Шумерский пантеон богов насчитывал не менее 3000 божеств. Со временем сложилась иерархия божеств. Выше всех ставились те из них, кому подчинялись главные природные сферы: небо, воздух, земля и вода. Основную роль в пантеоне играла триада: Ан – бог неба, Энлиль – бог земли, Энки – бог воды. Свои желания и намерения боги доводили до людей устами жрецов. Важную роль играли жертвоприношения.

Одним из важнейших достижений шумерской культуры было создание письменности. Острая необходимость в надежном способе хранения и передачи информации появилась вместе с развитием государственных структур, храмового хозяйства и торговых отношений. Большинство ранних шумерских табличек содержали списки каких-либо продуктов или товаров. С годами возникла потребность в фиксации указов царей, правовых кодексов, произведений литературы. Получила распространение частная переписка.

Храмы Шумеров назывались Зиккуратами. Нижние ярусы зиккурата окрашивали в черный цвет, средние – в красный, верхние – в белый.

Шумеры обладали демократической системой правления(на основе выборов), был суд присяжных.

Хорошо владели математикой, знали числа Фибоначчи, была известна троичная система исчисления.

 

 

Культура Древнего Египта.

Богатая и высокоразвитая культура Древнего Египта оказала огромное влияние на развитие народов Ближнего Востока и древних греков. Вплоть до настоящего времени достижения эпохи фараонов продолжают вдохновлять на создание предметов искусства, а научные открытия египтян в области математики и астрономии потрясают умы своей неожиданностью.

Древнеегипетская культура обладала рядом оригинальных черт, обусловленных как географическим положением этой страны, так и внутренними законами развития. Прежде всего, это замкнутость и самодостаточность. Изолированное положение Долины Нила затрудняло контакты с другими народами и не давало возможности узнать о достижениях соседей. Консерватизм, ориентация на традицию еще больше усиливали способность противостоять любым влияниям извне. Однако из-за этого даже предложенные самими египтянами нововведения очень плохо приживались и в искусстве, и в религии, и в жизни.

Письменность один из самых больших секретов культуры Древнего Египта — письменность, возникшая в конце 4 тысячелетия до н. э. В течение долгого времени не могли разгадать её загадку. В итоге иероглифы расшифровал в 19 веке французский ученый Ж.-Ф. Шампольон. Он взял найденный в египетском городе Розетта камень, где был вырезан один и тот же текст на разных языках, сопоставил эти варианты и получил ключ ко многим произведениям древних египтян. Рождение письменности связано с хозяйственными нуждами. Необходимость учета, делопроизводства и создало иероглифы, которые наносили сначала на камень и доски, а чуть позже — на папирус. Читали тексты справа налево.

Древнеегипетская религия представляла из себя запутанную систему, с множеством богов, единого для всего Древнего Египта пантеона не было. Богов изображали в виде людей и полулюдей-полуживотных. Самой почитаемой силой природы было солнце, воплощенное в виде Ра. Фараон как носитель божественной силы был «Сыном Солнца» или «Сыном Ра». Каждый вечер оно исчезало, попадая в невидимый, загробный мир человеком с головой птицы, откуда снова возвращалась солнечным диском. Главным богом загробного мира был Осирис, миф о котором и его супруге Исиде был центральным в древнеегипетской мифологии. Человек после смерти, подобно солнцу, попадал в загробный мир, где его встречал Анубис, бог с головой шакала, провожающий душу на суд к Осирису.

Мумифицирование всегда осуществлял жрец в маске Анубиса. Считалось, что все действия в мире людей проходят параллельно с действиями в загробном мире.

Храм, где поклонялись богам, был сосредоточием египетской жизни. Формирование египетского государства началось именно отсюда. Храм выполнял не только религиозные функции, но и был административным учреждением. Доступ в здание имели только жрецы.

 

 

Культура Античной Греции.

Делится на 3 периода:

1. Архаика- отразив нашествие персов и освободив свои земли, греки получили возможность творить

2. Рассвет- А. Македонский покорил большие территории с разными культурами. Период рассвета наступил после его смерти т. к. эклектика различных культур была причиной упадка классического искусства.

3. Эллинизм- закончился в 30-м году до новой эры.

Искусство древней Греции стало колыбелью Европейского искусства

Как и у всех древних народов, у греков было большое кол-во богов(местные, общие, земледельческие, боги покровители городов и др), но уже в глубокой древности наметилась тенденция поглощения местных богов, богами Олимпийцами

Выдающиеся личности: Геродот(историк, оратор и др), Сократ(философ), Платон, Демосфен(оратор).

Развитие архитектуры можно проследить по храмам. Ведь именно в этот вид построек вкладывалось больше всего сил, средств и умений. Дворцы ценились меньше, чем места для жертвоприношений богам. По внутреннему устройству они напоминали обычные дома, только оборудовались изящнее и обставлялись богаче.

Ораторы и поэты, мыслители и художники – все пытались осознать многогранность мира и передать полученную мудрость потомкам.

 

 

 

Культура Древнего Рима.

Древне Римская культура прошла сложный путь развития впитав культурные традиции древней Греции, испытав влияние Этрусской эллинистической культуры и культур древнего востока. Она дала миру классические образцы военного устройства, государственного устройства, права, градостроительства и многое другое.

Рим был основан 21 апреля 752г. До н.э. По преданию весталка Рея-Сильвия родила близнецов. За это её должна были казнить поээтому она сплавила детей по реке. Их вскормила волчица. Затем детей подобрал царский пастух, давший им имена Ромул и Рем. Когда мальчики выросли и узнали тайну своего рождения и решили основать новый город на том месте, где были когда-то выброшены водами Тибра, — на Палатинском холме. Однако вскоре братья поссорились из-за того, чьим именем назвать город, кому в нем править, и Ромул убил Рема. Новый город стал называться Римом по имени Ромула, который стал его первым-царем.

В эпоху ранней Республики Риму удается подчинить себе весь Апеннинский полуостров, причем большую роль в развитии его культуры сыграло завоевание греческих городов Южной Италии, ускорившее приобщение римлян к более высокой греческой культуре. Среди верхних слоев римского общества, начинают распространяться греческий язык, некоторые греческие обычаи, в частности, бритье бороды и короткая стрижка волос. В это же время происходит замена старого этрусского алфавита греческим, более подходящим к звукам латинского языка. Тогда же вводится и медная монета по греческому образцу.

Утверждалось равенство граждан перед законом. С образованием гражданской общины, республиканского строя связано возникновение римского ораторского искусства.

В эпоху ранней Республики в основных чертах складывается организация римского войска с его прославленной дисциплиной, во многом обусловившей военные успехи Рима. Основной единицей римской армии был легион (от 3 до б тысяч пехотинцев), делившийся в разные периоды истории на манипулы, центурии, когорты. Дисциплина в войске поддерживалась с помощью суровых наказаний и наград.

 К середине II в. до н. э. Рим становится мощной средиземноморской державой, однако примерно в это же время в государстве изменяется внутриполитическая обстановка — начинаются гражданские войны, приведшие к падению Республики.

Выдающимися позднереспубликанскими писателями были Варрон (116—27 до н. э.) и Цицерон. Цицерон был не только замечательным писателем и выдающимся оратором, но и видным государственным деятелем, юристом, знатоком философии. Его творчество открыло в римской литературе эпоху «золотой латыни», считавшейся образцом прозы.

Римская архитектура испытала сильное влияние этрусской и особенно греческой архитектуры. В своих, сооружениях римляне стремились подчеркнуть идею силы, мощи, величия, для них характерны монументальность, пышная отделка зданий, множество украшений, стремление к строгой симметрии, интерес к утилитарным сторонам архитектуры.

 Центрами научной деятельности Римской империи были крупнейшие города: Рим, Александрия, Афины, Карфаген и др. Появляются трактаты Страбона, Птолемея.

В конце II в. н. э. в Римской империи начинается кризис, который в III в. охватывает все государство и носит всеобъемлющий характер. Его наиболее ярким проявлением были частая смена императоров, отпадение провинций, появление в различных частях империи самостоятельных правителей. Характерными признаками кризиса античной культуры являются низкий уровень грамотности, огрубление нравов, пессимизм, широкое распространение христианства.

В 395 г. империя окончательно распадается на Западную с центром в Риме и Восточную с центром в Константинополе.

Культурное наследие Древнего Рима не погибло, его влияние прослеживается во многих европейских языках, в научной терминологии, архитектуре, литературе. Многие памятники римской культуры сохранились до наших дней.

 

 

 

Искусство Византии.

Византия существовала с 395 по 1453 г. В 395 г. Римская империя распалась на две части — Западную и Восточную, и последняя— впоследствии стала именоваться Византией, причем уже после того, как сама империя перестала существовать. Византийская культура стала первой в полном смысле христианской культурой. Именно в Византии завершилось становление христианства, и оно впервые приобрело законченную, классическую форму.

Наивысшими достижениями отмечена художественная культура Византии. Ее своеобразие состоит в том, что она сочетает в себе внешне несоединимые начала. С одной стороны, ей присущи избыточная роскошность и пышность, яркая зрелищность. С другой стороны, для нее характерны возвышенная торжественность и глубокая духовность. Эти особенности в полной мере проявились в архитектуре византийских храмов и церквей.

Византийский храм существенно отличается от античного классического храма. Последний выступал как обитель Бога, тогда как все обряды и празднества происходили снаружи, вокруг храма или на прилегающей площади. Поэтому главным в храме был не интерьер. а экстерьер, внешний его вид. Напротив, христианская церковь строится как место, где собираются верующие. Поэтому в ней на первый план выходит организация внутреннего пространства, хотя и внешний вид не теряет своего значения.

Именно в таком ключе построен храм св. Софии в Константинополе (532-537), ставший самым знаменитым памятником византийской архитектуры. Его авторами являются зодчие Анфимий и Исидор. Внешне он не выглядит слишком грандиозным, хотя его отличают строгость, стройность и великолепие форм. Однако внутри он кажется поистине необъятным. Эффект безграничного пространства создает прежде всего находящийся на высоте 55 м огромный купол диаметром 31 м, а также прилегающие к нему подкупола, расширяющие и без того огромное пространство.

Купол имеет 400 продольных окон, и когда солнечный свет заливает подкупольное пространство — он как бы парит в воздухе. Все это делает конструкцию удивительно легкой, изящной и свободной.

Внутри собора находится более 100 отделанных малахитом и порфиром колонн. Своды украшены мозаиками с символическим изображением креста, а стены облицованы ценнейшими породами мрамора и украшены мозаичными росписями, содержащими различные религиозные сюжеты и портретные изображения императоров и членов их семей.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.129 с.