История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Топ:
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Интересное:
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2020-11-03 | 167 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Цели обучения
4.1. Общая цель: научить студентов диагностировать, классифицировать, лечить и предупреждать дефицитные анемии в детском возрасте.
4.2. Учебная цель: познакомить студентов с определением понятия анемии, рабочей классификацией, этиологией, клиническими проявлениями, принципами дифференциальной диагностики, основными методами лечения и профилактики дефицитных анемий в детском возрасте.
4.3. Психолого-педагогическая цель: развитие ответственности будущего врача за адекватную диагностику, лечение и предупреждение дефицитных анемий. Показать студентам причинно-следственные связи возникновения дефицитных анемий от течения беременности и родов, питания беременной и кормящей женщины, правильного вскармливания ребенка. Подчеркнуть роль экологических факторов на формирование дефицитных анемий. Обратить внимание на деонтологические аспекты взаимоотношений студент-родители-больной, врач-больной-родители в условиях страховой медицины.
5. Место проведения практического занятия: учебная комната, палаты в отделении патологии детей раннего возраста.
Оснащение занятия
а. Таблицы по теме занятия
- рабочая классификация анемий
- нормальные показатели красной крови у детей различных возрастных групп
- критерии дифференциальной диагностики анемий
б. Больные с различными видами дефицитных анемий, различной степенью тяжести, разного возраста
в. Клинические и биохимические анализы крови
Структура содержания темы
Диагностика ЖДА.
При диагностике ЖДА врач должен руководствоваться следующими критериями:
1. Анамнестические данные: факторы, отягощающие развитие ребенка в антенатальном, интранатальном и постанатальном периодах развития ребенка.
|
2. Общеклинические проявления: эмоциональная лабильность, мышечная гипотония, отставание в психомоторном развитии.
3. Сидеропенические симптомы: ломкость и расслоение ногтей, койлонихии, истонченность и ломкость волос, атрофия сосочков языка, ангулярные стоматиты, снижение аппетита, извращение вкуса, диспепсические расстройства, уменьшение подкожно-жирового слоя и снижение тургора тканей, замедление прибавок массы тела.
4. Общеанемические симптомы: Бледность кожи и слизистых, гепато- спленомегалия, тахикардия, приглушенность тонов сердца, функциональный систолический шум, снижение артериального давления, периоральный цианоз, одышка в покое, нередко субфебрилитет, энурез, микрополиадения.
5. Лабораторные данные: критерием диагностики латентного дефицита железа являются изменения показателей транспортного фонда железа (железо сыворотки, общая и латентная железосвязывающая способность сыворотки - ОЖСС и ЛЖСС, коэффициент насыщения трансферрина), но без лабораторных признаков анемии.
Для уточнения характера, причин снижения гемоглобина и корректной трактовки отмеченных изменений необходимо произвести клинический анализ крови. При этом отмечается:
- снижение уровня гемоглобина (ниже 110 г/л);
- уменьшение числа эритроцитов (ниже 3´1012/л);
- изменения цветового показателя (норма 0,85-1,0);
- изменение диаметра эритроцитарной клетки и других характеристик эритроцитов (анизоцитоз, пойкилоцитоз, полихроматофилия и др.);
- изменение числа ретикулоцитов (норма 6-8 %), характеризующего функциональное состояние эритропоэза.
В обязательном порядке должно исследоваться содержание ретикулоцитов и тромбоцитов. Снижение уровня гемоглобина следует считать проявлением железодефицитной анемии только в том случае, если выявляется гипохромия (морфологически и по цветовым индексам), нормальный или незначительно повышенный уровень ретикулоцитов и изменение транспортного фонда железа. Последнее выявляется при проведении биохимического исследования крови и характеризуется:
|
- гипо – и диспротеинемией;
- снижением сывороточного железа менее 14 мкмоль/л;
- снижением процента насыщения трансферрина до 15-17 %;
- повышением ОЖСС выше 63 мкмоль/л;
- повышением ЛЖСС выше 47 мкмоль/л.
По показаниям исследуются миелограмма, число тромбоцитов, осмотическая стойкость эритроцитов, количество прямого и непрямого билирубина и др.
Дифференциальную диагностику железодефицитной анемии проводят с другими дефицитными анемиями, с гипо – и апластическими, гемолитическими анемиями, с лейкозом.
Лечение железодефицитной анемии проводят в три этапа: устранение анемии, терапия насыщения, поддерживающая терапия. Обязательная и важная составная часть каждого из этапов – прием препаратов железа. Препараты железа в подавляющем большинстве случаев принимают внутрь. Помимо препаратов железа необходимо соблюдение режима, диеты; нормализация всасывания железа при его нарушении, дозированная физическая активность. Детям раннего возраста показаны жидкие лекарственные формы, позволяющие более точно дозировать железо. Детям старшего возраста и подросткам назначают таблетки и капсулы, содержащие железо. В последнее время в основном с профилактической целью применяют комбинированные препараты, содержащие кроме железа витамины и другие микроэлементы. Расчет лечебной дозы должен проводиться только по содержанию элементарного железа в препарате. Суточную дозу всех препаратов распределяют на 3 приема. В начале лечения в течение нескольких дней препараты назначают в половинной дозе для уточнения их индивидуальной переносимости. При отсутствии диспептических явлений и других побочных эффектов переходят к возрастной дозе. Длительность лечения полной дозой препарата должна составлять не менее 3-4 недель. После нормализации показателей гемоглобина необходимо продолжить лечение препаратами железа в 1/2 или 1/3 суточной дозы не менее 2-3 месяцев для насыщения депо железом.
Парентерально препараты железа вводят только при наличии соответствующих показаний: состояние после операций на ЖКТ; синдром нарушенного всасывания в тонкой кишке; хронический энтероколит и неспецифический язвенный колит; непереносимость железа при приеме внутрь.
|
Диспансеризация: Диспансеризация детей с анемией проводится в течение года. Во время приема препаратов железа осмотр детей осуществляется педиатром 1-2 раза в месяц. В дальнейшем ежеквартально под контролем гемограммы. Через 12 месяцев при нормализации клинико-лабораторных показателей ребенок снимается с диспансерного учета.
Профилактика железодефицитных анемий складывается из антенатальной и постнатальной. Прогноз при своевременно начатом и последовательном лечении благоприятный.
9. Перечень вопросов для самоподготовки
1. Что такое анемия – отдельное заболевание или синдром?
2. Какие вы знаете классификации анемий? Для чего необходимо выделение группы дефицитных анемий?
3. Выделите ранние симптомы дефицитных анемий у детей разного возраста
4. Что такое хлороз?
5. Особенности диагностики и лечебной тактики при латентном дефиците железа у детей.
6. Особенности лечебной тактики при лечении железодефицитных анемий в детском возрасте.
7. Особенности лечебной тактики при лечении витаминодефицитных анемий в детском возрасте.
8. Основные направления профилактики дефицитных анемий в детском возрасте.
10. Тестовые задания
Инструкция к тестовым заданиям: Укажите все правильные ответы
1. Причины дефицита железа:
1.недостаточное поступление
2.повышенное потребление
3.нарушенное всасывание
4.недостаточное депо
Все перечисленные
2. Причины развития анемии у ребенка:
1.вредные факторы производства у матери
2.патология родов
3.анемия матери
4.недоношенность
Все перечисленные
3. Неблагоприятный преморбидный фон как причина формирования анемии:
1.недоношенность
2.дистрофия
3.рахит
4.аномалия конституции
Все перечисленное
4. Содержание фетального гемоглобина в крови новорожденного:
1.20 - 30%
2.40 - 50%
3.60 - 80%
4.85 - 90%
5.95- 100%
5. Клинические симптомы не свойственные железодефицитной анемии:
1.нарастающая бледность кожных покровов
2.утомляемость и раздражительность
3.трофические нарушения кожи, волос, ногтей
4.систолический шум
Гектическая лихорадка
6. К принципам лечения железодефицитной анемии не относятся:
|
Всем перечисленным
8. Новорожденные группы риска по развитию железодефицитной анемии:
1.недоношенные
2.родившиеся от многоплодной беременности
3.с высоким темпом физического развития
4.находящиеся на искусственном вскармливании
Все перечисленные
9. Профилактика анемии у новорожденных группы риска:
1.профилактика гипогалактии
2.рациональное вскармливание и режим дня
3.назначение микроэлементов
4.назначение витаминов
Все перечисленное
10. При железодефицитной анемии эффективнее назначать препараты железа:
1.внутривенно
2.внутримышечно
3.подкожно
4.в клизме
Внутрь
11. Среди клинических симптомов железодефицитной анемии реже отмечается:
1. глоссит
2.бледность кожных покровов
Желтуха
4.анорексия
5.выпадение волос
12. У новорожденных с постгеморрагической анемией определяются:
1.бледность кожи и слизистых
2.одышка
3.тахикардия
4.систолический шум
Все перечисленное
13. Признаки нарушения трофики кожи и слизистых не свойственные железодефицитной анемии:
1.сухость, шелушение
2.заеды
З.ангулярный стоматит
4."географический язык"
5.атрофия сосочков языка
14. Возможные причины угнетения гемопоэза:
1.дефицит железа
2.дефицит витамина В12
3.дефицит белка
4.дефицит микроэлементов
Все перечисленные
15. Маркер тяжелой анемии при отсутствии инфекционного процесса:
Ускоренная СОЭ
2. желтуха
3.субфебрилитет
4.систолический шум
5.бледность кожи
ЗАДАЧА 1
Ребенку 5 мес., родился с массой 3300 г, находится на искусственном вскармливании с 1,5 мес. (до 4-х мес. получал смесь «Малютка», в настоящее время «Малыш»). Мама жалуется на то, что ребенок стал вялым, побледнел, плохо ест, иногда она может накормить его только во сне. При осмотре ребенок бледен, малоактивен, в легких жестковатое дыхание, катаральных явлений нет. Тоны сердца приглушены, ритмичные, на верхушке выслушивается систолический шум мягкого тембра. Живот мягкий, доступен пальпации, безболезненный, печень + 1,5 см из под реберного края. Селезенка не увеличена. В ОАК: Эр.3 Х 1212/Л, Нв 80 г/л, ц.п. 0,7, Л 7 х 109/л, Э1%, с/я 30%, л 60%, СОЭ 10 мм/час.
1.О чем можно думать?
2.Какие дополнительные обследования необходимо провести?
Эталон ответа к задаче 1:
1.Анемия гипохромная средне-тяжелая, вероятно железодефицитная вследствие вскармливания ребенка частично адаптированными молочными смесями.
2.Определения уровня общего белка и его фракций в сыворотке крови, сывороточного железа (норма не менее 12,5 мкмоль/л), общая железосвязывающая способность сыворотки (выше 63 мкмоль/л), латентная железосвязывающая способность сыворотки (выше 47 мкмоль/л), коэффициент насыщения трансферрина (менее 15-17%).
|
ЗАДАЧА 2
В больницу доставлен ребенок 2-х лет в тяжелом состоянии. Обращает на себя внимание адинамия, резко выраженная бледность кожных покровов с иктеричным оттенком, единичные «синяки» на коже голеней. В легких жестковатое дыхание, число дыханий 38 в 1 мин. Тоны сердца приглушены, ритмичные, тахикардия, выслушивается довольно грубый систолический шум у верхушки сердца. Живот увеличен в объеме, печень выступает из под реберного края на 4,5 см, селезенка +2 см. Отмечается болезненность при постукивании в области трубчатых костей.
1.О чем можно думать?
2.Какие дополнительные обследования необходимо провести?
Эталон ответа к задаче 2:
1.Системное заболевание крови: острый лейкоз, тяжелая дефицитная анемия.
2.Уточнить анамнез (длительность указанных жалоб, обстоятельства при которых появились данные жалобы, перенесенные заболевания накануне данного заболевания и вообще, особенности питания ребенка вообще и в раннем анамнезе). Клинический анализ крови с подсчетом ретикулоцитов, длительности кровотечения, времени свертывания крови, количества тромбоцитов, уровень общего белка сыворотки крови и его фракций, показатели обмена железа; стернальную пункцию.
ЗАДАЧА 3
К педиатру обратилась мать с ребенком в возрасте 1 год. С жалобами на срыгивания после еды, иногда рвоту, сухость и шелушение кожи, указанные симптомы появились после перенесенной кишечной инфекции по поводу которой получал лечение амбулаторно. При осмотре: кожные покровы бледные, сухие, волосы тусклые. Дыхание везикулярное, тоны сердца учащены до 128-132 в мин., ритмичные. Живот мягкий, безболезненный. В анализе крови: Эр. 3,0 х 1012 /л, Нв 80 г/л, СОЭ 12 мм/час, ретикулоциты 1%, сывороточное железо 7,9 ммоль/л.
1.О чем можно думать?
2.Какое дообследование необходимо провести?
Эталон ответа к задаче 3:
1. Железодефицитной анемии средней степени тяжести.
2.Общая железосвязывающая способность сыворотки (выше 63, мкмоль/л), латентная железосвязывающая способность сыворотки (выше 47 мкмоль/л), коэффициент насыщения трансферрина (менее 15-17%).
ЗАДАЧА 4
К педиатру обратилась мама с ребенком 11 месяцев. Из анамнеза известно, что ребенок от 3 беременности и родов, родился массой 1900 г, длиной 47 см, на 32 недели беременности. Мама страдает анемией. При осмотре бледен, кожа сухая с иктеричным оттенком. В легких жестковатое дыхание. Тоны сердца ритмичные, выслушивается систолический шум, ЧСС 142 в мин, число дыханий 34 в 1 мин. Живот мягкий, безболезненный при пальпации, печень пальпируется на 2 см из под реберного края. Стул – склонность к запорам. В общем анализе крови Эр. 3,1 х 1012 /л, Нв 76 г/л, ц.п. 0,75, ретикулоциты 6%, Лейк. 7 х 109 , Э 1, С27, Л 62, М 9, СОЭ 10 мм/час.
1.О чем можно думать?
2.Перечислите факторы риска развития указанного состояния.
Эталон ответа к задаче 4:
1.Поздняя анемия недоношенного ребенка.
2.Недоношенность, анемия у матери.
ЗАДАЧА 5
Девочка 4 мес., поступила в клинику с жалобами на бледность, плохой аппетит, вялость, потливость. Ребенок от 2 беременности, протекавшей с токсикозом, угрозой выкидыша, родилась недоношенной, масса к рождению 2400 г, длина 49 см. С 3-х мес. искусственное вскармливание. Бледность отмечает с 1,5 месяцев. При осмотре: кожа и слизистые бледные, подкожно-жировой слой истончен. Границы относительной сердечной тупости не изменены, тоны сердца приглушены, шумов нет. Отмечается умеренная гипотония; печень выступает из под реберной дуги на 3 см, край ровный, селезенка не пальпируется. ОАК: Нб – 90 г/л, Эр. – 2,5 х 1012/л, ц.п. 0,9, Лейк. – 7,3 х 109/л, п/я10%, э3%, л86%, м1%, СОЭ 5 мм/час. Микроцитоз +++, ретикулоцитоз 1%, гипохромия.
1.О чем можно думать?
2.Укажите факторы риска развития заболевания
3.Какие дополнительные обследования необходимо провести?
Эталон ответа к задаче 5:
1.Железодефицитная анемия недоношенного, средней степени тяжести, гипохромная.
2.Отягощенный акушерский анамнез (гестоз I и II половины, угроза выкидыша), недоношенность, начинающийся рахит.
3.Уровень сывороточного железа, коэффициент насыщения трансферрина железом, железосвязывающая способность сыворотки.
12. Рекомендации по УИРС:
- Фолиеводефицитная анемия
- Гемолитические анемии
- Гипо - и апластические анемии
13. Перечень практических умений:
- провести физикальное обследование органов кроветворения
- оценить показатели периферической крови
Список литературы
Основная:
1. Детские болезни: Учебник / Под. ред. А.А. Баранова. - М.: ГЭОТАР - МЕД, 2002. - 880 с.: ил. - (Серия «XXI век»), с. 305 – 324.
Дополнительная:
2. Мазурин А.В., Воронцов И.М.Пропедевтика детских болезней: учебник, СПб: Фолиант, 2000. - 925 с.
3.Коколина В.Ф, Румянцева А.Г. Практическое руководства по детским болезням: 7 Т., Т.1.: Практическое руководство по детским болезням / М.: Медпрактика-М., 2003. – 468 с.
4.Шабалов Н.П Педиатрия: Учебник, СПб: СпецЛит, 2005. – 895 с.
5.Запруднов А.М., Григорьев К.И., Харитонова Л.А Детские болезни / Т1, 2 / М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004.
6.Папаян А.В. Анемии у детей: Руководство для врачей, СПб: Питер, 2001.–383 с.
ГОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВНЕАУДИТРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
Формы работы
2.1. Подготовка к практическому занятию:
- работа с литературой по заданной теме в библиотеке
- работа с учебно-методическим материалом в методическом кабинете кафедры (лекция на бумажном и электронном носителях)
2.2. Подготовка материалов по УИРС:
- работа с литературой по теме УИРС в библиотеке
3. Перечень вопросов для самоподготовки
1.Что такое анемия – отдельное заболевание или синдром?
2.Какие вы знаете классификации анемий? Для чего необходимо выделение группы
дефицитных анемий?
3.Выделите ранние симптомы дефицитных анемий у детей разного возраста
4.Что такое хлороз?
5.Особенности диагностики и лечебной тактики при латентном дефиците железа у
детей.
6.Особенности лечебной тактики при лечении железодефицитных анемий в детском
возрасте.
7.Особенности лечебной тактики при лечении витаминодефицитных анемий в
детском возрасте.
8.Основные направления профилактики дефицитных анемий в детском возрасте.
Все перечисленные
2. Причины развития анемии у ребенка:
1.вредные факторы производства у матери
2.патология родов
3.анемия матери
4.недоношенность
Все перечисленные
3. Неблагоприятный преморбидный фон как причина формирования анемии:
1.недоношенность
2.дистрофия
3.рахит
4.аномалия конституции
Все перечисленное
4. Содержание фетального гемоглобина в крови новорожденного:
1.20 - 30%
2.40 - 50%
3.60 - 80%
4.85 - 90%
5.95- 100%
5. Клинические симптомы не свойственные железодефицитной анемии:
1.нарастающая бледность кожных покровов
2.утомляемость и раздражительность
3.трофические нарушения кожи, волос, ногтей
4.систолический шум
Гектическая лихорадка
6. К принципам лечения железодефицитной анемии не относятся:
Всем перечисленным
8. Новорожденные группы риска по развитию железодефицитной анемии:
1.недоношенные
2.родившиеся от многоплодной беременности
3.с высоким темпом физического развития
4.находящиеся на искусственном вскармливании
Все перечисленные
9. Профилактика анемии у новорожденных группы риска:
1.профилактика гипогалактии
2.рациональное вскармливание и режим дня
3.назначение микроэлементов
4.назначение витаминов
Все перечисленное
10. При железодефицитной анемии эффективнее назначать препараты железа:
1.внутривенно
2.внутримышечно
3.подкожно
4.в клизме
Внутрь
11. Среди клинических симптомов железодефицитной анемии реже отмечается:
1. глоссит
2.бледность кожных покровов
Желтуха
4.анорексия
5.выпадение волос
12. У новорожденных с постгеморрагической анемией определяются:
1.бледность кожи и слизистых
2.одышка
3.тахикардия
4.систолический шум
Все перечисленное
13. Признаки нарушения трофики кожи и слизистых не свойственные железодефицитной анемии:
1.сухость, шелушение
2.заеды
З.ангулярный стоматит
4."географический язык"
5.атрофия сосочков языка
14. Возможные причины угнетения гемопоэза:
1.дефицит железа
2.дефицит витамина В 12
3.дефицит белка
4.дефицит микроэлементов
Все перечисленные
15. Маркер тяжелой анемии при отсутствии инфекционного процесса:
Ускоренная СОЭ
2. желтуха
3.субфебрилитет
4.систолический шум
5.бледность кожи
Список литературы
Основная:
1. Детские болезни: Учебник / Под. ред. А.А. Баранова. - М.: ГЭОТАР - МЕД, 2002. - 880 с.: ил. - (Серия «XXI век»), с. 305 – 324.
Дополнительная:
7.Мазурин А.В., Воронцов И.М.Пропедевтика детских болезней: учебник, СПб: Фолиант, 2000. - 925 с.
8.Коколина В.Ф., Румянцева А.Г. Практическое руководство по детским болезням: 7 Т., Т.1.: Практическое руководство по детским болезням / М.: Медпрактика-М., 2003. – 468 с.
9.Шабалов Н.П. Педиатрия: Учебник, СПб: СпецЛит, 2005. – 895 с.
10. Запруднов А.М., Григорьев К.И., Харитонова Л.А Детские болезни / Т1, 2 / М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004.
11. Папаян А.В. Анемии у детей: Руководство для врачей, СПб: Питер, 2001.–383 с.
ГОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ АУДИТРНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНОВ
К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ
Желтуха
4.анорексия
5.выпадение волос
12. У новорожденных с постгеморрагической анемией определяются:
1.бледность кожи и слизистых
2.одышка
3.тахикардия
4.систолический шум
5.все перечисленное
13. Признаки нарушения трофики кожи и слизистых не свойственные железодефицитной анемии:
1.сухость, шелушение
2.заеды
З.ангулярный стоматит
4."географический язык"
5.атрофия сосочков языка
14. Возможные причины угнетения гемопоэза:
1.дефицит железа
2.дефицит витамина В 12
3.дефицит белка
4.дефицит микроэлементов
5.все перечисленные
15. Маркер тяжелой анемии при отсутствии инфекционного процесса:
1.ускоренная СОЭ
2. желтуха
3.субфебрилитет
4.систолический шум
5.бледность кожи
Ситуационные задачи
ЗАДАЧА 1
Ребенку 5 мес., родился с массой 3300 г, находится на искусственном вскармливании с 1,5 мес. (до 4-х мес. получал смесь «Малютка», в настоящее время «Малыш»). Мама жалуется на то, что ребенок стал вялым, побледнел, плохо ест, иногда она может накормить его только во сне. При осмотре ребенок бледен, малоактивен, в легких жестковатое дыхание, катаральных явлений нет. Тоны сердца приглушены, ритмичные, на верхушке выслушивается систолический шум мягкого тембра. Живот мягкий, доступен пальпации, безболезненный, печень + 1,5 см из под реберного края. Селезенка не увеличена. В ОАК: Эр.3 Х 1212/Л, Нв 80 г/л, ц.п. 0,7, Л 7 х 109/л, Э1%, с/я 30%, л 60%, СОЭ 10 мм/час.
1.О чем можно думать?
2.Какие дополнительные обследования необходимо провести?
ЗАДАЧА 2
В больницу доставлен ребенок 2-х лет в тяжелом состоянии. Обращает на себя внимание адинамия, резко выраженная бледность кожных покровов с иктеричным оттенком, единичные «синяки» на коже голеней. В легких жестковатое дыхание, число дыханий 38 в 1 мин. Тоны сердца приглушены, ритмичные, тахикардия, выслушивается довольно грубый систолический шум у верхушки сердца. Живот увеличен в объеме, печень выступает из - под реберного края на 4,5 см, селезенка +2 см. Отмечается болезненность при постукивании в области трубчатых костей.
1.О чем можно думать?
2.Какие дополнительные обследования необходимо провести?
ЗАДАЧА 3
К педиатру обратилась мать с ребенком в возрасте 1 год. С жалобами на срыгивания после еды, иногда рвоту, сухость и шелушение кожи, указанные симптомы появились после перенесенной кишечной инфекции по поводу которой получал лечение амбулаторно. При осмотре: кожные покровы бледные, сухие, волосы тусклые. Дыхание везикулярное, тоны сердца учащены до 128-132 в мин., ритмичные. Живот мягкий, безболезненный. В анализе крови: Эр. 3,0 х 1012 /л, Нв 80 г/л, СОЭ 12 мм/час, ретикулоциты 1%, сывороточное железо 7,9 ммоль/л.
1.О чем можно думать?
2.Какое дообследование необходимо провести?
ЗАДАЧА 4
К педиатру обратилась мама с ребенком 11 месяцев. Из анамнеза известно, что ребенок от 3 беременности и родов, родился с массой 1900 г, длиной 47 см, на 32 недели беременности. Мама страдает анемией. При осмотре бледен, кожа сухая с иктеричным оттенком. В легких жестковатое дыхание. Тоны сердца ритмичные, выслушивается систолический шум, ЧСС 142 в мин, число дыханий 34 в 1 мин. Живот мягкий, безболезненный при пальпации, печень пальпируется на 2 см из под реберного края. Стул – склонность к запорам. В общем анализе крови Эр. 3,1 х 1012 /л, Нв 76 г/л, ц.п. 0,75, ретикулоциты 6%, Лейк. 7 х 109 , Э 1, С27, Л 62, М 9, СОЭ 10 мм/час.
1.О чем можно думать?
2.Перечислите факторы риска развития указанного состояния.
ЗАДАЧА 5
Девочка 4 мес., поступила в клинику с жалобами на бледность, плохой аппетит, вялость, потливость. Ребенок от 2 беременности, протекавшей с токсикозом, угрозой выкидыша, родилась недоношенной, масса к рождению 2400 г, длина 49 см. С 3-х мес. искусственное вскармливание. Бледность отмечает с 1,5 месяцев. При осмотре: кожа и слизистые бледные, подкожно-жировой слой истончен. Границы относительной сердечной тупости не изменены, тоны сердца приглушены, шумов нет. Отмечается умеренная гипотония; печень выступает из под реберной дуги на 3 см, крой ровный, селезенка не пальпируется. ОАК: Нб – 90 г/л, Эр. – 2,5 х 1012/л, ц.п. 0,9, Лейк. – 7,3 х 109/л, п/я10%, э3%, л86%, м1%, СОЭ 5 мм/час. Микроцитоз +++, ретикулоцитоз 1%, гипохромия.
1.О чем можно думать?
2.Укажите факторы риска развития заболевания
3.Какие дополнительные обследования необходимо провести?
СТАДИИ СИДЕРОПЕНИИ:
1. Прелатентная - недостаточное содержание железа в тканях, концентрация
НЬ и сывороточного железа не изменены;
2. Латентная - концентрация НЬ нормальная, но сывороточного железа
снижена;
3. Железодефицитная анемия - изменены все показатели красной крови
СОСТОЯНИЙ У ДЕТЕЙ
Показатель | норма | Латентный дефицит | Железодефицитная анемия |
Гемоглобин: до -6 лет - старше 6 лет | >110г/л >120 г/л | >110г/л >120 г/л | <110г/л <120г/л |
Цветовой показатель | 0,86-1,05 | не ниже 0,86 | <0,86 |
МСН | 24- 33 пг | 24-ЗЗпг | <24 п г |
МСНС | 30- 38% | 30- 38% | 30% |
Железо сыворотки | 10,6 -33,6 мкмоль/л | <14 мкмоль/л | <14 мкмоль/л |
ОЖСС | 40,6- 62,6 мкмоль/л | >63 мкмоль/л | >63 мкмоль/л |
ЛЖСС | <47 мкмоль/л | >47 мкмоль/л | >47 мкмоль/л |
% насыщения трансферрна | >17% | <17% | <15- 16% |
Цели обучения
4.1. Общая цель: научить студентов диагностировать, классифицировать, лечить и предупреждать дефицитные анемии в детском возрасте.
4.2. Учебная цель: познакомить студентов с определением понятия анемии, рабочей классификацией, этиологией, клиническими проявлениями, принципами дифференциальной диагностики, основными методами лечения и профилактики дефицитных анемий в детском возрасте.
4.3. Психолого-педагогическая цель: развитие ответственности будущего врача за адекватную диагностику, лечение и предупреждение дефицитных анемий. Показать студентам причинно-следственные связи возникновения дефицитных анемий от течения беременности и родов, питания беременной и кормящей женщины, правильного вскармливания ребенка. Подчеркнуть роль экологических факторов на формирование дефицитных анемий. Обратить внимание на деонтологические аспекты взаимоотношений студент-родители-больной, врач-больной-родители в условиях страховой медицины.
5. Место проведения практического занятия: учебная комната, палаты в отделении патологии детей раннего возраста.
Оснащение занятия
а. Таблицы по теме занятия
- рабочая классификация анемий
- нормальные показатели красной крови у детей различных возрастных групп
- критерии дифференциальной диагностики анемий
б. Больные с различными видами дефицитных анемий, различной степенью тяжести, разного возраста
в. Клинические и биохимические анализы крови
Структура содержания темы
Хронокарта практического занятия
№ п/п | Этап практического занятия | Продолжи-тельность (мин) | Содержание этапа и оснащенность |
1. | Организация занятия | 5 | Проверка посещаемости и внешнего вида обучающихся |
2. | Формулировка темы и цели занятия | 10 | Объявление темы и актуальности, цели занятия |
3. | Контроль исходного уровня знаний | 30 | Тестирование |
4. | Раскрытие учебно-целевых вопросов | 20 | Инструктаж обучающихся (ориентировочная основа деятельности) |
5. | Самостоятельная работа обучающихся (текущий контроль): а) курация детей с различными видами дефицитных анемий, различной степени тяжести б) беседы с матерями в) запись результатов обследования в рабочую тетрадь г) разбор курируемых детей д) выявление типичных ошибок | 150 | Работа: а) в палатах и кабинетах участковых врачей б) демонстрация куратором практических навыков по осмотру, физикальному обследованию органов кроветворения с оценкой показателей периферической крови |
6. | Итоговый контроль знаний | 40 | Ситуационные задачи |
7. | Подведение итогов занятия | 10 | Оглашение оценки каждого обучающегося за теоретические знания и практические навыки по изученной теме занятия |
8. | Задание на следующее занятие | 5 | Учебно-методические разработки следующего занятия, индивидуальные задания |
Всего: | 270 |
8. Аннотация темы. Особенности кроветворения у детей. Классификация анемии. Удельный вес и особенности анемий у детей раннего возраста. Этиология, патогенез. Клинико–гематологическая характеристика анемий. Краткие сведения об обмене железа и микроэлементов в организме. Основные причины дефицитных состояний в раннем детском возрасте. Дефицитные анемии. Железодефицитная анемия, клиника, значение в патологии и дальнейшем развитии ребенка. Дифференциальная диагностика дефицитных анемий. Принципы лечения и профилактики анемий у детей.
Анемия – патологическое состояние, при котором происходит снижение содержания гемоглобина в единице объема крови. Практически до 90 % анемий у детей относятся к дефицитным, причем значительную часть из них составляют железодефицитные. Клиническая картина железодефицитных состояний неспецифична и включает несколько синдромов: астеновегетативный, эпителиальный, иммунодефицитный, сердечно-сосудистый, гепатолиенальный. Маленькие дети отстают в психомоторном развитии. Они плаксивы, раздражительны, капризны. У детей старшего возраста снижена память, внимание, интерес к учебе. Появляются признаки СВД. Возможны мышечные боли и гипотония (в частности – мочевого пузыря), энурез. Дистрофия и атрофия слизистых оболочек, кожи и ее придатков – ногтей, волос. Снижен аппетит, возникает извращение вкуса и обоняния, дисфагия, диспептические расстройства, нарушения процессов всасывания в кишечнике, скрытые кишечные кровотечения. При значительном снижении гемоглобина бледность кожи и конъюктивы. Частые ОРВИ и ОКИ. При тяжелой железодефицитной анемии развивается повышенная утомляемость, низкое АД, тахикардия, приглушение тонов сердца, функциональный, довольно грубый систолический шум. Возможны головокружения. При сочетании рахита и анемии гепатолиенальный синдром.
На 1-2 месяце жизни более чем у половины недоношенных и изредка у доношенных детей развивается ранняя анемия. Основными причинами считают усиленный «физиологический» гемолиз эритроцитов, содержащих фетальный гемоглобин, недостаточную функциональную и морфологическую зрелость красного костного мозга, снижение продукции тканевых эритропоэтинов вследствие гипероксии, имевшей место при рождении.
Поздняя анемия недоношенных развивается на 3-4 месяце жизни в результате истощения неонатальных запасов железа в депо. Клинические проявления незначительны. Алиментарная и инфекционная анемия развиваются во втором полугодии жизни у доношенных детей. В происхождении играют роль нарушения вскармливания, одновременно вызывающие и дистрофию.
Клинические проявления дефицита железа имеют возрастные особенности. Выраженность сидеропенических симптомов, изменений со стороны сердечно-сосудистой и пищеварительной систем увеличивается с возрастом, в то время как отклонения со стороны нервной системы, склонность к обморокам и артериальной гипотензии, повышение температуры тела наблюдаются чаще у детей младшей возрастной группы.
Снижение местного иммунитета, появляющееся при анемии, обуславливает повышенную заболеваемость острыми кишечными и респираторными инфекциями во всех возрастных группах.
Следует так же отметить, что дефицит железа способствует усиленной абсорбции свинца в желудочно-кишечном тракте, а следовательно, и развитию хронической свинцовой интоксикации. Особенно важно это учитывать при наблюдении, проживающих в крупных городах, около больших заводов и т.д. Дети раннего возраста являются группой особого риска, так как неблагоприятное влияние свинца на развивающийся организм приводит к необратимым психомоторным, интеллектуальным и поведенческим изменениям.
Учитывая, что ЖДА у детей раннего возраста так же может приводить к задержке психомоторного развития, считают, что неблагоприятное влияние дефицита железа на психомоторные функции ребенка обусловлено как прямым патологическим воздействием, так и опосредованным – через усиленную абсорбцию свинца.
Диагностика ЖДА.
При диагностике ЖДА врач должен руководствоваться следующими критериями:
1. Анамнестические данные: факторы, отягощающие развитие ребенка в антенатальном, интранатальном и постанатальном периодах развития ребенка.
2. Общеклинические проявления: эмоциональная лабильность, мышечная гипотония, отставание в психомоторном развитии.
3. Сидеропенические симптомы: ломкость и расслоение ногтей, койлонихии, истонченность и ломкость волос, атрофия сосочков языка, ангулярные стоматиты, снижение аппетита, извращение вкуса, диспепсические расстройства, уменьшение подкожно-жирового слоя и снижение тургора тканей, замедление прибавок массы тела.
4. Общеанемические симптомы: Бледность кожи и слизистых, гепато- спленомегалия, тахикардия, приглушенность тонов сердца, функциональный систолический шум, снижение артериального давления, периоральный цианоз, одышка в покое, нередко субфебрилитет, энурез, микрополиадения.
5. Лабораторные данные: критерием диагностики латентного дефицита железа являются изменения показателей транспортного фонда железа (железо сыворотки, общая и латентная железосвязывающая способность сыворотки - ОЖСС и ЛЖСС, коэффициент насыщения трансферрина), но без лабораторных призна
|
|
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!