Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Топ:
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Интересное:
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
2020-07-03 | 1166 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Петрографически аушкульская яшма является настоящей кристаллической породой. Она широко использовалась не только для больших ваз и чаш, но и шла на выделку табакерок, рукояток для ножей, печатей и т. п. Но славу ей создали все-таки крупные изделия. Парадную Советскую лестницу Государственного Эрмитажа (теребеньевскую — как ее еще называют по имени архитектора) украшают две вазы из аушкульской яшмы.
|
Для двух других ваз из аушкульской яшмы, находящихся в Эрмитаже, в зале Рубенса, подобрана совсем другая гамма цветов. Широкие красные полосы здесь чередуются со светло-желтыми. Причем и на тулове и на ручках вазы направление и чередование полос гармонируют друг с другом, создавая неповторимый колорит.
Калкановская яшма.
В октябре 1756 года каменотёсец Иван Красавин заложил пробный шурф на юго-западном берегу живописного южноуральского озера Калкан у подножия пологого склона горы Сабинды в поисках объявленного башкирским старшиной Алтебаном Степановым «голубова яшмового каменья с синими прожилками». Так началась история знаменитой калканской яшмы, получившей имя от озера, должно быть, потому, что по цвету своему была более сродни холодной стально-серой озёрной глади, чем мягкой зелени берёзовых рощ склонов горы Сабинды.
|
Озеро Калкан
Гора Сабинда
|
Добыча велась с размахом. Об этом говорят две глубокие, густо поросшие березняком каменоломни, огромные, в четыре-шесть тонн, обомшелые монолиты, оставшиеся в берёзовом лесу на склоне горы от прежних разработок, отысканные в архивах отчётные цифры сезонной добычи, превышающие порой восемьдесят тонн (пять тысяч пудов).
Академик А. Ферсман писал, что если яшма во все времена была любимым материалом для русских камнерезов, то избранной среди нее является калканская яшма. На изделиях из калканской яшмы можно проследить почти всю историю русского камнерезного искусства — от простых и строгих форм XVIII века до сверхвычурных и помпезных изделий начала нашего века. Мастера XVIII — XIX веков любили калканскую яшму за то, что она была не такой твердой, как кушкульдинская или орская, а рисунок ее был тоже волнистым, хотя и почти одноцветным, серовато-зеленым с более светлыми и с более темными полосами. При гладкой полировке яшма давала красивый рисунок то серо-стального волнистого «моря», то нежно-зеленого колышущегося поля», и, право, жаль, что иногда рисунок природного камня скрывается под богатым орнаментом и вычурной резьбой.
|
Академик А.Е.Ферсман
|
Ваза из калкановской яшмы. 1776. Гос. Эрмитаж | Ваза из калкановской яшмы, выполненная по рисунку А.Воронихина. 1807. Гос. Эрмитаж |
Среди ваз Эрмитажа из калканской яшмы можно найти прямо-таки античные по форме. Вот, к примеру, ваза цилиндрической формы, с крышкой. На ее гладкополированной поверхности — аппликации из бронзовых позолоченных фигур, образующих шествие, напоминающее античное. Здесь и жрец с жертвенным быком, и танцующая менада, и музыканты.
Для XVIII — начала XIX века было типично увлечение античностью и памятниками Возрождения. Считается, что сюжет рисунка на вазе, да и форма ее навеяны знаменитой Боргезской вазой, найденной в XVI веке. На основании вазы надпись: «Дел. в Петерг. фабр.». В описях значится, что ваза изготовлена в конце XVIII века.
Среди графического наследства А. Воронихина есть набросок чаши, поддерживаемой тритонами. Одна из чаш в собрании Эрмитажа полностью соответствует этому рисунку. Это круглая чаша из дымчатой яшмы. Она покоится на головах крылатых тритонов, стоящих спиной друг к другу. Под ними бронзовые струи потоками падают на цоколь и как бы растворяются в зернистой массе трещиноватого кварца. Цветовая гамма чаши построена на сочетании серо-зеленой яшмы, светлого кварца и темной, золоченой бронзы. В литературе обычно подчеркивается, что ваза — это удачное воплощение замысла двух авторов — художника и архитектора, но я добавил бы сюда и гранильщика. В самом деле, камень для чаши подобран настолько искусно, что это мог сделать только большой художник. Монолит срезан не вдоль или поперек слоистости, как это наиболее удобно для обработки, а под углом, наклонно к плоскости слоев. Этим было создано впечатление, что серо-зеленые яшмовые волны переливаются через край сосуда и стекают вниз, превращаясь под ногами тритонов в золотистые струи. Во всей композиции главное — умело подобранный рисунок камня. Гладкая блестящая полировка оттеняет красоту естественного рисунка камня. Чаша изготовлена в 1807 году на Екатеринбургской гранильной фабрике.
|
|
|
И всё-таки что-то выделило калканский стально-серый камень. Что же? Прежде всего значительные размеры монолитов. Они позволили применить её в крупных монументальных и декоративных формах (обелиски, вазы, торшеры). Изделия порой достигали двух метров в высоту и метра в диаметре. Сравнительно простые формы добычи - камень залегает почти на поверхности. Неброская красота делала её уместной в любом архитектурном ансамбле, среди различных материалов. Ни с чем она не спорила, ничему не противоречила, но неприметно подчиняла себе те или иные элементы декора. С её густыми и благородными тонами выгодно контрастируют бронза и золото. На её ровном спокойном фоне выразителен любой рисунок орнаментальных накладок. Податливость в обработке — по своей природе калканская яшма — туф, совершенно не имеет в своём составе кварца и обрабатывается значительно легче, чем классические яшмы, содержащие до восьмидесяти пяти процентов кварца, - расположила к эксперименту в поиске выразительных возможностей художественной обработки камня. Всё это и сделало калканскую яшму добрым гением русских камнерезов. В ней отразился весь опыт работы с камнем: форма, приёмы обработки, технология. На ней пробовали, чтобы перенести найденное в более твёрдые породы или, напротив, уберечься от возможных ошибок. Этап за этапом рождались произведения, исполненные художественного совершенства. Библиотеку Зимнего дворца украшает ваза из калканской яшмы. На плинте надпись: «Петергоф. 1776. Иосипп Боттом». Это одна из ранних ваз из калканского камня. Форма её проста и строга. Невысокий поддон, мягко моделированный скромным орнаментом, несёт крупное цилиндрическое тело. Лишённое украшений, оно воспринимается частью красивой яшмовой колонны. Цилиндр завершается тонкой цепочкой «жемчуга» и нешироким пояском акантовых листьев. На них, повторяя контуры поддона, покоится крышка. Неглубокий рельеф орнамента не мешает любоваться естественным рисунком камня. Но не это главное. Яшмовый первенец останавливает внимание своими пропорциями, исполненными той классицистической строгости, которою славна эпоха В.И.Баженова, А.Ф.Казакова, И.Е Старого. Пропорциями и зеркальным блеском полированной поверхности. Ваза удивляет не цветом камня, а способностью его принимать этот блеск, восхищает трудолюбием и мастерством исполнителей. Красота зеркального блеска и была первым из открытых художественных достоинств калканской яшмы. Есть у полированного калканского камня ещё удивительная особенность: отражая в себе окружающие предметы, она чутко воспринимает их цвет. Чем крупнее, строже объём, чем проще яшмовая форма, тем богаче жизнь камня, тем активнее вбирает он в себя краски интерьера, множит их в своей зеркальной поверхности. Серый цвет теплеет в окружении золотистой парчи, малинового штофа и становится холоднее среди голубого атласа. Потому-то непривычно тепла яшма вазы И.Боттома. Окружённая ореховым деревом книжных шкафов, золотом переплётов, она живёт красками и настроением окружающей среды.
|
Вазы из калкановской яшмы. |
|
А вазы-кратеры!
В пору празднеств они использовались в качестве светильников. На них надевали бронзовые обручи, несущие наподобие короны десятки светильников, сверкающих золотом, хрусталём. Нетрудно представить, как в таинственно притихшей зелени калканской яшмы трепещут язычки пламени, множатся бликами, зыбкими отсветами. В расчёте на это живое взаимодействие камня с пространством задумана архитектором И.И.Гальбергом великолепная строгая ваза формы «Медичи», оконченная по его рисунку екатеринбургскими мастерами в 1840 году.
В тени цвет калканской яшмы приобретает большую плотность. В глубокой тени он становится почти чёрным.
Контрасты тени и света таят немало возможностей для художника. На внимании к этому построена форма парных ваз 1816 года, изготовленных в Екатеринбурге под руководством замечательного уральского мастера, скульптора, изобретателя Я.В.Коковина. На вазах нет украшений. Ничто не мешает ясной и чёткой игре света и тени. Низкая полусфера поддона решена в форме чаши и установлена на низенькой приземистой ножке. Чаша несёт неширокий поясок, элегантно профилированную шейку и прикрыта полусферой крышки. Низкая посадка поддона поместила его полусферу в глубокую тень. Яшма здесь густа и насыщенна. Поясок всегда ярко освещён и наполнен всеми красками интерьера - ваза стоит в Георгиевском зале Зимнего дворца. Прибавьте к этому превосходную полировку, открывшую лёгкую паутинку коричневатых прожилок. Всё это заставляет забыть, что перед вами всего лишь однотонный камень.
Ваза из калкановской яшмы. Мастер Я.Коковин. 1816. Гос. Эрмитаж | Ваза из калкановской яшмы. 1828-1851 Гос. Эрмитаж |
Известный на Урале маркшейдер Грамматчиков, оставивший нам интересное описание технологии обработки яшмы в первой четверти XIX века, наблюдая за процессом нанесения резьбы на калканскую яшму, восхищался тем, что «все вырезанные места обрабатываются под мат; противоположность сего последнего с политурою представляет превосходное украшение вещи».
Сопоставление шлифованной и полированной фактур как приём могло родиться в обработке камня, могло прийти сюда извне, в частности от искусства фарфора, откуда заимствовались многие формы каменных ваз. Несомненно одно - первые пробы в камне проводились в калканской яшме, в ней же этот приём дал самые блестящие результаты. Отшлифованный однотонный камень напоминает «бисквит» - фарфор, не покрытый глазурью, матовый и слегка пористый. Бархатистая фактура камня отличается от зеркальной полировки особой теплотой, по-своему отражает и рассеивает свет.
Одно за другим родилось несколько прекрасных решений. Особое внимание обращают на себя три из них. Первое принадлежит самой крупной вазе из калканской яшмы, начатой в 1822 году. Второе - вазе 1847 года. Третье - вазе 1873 года. Все они родились в стенах Екатеринбургской гранильной фабрики.
|
Иное в вазе 1847 года.
Крупные листья аканта с отогнутыми наружу кончиками охватывают низ и верх тулова. Они изумляют изощрённой техникой резьбы по камню и производят впечатление накладного каменного декора на массив каменной же вазы. Это впечатление усиливает матовая отделка, выделяющая их на остальных отполированных частях вазы. Резными акантовыми листьями отделаны также низ и верх её высокого горла. Эта эффектная натуралистическая резьба так приковывает к себе внимание, что не сразу замечаешь некоторую сбитость профилей и нарушение пропорций вазы... Совершенство исполнения приводили в восхищение посетителей Лондонской всемирной выставки 1851 года, где демонстрировалось это произведение Гальберга.
Но «бисквитная» фактура калканской яшмы не только декоративна. Скажем, есть в вазах или чашах сопряжения, кажущиеся на глаз очень неустойчивыми. Например, там, где тонкая ножка соприкасается с крупным телом вазы (чаши). Но вот ножка - что мы и видим в вазе И.И.Гальберга -словно по волшебству распустилась пышным бутоном акантовых листьев. Они матовы. Шероховаты. В них как-то особенно плотно сидит блестящее тело вазы. Здесь «бисквитный» декор конструктивен.
Крупная яйцевидная ваза 1873 года сплошь покрыта рельефным орнаментом из винограда и аканта.— Ручки — крупные горельефные маски козлорогих сатиров. Маски выполнены с великолепной анатомической правильностью, с чутко переданным выражением лица, хорошо прочувствованной формой, достигающей реалистической убедительности. Для большей выразительности глазные яблоки у масок отполированы, в то время как лица матовы. В этой вазе счастливо соединились скульптурные и конструктивные начала декора.
Ваза из калкановской яшмы. Гос. Эрмитаж | Ваза из калкановской яшмы. 1873. Деталь |
|
Уразовская яшма.
У села Уразово есть карьер красной яшмы с белыми прожилками. Это довольно известная яшма-агат. Она называется «уразовской». Из этой яшмы изготовлялись крупные вазы и чаши не только на Екатеринбургской, но и на Колыванской гранильной фабриках. В Эрмитаже находится полусферическая ваза из уразовской яшмы. Стенки и венчик ее гладко полированы, ножка тоже не имеет никаких резных узоров и выполнена очень просто, но с большим вкусом. От ножки вазы к ее плечикам идут облегчающие тулово вазы кронштейны, на которые, опираясь задними лапами, вздыбились с обеих сторон барсы. Передними лапами барсы стоят на внутреннем крае венчика, заглядывая в горловину сосуда, как будто перед тем, как спрыгнуть туда. Ваза сделана в 1804 году.
Ваза из уразовской яшмы.
Мастер Ф.Стрижков.
Гос. Эрмитаж
Другая ваза из такой же яшмы имеет амфоровидную форму. Изготовлена она в Екатеринбурге в 1805 году. Ваза тоже гладко полирована. Придонная часть ее украшена бронзовым венком из акантовых листьев и ягод. Бронзовые ручки амфоры опираются на женские головки, закругляясь над горловиной вазы в виде волют
Кушкульдинская яшма
В Эрмитаже выставлены вазы, чаши или торшеры, сделанные из кушкульдинской ленточной яшмы. Особенно удивительна чаша-храм из кушкульдинской яшмы, сделанная Я. Коковиным. Это единственная яшмовая ваза Эрмитажа, мимо которой никто не проходит, не остановившись и не окинув ее внимательным взглядом. Чаша чем-то притягивает всех, чем-то увлекает и восхищает — то ли необычайной формой, то ли редкой красотой камня, то ли гармоничным сочетанием того и другого.
Раньше чаша стояла при входе в храм Зимнего дворца; сейчас в зале, где когда-то был собор Зимнего дворца, — выставка западноевропейского фарфора XVIII— XX веков. Стены зала украшены позолоченной бронзой, но и на фоне позолоты стен собора и фарфора трех веков она не остается незамеченной.
|
|
|
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!