Урок 27. Действия людей сотворены Аллахом (часть 1) — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Урок 27. Действия людей сотворены Аллахом (часть 1)

2020-11-03 139
Урок 27. Действия людей сотворены Аллахом (часть 1) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Сказал имам Абу Ханифа, да будет Аллах им доволен:

 

وَالسَّادِسَةُ، نُقِرُّ بِأنَّ العَبْدَ مَعَ أعْمَالِهِ وَإقْرَارِهِ وَمَعْرِفَتِهِ مَخْلُوقٌ، فَلَمَّا كَانَ الفَاعِل مَخْلُوقاً، فَأفْعَالُهُ أوْلَى أنْ تَكُونَ مَخْلُوقَةً.


6. Мы утверждаем, что раб вместе со своими действиями, подтверждением веры и познаниями сотворен. И если раб сотворен, то еще очевиднее, что сотворены его действия.


Имам аль-Бабирти, да помилует его Аллах, комментирует:

Согласно мнению Ахлю-с-сунна, действия всех живых существ сотворены Всевышним Аллахом. Никто не творит их, кроме Него. Это мазхаб сподвижников и табиꞌинов, да будет Аллах доволен ими всеми.

Муꞌтазилиты же считали, что живые существа сами творят свои произвольные действия. Однако они не осмеливались назвать человека творцом до аль-Джубаи, который посчитал, что нет разницы между творением и осуществлением (действия) и назвал людей творцами своих действий, проигнорировав иджма об обратном.

Джабариты же во главе со своим предводителем Джахмом ибн Сафваном ат-Тирмизи – и это совпадает с мазхабом Абуль-Хасана аль-Ашꞌари – сказали, что человек не творит своих действий вообще, также у него нет выбора и силы на их совершение.

Утверждение, что ашариты разделяют в этом вопросе идеи джабаритов, не верно. Мазхаб ашаритов в этом вопросе – это утверждение, что у человека есть выбор. Аллах творит действия, которые Его раб выбирает. Имам аль-Бакыляни пишет в «аль-Инсаф»: «Необходимо знать, что у раба есть выбор (касб). Раб не принуждается к действию, но приобретает его, будь то акт подчинения Аллаху или ослушания». Однако высказывания некоторых ашаритов, которые можно понять, как то, что выбора у человека нет, нужно понимать в контексте основного мнения ашаритов, что возможность выбора отрицает принуждение (джабр). Тем не менее, мазхаб матуридитов в этом вопросе яснее и понятнее, и некоторые имамы ашаритов, как, например, имам аль-Харамейн аль-Джувайни, да помилует его Аллах, придерживались в этом вопросе мнения матуридитов.

Поэтому, с их точки зрения, нет различия между произвольными и непроизвольными действиями, вроде дрожи или биения сердца. И произвольные действия относят к человеку иносказательно, в том смысле, что они проявились в этом человеке, а не были совершены им. По их мнению, нет разницы между, например, приходом Зайда и уходом Амра, с одной стороны, и ростом мальчика или поседением волос.

И оба этих мазхаба – кадаритов (муꞌтазилитов) и джабаритов – основаны на общей предпосылке: одно действие не может быть результатом проявления силы двоих, это абсурд, как это очевидно в реальности. Видимое в реальности они сделали доказательством и в отношении Аллаха. Суть этого доказательства: действие, которое совершается силой одного, происходит на основе его потребности к совершению этого действия, и не совершается при отсутствии этой потребности. Если мы предположим, что одно действие может совершиться двумя обладателями силы, то один из них будет испытывать потребность к совершению этого действия, а другой не будет. Получится, что действие одновременно произойдет и не произойдет, а это абсурд. Следовательно, и утверждение, что действие может быть проявлением силы двоих – абсурдно.

Затем, отталкиваясь от этого, джабариты сказали: по этой причине у человека вообще нет силы для совершения действий, их, без сомнения, творит только Аллах. А муꞌтазилиты сказали: сила человека на совершение действий однозначно утверждена повелениями Аллаха, например:

وَأَقِيمُواْ الصَّلاَةَ وَآتُواْ الزَّكَاةَ


Смысл: «Совершайте намаз и выплачивайте закят» (сура «аль-Бакара», аят 43).

И другими аятами. А обращаться с повелениями к тому, кто заведомо не способен выполнить их – абсурд. При этом, Сила Аллаха в выполнении их не участвует.

Затем каждая из двух групп обосновывала свое мнения рациональными доказательствами и текстами Шариата, пытаясь опровергнуть друг друга.

Первые (джабариты) приводили следующее рациональное доказательство: если бы человек имел выбор и силу для совершения действия, то могло бы случиться такое, что он выбрал бы то, что противоречит воле Аллаха. Например, человек захотел, чтобы некое тело оставалось в покое, а Аллах пожелал, чтобы оно начало двигаться. Следовательно, либо выполнилась бы воля обоих, а это означало бы объединение противоположностей…

Тело не может одновременно находиться в движении и покое.

…либо воля ни одного из них не осуществится, тогда ни одна из противоположностей не произойдет (а это тоже невозможно), либо осуществится воля только одного из них. А это будет означать, что выбор произошел сам по себе, ибо Сила Аллаха, хоть и является всеохватывающей, в отличии от силы человека, в плане независимого влияния на конкретный предмет аналогична силе человека.

Имеется в виду, что, если предположить, что у человека есть сила, способная влиять на вещи, то в отношении результата конкретного действия, не имеет принципиального значения было совершено это действие, скажем, бросание камня, ограниченной силой человека или абсолютной всеобъемлющей силой Аллаха. То есть джабариты в этом рассуждении смотрят только на результат действия, вынося за скобки принципиальное неподобие Аллаха и человека.

Следовательно, получается, что и осуществляющие действие в отношении одного объекта только в этом отношении – равны друг другу, поскольку их различия лежат вне рассматриваемой области. Значит, если это так, то выбор не возможен.

Выбор из двух равнозначных, с точки зрения разума, возможностей сам по себе без воли выбирающего – это абсурд. Следовательно, по мнению, джабаритов, наличие силы одновременно у Аллаха и человека невозможно.

Что же касается доказательств из текстов Шариата, то это, например, слова Всевышнего:

اللّهُ خَالِقُ كُلِّ شَيْءٍ


Смысл: «Аллах – Творец всего» (сура «ар-Раꞌд», аят 16). Действия рабов попадают в категорию «всего», значит, они сотворены Аллахом.

Также Аллах говорит:

وَاللَّهُ خَلَقَكُمْ وَمَا تَعْمَلُونَ


Смысл: «Аллах сотворил вас и все, что вы делаете» (сура «ас-Саффат», аят 96).

Также Аллах говорит:

مَن يَشَإِ اللّهُ يُضْلِلْهُ وَمَن يَشَأْ يَجْعَلْهُ عَلَى صِرَاطٍ مُّسْتَقِيمٍ


Смысл: «Аллах сбивает, кого пожелает, и наставляет на прямой путь, кого пожелает» (сура «аль-Анꞌам», аят 39).

И примеров такого рода – очень много.

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.