Возрастные особенности детей 5 лет — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Возрастные особенности детей 5 лет

2020-11-03 79
Возрастные особенности детей 5 лет 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Школа  развития» для детей 5 лет разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Федеральных государственных требований дошкольного образования и адаптирована к условиям кратковременного пребывания детей в ОУ.

Актуальность программы

В последние годы весьма заметное место среди научно-педагогических исследований и в работе педагогов-практиков занимают вопросы непрерывности учебно-воспитательного процесса и преемственности в его организации на различных образовательных ступенях.

Одна из наиболее важных и болезненных проблем - преемственность между дошкольным и начальным образованием.  

Готовность к школьному обучению, прежде всего, предполагает: мотивационную готовность (т.е. внутреннее стремление к приобретению знаний и работоспособность), интеллектуально-познавательную готовность (развитость: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи) и деятельностную готовность (развитость практических процессов и действий, ориентировка в задании, действия по его выполнению, самоконтроль). Разумеется, необходим также определённый уровень воспитанности личных качеств, предполагающий умение общаться и взаимодействовать с людьми.

Программа «Школа развития» осуществляет преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.

Возрастные особенности детей 5 лет

Социально – эмоциональное развитие.

В целом ребёнок 5 лет осознаёт себя как самостоятельный субъект деятельности и

поведения. Дети способны давать определения некоторым моральным понятиям («Добрый человек - это такой, который: всем помогает, защищает слабых») и достаточно тонко их различать. Они могут совершать позитивный нравственный выбор в реальных ситуациях (например, могут самостоятельно, без внешнего принуждения, отказаться от чего-то приятного в пользу близкого человека). Их социально- нравственные чувства и эмоции достаточно устойчивы.

К 6 годам ребёнок владеет культурой самообслуживания: может самостоятельно обслужить себя, обладает полезными привычками, элементарными навыками личной гигиены; определяет состояние своего здоровья, а также состояние здоровья окружающих. 

Мотивационная сфера дошкольников расширяется за счёт развития социальных

по происхождению мотивов: познавательных, просоциальных (побуждающие делать добро), а также мотивов самореализации. Поведение ребёнка начинает регулироваться также его представлениями о том, что хорошо и что плохо. Общая самооценка детей представляет собой положительное отношение к себе, формирующееся под влиянием эмоционального отношения со стороны взрослых. Сложнее и богаче по содержанию становится общение ребёнка со взрослым. По-прежнему нуждаясь в доброжелательном внимании, уважении взрослого и сотрудничестве с ним, с одной стороны, ребёнок становится более инициативным и свободным в общении со взрослым, с другой - очень зависимым от его авторитета. Для него чрезвычайно важно делать всё правильно и быть хорошим в глазах взрослого. В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребёнка о себе; оценки и мнение товарищей становятся для них существенными. Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Свои предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребёнка в игре («С ним интересно играть» и т. п.) или его положительными качествами («Она хорошая», «Он не дерётся» и т. п.). Общение детей становится менее ситуативным. Они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей.

Психическое развитие.

В старшем дошкольном возрасте познавательная задача становится для ребенка собственно познавательной (нужно овладеть знаниями!), а не игровой. У него появляется

желание показать свои умения, сообразительность. Активно продолжают развиваться

память, внимание, мышление, воображение, восприятие.

Восприятие.

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; происходит систематизация представлений детей. Они различают и называют не только основные цвета и их оттенки по светлоте, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд по возрастанию или убыванию до десяти различных предметов.

Внимание.

Возрастает устойчивость внимания, развивается способность к его распределению

и переключаемости. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Объем внимания составляет в начале года 5 – 6 объектов, к концу

года 6 – 7.

Память.

В возрасте 5 – 6 лет начинает формироваться произвольная память. Ребенок способен при помощи образно-зрительной памяти запомнить 5 – 6 объектов. Объем

слуховой вербальной памяти составляет 5 – 6 слов.

Мышление.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и в уме совершить преобразование объекта и т.д. Развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (развиваются схематизированные и комплексные представления,

представления о цикличности изменений). Кроме того, совершенствуется способность к

обобщению, что является основой словесно-логического мышления.   

Воображение.

Пятилетний возраст характеризуется расцветом фантазии. Особенно ярко воображение ребенка проявляется в игре, где он действует очень увлеченно. Развитие

воображения в старшем дошкольном возрасте обусловливает возможность сочинения детьми достаточно оригинальных и последовательно разворачивающихся историй.  

Речь.

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона.   Развивается связная речь. Дошкольники могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

К 5-6 годам они обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 мин вместе со взрослым. Ребёнок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задаётся взрослым (отобрать несколько фигур определённой формы и цвета, найти на картинке изображения предметов и заштриховать их определённым образом).  

Ребенок 5-6 лет умеет из неравенства делать равенство; раскладывает 10 предметов от самого большого к самому маленькому и наоборот; рисует в тетради в клетку геометрические фигуры; выделяет в предметах детали, похожие на эти фигуры;

ориентируется на листе бумаги.  

       В 5-6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.).  

Воображение.

Возраст 5-6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребёнком активным

воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя её. Образы воображения значительно полнее и

точнее воспроизводят действительность. Ребёнок чётко начинает различать действительное и вымышленное. Существенным побудителем учения, овладения новыми знаниями и умениями является желание видеть себя «умным», «знающим», «умеющим».

Речевое развитие.

Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков.

Сравнивая свою речь с речью взрослых, дошкольник может обнаружить собственные

речевые недостатки. Ребёнок шестого года жизни свободно использует средства

интонационной выразительности: может читать стихи грустно, весело или торжественно, способен регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации (громко читать стихи на празднике или тихо делиться своими секретами и т. п.). Словарь детей активно пополняется существительными, обозначающими названия профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т.д.), глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности. Использует в речи синонимы, антонимы; слова, обозначающие материалы, из которых сделаны предметы (бумажный, деревянный и т. д.).  

Трудовая деятельность.

В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) активно развиваются планирование и

самооценивание трудовой деятельности. Освоенные ранее виды детского труда выполняются качественно, быстро, осознанно. Становится возможным освоение детьми разных видов ручного труда.

Игровая деятельность.

В играх дети 5-7 лет способны отражать достаточно сложные социальные события - праздник, авария, война и др.

Цель и задачи программы

Цель программы - успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание гуманного (комфортного) перехода с одной

образовательной ступени на другую, создание предпосылок к школьному обучению.

Программа «Школа  развития» решает задачи общего развития будущего первоклассника, его физических, социальных и психических функций, необходимых для систематического обучения в школе.

Основные задачи:

· сохранение и укрепление здоровья;

· развитие личностных качеств;

· формирование ценностных установок и ориентаций;

· развитие творческой активности;

· формирование и развитие психических функций познавательной сферы;

· развитие эмоционально-волевой сферы;

· развитие коммуникативных умений;

· развитие умений действовать по правилам.

Основные положения программы: подготовка к школе носит развивающий

характер; не допускает дублирования программ первого класса; помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверстниками, с взрослыми);

обеспечивает формирование ценностных установок; ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития

Методы

· игровой

· диалоговый

· частично-поисковый

· метод театрализации

Формы

· индивидуальная

· парная

· групповая

· коллективная

Методические особенности занятий:

занятия проходят в игровой форме, так как игра для ребенка - обязательное условие

существования, она является школой сотрудничества со сверстниками и педагогами,

учит общению и запоминанию; диалогичность ведения занятий. На занятиях слово предоставляется ребенку, а педагог организует процесс общения через систему поставленных вопросов.

Ведущая деятельность программы: игра, продуктивная, творческая деятельность,

конструирование и моделирование.

1.6. Место занятий курса в учебном плане

Программа «Школа развития» предлагает систему адаптационных занятий и

состоит из следующих курсов:

«Развитие речи» (28 часов),

«Развивающие игры» (28 часов),

«Развитие способностей к обучению» (28 часов).

Адаптационные занятия организуются на базе КОГОАУ «Гимназия №1» и имеют следующую временную структуру: 3 занятия в день, 1 раз в неделю в форме групповых занятий. Продолжительность занятий 20 – 25 минут с 10-минутным перерывом. Программа рассчитана на 28 недель. Общее количество занятий – 84.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для достижения

обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты: формирование Я-концепции и самооценки при подготовки к обучению в школе; положительное отношение к обучению в школе.

Метапредметные результаты:

· Познавательные: знаково-символическое моделирование и преобразование объектов;

анализ объектов с целью выделения признаков; синтез как составление целого из

частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих

элементов; анализ объектов; сравнение и сопоставление; выделение общего и

различного; осуществление классификации; установление аналогии.

· Регулятивные: осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение

заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять её по указанию

взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение

адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

· Коммуникативные: овладение определёнными вербальными и невербальными

средствами общения; эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества

со взрослыми и сверстниками; ориентация на партнёра по общению; умение слушать

собеседника; задавать вопросы.

Программа предусматривает диагностику формирования предпосылок УУД.

Предметные результаты:

Ребенок научится:

· распознавать первый звук в словах;

· внимательно слушать литературные произведения;

· называть персонажей, основные события;

· отвечать на вопросы учителя по содержанию, делать элементарные выводы;

· пересказывать произведение близко к тексту, по ролям, по частям;

· составлять элементарный рассказ по серии картинок;

· обсуждать нравственные стороны поступков людей;

· участвовать в коллективных разговорах;

· использовать принятые нормы вежливого речевого общения;

· различать геометрические фигуры по форме (треугольник, круг, квадрат), по цвету, по

размеру;

· считать от 0 до 9 и в обратном направлении;

· определять количество предметов в пределах 10, соотносить количество с цифрами;

· ориентироваться в пространстве;

· ориентироваться в тетради в клетку;

· выполнять элементарные рисунки на клетчатой бумаге;

· правильно использовать кисть при рисовании;

· выполнять элементарный орнамент в полосе;

Ребенок получит возможность научиться:

· устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по имени, по

имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу,

говорить спокойным дружелюбным тоном);

· различать гласные и согласные звуки и соотносить их с буквами; различать малые

· фольклорные жанры (загадки, скороговорки, чистоговорки, колыбельные, потешки);

· устанавливать количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и

обратном направлении;

· присчитывать и отсчитывать по одному, по два.

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

При реализации программы предшкольного обучения оцениваются результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы предшкольного образования в

двух категориях:

1. Промежуточная оценка проводится как результат наблюдения – это описание динамики

формирования интегративных качеств воспитанников по освоению ими Программы по всем направлениям развития детей, т. е результаты мониторинга.

2. Итоговая оценка проводится при завершении «Школы развития».

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа «Школа развития» предлагает систему адаптационных занятий и

состоит из следующих курсов:

«Развитие речи» (28 часов),

«Развивающие игры» (28 часов),

«Развитие способностей к обучению» (28 часов).

«Развитие речи»

Занятия «Развитие речи»  помогают практически подготовить детей к обучению чтению, письму, совершенствовать их устную речь. Содержание занятий направлено на общее развитие ребенка, посредством которого создается прочная основа для дальнейшего обучения в школе.

Курс направлен на достижение следующих целей:

· совершенствование и развитие связной речи, развитие лексической стороны

речи, совершенствование звуковой стороны речи, закрепление правильного

произношения звуков, упражнение в дифференциации звуков на слух;

· развитие внимания и интереса к слову;

· знакомство с гигиеническими правилами письма;

· развитие мелкой мускулатуры кисти руки, зрительных и двигательных

анализаторов.

Отличительной чертой занятий является осуществление интеграции работы по

подготовке детей к обучению чтению с работой по развитию их устной связной речи и с

подготовкой к обучению письму.

Данные занятия позволяют организовать работу по трём направлениям:

· развитие связной речи;

· подготовка к обучению чтения;

· подготовка к обучению письму.

Развитие связной речи происходит посредством обогащения и совершенствования

грамматического строя языка ребёнка. Осуществляется переход от ситуационной к

конкретной форме речи; на данном этапе возрастает регулирующая функция речи в

поведении ребёнка, формируется внутренняя речь, которая становится основой речевого

мышления, начинается осознанная работа над словарным составом речи и звуковым

составом слова, ведётся подготовка к чтению и письменной речи.

 «Развитие способностей к обучению»  

Занятие «Развитие способностей к обучению» простроено на основе математики.   На занятиях реализуется основная методическая идея – развитие познавательных

процессов у детей  в процессе деятельности ребенка, насыщенной математическим содержанием. 

Главная цель занятия – это формирование начальных математических представлений и развитие на их основе познавательных способностей дошкольников.

Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике, в

качестве основных, предлагаются практические методы, метод дидактических игр, метод

моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом

ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать

математический материал, проводя эксперимент, наблюдения, выполняя действия с

предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т. п.

Использование специально отобранного математического содержания и методов

работы с ним позволяет вывести общее развитие детей на уровень, необходимый для

успешного изучения математики в школе.

       В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработки

форм представления материала для математической подготовки детей к школе положен

принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего в себя его сенсорное и интеллектуальное развитие, с использованием возможностей и

особенностей математики.

       «Развивающие игры»

Большое внимание на занятии «Развивающие игры» уделяется формированию умений общаться с учителем, с другими детьми, работать в одном ритме со всеми,  работать с раздаточным материалом.

Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер. Идет обучение работы с ножницами, клеем, цветной бумагой, картоном, рисование красками и карандашами.

Программа разработана с учетом основных принципов:

· Последовательности (все задачи решаются методом усвоения материала «от

простого к сложному», в соответствии с познавательными возрастными возможностями

· Доступности (заключается в простоте изложения и понимания материала);

· Наглядности (предлагает наличие большого количества наглядного, раздаточного

материала, наличие дидактических игр и пособий);

· Индивидуализации (учитывает психологические особенности дошкольников);

· Результативности (обеспечивает соответствие целей программы и возможностей их

· Межпредметности (предполагает связь с другими предметами: окружающим миром,

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

5.1. Учебный план

Учебный план устанавливает общее количество часов - 84, из расчёта 3 часа учебной нагрузки в день. Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение семи месяцев

(28 недель) в форме групповых занятий. Продолжительность занятий: 20 – 25 минут с перерывами 10 минут.

5.2. Организационно-педагогические условия  

Организация групп предшкольной подготовки на базе КОГОАУ «Гимназия №1»

 осуществляется с целью удовлетворения запросов родителей (законных представителей) на оказание данной услуги.

Прием детей в группы предшкольной подготовки осуществляется по заявлению

родителей (законных представителей).

Программа предшкольной подготовки «Школа развития» не допускает

дублирования программы детского сада, материала 1 класса, что дает возможность

подготовить ребенка к обучению по любому учебно-методическому комплекту.

В гимназии созданы благоприятные условия для обеспечения разностороннего развития личности ребенка, комфортности его пребывания во время осуществления образовательного процесса.

Главным условием развития ребенка в «Школе раннего развития» является включение каждого обучающегося в деятельность с учетом его возможностей, интересов, способностей, «зоны ближайшего развития» и уровнем потенциального развития, которого ребенок способен достигнуть под руководством взрослых и в сотрудничестве со сверстниками в созданном образовательном пространстве.

Образовательное пространство состоит из следующих компонентов:

·образовательный процесс;

·предметно – развивающая среда;

·взаимодействие участников педагогического процесса.

Для реализации программы предшкольной подготовки имеется необходимая предметно – развивающая среда. Она включает 3 кабинета для занятий и совместной деятельности детей. В каждом классе организовано  место для отдыха.

Педагоги школы создают все необходимые условия для соблюдения правил по охране труда, техники безопасности, СанПиНов, пожарной безопасности, сохранения

здоровья детей при проведении занятий. Педагоги проводят учебные занятия на

основе поурочных планов, опираясь на достижения в области педагогической,

психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных

информационных технологий и методик обучения.

При подготовке детей к школе важна и необходима правильная помощь со стороны

родителей. Проводятся беседы, практикумы для родителей. 

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного курса

Н. А. Федосова, Е. В. Коваленко, И. А. Дедюшкина и др.; науч. рук. Н. А. Федосова.

Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5-7 лет. М. Просвещение, 2012

Е. В. Минкина, Е. А. Семятина. Подготовительные занятия к школе: рабочая

программа, мониторинг учебных навыков, конспекты занятий. Волгоград. Учитель, 2011

Под ред. Н. Е. Вераксы. Диагностика готовности ребенка к школе: Пособие для

педагогов дошкольных учреждений. М. Мозаика-синтез, 2010

Материально-техническое обеспечение учебного курса

Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс);

К – полный комплект (на каждого ученика класса);

Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников);

П – комплект для работы в группах (один на 5-6 учащихся).

 

Календарно-тематическое планирование

Развивающие игры

дата Развитие речи Развивающие игры Развитие способностей к обучению
1 21.09 Лексическая тема «Осень». «Звуковая культура речи. Звук и буква «о». «Осень» Выявление стартовых, математических представлений детей.
2 28.09 Лексическая тема «Овощи». «Звуковая культура речи. Звук и буква «о». «Витамины» Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству. Геометрические фигуры.
3 12.10 Лексическая тема «Фрукты». «Звуковая культура речи. Звук и буква «а». «Путешествие на машине времени» Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству. Геометрические фигуры.
4 19.10 Лексическая тема Витамины нам нужны - для здоровья всем важны. «Путешествие на машине времени» Сравнение групп предметов. Обозначение равенства и неравенства. Представление: один – много. Счёт прямой и обратный.
5 26.10 Лексическая тема «Грибы». «Звуковая культура речи. Звуки и буквы «а, о». «Путешествие на машине времени» Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе. Обозначение отношений: больше – меньше, столько же.
6 02.11 Лексическая тема «Ягоды». «Звуковая культура речи. Звук и букв «у». Цикл «зима» Отношение: часть – целое. Представление о действии сложения (на наглядном материале). Закономерности.
7 09.11 Лексическая тема «Одежда». «Звуковая культура речи. Звук и буква «и». Волшебство зимы – «Морозные узоры» Пространственные отношения: на, над, под, внутри, снаружи. Число 1 и цифра 1.
8 16.11 Лексическая тема «Игрушки». «Звуковая культура речи. Звук и буква «ы». Волшебство зимы – «Чудесные снежинки» Пространственные отношения: справа - слева, впереди - сзади, до – после, предыдущий – последующий. Временные отношения: раньше - позже.
9 23.11 Лексическая тема «Дикие животные». «Звуковая культура речи. Звук и буква «у». Волшебство зимы – «Снег,снег кружится» Удаление части из целого (вычитание). Представление о действии вычитания (на наглядном материале).
10 30.11 Лексическая тема «Домашние животные». «Звуковая культура речи. Звук и буква «э». Зимние забавы Число 2 и цифра 2. Пара. Представления о сложении и вычитании на наглядной основе.
11 07.12 Лексическая тема «Транспорт». «Звуковая культура речи. Звук и буква «м, мʼ». Чудесный праздник «Новый год» Сравнение групп предметов по количеству. Пространственные отношения: между, посередине.
12 14.12 Лексическая тема «Зимние забавы». «Звуковая культура речи. Звук и буква «н, нʼ». Чудесный праздник «Новый год» Число 3 и цифра 3. Взаимосвязь между целым и частью.
13 21.12 Лексическая тема «Новый год». «Звуковая культура речи. Звук и буква «б, бʼ». Чудесный праздник «Новый год» Число 4 и цифра 4. Представление о точке и линии прямой, кривой.
14 28.12 Лексическая тема «Посуда». «Звуковая культура речи. Звук и буква «п, пʼ». Цикл «Животные» Представление об отрезке и луче. Представление о замкнутой и незамкнутой линиях.
15 11.01 Лексическая тема «Мебель». «Звуковая культура речи. Звук и буква «д, дʼ». Цикл «Животные» Тема «домашние животные» Число 5 и цифра 5. Представление о числовом отрезке.
16 18.01 Лексическая тема «Домашние птицы». «Звуковая культура речи. Звук и буква «т, тʼ». Цикл «Животные» Тема дикие животные Представления о ломаной линии и многоугольнике.
17 25.01 Лексическая тема «Насекомые». «Звуковая культура речи. Звук и буква «г, гʼ». Забавные зверушки Число 6 и цифра 6.
18 01.02 Лексическая тема «Комнатные растения». «Звуковая культура речи. Звук и буква «к, кʼ». Праздники День Святого Валентна Поиск закономерностей
19 08.02 Лексическая тема «Профессии». «Звуковая культура речи. Звук и буква «в, вʼ». Праздники 23 февраля Число 7 и цифра 7.
20 15.02 Лексическая тема «Мамин праздник». «Звуковая культура речи. Звук и буква «ф, фʼ». Праздники 8 марта Представление об углах и видах углов.
21 29.02 Лексическая тема «Семья». «Звуковая культура речи. Звук и буква «з, зʼ». Цикл Весна Работа с цветной солью Число 8 и цифра 8.
22 14.03 Лексическая тема «Рыбы». «Звуковая культура речи. Звук и буква «с, сʼ». Цикл Весна Техника декупаж Количество и счет.
23 21.03 Лексическая тема «Одежда». «Звуковая культура речи. Звук и буква «м, мʼ». Цикл Весна Техника декупаж Число 9 и цифра 9.
24 28.03 Лексическая тема «Первые цветы». «Звуковая культура речи. Звук и буква «н, нʼ». Цикл Весна Цветы из бумаги своими руками Число 0 и цифра 0.
25 04.04 Лексическая тема «Космос». «Звуковая культура речи. Звук и буква «р, рʼ». 12 апреля день космонавтики Число 10.
26 11.04 Лексическая тема «Весна. Прилѐт птиц». «Звуковая культура речи. Звук и буква «ц». Чудо – мыльные пузыри Количество и счет.
27 18.04 Лексическая тема «Весна в природе». «Звуковая культура речи. Звук и буква «х». Весна в природе Количество и счет.
28 25.04 Повторение Итоговое занятие Повторение.

 

 


Кировское областное государственное общеобразовательное автономное

 учреждение «Гимназия №1 г. Кирово-Чепецка»

 


 
   

 ПРОГРАММА ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО КЛАССА «ШКОЛА РАЗВИТИЯ»

        

           

 

класс __подготовительный__     

       Вид учебной программы: пропедевтическая ____________________________

(пропедевтическая, общеобразовательная, профильного, углубленного изучения)

        

 

Учебный год

Пояснительная записка

 

Программа подготовительного класса «Школа развития» рассчитана на детей дошкольного возраста (6-7 лет) и их родителей.

Теоретической основой курса явились исследования в области психологии дошкольного обучения и психологии младшего школьника (Л.И. Божович, В.А. Венгер, Э.М. Александровская и др.)

Начало систематического обучения в школе предъявляет к ребёнку как к социальному индивидууму систему новых внешне нормированных требований, обязанностей. Становление жизненной позиции школьника и переход к выполнению общественно-значимой учебной деятельности связан со значительными психологическими и физиологическими трудностями, которые осложняют процесс адаптации первоклассников к школе. По мнению специалистов, легче адаптируются дети, имеющие опыт пребывания в детском коллективе и в ситуации неспецифических (нежёстких) нормативных требований.

Этим условиям соответствует подготовительный класс для будущих первоклассников, занятия в котором, с одной стороны, удовлетворяют возрастную потребность ребёнка в новых впечатлениях и признаниях особого статуса старшего дошкольника, с другой стороны, наполняют конкретным содержанием образ школьника.

Первый год обучения в школе является не только одним из самых сложных этапов в жизни ребёнка, но и своеобразным испытательным сроком для родителей. Поэтому родители должны иметь запас знаний о психологической готовности к школе, возрастных особенностях младших школьников, развитии познавательных процессов. Такое психолого-педагогическое просвещение является одним из условий успешной адаптации первоклассников. «Кто предупреждён – тот вооружён».

Поэтому целью занятий в подготовительном классе «Школа развития» является: создание психолого-педагогических условий для успешного преодоления трудностей адаптационного периода будущих первоклассников и построения содержательного образа будущего школьника.

В работе используются следующие принципы:

•   Доступность (для детей любого уровня готовности к школе).

• Универсальность (подготовка осуществляется теми средствами, которые наиболее подходят для формирования данной группы школьников).

• Комфортность (положительная эмоциональная оценка любого достижения учащегося со стороны ведущего группу, чтобы успех ребят переживался ими как радость).

• Направленность (не занимаются комплексным развитием ребенка, а формируют компоненты, необходимые для последующей учебной деятельности ребенка, на основе уже сформированной игровой).

·  Открытость (работают педагоги разной специфики).  

• Добровольность (в группы подготовки попадают все дети, родители которых (или заменяющие их лица), дали согласие на подготовку.

• Актуальность (использование современных достижений науки).

Программа курса состоит из трёх направлений работы:

1) занятия с детьми, проводимые учителем;

2) групповые занятия с детьми, проводимые психологами и логопедом;

3) занятия с родителями будущих первоклассников, проводимые психологами.

I направление.

Занятия с детьми, проводимые учителем

Занятия с детьми, проводимые учителем, реализуют следующие задачи:

1. Формирование общей способности к обучению.

2. Повышение уровня коммуникативных навыков.

3. Развитие эмоционально-волевой сферы.

4. Развитие высших психических функций.

5. Развитие тонкой моторики руки и зрительно моторной координации.

6. Развитие творческих способностей.

Программа рассчитана на 16 занятий, которые проводятся в течение 4 месяцев. Занятия проводятся один раз в неделю. Каждое занятие включает в себя три блока:

1. Развивающие игры.

2. Развитие речи.

3. Общие способности к обучению.

Работа с дошкольниками строится на основе следующей системы дидактических принципов:

· Создается образовательная среда, обеспечивающая снятие стрессообразующих факторов учебного процесса.

· Новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное открытие его детьми.

· Процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

· При введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира.

Отличительными особенностями проведения занятий являются:

· преимущественное использование игровых видов деятельности (на основе ведущей деятельности дошкольника);

· создание ситуации успеха для ребёнка, способствующей формированию положительного эмоционального отношения к интеллектуальной деятельности и развитию познавательного интереса;

· развёртывание алгоритма способов саморегуляции во всех видах деятельности;

· частая смена деятельности.

II направление.

Групповые занятия с детьми, проводимые психологами и логопедом

Задачи, реализуемые на занятиях с детьми, проводимые психологами и логопедом:

1) развивающая: формирование коммуникативных навыков;

2) диагностическая: выявление психологической готовности детей к обучению в школе, определение речевых нарушений.

Групповые занятия проводятся в течение 3-х месяцев. Для занятий каждая группа детей делится на две подгруппы.

Занятия предполагают как групповую форму проведения, так и индивидуальную.

III направление

Занятия с родителями будущих первоклассников, проводимые психологами (Практикум для родителей).

Цель занятий:<


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.212 с.