Схема дидактической единицы содержания — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Схема дидактической единицы содержания

2020-11-03 114
Схема дидактической единицы содержания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПРИМЕР 6

Сценарий по рассказу Л.Андреева «Ангелочек» с фрагментом СДИ (Дьяконова А.И., АНОО «Гимназия Святителя Василия Великого»)

Разъяснения и комментарии

Современный учитель-словесник сталкивается с двумя во многом противоположными проблемами: с одной стороны, школьники не хотят читать, с другой, напротив, школьники читают – и много читают – современную иностранную детскую литературу, но не понимают и не читают русскую классику. Причем, и те, и другие с огромной радостью заменяют прочтение классических произведений просмотром разного рода экранизаций, полагая, что единственно ценное в литературе – сюжет. Поэтому, на наш взгляд, одной из задач, которую приходится решать учителю (чаще всего во внеурочное время), является научение школьников работе с мультимедийной информацией. И среди задач ФГОС ключевыми для словесника оказываются:

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

-изучение предметной области «Филология» — языка как знаковой системы, лежащей в основе человеческого общения, формирования гражданской, этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать, быть понятым, выражать внутренний мир человека, должно обеспечить:

-получение доступа к литературному наследию и через него к сокровищам отечественной и мировой культуры и достижениям цивилизации.

С точки зрения решаемой нами педагогической задачи особенно важно акцентировать интертекстуальное формирование новой картины мира, строящееся на представлении М.М.Бахтина о принципиальной полифоничности культуры как «встречи двух текстов - готового и создаваемого реагирующего текста», встречи двух субъектов [5].

Мастерская (извлечение из педагогического опыта)

Интересным образцом диалогичности между литературой и медиакультурой является рассказ Леонида Андреева «Ангелочек», написанный в 1899 году. Открытый финал рассказа с самого начала вызывал споры и разногласия и среди читателей, и среди критиков, и среди коллег-писателей, потому что трактовка образа главного героя и его дальнейшей судьбы зависит от мировоззрения читателя.

Таблица 1.

Дидактика


Замысел. Современная медиа среда формирует у подростков представление об идентичности, заменяемости текста художественного произведения его экранизацией; медиаобразцы вызывают у подростков зачастую гораздо больший эмоциональный отклик, нежели литературные произведения. Святочный рассказ Л. Андреева «Ангелочек» породил ряд противоречащидруг другу интерпретаций: поэтическая создана А.Блоком («Сусальный ангел»), мультипликационная З.Бидеевой (в финале звучит стихотворение В.Набокова «Волчонок»). При этом сам рассказ имеет открытый финал, то есть от того, как понимается характер героя и основной конфликт произведения, зависит то, что остается за рамками сюжета – дальнейшая судьба мальчика.
Идея. Создать литературный и культурный контекст, как пространство диалога авторов произведений, поле понимания характера и внутреннего конфликта литературного героя (А.Блок «Сусальный ангел», В. Набоков «Волчонок», З.Бидеева м/ф «Ангелочек»). Провести исследовательскую работу с текстом, позволяющую воссоздать образ главного героя, прояснить обусловленность характера особенностями социальной среды и воспитания. На основе сравнительного анализа рассказа и экранизации создать условия для формирования собственной интерпретации у учащихся. В рамках сюжетно-деятельностной игры отработать основы проектирования успешной коммуникации, учитывающей особенности мировоззрения, личностных качеств другого человека. Исходя из собственного понимания основной проблематики художественного произведения, учитывая речевые и стилистические особенности художественного текста, написать продолжение рассказа.
Средства, способы организации деятельности. · Мотивация через внутреннюю интригу произведения, противоречие ожидаемого и реального. · Групповая исследовательская работа с текстом, над созданием и доработкой кластера. · Составление опорных схем. · Сопоставительный анализ текстов художественных произведений и экранизации. · Сюжетно-деятельностная игра как пространство коммуникативного события.
Содержание. Понятийный аппарат: литературный контекст, диалог, исследование, проектирование, святочный рассказ, конфликт, художественный образ. Введение изучаемого произведения в литературный и культурный контекст позволяет понимать литературу как один из способов познания жизни. Вдумчивое чтение, основанное на совмещении эстетического и смыслового анализа текста, позволяет интерпретировать прочитанное, строить логические связи мотивов и поступков героя, открывать основы формирования личности. Сюжетно-деятельностная игра формирует потребность в чтении как средстве познания окружающего мира и самого себя, необходимого для ведения позиционного диалога. Урок создает условия для творческой рефлексии полученного опыта работы с текстом художественного произведения в формате сочинения.

 

Рассказ Л. Андреева произвел неизгладимое впечатление на А. Блока, который размышлял об «Ангелочке» в своей статье «Безвременье» 1906 года. Вступая в диалог с автором, Блок пишет стихотворение «Сусальный ангел», которое по лирическому сюжету восходит к фабуле рассказа Андреева, но предлагает свое толкование (прочтение) основополагающей темы. В контексте диалога А. Блока с Л. Андреевым, мы понимаем, что для Сашки (главного героя рассказа) поэт выбирает «ангельский» путь, путь очищения и преображения.

Спустя почти столетие режиссер Залина Бидеева создала мультипликационный фильм по мотивам рассказа Андреева и в нем предложила иное осмысление образа Сашки. Она обратилась к стихотворению В. Набокова «Волчонок», которое стало не только финальным в фильме, но и острее обозначило социальную неустроенность главного героя и позволило создать представляемый ниже сценарий.

 

Таблица 2.

Определение цели и результатов

Цель урока. Развитие умения характеризовать героя произведения, привитие интереса к процессу осмысленной работы с художественным текстом и медиа образцом. Тип урока. Комбинированный урок с элементами исследовательской и проектной деятельности, использованием сюжетно-деятельностных технологий (время - 2 урока по 40 минут).
Предметные результаты. В познавательной сфере: · умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев; · овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от его экранизации; формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, · осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления. В ценностно-ориентационной сфере: приобщение к духовно-нравственным ценностям мировой литературы. В коммуникативной сфере: умение отвечать на вопросы по прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; умение вести диалог; написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений.
Метапредметные результаты. · Умение самостоятельно определять цели своего обучения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. · Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. · Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. · Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. · Смысловое чтение. · Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; · Владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. · Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.
Личностные результаты. · Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. · Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. · Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. · Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни. · Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. · Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

 

Таблица 3

Таблица 4.

Этапы сценирования

ШАГ 1. Мотивация

Задачи, средства. Сбор первичных впечатлений и представлений, свободное (ассоциативное) письмо.

Деятельность учителя Деятельность учеников
1. Предметом изучения на сегодняшнем уроке станет рассказ Л. Андреева «Ангелочек». 2. Напишите, какие ассоциации у вас вызывает слово «ангелочек» (2 минуты). 3. Обсуждение по вопросам: · Кого обычно называют ангелочком? · Когда вы получили домашнее задание, как вы думали, о чём или о ком пойдет речь в рассказе с таким названием? · Какое впечатление произвел на вас главный герой и рассказ в целом? Какие чувства у вас вызвал главный герой? Почему? · Почему Л.Андреев выбрал такое название? Свободное письмо на тему «ангелочек». 2-3 ученика по желанию читают то, что у них получилось. Участвуют в обсуждении.

ШАГ 2. Работа с текстом рассказа в сокращении

Задачи, средства.

Такт 1. Выделить значимые фрагменты текста, выявить и прояснить противоречия в характере главного героя (конфликт жестокой социальной действительности и стремления личности к добру и чистоте), простроить систему взаимоотношений героев.

Исследовательская работа с текстом, создание кластера, опорной схемы.

Такт 2. Показать, что имя в рассказе выполняет функцию характеристики, выявляет отношение к герою.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Задачи, средства.

Такт 1. Мотивация на осмысленный просмотр мультфильма.

Такт 2. Провести сопоставительный анализ рассказа и экранизации. Показать, что мультфильм – «реплика в диалоге с Л.Андреевым» - интерпретация и переосмысление З.Бидеевой. Заострить внимание на перевоплощении героя, которое происходит при встрече с прекрасным.

Такт 3. Раскрыть значение образа волчонка как ключа к интерпретации мультфильма З.Бидеевой.

Такт 4. Показать, как вписан рассказ Л.Андреева в русскую культуру. Понимание значимости проблематики рассказа для общества.

Деятельность учителя Деятельность учеников

Такт 1.Знакомство с медиа образцом

Как вы думаете, какой должна быть мультипликационная экранизация рассказа. На какие фрагменты рассказа вы бы сделали акцент, если были бы режиссером? Смотрят м/ф «Ангелочек» реж. З. Бидеева (2008 г.).

ШАГ 4. Рефлексия

Подведение итогов работы, обсуждение эффективности способов и методов6 с помощью которых решались учебные задачи. Домашнее задание: напишите свою версию окончания рассказа, соблюдая логику развития характера героя и выбрав один из путей, заложенных автором.

 

Данный сценарий по-разному может быть вписан в систему уроков по литературе и русскому языку. На мой взгляд, наиболее эффективно и показательно с точки зрения достижения личностных и метапредметных результатов занятие, включенное в систему диагностических творческих работ, которые позволяют не только наглядно продемонстрировать динамику развития детей, но и наметить как индивидуальные, так и групповые маршруты их развития.

Так, входная диагностика может быть проведена за некоторое время до урока, что позволит учителю проанализировать ее и при необходимости трансформировать основной сценарий. Творческое задание должно быть интересным для детей, необычным по форме и содержанию, что позволит уйти от шаблонов и проявить все, что они умеют и чему уже научились, но в то же время в иной форме отражать те вопросы, которые найдут отражение в творческой рефлексии после урока.

Хочу привести пример входной диагностической работы в форме творческого задания по отрывку из произведения К. С. Льюиса «Хроники Нарнии. Покоритель Зари». Я предлагала ее детям в качестве домашнего письменного задания по развитию речи и ставила за нее только положительные оценки, которые служили дополнительной мотивацией к ее выполнению, хотя учитель может выбрать так другой текст, так и другую форму работы. На мой взгляд, данное задание выполняет ряд важных функций.

Во-первых, оно основывается на ярком с точки зрения сюжета отрывке художественного текста, который может быть интерпретирован как детьми, знакомыми со всем произведением в целом, так и теми, кто читает фрагмент впервые, но который неизменно вызывает эмоциональный отклик у обучающихся. К тому же проблематика выбранного сюжета напрямую связана с проблематикой рассказа Л. Андреева «Ангелочек». В обоих произведениях идет речь о подростке, социально неуспешном, ведущем себя недостойно, грубо, вызывающе и со сверстниками, и со взрослыми.

 Во-вторых, задания сформулированы таким образом, чтобы спровоцировать детей на личностное высказывание. Они предлагают большую свободу в решении не только заданий закрытого типа (пересказ текста от первого лица), где учащийся может сам выбрать персонажа, от чьего лица ему хочется вести повествование, но и в открытых заданиях, в которых есть возможность спроектировать дальнейшее развитие событий.

В-третьих, умение характеризовать героя, понимать причины его поступков, вставать на его позицию, смотреть на мир его глазами – те необходимые условия, без которых невозможна творческая рефлексия.

 

Прочтите текст и выполните задания.

— Эта маленькая скотина чуть не убила меня. Я требую, чтобы его держали под охраной. Я могу возбудить против тебя дело, Каспиан. Я могу добиться приказа об его уничтожении.

В эту же минуту появился Рипичип. Шпага его была вынута из ножен, и усы свирепо топорщились, но он, как всегда, был вежлив.

— Приношу всем свои извинения, — сказал он, — и в особенности Ее Величеству. Если бы я знал, что он укроется здесь, я бы подождал более удобного времени, чтобы наказать его.

— Ради Бога, объясните же, что происходит? — попросил Эдмунд.

А произошло следующее. Рипичип, которому вечно казалось, что корабль плывет слишком медленно, обожал сидеть на фальшборте, под самой головой дракона, глядя на восточный небосклон и тихо напевая своим звенящим голоском песенку, которую сочинила для него Дриада. Он никогда ни за что не держался, как бы ни накренялся корабль, прекрасно удерживал равновесие; возможно, в этом ему помогал его длинный хвост, свешивавшийся с фальшборта до самой палубы. Все на борту знали его привычку, и матросам это нравилось, когда они стояли на вахте, им было с кем перемолвиться словом. Зачем именно Юстасу потребовалось, скользя, качаясь и спотыкаясь, он еще не привык к морской качке, проделать путь до бака, я так никогда и не узнал. Возможно, он надеялся увидеть землю, а может собирался поболтаться вокруг камбуза и что-нибудь стащить. В любом случае, как только он увидел этот свешивающийся длинный хвост, наверное, это и в самом деле выглядело очень соблазнительно, он подумал, что приятно было бы его схватить, пару раз крутануть Рипичипа туда-сюда, перевернув его вниз головой, а затем убежать и посмеяться. Вначале казалось, что все идет, как по маслу. Мышь была не тяжелее очень большого кота. Юстас мгновенно стащил его с перил, и выглядел Рипичип очень глупо, подумал Юстас, с растопыренными в разные стороны лапками и открытым ртом. Но, к несчастью, Рипичип, которому приходилось много раз бороться за свою жизнь, ни на секунду не терял головы. Не терял он и своего искусства. Не очень-то просто вытащить шпагу, когда тебя крутят в воздухе за хвост, но он это сделал. В следующее мгновение Юстас почувствовал два очень болезненных укола в руку, заставивших его отпустить хвост. После этого Рипичип сжался в комочек, отскочил от палубы, как мячик, и вот он уже стоял перед Юстасом, и ужасный длинный, ярко сверкающий, острый предмет, похожий на небольшой вертел, очутился на расстоянии дюйма от его желудка. (Мыши в Нарнии не считают этот удар ниже пояса, так как трудно ожидать, что смогут достать выше).

— Прекрати это, — пролепетал Юстас, — убирайся! Убери эту штуку, она опасна. Я сказал тебе, прекрати. Я пожалуюсь Каспиану. Я добьюсь того, чтобы тебя связали и надели намордник.

— Трус, почему ты не вытаскиваешь свою шпагу! — пропищала Мышь. — Вынимай ее и дерись, или я сейчас возьму шпагу плашмя и до синяков тебя исколошмачу.

— У меня нет шпаги, — ответил Юстас. — Я пацифист. Я не верю в драки.

— Должен ли я понимать так, — спросил Рипичип, убирая свою шпагу на секунду и говоря сурово, — что Вы не собираетесь дать мне удовлетворение?

— Я не знаю, о чем ты говоришь, — сказал Юстас, обхватив свою руку. — Если ты не понимаешь шуток, то это твоя проблема.

— Тогда получай, — воскликнул Рипичип, — вот тебе, чтобы ты знал, как себя вести и с каким почтением положено обращаться с рыцарем, и с Мышью, и с мышиным хвостом, — и при каждом слове он ударял Юстаса плоской стороной своей рапиры, тонкой, гибкой и сильной, как березовая розга. Ее выковали гномы из хорошей стали. Юстас, естественно, учился в школе, где не было телесных наказаний, так что ощущение было для него совершенно новым. Именно поэтому, несмотря на то, что он еще не привык к морской качке, ему потребовалось меньше минуты, чтобы слезть с этого бака, пробежать по всей палубе и влететь в дверь каюты — все еще преследуемым, разгоряченным Рипичипом. Юстасу казалось, что рапира так же горяча, как и преследователь. Ее прикосновение обжигало.

Погасить конфликт было не так уж сложно, как только Юстас понял, что все совершенно серьезно восприняли идею дуэли, и услышал, что Каспиан предлагает одолжить ему шпагу, а Дриниэн с Эдмундом обсуждают вопрос, не надо ли устроить какие-то дополнительные препятствия для Юстаса, чтобы хоть как-то уравновесить то обстоятельство, что он во столько раз больше Рипичипа. Юстас извинился с кислым видом и ушел в сопровождении Люси вымыть и перевязать свою руку, а затем отправился на свою койку. Там он осмотрительно улегся на бок.

Задания.

1. Дайте наиболее развернутую характеристику Юстасу.

2. Перескажите этот эпизод от лица Юстаса или Рипичипа (по выбору).

3. Что бы Вы поступили с Юстасом на месте капитана?

4. Как Вы думаете, может ли Юстас измениться? Объясните свой ответ.

 

Такая диагностическая работа, проведенная перед уроком, позволила сделать целый ряд выводов. Так, развернутая характеристика часто заменяется либо простым перечислением черт героя («немного труслив, горд, самоуверен, резок, эгоистичен, заносчив, вреден» и т.д.), либо пересказом его поступков («Юстас враждебно относится к Рипичипу, он хотел зло подшутить над ним» и др.). У ребят не всегда получается связать поступки героя с его мотивами и внутренними качествами. Для пересказа подавляющее большинство детей выбирает Рипичипа, что вполне объяснимо, ведь именно он является положительным персонажем, пострадавшим от рук негодного мальчишки, но не уронившим своего достоинства и вышедшим из конфликта победителем. Вот только при пересказе ребята концентрируются на последовательности событий, и личность говорящего пропадает или не проявляется, а текст, несмотря на то что повествование ведется от первого лица, получается обезличенным. Достаточно интересным, на мой взгляд, является противоречие, которое проявилось при выполнении ребятами 3 и 4 задания. При ответе на вопрос о том, как бы они поступили на месте капитана с Юстасом, семиклассники достаточно единодушны: дать дополнительную работу на борту, заставить «драить палубу» или драться на дуэли, отправить в полное подчинение Рипичипу. Таким образом, ни о каком «уважительном и доброжелательном отношении к другому человеку, его мнению, мировоззрению, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания» (личностные результаты ФГОС ООО) речь вроде бы не идет. Но ответы на 4 вопрос, казалось бы, противоречат сделанному выводу. Ребята верят, что подросток может измениться «под влиянием кого-то хорошего» и при наличии собственного стремления к этому. Причем, важнейшим (если не единственным) способом изменения личности они считают то самое доброжелательное, уважительное и дружеское общение с людьми, стремящимися помочь. Особенное внимание надо будет детям (если такие будут), считающим, что изменить человека, даже в юном возрасте, нельзя или вовсе не нужно.

Итак, диагностика позволяет понять на какой базе (предметной, личностной и метапредметной) будет строиться урок, какие горизонты еще предстоит открыть учащимся.

 

 

ПРИМЕР 6

Сценарий по рассказу Л.Андреева «Ангелочек» с фрагментом СДИ (Дьяконова А.И., АНОО «Гимназия Святителя Василия Великого»)

Разъяснения и комментарии

Современный учитель-словесник сталкивается с двумя во многом противоположными проблемами: с одной стороны, школьники не хотят читать, с другой, напротив, школьники читают – и много читают – современную иностранную детскую литературу, но не понимают и не читают русскую классику. Причем, и те, и другие с огромной радостью заменяют прочтение классических произведений просмотром разного рода экранизаций, полагая, что единственно ценное в литературе – сюжет. Поэтому, на наш взгляд, одной из задач, которую приходится решать учителю (чаще всего во внеурочное время), является научение школьников работе с мультимедийной информацией. И среди задач ФГОС ключевыми для словесника оказываются:

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

-изучение предметной области «Филология» — языка как знаковой системы, лежащей в основе человеческого общения, формирования гражданской, этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать, быть понятым, выражать внутренний мир человека, должно обеспечить:

-получение доступа к литературному наследию и через него к сокровищам отечественной и мировой культуры и достижениям цивилизации.

С точки зрения решаемой нами педагогической задачи особенно важно акцентировать интертекстуальное формирование новой картины мира, строящееся на представлении М.М.Бахтина о принципиальной полифоничности культуры как «встречи двух текстов - готового и создаваемого реагирующего текста», встречи двух субъектов [5].

Мастерская (извлечение из педагогического опыта)

Интересным образцом диалогичности между литературой и медиакультурой является рассказ Леонида Андреева «Ангелочек», написанный в 1899 году. Открытый финал рассказа с самого начала вызывал споры и разногласия и среди читателей, и среди критиков, и среди коллег-писателей, потому что трактовка образа главного героя и его дальнейшей судьбы зависит от мировоззрения читателя.

Таблица 1.

Дидактика


Замысел. Современная медиа среда формирует у подростков представление об идентичности, заменяемости текста художественного произведения его экранизацией; медиаобразцы вызывают у подростков зачастую гораздо больший эмоциональный отклик, нежели литературные произведения. Святочный рассказ Л. Андреева «Ангелочек» породил ряд противоречащидруг другу интерпретаций: поэтическая создана А.Блоком («Сусальный ангел»), мультипликационная З.Бидеевой (в финале звучит стихотворение В.Набокова «Волчонок»). При этом сам рассказ имеет открытый финал, то есть от того, как понимается характер героя и основной конфликт произведения, зависит то, что остается за рамками сюжета – дальнейшая судьба мальчика.
Идея. Создать литературный и культурный контекст, как пространство диалога авторов произведений, поле понимания характера и внутреннего конфликта литературного героя (А.Блок «Сусальный ангел», В. Набоков «Волчонок», З.Бидеева м/ф «Ангелочек»). Провести исследовательскую работу с текстом, позволяющую воссоздать образ главного героя, прояснить обусловленность характера особенностями социальной среды и воспитания. На основе сравнительного анализа рассказа и экранизации создать условия для формирования собственной интерпретации у учащихся. В рамках сюжетно-деятельностной игры отработать основы проектирования успешной коммуникации, учитывающей особенности мировоззрения, личностных качеств другого человека. Исходя из собственного понимания основной проблематики художественного произведения, учитывая речевые и стилистические особенности художественного текста, написать продолжение рассказа.
Средства, способы организации деятельности. · Мотивация через внутреннюю интригу произведения, противоречие ожидаемого и реального. · Групповая исследовательская работа с текстом, над созданием и доработкой кластера. · Составление опорных схем. · Сопоставительный анализ текстов художественных произведений и экранизации. · Сюжетно-деятельностная игра как пространство коммуникативного события.
Содержание. Понятийный аппарат: литературный контекст, диалог, исследование, проектирование, святочный рассказ, конфликт, художественный образ. Введение изучаемого произведения в литературный и культурный контекст позволяет понимать литературу как один из способов познания жизни. Вдумчивое чтение, основанное на совмещении эстетического и смыслового анализа текста, позволяет интерпретировать прочитанное, строить логические связи мотивов и поступков героя, открывать основы формирования личности. Сюжетно-деятельностная игра формирует потребность в чтении как средстве познания окружающего мира и самого себя, необходимого для ведения позиционного диалога. Урок создает условия для творческой рефлексии полученного опыта работы с текстом художественного произведения в формате сочинения.

 

Рассказ Л. Андреева произвел неизгладимое впечатление на А. Блока, который размышлял об «Ангелочке» в своей статье «Безвременье» 1906 года. Вступая в диалог с автором, Блок пишет стихотворение «Сусальный ангел», которое по лирическому сюжету восходит к фабуле рассказа Андреева, но предлагает свое толкование (прочтение) основополагающей темы. В контексте диалога А. Блока с Л. Андреевым, мы понимаем, что для Сашки (главного героя рассказа) поэт выбирает «ангельский» путь, путь очищения и преображения.

Спустя почти столетие режиссер Залина Бидеева создала мультипликационный фильм по мотивам рассказа Андреева и в нем предложила иное осмысление образа Сашки. Она обратилась к стихотворению В. Набокова «Волчонок», которое стало не только финальным в фильме, но и острее обозначило социальную неустроенность главного героя и позволило создать представляемый ниже сценарий.

 

Таблица 2.

Определение цели и результатов

Цель урока. Развитие умения характеризовать героя произведения, привитие интереса к процессу осмысленной работы с художественным текстом и медиа образцом. Тип урока. Комбинированный урок с элементами исследовательской и проектной деятельности, использованием сюжетно-деятельностных технологий (время - 2 урока по 40 минут).
Предметные результаты. В познавательной сфере: · умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев; · овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от его экранизации; формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, · осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления. В ценностно-ориентационной сфере: приобщение к духовно-нравственным ценностям мировой литературы. В коммуникативной сфере: умение отвечать на вопросы по прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; умение вести диалог; написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений.
Метапредметные результаты. · Умение самостоятельно определять цели своего обучения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. · Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. · Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. · Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. · Смысловое чтение. · Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; · Владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. · Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.
Личностные результаты. · Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. · Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. · Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. · Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни. · Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. · Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

 

Таблица 3

Схема дидактической единицы содержания

Тип содержания образования. Деятельностное (исследовательская деятельность), рефлексивно-позиционное.
Контингент учащихся. 7-8 класс общеобразовательной школы.
Дидактическая единица содержания. Нормы исследовательской и проектной деятельности; культура работы с пониманием текста; кластерный способ характеристики героя; культура и нормы коммуникации.
Место осваиваемой дидактической единицы в учебном курсе. Введение нового типа деятельности - проектирования развития сюжета - как возможности рефлексии понимания текста художественного произведения; базовое значение перевода текста в схемы, кластеры как способа понимания и анализа текста; освоение различных способов раскрытия характера героя (прямая характеристика, опосредованная - через поступки, социально обусловленная – через среду общения и воспитание).
Предметный материал, на основе которого будет осваиваться выделенная единица содержания. Рассказ Л. Андреева «Ангелочек», стихотворения А.Блока «Сусальный ангел», В.Набокова «Волчонок», мультфильм З.Бидеевой «Ангелочек».
Задачи и задания, используемые в ходе занятия. 1. Создание кластера «Характеристика главного героя». 2. Создание опорной схемы «Отношение к Сашке». 3. Доработка кластера и схемы на основе исследовательской работы с текстом. 4. Сопоставительный анализ рассказа, стихотворений и мультфильма. 5. Проектирование и построение диалога с героем, с целью помочь ему выбрать правильный жизненный путь, в рамках сюжетно-деятельностной игры. 6. Создание продолжения для рассказа.
Как обеспечивается на занятии включение учащихся в деятельность? За счет интересной исследовательской и проектной задачи, регулярной смены деятельности, чередования группой и фронтальной работы, значимости роли каждого в диалоге.
Формы коммуникации и взаимодействия учащихся и учителя. Групповая работа учащихся над исследовательской и проектной задачей, беседа, ролевая рефлексивно-позиционная коммуникация в рамках сюжетно-деятельностной игры.
Предполагаемая логика движения по освоению единицы содержания. 1. Мотивация через интригу названия. 2. И

Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.054 с.