Тактико-психологическая характеристика допроса — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Тактико-психологическая характеристика допроса

2020-07-03 172
Тактико-психологическая характеристика допроса 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Общие положения тактики допроса

Допрос — это самостоятельное следственное действие, сущность которого состоит в получении от допрашивае­мого достоверных сведений о фактах и обстоятельствах, подлежащих установлению по уголовному делу. Его эффектив­ность определяется достоверностью полученных показаний и  объяснений. Однако достоверность не следует смешивать с правдивостью. Сообщенные допрашиваемым лицом сведения могут быть субъективно правдивыми, но недостоверными. Так, например, человек, страдающий дальтонизмом, может сооб­щить правдивые для него сведения о цвете увиденного им пред­мета, но они будут недостоверными в силу особенностей его зрения. Причины добросовестного заблуждения могут быть раз­личными, поэтому требуется особая осторожность при оценке показаний, получаемых в процессе допросов. Допрашиваемые лица имеют различный процессуальный статус. В зависимости от него изменяется и тактика их допроса.

Допрашивающие всегда стремятся к получению достоверных показаний, но не всегда этого достигают, особенно при допро­сах подозреваемых и обвиняемых. Однако нельзя исходить из того, что недостоверные показания всегда даются умышленно. Фальсифицирование показаний происходит под влиянием раз­ных причин, о которых подробнее будет сказано в параграфе о психологических основах тактики допроса.

Допросы принято различать по их последовательности — пер­вичные и повторные, по субъектам — допросы подозреваемых, об­виняемых, потерпевших, свидетелей, экспертов. Определенная специфика присуща допросам несовершеннолетних, психиче­ски больных, а также допросам на очных ставках. Когда и кого допрашивать, решает следователь, обязательным для него явля­ется лишь допрос подозреваемых и обвиняемых, непосредст­венно регламентируемый процессуальным законом по времени, месту проведения и т. д. Практически к числу обязательных следует отнести и допрос потерпевшего. Допрос свидетелей и экспертов производится с учетом сложившейся следственной ситуации и тактических соображений следователя. Особо следу­ет подчеркнуть обязанность строжайшего соблюдения при всех допросах требований процессуального закона и этических (нравственных) норм. Допрашивающий должен быть выдержан, вежлив, спокоен. Допрашиваемый с первых его действий убеж­дается в том, глубоко ли он знает существо дела, насколько объективен, насколько настойчиво стремится к отысканию ис­тины по делу и т. д. От этого зависит поведение допрашивае­мого, его психологический контакт с допрашивающим. Особен­но сложно, а порой и трудно складывается допрос подозревае­мых и обвиняемых. Их интересы, как правило, противоположны интересам допрашивающего. Последний стремится к уста­новлению истины в расследуемом деле, а допрашиваемый, на­оборот, к полному или частичному ее отрицанию. В возникаю­щем противоборстве целей значительную роль играет не только личность допрашивающего, но и личность допрашиваемого.

Допросу подвергаются люди разных возрастов, националь­ностей, профессий, характеров, интеллектов, в прошлом суди­мые или несудимые и т. д. Не учитывая этих факторов, трудно рассчитывать на эффективность допроса. Неправильно рассчи­тывать й на то, что все это можно будет учесть в процессе пос­ледующих допросов. Что бывает упущено при первом допросе, далеко не всегда удается восполнить в последующих. Личности не только подозреваемого и обвиняемого, но и всех других лиц, подлежащих допросу, следует с максимально возможной пол­нотой изучить перед первым допросом. Знание данных, харак­теризующих личность, существенно помогает построить пра­вильный план допроса, наметить и осуществить оптимальные тактические приемы.

Изучение личности допрашиваемого и всестороннее знание материалов дела предупреждают от возникновения возможных конфликтов или помогают их устранить.

§ 2. Психологические основы допроса

Процесс формирования показаний. Содержание любых пока­заний (обвиняемого, потерпевших, свидетелей) — это прежде всего восприятие тех или иных явлений действительности, име­ющих отношение к расследуемым по делу обстоятельствам, причем нередко неординарных. Однако формирование показа­ний как таковых — процесс достаточно сложный.

Восприятие есть отражение человеком действующих на его органы чувств предметов и явлений материального мира. В ос­нове восприятия лежат ощущения, или, иначе говоря, комп­лексное воздействие на органы чувств человека, называемые анализаторами (зрение, слух, обоняние, осязание и др.), свойств и состояний объектов материальной среды. Восприя­тие, однако, не является простой суммой ощущений. У челове­ка ощущения сопровождаются мыслительной деятельностью, образующей с ними единый психический процесс, способный  охватить явления действительности в их отношениях, движе­нии, развитии.

Качество восприятия человеком явлений действительности зависит от множества взаимодействующих факторов.

Так, адекватному отражению тех или иных материальных объектов и явлений могут помешать механические препятствия. Невозможно, например, правильно воспринять ту или иную об­становку, если между ее объектами и наблюдателем находится преграда (деревья, строения, неровности рельефа местности и т. п.).

Неодинаково у разных людей и состояние органов чувств. Например, врожденные или приобретенные в связи с болезнью дефекты зрения, слуха и т. д. определяют пороги ощущений, а следовательно, и продуктивность восприятия. Ослабление спо­собности органов чувств к восприятию иногда вызывается и внешними условиями. Резкие и неприятные запахи, шумы, диссонирующие и монотонные звуки и т. п. могут притупить реакцию органов чувств. На функциях последних отрицательно сказываются некоторые специфические состояния (алкогольное и наркотическое опьянение, сильное эмоциональное пережива­ние, утомление и т. п.).

Искажающее влияние на восприятие некоторых свойств объектов и пространственно-временных отношений могут ока­зывать акустические и оптические явления. Восприятие цвета и формы объекта зависит от определенных сочетаний контраст­ности и фона, о величине рядом стоящих объектов можно су­дить только по соотношению их размеров, восприятие звука за­висит от характера помещения или местности и связанного с ним отражательного эффекта и т. п. На качество восприятия также влияют природные и погодные условия (освещенность, дождь, туман, снегопад и т. д.).

Разумеется, все перечисленные искажающие факторы не мо­гут в полной мере исключить восприятие. Даже при их негатив­ном воздействии человек в состоянии в той или иной мере по­нять наблюдаемые явления, события, обстоятельства.

Запоминание — это запечатление в коре головного мозга по­средством создания временных нервных связей воспринимае­мых объектов и явлений действительности, сохранение воспри­нятого памятью. Уровни процесса запоминания неодинаковы. Незначитель­ные, субъективно маловажные обстоятельства, необходимые человеку лишь на данный момент сведения не удерживаются памятью длительное время. Более субъективно значимые собы­тия, которые произвели на него сильное впечатление либо представляются жизненно необходимыми, а также сведения, которые по тем или иным причинам специально заучивались, достаточно прочно оседают в памяти. Иногда они сохраняются до конца его жизни.

Воспроизведение — оживление в сознании того, что было вос­принято в прошлом и сохранено памятью, — при допросе, как при любом словесном общении, происходит в виде воспомина­ния. Естественно, полнота и достоверность воспроизведения зависят в первую очередь от качества восприятия.

Знание допрашивающим основных закономерностей про­цессов восприятия, запоминания и воспроизведения определя­ет применение тех или иных тактических приемов, способству­ющих оценке достоверности и полноты показаний.

Психические свойства личности допрашиваемого (его темпера­мент, жизненный опыт, уровень интеллектуального развития, убеждения, общие и профессиональные знания, навыки, по­требности, интересы, привычки и т. п.) также должны быть уч­тены при допросе.

В самом общем виде влияние перечисленных свойств на ка­чество восприятия и последующий допрос может быть охарак­теризовано так: темперамент человека влияет на силу сопрово­ждающих восприятие эмоциональных состояний. Опыт, интел­лект и знания определяют понимание конкретным лицом свойств, состояний и отношений материальных объектов и вос­принимаемых явлений действительности в целом. Под влияни­ем убеждений, привычек, интересов, потребностей складывает­ся отношение человека к окружающей действительности, пове­дению и действиям людей. Все это в конечном счете обуслов­ливает характер и способ действий (или осознанное бездейст­вие) в конкретной ситуации, в том числе и при совершении преступления.

Действия преступника при совершении преступления во многом зависят от свойств его личности, психологической под­готовленности к совершению преступления, его преднамерен­ности и случайности, субъективного отношения к происходя щему, оценки им собственных действий и поступков других людей.

Потерпевший — в большинстве случаев невольный участник события преступления. Неожиданность случившегося усилива­ет воздействие отрицательных эмоциональных состояний на его восприятие: он испытывает чувства страха, гнева, иногда боле­вые ощущения. Поэтому одни детали происходящего события предстают перед ним в преувеличенном виде, а другие, наобо­рот, отражаются мельком, подсознательно либо оказываются вовсе не отраженными.

Судебно-следственная практика содержит много примеров, когда в показаниях потерпевших преувеличивалась опасность нападения, ошибочно оценивались орудия, гиперболизирова­лись физические признаки нападавших и в то же время отри­цались несомненно имевшие место детали происшедшего.

Воспринимая из ряда вон выходящие события (убийство, до­рожно-транспортное происшествие и др.), свидетели испытыва­ют сильный эмоциональный стресс. В таких ситуациях субъек­тивно значимые элементы события как бы заслоняют собой все остальное, порождая непроизвольные ошибки восприятия.

Жизненный опыт, общие и профессиональные знания обес­печивают обычно высокую продуктивность восприятия. Одна­ко их переоценка иногда может привести к ошибкам и заблуж­дениям.

Роль памяти в формировании показаний. От момента воспри­ятия до воспроизведения на допросе, как правило, протекает определенный отрезок времени, подчас достаточно продолжи­тельный.

Как отмечалось выше, прочность запоминания воспринято­го зависит от многих факторов, в том числе от свойств памяти субъекта восприятия.

Различают память двигательную, эмоциональную, образную, словесно-логическую. При двигательной памяти лучше запоми­нается все связанное с движением, с физическими действиями как самого воспринимающего, так и воспринимаемых объектов. При эмоциональной памяти прочнее запоминается то, что связа­но с внутренними переживаниями человека, его чувствами. Об­разная память связана с наглядными представлениями, внеш­ними признаками, образами воспринимаемых объектов. Словес но-логическую память характеризует лучшее восприятие и запо­минание устной и письменной речи. Хотя названные виды па­мяти взаимосвязаны и взаимозависимы, у конкретного челове­ка один из них обычно преобладает.

Прочность запоминания зависит от комплекса органов чувств, участвующих в восприятии: чем больше органов чувств вовлечено в восприятие, тем лучше запоминается воспринятое.

Наиболее значительное положительное воздействие на про­цесс запоминания оказывает понимание воспринимаемого ма­териала: чем правильнее, точнее осмысливается и оценивается какое-либо явление или событие, тем лучше оно запоминается. Поэтому восприятие, которому способствовали профессиональ­ные знания или навыки, более продуктивно, а воспринятое прочнее удерживается памятью. На качество запоминания влияют возрастные факторы. Как правило, лучшей памятью об­ладают люди более молодого возраста. Пожилой же человек подчас полнее и точнее помнит то, что было им воспринято сравнительно давно, и быстро забывает воспринятое недавно.

Определенные закономерности присущи и процессу забыва­ния. Он неотвратимо действует во времени. Так, эксперимен­тально установлено, что забывание наиболее интенсивно про­текает в течение первых 3—7 суток, а затем процесс забывания постепенно затухает. Сохраненное памятью после 10—12 суток относительно стабилизируется. Однако более существенно иное: чем дальше во времени уходит воспринятое событие, тем больше вероятность появления наслоений деталей поздних со­бытий. Поэтому в показаниях обвиняемых, подозреваемых, по­терпевших и свидетелей нередко обнаруживается смешение со­бытий, времени, когда они наблюдались, людей и их действий, признаков различных объектов. Пробелы восприятия могут за­мещаться вымыслом.

Следует иметь в виду, что память человека способна через определенные промежутки времени произвольно или непредна­меренно возвращаться к некоторым событиям, переосмысли­вать и переоценивать их. Иногда это приводит не только к оши­бочной интерпретации воспринятых событий, но и к неожи­данному и достаточно точному вспоминанию обстоятельств, от­дельных деталей и фактов, казавшихся безнадежно забытыми или вовсе не воспринятыми.

Процесс забывания неразрывно связан с тем, насколько произвольно было само восприятие. Все воспринятое с интере­сом запоминается лучше.

Общие положения тактики допроса

Допрос — это самостоятельное следственное действие, сущность которого состоит в получении от допрашивае­мого достоверных сведений о фактах и обстоятельствах, подлежащих установлению по уголовному делу. Его эффектив­ность определяется достоверностью полученных показаний и  объяснений. Однако достоверность не следует смешивать с правдивостью. Сообщенные допрашиваемым лицом сведения могут быть субъективно правдивыми, но недостоверными. Так, например, человек, страдающий дальтонизмом, может сооб­щить правдивые для него сведения о цвете увиденного им пред­мета, но они будут недостоверными в силу особенностей его зрения. Причины добросовестного заблуждения могут быть раз­личными, поэтому требуется особая осторожность при оценке показаний, получаемых в процессе допросов. Допрашиваемые лица имеют различный процессуальный статус. В зависимости от него изменяется и тактика их допроса.

Допрашивающие всегда стремятся к получению достоверных показаний, но не всегда этого достигают, особенно при допро­сах подозреваемых и обвиняемых. Однако нельзя исходить из того, что недостоверные показания всегда даются умышленно. Фальсифицирование показаний происходит под влиянием раз­ных причин, о которых подробнее будет сказано в параграфе о психологических основах тактики допроса.

Допросы принято различать по их последовательности — пер­вичные и повторные, по субъектам — допросы подозреваемых, об­виняемых, потерпевших, свидетелей, экспертов. Определенная специфика присуща допросам несовершеннолетних, психиче­ски больных, а также допросам на очных ставках. Когда и кого допрашивать, решает следователь, обязательным для него явля­ется лишь допрос подозреваемых и обвиняемых, непосредст­венно регламентируемый процессуальным законом по времени, месту проведения и т. д. Практически к числу обязательных следует отнести и допрос потерпевшего. Допрос свидетелей и экспертов производится с учетом сложившейся следственной ситуации и тактических соображений следователя. Особо следу­ет подчеркнуть обязанность строжайшего соблюдения при всех допросах требований процессуального закона и этических (нравственных) норм. Допрашивающий должен быть выдержан, вежлив, спокоен. Допрашиваемый с первых его действий убеж­дается в том, глубоко ли он знает существо дела, насколько объективен, насколько настойчиво стремится к отысканию ис­тины по делу и т. д. От этого зависит поведение допрашивае­мого, его психологический контакт с допрашивающим. Особен­но сложно, а порой и трудно складывается допрос подозревае­мых и обвиняемых. Их интересы, как правило, противоположны интересам допрашивающего. Последний стремится к уста­новлению истины в расследуемом деле, а допрашиваемый, на­оборот, к полному или частичному ее отрицанию. В возникаю­щем противоборстве целей значительную роль играет не только личность допрашивающего, но и личность допрашиваемого.

Допросу подвергаются люди разных возрастов, националь­ностей, профессий, характеров, интеллектов, в прошлом суди­мые или несудимые и т. д. Не учитывая этих факторов, трудно рассчитывать на эффективность допроса. Неправильно рассчи­тывать й на то, что все это можно будет учесть в процессе пос­ледующих допросов. Что бывает упущено при первом допросе, далеко не всегда удается восполнить в последующих. Личности не только подозреваемого и обвиняемого, но и всех других лиц, подлежащих допросу, следует с максимально возможной пол­нотой изучить перед первым допросом. Знание данных, харак­теризующих личность, существенно помогает построить пра­вильный план допроса, наметить и осуществить оптимальные тактические приемы.

Изучение личности допрашиваемого и всестороннее знание материалов дела предупреждают от возникновения возможных конфликтов или помогают их устранить.

§ 2. Психологические основы допроса

Процесс формирования показаний. Содержание любых пока­заний (обвиняемого, потерпевших, свидетелей) — это прежде всего восприятие тех или иных явлений действительности, име­ющих отношение к расследуемым по делу обстоятельствам, причем нередко неординарных. Однако формирование показа­ний как таковых — процесс достаточно сложный.

Восприятие есть отражение человеком действующих на его органы чувств предметов и явлений материального мира. В ос­нове восприятия лежат ощущения, или, иначе говоря, комп­лексное воздействие на органы чувств человека, называемые анализаторами (зрение, слух, обоняние, осязание и др.), свойств и состояний объектов материальной среды. Восприя­тие, однако, не является простой суммой ощущений. У челове­ка ощущения сопровождаются мыслительной деятельностью, образующей с ними единый психический процесс, способный  охватить явления действительности в их отношениях, движе­нии, развитии.

Качество восприятия человеком явлений действительности зависит от множества взаимодействующих факторов.

Так, адекватному отражению тех или иных материальных объектов и явлений могут помешать механические препятствия. Невозможно, например, правильно воспринять ту или иную об­становку, если между ее объектами и наблюдателем находится преграда (деревья, строения, неровности рельефа местности и т. п.).

Неодинаково у разных людей и состояние органов чувств. Например, врожденные или приобретенные в связи с болезнью дефекты зрения, слуха и т. д. определяют пороги ощущений, а следовательно, и продуктивность восприятия. Ослабление спо­собности органов чувств к восприятию иногда вызывается и внешними условиями. Резкие и неприятные запахи, шумы, диссонирующие и монотонные звуки и т. п. могут притупить реакцию органов чувств. На функциях последних отрицательно сказываются некоторые специфические состояния (алкогольное и наркотическое опьянение, сильное эмоциональное пережива­ние, утомление и т. п.).

Искажающее влияние на восприятие некоторых свойств объектов и пространственно-временных отношений могут ока­зывать акустические и оптические явления. Восприятие цвета и формы объекта зависит от определенных сочетаний контраст­ности и фона, о величине рядом стоящих объектов можно су­дить только по соотношению их размеров, восприятие звука за­висит от характера помещения или местности и связанного с ним отражательного эффекта и т. п. На качество восприятия также влияют природные и погодные условия (освещенность, дождь, туман, снегопад и т. д.).

Разумеется, все перечисленные искажающие факторы не мо­гут в полной мере исключить восприятие. Даже при их негатив­ном воздействии человек в состоянии в той или иной мере по­нять наблюдаемые явления, события, обстоятельства.

Запоминание — это запечатление в коре головного мозга по­средством создания временных нервных связей воспринимае­мых объектов и явлений действительности, сохранение воспри­нятого памятью. Уровни процесса запоминания неодинаковы. Незначитель­ные, субъективно маловажные обстоятельства, необходимые человеку лишь на данный момент сведения не удерживаются памятью длительное время. Более субъективно значимые собы­тия, которые произвели на него сильное впечатление либо представляются жизненно необходимыми, а также сведения, которые по тем или иным причинам специально заучивались, достаточно прочно оседают в памяти. Иногда они сохраняются до конца его жизни.

Воспроизведение — оживление в сознании того, что было вос­принято в прошлом и сохранено памятью, — при допросе, как при любом словесном общении, происходит в виде воспомина­ния. Естественно, полнота и достоверность воспроизведения зависят в первую очередь от качества восприятия.

Знание допрашивающим основных закономерностей про­цессов восприятия, запоминания и воспроизведения определя­ет применение тех или иных тактических приемов, способству­ющих оценке достоверности и полноты показаний.

Психические свойства личности допрашиваемого (его темпера­мент, жизненный опыт, уровень интеллектуального развития, убеждения, общие и профессиональные знания, навыки, по­требности, интересы, привычки и т. п.) также должны быть уч­тены при допросе.

В самом общем виде влияние перечисленных свойств на ка­чество восприятия и последующий допрос может быть охарак­теризовано так: темперамент человека влияет на силу сопрово­ждающих восприятие эмоциональных состояний. Опыт, интел­лект и знания определяют понимание конкретным лицом свойств, состояний и отношений материальных объектов и вос­принимаемых явлений действительности в целом. Под влияни­ем убеждений, привычек, интересов, потребностей складывает­ся отношение человека к окружающей действительности, пове­дению и действиям людей. Все это в конечном счете обуслов­ливает характер и способ действий (или осознанное бездейст­вие) в конкретной ситуации, в том числе и при совершении преступления.

Действия преступника при совершении преступления во многом зависят от свойств его личности, психологической под­готовленности к совершению преступления, его преднамерен­ности и случайности, субъективного отношения к происходя щему, оценки им собственных действий и поступков других людей.

Потерпевший — в большинстве случаев невольный участник события преступления. Неожиданность случившегося усилива­ет воздействие отрицательных эмоциональных состояний на его восприятие: он испытывает чувства страха, гнева, иногда боле­вые ощущения. Поэтому одни детали происходящего события предстают перед ним в преувеличенном виде, а другие, наобо­рот, отражаются мельком, подсознательно либо оказываются вовсе не отраженными.

Судебно-следственная практика содержит много примеров, когда в показаниях потерпевших преувеличивалась опасность нападения, ошибочно оценивались орудия, гиперболизирова­лись физические признаки нападавших и в то же время отри­цались несомненно имевшие место детали происшедшего.

Воспринимая из ряда вон выходящие события (убийство, до­рожно-транспортное происшествие и др.), свидетели испытыва­ют сильный эмоциональный стресс. В таких ситуациях субъек­тивно значимые элементы события как бы заслоняют собой все остальное, порождая непроизвольные ошибки восприятия.

Жизненный опыт, общие и профессиональные знания обес­печивают обычно высокую продуктивность восприятия. Одна­ко их переоценка иногда может привести к ошибкам и заблуж­дениям.

Роль памяти в формировании показаний. От момента воспри­ятия до воспроизведения на допросе, как правило, протекает определенный отрезок времени, подчас достаточно продолжи­тельный.

Как отмечалось выше, прочность запоминания воспринято­го зависит от многих факторов, в том числе от свойств памяти субъекта восприятия.

Различают память двигательную, эмоциональную, образную, словесно-логическую. При двигательной памяти лучше запоми­нается все связанное с движением, с физическими действиями как самого воспринимающего, так и воспринимаемых объектов. При эмоциональной памяти прочнее запоминается то, что связа­но с внутренними переживаниями человека, его чувствами. Об­разная память связана с наглядными представлениями, внеш­ними признаками, образами воспринимаемых объектов. Словес но-логическую память характеризует лучшее восприятие и запо­минание устной и письменной речи. Хотя названные виды па­мяти взаимосвязаны и взаимозависимы, у конкретного челове­ка один из них обычно преобладает.

Прочность запоминания зависит от комплекса органов чувств, участвующих в восприятии: чем больше органов чувств вовлечено в восприятие, тем лучше запоминается воспринятое.

Наиболее значительное положительное воздействие на про­цесс запоминания оказывает понимание воспринимаемого ма­териала: чем правильнее, точнее осмысливается и оценивается какое-либо явление или событие, тем лучше оно запоминается. Поэтому восприятие, которому способствовали профессиональ­ные знания или навыки, более продуктивно, а воспринятое прочнее удерживается памятью. На качество запоминания влияют возрастные факторы. Как правило, лучшей памятью об­ладают люди более молодого возраста. Пожилой же человек подчас полнее и точнее помнит то, что было им воспринято сравнительно давно, и быстро забывает воспринятое недавно.

Определенные закономерности присущи и процессу забыва­ния. Он неотвратимо действует во времени. Так, эксперимен­тально установлено, что забывание наиболее интенсивно про­текает в течение первых 3—7 суток, а затем процесс забывания постепенно затухает. Сохраненное памятью после 10—12 суток относительно стабилизируется. Однако более существенно иное: чем дальше во времени уходит воспринятое событие, тем больше вероятность появления наслоений деталей поздних со­бытий. Поэтому в показаниях обвиняемых, подозреваемых, по­терпевших и свидетелей нередко обнаруживается смешение со­бытий, времени, когда они наблюдались, людей и их действий, признаков различных объектов. Пробелы восприятия могут за­мещаться вымыслом.

Следует иметь в виду, что память человека способна через определенные промежутки времени произвольно или непредна­меренно возвращаться к некоторым событиям, переосмысли­вать и переоценивать их. Иногда это приводит не только к оши­бочной интерпретации воспринятых событий, но и к неожи­данному и достаточно точному вспоминанию обстоятельств, от­дельных деталей и фактов, казавшихся безнадежно забытыми или вовсе не воспринятыми.

Процесс забывания неразрывно связан с тем, насколько произвольно было само восприятие. Все воспринятое с интере­сом запоминается лучше.

Тактико-психологическая характеристика допроса

При подготовке к допросу и в ходе этого следственного дей­ствия учитываются его психологические особенности.

Прежде всего следует принимать во внимание, что допрос является воспроизведением допрашиваемым ранее восприня­тых обстоятельств со всеми присущими этому психическому процессу закономерностями. В то же время всякий допрос есть одна из разновидностей межличностного речевого общения, нередко характеризующегося конфликтной ситуацией из-за не­совпадающих, а то и прямо противоположных интересов следо­вателя и допрашиваемого лица.

Успешности любого допроса способствует установление психологического контакта между допрашивающим и допраши­ваемым, т. е. формирование прежде всего желания к межлично­стному общению, устранение причин, препятствующих взаимо­пониманию, возникновению взаимного доверия. Естественно, более сложно установление такого контакта следователя с обви­няемым и подозреваемым, вступившими в конфликт с законом, что влечет для них неблагоприятные личностные последствия.

Приемы установления психологического контакта, форми­руемого, как правило, постепенно в ходе допроса, а то и от до­проса к допросу, весьма разнообразны. Они зависят от лич­ностных качеств и допрашиваемого и допрашивающего: от со­вместимости темпераментов, уровней интеллектуального разви­тия, жизненного опыта, владения речью и т. д.

Многое зависит от поведения допрашивающего лица. В пер­вую очередь от него требуется подлинная, а не показная внима­тельность к допрашиваемому независимо от его процессуально­го положения. Допрашивающий должен обладать умением слу­шать.

Само положение допрашиваемого, экстраординарность сло­жившейся для него ситуации делают его весьма чувствительным к невниманию, фальши в поведении, словах, экспрессивно-эмоциональной окраске и т. д.

Следователь должен проявлять доброжелательное, непред­взятое отношение к допрашиваемому лицу и процедуре допро­са. Нельзя проявлять явную заинтересованность той или иной частью показаний, особенно в случаях, когда подозреваемый или обвиняемый начинает излагать обстоятельства совершен­ного им преступления, так как это может насторожить допра­шиваемого.

Возникновение доверительных отношений при допросе мо­жет стимулироваться беседой на отвлеченные темы. Однако при неумелом использовании этого приема эффект достигнут не бу­дет.

Пригласив для допроса свидетеля, нужно помнить, что он, выполняя не только процессуальную обязанность, но и граж­данский долг, затрачивает личное время подчас в ущерб собст­венным интересам. Возникновение психологического контакта со свидетелем обеспечивается пониманием указанных обстоя­тельств, предупредительным отношением к нему. Особенно не­обходимо это в случае, когда свидетель вынужден давать пока­зания в связи с совершением преступления близким ему чело­веком (мужем, женой, детьми).

Установлению доверительных отношений должна способст­вовать и обстановка допроса. Недопустимы в ходе его отвлече­ние следователя на разговоры с посторонними лицами, перего­воры по телефону и другие действия, мешающие нормальному течению допроса.

Психологический контакт с подозреваемым, обвиняемым, свидетелем, потерпевшим облегчает производство допроса и получение достоверных показаний.

Допрос является специфическим видом речевого общения. А оно само по себе предполагает психологическое воздействие. Под психологическим воздействием на допросе понимается со­знательная интеллектуально-волевая деятельность, направлен­ная на изменение течения психических процессов у других лиц, способствующая вспоминанию воспринятых в прошлом обсто­ятельств, равно как и пересмотру субъективных позиций, про­тиворечащих общественным интересам и целям правосудия.

Психологическое воздействие следует отличать от психиче­ского насилия. Уголовно-процессуальный закон запрещает до­могаться показаний обвиняемого путем угроз, насилия, иных незаконных мер. Психическим насилием являются также не правомерные действия (например, не вызываемые необходимо­стью многочасовые допросы, оставление без пищи, питья, ли­шение сна и т. п.). Оно может быть и более замаскированным: это всякого рода обещания изменения меры пресечения, разре­шения свиданий и др. в обмен на желательные следствию по­казания. Тем более недопустимы угрозы применения более су­ровых мер в отношении самого допрашиваемого или его родст­венников.

Одним из основных методов психологического воздействия является убеждение. На положительных явлениях жизни стро­ится убеждающая беседа, направленная к воздействию на ин­теллектуально-эмоциональную сферу допрашиваемого, стиму­лирующая его положительные личностные качества.

Убеждение в необходимости дачи достоверных показаний может сопровождаться предъявлением доказательств, чтобы до­прашиваемый понял бессмысленность лжи и изменил свою по­зицию.

При реализации тактико-психологических приемов может быть эффективно использован анализ противоречий, содержа­щихся в показаниях допрашиваемого. Такой прием психологи­ческого воздействия применяется и к допрашиваемым, дающим заведомо ложные показания, и к добросовестно заблуждаю­щимся. Он ни в коей мере не может отождествляться с так на­зываемыми психологическими ловушками или психологическими хитростями. Неправильное понимание следователем этих тер­минов опасно, так как они подчас рассматриваются как воз­можность использования сведений, которыми на самом деле следствие не располагает, оперирование всякого рода догадка­ми, данными, почерпнутыми из оперативно-розыскных источ­ников, собственными умозаключениями следователя, утвержде­ниями, что "следствию все известно", что соучастники "призна­лись". Представляется, что неприемлемы и сами эти термины, к сожалению, неправомерно получившие распространение и применение в литературе и на практике.

Однако умелое маневрирование следователем реально имею­щейся в деле информацией, само по себе формирующее убеж­дение допрашиваемого об осведомленности следствия, вполне допустимо.

 § 4. Общие тактические приемы допроса

Уголовно-процессуальный закон предусматривает порядок допроса подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидете­ля, эксперта, участия переводчика для лица, не владеющего языком, на котором производится допрос. В законе содержит­ся и ряд других общих правил, относящихся к допросам, со­блюдение которых, естественно, обязательно.

Содержание же тактических приемов, которые могут быть применимы на допросах, закон не определяет.

Тактические рекомендации, разрабатываемые криминали­стикой, при обязательном требовании их непротиворечия зако­ну включают научные положения и накопленный опыт. Они ситуативно-подвижны, зависят от содержания данных, имею­щихся в материалах дела, процессуального положения допра­шиваемого лица.

Подготовка к допросу. Положительные результаты допроса обеспечиваются прежде всего его качественной подготовкой.

На практике это положение не без ущерба для расследова­ния дела подчас игнорируется, особенно в тех ситуациях, когда допрос представляется несложным. В действительности опреде­лить его сложность заранее трудно. К допросу всегда необходи­мо готовиться, однако нельзя знакомиться с материалами дела поспешно либо непосредственно перед допросом.

Подготовка к допросу включает анализ материалов уголов­ного дела, определение порядка вызова на допрос, изучение личности допрашиваемого, подбор данных и доказательств, подлежащих использованию в ходе допроса, установление по­рядка их предъявления. Завершается подготовка составлением плана допроса.

Анализ материалов уголовного дела. Изучение материалов де­ла позволяет прежде всего определить предмет допроса или, иными словами, конкретные обстоятельства, подлежащие вы­яснению: 1) какие из них должны быть известны лицу, допрос которого готовится; 2) каково содержание показаний иных лиц, допрошенных ранее относительно этих же обстоятельств, кто из них и по какому поводу назвал лицо, намеченное к допросу; 3) какими фактическими материалами (вещественными доказа­тельствами, документами и т. п.) подтверждены указанные обстоятельства; 4) каков круг доказательств, могущих быть ис­пользованными в ходе допроса, и в каком порядке они должны быть предъявлены; 5) что по делу известно о личност<


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.086 с.