Количество часов по формам организации обучения — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Количество часов по формам организации обучения

2020-11-03 86
Количество часов по формам организации обучения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Религиоведение

 

Программа учебной дисциплины вариативной части для направления подготовки 050100.62 Педагогическое образование

Профили: История. Обществознание

(очная форма обучения)

 

 

Составитель:

Макаров Д. В., доктор культурологии, доцент

 

 

Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета исторического факультета (протокол от «____» _______2012 г. № _____)

 

Ульяновск, 2012

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Программа составлена с учетом государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование, утвержденного приказом Министерства образования и науки № 46 от 17 января 2011 года.

Краткая характеристика дисциплины. Программа курса построена следующим образом: тематические разделы, посвященные проблемам теоретического характера и т.н. «мертвым» религиозным системам, чередуются с разделами, где освещаются т.н. «живые религии, как древнего, так и современного происхождения. Особенное внимание уделяется религиям, ведущим себя в современном мире активно, или даже агрессивно.

       Место курса в учебном процессе. Дисциплина «Религеоведение» изучается в 1 и 2 семестрах. Преподавание курса «Религеоведение» связано с другими дисциплинами, предусмотренными учебным планом и учитывает их содержание.

       Целью курса является общее знакомство студентов исторического факультета с принципами изучения и сравнения вероучений различных религий, развитием религеоведения как науки, современными научными данными о верованиях доисторического человека основами вероучения архаических религий, основами вероучений мировых религий а также формирование мировоззрения учащихся в данной области, что даст студентам возможность объективно оценивать религии мира и современную религиозную ситуацию России.

Задачи и требования к уровню освоения содержания дисциплины.

-   дать студентам общие представления о том, что такое религия и какие познавательные подходы к этому феномену исторически сформировались;

- показать на конкретном историческом материале особенности возникновения и развития основных религиозных традиций мира, а также выявить сущность и роль нетрадиционных современных религиозных течений;

- рассмотреть значение религиозного фактора в современной культурной и общественно-политической жизни;

- научить студентов практическим навыкам осмысления религиозных проблем как в социальной, так и в индивидуальной жизни, будущей профессиональной деятельности.

 

Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина по выбору вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла (Б1.В.ДВ.1.1).

 

Требования к уровню освоения дисциплины. По завершении обучения дисциплине студент должен:

Знать:

– о происхождении архаических и нехристианских религий, эволюции религиозной культуры;

– о структуре мировых религий, категориальном аппарате, задачах и методологии их исследования;

– социокультурные функции разных религий.

Уметь:

– понимать соотношение истории религии, богословия, философии и религиоведения;

– применять теологические знания в научных исследованиях и в практической деятельности;

Владеть:

–  системой знаний об основных этапах истории мировых религий;

– основными подходами к определению и разграничению религий.

В результате изучения курса студент должен обладать следующими компетенциями:

1) общекультурными компетенциями (ОК):

быть способным учитывать специфику и современное сочетание глобального, национального и регионального в развитии социальной сферы и управления, культуры общественной, государственной и личной жизни (ОК-17);

быть способным использовать специфику этнокультурного развития своей страны для формирования и эффективного использования социоинженерных и социально-технологических практик обеспечения психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы (ОК-19);

2) профессиональными компетенциями (ОПК, ПК):

быть способным учитывать специфику национально-культурного пространства и характера жизнедеятельности различных национальных, половозрастных и социально-классовых групп как объектов социально-проектной деятельности учреждений социальной сферы (ПК-31);

 

Формы контроля усвоения содержания курса: контрольные работы, зачет, экзамен.

Объем дисциплины и виды учебной работы (в форме таблицы)

Номер семестра

Учебные занятия

 

В том числе объем учебной работы с применением интерактивных форм

Форма итоговой аттестации

Всего

Лекции, час

Лабораторные занятия, час

Практическ. Занятия, час

Самостоят. Работа,час

Экзамен, час

Трудоемк.

Зач. ед. Часы
1 2 72 12 0 20 40 - 11  (34%) зачет
2 3 108 18 0 30 33 27 11  (20,5%) экзамен
Итого 5 180 30 0 50 73 27 22 (27,5%)  

Примерный тематический план

 

 

 

Наименование разделов и тем (с разбивкой на модули)

Семестр

Тема 1. Введение в проблематику предмета 2 2 0 6 Тема 2. Развитие научного религиоведения 2 4 2 6 Тема 3. Религия доисторического человека 2 4 0 6 Тема 4. Религия Древнего Египта 2 4 4 6 Тема 5. Шумеро-вавилонская религия 2 2 0 6 Тема 6. Религия Крито-микенской культуры и Древней Греции 1 2 4 5 Тема 7. Религия Китая 1 2 2 5

Семестр

Тема 8. Индуизм и культура Вед 4 6 0 6 Тема 9. Буддизм 4 6 2 5 Тема 10. Иудаизм 4 4 0 6 Тема 11. Ислам 2 6 2 5 Тема 12. Христианство 2 4 2 6 Тема 13. Религиозные течения современной России 2 4 4 5 Всего 30 50 22 73

Содержание и интерактивное сопровождение дисциплины

Тема 7. Религия Китая

Интерактивная форма: эвристическая беседа.

 

Тема 9. Буддизм.

Вероучительные истоки буддизма. Учение о «четырех благородных истинах». Понятие нирваны. Восмеричный путь освобождения от страданий, Буддизм за пределами Индии. Школы и секты в рамках буддизма. Махабхарата и Рамаяна в контексте религиоведения.

Интерактивная форма: эвристическая беседа.

 

Тема 10. Иудаизм

Ветхозаветный иудаизм – представления о боге-творце, учение о человеке, понятие греха, посмертная участь человека. Ветхий Завет Библии его иудаистское толкование. Иудаизм периода диаспоры. Каббалистический иудаизм и его особенности. Современный иудаизм - учения о богоизбранном народе, учение о мессии. Талмуд и его вероучительное значение. Идея восстановления храма в современном иудаизме.

 

Тема 11. Ислам

Происхождение ислама. Принципы проповеди Мохаммеда. Понятие о власти – учение о наместниках пророка. Происхождение и структура Корана. «Столпы веры» в Исламе. Мазхабы и их особенности. Исламская мистика – дервиши и суфии. Ваххабитский ислам и его особенности. Ислам в Современной России – тенденции развития и проблема исламского экстремизма.

Интерактивная форма: групповые обсуждения.

 

Тема 12. Христианство

Происхождение христианства. Новый завет как источник вероучения. Целостное восприятие Библии в христианстве. Гонения на христиан в римской империи и их причины. Складывание Канона Священного писания. Вселенские соборы как источник вероучения – соотношения Писания и Предания в христианстве. Христианские разделения - богословские различия восточно-православного и римо-католического христианства: представлении о Боге, боговоплощении, учение о человеке, понятие греха и смерти, учение о спасении. Протестантизм – его происхождение и особенности вероучения. Христианство в современном мире – течения, секты, перспективы развития.

Интерактивная форма: «Семинар-диспут».

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Методические рекомендации преподавателю

По каждой теме дисциплины предполагается проведение аудиторных занятий и самостоятельной работы, т. е. чтение лекций, разработка реферативного сообщения, вопросы для контроля знаний. Предусматриваются также активные формы обучения, такие как, решение задач с анализом конкретных ситуаций, деловые игры.

Подготовка и проведение лекций, семинарских и практических занятий должны предусматривать определенный порядок.

Для подготовки студентов к семинарскому занятию на предыдущей лекции преподаватель должен определить основные вопросы и проблемы, выносимые на обсуждение, рекомендовать дополнительную учебную и периодическую литературу, рассказать о порядке и методике его проведения.

Методы проведения семинаров весьма разнообразны и могут применяться в различных сочетаниях. Наиболее распространенными являются: вопросно-ответные, дискуссионные, научных сообщений по отдельным вопросам темы, реферирование, решение практических задач и упражнений, решение тестов, выполнение контрольных работ и другие.

Важное место занимает подведение итогов семинарского занятия: преподаватель должен не только раскрыть теоретическое значение обсуждаемых проблем, но и оценить слабые и сильные стороны выступлений.

 

 Методические рекомендации студенту

В соответствии с учебным планом соответствующей специальности дисциплина изучается студентами очного отделения в 1 и 2  семестрах.

Успешное изучение курса требует от студентов посещения лекций, активной работы на семинарах, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления с базовыми учебниками, основной и дополнительной литературой.

Запись лекции – одна из форм активной самостоятельной работы студентов, требующая навыков и умения кратко, схематично, последовательно и логично фиксировать основные положения, выводы, обобщения, формулировки. В конце лекции преподаватель оставляет время (5 минут) для того, чтобы студенты имели возможность задать уточняющие вопросы по изучаемому материалу.

Лекции имеют в основном обзорный характер и нацелены на освещение наиболее трудных и дискуссионных вопросов, а также призваны способствовать формированию навыков работы с научной литературой. Предполагается также, что студенты приходят на лекции, предварительно проработав соответствующий учебный материал по источникам, рекомендуемым программой.

Семинарское занятие – важнейшая форма самостоятельной работы студентов над научной, учебной и периодической литературой. Именно на семинарском занятии каждый студент имеет возможность проверить глубину усвоения учебного материала, показать знание категорий, положений и инструментов сервисной деятельности. Участие в семинаре позволяет студенту соединить полученные теоретические знания с решением конкретных практических задач и моделей в области сервисной деятельности.

Семинарские занятия в равной мере направлены на совершенствование индивидуальных навыков решения теоретических и прикладных задач, выработку навыков интеллектуальной работы, а также ведения дискуссий. Конкретные пропорции разных видов работы в группе, а также способы их оценки, определяются преподавателем, ведущим занятия.

Основным методом обучения является самостоятельная работа студентов с учебно-методическими материалами, научной литературой, статистическими данными.

Основной формой итогового контроля и оценки знаний студентов по дисциплине является зачет в 1 семестре и экзамен во 2 семестре.

Примерный перечень вопросов к зачету

  1. Феномен религии в человеческом обществе.
  2. Научное религиоведение – этапы развития.
  3. Религия доисторического человека. Историческая наука о происхождении человека.
  4.  Феномен неандертальца и его религиозные представления по данным археологии.
  5. Религиозные воззрения палеолита. Религиозное значение огня. Понятие и смысл жертвы.
  6. Религиозный смысл наскальной живописи.
  7. Неолитическая революция в контексте религеоведения.
  8. Религиозные воззрения эпохи мегалита.
  9. Религия Древнего Египта – понятие о боге-творце (сущность понятия Ра, Птах, идея богочеловека Осириса), учение о человеке.
  10. Смысл и последствия религиозной реформы фараона Эхнатона (Аменхотепа IV)..
  11.  Представление о смерти эпохи Древнего царства. Представление о смерти и о посмертном суде по Книге Мертвых). Категория маат. Возможность спасения человека по вероучению египетской религии.
  12. Религия шумеро-вавилонской культуры. Особенности исторических знаний о религии культур Междуречья.
  13. Понятие о Боге Творце в шумеро-вавилонской религиозной традиции. Период формирования веры в богов покровителей – начало политеизма.
  14. Основы религиозного учения о человеке в Шумере и Вавилоне – категория мэ. Смысл жизни человека. Богословский смысл гороскопов.
  15. Религия шумеро-вавилонской культуры. Представления о смерти.
  16. Смысл Сказания об Утнапишти (Зилусудре) и странствиях Гильгамеша. Посмертная участь человека.
  17. Религиозные представления крито-микенской цивилизации. Понятие о боге, представления о посмертной участи человека.
  18. Смысл критских сказаний о царе Миносе (смысл мифологических сюжетов о перевоплощении Зевса в быка, появление Минотавра, сказание о Дедале и Икаре).
  19. Религиозные представления «классического периода» Древеней Греции – происхождение мира и богов, происхождение людей согласно поэме Гесиода «Теогония».
  20. Религиозные воззрения «классического периода» Древней Греции о смысле жизни человека, представления о смерти и вечности.
  21. «Теогония» Гесиода как источник знаний о религии Древней Греции.
  22. Религия архаического Китая - понятие бога (Ди), религиозный смысл понятия «Поднебесная империя», категория Неба. Культ предков.
  23. Категория Дао. Религиозный смысл категорий «инь» и «янь».
  24. Учение Конфуция о ритуале. Представление о боге и человеке в системе Конфуция.
  25. Учения о человеке в Древнем Китае. Культ и человек в системе архаической религии Китая
  26. Человек в системе философа Джу Си и Ван Ян Мина. Учение Гао Цзы о «бурлящей (клокочущей) воде».

Примерный перечень вопросов к экзамену

  1. Феномен религии в человеческом обществе. Смысл религии в человеческом обществе. Феномен всеобщности веры.
  2. Понятие о душе и личности в индуизме. Понятие карма. Происхождение и особенности идеи «переселения душ».
  3. Научное религиоведение – этапы развития.
  4. Происхождение буддизма. Четыре «благородные истины» Гаутамы-Будды. Восьмеричный путь спасения.
  5. Религия доисторического человека. Историческая наука о происхождении человека Феномен неандертальца и его религиозные представления по данным археологии.
  6. Устроение восточно-православного храма. Художественный и символический язык иконы
  7. Религиозные воззрения палеолита. Религиозное значение огня. Понятие и смысл жертвы. Религиозный смысл наскальной живописи.
  8. Тора и ее значение в иудаизме. Понятие о Боге-Творце в иудаизме. Смысл творения мира и человека
  9. Неолитическая революция в контексте религеоведения.
  10. Грехопадение и его последствия согласно толкований иудаизма (талмудическая и агадическая традиции толкования)
  11. Религиозные воззрения эпохи мегалита.
  12. Иудаизм периода диаспоры. Его отличия от иудаизма Ветхого Завета.
  13. Религия Древнего Египта – понятие о боге-творце (сущность понятия Ра, Птах, идея богочеловека Осириса), учение о человеке. Смысл и последствия религиозной реформы фараона Эхнатона (Аменхотепа IV). Переходные периоды в истории Древнего Египта и их влияние на понимание смысла жизни человека.
  14. Исполнение заповедей и смысл их исполнения: 4 заповеди в Раю, 10 заповедей Торы, 613 заповедей иудейского Закона. Понятие греха и греховности в иудаизме Ветхого Завета и современном иудаизме.
  15. Религия Древнего Египта (представление о смерти эпохи Древнего царства. Представление о смерти и о посмертном суде по Книге Мертвых). Категория маат. Возможность спасения человека по вероучению египетской религии.
  16. Учение о мессии в иудаизме Ветхого Завета и иудаизме периода диаспоры. Осмысление причин гонений на евреев самими евреями в период диаспоры и современном иудаизме
  17. Религия шумеро-вавилонской культуры. Особенности исторических знаний о религии культур Междуречья. Понятие о Боге Творце в шумеро-вавилонской религиозной традиции. Период формирования веры в богов покровителей – начало политеизма.
  18. Иудаизм Каббалы – его происхождения и основные отличия от Ветхозаветного иудаизма. Основные каббалистические тексты и их краткая характеристика
  19. Основы религиозного учения о человеке в Шумере и Вавилоне – категория мэ. Смысл жизни человека. Богословский смысл гороскопов.
  20. Происхождение ислама. Учение о пророческом служении Мохаммеда. Истинная власть по представлению ислама.
  21. Религия шумеро-вавилонской культуры. Представления о смерти. Смысл Сказания об Утнапишти (Зилусудре) и странствиях Гильгамеша. Посмертная участь человека.
  22. Пять «столпов веры» в исламе.
  23. Религиозные представления крито-микенской цивилизации. Понятие о боге, представления о посмертной участи человека. Смысл критских сказаний о царе Миносе (смысл мифологических сюжетов о перевоплощении Зевса в быка, появление Минотавра, сказание о Дедале и Икаре).
  24. Богословские школы ислама. Различие между шиитами и суннитами. Ваххабизм – его истоки и сущность.
  25. Религиозные представления «классического периода» Древеней Греции – происхождение мира и богов, происхождение людей согласно поэме Гесиода «Теогония».
  26. Мистика суфиев. Представление о посмертном суде в исламе, сущность греха.
  27. Религиозные воззрения «классического периода» Древней Греции о смысле жизни человека, представления о смерти и вечности.
  28. Христианское представление о боге-творце. Происхождение христианства.
  29. Религия архаического Китая - понятие бога (Ди), религиозный смысл понятия «Поднебесная империя», категория Неба. Культ предков.
  30. Учение о человеке в восточно-православном христианстве.
  31. Категория Дао. Религиозный смысл категорий «инь» и «янь».
  32. Происхождение и природа зла согласно учению восточно-православного христианства.
  33. Учение Конфуция о ритуале. Представление о боге и человеке в системе Конфуция.
  34. Восточно-православная мистика. Происхождение и значение монашества. Понятие святость в восточно-православном христианстве.
  35. Учения о человеке в Древнем Китае. Культ и человек в системе архаической религии Китая Человек в системе философа Джу Си и Ван Ян Мина. Учение Гао Цзы о «бурлящей (клокочущей) воде».
  36. Римо-католицизм и его богословские и философские отличия от восточно-православного христианства.
  37. Йога и её религиозный смысл.
  38. Протестантизм, его происхождение, основы вероучения. Учение Джона Уитклифа. Религиозная основа гуситского движения в Чехии. Богословские Мартина Лютера.
  39. Пантеистический характер индуизма. Понятие о боге-творце.
  40. Протестантские деноминации Ренессанса и современные. Евангелическое движение и его сущности. Харизматическкое направления протестантизма.
  41. Основные религиозные идеи (бог, человек, смерть и грех, спасение) ариев. Религиозная организация арийского общества – понятие и смысл варн.
  42. Современный религиозный синкретизм.

Примерный перечень тем рефератов

Не предусмотрено.

Примерный перечень тем курсовых работ

Не предусмотрено.

Критерии оценивания знаний студентов по дисциплине, 1 семестр

№ п/п Вид деятельности Максимальное количество баллов за занятие Максимальное количество баллов по дисциплине
1. Посещение лекций 1 6 баллов
2. Посещение занятий 1 16 баллов
3. Работа на занятии: - самостоятельная работа; - работа у доски; - результат выполнения домашней работы 12 4 4 4 120 баллов 40 баллов 40 баллов 40 баллов
4. Индивидуальное задание 0 0 баллов
5. Контрольное мероприятие рубежного контроля 32 32 балла
6. Зачет 32 32 балла
ИТОГО: 2 зачетные единицы   200 баллов

Критерии оценивания знаний студентов по дисциплине, 2 семестр

№ п/п Вид деятельности Максимальное количество баллов за занятие Максимальное количество баллов по дисциплине
1. Посещение лекций 1 9 баллов
2. Посещение занятий 1 15 баллов
3. Работа на занятии: - самостоятельная работа; - работа у доски; - результат выполнения домашней работы 12 4 4 4 180 баллов 60 баллов 60 баллов 60 баллов
4. Индивидуальное задание 0 0 баллов
5. Контрольное мероприятие рубежного контроля 32 32 балла
6. Экзамен   64 балла
ИТОГО: 3 зачетные единицы   300 баллов

Формирование балльно-рейтинговой оценки работы студента 1 семестр

Семестр Баллы Посещение занятий Работа на практических занятиях Контрольное мероприятие Зачет

1

Разбалловка по видам работ 16 х 1=16 баллов 15 х 12=120 баллов 32 x 1 = 32 балла 32 балла
Суммарный макс. балл 16 баллов 120 баллов 32 балла 200 баллов

Формирование балльно-рейтинговой оценки работы студента 2 семестр

Семестр Баллы Посещение занятий Работа на практических занятиях Контрольное мероприятие Экзамен

2

Разбалловка по видам работ 24 х 1=24 балла 15 х 12=180 баллов 32 x 1 = 32 балла 64 балла
Суммарный макс. балл 24 балла 180 баллов 32 балла 300 баллов

Критерии оценивания знаний студента на зачёте

От 32 до 24 баллов:

Обучающийся в полной мере владеет понятиями, фактами, теориями, методами логики: называет и дает определение, раскрывает объем понятий, их характеристику и содержание; имеет представление о возможных путях решения научных проблем; иллюстрирует проблему примерами. Ответ излагается четко, логично, аргументировано, с использованием научной терминологии.

От 23 до 16 баллов:

О бучающийся достаточно хорошо владеет понятиями, фактами, теориями, методами логики, при этом допускает небольшие неточности в определении понятий, установлении логики взаимосвязей; может, исходя из фактов, выделить существенные признаки объекта или явления. Ответ обоснованный, логично структурированный.

От 15 до 8 баллов:

Обучающийся демонстрирует пробелы в знании учебно-программного материала, недостаточно четко дает определение понятий. Ответ схематичный, имеют место речевые ошибки, нарушена логика изложения материала.

От 7 до 0 баллов:

не владеет научными понятиями, представлениями по теме дисциплины; не может выделить существенные признаки объекта или явления. Ответ необоснованный, немотивированный, язык изложения скудный, ненаучный.

Итоговым контролем является зачёт, для получения которого студенту нужно набрать более 60 баллов (более 30% от максимально возможного количества баллов).

 

Критерии оценивания знаний студента на экзамене

От 64 до 53 баллов:

Обучающийся в полной мере владеет понятиями, фактами, теориями, методами: называет и дает определение, раскрывает объем понятий, их характеристику и содержание; имеет представление о возможных путях решения научных проблем; иллюстрирует проблему примерами. Ответ излагается четко, логично, аргументировано, с использованием научной терминологии.

От 52 до 45 баллов:

Обучающийся достаточно хорошо владеет понятиями, фактами, теориями, методами, при этом допускает небольшие неточности в определении понятий, установлении взаимосвязей; может, исходя из фактов, выделить существенные признаки объекта или явления. Ответ обоснованный, логично структурированный.

От 44 до 37 баллов:

Обучающийся демонстрирует пробелы в знании учебно-программного материала, недостаточно четко дает определение понятий. Ответ схематичный, имеют место речевые ошибки, нарушена логика изложения материала.

От 36 до 0 баллов:

Не владеет научными понятиями, представлениями по теме дисциплины; не может выделить существенные признаки объекта или явления. Ответ необоснованный, немотивированный, язык изложения скудный, ненаучный.

 

Итоговым контролем является экзамен.

оценка количество баллов
«отлично» 271 – 300
«хорошо» 211 – 270
«удовлетворительно» 151 – 210
«неудовлетворительно» менее 150

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Основная литература

 

1. История религии [Текст] [Текст]: учебник для вузов: [в 2 т.]. Т. 1: авт.: В. В. Винокуров и др. / под общ. ред. И. Н. Яблокова. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Высш. шк., 2007. - 463,[1] с. - ISBN 5-06-005788-1: 459.50. (Библиотека УлГПУ).

2. Религиоведение [Текст] [Текст]: для студентов педагогических вузов: учеб. пособ. / под ред. А. Ю. Григоренко. - СПб. и др.: Питер, 2008. - 506 с. - (Учебное пособие). - ISBN 5-91180-866-2: 261.00. (Библиотека УлГПУ).

3. Павловский В.П., Эриашвили Н.Д. Основы религиоведения: учебное пособие. Издательство: ЮНИТИ-ДАНА, 2006 г. (Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.knigafund.ru/books/106620).

4. Писманик М.Г. Религиоведение: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению «Религиоведение». Издательство: ЮНИТИ-ДАНА, 2009 г. (Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.knigafund.ru/books/76389).

 

Дополнительная

 

1. Флоренский, Павел Александрович. Христианство и культура [Текст] [Текст] / Флоренский, Павел Александрович; вступ. ст. и примеч. А. С. Филоненко. - М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2001. - 663,[2] с. - (Б-ка "Р. Х. 2000". Религиозная философия). - ISBN 5-17-002658-7: 105.00. (Библиотека УлГПУ).

2. Словарь религий: иудаизм, христианство, ислам [Текст] [Текст] / под ред. В. Зюбера, Ж. Потэна; [пер. с фр. Е. А. Тетюковой]. - СПб. и др.: Питер, 2008. - 655 с. - ISBN 5-459-00867-5: 415.50. (Библиотека УлГПУ).

3. Мюллер, Фридрих Макс. Введение в науку о религии [Текст] [Текст]: четыре лекции, прочитанные в Лондонском Королевском Ин-те ф фев.-марте 1870 года / Мюллер, Фридрих Макс; пер. с англ., предисл. и коммент. Е. С. Элбакян; под общ. ред. А. Н. Красникова. - М.: Кн. Дом "Университет": Высш. шк., 2002. - 258,[1] с. - ISBN 5-8013-0143-7: 102.00. (Библиотека УлГПУ).

4. Пушнова, Юлия Борисовна. История мировых религий [Текст] [Текст]: краткий курс лекций для вузов / Пушнова, Юлия Борисовна. - М.: Владос-Пресс, 2005. - 167,[1] с. - ISBN 5-305-00157-9: 69.00. (Библиотека УлГПУ).

5. Панкин С.Ф. История мировых религий: конспект лекций. Издательство: Эксмо, 2008 г. (Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.knigafund.ru/books/48446).

 

Материально-техническое обеспечение дисциплины

 

1. Мультимедийный проектор.

2. Экран для проецирования изображения мультимедийным проектором.

3. Персональный компьютер.

 

Религиоведение

 

Программа учебной дисциплины вариативной части для направления подготовки 050100.62 Педагогическое образование

Профили: История. Обществознание

(очная форма обучения)

 

 

Составитель:

Макаров Д. В., доктор культурологии, доцент

 

 

Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета исторического факультета (протокол от «____» _______2012 г. № _____)

 

Ульяновск, 2012

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Программа составлена с учетом государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование, утвержденного приказом Министерства образования и науки № 46 от 17 января 2011 года.

Краткая характеристика дисциплины. Программа курса построена следующим образом: тематические разделы, посвященные проблемам теоретического характера и т.н. «мертвым» религиозным системам, чередуются с разделами, где освещаются т.н. «живые религии, как древнего, так и современного происхождения. Особенное внимание уделяется религиям, ведущим себя в современном мире активно, или даже агрессивно.

       Место курса в учебном процессе. Дисциплина «Религеоведение» изучается в 1 и 2 семестрах. Преподавание курса «Религеоведение» связано с другими дисциплинами, предусмотренными учебным планом и учитывает их содержание.

       Целью курса является общее знакомство студентов исторического факультета с принципами изучения и сравнения вероучений различных религий, развитием религеоведения как науки, современными научными данными о верованиях доисторического человека основами вероучения архаических религий, основами вероучений мировых религий а также формирование мировоззрения учащихся в данной области, что даст студентам возможность объективно оценивать религии мира и современную религиозную ситуацию России.

Задачи и требования к уровню освоения содержания дисциплины.

-   дать студентам общие представления о том, что такое религия и какие познавательные подходы к этому феномену исторически сформировались;

- показать на конкретном историческом материале особенности возникновения и развития основных религиозных традиций мира, а также выявить сущность и роль нетрадиционных современных религиозных течений;

- рассмотреть значение религиозного фактора в современной культурной и общественно-политической жизни;

- научить студентов практическим навыкам осмысления религиозных проблем как в социальной, так и в индивидуальной жизни, будущей профессиональной деятельности.

 

Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина по выбору вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла (Б1.В.ДВ.1.1).

 

Требования к уровню освоения дисциплины. По завершении обучения дисциплине студент должен:

Знать:

– о происхождении архаических и нехристианских религий, эволюции религиозной культуры;

– о структуре мировых религий, категориальном аппарате, задачах и методологии их исследования;

– социокультурные функции разных религий.

Уметь:

– понимать соотношение истории религии, богословия, философии и религиоведения;

– применять теологические знания в научных исследованиях и в практической деятельности;

Владеть:

–  системой знаний об основных этапах истории мировых религий;

– основными подходами к определению и разграничению религий.

В результате изучения курса студент должен обладать следующими компетенциями:

1) общекультурными компетенциями (ОК):

быть способным учитывать специфику и современное сочетание глобального, национального и регионального в развитии социальной сферы и управления, культуры общественной, государственной и личной жизни (ОК-17);

быть способным использовать специфику этнокультурного развития своей страны для формирования и эффективного использования социоинженерных и социально-технологических практик обеспечения психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы (ОК-19);

2) профессиональными компетенциями (ОПК, ПК):

быть способным учитывать специфику национально-культурного пространства и характера жизнедеятельности различных национальных, половозрастных и социально-классовых групп как объектов социально-проектной деятельности учреждений социальной сферы (ПК-31);

 

Формы контроля усвоения содержания курса: контрольные работы, зачет, экзамен.

Объем дисциплины и виды учебной работы (в форме таблицы)

Номер семестра

Учебные занятия

 

В том числе объем учебной работы с применением интерактивных форм

Форма итоговой аттестации

Всего

Лекции, час

Лабораторные занятия, час

Практическ. Занятия, час

Самостоят. Работа,час

Экзамен, час

Трудоемк.

Зач. ед. Часы
1 2 72 12 0 20 40 - 11  (34%) зачет
2 3 108 18 0 30 33 27 11  (20,5%) экзамен
Итого 5 180 30 0 50 73 27 22 (27,5%)  

Примерный тематический план

 

 

 

Наименование разделов и тем (с разбивкой на модули)

Количество часов по формам организации обучения

Лекционные занятия Семинарские, практические занятия Объем уч. раб. с прим. интеракт. форм Самостоятельная работа

Семестр

Тема 1. Введение в проблематику предмета 2 2 0 6 Тема 2. Развитие научного религиоведения 2 4 2 6 Тема 3. Религия доисторического человека 2 4 0 6 Тема 4. Религия Древнего Египта 2 4 4 6 Тема 5. Шумеро-вавилонская религия 2 2 0 6 Тема 6. Религия Крито-микенской культуры и Древней Греции 1 2 4 5 Тема 7. Религия Китая 1 2 2 5

Семестр

Тема 8. Индуизм и культура Вед 4 6 0 6 Тема 9. Буддизм 4 6 2 5 Тема 10. Иудаизм 4 4 0 6 Тема 11. Ислам 2 6 2 5 Тема 12. Христианство 2 4 2 6 Тема 13. Религиозные течения современной России 2 4 4 5 Всего 30 50 22 73

Содержание и интерактивное сопровождение


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.179 с.