Уральский расписной дом - самобытное художественное явление. — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Уральский расписной дом - самобытное художественное явление.

2020-11-03 147
Уральский расписной дом - самобытное художественное явление. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Открытие и изучение искусства домовой уральской росписи относится к началу 60-х годов ХХ века. Обычай расписывать дома у уральских крестьян появился в середине XIX века. В конце XVIII века избы были плохо освящены и топились по-черному. С раннего детства детей учили красильному делу, в поездки всегда брали юношей девяти - одиннадцати лет, к шестнадцати годам они осваивали все тонкости ремесла.

Раньше, роспись жилища масляной краской была дорогой. Окраска всего дома могла составлять от восьмидесяти до ста пятидесяти рублей, а роспись комнат от пятнадцати до тридцати рублей.

Крестьянские избы невозможно было расписывать, так как они были покрыты сажей и плохо освящались. Данный обычай мог распространиться только с появлением «белых изб», с большими застекленными окнами.

В самом начале расписывали входные двери и голбцы - пристройку у печи, вход в подполье.

Печь являлась домашним очагом - символом жизни в доме, ее особо почитали. По поверьям, в подполье под печкой жил домовой - доброе существо, охранитель дома, без которого жизнь в доме считалась невозможной.

Печь старательно украшали особенно, расписывали деревянные части ее конструкции - припечный брус, подшесточную доску, дверь в голбец.

Находящиеся перед глазами работающей женщины, а также стенку голба, отгораживающую вход в подполье - первое, что видит каждый входящий в дом.

Именно на голбцах рисовали зверей - охранителей и людей, парные изображения птиц. Расписные деревянные двери, на которых расположены цветы, известны в зодчестве русского Севера, Поволжья XVII столетия.

Наиболее ранняя роспись датирована 1853 годом. Это остатки простой раскраски. На потолках-гигантские шести лепестковые розетки того типа, что обычно резали, а затем раскрашивали на прялках. Выполнены они белой, коричневой и синей краской. Такая роспись не являлась профессиональной, но уже в то время крестьяне стремились самостоятельно украшать свои жилища, испытывая влияние значительно развитого малярного промысла.

О профессиональной росписи можно судить по памяткам 70-х годов XIX века. Стены в избах от уровня лавок до полавочников, полок, высоких окон, окрашены ярко-красным цветом. Панно на простенках с крупными цветами, тюльпанообразными бутонами и мелкими листиками, сидящими на толстых светлых стеблях. Листья нарисованы легко и уверенно, но они непохожи на те, которые типичны для домовых росписей периода расцвета.

Роспись уральского дома близка к росписям алтайского дома и весьма отличается от северорусского.

Облик старинного уральского дома довольно суров. Серо-коричневые стены сложены из толстенных бревен, потемневших от солнца и непогоды.

Двухскатная крыша, далеко выдвинутая, прикрывает козырьком окна, что придает им хмурый вид. Скупая резьба на наличниках и повалах, выступах верхних венцов сруба, изредка подцвечивалась. Но уже на светлом очищенном дереве крыльца выделяется дверь, где на оранжевом фоне нарисован радужный круг, а по углам двери синие наугольники. Внутри дома на стенах преобладают холодные тона - на синем фоне коричневое кружево веток.

Известно, что изба делилась на углы: пространство под полатями-прихожая, кутный угол возле печи-место женщины - стряпухи, а красный угол со столом - место приема гостей.

 Красный угол - центр дома, он украшен так же, как и остальные его части. На окнах занавески, а на простенках рисованные букеты цветов. На потолке - венок из цветов и плодов.

На ярком свету краски выглядят ярче и сочнее, терракотовые и бордовые тона смотрятся киноварными и алыми. Еще одна часть дома, которую расписывали - называлась горница.

Горница-это большая летняя комната, в углу которой позднее стали ставить камин или железную печь. Красили горницы в светлые цвета, мастерам приходилось решать более сложную задачу в сравнении с росписью избы - здесь нужно было достигнуть единства живописи в большом комнатном пространстве. Поэтому роспись зачастую превращалась в большой ковер. По стенам, что выше линии окон, расстилались горизонтальные композиции, объединяющие в единое целое вставки-панно простенков и роспись потолка.

При внимательном изучении выявляются закономерности построения домовых росписей. Народные мастера создали типовую композицию панно-простенка, который и стал своеобразным модулем любой домовой росписи.

На простенках и стенах рамы были рисованными, у голбца и двухстворчатых дверей окрашивалась их обвязка. Особо выделялись двери и окна. В контрастные тона окрашивались косяки дверных проемов: откосы обращенные во внутрь - были синими, а стороны, смотрящие в избу-красными.

Народные мастера выработали систему изобразительных средств, используя которые, они достигали соответствия росписи архитектуре жилища. Сады -разрастающиеся кусты или ветки располагались на всех вертикальных плоскостях.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.