Нормативное обеспечение изучения предмета «Русский язык» — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Нормативное обеспечение изучения предмета «Русский язык»

2020-11-03 115
Нормативное обеспечение изучения предмета «Русский язык» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СОДЕРЖАНИЕ

 

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.......................................................................................... 4

II. СОДЕРЖАНИЕ ШКОЛЬНОГО КУРСА РУССКОГО ЯЗЫКА В 10–11 КЛАССАХ............................................................................................................................................................. 9

III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА....................................................... 12

10 класс..................................................................................................................................... 12

11 класс..................................................................................................................................... 26

IV. ТРЕБОВАНИЯ К ПЛАНИРУЕМЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК» ПО ПРОГРАММАМ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНия 41

V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ............................................................................................................................ 45

 

 


ВСТУПЛЕНИЕ

Настоящая примерная программа составлена в соответствии с Государственными образовательными стандартами (ГОС СОО в редакции 2020 года) и предназначена для 10–11 классов (базовый уровень) общеобразовательных учебных заведений (среднее общее образование).

Базовый курс обеспечивает потребность обучающихся в изучении других предметов и получении высшего образования в тех областях, где не предъявляются высокие требования к владению лингвистическим аппаратом. Базовый курс сформирован как продолжение курса основной школы и имеет общеобразовательный характер со значительным вниманием к интеллектуальному и общекультурному развитию обучающихся. Содержание примерной программы реализует актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, системно-деятельностный подходы, формирует универсальные учебные действия обучающихся, нацелено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.

При обучении русскому языку как средству общения в 10-11 классах используется коммуникативно-деятельностный подход, который предполагает: обучение средствам языка; обучение частноречевым умениям и навыкам (орфоэпическим, акцентологическим, лексическим, грамматическим, пунктуационным); обучение умениям и навыкам в различных видах речевой деятельности (рецептивных – аудировании и чтении, продуктивных – говорении и письме); обучение умениям и навыкам общения на языке.

В соответствии с современными требованиями коммуникативной направленности в обучении русскому языку программа предусматривает анализ текстов разных стилей и жанров. Для развития речи используются такие виды работ, как пересказ, реферирование, составление тезисов, написание изложений, сочинений, эссе, лингвистических-миниатюр и другие творческие задания.

 

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цели обучения

Как и на уровне основного общего образования, изучение русского языка на уровне среднего общего образования направлено на совершенствование коммуникативной компетенции (включая языковой, речевой и социолингвистический ее компоненты), лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций. Но на уровне среднего общего образования при обучении русскому языку основное внимание уделяется совершенствованию коммуникативной компетенции через практическую речевую деятельность.

Целью реализации примерной программы среднего общего образования по предмету «Русский язык» является освоение содержания предмета «Русский язык» и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными ГОС СОО.

Главными задачами реализации программы являются:

– овладение функциональной грамотностью, формирование у обучающихся понятий о системе стилей, изобразительно-выразительных возможностях и нормах русского литературного языка, а также умений применять знания о них в речевой практике;

– овладение умением в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях различных стилей и жанров выражать личную позицию и свое отношение к прочитанным текстам;

– овладение умениями комплексного анализа предложенного текста;

– овладение возможностями языка как средства коммуникации и средства познания в степени, достаточной для получения профессионального образования и дальнейшего самообразования;

– овладение навыками оценивания собственной и чужой речи с позиции соответствия языковым нормам, совершенствования собственных коммуникативных способностей и речевой культуры.

 

Курс русского языка в 10-11 классах направлен на достижение следующих целей:

· воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

· дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;

· освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и её разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

· овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

· применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи курса русского языка в старших классах по данной примерной программе сводятся к следующему:

1) дать представление о связи языка и истории, культуры русского и других народов, о национальном своеобразии русского языка;

2) закрепить и углубить знания обучающихся об основных единицах и уровнях языка, развить умения по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию;

3) закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка;

4) совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность обучающихся;

5) обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний обучающихся о стилях, их признаках, правилах использования;

6) развивать и совершенствовать способность обучающихся создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

7) формировать и совершенствовать основные информационные умения и навыки: чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа с различными информационными источниками.

В соответствии с реализуемой деятельностной парадигмой образования система планируемых результатов строится на основе уровневого подхода: выделения ожидаемого уровня актуального развития большинства обучающихся и ближайшей перспективы их развития. Такой подход позволяет определять динамическую картину развития обучающихся, поощрять продвижения обучающихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития обучающихся.

Базовый уровень

Речь. Речевое общение

Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо.

Речевое общение и его основные элементы. Виды речевого общения. Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации.

Монологическая и диалогическая речь. Развитие навыков монологической и диалогической речи. Создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в научной, социально-культурной и деловой сферах общения. Овладение опытом речевого поведения в официальных и неофициальных ситуациях общения, ситуациях межкультурного общения.

Функциональная стилистика как учение о функционально-стилистической дифференциации языка. Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка.

Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка, научного, публицистического, официально-делового стилей.

Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья, тезисы,конспект, рецензия, выписки, реферат и др.), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк, отзыв и др.), официально-делового (резюме, характеристика, расписка, доверенность и др.) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа, спор). Основные виды сочинений. Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров.

Литературный язык и язык художественной литературы. Отличия языка художественной литературы от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи.

Основные изобразительно-выразительные средства языка.

Текст. Признаки текста.

Виды чтения. Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста.

Информационная переработка текста. Виды преобразования текста. Анализ текста с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации.

Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.

Культура речи

Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. Коммуникативная целесообразность, уместность, точность, ясность, выразительность речи. Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи. Самоанализ и самооценка на основе наблюдений за собственной речью.

Культура видов речевой деятельности – чтения, аудирования, говорения и письма.

Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления.

Культура научного и делового общения (устная и письменная формы). Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения. Культура разговорной речи.

Языковая норма и ее функции. Основные виды языковых норм русского литературного языка: орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, грамматические (морфологические и синтаксические), стилистические. Орфографические нормы, пунктуационные нормы. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. Соблюдение норм литературного языка в речевой практике. Уместность использования языковых средств в речевом высказывании.

Нормативные словари современного русского языка и лингвистические справочники; их использование.

 


III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

10 класс

Базовый уровень

 (35 рабочих недель, 2 часа в неделю, 70 часов в год)

Изучение языковых тем

Часа

Введение. 1 час Уроки развития речи

Часов

Фонетика. Графика. Орфоэпия. 5 часов Контрольные работы

Часов

Лексика. Фразеология. Лексикография. Культура речи. 5 часов Полугодие/ Семестр I полугодие /семестр II полугодие /семестр Морфемика. Словообразование. Культура речи. 3 часа Контрольный диктант 1   Морфология. Орфография. Культура речи. 35 часов Контрольный диктант с грамматическим заданием   1 Морфология. Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. 1 час Контрольное изложение 1 1 Имя существительное. 4 часа Контрольное сочинение 1 1 Имя прилагательное. 4 часа Тестовые контрольные задания

1

1

Имя числительное. 4 часа Анализ текста Местоимение. 4 часа       Глагол. Причастие. Деепричастие. 9 часов       Наречие. Категория состояния. 4 часа       Служебные части речи. 4 часа       Междометие. 1 час Итого 4 4 Культура речи. Стилистика. 2 часа За год

Часов

Повторение и систематизация изученного. 1 час Резерв

Часа

    Всего

Часов

  52 часа

 


 

Содержание образования

Государственные требования
к уровню общеобразовательной подготовки обучающихся

Личностные Метапредметные Предметные
1. Общие сведения о языке (1 час) · Русский язык в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении (роль и место). Функции русского языка как учебного предмета. · История развития русского языка. Периоды в истории развития русского язык. Активные процессы в русском языке на современном этапе. · Проблемы экологии языка.   Уважительное отношение к русскому языку, осознание необходимости владения русским языком для эффективного общения. Осознание роли языка как основной национально-культурной ценности народа. Владение нормами русского литературного языка, речевого этикета. Понимание значения культуры межнационального общения. Умение извлекать необходимую информацию из различных источников, отбирать необходимую информацию в соответствии с учебным заданием. Знание основных функций языка, умение объяснять роль русского языка как языка русского народа и языка межнационального общения, как государственного языка Донецкой Народной Республики. Усвоение понятий: литературный язык, языковая норма, культура речи.  Различать виды нормы литературного языка: орфоэпические, лексические,  морфологические, синтаксические, стилистические, орфографические и пунктуационные.
2. Фонетика, орфоэпия, орфография (5 часов)  Единицы языка. Их взаимосвязь. Фонема, морфема, слово, часть речи, словосочетание, предложение, текст. Понятия фонемы, открытого и закрытого слога. Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Роль ударения в стихотворной речи. Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукопись как изобразительное средство. Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и традиционному принципам русской орфографии. Фонетический разбор. Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к русскому языку, стремление к речевому самосовершенствованию. Оценивание собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм. Использование приобретённых знаний и умений в повседневном общении. Оценивание устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач. Овладение основными правилами литературного произношения и ударения. Знание особенностей Произношения иноязычных слов. Применение знаний и умений по фонетике в практике правописания  
3. Лексика и фразеология (5 часов) Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы. Русская лексика с точки зрения ее происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова. Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Межстилевая лексика, разговорно-бытовая и книжная. Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи. Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки. Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая и стилистическая синонимия. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза. Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор.   Осознание лексического и фразеологического богатства русского языка. Способность к речевому взаимодействию. Готовность к межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству. Оценивание собственной и чужой речи с точки зрения уместности использования лексических средств в различных ситуациях речевого общения.   Умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы и т.п. Совершенствование коммуникативных умений.   Развитие аналитических навыков в процессе лексикологической деятельности.   Распознавание основных единиц и уровней языка, их признаков и взаимосвязи. Знать основные понятия лексики: слово, его значение, прямое и переносное значение, многозначность. Различать слова русского языка с точки зрения их происхождения, сферы употребления. Объяснять фразеологическое богатство русского языка.   Распознавать фразеологизмы и свободные сочетания слов, определять признаки фразеологизмов, использовать в речи в соответствии с их значением и стилистической окраской. Объяснять значение и происхождение фразеологизмов.
4. Морфемика (состав слова) и словообразование (3 часа) Обобщающее повторение ранее изученного. Выразительные словообразовательные средства. Словообразовательный разбор.   Развитие интереса к изучению русского языка. Осознание феномена русского языка как духовной,  культурной, нравственной основы личности Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач. Использовать приобретённые знания и умения в повседневном общении. Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. Знать основные виды морфем и способы образования слов. Понимает различие между однокоренными словами и формами одного и того же слова. Производить морфемный и словообразовательный разборы, выстраивать словообразовательные цепочки и гнезда. Умеет толковать значение русских и заимствованных морфем, различать омонимичные морфемы, подбирать синонимичные морфемы. Пользоваться словообразовательным словарём для уточнения способа образования слова. Применять знания по морфемике и словообразованию в практике правописания.
 

Морфология и орфография (35 часов)

 
5. Морфология. Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи (1 час). Воспитание способности к самоанализу и самооценке на основе наблюдений за речью; расширение кругозора. Развитие интереса к изучению русского языка. Способность учитывать разные мнения, координировать действия в сотрудничестве, строить связное монологическое высказывание, выступать перед аудиторией сверстников. Осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и дополнительную, явную и скрытую информацию. Формирование активных навыков нормативного употребления языковых единиц в разных сферах общения Умение самостоятельно анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления в речи. Умение определять понятия, устанавливать аналогии, обобщать, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, строить рассуждения и делать выводы. Понимать особенности морфологии как одного из разделов науки о языке; знать основные принципы русской орфографии. Владеть знаниями о частях речи, распознавать их по специфическим грамматическим признакам; определять роль частей речи и целесообразность их использования в текстах разных стилей, типов и жанров; осознавать стилистические особенности использования форм частей речи; уместное использование слова разных частей речи в собственных высказываниях. Совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности.   Знать классификацию чередующихся корней и условия выбора гласных в них. Различать проверяемые и чередующиеся гласные в корне слова. Распознавать морфемы в словах; определять части речи. Знать правописание приставок, зависящее от значения; правописание приставок, основанное на фонетическом принципе; правописание приставок, основанное на морфологическом принципе. Знать условия выбора гласных Ы-И после приставок на согласный. Определять функции Ъ и Ь; различать строчные и прописные буквы.
5.1. Самостоятельные части речи. Имя существительное (4 часа) Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды. Постоянные и непостоянные грамматические признаки имен существительных. Род имён существительных. Распределение существительных по родам. Существительные общего рода. Определение и способы выражения рода несклоняемых имён существительных и аббревиатур. Число имён существительных. Несклоняемые имена существительные. Правописание падежных окончаний. Варианты падежных окончаний. Правописание гласных в суффиксах имён существительных. Правописание сложных имён существительных.Составные наименования их правописание. Морфологический разбор. Уважительное отношение к русскому языку, осознание необходимости владения русским языком для эффективного общения. Способность учитывать разные мнения, координировать действия в сотрудничестве, строить связное монологическое высказывание, выступать перед аудиторией сверстников.     Формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов. Преобразовывать информацию (текст, таблица, вопросы, ключевые слова). Анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения. Умение работать индивидуально и в группе, вести диалог со сверстниками и с преподавателем; высказывать и обосновывать свою точку зрения. Знать постоянные и непостоянные грамматические признаки имени существительного Различать лексико-грамматические разряды имён существительных. Выполнять морфологический разбор существительных; Соблюдать в орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка. Делать правильный выбор в пользу слитного или дефисного написания сложных существительных.
5.2. Имя прилагательное (4мчаса) Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды. Качественные прилагательные. Сравнительная и превосходная степени качественных прилагательных. Простая (синтетическая) и сложные (аналитические) формы степеней сравнения. Стилистические особенности простых и сложных форм степеней сравнения. Полные и краткие формыкачественных прилагательныхОсобенности образования и употребления кратких прилагательных. Синонимия кратких и полных форм в функции сказуемого; их семантические и стилистические особенности. Прилагательные относительные и притяжательные. Особенности образования и употребления притяжательных прилагательных. Переход имён прилагательных из одного разряда в другой. Морфологический разбор. Правописание окончаний. Правописание суффиксов имён прилагательных. Правописание Н и НН в суффиксах имён прилагательных. Правописание сложных имён прилагательных. Осознание феномена русского языка как духовной, культурной, нравственной основы личности; осознание себя как языковой личности; понимание зависимости успешной социализации человека, готовности к самообразованию от уровня владения русским языком Строить связное монологическое высказывание, соблюдать нормы речевого общения, осуществлять речевой самоконтроль, оформлять монологическое высказывание в устной и письменной форме.   Умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы и т.п. Совершенствование коммуникативных умений.   Развитие критического мышления в процессе анализа языковых фактов и явлений. Адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее. Менять стратегию деятельности в зависимости от учебной ситуации, преобразовывать информацию (таблица, вопросы, ключевые слова). Различать лексико-грамматические разряды имён прилагательных, степени сравнения и полную и краткую формы прилагательных. Знать орфограммы в суффиксах и окончаниях прилагательных. Соблюдать в орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка. Уметь производить морфологический разбор. Правильно выбирать слитное или дефисное написание сложных прилагательных.    
5.3. Имя числительное (4 часа) Имя числительное как часть речи. Морфологический разбор. Склонение имён числительных. Правописание и употребление имен числительных. Уважительное отношение к русскому языку, осознание необходимости владения русским языком для эффективного общения. Умение оформлять монологические высказывания в устной и письменной форме в соответствии с нормами литературного языка и ситуации общения; выступать с сообщениями перед сверстниками. Уметь работать с несколькими источниками информации (научным текстом, раздаточным материалом). Вносить необходимые коррективы; находить ответы на вопросы, используя жизненный и читательский опыт, использование информации, полученную на уроке и самостоятельно. Знать разряды имени числительного, правописание и склонение имён числительных. Производить морфологический разбор. Употреблять в речи имена числительные в соответствии с литературной нормой. Соблюдать орфографические и пунктуационные нормы.
5.4. Местоимение (4 часа) Местоимение как часть речи. Разряды местоимений.Значение, стилистические и грамматические особенности употребления местоимений. Морфологический разбор местоимений. Правописание местоимений. Развитие языкового вкуса, потребности в совершенствовании коммуникативных умений в области русского языка для осуществления межличностного и межкультурного общения.   Извлечение фактуальной информации из текстов, содержащих теоретические сведения. Умение строить адресное развернутое высказывание, удерживающее предметную логику, учитывающее разнообразие возможных точек зрения по данному вопросу. Знать разряды местоимений, особенности их склонения и правописания. Производить морфологический разбор местоимения. Употреблять местоимения в речи в соответствии с литературной нормой.
5.5. Глагол. Причастие и деепричастие (9 часов) Глагол как часть речи. Основные грамматические категории и формы глагола. Инфинитивкак начальная форма глагола, категориявида, переходность /непереходность, возвратность, наклонение, категория времени, спряжение.Две основы глагола. Формообразование глагола. Правописание глаголов.  Морфологический разбор. Причастие как особая глагольная форма. Признаки глагола и прилагательного у причастий. Морфологический разбор причастий. Действительные и страдательные причастия. Образование причастий. Правописание суффиксов причастий. Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных. Переход причастий в прилагательные и существительные. Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий. Морфологический разбор деепричастий. Переход деепричастий в наречия и предлоги. Осознание феномена русского языка как духовной,  культурной, нравственной основы личности; осознание себя как языковой личности; понимание зависимости успешной социализации человека, готовности к самообразованию от уровня владения русским языком. Использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневном общении.   Способность пользоваться русским языком как средством получения знаний в разных областях современной науки, совершенствовать умение применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне. Выполнение текущего контроля и оценки своей деятельности; умение сравнивать характеристики запланированного и полученного результатов.     Знать грамматические категории глагола, уметь делать морфологический разбор. Знать орфограммы в глаголах, осуществлять выбор правильного написания глагольных форм. Знать разряды причастия, определяет признаки глагола и прилагательного, уметь образовывать формы причастия.  Различать причастия и отглагольные прилагательные. Знать разряды деепричастия по значению, определять признаки глагола и наречия, способы образования форм деепричастия. Уметь находить деепричастия в тексте, различать деепричастия совершенного и несовершенного вида; правильно употреблять деепричастия в речи, избегая стилистических ошибок. Правильно пунктуационно оформлять одиночные деепричастия и деепричастные обороты.
5.6. Наречие. Слова категории состояния (4 часа) Наречие как часть речи. Разряды наречий. Морфологический разбор. Слитное, раздельное и дефисное написание наречий. Гласные на конце наречий. Наречия не шипящую. Отрицательные наречия. Слова категории состояния. Грамматические особенности слов категории состояния. Омонимия слов категории состояния, наречий на о-, е- и кратких прилагательных ср. р. ед. ч. Морфологический разборслов категории состояния. Уважительное отношение к русскому языку, осознание необходимости владения русским языком для эффективного общения. Понимание феномена русского языка как духовной, культурной, нравственной основы личности; осознание себя как языковой личности. Уметь определять понятия, устанавливать аналогии, обобщать, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, строить рассуждения и делать выводы. Формулировать поисковые запросы, выбирать способы получения информации; использовать поисковые системы интернета, справочную литературу. Адекватно оценивать степень достижения промежуточных и конечных результатов учебного процесса. Знать разряды наречий по значению, определяет степени сравнения. Уметь определять разряд по значению, образовывать степени сравнения, правильно писать наречия. Находить слова категории состояния в тексте, отличать их от наречий и кратких прилагательных. Производить морфологический разбор наречий и слов категории состояния.
5.7. Служебные части речи (4 часа) Понятие служебных частей речи, их отличие от самостоятельных частей речи. Предлог как служебная часть речи. Особенности употребления предлогов. Морфологический разбор предлогов.Производные и непроизводные предлоги. Простые и составные предлоги. Правописание предлогов. Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Классификации союзов по значению, употреблению, структуре. Подчинительные союзы и союзные слова. Морфологический разбор союзов. Правописание союзов. Частицакакслужебная часть речи. Разряды частиц. Морфологический разбор частиц. Правописание частиц. Раздельное и дефисное написание частиц. Употребление частиц НЕ и НИ, их слитное и раздельное написание с различными частями речи. Развитие интереса к изучению русского языка. Понимание роли русского языка для самореализации самовыражения личности в различных областях человеческой деятельности. .   Умение сопоставлять данные, представленные в разных формах (описательный текст, рисунки, схемы, диаграммы, графики, таблицы); преобразование информации в зависимости от учебной ситуации. Соблюдать в орфографические и пунктуационные нормы. Отличать предлог от других частей речи, определять отношения, которые выражаются с помощью предлогов, знать виды предлогов по структуре и происхождению. Соблюдать правила написания предлогов. Определять виды союзов по структуре и значению, различать союзы и союзные слова. Умение определять разряды частиц по значению, правильно их писать. Правописание частиц НЕ и НИ с различными частями речи. Производить морфологический разбор служебных частей речи.
5.8. Междометие (1 час) Междометие как особый разряд слов. Морфологический разбор междометия. Правописание междометий. Функционально-стилистические особенности употребления междометий. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Звукоподражательные слова. Уважительное отношение к русскому языку, осознание необходимости владения русским языком для эффективного общения. Высказывать и обосновывать свою точку зрения Владение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение определять цели предстоящей работы, проводить самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать ее; предъявление результатов деятельности. Умение находить междометия в тексте, различать междометия и звукоподражательные слова, определять типы междометий, правильно писать сложные междометия. Правильно расставлять знаки препинания в предложениях с междометиями и звукоподражательными словами.
6 Культура речи. Стилистика (2 часа) Научный стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки научного стиля: логичность, точность, отвлеченность и обобщенность, объективность изложения. Лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля. Интернациональная терминология как результат взаимодействия национальных культур. Разновидности научного стиля: учебно-научный, научно-популярный. Их особенности. Основные жанры научного (учебно-научного) стиля. Структура текстов разных жанров. Культура научной (учебно-научной) речи.      
6. Повторение и систематизация изученного (1 час)      
7. Уроки развития речи. (8 часов) · Язык и речь. Язык и речь. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребление языковых средств. Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное. Речевая ситуация и её компоненты. Текст и его место в системе языка и речи. Строение и основные виды его преобразования. Межфразовая часть. Абзац как композиционно-стилистическая единица текста. Типы речи. повествование, описание, рассужд
Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.