Тематика работы в подготовительной группе по основным разделам — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Тематика работы в подготовительной группе по основным разделам

2020-11-03 195
Тематика работы в подготовительной группе по основным разделам 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Примерный календарь тематических недель

 

Месяц Неделя Тема
Сентябрь 1-4 «Экспериментирование с воздухом»
Октябрь 1-4 «Экспериментирование с камнями»
Ноябрь 1-4 «Экспериментирование со звуком»
Декабрь 1-4 «Экспериментирование с водой»
Январь 3-4 «Экспериментирование с водой»
Февраль 1-4 «Экспериментирование с водой на земле»
Март 1-4 «Солнечная система».
Апрель 1-4 «Свойства различных материалов»
Май 1 Заседание

 

Перспективное планирование для детей подготовительной группы

Планирование с учетом темы недели

Сентябрь

«Экспериментирование с воздухом»

Цель. Ознакомление со свойствами воздуха.

Задачи: В процессе экспериментальной деятельности выявить следующие свойства воздуха: упругость, состав; показать, что воздух занимает определенное место в окружающей среде, перемещение воздуха имеет влияние на жизнь человека; познакомить с тем, как человек использует свойства воздуха в повседневной жизни.

Эксперимент 1. «Есть ли воздух на улице?»

 

Цель:определить наличие воздуха в окружаю­щем пространстве. Изготовить с детьми самодель­ные вертушки, парашюты.

Материал:тонкая папиросная бумага или полиэтиленовая пленка, ножницы, нитки для изготовления парашюта; бумага, палочка, гвоздик для изготовления вертушки

Обсудить, почему вертушка вертится, почему «получается» ветер, когда дети бегут, держа пе­ред собой вертушки; как парашют замедляет дви­жение. (Воздух под ним распирает ку­пол, поддерживает его, поэтому снижение и про­исходит плавно.)

Вывод:воздух везде вокруг нас.

 

Эксперимент2.«Нужен ли людям воздух?»

 

Цель: дать представления о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его при помощи легких, без воздуха ничто живое жить не может; для жизни нужен чистый воздух.

Каждый ребенок может положить ладонь на грудь и почувствовать, как она поднимается и опускается так осуществляется дыхание: вдох (чело­век вдыхает чистый воздух) и выдох (выдыхается углекислый газ). Предло­жить детям закрыть ладонью рот и нос, чтобы не дышать. Что почувствова­ли? Что испытали? Где воздух более свежий: в группе или на улице, в спаль­не или на улице? Почему?

Вывод:для жизни человеку необходим чистый воздух.

 

Эксперимент3.«Воздух упругий».

 

Цель:выявить одно из свойств воздуха — упругость.

Материал:бумажный, целлофановый пакеты, надувной шарик.

Показать бумажный пакет, обратить внимание на то, что у него нет формы, он мягкий, не имеет объема. Надуть его, продемонстрировать, какой формы он по­лучился, дать всем потрогать и почувствовать его уп­ругость. Хлопнуть по пакету. От хлопка пакет рвется, так как воздух внутри него стремиться выйти. Надуть целлофановый мешок, продемонстрировать его фор­му, упругость. Затем показать на надувной шарик, об­ратить внимание на то, что он мягкий, бесформен­ный. Надуть его, завязать, потрогать, насколько упру­гим он стал.

Вывод:надувать можно разные мягкие предметы, не пропускающие воздух; воздух заполняет их, придает им форму, а сам внутри предметов становится упругим.

 

Эксперимент 4.«Чем пахнет воздух?»

 

Цель:учить различать запахи, узнавать запах знакомых предметов, наслаждаться ароматами.

Материал:кусочки лука, яблока, дольки чес­нока, апельсиновые или лимонные корки, вет­ки сосны или ели.

 

Разложить пахучие предметы (нарезанный лук, апельсиновые или лимонные корки, ябло­ки, ветки сосны или ели в вазе с горячей водой, чеснок и др.) в разных местах комнаты.

Какой запах нравится? Вреден ли для здоро­вья дым? Почему зимой в помещениях часто рас­кладывают чеснок?

Вывод:воздух распространяется во всех на­правлениях и не имеет собственного запаха, но способен передавать запахи пахучих веществ.

 

Эксперимент5.«Есть ли воздух в воде?»


Цель:обнаружить воздух в воде.

Материал:две прозрачные емкости, в одну из них заранее налита вода.

В свободную банку налить холодную воду из-под крана, сравнить ее с той, которую налили за­ранее. Чем они отличаются? Обратить внимание на пузырьки на стенках банки со свежей водой. Что эти пузырьки означают? Откуда они взялись? Это воздух, который есть в чистой водопроводной воде, где его много. Пузырьки постепенно исчеза­ют: часть воздуха растворится в воде, часть выйдет наружу.

Вывод: в воде есть воздух, его не видно, он ра­створен, чем свежее и чище вода, тем больше в ней воздуха.

 

Эксперимент 6.«Создаем облака».

 

Цель:получить представление о том, как в природе образуются облака.

В холодный день заметно, как человек вы­дыхает воздух из легких. Воздух охлаждается,содержащиеся в нем водяные пары конден­сируются в облака мельчайших капелек. Тожепроисходит и в природе: теплый воздух, под­нимаясь ввысь, охлаждается и конденсирует­ся в водяные капельки, которые и образуют облака.

Вывод: появление облаков зависит от состояния воздуха.

 

Эксперимент7.«Игра пластиковой бутылки с шариком».

 

Цель: убедиться, что при нагревании воздух расширяется, а при ох­лаждении сжимается.

Материал: пластмассовая бутылка, надувной шарик.

Поставить открытую пластмассовую бутылку в холодильник. Когда она достаточно охладится, надеть на ее горлышко ненадутый шарик. Затем поставить бутылку в миску с горячей водой. Понаблюдать за тем, как шарик сам станет надуваться. Это происходит потому, что воздух при нагревании расширяется. Затем опять поставить бутылку в холо­дильник или в миску со льдом (снегом). Шарик при этом спустится, так как воздух при охлаждении сжимается.

Вывод:воздух при нагревании расширяется, при охлаждении сжи­мается.

 

Эксперимент8.«Прыгающая монетка».

 

Цель: обнаружить, что при нагревании расширяющийся воздух обла­дает силой.

Материал:бутылка, монетка, емкость с горячей водой.

Положить на горлышко бутылки монетку и поставить ее в очень горя­чую воду. Монета подпрыгнет, объем нагреваемого воздуха быстро увели­чится под воздействием нагревания, помещаясь в бутылке, он с силой воздействует на монету, приводя ее в движение.

Вывод:воздух при нагревании расширяется и обладает силой, может двигать предметы.

 

Эксперимент9.«Гори, свеча моя, гори».

 

Цель:выявить, что для поддерживания огня не­обходим воздух.

Материал:свеча, колба или прозрачная банка.

Зажечь свечу внутри закрытой колбы.Поставить колбу со свечой и наблюдать за тем, когда она погаснет. Огонь будет гореть до тех пор, пока в емкости будет воздух. Как только он исчезнет, свеча погаснет.

Вывод:даже огню нужен чистый воздух.

 

Октябрь

"Экспериментирование с камнями"

Цель. Знакомство со свойствами камней. В процессе экспериментальной деятельности выявить свойства камней.

Задачи. Проанализировать, где на земле встречаются камни, дать представление о полезных ископаемых.

Эксперимент 1. Какими бывают камни.


Определить цвет камня(серый, коричневый, белый, красный, синий и т. д.).
Вывод: камни по цвету и форме бывают разные.

 

Эксперимент 2. Определение размера.


Одинакового размера ли ваши камни?

Вывод: камни бывают разных размеров.

 

Эксперимент 3. Определение характера поверхности.


Мы сейчас по очереди погладим каждый камушек. Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая? (Дети делятся открытиями.) Воспитатель просит детей показать самый гладкий камень и самый шершавый.
Вывод: камень может быть гладким и шероховатым.

Воспитатель предлагает каждому взять в одну руку камень, а в другую – пластилин. Сожмите обе ладони. Что произошло с камнем, а что с пластилином? Почему?
Вывод: камни-твёрдые.

Эксперимент 4. Рассматривание камней через лупу.


Воспитатель: что интересного вы увидели ребята? (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т.д.).


Эксперимент 5. Определение веса.


Дети по очереди держат камни в ладошках и определяют самый тяжелый и самый легкий камень.
Вывод: камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые.

Эксперимент 6. Определение температуры.


Среди своих камней нужно найти самый теплый и самый холодный камень. Ребята, как и что вы будете делать? (Воспитатель просит показать теплый, затем холодный камень и предлагает согреть холодный камень.)
Вывод: камни могут быть теплые и холодные.

 

Эксперимент 7. Тонут ли камни в воде?


Дети берут банку с водой и осторожно кладут один камень в воду. Наблюдают. Делятся результатом опыта. Воспитатель обращает внимание на дополнительные явления – по воде пошли круги, цвет камня изменился, стал более ярким.
Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные.

 

Эксперимент 8. "Куда спряталась вода?"

 

Аккуратно нальём немного воды в стаканчик с песком. Потрогаем песок. Каким он стал? (Влажным, мокрым). А куда исчезла вода? (Спряталась в песок, песок быстро впитывает воду). А теперь нальём воду в стаканчик, где лежат камни. Камешки впитывают воду? (Нет) Почему? (Потому что камень твёрдый и не впитывает воду, он воду не пропускает.)

Вывод: Песок мягкий, лёгкий, состоит из отдельных песчинок, хорошо впитывает влагу. Камень тяжёлый, твёрдый, водонепроницаемый.

 

Эксперимент 9. Можно ли менять форму камня и глины

 

Задача:выявить свойства глины (влажная, мягкая, вязкая, можно изменять ее форму, делить на части, лепить) и камня (сухой, твердый, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на части).

Материалы:дощечки для лепки, глина, камень речной, модель обследования предмета.

По модели обследования предмета (рис. 4) дед Знай предлагает детям выяснить, можно ли изменить форму предложенных природных материалов. Для этого он предла­гает детям нажать пальцем на глину, камень. Где осталась ямка от пальца? Какой камень? (Сухой, твердый.) Какая глина? (Влажная, мягкая, остаются ямки.) Дети по очереди берут ка­мень в руки: мнут его, катают в ладонях, тянут в разные сто­роны. Изменил ли форму камень? Почему нельзя отломить от него кусочек? (Камень твердый, из него ничего нельзя слепить руками, его нельзя разделить на части.) Дети по очереди мнут глину, тянут в разные стороны, делят на части. Чем отлича­ется глина от камня? (Глина не такая, как камень, она мягкая, ее можно разделить на части, глина меняет форму, из нее можно лепить.)

Дети лепят различные фигурки из глины. Почему фигурки не разваливаются? (Глина вязкая, сохраняет форму.) Какой еще материал похож на глину?

 

Эксперимент 10. Каждому камешку свой домик

 

Задачи: классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые); показать детям возможность использования камней в игровых целях.

Материалы:различные камни, четыре коробочки, подносики с песком, модель обследования предмета, картинки-схемы, дорожка из камешков.

 

Зайчик дарит детям сундучок с разными камеш­ками, которые он собирал в лесу, возле озера. Дети их рассматривают. Чем похожи эти камни? Действуют в соответствии с моделью: надавливают на камни, стучат. Все камни твердые. Чем камни отличаются друг от друга? Затем обращает внимание детей на цвет, форму камней, предлагает ощупать их. Отмечает, что есть камни гладкие, есть шероховатые. За и чик просит помочь ему разложить камни по четырем коробочкам по следующим признакам: в первую — гладкие и округлые; во вторую — маленькие и шероховатые; в третью — большие и не круглые; в четвертую — красноватые. Дети работай парами. Затем все вместе рассматривают, как разложен камни, считают количество камешков.

 

• Игра с камешками «Выложи картинку» — зайчик раздает детям картинки-схемы (рис. 3) и предлагает их выложить из камешков. Дети берут подносики с песком и в песке выкладывают картинку по схеме, затем выкладывают кар­тинку по своему желанию.

• Дети ходят по дорожке из камешков. Что чувствуете? Ка­ кие камешки?

 

Эксперимент 11. Живые камни

Цель: Познакомить с камнями, происхождение которых связано с живыми организмами, с древними ископаемыми.

Материал: Мел, известняк, жемчуг, каменный уголь, разные ракушки, кораллы. Рисунки папоротников, хвощей, древнего леса, лупы, толстое стекло, янтарь.

Проверьте, что будет, если выдавить на камень сок лимона. Поместите камешек в жужжащий стаканчик, послушайте. Расскажите о результате.

Вывод: Некоторые камни “шипят” (мел - известняк).

 

Эксперимент 12. Научный опыт “Выращивание сталактитов”

 

Задачи. Уточнить знания с опорой на опыты. Вызвать радость открытий полученных из опытов. (сода, горячая вода, пищевой краситель, две стеклянные баночки, толстая шерстяная нитка).

Прежде всего готовим перенасыщенный содовый раствор. Итак, у нас в двух одинаковых банках приготовлен раствор. Мы ставим банки в тихое тёплое место, потому что для выращивания сталактитов и сталагмитов нужны тишина и покой. Банки раздвигаем, и между ними ставим тарелку. В банки отпускаем концы шерстяной нитки так, чтобы нитка провисла над тарелкой. Концы нитки должны опускаться до середины банок. Получится такой подвесной мостик из шерстяной нитки, дорога из банки в банку. Сначала ничего интересного происходить не будет. Нитка должна пропитаться водой. Но через несколько дней с нитки на тарелку постепенно начнёт капать раствор. Капля за каплей, неторопливо, так же, как это происходит в таинственных пещерах. Сначала появится маленький бугорок. Он вырастет в маленькую сосульку, потом сосулька будет становиться всё больше и больше. А внизу, на тарелке появится бугорок, который будет расти вверх. Если вы когда–нибудь строили замки из песка, то поймёте, как это происходит. Сталактиты будут расти сверху вниз, а сталагмиты – снизу вверх.

 

Эксперимент 13.Могут ли камни менять цвет?

 

Один камень положить в воду и обратить внимание на него. Достать камень из воды. Какой он? (Мокрый.) Сравнить с камнем, который лежит на салфетке. Чем они отличаются? (Цветом.)

Вывод: Мокрый камень темнее.

 

Эксперимент 14. Круги на воде

 

Погрузить камень в воду и посмотреть, сколько кругов пошло. Потом еще добавить второй, третий, четвертый камень и понаблюдать, сколько кругов пошло от каждого камушка, и записать результаты. Сравнить результаты. Посмотреть, как эти волны взаимодействуют.

Вывод: От большого камня круги шире, чем от маленького.

 

Эксперимент 15.  «Сравнение отпечатков»

 

Раздайте детям камешки с разной поверх­ностью (гладкие, шероховатые, с выемками разной формы и величины, трещинами, слоистой поверхностью, с отпечатками раковин). Пусть дошкольники сначала потрогают и рассмотрят поверхность камней, а затем прижмут каждый камень к лепешке из пластилина или соленого теста и сравнят получившиеся от­печатки. Можно сделать коллекцию таких отпечатков и исполь­зовать ее вместе с коллекцией камней для игры «Подбери пару». (Задача ребенка — исследовать поверхность камешков и подо­брать для каждого из них нужный отпечаток.)

Вывод. У разных природных камней бывает разная поверхность.

 

Эксперимент 16. «Как получить огонь?»

 

Возьмите два больших кремня и спросите детей, что будет, если ударить камни друг о друга. Попробуйте с помощью удара высечь огонь. Если очень стараться, можно заметить искру. (Дошкольникам не всегда удается это сделать, поэтому педагог может сам провести опыт и дать каждому ре­бенку определить запах камней после трения.) В любом случае в воздухе вблизи камней появляется характерный запах. Пусть дети понюхают камни и определят запах. Когда-то древние люди добывали при помощи этих камней огонь, а теперь мы «добыва­ем» его при помощи спички или зажигалки.

Вывод. Кремень — очень твердый камень. Если ударять два больших кремня друг о друга, появится искра.

 

Ноябрь

"Экспериментирование со звуком"

Цель. В процессе экспериментальной деятельности выявить особенности передачи звука на расстоянии, причины низких и высоких звуков, возможности измерения расстояния с помощью звука. Подборка экспериментов и познавательного материала: «Как видят летучие мыши», «Испорченный телефон», «Аквариум», «Поющая расческа», «Волшебные струны», «Как мы слышим».

Эксперимент1. Почему все звучит?

 

Задача. Подвести детей к пониманию причин возникнове­ния звука: колебание предмета.

Материалы:бубен, стеклянный стакан, газета, балалайка или гитара, деревянная линейка, металлофон.

 

Игра «Что звучит?» — воспитатель предлагает детям за­
крыть глаза, а сам издает звуки с помощью известных им
предметов. Дети отгадывают, что звучит. Почему мы слы­шим эти звуки? Что такое звук? Детям предлагается изоб­разить голосом: как звенит комар? (З-з-з.) Как жужжит
муха?
(Ж-ж-ж.) Как гудит шмель? (У-у-у.)

Затем каждому ребенку предлагается тронуть струну ин­струмента, вслушаться в его звук и потом ладошкой дотро­нуться до струны, чтобы остановить звук. Что произошло? По­ чему звук прекратился? Звук продолжается до тех пор, пока колеблется струна. Когда она останавливается, звук тоже про­падает.

Есть ли голос у деревянной линейки? Детям предлагается извлечь звук с помощью линейки. Один конец линейки при­жимаем к столу, а по свободному хлопаем ладошкой. Что происходит с линейкой? (Дрожит, колеблется.) Как прекратить звук? (Остановить колебания линейки рукой.)

Извлекаем звук из стеклянного стакана с помощью палоч­ки, прекращаем. Когда же возникает звук? Звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед и назад. Это называется колебаниями. Почему все звучит? Какие еще можете назвать предметы, которые будут звучать?

 

Эксперимент2. Звенящая вода

 

Задача:показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемый звук.

Материалы:поднос, на котором стоят различные бокалы, вода в миске, ковшики, палочки-«удочки» с ниткой, на конце которой закреплен пластмассовый шарик.

Перед детьми стоят два бокала, наполненные водой. Как заставить бокалы звучать? Проверяются все вари­анты детей (постучать пальчиком, предметами, которые пред­ложат дети). Как сделать звук звонче?

Предлагается палочка с шариком на конце. Все слушают, как звенят бокалы с водой. Одинаковые ли звуки мы слы­шим? Затем дед Знай отливает и добавляет воду в бокалы. Что влияет на звон? (На звон влияет количество воды, звуки получаются разные.)

Дети пробуют сочинить мелодию.

 

Эксперимент 3. "Можно ли увидеть звук?"

 

Материал: пластиковая бутылка, пищевая пленка, резинка, свеча.

Расскажите детям, что звук можно не только услышать, но и увидеть. Срежьте у пластиковой бутылки дно и на это место натяните кусок пищевой пленки, очень плотно прижав ее и закрепив резинкой. Зажгите свечу. Придвиньте горлышко бутылки к свече на расстоянии 3 см. Попробуйте кончиками пальцев резко стукнуть по натянутой пленке. Свеча погаснет. И так будет происходить каждый раз, как только вы будете стучать по пленке.

Вывод. Внутри бутылки есть воздух и как только мы ударяем по пленке, происходит сотрясение маленьких частиц воздуха. Дрожащие частички бегут вперед и передают свое волнение другим частичкам. Эти звуковые колебания проходят через всю бутылку и своим "дрожанием" гасят пламя.

 

Декабрь

Цель. Свойства воды. В процессе экспериментальной деятельности расширить представления о свойствах воды, об агрегатных состояниях воды, о круговороте воды в природе. Подборка экспериментов и познавательного материала: «Почему лед не тонет?», «Замерзшая вода двигает камни», «Измерения объема жидкости», «Свойства разных жидкостей»(тягучесть, способность принимать форму сосуда), «Что замерзнет?».

Эксперимент 1. «Опыты с пресной и соленой водой»

Цель: подвести детей к пониманию, что вода бывает пресной и соленой; свойства пресной воды и соленой.

Материал: немного земли, 2 стакана с водой, 2 чайные ложки соли.

1. Насыпьте одинаковое количество земли в 2 стакана. Наполните их водой.

2. В один из стаканов добавьте 2 чайные ложки соли. Хорошо перемешайте.

3. Дайте воде отстояться.

В стакане с соленой водой земля осядет на дно за несколько минут, и вода станет прозрачной. В пресной воде частицы грунта останутся во взвешенном состоянии.

 

Эксперимент 2. «Яйцо утонет или всплывет?»

Цель: продолжать развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; поощрять выдвижение гипотез; развивать дружеские взаимоотношения во время работы.

Материал: 2 яйца, сваренное, вкрутую (7 мин. В кипящей воде), 4 ч. л.соли, 2 стакана воды.

1. Приготовьте 2 стакана с водой. Положите яйцо в первый стакан. Оно тонет.

2. В другой стакан насыпьте соль. Размешайте хорошо. Положите яйцо в воду - оно держится на поверхности.

Если вода соленая, ее вес увеличивается и поэтому яйцо плавает.

Эксперимент   3. «Холодная вода тяжелее, чем теплая»

Этот опыт может быть наглядным материалом при рассмотрении полюсов земли.

Цель: подвести детей к пониманию, что вода теплая, легче чем ледяная; систематизировать знания детей об особенностях природных условий Крайнего Севера.

Материал: прозрачная миска или банка литровая, вода теплая, тушь, ледяная.

1. Налейте теплую воду в миску.

2. Капните в ледяную воду тушь, чтоб вода окрасилась.

3. Осторожно вливайте ледяную воду в теплую.

Вы заметите, что ледяная вода опускается на дно, как холодная вода у полюсов.

 

Эксперимент 4. Круговорот воды в природе.

 

Цель: Рассказать детям о круговороте воды в природе. Показать зависимость состояния воды от температуры.

Оборудование:

1. Лед и снег в небольшой кастрюльке с крышкой.

2. Электроплитка.

3. Холодильник (в детском саду можно договориться с кухней или медицинским кабинетом о помещении опытной кастрюльки в морозильник на некоторое время).

Опыт 1: Принесем с улицы домой твердый лед и снег, положим их в кастрюльку. Если оставить их на некоторое время в теплом помещении, то вскоре они растают и получится вода. Какие были снег и лед? Снег и лед твердые, очень холодные. Какая вода? Она жидкая. Почему растаяли твердые лед и снег и превратились в жидкую воду? Потому что они согрелись в комнате.

Вывод 1: При нагревании (увеличении температуры) твердые снег и лед превращаются в жидкую воду.

Опыт 2: Поставим кастрюльку получившейся водой на электроплитку и вскипятим. Вода кипит, над ней поднимается пар, воды становится все меньше, почему? Куда она исчезает? Она превращается в пар. Пар – это газообразное состояние воды. Какая была вода? Жидкая! Какая стала? Газообразная! Почему? Мы снова увеличили температуру, нагрели воду!

Вывод 2: При нагревании (увеличении температуры) жидкая вода превращается в газообразное состояние – пар.

Опыт 3: Продолжаем кипятить воду, накрываем кастрюльку крышкой, кладем на крышку сверху немного льда и через несколько секунд показываем, что крышка снизу покрылась каплями воды. Какой был пар? Газообразный! Какая получилась вода? Жидкая! Почему? Горячий пар, касаясь холодной крышки, охлаждается и превращается снова в жидкие капли воды.

Вывод 3: При охлаждении (уменьшении температуры) газообразный пар снова превращается в жидкую воду.

Опыт 4: Охладим немного нашу кастрюльку, а затем поставим в морозильную камеру. Что же с ней случится? Она снова превратится в лед. Какой была вода? Жидкая! Какой она стала, замерзнув в холодильнике? Твердой! Почему? Мы ее заморозили, то есть уменьшили температуру.

Вывод 3:При охлаждении (уменьшении температуры) жидкая вода снова превращается в твердые снег и лед.

Общий вывод: Зимой часто идет снег, он лежит повсюду на улице. Также зимой можно увидеть лед. Что же это такое: снег и лед? Это – замерзшая вода, ее твердое состояние. Вода замерзла, потому что на улице очень холодно. Но вот наступает весна, пригревает солнце, на улице теплеет, температура увеличивается, лед и снег нагреваются и начинают таять. При нагревании (увеличении температуры) твердые снег и лед превращаются в жидкую воду. На земле появляются лужицы, текут ручейки. Солнце греет все сильнее. При нагревании жидкая вода превращается в газообразное состояние – пар. Лужи высыхают, газообразный пар поднимается в небо все выше и выше. А там, высоко, его встречают холодные облака. При охлаждении газообразный пар снова превращается в жидкую воду. Капельки воды падают на землю, как с холодной крышки кастрюльки. Что же это такое получается? Это – дождь! Дождь бывает и весной, и летом, и осенью. Но больше всего дождей все-таки осенью. Дождь льется на землю, на земле – лужи, много воды. Ночью холодно, вода замерзает. При охлаждении (уменьшении температуры) жидкая вода снова превращается в твердый лед. Люди говорят: «Ночью были заморозки, на улице – скользко». Время идет, и после осени снова наступает зима. Почему же вместо дождей теперь идет снег? А это, оказывается, капельки воды, пока падали, успели замерзнуть и превратиться в снег. Но вот снова наступает весна, снова тают снег и лед, и снова повторяются все чудесные превращения воды. Такая история повторяется с твердыми снегом и льдом, жидкой водой игазообразным паром каждый год. Эти превращения называются круговоротом воды в природе.

 

 

Январь

Цель. Свойства воды. В процессе экспериментальной деятельности продолжить знакомство с агрегатными состояниями воды, познакомить с занимательными фактами, связанными со свойствами воды и с местом ее нахождения в окружающей среде. Подборка экспериментов и познавательного материала: «Почему металлическая иголка не тонет в воде?», «Как быстрее вылить воду из бутылки?», «Как выживают верблюды?», «Кто сломал большую ложку?», «Стакан смеха или бесконечные пальцы».

 

Февраль

Цель. Вода на Земле. Бережное отношение к воде. В процессе экспериментальной деятельности дать представления о пресной воде, о способах очистки воды, дать представление о запасах воды на Земле. Подборка экспериментов и познавательного материала: «Чистая вода», «Водоемы на Земле», «Где самые большие запасы пресной воды?» «Вкусная вода», «Новый фильтр», «Правильно ли мы расходуем воду».

 

Март

Цель. Солнечная система. В процессе экспериментальной деятельности познакомить с Солнечной системой, дать представление о влиянии солнечного света на жизнь человека. Подборка экспериментов и познавательного материала: «Звезды светят постоянно», «Большая и маленькая луна», «День и ночь», «Где спряталось лето?», «Дорога в космос», «Далеко - близко», «Почему большое кажется маленьким», «Чем ближе, тем быстрее».

 

Апрель

Цель. Свойства различных материалов (дерево, ткань, металл, камень, пластмасса, стекло). Бережное отношение к окружающей среде В процессе экспериментальной деятельности уточнить и расширить представления о свойствах уже знакомых дошкольникам материалов. Подборка экспериментов и познавательного материала: «Из чего построим корабль?», «Ящик ощущений», «Самое полезное», «Что внутри» (устройство технических приборов), «Такие разные металлы», «Силачи».
Впроцессе экспериментальной деятельности дать представление о вреде, наносимым человеческой деятельностью окружающей среде, познакомить с доступными для детей способами бережного отношения к природе. Подборка экспериментов и познавательного материала: «Птицы и нефть», «Свалка и дождь», «Защитникиприроды», «Как я спасу дерево», «Жители планеты».

 

Свойства материалов.

 

Эксперимент 1. Родственники стекла

 

Цель: Узнать предметы, изготовленные из стекла, фаянса, фарфора. Сравнить их качественные характеристики и свойства.

Игровой материал: Стеклянные стаканчики, фаянсовые бокалы, фарфоровые чашки, вода, краски, деревянные палочки, алгоритм деятельности.

Ход игры: Дети вспоминают о свойствах стекла, перечисляют качественные характеристики (прозрачность, твердость, хрупкость, водонепроницаемость, теплопроводность). Взрослый рассказывает о том, что и стеклянные стаканы, и фаянсовые бокалы, и фарфоровые чашки являются «близкими родственниками». Предлагает сравнить качества и свойства этих материалов, определив алгоритм проведения опыта: налить в три емкости подкрашенную воду (степень прозрачности), поставить их на солнечное место (теплопроводность), деревянными палочками постучать по чашкам («звенящий фарфор»). Обобщить выявленные сходства и различия.

 

Эксперимент 2. Мир бумаги

 

Цель: Узнать различные виды бумаги (салфеточная, писчая, оберточная, чертежная), сравнить их качественные характеристики и свойства. Понять, что свойства материала обусловливают способ его использования.

Игровой материал: Квадраты, вырезанные из разных видов бумаги, емкости с водой, ножницы.

Ход игры: Дети рассматривают разные виды бумаги. Выявляют общие качества и свойства: горит, намокает, мнется, рвется, режется. Взрослый выясняет у детей, чем же тогда будут отличаться свойства разных видов бумаги. Дети высказывают свои предположения. Все вместе определяют алгоритм деятельности: смять четыре разных кусочка бумаги —> разорвать пополам —> разрезать на две части —> опустить в емкость с водой. Выявляют, какой вид бумаги быстрее сминается, намокает и т.д., а какой — медленнее.

 

Эксперимент 3. Мир ткани

 

Цель: Узнать различные виды тканей, сравнить их качества и свойства; понять, что свойства материала обусловливают способ его употребления.

Игровой материал: Небольшие кусочки ткани (вельвет, бархат, бумазея), ножницы, емкости с водой, алгоритм деятельность:

Ход игры: Дети рассматривают вещи, сшитые из разных видов тканей, обращают внимание на общую характеристику материала (мнется, рвется, режется, намокает, горит). Определяют алгоритм проведения сравнительного анализа разных видов ткани: смять -> разрезать на две части каждый кусок —> попытаться разорвать пополам —«опустить в емкость с водой и определить скорость намокания» - сделать общий вывод о сходстве и различии свойств. Взрослый акцентирует внимание детей на зависимости применения того или иного вида ткани от ее качеств.

 

Эксперимент 4. Мир дерева

1. «Легкий – Тяжелый»

Ребята, опустите деревянные и металлические бруски в воду.

Дети опускают материалы в таз с водой.

Что произошло? Как вы думаете, почему металлический брусок сразу утонул? (размышления детей)

Что произошло с деревянным бруском? Почему он не утонул, плавает?

Воспитатель вопросами подводит детей к мысли о том, что дерево - легкое, поэтому оно не утонуло; металл - тяжелый, он утонул.

Ребята, давайте эти свойства материалов отметим в таблице.

Как вы думаете, как нашим друзьям-материалам перебраться через речку? (размышления и ответы детей)

Воспитатель подводит детей к мысли, что с помощью дерева металл можно переправить на другой берег (на деревянный брусок положить металлический -металл не утонет).

Вот и перебрались друзья на другой берег. Деревянный брусок загордился, ведь он выручил своего друга. Идут друзья дальше, а на пути у них следующее препятствие.

Какое препятствие встретилось у друзей на пути? (огонь)

Как вы думаете, смогут ли друзья-материалы продолжить свое путешествие? Что произойдет с металлом, если он попадет в огонь? С деревом? (размышления и ответы детей)

Давайте, проверим.

2.«Горит - не горит»

Воспитатель зажигает спиртовку, поочередно нагревает кусочек дерева и металла. Дети наблюдают.

Что произошло? (дерево горит, металл - нагревается).

Давайте, эти свойства материалов отразим в таблице.

Так как, Металл не горит, он помог перебраться своим друзьям через костер. Загордился он и решил рассказать о себе своим друзьям и вам, ребята.

Ребята, скажите, если предметы изготовлены из металла, то они какие... (металлические), из дерева - (деревянные).

Решили отправиться дальше. Идут они и спорят — кто из них самый звонкий.

Ребята, как вы думаете, какой материал самый звонкий? (размышления и ответы детей)

Давайте проверим.

3. «3вучит — не звучит»

Ребята, у вас на столах лежат ложки. Из чего они сделаны? (дерева, пластмассы, металла)

Давайте возьмем деревянные ложки и постучим ими друг о друга. Какой звук вы слышите: глухой или звонкий?

Затем процедура повторяется с металлическими и пластмассовыми ложками.

Воспитатель подводит детей к выводу: металл издает самый звонкий звук, а дерево и пластмасса — глухой.

Данные свойства отмечаются в таблице.

Пошли друзья дальше. Шли они долго, устали. Увидели друзья дом и решили в нем отдохнуть.

Ребята, из какого материала построен дом? (ответы детей)

Можно ли построить дом из металла, пластмассы? (ответы детей)

Почему? (размышления детей)

4.«Теплый - холодный»

Ребята, я предлагаю вам провести опыт. Давайте проверим, какой материал самый теплый.

Возьмите в руки деревянную пластину. Аккуратно приложите ее к щечке. Что вы чувствуете? (ответы детей)

Процедура повторяется с металлической и пластмассовой пластинами. Воспитатель подводит детей к выводу о том, что дерево самый теплый материал.

Значит, дома лучше строить из.... (дерева)

Давайте отметим это в нашей таблице.

Ребята, наша таблица заполнена, посмотрите на нее. Давайте еще раз вспомним, какими свойствами обладают дерево, металл и железо.

 

Май

Последнее заседание ученых лаборатории «Познавайка» (такое название получила лаборатория для детского экспериментирования в нашем ДОУ). Интеллектуальное соревнование для участников лаборатории «Познавайка». Вручение дипломов об «окончании» «Познавайки», присуждение звания юного ученого и вручение памятных медалей.

 

 

Формы работы с семьёй:

· Анкетирование по проблемам детского экспериментирования,

· Привлечение родителей воспитанников к сбору необходимого материала для уголка экспериментирования;

· Проведение открытых занятий для родителей по детскому экспериментированию,

· Консультации по проблеме,

· Проведение викторин, конкурсов для детей и родителей исследовательской направленности,

· Участие родителей в проектах исследовательской направленности,

· Участие родителей в экскурсиях исследовательской направленности,

· Совместный труд детей и родителей в природе,

· Организация выставок,

· Проведение праздников исследовательской направленности.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.