Тема: общие сведения о гитаре. — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Тема: общие сведения о гитаре.

2020-11-03 65
Тема: общие сведения о гитаре. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Пояснительная записка

 

Цель программы:  формирование и развитие музыкальной культуры учащихся, как одной из основных частей общей культуры личности. Раскрытие способностей и таланта, помощь в реализации творческих идей.

 

В жизни современного общества возрастает роль искусства в воспитании всесторонне развитой личности, богатой эмоциями, относящейся к жизни творчески, с максимальной отдачей сил, знаний, умений. Наиболее массовое искусство - музыка. А среди музыкальных инструментов наибольшей популярностью в нашей стране пользуется шестиструнная гитара. Интерес к этому инструменту приводит любителей гитары в кружки, студии, музыкальные школы.

Основной целью программы является воспитание в учениках чувства любви к прекрасному и творческого отношения к жизни путем приобщения к музыкальному искусству.

 

Задачи:

1. Дать учащимся основные теоретические знания и практические умения, и навыки игры на шестиструнной гитаре;

2. Способствовать музыкальному развитию ребенка;

3. Развивать творческие способности, раскрывающие личностные особенности учащихся;

4. Воспитать у учащихся любовь к родной культуре, стране,

толерантное отношение к другим народам;

5.      Научить петь под гитару, познакомить с творчеством бардов. Изучить основные аккорды и техники исполнения.

 

Возраст учащихся от 7 лет. Физиологически ребёнку этого возраста

не просто ставить полноценные аккорды на гитаре, т.к. ладонь маленькая и пальчики не могут крепко зажать струну. На данном этапе применяются не сложные упражнения, направленные на общее укрепление руки, разучиваются простые мелодии, изучается ритм и длительность звучания нот. Гитара сложный для звукоизвлечения инструмент и только к 10 годам у детей  крепнет мелкая моторика руки, что позволяет успешно продолжить обучение.

Наибольший интерес к гитаре проявляется у подростков, которые рассматривают гитару, прежде всего как способ самовыражения, самоутверждения и социальной адаптации.

Гитара как аккомпанирующий инструмент широко используется в быту и художественной самодеятельности, поэтому учащиеся получают практические навыки аккомпанемента.

Большую пользу для музыкального развития учащегося приносит игра в ансамбле, развивающая гармонический слух, умение слушать других, играть ритмично, синхронно. В классе гитары практикуются дуэты, трио, смешанные ансамбли.

 

 

Технические средства:   музыкальные инструменты (фортепиано, гитара), наглядный материал – схемы аккордов,  презентации.

 

Временная нагрузка:

1 годобучения - всего 36 часов (4 часа в неделю).

Форма подведения итогов: участие в тематических концертах образовательного учреждения, открытые уроки, где ребята показывают результаты своей работы.

Ожидаемые результаты

16 часов обучения (4 месяца)

 

Должен знать:

o Устройство гитары;

o Назначение каждой части инструмента;

o Методы настройки гитары;

o Специальную терминологию: аппликатура, арпеджио, аккорд;

o Схемы обозначения пальцев;

o Буквенное обозначение основных аккордов;

o Историю развития авторской песни, имена основателей этого жанра.

 

Должен уметь:

o Играть аккорды первой позиции: Am; Dm; D; D7; Е; Еm; G; С; А7; А;

o Быстро и чётко переставлять пальцы с аккорда на аккорд;

o Использовать 5 приёмов извлечения звука («щепок», «щелчок», «вальс», «простой перебор», «сложный бой»);

o Уметь настраивать инструмент;

o Сопровождать песенный материал разнообразными приёмами игры.

 

 

Ожидаемые результаты

20 часов обучения (5 месяцев)

Должен знать:

o Специальную терминологию: звукоряд, тон, полутон, альтерация, размер, длительность, такт, пауза;

o Буквенное обозначение мажорных, минорных и септаккордов (F;H;Hm;Cm;Gm;Fm;H7;C7;G7;F7);

o Творчество поэтов-песенников (В. Высоцкий, А.Розенбаум, Ю. Визбор, О. Митяев, В.Цой).

 

Должен уметь:

o Грамотно читать буквенные обозначения аккордов,  табулатуру;

o Самостоятельно подбирать по слуху аккомпанемент знакомых песен и мелодий;

o Свободно транспонировать мелодию в разные тональности;

o Исполнять правильно около 50 песен в вокальном варианте.

 

 

Характеристика содержания образовательного процесса

16 часов

 

Тема: вводное занятие.

Цель: адаптировать детей к новым условиям деятельности.

Содержание: знакомство, правила поведения, инструктаж по охране труда. Репертуар. Режим работы.

Форма: занятие.

Метод: рассказ, беседа.

 

Тема: аккордовая техника.

Цель: ознакомить с основными приемами аккордов, добиться звучания всех струн и быстрого перехода с аккорда на аккорд, развивать чувство ритма.

Содержание: мажорные и минорные аккорды, септаккорды, темп, ритм.

Практическая работа: отработка чёткого звучания изученных аккордов и быстрого перехода с одного аккорда на другой.

Метод: беседа, личный показ, упражнения.

Форма: занятие, занятие-практикум.

 

Тема: вокальное исполнение.

Цель: формировать основные певческие навыки, развивать музыкальный слух, музыкальную память, певческую эмоциональность.

Содержание: артикуляция, певческое дыхание, выразительность исполнения, чистое интонирование, унисон.

Практическая работа: отработка певческого дыхания, певческой эмоциональности.

Метод: личный показ, упражнение, беседа.

Форма: занятие, занятие-практикум.

 

Тема: авторская песня.

Цель: познакомить с движением авторской песни.

Содержание: история развития авторской песни, основатели жанра, походные и туристические песни, творчество поэтов-песенников (Ю.Визбор, Б.Окуджава, Ю. Ким, В.Высоцкий и т.д.).

Практическая работа: разучивание и исполнение бардовских песен.

Метод: беседа, презентации, мультимедийная наглядность.

Форма: занятие.

 

Тема: итоговое занятие.

Цель: подвести итоги учебного полугодия.

Содержание: выявление и поощрение лучших детей.

Метод: беседа, анкетирование.

Форма: занятие.

 

 

Характеристика содержания образовательного процесса

20 часов

Тема: вводное занятие.

Цель: Систематизировать и обогатить знания воспитанников о деятельности школы.

Содержание: знакомство с планом занятий: репертуар, режим работы.

Форма: занятие.

Метод: беседа.

 

Тема: нотное письмо.

Цель: развивать музыкальный слух и чувство ритма.

Содержание: звукоряд, тон, полутон, альтерация, длительность нот, размер, такт, пауза.

Практическая работа: отработка тактов (чередование нот и пауз).

Метод: беседа, личный показ, упражнения.

Форма: занятие, занятие-практикум.

 

Тема: нотация гитары.

Цель: познакомить с расположением нот на грифе гитары, научить проигрывать мелодии по табулатуре.

Содержание: расположение нот на грифе, исполнение простых мелодий по табулатуре.

Практическая работа: чтение аккордовой последовательности, исполнение мелодий по табам.

Метод: беседа, личный показ, упражнения.

Форма: занятие, занятие-практикум.

 

Тема: вокальное исполнение.

Цель: формировать основные певческие навыки. Развивать музыкальный    слух, музыкальную память, певческую эмоциональность.

Содержание: артикуляция, дикция, певческое дыхание, чистое интонирование, унисон, элементы двухголосия.

Практическая работа: отработка певческого дыхания, чёткой дикции, интонирования.

Метод: беседа, личный показ, упражнения.

Форма: занятие, занятие-практикум.

 

Тема: авторская песня.

Цель: научить исполнять авторские песни, раскрывая творческий замысел автора.

Содержание: творчество поэтов - песенников (Ю. Шевчук гр. «ДДТ»,

К. Кинчев гр. «Алиса», М. Житняков гр. «Ария», Р. Билык гр. «Звери»,

А. Васильев гр. «Сплин»  и др.)

Практическая работа: разучивание и исполнение песен современных исполнителей.

Метод: объяснения, упражнения, беседа.

Форма: занятие, занятие-практикум, слушание песен.

 

Тема: итоговое занятие.

Цель: подвести итоги учебного года.

Содержание: выявление и поощрение лучших учеников.

Метод: беседа, опрос, анкетирование.

Форма: занятие.

 

 

Приложение 1

 

Вопросы

 

                                     Общие сведения о гитаре

· Когда и где появился инструмент с виду напоминающий

                  современную гитару;

· Какие виды гитар вы знаете;

· Где на гитаре располагается гриф, дека, обечайка, розетка, колки;

· Какие способы настройки инструмента вы знаете;

· Как правильно выбрать гитару;

· Чем отличается классическая гитара от акустической гитары.

 

Приёмы извлечения звука

· Что такое «арпеджио»;

· Какие приёмы извлечения звука вы знаете.

 

 

Аккордная техника

· Что такое аккорд;

· Что такое минорный и мажорный аккорд;

· Что такое септаккорд;

· Что такое темп;

· Что такое ритм;

· Какие аккорды вы знаете.

 

Вокальное исполнение

· Что такое унисон;

· Какие упражнения для певческого дыхания вы знаете.

 

 

Авторская песня

· Когда жанр авторской песни появился в России;

· Кто был основателем этого жанра;

Общие сведения о гитаре

· Музыку, каких жанров исполняют с помощью гитары;

· Что такое каподастр;

· Какие известные марки гитар вам известны.

 

 

Нотация гитары

· Как графически изображаются ноты на грифе;

· Что такое табулатура;

· Что означают в музыке диезы и бемоли;

· Что такое триоли;

· Что такое легато.

 

 

Вокальное исполнение

· Дать определение понятиям: артикуляция, дикция, 

                   интонирование, двухголосие.

 

Авторская песня

· Рассказать о творчестве В. Высоцкого;

· Рассказать о творчестве В Цоя.

 

 

Приложение 2

 

Практические задания

Общие сведения о гитаре

· Покажите на гитаре гриф, корпус, отверстие резонатора;

· Сравните классическую и акустическую гитары;

· Настройте инструмент.

 

Приёмы извлечения звука

· Исполните следующие бои: «бой с приглушкой», «Четвёрка», «Шестёрка», «сложный бой с приглушкой»;

· Исполните следующие переборы: «Простой перебор», «Сложный перебор», «вальс»;

· Проиграть приём «барре» поочередно на трёх ладах.

 

 

Аккордовая техника

· Сыграйте 3 минорных и 3 мажорных аккорда;

· Проиграйте аккорды в следующей последовательности: Am; A7; 

                      Dm; G; C; E.

 

 

Вокальное исполнение

 

· Исполнить песню в сопровождении любого боя;

· Исполнить песню в сопровождении перебора.

 

 

Авторская песня

· Исполнить 2 песни из репертуара исполнителей-бардов на выбор: Ю. Визбора, О.Митяева, А. Розенбаума, В. Высоцкого, Ю. Кима;

· Исполнить 2 песни из репертуара современных исполнителей.

Нотация гитары

 

· Исполнить мелодию с помощью табулатуры;

· Записать мелодию самостоятельно используя табулатуру;

 

 

Используемая литература

1. Бахмин А.А., Мольнар А.А. Самоучитель игры на шестиструнной акустической и электрогитаре. АСС-центр, 1999 г.;

 

2. Лазарева А.Г. Сборник авторских программ дополнительного образования детей.- М: Илекса; Народное образование; Ставрополь: Сервисшкола, 2002 г.;

 

3. Немов Р. Психология. – М.: Владос, 1995 г.;

 

4. Подласый И. Педагогика. – М.: Владос, 1999 г.;

 

5. Способин И. Элементарная теория музыки. – М.: Киорара, 1996 г.;

 

6. Ширялин А. Поэма о гитаре. – М.: Молодёжная эстрада, 1994 г.;

 

7. Энциклопедический музыкальный словарь. – М.: 1996 г.

 

Пояснительная записка

 

Цель программы:  формирование и развитие музыкальной культуры учащихся, как одной из основных частей общей культуры личности. Раскрытие способностей и таланта, помощь в реализации творческих идей.

 

В жизни современного общества возрастает роль искусства в воспитании всесторонне развитой личности, богатой эмоциями, относящейся к жизни творчески, с максимальной отдачей сил, знаний, умений. Наиболее массовое искусство - музыка. А среди музыкальных инструментов наибольшей популярностью в нашей стране пользуется шестиструнная гитара. Интерес к этому инструменту приводит любителей гитары в кружки, студии, музыкальные школы.

Основной целью программы является воспитание в учениках чувства любви к прекрасному и творческого отношения к жизни путем приобщения к музыкальному искусству.

 

Задачи:

1. Дать учащимся основные теоретические знания и практические умения, и навыки игры на шестиструнной гитаре;

2. Способствовать музыкальному развитию ребенка;

3. Развивать творческие способности, раскрывающие личностные особенности учащихся;

4. Воспитать у учащихся любовь к родной культуре, стране,

толерантное отношение к другим народам;

5.      Научить петь под гитару, познакомить с творчеством бардов. Изучить основные аккорды и техники исполнения.

 

Возраст учащихся от 7 лет. Физиологически ребёнку этого возраста

не просто ставить полноценные аккорды на гитаре, т.к. ладонь маленькая и пальчики не могут крепко зажать струну. На данном этапе применяются не сложные упражнения, направленные на общее укрепление руки, разучиваются простые мелодии, изучается ритм и длительность звучания нот. Гитара сложный для звукоизвлечения инструмент и только к 10 годам у детей  крепнет мелкая моторика руки, что позволяет успешно продолжить обучение.

Наибольший интерес к гитаре проявляется у подростков, которые рассматривают гитару, прежде всего как способ самовыражения, самоутверждения и социальной адаптации.

Гитара как аккомпанирующий инструмент широко используется в быту и художественной самодеятельности, поэтому учащиеся получают практические навыки аккомпанемента.

Большую пользу для музыкального развития учащегося приносит игра в ансамбле, развивающая гармонический слух, умение слушать других, играть ритмично, синхронно. В классе гитары практикуются дуэты, трио, смешанные ансамбли.

 

 

Технические средства:   музыкальные инструменты (фортепиано, гитара), наглядный материал – схемы аккордов,  презентации.

 

Временная нагрузка:

1 годобучения - всего 36 часов (4 часа в неделю).

Форма подведения итогов: участие в тематических концертах образовательного учреждения, открытые уроки, где ребята показывают результаты своей работы.

Ожидаемые результаты

16 часов обучения (4 месяца)

 

Должен знать:

o Устройство гитары;

o Назначение каждой части инструмента;

o Методы настройки гитары;

o Специальную терминологию: аппликатура, арпеджио, аккорд;

o Схемы обозначения пальцев;

o Буквенное обозначение основных аккордов;

o Историю развития авторской песни, имена основателей этого жанра.

 

Должен уметь:

o Играть аккорды первой позиции: Am; Dm; D; D7; Е; Еm; G; С; А7; А;

o Быстро и чётко переставлять пальцы с аккорда на аккорд;

o Использовать 5 приёмов извлечения звука («щепок», «щелчок», «вальс», «простой перебор», «сложный бой»);

o Уметь настраивать инструмент;

o Сопровождать песенный материал разнообразными приёмами игры.

 

 

Ожидаемые результаты

20 часов обучения (5 месяцев)

Должен знать:

o Специальную терминологию: звукоряд, тон, полутон, альтерация, размер, длительность, такт, пауза;

o Буквенное обозначение мажорных, минорных и септаккордов (F;H;Hm;Cm;Gm;Fm;H7;C7;G7;F7);

o Творчество поэтов-песенников (В. Высоцкий, А.Розенбаум, Ю. Визбор, О. Митяев, В.Цой).

 

Должен уметь:

o Грамотно читать буквенные обозначения аккордов,  табулатуру;

o Самостоятельно подбирать по слуху аккомпанемент знакомых песен и мелодий;

o Свободно транспонировать мелодию в разные тональности;

o Исполнять правильно около 50 песен в вокальном варианте.

 

 

Характеристика содержания образовательного процесса

16 часов

 

Тема: вводное занятие.

Цель: адаптировать детей к новым условиям деятельности.

Содержание: знакомство, правила поведения, инструктаж по охране труда. Репертуар. Режим работы.

Форма: занятие.

Метод: рассказ, беседа.

 

Тема: общие сведения о гитаре.

Цель: познакомить с историей развития гитары и её устройством. 

Содержание: История развития гитары. Названия и назначения каждой части инструмента. Основной метод настройки гитары. Правила содержания инструмента.

Практическая работа: настройте инструмент.

Метод: беседа, объяснение, личный показ, упражнения.

Форма: занятие.

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.129 с.