Имени Героя Советского Союза А.С.Хлобыстова» — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Имени Героя Советского Союза А.С.Хлобыстова»

2020-11-03 99
Имени Героя Советского Союза А.С.Хлобыстова» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Города Москвы «Школа № 329

Имени Героя Советского Союза А.С.Хлобыстова»

ОГРН 1157746770620; ИНН/КПП: 7721343021 / 772101001

 

109456, г. Москва,                                                                                                     Тел. /факс (495) 371-67-02

4-й Вешняковский проезд, дом 1, корпус 2                                                              E-mail: [email protected]

 

Принято на заседании ППк Методист Бессонова С.К. ______________ Протокол №1 от  26 августа 2016г. Проверено Зам. директора по УВР                   ____________Самохина Е.Ф.   28.08.2016г. Утверждено Директор ГБОУ Школа № 329 __________Н.П.Даньшина Приказ № 561-а от 29.08.2016г.

 

             РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА

«Развитие эмоционально-волевой и коммуникативной сфер

  у учащихся с ограниченными возможностями здоровья»

 

                            1 - 4 класс

 

 

Составители:

педагог-психолог

Балабанова И.Р.

педагог-психолог Шолина М.С.

 

 

Москва. 2016г.

Пояснительная записка

Программа предназначена для обучающихся 1 - 4 классов, составлена в соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с ОВЗ.

Программа психологических занятий в начальной школе направлена на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников с ограниченными возможностями здоровья, т.к. способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, способствует установлению доброжелательной атмосферы на групповых занятиях.

Программа направлена на формирование у обучающихся следующих умений и способностей:

-осознание себя с позиции школьника;

- умение адекватно вести себя в различных ситуациях;

- умение различать и описывать различные эмоциональные состояния;

- способность справляться со страхами, обидами, гневом;

- умение отстаивать свою позицию в коллективе, но в то же время дружески относиться к одноклассникам;

- умение справляться с негативными эмоциями;

- стремление к изучению своих возможностей и способностей;

- успешная адаптация в социуме.

 

Цель программы: формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников через создание условий для их успешной адаптации к школьной жизни.

 

Задачи:

1. Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека.

2. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.

3. Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей -установку преодоления.

4. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.

5. Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. Формировать терпимость к мнению собеседника.

6. Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.

7. Расширять пассивный и активный словарь обучающихся.

 

Общая характеристика программы

В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой работы с младшими школьниками, которая включает три основных компонента:

- аксиологический (связанный с сознанием),

- инструментально-технологический

-  потребностно-мотивационный.

 

Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»: собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Он предполагает осознание ребёнком ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте.

Инструментальный компонент предполагает овладение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своём месте во взаимоотношениях с другими.

Потребностно-мотивационный компонент обеспечивает появление у ребёнка потребности в саморазвитии, самоизменении, побуждает к последующей самореализации.

Задачи развития являются четвёртым компонентом в данной модели. Работа с ними осуществляется параллельно, т.е. при построении каждого занятия учитываются все направления, но, в зависимости от целей, делается акцент на одном из них.

Занятия проходят по определённой схеме, каждая часть которой выполняет свои задачи:

1.Введение в тему.

2.Развёртывание темы.

        3.Индивидуализация темы.

4.Завершение темы

 

Формы организации занятий:

Для успешной реализации используются групповые и индивидуальные занятия. Индивидуальные занятия необходимы для отработки важных моментов поведения и деятельности ребёнка, которые по тем или иным причинам он не усвоил в группе.

Индивидуальные занятия являются продолжением групповой работы, т.к. помогают ребёнку более эффективно справиться со своими проблемами.

Формы контроля: входная, промежуточная, итоговая диагностика.

 

 

Планируемые результаты освоения курса

Класс

Регулятивные УУД:

·  овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми;

·  извлекать с помощью учителя необходимую информацию из литературного текста

·  определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя

·  учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению

·  строить речевое высказывание в устной форме

 

Познавательные УУД:

· уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью учителя

· учиться исследовать свои качества и свои особенности

· учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя

· учиться наблюдать

· моделировать ситуацию с помощью учителя

 

Коммуникативные УУД:

·  учиться доверительно и открыто говорить о своих чувствах

·  учиться работать в паре и в группе

·  выполнять различные роли

·  слушать и понимать речь других ребят

·  осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией.

 

Класс

Регулятивные УУД:

·  учиться отреагировать свои чувства в отношении учителя и одноклассников

·  учиться прогнозировать последствия своих поступков

·  определять и формулировать цель в совместной работе с помощью учителя

·  учиться высказывать своё предположение в ходе работы с различными источниками информации.

·  строить речевое высказывание в устной форме

 

Познавательные УУД:

·  находить ответы на вопросы в различных источниках информации (текст, рисунок, фото)

·  делать выводы в результате совместной работы в группе

·  учиться графически оформлять изучаемый материал

·  моделировать различные ситуации

·  усваивать разные способы запоминания информации

 

Коммуникативные УУД:

· учиться позитивно, проявлять себя в общении

·  учиться договариваться и приходить к общему решению

·  учиться понимать эмоции и поступки других людей

·  овладевать способами позитивного разрешения конфликтов

 

Класс

Регулятивные УУД:

·  осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и расслаблением

·  извлекать необходимую информацию из текста

·  определять и формулировать цель в совместной работе

·  учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях

·  осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит

·  реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми

·  планировать цели и пути само изменения с помощью взрослого

·  соотносить результат с целью и оценивать его.

 

Познавательные УУД:

·  планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

·  наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять

·  обогатить представление о собственных возможностях и способностях

·  учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения

·  оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости

·  учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта

·  находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию

·  адекватно воспринимать оценку учителя

 

Коммуникативные УУД:

·  ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии

·  учиться контролировать свою речь и поступки

·  учиться толерантному отношению к другому мнению

·  учиться самостоятельно решать проблемы в общении

·  осознавать необходимость признания и уважения прав других людей

·  формулировать своё собственное мнение и позицию

·  учиться грамотно, задавать вопросы и участвовать в диалоге.

 

Средствами формирования УУД служат психогимнастические и ролевые игры, психодрама, дискуссионые игры, эмоционально-символические, психогимнастика, релаксационные и когнитивные методы.

 Основной формой работы является психологическая игра.

Содержание программы

Содержание программы для каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:

 

Первый класс.

Раздел 1. Я школьник.

Что такое школа? Кто такой школьник?

Режимные моменты в школе. Зачем они нужны?

Я и мой учитель. Я и мои одноклассники.

Мои уроки.

Раздел 1. Мои чувства.

Что такое чувства и зачем они нужны человеку?

Радость. Радость можно выразить мимикой. Мимика выражает наши мысли и чувства. Мимика помогает лучше понять собеседника.

Жесты. Передать радость другому человеку можно с помощью жестов. Мимика и жесты – наши первые помощники в общении.

Страх. Какие бывают страхи? Как справиться со страхом?

Гнев. Гнев как выражение чувств: страх и обида часто вызывают гнев.

Как справиться с гневом?

Может ли гнев принести пользу?

Разные чувства. Как можно выразить свои чувства?

 

Второй класс.

Раздел 1. Вспомним чувства.

Какие бывают чувства? Зачем они нужны?

Как понять свои чувства?

Как понять чувства другого?

 

Раздел 2. Чем люди отличаются друг от друга.

Что такое качества людей и какие они бывают? Какие качества окружающим нравятся, а какие –нет?

Как мы видим друг друга?

Способность поставить себя на место другого помогает лучше понять друг друга.

В каждом человеке есть «тёмные» и «светлые» качества. Самое важное качество.

Кто такой сердечный человек.

Кто такой доброжелательный человек. Трудно ли быть доброжелательным человеком?

 

Раздел 3. Какой Я – какой Ты.

Люди отличаются друг от друга своими качествами. У каждого человека есть много разных положительных качеств.

Как научиться находить положительные качества у себя?

Как правильно оценить себя?

Как распознать положительные качества у других людей?

Когда стараешься лучше понять другого человека, возникает чувство симпатии, сопереживания. А это важно при общении с окружающими.

Какие качества нужны для дружбы?

 

Третий класс.

Раздел 1. Я – фантазёр.

Я – второклассник. Что интересно второкласснику? Что случится, если на свете не будет ни одной школы?

Школа моей мечты - какая она?

Что такое фантазия и зачем она нужна человеку?

Все ли дети умеют фантазировать? Нужно ли учиться фантазировать? Кого можно назвать фантазёром?

Мои сны: что в них правда, а что –фантазии?

Мои мечты. О чём я мечтаю? Мечты и фантазии.

Фантазии и ложь. Как отличить ложь от фантазии. Ложь может приносить вред окружающим, а фантазии не вредят никому.

 

Раздел 2. Я и моя школа.

Учителя и ученики. Что делает учитель? Что делает ученик? Какие чувства вызывают у учеников школьные занятия? Когда ученики любят учителя? Когда ученики боятся учителя?

Школа на планете «Наоборот».Что произойдёт, если мы будем учиться в такой школе?

Я и мои одноклассники. Мы такие разные, но вместе мы –коллектив!

Что такое лень и откуда она берётся? Какие у меня есть «Немогучки»? Как можно победить лень и справиться с «Немогучками?» Справиться с ними помогает формула: «Хочу – могу», «Не хочу – не могу».

 

Раздел 3. Я и мои родители.

Я и мои родители. В чём мы похожи? История моей семьи. Моя родословная.

Какие чувства я испытываю по отношению к своим родителям?

Правила поведения и общения со взрослыми. Почему нужно относиться к старшим с уважением? «Урок мудрости».

Почему родители наказывают детей?

Я понимаю, что родители, как и все люди, могут ошибаться, могут уставать и не всегда поступают правильно. Главное – это научиться прощать друг друга.

 

Раздел 4. Я и мои друзья.

Каким должен быть настоящий друг.

Умею ли я дружить и можно ли этому научиться?

Ссора. Почему друзья иногда ссорятся и даже дерутся?

Какие у меня есть «колючки» и как избавиться от «колючек» в моём характере?

Какие чувства возникают во время ссоры и драки? Как нужно вести себя, чтобы избежать ссоры?

Что такое одиночество? Как не стать одиноким среди своих сверстников?

 

Раздел 5. Что такое сотрудничество?

Сотрудничество – это умение делать дело вместе. Оно складывается из многих умений:

-из умения понять другого;

- из умения договориться;

- из умения уступить, если это нужно для дела;

--из умения правильно распределить роли в ходе работы.

Что значит понимать другого и как можно этому научиться?

Как научиться договариваться с людьми?

Что такое коллективная работа?

 

Четвёртый класс.

Раздел 1. Кто Я? Мои силы, мои возможности.

Моё лето. Как я провёл лето и чему научился за время летних каникул. После лета меня называют по-новому –четвероклассник. Чем четвероклассник отличается от первоклассника? А от второклассника и третьеклассника?

Кто Я? Из каких маленьких частичек я состою: Боялка, Добрушка, Капризулька, Хохотушка, Злючка, Ленюшка…это все мои друзья. Но командую здесь Я. Я – человек! Я – житель планеты Земля!

Какой Я – большой или маленький? Что я умею и чем горжусь?

Мои способности. Что такое способности и какие нужны способности для успеха в том или ином деле? У каждого человека есть какие-то способности, но некоторые люди не знают о своих способностях и не используют их. Что нужно для успеха? «Успех = способности + трудолюбие».

Мой выбор, мой путь.

Способности моих родителей. Как эти способности помогали им в жизни.

Не всегда самый лёгкий путь приводит к успеху. Часто от нас самих, от нашего выбора зависит, по какой дороге мы пойдём, как сложится наша жизнь.

Мой внутренний мир.

Вокруг нас много удивительного. Надо только суметь заметить это. Мой внутренний мир тоже уникален и неповторим. В свой внутренний мир я могу впустить только того человека, которому доверяю.

Значение взгляда: взгляд может сказать больше слов. Взглядом можно поддержать человека или, наоборот, расстроить, можно приласкать или сделать больно.

Что значит верить?

Человек, который свято верит в свою мечту, стремится к успеху и верит в него, обязательно своего добьётся!

 

Раздел 2. Я расту, я изменяюсь.

Моё детство.

Вспомним детство. Что я чувствую  в роли маленького ребёнка, чему радуюсь, о чём мечтаю?

Я – это моё детство, потому что именно детство делает нас такими, какие мы есть.

Я изменяюсь. Что я умел раньше и что умею сейчас. Что я знал раньше и что знаю сейчас.

Каким я буду, когда вырасту? Почему важно решить для себя, каким ты хочешь стать и что хочешь изменить в себе?

 

Раздел 3.Моё будущее. Каким бы я хотел стать в будущем?

Как заглянуть во взрослый мир?

Я в настоящем, я в будущем. «Хочу в будущем – делаю сейчас». Чтобы получить какой-то результат в будущем, надо что-то делать для этого уже сейчас.

Хочу вырасти здоровым человеком. Что для этого нужно? Что такое «эмоциональная грамотность» и как она связана со здоровьем человека?

 

Раздел 4. Хочу вырасти интеллигентным человеком и что для этого нужно?

Поведение человека зависит от его качеств.

Кто такой интеллигентный человек и какие качества должны у него присутствовать? Портрет интеллигентного человека.

Хочу вырасти интеллигентным человеком. Кто может стать интеллигентным человеком? Каким должен быть ученик сейчас, чтобы из него получился интеллигентный человек в будущем?

Что такое идеальное Я?

У многих людей есть некий идеальный образ самого себя - то, каким бы ему хотелось стать.

 

Раздел 5. Хочу вырасти свободным человеком: Что для этого нужно?  

Кто такой свободный человек? Можно ли поступать всегда так, как хочется?

Права и обязанности школьника. «Должен и имею право: в школе, дома, на улице».

Что такое «право на уважение»? Как я должен поступить, если нарушено моё «право на уважение»?

В реальности количество прав и обязанностей человека примерно одинаковое. Главные права и обязанности ученика. «Билль о правах ученика и учителя в школе».

Нарушение прав других людей может привести к конфликтам. Как можно разрешать конфликты мирным путём?

 

Раздел 6. Заключение.

Подведение итогов работы. Итоговая диагностика.

Список литературы.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598, зарегистрирован в Минюсте России 3 февраля 2015 г., рег. № 35847

2. Адаптированная общая образовательная программа начального образования для детей с задержкой психического развития.

3. Айзенк Р. Познай свои способности! М., 1992.

4. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы. М., 1988.

5. Вачков И.В. Психология для малышей. М.: Педагогика – Пресс, 1996.

6. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М.: Просвещение, 1989.

7. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1887.

8. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: Вопросы теории и практики. М.: Просвещение, 1991.

9. Игры: обучение, тренинг, досуг // под ред. Петрусинского В.В. М.: Новая школа, 1994.

10. Как улучшить собственную память. Екатеринбург: Диамонт, 1992.

11. Коломинский Я.Л. Человек: психология. М.: Просвещение, 1987.

12. Колпачников В.В. Психологический практикум общения и самопознания. Программа курса для старшеклассников // Методические рекомендации по образовательной области “Технология”. Екатеринбург: Изд-во ИРРО, 1996.

Литература, необходимая для овладения курса.

Для ученика (обучающегося)

Дополнительная

1. Андреев О.А. Учимся быть внимательными / О.А. Андреев. ¾ Ростов н/Д: Феникс, 2004.

2. Бьюзен Т. Максимально используйте свой разум / Т.Бьюзен. ¾ Минск,2004.

3. Гамезо М.В. Атлас по психологии: Информационно-методическое пособие по курсу «Психология человека» / М.В. Гамезо, И.А. Домащенко¾ М.: Педагогическое общество России, 2001.

4. Жариков Е.С. Для тебя и о тебе / Е.С. Жариков, Е.Л. Крушельницкий ¾ М.: Просвещение, 1991.

5. ТертельА.Л. Психология в вопросах и ответах: Учебное пособие / А.Л.Тертель¾ М.: Проспект, 2005.

6. Бабушкина Т. Что хранится в карманах детства. Уроки-фантазии. / Т.Бабушкина¾ М.: Издательство «Атлант»,2004.

 

Интернет-ресурсы

 

 http://pedsovet.org/ - Всероссийский интернет-педсовет;

http://it-n.ru/ - сеть творческих учителей;

http://viki.rdf.ru/ - детские электронные презентации и клипы;

http://festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогических идей "Открытый урок";

www.alleng.ru – сайт информационных ресурсов;

http://www.ug.ru - сайт «Учительской газеты»;

http://www.kinder.ru/default.htm - Интернет для детей;

http://www.km.ru – портал компании «Кирилл и Мефодий».

http://catalog.iot.ru – каталог интернет-ресурсов по образованию;

http://nsportal.ru/ - социальная сеть работников образования

 

Тематическое планирование

Класс

№ п/п Тема Содержание

Раздел 1. Я – школьник.

1 Диагностика Диагностика уровня развития регуляторных функций, коммуникативной компетентности, эмоционально-волевой сферы.   2 Знакомство Упражнения на формирование дружеских отношений, развитие уверенности в себе. Упражнения «Знакомство», «Имя оживает», «Ласковое имя», «Рисунок имени»   3 Как зовут ребят моего класса? Разминка «Ролевая гимнастика». Упражнения «Мое имя», «Имя начинается с буквы», «Имя соседа», «Я - солнышко», «Нарисуем имя мамы»   4 Зачем мне нужно ходить в школу. Разминка «Ролевая гимнастика». Упражнения «Закончи предложение», «Какой урок важнее».   5 Я в школе. Разминка «Ролевая гимнастика». Упражнения «Работа со сказкой», рисунок «Я в школе»   6 Мой класс. Разминка «Ролевая гимнастика». Упражнения «Сколько в нашем классе», «Какого цвета», «Буратино хочет в школу», «Буратино хочет к нам в гости», «Буратино проголодался». Работа со сказкой «Два города». Рисунок сказки   7 Какие ребята в моем классе. Разминка «Ролевая гимнастика». Упражнения «Сколько в моем классе», «Закончи предложение», «Мы», «Вспомни хорошие поступки», «Мы любим». Работа со сказкой «Кто самый лучший» 8 Мои друзья в классе. Разминка «Ролевая гимнастика». Упражнения «Кто умеет хорошо», «Закончи предложение», «Тропинка к сердцу», «Портрет моего друга», «Изобрази предмет», «Буквы на спине», «Спасибо, что помог», «Ниточки тепла», «Как можно помириться», «Да», «У кого самое лучшее зрение». Работа со сказкой «Про белоцветик», «Фло», «Снежинка».   9 Мои успехи в школе. Разминка «Ролевая гимнастика». Упражнения «Закончи предложение», «Буратино забыл слова», «Мне помогли», «Считалка». Работа со сказкой «Яшок и «звездная болезнь»   10 Моя учебная сила. Разминка «Ролевая гимнастика». Упражнения «Я тоже», «Встаньте, у кого это есть», «Главная учебная сила». Работа со сказкой «Козленок Хрупигав»

Раздел 2. Мои чувства.

11 Радость. Что такое мимика? Разминка «Зайчик рассмеялся – зайчик испугался», «Раз, два, три, за мною повтори». Упражнения «Закончи предложение», «Зоопарк», «Рисунок радости». 12 Радость. Как ее доставить другому человеку. Разминка «Угадай, где я иду», «Превратись в животное». Кричалка «Я очень хороший» Упражнения беседа «Как доставить радость другому человеку», «Собираем добрые слова», «Скажи мишке добрые слова». 13 Жесты. Разминка «Угадай, где я иду». Упражнения «Радость можно выразить жестом», «Передай сообщение», «Объясни задание». Работа со сказкой «Когда молочные зубы сменились постоянными» 14 Радость можно передать прикосновением. Радость можно подарить взглядом. Разминка «Муха», «Превратись в животное», «Фотоохота», «мысленная картинка», «Врунишка». Кричалка «Ура успешной фотоохоте». Упражнения «Радость можно передать прикосновением», «Радость можно подарить взглядом», «Котенок». Работа со сказкой «О муравьишке, который пошел в школу», «Нужная вещь» 15 Грусть. Разминка «Покажи профессию», «Скажи да и нет». Упражнения «Закончи предложение», «Грустные ситуации», «Котенок загрустил». Работа со сказкой «Сказка про котенка Ваську» 16 Страх. Разминка «Дотронься до…». Упражнения «Мысленная картинка», «Покажи страшилку». Работа со сказкой «Девочка с мишкой», «Темноландия» 17 Страх. Его относительность. Разминка «неопределенные фигуры». Упражнения «Конкурс пугалок», «Чужие рисунки», «Закончи предложение». Работа со сказкой «Мы просто очень боялись за вас» 18 Как справиться со страхом. Разминка «Страшные персонажи телеэкрана», «Придумай веселый конец». Упражнения «Картинная галерея». Работа со сказкой «Маленькая луна» 19 Страх и как его преодолеть. Разминка «Почему подрались дети», «Испугаем по-разному». Упражнения «Страшная маска». Работа со сказкой «Сказка звезд» 20 Гнев. С какими чувствами он дружит. Разминка «Художники», «Попугай», «Покажи дневник маме». Работа со сказкой «О мальчике Сереже, который всего боялся, и потому дрался», «Как ромашки с васильками поссорились». 21 Может ли гнев принести пользу. Разминка «Черная рука – белая рука», «Разозлились - одумались», «Поссорились - помирились». Упражнения «Закончи предложение». Работа со сказкой «О путнике и его беде» 22 Обида. Разминка «Массаж чувствами», «Пусть всегда будет», «Весеннее настроение». Упражнения «закончи предложение», «Какая у меня обида», «Напрасная обида». Работа со сказкой «Обида» 23 Разные чувства. Разминка «Попугай», «Покажи дневник маме», «Шурум-бурум», «Море волнуется», «Волны». Упражнения «Закончи предложение», «Ожившее чувство», «Рисунок чувств». 24 Итоговое занятие. Игра-конкурс. Обобщение основных знаний и навыков. Итоговая диагностика.

Класс

№ п/п Тема Содержание

Раздел 1. Вспомним чувства.

1 Тема «Мы рады встрече» Разминка «Мячик», Упражнения «Вспомни чувства», «Чувства- воспоминания», «Рисунок радости».   2 Тема «Понимаем чувства другого» Разминка «Мячик», «Лишнее слово». Упражнения «Я тебя понимаю», «Сочини рассказ», «Общая радость».   3 Тема «Мы испытываем разные чувства» Разминка «Мячик», «Лишнее слово», «Реши пример», «Кто сегодня чувствовал». Упражнения «Сочини рассказ», «Режим дня», «Рисуем режим», «Пластилиновое чувство», «Палитра чувств». Работа со сказкой «Сказка о мальчике, который боялся темноты»  

Класс

№ п/п Тема Содержание

Раздел 1. Я - фантазер

1 Тема «Я - третьеклассник» Разминка «Я соскучился по…», «Летние сценки», «Закончи предложение», «Я -третьеклассник». Упражнения «Что интересно третьекласснику», «Если б не было на свете школ…», «Рисунок идеальной школы» 2 Тема «Кого можно назвать фантазером?» Разминка «Ведущий тоже соскучился», «Кто как отдыхает», «Кто это». Упражнения «Небылицы». Работа со сказкой «Цветик-семицветик» 3 Тема «Я умею фантазировать!» Разминка «Мысленные картинки», «Домашние занятия», «Какое чувство ты испытываешь», «Небылицы». Упражнения «Волшебный компот», «Царевна Несмеяна». 4 Тема «Мои сны» Разминка «Мысленные картинки», «Небылицы», «На что похож этот звук», «Песочные картинки». Упражнения «Самый интересный сон», «Рисунок сна». 5 Тема «Я умею сочинять» Разминка «Мысленные картинки», «На что похож этот звук», «Ассоциации», «Свечка». Упражнения «Вредные советы», рисунок «Вредные советы» 6 Тема «Мои мечты» Разминка «Мысленные картинки», «Ассоциации», «Запахи». Упражнения «Неоконченное предложение». Работа со сказкой «Сказка о голубой мечте». Рисунок «Моя мечта» 7 Тема «Фантазии и ложь» Разминка «Мысленные картинки», «Лишняя ассоциация», «Запахи», «Кто соврал». Упражнения «Правда и ложь». Работа со сказкой «Лживый мальчик»

Раздел 2. Я и моя школа

8 Тема «Я и моя школа» Разминка «Родители, учителя, ученики», «Что делает ученик?», «Мешок хороших качеств».Упражнения «Неоконченное предложение», «Школа на планете «Наоборот»» 9 Тема «Что такое лень?» Разминка «Родители, учителя, ученики», «Что делает учитель?», «Мешок хороших качеств». Упражнения «Существо по имени лень». Работа со сказкой «О ленивой звездочке» 10 Тема «Я и мой учитель» Разминка «Родительское собрание», «Что я чувствую в школе», «Я - тетрадь», «Передай чувство ногами». «Школьная фотография», «Я – книжный шкаф». Упражнения «Неоконченные предложения».  Работа со сказкой «О девочке и строгой учительнице», «О мальчике Вале» 11 Тема «Как справляться с «Немогучками»» Разминка «В маске», «Передай чувство ногами», «Радиоинтервью».  Упражнения «Кто такие Немогучки». Работа со сказкой «Малыш-облачко»

Раздел 3. Я и мои родители

12 Тема «Я и мои родители» Разминка «В маске», «Сонное дыхание», «Сказочные герои». Упражнения «Неоконченные предложения», рисунок «Семья». 13 Тема «Я умею просить прощение! Разминка «Изобрази предмет», «Чувства», «Маски». Упражнения «Неоконченные предложения», «Не буду просить прощения». Работа со сказкой «Принц Эдгар» 14 Тема «Почему родители наказывают своих детей?» Разминка «Изобрази предмет», «Занятия мамы», «Я сделал дело хорошо». Упражнения «Неоконченные предложения». Работа со сказкой «Простить маму»

Раздел 4. Я и мои друзья

15 Тема «Настоящий друг» Разминка «Кто сказал спасибо», «Я сделал дело хорошо», «Кто есть кто», «надежный лифт». Упражнения «Неоконченные предложения», «Качества настоящего друга». Работа со сказкой «Неожиданная встреча» 16 Тема «Умею ли я дружить?» Разминка «Чувства и ассоциации», «Кто сказал «прости»?», «Одинаковые скульптуры», «Санитары». Упражнения «Нужно ли уметь дружить». Работа со сказкой «Про маленькую Бабу Ягу» 17 Тема «Трудности в отношениях с друзьями» Разминка «Чувства и ассоциации», «Кто сказал «мяу»?», «Одинаковые скульптуры». Упражнения «Об Алеше». Работа со сказкой «О Спиногрызкине» 18 Тема «Ссора и драка» Разминка «Чувства-ассоциации», «Изобрази ситуацию», «Какие чувства возникают во время ссоры или драки». Упражнения «Неоконченные предложения», «Я знаю одного мальчика

Класс

№ п/п Тема Содержание

Раздел 6. Заключение

23 Тема «Итоговое занятие» Игра «Ключи от форта Байярд»

 

Города Москвы «Школа № 329

имени Героя Советского Союза А.С.Хлобыстова»

ОГРН 1157746770620; ИНН/КПП: 7721343021 / 772101001

 

109456, г. Москва,                                                                                                     Тел. /факс (495) 371-67-02

4-й Вешняковский проезд, дом 1, корпус 2                                                              E-mail: [email protected]

 

Принято на заседании ППк Методист Бессонова С.К. ______________ Протокол №1 от  26 августа 2016г. Проверено Зам. директора по УВР                   ____________Самохина Е.Ф.   28.08.2016г. Утверждено Директор ГБОУ Школа № 329 __________Н.П.Даньшина Приказ № 561-а от 29.08.2016г.

 

             РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА

«Развитие эмоционально-волевой и коммуникативной сфер

  у учащихся с ограниченными возможностями здоровья»

 

                            1 - 4 класс

 

 

Составители:

педагог-психолог

Балабанова И.Р.

педагог-психолог Шолина М.С.

 

 

Москва. 2016г.

Пояснительная записка

Программа предназначена для обучающихся 1 - 4 классов, составлена в соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с ОВЗ.

Программа психологических занятий в начальной школе направлена на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников с ограниченными возможностями здоровья, т.к. способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, способствует установлению доброжелательной атмосферы на групповых занятиях.

Программа направлена на формирование у обучающихся следующих умений и способностей:

-осознание себя с позиции школьника;

- умение адекватно вести себя в различных ситуациях;

- умение различать и описывать различные эмоциональные состояния;

- способность справляться со страхами, обидами, гневом;

- умение отстаивать свою позицию в коллективе, но в то же время дружески относиться к одноклассникам;

- умение справляться с негативными эмоциями;

- стремление к изучению своих возможностей и способностей;

- успешная адаптация в социуме.

 

Цель программы: формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников через создание условий для их успешной адаптации к школьной жизни.

 

Задачи:

1. Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека.

2. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.

3. Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей -установку преодоления.

4. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.

5. Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. Формировать терпимость к мнению собеседника.

6. Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.

7. Расширять пассивный и активный словарь обучающихся.

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.183 с.