Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития голоса слабослышащих учащихся — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития голоса слабослышащих учащихся

2020-11-03 3802
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития голоса слабослышащих учащихся 4.67 из 5.00 3 оценки
Заказать работу

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ГОЛОСА СЛАБОСЛЫШАЩИХ УЧАЩИХСЯ.. 5

1.1 Современное определение голоса. 5

1.2 Формирование голосообразования в онтогенезе. 6

1.3 Особенности качества голоса у детей с нарушением слуха. 10

Выводы по первой главе. 15

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ГОЛОСА СЛАБОСЛЫШАЩИХ УЧАЩИХСЯ.. 16

2.1 Система работы при коррекции нарушений голоса у детей с нарушением слуха 16

2.2 Методические рекомендации по развитию голоса учащихся с нарушением слуха 21

Выводы по второй главе. 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 26

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Голос имеет важное социальное значение в развитии ребенка, в общении со сверстниками и взрослыми. Нарушения речевого аппарата влияют на развитие речи, нервно–психическое состояние, усложняют общение, часто являются причиной неполноценности голосовой системы взрослого человека.

Работа над голосом с глухими и слабослышащими детьми является одним из важных разделов устной речи. В логопедии одним из разделов, посвященных изучению голосовых нарушений и их коррекции, является фонопедия. Е.В. Лаврова определяет термин «фонопедия» как речевой терапевтический эффект при голосовых расстройствах, который заключается в коррекции дыхания, развитии силы голоса, регулировании правильного формирования голоса путем выполнения специальных упражнений для нервно–мышечного аппарата гортани [21].

Развитие устной речи, понятного детям, неразрывно связано с развитием навыков использования голоса нормальной силы и тональности, без явного нарушения тембра. К сожалению, вопрос развития голоса (как у нормальных, так и у слабослышащих детей) в литературе не освещен должным образом. Логопед также подбирает наиболее эффективные методы и приемы коррекции голоса у детей с учетом существующего речевого расстройства [11].

Общие представления о процессе развития голоса слышащего ребенка дают исследования Хватцева М.Е., Ляпидевского С.С., Правдиной О.В., Лавровой Е.В. В работах Д. Вильсона, А. Митринович–Моджеевска, Ф.Ф. Рау были описаны особенности голоса детей с нарушенным слухом.

Потеря слуха существенно влияет на качество речи. Педагог, работающий над голосом, должен постоянно сталкиваться с тем или иным нарушением. Необходимо изучить особенности голоса слабослышащих детей, выявить причины и исследовать основные голосовые нарушения, обнаруженные у глухих и слабослышащих людей.

Однако, анализ литературы показывает, что данный вопрос недостаточно освещен в литературе.

Объект исследования: развитие голоса у слабослышащих учащихся.

Предмет исследования: развитие голоса у слабослышащих учащихся. на коррекционных занятиях по развитию устной речи и слухового восприятия на первой ступени общего среднего образования.

Цель исследования: изучение особенностей развития голоса у слабослышащих учащихся. на коррекционных занятиях по развитию устной речи и слухового восприятия на первой ступени общего среднего образования.

В соответствии с объектом, предметом и целью исследования, нами были поставлены следующие основные задачи исследования:

- дать определение понятия «голос», характеристики, обобщённые данные по изучению;

- раскрыть особенности формирования голосообразования в онтогенезе;

- определить особенности качества голоса у детей с нарушением слуха;

- представить систему работы при коррекции нарушений голоса у детей с нарушением слуха;

- предложить методические рекомендации по развитию голоса учащихся с нарушением слуха.

Для решения поставленных в исследовании задач и достижения цели исследования были использованы следующие методы: теоретический анализ специальной психолого–педагогической и медицинской литературы по проблеме исследования, синтез.

Теоретической основой исследования выступили работы, рассматривающие психолого–клиническую характеристику слабослышащих младших школьников (Т.А. Григорьева, Л.В. Занков, Д.М. Маянц, М.М. Нудельман, Т.В. Розанова, В.А. Синяк, И.М. Соловьев, Л.И. Тигранова, Ж.И. Шиф, Н.В. Яшкова и другие).

Практическая значимость исследования определяется тем, что практические результаты данной работы так же могут являться основой для формирования новых методов развития голоса у слабослышащих учащихся на коррекционных занятиях по развитию устной речи и слухового восприятия на первой ступени общего среднего образования.


Выводы по первой главе

 

Голос – это совокупность разнообразных по своим характеристикам звуков, возникающих в результате колебания эластических голосовых складок. Все части голосовой системы должны функционировать нормально и четко взаимодействовать друг с другом. Нормальный голос немыслим без полного дыхания и хорошей артикуляции. Регуляция со стороны мозга и слуховой контроль играют огромную роль. Кроме того, развитие полноценного голоса возможно только через полноценное речевое общение. Наличие нормального голоса практически невозможно при потере слуха.

Первые звуки ребенка – это крики. В начале третьего месяца у ребенка начинается лепет. Основой лепетания является врожденная моторная координация, связанная с процессами сосания и глотания. Далее появляется тенденция к самоподражанию. К самоподражанию вскоре присоединяется подражание речи окружающих. В конце первого года жизни у ребенка появляются значительные звуковые комбинации. Речь маленьких детей (2–5 лет) полна дефектов произношения. Дети лучше всего умеют воспроизводить ударные и начальные слоги, потому что они легче всех воспринимаются на слух.

Снижение слуха значительно отражается на качестве голоса. Педагог, работающий над голосом, постоянно сталкивается с тем или иным его нарушением. Существующие в логопедии и фониатрии классификации описывают нарушения голоса с двух точек зрения: причин расстройств голоса, то есть выделяются формы заболеваний, вызывающие указанные нарушения; симптомов нарушения голоса, то есть описания тех качественных изменений, которым подвергся голос. К нарушениям тембра относят следующие изменения голоса: голос низкий, беззвучный, приближенный к шепотному, с большой утечкой воздуха; хриплый голос; голос сдавленный, скрипучий, резкий; гнусавый голос. К нарушениям силы относятся следующие определения голоса: голос очень тихий, слабый; крикливый голос. С нарушением нормальной высоты связаны следующие особенности голоса: слишком высокий или слишком низкий голос; фальцетный голос; голос повышается или переходит на фальцет лишь на некоторых звуках. С нарушением резонанса связаны следующие особенности голоса: гиперназальность; гипоназальность; глоточный резонанс; тупиковый резонанс. Очень важно активно работать над голосом с глухими и слабослышащими детьми. Ведь насколько близким будет их голос к нормальному голосу, напрямую зависит от специальной работы, выполняемой в учреждении образования по голосу.

 


Выводы по второй главе

 

Курс логопедической терапии состоит из двух этапов – подготовительного и восстановительного – и включает в себя психотерапию, артикуляцию, дыхательные и голосовые упражнения. Психотерапия состоит из индивидуального подхода к больному ребенку с учетом его возраста, эволюции заболевания, особенностей личности ребенка, характера его речевого и голосового расстройства. Параллельно с психотерапией практикуется артикуляционная гимнастика. Целью артикуляционной гимнастики является развитие ясности, ловкости, правильности движений всех частей артикуляционного аппарата и его согласованная работа с органами дыхания и голоса. Одновременно с артикуляционными упражнениями как правило проводится дыхательные упражнения. Сочетание артикуляции и простых дыхательных упражнений формирует навыки речевого дыхания. Процесс восстановления голоса можно представить в виде трех постепенно усложняющихся разделов работы: вызывание звука голоса; закрепление полученного голоса; автоматизация процесса голосообразования. Вызывание звука голоса – наиболее важный, сложный и длительный раздел восстановительного обучения. Вызывание голоса занимает от 1 до 1,5 месяцев. Процесс восстановления голоса занимает в среднем три месяца.

Необходимо выделить следующие основные положения системы работы над голосом с глухими и слабослышащими детьми.

1. Необходимо как можно раньше начинать работу над голосом, чтобы не допустить угасания голосовых реакций (лепета) у глухих детей и не допустить формирования стойких нарушений голоса у слабослышащих.

2. Максимально использовать слуховые возможности ребенка.

3. Работу над голосом нужно проводить в единстве с работой над дыханием и артикуляцией.

4. Необходимо учитывать индивидуальные возможности ребенка.

 

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Голос – это совокупность разнообразных по своим характеристикам звуков, возникающих в результате колебания эластических голосовых складок. Все части голосовой системы должны функционировать нормально и четко взаимодействовать друг с другом. Нормальный голос немыслим без полного дыхания и хорошей артикуляции. Регуляция со стороны мозга и слуховой контроль играют огромную роль. Кроме того, развитие полноценного голоса возможно только через полноценное речевое общение. Наличие нормального голоса практически невозможно при потере слуха.

Первые звуки ребенка – это крики, которые являются безусловной рефлекторной реакцией на сильные раздражители, обычно негативного характера. Уже в начале третьего месяца у ребенка начинается лепет, первая стадия которого, в отличие от крика, является реакцией на положительные раздражители. Основой лепетания является врожденная моторная координация, связанная с процессами сосания и глотания. Далее появляется тенденция к самоподражанию. К самоподражанию вскоре присоединяется подражание речи окружающих. В конце первого года жизни у ребенка появляются значительные звуковые комбинации. Речь маленьких детей (2–5 лет) полна дефектов произношения. Дети лучше всего умеют воспроизводить ударные и начальные слоги, потому что они легче всех воспринимаются на слух. Так, необходимо начинать процесс обучения говорению с рождения, с самого начала процесса онтогенеза, потому что без этого навыка страдает не только социальный аспект человека, но и восприятие им мира в целом. Слух играет важную роль в дальнейшем развитии у ребенка навыков произношения, благодаря чему ребенок воспринимает речь других людей и контролирует ее произношение.

Снижение слуха значительно отражается на качестве голоса. Педагог, работающий над голосом, постоянно сталкивается с тем или иным его нарушением. Существующие в логопедии и фониатрии классификации описывают нарушения голоса с двух точек зрения: причин расстройств голоса, то есть выделяются формы заболеваний, вызывающие указанные нарушения; симптомов нарушения голоса, то есть описания тех качественных изменений, которым подвергся голос. К нарушениям тембра относят следующие изменения голоса: голос низкий, беззвучный, приближенный к шепотному, с большой утечкой воздуха; хриплый голос; голос сдавленный, скрипучий, резкий; гнусавый голос. К нарушениям силы относятся следующие определения голоса: голос очень тихий, слабый; крикливый голос. С нарушением нормальной высоты связаны следующие особенности голоса: слишком высокий или слишком низкий голос; фальцетный голос; голос повышается или переходит на фальцет лишь на некоторых звуках. С нарушением резонанса связаны следующие особенности голоса: гиперназальность; гипоназальность; глоточный резонанс; тупиковый резонанс. Очень важно активно работать над голосом с глухими и слабослышащими детьми. Ведь насколько близким будет их голос к нормальному голосу, напрямую зависит от специальной работы, выполняемой в учреждении образования по голосу.

Курс логопедической терапии состоит из двух этапов – подготовительного и восстановительного – и включает в себя психотерапию, артикуляцию, дыхательные и голосовые упражнения. Психотерапия состоит из индивидуального подхода к больному ребенку с учетом его возраста, эволюции заболевания, особенностей личности ребенка, характера его речевого и голосового расстройства. Параллельно с психотерапией практикуется артикуляционная гимнастика. Целью артикуляционной гимнастики является развитие ясности, ловкости, правильности движений всех частей артикуляционного аппарата и его согласованная работа с органами дыхания и голоса. Одновременно с артикуляционными упражнениями как правило проводится дыхательные упражнения. Сочетание артикуляции и простых дыхательных упражнений формирует навыки речевого дыхания. Процесс восстановления голоса можно представить в виде трех постепенно усложняющихся разделов работы: вызывание звука голоса; закрепление полученного голоса; автоматизация процесса голосообразования. Вызывание звука голоса – наиболее важный, сложный и длительный раздел восстановительного обучения. Вызывание голоса занимает от 1 до 1,5 месяцев. Процесс восстановления голоса занимает в среднем три месяца.

Необходимо выделить следующие основные положения системы работы над голосом с глухими и слабослышащими детьми.

1. Необходимо как можно раньше начинать работу над голосом, чтобы не допустить угасания голосовых реакций (лепета) у глухих детей и не допустить формирования стойких нарушений голоса у слабослышащих.

2. Максимально использовать слуховые возможности ребенка.

3. Работу над голосом нужно проводить в единстве с работой над дыханием и артикуляцией.

4. Необходимо учитывать индивидуальные возможности ребенка.

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ГОЛОСА СЛАБОСЛЫШАЩИХ УЧАЩИХСЯ.. 5

1.1 Современное определение голоса. 5

1.2 Формирование голосообразования в онтогенезе. 6

1.3 Особенности качества голоса у детей с нарушением слуха. 10

Выводы по первой главе. 15

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ГОЛОСА СЛАБОСЛЫШАЩИХ УЧАЩИХСЯ.. 16

2.1 Система работы при коррекции нарушений голоса у детей с нарушением слуха 16

2.2 Методические рекомендации по развитию голоса учащихся с нарушением слуха 21

Выводы по второй главе. 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 26

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Голос имеет важное социальное значение в развитии ребенка, в общении со сверстниками и взрослыми. Нарушения речевого аппарата влияют на развитие речи, нервно–психическое состояние, усложняют общение, часто являются причиной неполноценности голосовой системы взрослого человека.

Работа над голосом с глухими и слабослышащими детьми является одним из важных разделов устной речи. В логопедии одним из разделов, посвященных изучению голосовых нарушений и их коррекции, является фонопедия. Е.В. Лаврова определяет термин «фонопедия» как речевой терапевтический эффект при голосовых расстройствах, который заключается в коррекции дыхания, развитии силы голоса, регулировании правильного формирования голоса путем выполнения специальных упражнений для нервно–мышечного аппарата гортани [21].

Развитие устной речи, понятного детям, неразрывно связано с развитием навыков использования голоса нормальной силы и тональности, без явного нарушения тембра. К сожалению, вопрос развития голоса (как у нормальных, так и у слабослышащих детей) в литературе не освещен должным образом. Логопед также подбирает наиболее эффективные методы и приемы коррекции голоса у детей с учетом существующего речевого расстройства [11].

Общие представления о процессе развития голоса слышащего ребенка дают исследования Хватцева М.Е., Ляпидевского С.С., Правдиной О.В., Лавровой Е.В. В работах Д. Вильсона, А. Митринович–Моджеевска, Ф.Ф. Рау были описаны особенности голоса детей с нарушенным слухом.

Потеря слуха существенно влияет на качество речи. Педагог, работающий над голосом, должен постоянно сталкиваться с тем или иным нарушением. Необходимо изучить особенности голоса слабослышащих детей, выявить причины и исследовать основные голосовые нарушения, обнаруженные у глухих и слабослышащих людей.

Однако, анализ литературы показывает, что данный вопрос недостаточно освещен в литературе.

Объект исследования: развитие голоса у слабослышащих учащихся.

Предмет исследования: развитие голоса у слабослышащих учащихся. на коррекционных занятиях по развитию устной речи и слухового восприятия на первой ступени общего среднего образования.

Цель исследования: изучение особенностей развития голоса у слабослышащих учащихся. на коррекционных занятиях по развитию устной речи и слухового восприятия на первой ступени общего среднего образования.

В соответствии с объектом, предметом и целью исследования, нами были поставлены следующие основные задачи исследования:

- дать определение понятия «голос», характеристики, обобщённые данные по изучению;

- раскрыть особенности формирования голосообразования в онтогенезе;

- определить особенности качества голоса у детей с нарушением слуха;

- представить систему работы при коррекции нарушений голоса у детей с нарушением слуха;

- предложить методические рекомендации по развитию голоса учащихся с нарушением слуха.

Для решения поставленных в исследовании задач и достижения цели исследования были использованы следующие методы: теоретический анализ специальной психолого–педагогической и медицинской литературы по проблеме исследования, синтез.

Теоретической основой исследования выступили работы, рассматривающие психолого–клиническую характеристику слабослышащих младших школьников (Т.А. Григорьева, Л.В. Занков, Д.М. Маянц, М.М. Нудельман, Т.В. Розанова, В.А. Синяк, И.М. Соловьев, Л.И. Тигранова, Ж.И. Шиф, Н.В. Яшкова и другие).

Практическая значимость исследования определяется тем, что практические результаты данной работы так же могут являться основой для формирования новых методов развития голоса у слабослышащих учащихся на коррекционных занятиях по развитию устной речи и слухового восприятия на первой ступени общего среднего образования.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ГОЛОСА СЛАБОСЛЫШАЩИХ УЧАЩИХСЯ

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.