Основные конфликты в пьесе «Царь Голод», их развитие. — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Основные конфликты в пьесе «Царь Голод», их развитие.

2020-11-02 1304
Основные конфликты в пьесе «Царь Голод», их развитие. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основная часть.

Данная пьеса, написанная в 1908 г., была создана в условиях собственного авторского жанра – фантастическо-философской драмы. В ее основе лежит «сконцентрированный» условный сюжет, в котором воплощена следующая авторская мысль: показать бунт. Стоит отметить, что это не реалистическая драма, это драма идей. В ней присутствуют 2 типа героев: аллегоричные фигуры - это Царь Голод, Смерть и Время-звонарь, и обычные люди: рабочие и голодные, сытые, и др.

Структура драмы.

Пьеса организована нестандартно, в ней нет обычных для драмы действий. Она состоит из пролога и пяти картин. Интересны и авторские ремарки: они очень подробны и очень четко дают понять, например, постановщику пьесы, как должно разыгрываться действие, как должны выглядеть актеры, играющие тот или иной образ и как должны вести себя персонажи.

В нашей работе мы рассмотрим главные образы пьесы – это Царь Голод, Смерть и Время-звонарь и коллизии, последовательно в каждой из картин.

Метафизические персонажи.

· Образ Царя Голода

Царь Голод –  центральный образ, главное действующее лицо. Название пьесы отражает его роль в пьесе: Царь Голод – движущая сила действия, благодаря ему строится и развивается сюжет. Это он называет голодный на бунт против сытых, настраивает, провоцирует на конфликт. Не зря Время не доверяет Царю Голоду, считая его подлым провокатором:

Время. Вот ты смеешься, и я опять не верю тебе. Теперь ты один - скажи

мне правду, Царь Голод. Ты великий предатель, ты лжец передо всеми, ты

вовлекаешь людей в безумные поступки и потом смеешься над ними. Но

сейчас?..

 

Из пролога становится известно, что Царь Голод всегда провоцировал людей на бунт, и они становились жертвами бунта как стихии. В свою очередь, Время возвещает о начале бунта – оно бьет в колокол.  При этом оно играет сострадательную роль, жалеет людей, а Царь Голод и Смерть, которая является его союзницей – роль разрушительную, поэтому между ними наблюдается коллизия. Основная же возникает как раз между ними, метафизическими образами, и обычными людьми.

В первой картине автор дает самую яркую характеристику Царю Голода. Он предстает и как активная, горячая и порывистая фигура, и спокойный, царственный руководитель, знающий себе цену. Главный герой встречается с рабочими и начинает властно призывать к бунту: «Я принес вам великий наказ… готовьтесь к бунту!»

Мы четко видим, что Царь Голод является персонифицированным инстинктом. Вдумаемся в само имя, данное автором – Голод. Он сподвигает людей к бунту, т.к. они хотят удовлетворить свои первобытные инстинкты – они хотят быть на месте сытых, хотят удовлетворить голод, как в прямом, так и переносном смысле. Они голодны до власти, до богатства. Поэтому на протяжении всей пьесы голод как персонифицированный инстинкт движет людьми, управляет ими, что и развивает действие пьесы, организует перипетии сюжета.

В других картинах Царь Голод ведет себя по-другому: по отношению к голодным – и как их главарь, и как их отец, который проявляет заботу о ней, жалеет. Во второй картине он присутствует на собрании, где голодные решают, как расправиться с сытыми. Сам Царь Голод не возглавляет это собрание, он остается в стороне. Он не желает брать ответственность за происходящее, он только натравливает чернь на сытых.

В третьей картине раскрывается двойственность Царя Голода – он проводит суд над голодными, выступая на стороне сытых. При этом он никак не пытается их защитить, он по-прежнему лакей сытых. В его речи нет жалости, и, по мнению присяжных, общества, его самого он ведет справедливый суд.

Однако из разговоров его с Рабочим и Председателем – Хулиганом следует вывод, что Царь Голод преследует свои цели. Он хочет еще больше очернить сытых, чтобы было больше грабежей и убийств по отношению к ним.

Далее, в четвертом действии, он сражается на стороне голодных, терпит поражение, и снова возвращается к сытым. У него не получилось победить, не получилось помочь голодным, дать им такую же жизнь, как у сытых. Он мечется от одного лагеря к другому, как будто ему даже важен сам процесс, а не результат.

В конце пьесы, в пятой картине,  мы наблюдаем горе Царя Голода, его жалость к павшим. Но одновременно говорит, что все было предопределено, что невозможно голодным победить сытых: у них нет оружия, пушек. «На что они надеялись?» - спрашивает Голод, как будто он вовсе не вселил эту надежду сам. Это наивность или намеренное действие Царя Голода? Для нас это останется неизвестным, поскольку Царь Голод радуется тому, что мертвые могут отомстить, и снова будет бунт, и снова будет кровь.

Образ Царя Голода – один из самых сложнейших. Он несет в себе двойственность: он и лакей сытых, и предводитель голодных. Не в его характере выступать открыто на одной из сторон, т. К. двойственность мешает это сделать.

Образ Царя Голода имеет многочисленные и фольклорные, и книжные истоки. И во всех произведениях голод выступает как величина переменчивая и противоречивая. Голод и толкает людей на отчаянные поступки, на которые они никогда не решились бы в условиях минимальной обеспеченности, и обрекает их поступки на неудачу. Он заблуждается или не может поступать иначе? Ответ кроется в том, что это ненасытная фигура, которая всегда будет жаждать перемен в силу инстинктов. Опять же, исходя из своей первобытной природы, он не может объяснить свою двойственность и зачем ему нужны перемены.

· Образ Времени-звонаря

           Есть персонажи, которые проявляют себя не так активно, как Царь Голод. Такова фигура Времени-звонаря, тяготеющегося своей бесконечностью и связанного с утопическими представлениями о золотом веке, когда история остановится и «времени больше не будет». Время-звонарь не предпринимает никаких действий, оно пассивно и появляется только в прологе. Оно не доверяет Царю Голоду, называя его провокатором.

Интересно то, что Андреев не просто называет персонажа Временем, а добавляет второе название – звонарь. Это связано с тем, что художник дает иное олицетворение Времени, более близкое к тому, которое утверждается христианством в средние века. Тогда главным ориентиром не только суток, но и более существенных календарных вех становится звон церковных колоколов. Неким подступом к созданию такого необычного образа наверняка был персонаж, которого также звали Время, из рассказа «Так было» (1905).

· Образ Смерти

Фигура Смерти – традиционный образ народной фантазии и вместе с тем жестокая реальность. Образ Смерти широко бытует в верованиях и обрядах всех европейских народов, в частности, он представлен в русских сказках, песнях. При этом характерно, что именно у славянских народов Смерть чаще всего проступает в женском обличье, а не в мужском, как например у немецких народов. Образ Смерти у Л. Андреева отчасти навеян творчеством знаменитого немецкого художника Дюрера. Она сошла будто с жуткой картины: маленькая голова на длинной тонкой шее, широкие плечи. Она окутана черным, полупрозрачным покрывалом, через которое даже видится скелет.

В начале пьесы Смерть никак не принимает участия в бунте, она остается в стороне, потому что знает, чем все закончится. Она знает, что будет много жертв, а поэтому не суетится. В первых двух действиях она лишь наблюдает за происходящим. Она же служит угрозой для голодных: Царь Голод говорит, что может дать лишь знак, и она ринется либо на сытых, либо она изобьет их женщин и детей. И голодные решаются, и с криком бросаются к ногам неподвижной Смерти. Но когда происходит суд над голодными, Смерть выходит из своей пассивной роли: именно за ней остается последнее слово в вынесении жестокого приговора. «Осужден! Во имя дьявола!» - так говорит она. В конце, когда происходит расправа над голодными, Смерть стоит над ними неподвижно, как будто караулит.

Выводы.

В данной работе был проведен анализ основных конфликтов и коллизий в пьесе «Царь Голод». Также была рассмотрена система персонажей. В целом анализ показал, насколько сложен и глубок тот замысел, который придавал ей Л. Андреев. Конфликты многогранны, их нельзя рассматривать отдельно, только в слиянии друг с другом. Благодаря им шире раскрываются образы пьесы.

Создавая «условную драму», писатель вводит метафизические образы, которые, поставленные в определенные условия, действуют так, как требуется в данной ситуации. Отсюда и другие персонажи ведут себя в соответствии со временем и местом действия. Анализ того, почему герои пьесы поступают так, а не иначе, очень сложен, поэтому до сих пор актуально литературное исследование пьесы, в которой и дальше можно находить все новые и новые смыслы.

 

Основная часть.

Данная пьеса, написанная в 1908 г., была создана в условиях собственного авторского жанра – фантастическо-философской драмы. В ее основе лежит «сконцентрированный» условный сюжет, в котором воплощена следующая авторская мысль: показать бунт. Стоит отметить, что это не реалистическая драма, это драма идей. В ней присутствуют 2 типа героев: аллегоричные фигуры - это Царь Голод, Смерть и Время-звонарь, и обычные люди: рабочие и голодные, сытые, и др.

Структура драмы.

Пьеса организована нестандартно, в ней нет обычных для драмы действий. Она состоит из пролога и пяти картин. Интересны и авторские ремарки: они очень подробны и очень четко дают понять, например, постановщику пьесы, как должно разыгрываться действие, как должны выглядеть актеры, играющие тот или иной образ и как должны вести себя персонажи.

В нашей работе мы рассмотрим главные образы пьесы – это Царь Голод, Смерть и Время-звонарь и коллизии, последовательно в каждой из картин.

Метафизические персонажи.

· Образ Царя Голода

Царь Голод –  центральный образ, главное действующее лицо. Название пьесы отражает его роль в пьесе: Царь Голод – движущая сила действия, благодаря ему строится и развивается сюжет. Это он называет голодный на бунт против сытых, настраивает, провоцирует на конфликт. Не зря Время не доверяет Царю Голоду, считая его подлым провокатором:

Время. Вот ты смеешься, и я опять не верю тебе. Теперь ты один - скажи

мне правду, Царь Голод. Ты великий предатель, ты лжец передо всеми, ты

вовлекаешь людей в безумные поступки и потом смеешься над ними. Но

сейчас?..

 

Из пролога становится известно, что Царь Голод всегда провоцировал людей на бунт, и они становились жертвами бунта как стихии. В свою очередь, Время возвещает о начале бунта – оно бьет в колокол.  При этом оно играет сострадательную роль, жалеет людей, а Царь Голод и Смерть, которая является его союзницей – роль разрушительную, поэтому между ними наблюдается коллизия. Основная же возникает как раз между ними, метафизическими образами, и обычными людьми.

В первой картине автор дает самую яркую характеристику Царю Голода. Он предстает и как активная, горячая и порывистая фигура, и спокойный, царственный руководитель, знающий себе цену. Главный герой встречается с рабочими и начинает властно призывать к бунту: «Я принес вам великий наказ… готовьтесь к бунту!»

Мы четко видим, что Царь Голод является персонифицированным инстинктом. Вдумаемся в само имя, данное автором – Голод. Он сподвигает людей к бунту, т.к. они хотят удовлетворить свои первобытные инстинкты – они хотят быть на месте сытых, хотят удовлетворить голод, как в прямом, так и переносном смысле. Они голодны до власти, до богатства. Поэтому на протяжении всей пьесы голод как персонифицированный инстинкт движет людьми, управляет ими, что и развивает действие пьесы, организует перипетии сюжета.

В других картинах Царь Голод ведет себя по-другому: по отношению к голодным – и как их главарь, и как их отец, который проявляет заботу о ней, жалеет. Во второй картине он присутствует на собрании, где голодные решают, как расправиться с сытыми. Сам Царь Голод не возглавляет это собрание, он остается в стороне. Он не желает брать ответственность за происходящее, он только натравливает чернь на сытых.

В третьей картине раскрывается двойственность Царя Голода – он проводит суд над голодными, выступая на стороне сытых. При этом он никак не пытается их защитить, он по-прежнему лакей сытых. В его речи нет жалости, и, по мнению присяжных, общества, его самого он ведет справедливый суд.

Однако из разговоров его с Рабочим и Председателем – Хулиганом следует вывод, что Царь Голод преследует свои цели. Он хочет еще больше очернить сытых, чтобы было больше грабежей и убийств по отношению к ним.

Далее, в четвертом действии, он сражается на стороне голодных, терпит поражение, и снова возвращается к сытым. У него не получилось победить, не получилось помочь голодным, дать им такую же жизнь, как у сытых. Он мечется от одного лагеря к другому, как будто ему даже важен сам процесс, а не результат.

В конце пьесы, в пятой картине,  мы наблюдаем горе Царя Голода, его жалость к павшим. Но одновременно говорит, что все было предопределено, что невозможно голодным победить сытых: у них нет оружия, пушек. «На что они надеялись?» - спрашивает Голод, как будто он вовсе не вселил эту надежду сам. Это наивность или намеренное действие Царя Голода? Для нас это останется неизвестным, поскольку Царь Голод радуется тому, что мертвые могут отомстить, и снова будет бунт, и снова будет кровь.

Образ Царя Голода – один из самых сложнейших. Он несет в себе двойственность: он и лакей сытых, и предводитель голодных. Не в его характере выступать открыто на одной из сторон, т. К. двойственность мешает это сделать.

Образ Царя Голода имеет многочисленные и фольклорные, и книжные истоки. И во всех произведениях голод выступает как величина переменчивая и противоречивая. Голод и толкает людей на отчаянные поступки, на которые они никогда не решились бы в условиях минимальной обеспеченности, и обрекает их поступки на неудачу. Он заблуждается или не может поступать иначе? Ответ кроется в том, что это ненасытная фигура, которая всегда будет жаждать перемен в силу инстинктов. Опять же, исходя из своей первобытной природы, он не может объяснить свою двойственность и зачем ему нужны перемены.

· Образ Времени-звонаря

           Есть персонажи, которые проявляют себя не так активно, как Царь Голод. Такова фигура Времени-звонаря, тяготеющегося своей бесконечностью и связанного с утопическими представлениями о золотом веке, когда история остановится и «времени больше не будет». Время-звонарь не предпринимает никаких действий, оно пассивно и появляется только в прологе. Оно не доверяет Царю Голоду, называя его провокатором.

Интересно то, что Андреев не просто называет персонажа Временем, а добавляет второе название – звонарь. Это связано с тем, что художник дает иное олицетворение Времени, более близкое к тому, которое утверждается христианством в средние века. Тогда главным ориентиром не только суток, но и более существенных календарных вех становится звон церковных колоколов. Неким подступом к созданию такого необычного образа наверняка был персонаж, которого также звали Время, из рассказа «Так было» (1905).

· Образ Смерти

Фигура Смерти – традиционный образ народной фантазии и вместе с тем жестокая реальность. Образ Смерти широко бытует в верованиях и обрядах всех европейских народов, в частности, он представлен в русских сказках, песнях. При этом характерно, что именно у славянских народов Смерть чаще всего проступает в женском обличье, а не в мужском, как например у немецких народов. Образ Смерти у Л. Андреева отчасти навеян творчеством знаменитого немецкого художника Дюрера. Она сошла будто с жуткой картины: маленькая голова на длинной тонкой шее, широкие плечи. Она окутана черным, полупрозрачным покрывалом, через которое даже видится скелет.

В начале пьесы Смерть никак не принимает участия в бунте, она остается в стороне, потому что знает, чем все закончится. Она знает, что будет много жертв, а поэтому не суетится. В первых двух действиях она лишь наблюдает за происходящим. Она же служит угрозой для голодных: Царь Голод говорит, что может дать лишь знак, и она ринется либо на сытых, либо она изобьет их женщин и детей. И голодные решаются, и с криком бросаются к ногам неподвижной Смерти. Но когда происходит суд над голодными, Смерть выходит из своей пассивной роли: именно за ней остается последнее слово в вынесении жестокого приговора. «Осужден! Во имя дьявола!» - так говорит она. В конце, когда происходит расправа над голодными, Смерть стоит над ними неподвижно, как будто караулит.

Основные конфликты в пьесе «Царь Голод», их развитие.

Конфликт художественный — разногласие, противоречие, столкновение, острая борьба, воплощенные в сюжете литературного произведения. Художественный конфликт может отражать политические, философские, нравственные и др. разногласия художественных персонажей или противоречия эпохи. Непреходящее значение произведения во многом определяется тем, насколько полно в нём нашли отражение противоречия времени.

Каким бы образом ни проявлялся конфликт художественный, обычно он лежит в основе проблематики произведения, а приемы и способы его разрешения обусловлены авторским замыслом.

Конфликт является основой динамично развивающегося сюжета. Именно конфликт, развертываясь в сюжете, определяет те или иные поступки действующих лиц, ход и характер событий. В избранном типе конфликта писатель выражает свое понимание реальных жизненных противоречий. Не следует думать, однако, что конфликт — основа всякого сюжета. Сюжеты многих литературных произведений не имеют основного конфликта, попытки выявить такой конфликт могут привести к ошибкам. (Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006.)

Колли́зия (от лат. collisio – столкновение), 1) столкновение противоположных сил, интересов и взглядов.
2) Элемент развития сюжетного действия, единого сюжетного конфликта; каждый частный случай проявления противоречий, возникающих в процессе общения персонажей эпического или драматического сочинения.

Некоторые коллизии могут перерастать в открытые конфликты.

В рассматриваемой пьесе мы выявили несколько коллизий и конфликтов:

· Первая картина: Царь Голод в коллизии с рабочими

· Вторая картина: Царь Голод в коллизии с голодными и сытыми.

· Третья картина: суд над голодными

· Четвертая картина: расправа сытых над голодными при помощи третьей технической силы.

В прологе «Царя Голода» говорилось, что в течение многих веков человек преображал своим трудом землю, оставаясь бесправным и несытым. Царь Голод уже не раз поднимал бунт голодных, и он же заставлял их смириться. Происходил один из очередных исторических круговоротов: жизненные явления принимали иные конкретные очертания, но все возвращалось к исходной точке.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.044 с.