Приемы использования лексических возможностей слова — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Приемы использования лексических возможностей слова

2020-07-03 66
Приемы использования лексических возможностей слова 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основные ПРИЗНАКИ

Тема – это круг выбранных автором жизненных явлений, то, о чем говорится в

         тексте, что описывается, о чем ведется рассуждение.

(О чём текст?О чем говорится в тексте? =>

 * Я прочитал(а) текст о…

    В этом тексте автор описывает (что?)…

    В данном тексте автор рассуждает о (о чем?)…

    В предложенном для анализа отрывке из…. автор рассказывает о (о чем?).   

    Текст посвящен теме…

    Тема текста -…)

Тему можно                                                     Тема может быть — определять                                                   — основной — по-разному раскрывать                            — философской                                                               — рассматривать                                      — актуальной — излагать / развивать                                  — вечной — осмысливать                                               — важной — раскрывать                                             — общечеловеческой — трактовать                                                    — глубокой — конкретизировать                                       — главной                                                                     — общественно значимой Тематика - совокупность тем в пределах одного произведения.

Проблема – вопрос нравственно - философского плана, сформулированный или  

         обозначенный в тексте. На него, как правило, нет однозначного ответа,

         поэтому может быть несколько точек зрения.

        (* Автор обращается к  проблеме(чего?)…

           Автор предлагает для обсуждения  проблему…

           Публицист (писатель) задумывается над проблемой…

           Автора интересует решение проблемы…  ).

Проблему можно                                    Проблема может быть                        - сформулировать                                       — злободневной                                                                                                                    - поднять,                                                     — актуальной                                                   - поставить                                                   — острой                                                       - предложить для обсуждения                   — важной, главной - попытаться найти решение                      — серьезной                                                      К проблеме можно                                   — неразрешимой, сложной - обратиться                                               — назревшей, наболевшей                        Проблематика — это круг вопросов. Проблематика может быть — социально-политической            — культурно-бытовой — нравственно-этической               — философской — национально-исторической        — эстетической — литературной                               - узкой \\ широкой

                                                                                                                                        1

Идея (главная мысль) – то, что утверждает автор высказывания по существу за-

          явленной темы и поставленной проблемы. Может быть сформулирована

         самим автором в конкретном предложении текста или подразумеваться в

         виде подтекста.

        (Что хотел сказать автор? Что утверждает автор? =>

         * Автор утверждает мысль о том, что..

           Главная мысль текста заключается в том, что…

           Писатель (публицист) убеждён, что…)

     Идею можно:       — формулировать       — выражать       — высказывать       — определять       — утверждать Идейное содержание произведение – это комплекс идей, которые проповедует автор.

АРГУМЕНТЫ (ПРИМЕРЫ, ДОКАЗАТЕЛЬСТВА) – то, чем автор подтверждает свои

         умозаключения. Это приёмы (воспоминания, случаи, истории из жизни, во-

         ображаемые ситуации,  диалоги, ссылки на  чьи-то слова и.т.д.), призван

         ные убедить читателя в верности авторской позиции.

       (* Чтобы убедить нас в своей правоте, автор приводит в пример… (рассказыва-

            ет историю о том, как…)

           Чтобы мы поняли его позицию по данному вопросу, писатель опирается на…

           Публицист обращает наше внимание на…

           Основываясь на своём жизненном опыте, писатель делает предположение,

           что…)

 абзац - смысловая часть текста, состоит из группы предложений, объединен

        ных общей микротемой.

         Предложения в абзаце связаны логически и грамматически, отражают этап развития   

         действия, характерную особенность описания, ход рассуждения. Структура абзаца:

         1 предложение – тезис, зачин; остальные предложения – комментирующая часть.

                                        

                                 Анализ микротекста

                                             (клише)

      

       Я прочитал(а) текст……………………. о………………………………..

       Автор поднимает проблему (пытается решить проблему, предлагает для обсуждения проблему) (чего?)…………………………………………………

       Чтобы мы поняли его (отношение к данному вопросу, мнение по данному вопросу), он ……………………………………….……………………………………

……………………………………………………………..……………………………………….

       Писатель (исследователь, учёный, лингвист, публицист, журналист) утверждает (убежден в том, хочет донести до нас мысль о том), что ….

………………………………………………………………………………………………………

              

2

              Анализ (информационная обработка) текста (клише).    

Я прочитал(а) текст (рассказ// повествование художе-ственного стиля// рассуждение публицистического харак-тера // рассказ с элементами описания (рассуждения) ……………………. о ……………………………………………………… (автор)                          (тема) Автор обращается к проблеме (поднимает проблему // пытается решить проблему// ставит для обсуждения проблему// предлагает поразмышлять над проблемой) ………………………………………………………………………………….                                                         (чего?)   Чтобы мы поняли его отношение к данному вопросу  (мнение по этому сложному философскому//актуальному// важному вопросу), писатель (журналист, учёный, известный лингвист, литературовед, публицист, художник, искусст-вовед), во-первых (прежде всего), обращает наше внимание на то, что бывают ситуации, когда (при которых)…………. Он ……(рассказывает историю…. // о том, как …, передаёт суть беседы…// ссылается на…// вспоминает о…// отмечает, что… и т.д.) При этом повествование (рассуждение) ведётся от имени ………………., который предстаёт………….. ……………………………………………………………………………….. Ясно, что…………………………………………………………………. Во-вторых (кроме того), он подчёркивает (определя-ет суть…., размышляет над ….., задаётся вопросом…., строит предположение о том, что…..), что…………………….. ………………………………………………………………………………… Это заставляет понять: (убеждает нас в)…….......................... Автор текста утверждает, что …………………………. ………………………………………………………………………………… Не могу не согласиться с этим мнением, так как тоже считаю (точно знаю, уверен):…………………………………….. Тема — это то, о чем идет речь в тексте; круг событий и явле-ний, лежащих в его основе, пред- мет изображения. Проблема — это основной вопрос, который поднял автор. Он опреде-ляется в зависи-мости от основ-ной мысли тек-ста. Аргументы – примеры из текс-та, подтвержда-ющие взгляд ав-тора на проблем-ный вопрос. Это сокращён-ные до 1-2 пред-ложений части текста (с опорой на ключевые фра-зы и слова) с ис-пользованием разных способов цитирования. Идея (основная мысль текста) — это то, что хо-тел сказать ав-тор своим текс-том, истолкова-ние, кото­рое он дает наблюдае-мым и отобража-емым им фактам жизни, ав­торская оценка.

!!! Формулировка проблемы осуществляется на основании определённой идеи текста и должна содержать ключевое слово

Автор обращается к проблеме роли (искусства в жизни),                                                         значения………                                                         важности……                                                         сути (смысла)……………..    связи (взаимосвязи)…..                                                         отношения (взаимоотношений)……….                                                         конфликта……                                                         столкновения………..                                                         противоречия…………….                                                         несовместимости…………                                                         понимания (восприятия)…………………                                              поиска (достижения)……………….                                              сохранения (утраты)……………..                                              отрицания (утверждения)…………..                                              выбора………………                                              проявления(стремления)………………….                                                        формирования (становления)……………..                                                        ……………………………………………………… 2

Речеведение.

                                                                                                               Типы речи

Типы речи О чем говорится в тексте Назначение Структура
Описание О признаках предмета или человека   (Какой?) изобразить какое-либо явление действительности путем перечисления и раскрытия его основных признаков, чтобы читатель ярко представил описываемый предмет в своем воображении 1.Общее представление о предмете. 2. Описание его отдельных признаков. 3. Заключение (авторская оценка)
Повествование О событиях, действиях   (Как это происходит?) рассказать о каком-то событии в хронологической последовательности, передать порядок протекания действия, развитие сюжета.   1. Завязка (начало события) 2. Кульминация (точка наивысшего напряжения в развитии события). 3. Развязка (финал события).
Рассуждение О причинах и следствиях явлений   (Почему?)   изложить, разъяснить и подтвердить или опровергнуть какую-либо мысль.   1. Тезис (основное суждение). 2. Аргументы (доказательства). 3. Вывод.  

 

                                                                                                                                                       

                                                                                                      Речеведение.

                                               Функциональные стили русского языка

 

Книжные стили          ó                разговорный стиль

     

        официально – деловой

       научный

       публицистический

       художественный

Стили Сфера применения Задачи Стилевые черты (высказывание обычно бывает..) Языковые  средства
  Разговорный непринужденные беседы со знакомыми людьми; дружеские послания, письма Общение, обмен мыслями с близкими или знакомыми людьми 1)непринужденным; 2)свободным в выборе слов; 3)эмоциональным, имеющим оценочный характер разговорная лексика; просторечие; эмоционально-оценочная лексика; обращения; предложения неполные, восклицательные, вопросительные.    
  Официально –  деловой деловые бумаги, официальные документы, инструкции Сообщить сведения, имеющие практическое, информационное  значение для всех, дать точные указания   1) строгим; 2) точным; 3) бесстрастным. книжная лексика; стандартизированные обороты речи; распространенные повествовательные предложения.
Научный научные труды; выступления на научные темы Сообщить научные сведения 1)обобщенно-отвлеченным, 2)подчеркнуто логичным; 3)доказательным.   Термины; слова с обобщенным и отвлеченным значением; глаголы со значением постоянного действия; предложения с именным сказуемым; распространенные предложения.  
  Публицистический СМИ; публичные выступления Передать общественно-значимую информацию об актуальных вопросах современной жизни  с целью воздействия на сознание и чувства читателя, слушателя; убедить  его в чем-то, внушить ему определенные взгляды, побудить к определенным поступкам, действиям. 1) логичным; 2)эмоциональным, в нем должна быть ярко выражена авторская позиция; 3) образным; 4)общедоступным. Общественно-политическая лексика; эпитеты, сравнения и т.п. побудительные, вопросительные предложения, вводные слова !! предпочтение отдается языковым средствам, вызывающим эмоциональную реакцию. !! эмоциональные средства сочетаются со строгой логичностью  
Художественный Художественные  произведения Дать словесное изображение жизни, передать  отношение автора к окружающему. 1) конкретным; 2) образным; 3)эмоциональным. Сочетаются языковые средства 3 разных стилей, широко используются изобразительно-вырази-тельные средства языка  

        

               4

Речеведение.

                               Изобразительно-выразительные средства языка

В его прямом значении

  Термины Примеры
1. Синонимы – слова, обозначающие одно понятие, но отличающиеся или оттенком значения, или стилистической окраской. Контекстные синонимы являются близкими по смыслу только в пределах данного текста. Роясь в легком сопротивлении шелка, он различал цвета: красный, вишневый, пурпурный/. (А. Грин). * Чувство, которое выразилось на лицах у обоих, было хорошее и правдивое, хотя у нее оно светилось в очах, достойных кисти Рафаэля, а у него в простых генеральских гляделках. (И.Тургенев)
2. Антонимы – слова с противоположным значением. Контекстные антонимы являются противоположными по смыслу только в пределах данного текста. Город пышный, город бедный. (А. Пушкин)  
3. Омонимы – одинаково звучащие, но не связанные общим значением слова. Защитник вольности и прав в сем случае совсем не прав. (А. Пушкин)
4. Паронимы – близкие по звучанию, но различные по значению слова. В какой роскошной, праздничной обстановке живут эти праздные люди!

Речеведение.

                                                                            СПОСОБЫ ПОСТРОЕНИЯ ТЕКСТА.

Параллельная связь осуществляется при помощи параллельных, т.е. похожих по структуре предложений.

* Чтение - вот лучшее учение. Следовать за мыслями великого человека – наука замечательная.

 

В текстах с параллельной связью все предложения, начиная со второго, конкретизируют, развивают мысль, выраженную в первом предложении. Параллельная связь предложений в тексте может быть особо подчёркнута, усилена, их одинаковым началом (анафорой) или одинаковой концовкой (эпифорой).

*Победа не упала с неба. Мы её выстояли. Мы её выковали. Мы её оплатили горем и кровью. Мы её заслужили стойкостью и отвагой. (И.Эренбург)

                   

…………………………………………………………………. …………………………………………………………………. …………………………………………………………………. …………………………………………………………………. ………………………………………………………………… ………………………………………………………………… …………………………………………………………………. ………………………………………………………………… ……………………………………………………………….. ……………………………………………………………….. ……………………………………………………………….. ……………………………………………………………….. ………………………………………………………………..

Цепная СВЯЗЬ предложений в тексте осуществляется при помощи слов –заместителей.

       Цепная связь отражает последовательность развитие мыслей, события. Каждое новое предложение соотносится со словами или словосочетаниями предшествующего предложения, предложения  как бы сцепляются между собой

 

…………………………………………………………………. …………………………………………………………………. …………………………………………………………………. …………………………………………………………………. …………………………………………………………………. …………………………………………………………………. ………………………………………………………………… ……………………………………………………………….. ……………………………………………………………….. ……………………………………………………………….. ………………………………………………………………… ………………………………………………………………… …………………………………………………………………. ………………………………………………………………… ………………………………………………………………… …………………………………………………………………

                                                                                                                                     9

                                                                                                                РЕЧЕВЕДЕНИЕ                                             

                                                                           СРЕДСТВА МЕЖФРАЗОВОЙ СВЯЗИ

 

Средства связи примеры
Лексические средства 1. Лексический повтор     2. Лексический повтор (+ местоимение, частица, союз)   3. Однокоренные слова   4. Лексические синонимы     5. Контекстные синонимы   6. Описательный оборот (синонимическая конструкция)     7. Антонимы *Поэт умеет видеть красоту в обыденных вещах. Красота становится темой его стихов. * Если вся семья читает одну книгу, это влечёт за собой обмен мнениями. А если эта книга большая, то её читают долго и она превращается в друга и советчика. *Цветаева с детства зачитывалась Пушкиным. Среди любимых пушкинских произведений называла пушкинских «Цыган». Она брала с полки книгу. Сине-лиловый том стихов читала с увлечением. * Митрофан – избалованный, бессердечный недоросль. В трудный момент подросток с лёгкостью предаёт собственную мать. В классе детей встретила учительница. Немолодая женщина со строгим лицом стала их наставником и другом. * Дни были напенены шумом школы, детских игр, общением с друзьями. Тишина вечеров принадлежала книгам.
Морфологические средства   1. Местоимения (личное, указательное, определительное).   2. Наречие.     3. Местоименное наречие.   4. Союзы (сочинительные, подчинительные), частицы.   5. Степени сравнения прилагательных и наречий.   6. Единство временных форм глаголов-сказуемых       * Цветаева любила улочки старой Москвы. Они напоминали ей детство. * По вечерам в гостиной собиралась вся семья. Тогда начинались самые интересные разговоры. * Все уехали. Поэтому дом опустел. *Во время войны она находилась в эвакуации. Однако продолжала писать о Ленинграде. *Место было прекрасное. Лучше и придумать было нельзя. * Ночь наступила без промедления. Стало темно. Загорелись звёзды.                                                                             10
Синтаксические средства.   1. Вводные слова.   2. Риторические вопросы, обращения.   3. Неполные предложения.     4. Прямой и обратный порядок слов.   5. Парцелляция.   6. Синтаксический параллелизм, предполагающий одинаковый порядок слов и одинаковую морфологическую оформленность членов стоящих рядом предложений   *Больше всего в моих рассказах участвовала река. Может быть, потому, что стояли летние жаркие дни. (В.Солоухин) * На втором плане художник - изобразил море. Чем не фон для фигуры поэта? * -Знаете, о чём мы спорили?  - О литературе, музыке, живописи. * Я приду вечером. Приду я, чтобы наконец решить этот вопрос. * Любить родину – значит жить с нею одной жизнью. Радоваться, когда у неё праздник. Страдать, когда Родине тяжело. * Юность – время надежд. Зрелость – пора свершений.

 

 

                                                                                                                                      

 

                                                                                                                                                                 

 

                                                                                                                                                           11

                                                                                            

 

Основные ПРИЗНАКИ

Тема – это круг выбранных автором жизненных явлений, то, о чем говорится в

         тексте, что описывается, о чем ведется рассуждение.

(О чём текст?О чем говорится в тексте? =>

 * Я прочитал(а) текст о…

    В этом тексте автор описывает (что?)…

    В данном тексте автор рассуждает о (о чем?)…

    В предложенном для анализа отрывке из…. автор рассказывает о (о чем?).   

    Текст посвящен теме…

    Тема текста -…)

Тему можно                                                     Тема может быть — определять                                                   — основной — по-разному раскрывать                            — философской                                                               — рассматривать                                      — актуальной — излагать / развивать                                  — вечной — осмысливать                                               — важной — раскрывать                                             — общечеловеческой — трактовать                                                    — глубокой — конкретизировать                                       — главной                                                                     — общественно значимой Тематика - совокупность тем в пределах одного произведения.

Проблема – вопрос нравственно - философского плана, сформулированный или  

         обозначенный в тексте. На него, как правило, нет однозначного ответа,

         поэтому может быть несколько точек зрения.

        (* Автор обращается к  проблеме(чего?)…

           Автор предлагает для обсуждения  проблему…

           Публицист (писатель) задумывается над проблемой…

           Автора интересует решение проблемы…  ).

Проблему можно                                    Проблема может быть                        - сформулировать                                       — злободневной                                                                                                                    - поднять,                                                     — актуальной                                                   - поставить                                                   — острой                                                       - предложить для обсуждения                   — важной, главной - попытаться найти решение                      — серьезной                                                      К проблеме можно                                   — неразрешимой, сложной - обратиться                                               — назревшей, наболевшей                        Проблематика — это круг вопросов. Проблематика может быть — социально-политической            — культурно-бытовой — нравственно-этической               — философской — национально-исторической        — эстетической — литературной                               - узкой \\ широкой

                                                                                                                                        1

Идея (главная мысль) – то, что утверждает автор высказывания по существу за-

          явленной темы и поставленной проблемы. Может быть сформулирована

         самим автором в конкретном предложении текста или подразумеваться в

         виде подтекста.

        (Что хотел сказать автор? Что утверждает автор? =>

         * Автор утверждает мысль о том, что..

           Главная мысль текста заключается в том, что…

           Писатель (публицист) убеждён, что…)

     Идею можно:       — формулировать       — выражать       — высказывать       — определять       — утверждать Идейное содержание произведение – это комплекс идей, которые проповедует автор.

АРГУМЕНТЫ (ПРИМЕРЫ, ДОКАЗАТЕЛЬСТВА) – то, чем автор подтверждает свои

         умозаключения. Это приёмы (воспоминания, случаи, истории из жизни, во-

         ображаемые ситуации,  диалоги, ссылки на  чьи-то слова и.т.д.), призван

         ные убедить читателя в верности авторской позиции.

       (* Чтобы убедить нас в своей правоте, автор приводит в пример… (рассказыва-

            ет историю о том, как…)

           Чтобы мы поняли его позицию по данному вопросу, писатель опирается на…

           Публицист обращает наше внимание на…

           Основываясь на своём жизненном опыте, писатель делает предположение,

           что…)

 абзац - смысловая часть текста, состоит из группы предложений, объединен

        ных общей микротемой.

         Предложения в абзаце связаны логически и грамматически, отражают этап развития   

         действия, характерную особенность описания, ход рассуждения. Структура абзаца:

         1 предложение – тезис, зачин; остальные предложения – комментирующая часть.

                                        

                                 Анализ микротекста

                                             (клише)

      

       Я прочитал(а) текст……………………. о………………………………..

       Автор поднимает проблему (пытается решить проблему, предлагает для обсуждения проблему) (чего?)…………………………………………………

       Чтобы мы поняли его (отношение к данному вопросу, мнение по данному вопросу), он ……………………………………….……………………………………

……………………………………………………………..……………………………………….

       Писатель (исследователь, учёный, лингвист, публицист, журналист) утверждает (убежден в том, хочет донести до нас мысль о том), что ….

………………………………………………………………………………………………………

              

2

              Анализ (информационная обработка) текста (клише).    

Я прочитал(а) текст (рассказ// повествование художе-ственного стиля// рассуждение публицистического харак-тера // рассказ с элементами описания (рассуждения) ……………………. о ……………………………………………………… (автор)                          (тема) Автор обращается к проблеме (поднимает проблему // пытается решить проблему// ставит для обсуждения проблему// предлагает поразмышлять над проблемой) ………………………………………………………………………………….                                                         (чего?)   Чтобы мы поняли его отношение к данному вопросу  (мнение по этому сложному философскому//актуальному// важному вопросу), писатель (журналист, учёный, известный лингвист, литературовед, публицист, художник, искусст-вовед), во-первых (прежде всего), обращает наше внимание на то, что бывают ситуации, когда (при которых)…………. Он ……(рассказывает историю…. // о том, как …, передаёт суть беседы…// ссылается на…// вспоминает о…// отмечает, что… и т.д.) При этом повествование (рассуждение) ведётся от имени ………………., который предстаёт………….. ……………………………………………………………………………….. Ясно, что…………………………………………………………………. Во-вторых (кроме того), он подчёркивает (определя-ет суть…., размышляет над ….., задаётся вопросом…., строит предположение о том, что…..), что…………………….. ………………………………………………………………………………… Это заставляет понять: (убеждает нас в)…….......................... Автор текста утверждает, что …………………………. ………………………………………………………………………………… Не могу не согласиться с этим мнением, так как тоже считаю (точно знаю, уверен):…………………………………….. Тема — это то, о чем идет речь в тексте; круг событий и явле-ний, лежащих в его основе, пред- мет изображения. Проблема — это основной вопрос, который поднял автор. Он опреде-ляется в зависи-мости от основ-ной мысли тек-ста. Аргументы – примеры из текс-та, подтвержда-ющие взгляд ав-тора на проблем-ный вопрос. Это сокращён-ные до 1-2 пред-ложений части текста (с опорой на ключевые фра-зы и слова) с ис-пользованием разных способов цитирования. Идея (основная мысль текста) — это то, что хо-тел сказать ав-тор своим текс-том, истолкова-ние, кото­рое он дает наблюдае-мым и отобража-емым им фактам жизни, ав­торская оценка.

!!! Формулировка проблемы осуществляется на основании определённой идеи текста и должна содержать ключевое слово

Автор обращается к проблеме роли (искусства в жизни),                                                         значения………                                                         важности……                                                         сути (смысла)……………..    связи (взаимосвязи)…..                                                         отношения (взаимоотношений)……….                                                         конфликта……                                                         столкновения………..                                                         противоречия…………….                                                         несовместимости…………                                                         понимания (восприятия)…………………                                              поиска (достижения)……………….                                              сохранения (утраты)……………..                                              отрицания (утверждения)…………..                                              выбора………………                                              проявления(стремления)………………….                                                        формирования (становления)……………..                                                        ……………………………………………………… 2

Речеведение.

                                                                                                               Типы речи

Типы речи О чем говорится в тексте Назначение Структура
Описание О признаках предмета или человека   (Какой?) изобразить какое-либо явление действительности путем перечисления и раскрытия его основных признаков, чтобы читатель ярко представил описываемый предмет в своем воображении 1.Общее представление о предмете. 2. Описание его отдельных признаков. 3. Заключение (авторская оценка)
Повествование О событиях, действиях   (Как это происходит?) рассказать о каком-то событии в хронологической последовательности, передать порядок протекания действия, развитие сюжета.   1. Завязка (начало события) 2. Кульминация (точка наивысшего напряжения в развитии события). 3. Развязка (финал события).
Рассуждение О причинах и следствиях явлений   (Почему?)   изложить, разъяснить и подтвердить или опровергнуть какую-либо мысль.   1. Тезис (основное суждение). 2. Аргументы (доказательства). 3. Вывод.  

 

                                                                                                                                                       

                                                                                                      Речеведение.

                                               Функциональные стили русского языка

 

Книжные стили          ó                разговорный стиль

     

        официально – деловой

       нау


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.133 с.