Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Топ:
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Интересное:
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Дисциплины:
2020-11-02 | 115 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Передают со слов Анаса, что во времена Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сподвижники дожидались вечернего намаза, и иногда их головы свисали [от дремоты], после чего они совершали намаз, не повторяя омовения. Этот хадис передал Абу Давуд, а ад-Даракутни назвал его достоверным. Его суть передал Муслим.
Комментарий:
В хадисе Сафвана ибн ‘Асаля, который упомянут в предыдущей главе, сообщается, что сон делает омовение недействительным. Из обсуждаемого нами хадиса следует, что в некоторых случаях сон не делает омовение недействительным. В одной из его версий говорится: «Я видел, что сподвижников Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, иногда будили на намаз. Я даже слышал, как один из них храпел. А затем они вставали и совершали намаз, не повторяя омовения». Эту версию передал ат-Тирмизи.
Ибн аль-Мубарак считал, что в это время сподвижники находились в сидячем положении. Аль-Бейхаки сообщил, что такому толкованию отдали предпочтение ‘Абд ар-Рахман ибн Махди и аш-Шафи‘и. Однако такое толкование несовместимо с версией Ибн Каттана, переданной со слов Анаса ибн Малика через Катаду. В ней говорится, что сподвижники Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, дожидались намаза и ложились на бок. Некоторые из них засыпали, а затем вставали на намаз. Ибн Дакик аль-‘Ид считал, что в этой версии говорится о неглубоком сне. Однако это толкование противоречит версии ат-Тирмизи, поскольку храпеть можно только во время глубокого сна.
Очевидно, сподвижники понимали разницу между сном, который делает омовение недействительным, и сном, который не делает омовение недействительным, и поэтому Посланник, мир ему и благословение Аллаха, говоря об этом, не делал дополнительных разъяснений. Но законоведы разошлись во мнениях относительно того, в каких случаях после сна обязательно следует повторить омовение. По этому вопросу существует восемь мнений.
|
Согласно первому мнению, омовение вообще не становится недействительным после сна. Передают, что этого мнения придерживались Абу Муса аль-Аш‘ари, Са‘ид ибн аль-Мусайаб, Хамид аль-А‘радж и богословы имамитского толка. Они опирались на обсуждаемый нами хадис.
Согласно второму мнению, сон делает омовение недействительным при любых обстоятельствах. Ан-Навави сообщил, что этого мнения придерживались аль-Хасан аль-Басри, аль-Музани, Абу ‘Убейд аль-Касим ибн Салам, Исхак ибн Рахавейх и другие богословы. Этому мнению отдал предпочтение аль-Мунзири. Передают, что это мнение разделяли Ибн ‘Аббас и Абу Хурейра. Они опирались на хадис Сафвана ибн ‘Асаля, в котором сон упоминается наряду с мочеиспусканием и испражнением, которые делают омовение недействительным при любых обстоятельствах. А хадис Анаса они отвергали по той причине, что в нем не сообщается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, одобрял подобное поведение сподвижников. Поступок сподвижников, которые не совершали омовение после сна, не имеет юридической силы, потому что таковой обладают только слова и поступки Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха.
Согласно третьему мнению, омовение становится недействительным только после продолжительного сна в любом положении. Ан-Навави сообщил, что этого мнения придерживались аз-Зухри, Раби‘а, Малик и аль-Ауза‘и. В одном из двух различных сообщений говорится, что этого мнения также придерживался Ахмад.
Согласно четвертому мнению, омовение не становится недействительным, если человек спал в одном из положений намаза. Известно, что к таким положениям относятся поясной и земной поклоны, стояние и сидение. Но если человек спал на спине или прислонившись к чему-либо, то его омовение становится недействительным. Ан-Навави сообщил, что этого мнения придерживались Абу Ханифа и Давуд. Они опирались на восходящий хадис, рассказанный со слов Ибн ‘Аббаса, в котором говорится: «Кто заснул в земном поклоне, тот не должен совершать омовения, пока не ляжет. Но если он ляжет, его суставы расслабятся». Этот хадис передал Ахмад. Аль-Албани назвал хадис слабым. См. “Да‘иф аль-Джами‘ ас-Сагир” (9402).
|
Согласно пятому мнению, омовение не становится недействительным, если человек заснул в поясном или земном поклоне. Ан-Навави сообщил, что это мнение разделял имам Ахмад. Богословы, которые разделяли это мнение, также опирались на последний хадис и проводили аналогию между земным поклоном и поясным поклоном. А богословы, которые разделяли предыдущее мнение, проводили аналогию между земным поклоном и всеми остальными положениями намаза.
Согласно шестому мнению, омовение не становится недействительным только в том случае, если человек заснул в положении земного поклона. Ан-Навави сообщил, что это мнение также относят к воззрениям имама Ахмада. Богословы, которые разделяли это мнение, опирались на упомянутый ранее хадис, но считали, что вероятность нарушить состояние ритуальной чистоты в земном поклоне меньше, чем в остальных положениях намаза.
Согласно седьмому мнению, сон не делает омовение недействительным только в том случае, если человек заснул во время намаза. Передают, что это мнение высказывали Абу Ханифа и Зейд ибн ‘Али.
Согласно восьмому мнению, сон не делает омовение недействительным, если человек заснул, сидя на ягодицах. При этом не имеет значения, какой была продолжительность сна. Ан-Навави сообщил, что этого мнения придерживался имам аш-Шафи‘и. Он также считал, что сон не делает омовение недействительным сам по себе, а создает условия для беспрепятственного выделения кишечных газов. Он опирался на восходящий хадис, переданный со слов Му‘авийи, в котором говорится: «Глаз подобен веревке для стягивания заднего прохода. А когда оба глаза спят, эта веревка развязана». Этот хадис передал Ахмад. Цепочка рассказчиков этого хадиса является слабой, однако он усиливается похожими хадисами, рассказанными со слов ‘Али ибн Абу Талиба и ‘Абдуллаха ибн ‘Аббаса.
|
Последнее мнение является наиболее предпочтительным и объединяет все дошедшие до нас хадисы на эту тему. Оно также подтверждается прерванным хадисом, рассказанным со слов Абу Хурейры, в котором говорится: «Кто заснул по-настоящему, обязан совершить омовение». Этот хадис передал аль-Бейхаки с достоверной цепочкой рассказчиков, однако ад-Даракутни сказал, что эти слова принадлежат самому Абу Хурейре. Богословы считали, что настоящим считается сон в лежачем положении. Это мнение также подтверждается хадисом Ибн ‘Аббаса, в котором говорится: «Однажды я ночевал у своей тети по материнской линии Меймуны. Когда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, встал на намаз, я встал слева от него. Тогда он взял меня за руку и поставил справа от себя. А когда я засыпал, он хватал меня за мочку уха. Так он совершил одиннадцать рак‘атов». Это – часть хадиса, переданного аль-Бухари и Муслимом.
Следует отметить, что богословы единодушны в том, что потеря сознания, безумие, наркотическое или алкогольное опьянение делают омовение недействительным при любой продолжительности и в любом положении. Также следует отметить, что богословы шафиитского толка и многие другие считали, что омовение Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не становилось недействительным даже тогда, когда он спал в лежачем положении. Это было одной из особенностей Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха. В достоверном хадисе сообщается, что Ибн ‘Аббас сказал: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, спал настолько глубоко, что я слышал его храп. А затем он совершал намаз и не повторял омовение». Об этом сообщил ан-Навави. См. “Нейл аль-Аутар”, т. 1, стр. 183-186.
|
|
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!