Техника искусственного вскармливания — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Техника искусственного вскармливания

2020-11-02 86
Техника искусственного вскармливания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ

2 курса педиатрического факультета по подготовке к практическому занятию

 

Тема занятия. «Особенности наблюдения и ухода за детьми грудного возраста».

Мотивация изучения темы (распространенность заболевания, актуальность изучения данной нозологической формы)

Цель занятия. Познакомить студентов с особенностями наблюдения и ухода за детьми грудного возраста, что будет способствовать формированию у студентов знаний, умений и навыков в соответствии с компетенциями ОК-1, ПК- 7, 29.

В результате изучения темы студент должен знать

1. Анатомо-физиологические особенности новорожденных и детей грудного возраста, имеющие значение для организации ухода.

2. Режим дня и кормлений детей грудного возраста.

3. Приготовление смесей для вскармливания грудных детей

4. Кормление грудных детей из бутылочки.

5. Кормление через зонд.

6. Контрольное кормление.

7. Обработка сосок и бутылочек для детского питания.

8. Уход за кожей и слизистыми оболочками.

9. Обработка пупочной ранки, глаз, ушей, носа, полости. Проведение гигиенической ванны. Подмывание.

10. Пеленание детей, надевание и смена памперсов, подбор одежды и одевание детей.

11. Наблюдение за весом. Взвешивание, измерение длины тела, окружности головы и грудной клетки.

12. Оценка стула и его регистрация в температурном листе.

13. Профилактика деформаций скелета. Правила пользования кувезом.

14. Транспортировка ребенка грудного возраста.

Практические умения

 

1. Оценка стула и регистрация данных в температурном листе
2. Обработка пупочной ранки
3. Утренний туалет новорожденного (умывание, обработка глаз, носа, ушей, стрижка ногтей)
4. Гигиеническая ванна для новорожденного и ребенка грудного возраста
5. Подмывание новорожденных и грудных детей
6. Надевание и смена памперсов
7. Пеленание новорожденных и грудных детей
8. Подбор одежды и одевание детей разного возраста
9. Оформление сестринской медицинской документации
10. Разведение смесей для вскармливания грудных детей
11. Контрольное кормление
12. Обработка сосок и бутылочек для детского питания
13. Предстерилизационная подготовка изделий медицинского назначения (зонды, катетеры, перчатки)
14. Пользование кувезом

Исходные знания по теме

-  «Биоэтика»: морально-этические нормы, правила и принципы профессионального поведения, права пациента, умение выстраивать рабочие отношения с членами коллектива.

- «Правоведение: права граждан в области охраны здоровья; понятие врачебной тайны; юридическая ответственность медицинских работников.

- «Латинский язык»: употребление анатомических и гистологических терминов.

- «Психология и педагогика»: психологические особенности взаимоотношений с пациентом, стили и приемы эффективной деловой и межличностной коммуникации, стресс, психологические и психосоматические реакции на него

-  «Анатомия человека»: умение находить и прощупывать на теле живого человека основные костные и мышечные ориентиры,

- Дисциплина «Уход за больными», Учебная практика «Уход за больными взрослыми и детьми терапевтического и хирургического профиля», Производственная практика «Помощник младшего медицинского персонала»: проведение противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения инфекционных заболеваний.

Методические указания по самоподготовке

При подготовке к занятию необходимо проработать рекомендуемую литературу, материал цикловой лекции, методические рекомендации для студентов по теме занятия, в которых есть блок дополнительной информации, найти ответы на контрольные вопросы, проработать алгоритмы выполнения манипуляций, решить тесты, предложенные в методических рекомендациях.

Рекомендуется посещение ЦННПО во внеучебное время для освоения на тренажерах навыков ухода за новорожденными и детьми грудного возраста

Приветствуется подготовка презентаций на темы «Современные средства ухода за новорожденными и детьми грудного возраста», «Воспитание детей грудного возраста».

Возможно подготовка и проведение беседы на тему «Правила кормления ребенка грудью», «Питание кормящей матери».

Рекомендуемая литература

1. Уход за здоровым и больным ребенком. П/ред. Калмыковой А.С. — Уч.пос. для вузов. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.—208 с.

2. Мазурин А.В., Запруднов A.M., Григорьев К.И. Общий уход за детьми. Изд. 3-е. - М., 1998. -292 с.

Дополнительная:

1. Уход и воспитание детей раннего возраста. Мандров С.И. и др.— Учеб.пос.для студентов. Иваново: ГОУ ВПО ИвГМА Росздрава, 2009. — 80 с


БЛОК ИНФОРМАЦИИ ПО ТЕМЕ

 

Уход за пупочной ранкой новорожденного

- новорожден­ных следует прикладывать к груди в течение первых 30 минут одно­временно с процедурой кожного контакта. Аргументация этого метода включает в себя следующие положения:

o контакт «кожа к коже»;

o раннее прикладывание обеспечивает более быстрое включение механизмов секреции молока и более устойчивую последующую лактацию;

o сосание ребенка способствует энергичному выбросу окситоцина и тем самым уменьшает опасность кровопотери у матери, способствует более раннему со­кращению матки;

o смачивание рта и пищеварительного тракта ребенка даже небольшим количе­ством молозива, имеющего самую высокую концентрацию иммуноглобулина А существенно предохраняет ребенка от интенсивного бактериального обсе­менения, уменьшает риск гнойно-септических заболеваний;

o происходит заселение кишечника бифидофлорой, уменьшается длительность фазы физиологического дисбактериоза;

o контакт матери и ребенка оказывает успокаивающее действие на мать, исче­зает стрессовый гормональный фон;

o новорожденный легче адаптируется к внеутробной жизни.

o через механизмы импринтирования способствует усилению чувства мате­ринства, увеличения продолжительности грудного вскармливания;

§ Импринтинг (запечатление) - это психофизиологический механизм, в соответствии с которым впечатление или образ, воспринятые в определенный критический период развития, прочно запечатлеваются в мозге, превращаясь в устойчивую поведенческую программу.

§ Фиксация признаков объектов происходит преимущественно на ранних этапах жизни, чаще всего вскоре после рождения, и возможна лишь в течение определённого, обычно весьма ограниченного, срока — «сенсибильного» (или «критического») периода. Как правило, результат запечатления с очень большим трудом поддаётся дальнейшему изменению («необратимость» результатов запечатления).

§ Термин «Запечатление» в традиционной психологии употребляется в смысле фиксации определённой информации в памяти. Запечатление возможно в достаточно ограниченный (сенсибильный, критический) период времени; совершается очень быстро (по результатам единственной встречи с объектом запечатления); характеризуется необратимостью;происходит без пищевого или иного подкрепления.

- Прикладывание к груди должно осуществляться с первого дня по требованию ребенка, по любому знаку голода или дискомфорта со стороны ребенка. Знаками голода могут быть активные сосательные движения губ или вращательные движения головки с различными звуковыми явлениями. Частота прикладывания к груди определяется потребностью от 8-10 до 12 и более раз.

- Длительность кормления может составлять 20 минут и более. К концу первого месяца жизни частота кормлений снижается до 7-8 раз, и их продолжительность уменьшается.

- Кормление ребенка по требованию способствует тому, что:

o грудное молоко быстрее прибывает;

o ребенок быстрее набирает вес;

o меньше проблем с нагрубанием молочных желез;

o легче приучить ребенка к кормлению грудью.

Техника и правила вскармливания новорожденного ребенка

- перед каждым кормлением мать должна чисто вымытыми руками осторожно обмыть грудь кипяченой водой;

- сцедить несколько капель молока, с которыми удаляются случайные бактерии, легко попадающие в периферические отделы выводных протоков;

- принять удобное для кормления положение; в первые дни после родов мать кормит ребенка, лежа в постели, а с 3-4 дня она садится на низкий стул или табурет, поставив на скамеечку ногу;

- кормящая женщина должна хорошо видеть лицо ребенка, так же как и он должен иметь возможность использовать кормление для изучения лица матери, особенностей ее мимики, глаз;

- необходимо, чтобы при сосании ребенок захватывал в рот не только сосок, но и околососковый кружок, чтобы носовое дыхание было свободным, для чего грудь несколько оттягивается назад вторым и третьим пальцами поддерживающей ее руки;

- по окончании кормления грудь необходимо тщательно обсушить тонкой полотняной тряпочкой, прикрыть сосок стерильной салфеткой, оберегая его от трения и раздражения бельем и одеждой;

- после кормления одной грудью необходимо полностью сцедить остатки молока; при нормальной лактации можно не сцеживать молоко.

- При кормлении грудью между матерью и ребенком устанавливается физиологическое равновесие, то есть ребенок высасывает столько молока, сколько ему необходимо. Физиологическое равновесие обусловлено составом молока в течение кормления. Оно очень хорошо развито у ребенка с шестой недели жизни.

- Процесс сосания ребенком груди полезно рассматривать как два действия: вытягивание груди по форме соски и прижатие вытянутой ареолы языком к небу.

- Если Вы хотите помочь матери в прикладывании ребенка к груди, вы должны посмотреть, как она кормит ребенка.

 

Признаки, определяющие правильное положение ребенка при кормлении

- ребенок всем корпусом повернут к матери и прижат к ней;

- лицо ребенка находится близко от груди;

- рот широко открыт;

- нижняя губа вывернута наружу;

- над верхней губой виден больший участок ареолы, чем  под нижней;

- заметно, как ребенок делает медленные сосательные движения;

- ребенок расслаблен и доволен, в конце кормления наступает состояние удовлетворения;

- мать не испытывает боли в области сосков;

- слышно, как ребенок глотает молоко.

Неправильное положение при кормлении грудью может стать причиной:

- воспаления и трещин сосков;

- неудовлетворительного поступления молока и медленного роста ребенка;

- неудовлетворенности ребенка, постоянно требующего есть;

- нагрубания груди.

Искусственное вскармливание – это кормление ребенка только заменителями женского молока в сочетании с продуктами прикорма.

Адаптированные заменители женского молока могут быть пресными и кисломолочными, сухими и жидкими, готовыми к употреблению: «Малютка 1», «НАН», «Агуша 1», «Хипп 1», «Бона», «Нестожен», «Пилти», «Фрисолак», «Галлия 2», «Энфамил 2». А также адаптированные кисломолочные смеси.

Смешанное вскармливание

В соответствии с принятой в России терминологией «смешанное вскармливание»:

- до введения прикорма – сочетание кормления груд­ным молоком (не менее 150-200 мл) и его искусственными заменителя­ми;

- после введения прикорма – сочетание кормлений грудным молоком (не менее 150-200 мл), его искусственными заменителями или после­дующими формулами и продуктами прикорма.

Основные правила проведения смешанного вскармливания:

- докорм надо давать в действительно необходимом количестве, с таким расчетом, чтобы общий объем и калорийность пищи резко не отличались от средних потребностей ребенка данного возраста;

- для определения объема докорма необходимо учитывать, сколько грудного молока ребенок может получить фактически;

- докорм вводят в постепенно возрастающих количествах, так как дети ран­него возраста иногда реагируют на новую пищу диспепсическими расстройствами.

- докорм дают после кормления грудью

- если докорм по объему невелик, его следует давать чайной ложкой, так как более легкое поступление молока через соску содействует отказу ребенка от груди и в результате этого – быстрому угасанию лактации;

- при докорме из бутылочки соска должна быть достаточно упругой, имитировать сосок матери, отверстие в соске не должно быть слишком большим, чтобы молоко вытекало каплями при опрокинутой вниз горлышком бутылочке;

- если количество докорма составляет ½ суточного рациона, то прикладывать ребенка к груди нужно не менее 3 – 4 раз в сутки, иначе снижается лактация у матери и ребенку угрожает переход на искусственное вскармливание.

Предметы ухода

- стерильное вазелиновое масло;

- стерильная вата;

- соски (6 штук) и эмалированная кастрюля для их кипячения;

- термометры для измерения температуры тела и воды;

- баллончик для клизмы;

- газоотводная трубка;

- грелка;

- ножницы;

- глазные пипетки (2 – 3 штуки);

- свежеприготовленный 5% раствор перманганата калия;

- раствор этилового спирта (70°);

- 3% раствор перекиси водорода;

- раствор фурацилина;

- 5% спиртовой раствор йода или 1% раствор бриллиантового зеленого.

 

Требования к детской комнате

Детская комната должна быть:

- тщательно убрана (при необходимости – отремонтирована) еще до рождения ребенка;

- достаточно светлой;

- освобождена от лишней мебели, а главное — от ковров, открытых книг, картин (перечисленные предметы — коллекторы аллергенной домашней пыли);

- температура воздуха в помещении должна быть в пределах +20-22 °С; ежедневно следует проводить влажную уборку (в летнее время, когда скапливается особенно много уличной пыли, уборка проводится 2 раза — утром и вечером);

- частота проветривания зависит от погодных условий, но не менее 4 раз по 15-20 мин; даже в холодное время года форточку открывают на 10-15 мин несколько раз в день, при этом температура воздуха должна понизиться не менее чем на 2 °С; летом окно (форточку, фрамугу) держат открытыми целый день, затягивая их марлей или сеткой (защита от укусов насекомых);

- вначале во время проветривания ребенка следует выносить в другое помещение, постепенно младенца приучают находиться в комнате и при открытой форточке (при отсутствии сквозняка);

- в этой комнате нельзя стирать, сушить белье, пользоваться предметами бытовой химии и парфюмерными средствами (типа дезодорантов) и, конечно же, курить (даже на балконе; пассивное курение опасно, особенно для детского организма, в связи с большим риском респираторных и аллергических заболеваний).

Требования к кроватке

Кроватка должна быть:

- расположена в светлом месте, но так, чтобы ребенок не находился под прямыми солнечными лучами, рядом с отопительными приборами или на сквозняке;

- стоять головным концом к окну;

- иметь такие боковые стенки, которые свободно пропускали бы воздух (сетчатые, решетчатые);

- изготовлена из материала, который можно мыть и ежедневно протирать;

- на дно кроватки кладут жесткий матрац, который покрывают клеенкой, а затем простынкой;

- в подушке новорожденный не нуждается, он должен лежать на ровной поверхности, под голову кладут пеленку, сложенную в несколько раз, при необходимости (например, при частых срыгиваниях) можно приподнять головной отдел кроватки на 2 – 3 см;

- использовать постельные принадлежности из пуха и пера нельзя, так как они способст­вуют искривлению позвоночника (из-за мягкости), повышают риск перегревания и воз­никновения аллергических реакции;

- не следует пользоваться коляской как кроваткой: она мало проницаема для воздуха, во время прогулки пачкается, а длительный сон в ней способствует перегреванию, искривлению позвоночника и раз­дражению вестибулярного аппарата, что негативно сказывается на ребенке;

- укладывают новорожденного только на бок и ни в коем случае на спину лицом вверх (опасность аспирации при срыгиваниях); укладывать на живот ребенка можно только во втором полугодии жизни (из-за риска расстройства дыхания во сне в первом полугодии);

- рядом с кроваткой необходимо расположить стол для пеленания, тумбочку для предме­тов ухода;

- положение на животе во время сна со второго полугодия считают физиологичным и полез­ным - свободная поза, нет опасности аспирации, профилактика деформаций костной системы, укрепление затылочных и спинных мышц.

Техника пеленания

Оснащение: пеленальный стол, ситцевая пеленка, флане­левая пеленка, под­гузник, хлопчатобумажный кон­верт, байковое одеяло.

- В первые дни при пеленании покрывают руки и голову, со 2 – 3-го дня жизни их оставляют свободными.

- На пеленальном столе расстилают флане­левую пеленку, сверху тонкую ситцевую, а на нее кладут под­гузник, сложенный треугольником.

- Ребенка укладывают так, чтобы верхний край прямоугольных пеленок распола­гался на уровне подмышечных впадин, а широкая часть подгузника – под спиной.

- Нижний конец подгузника проводят между ног ребенка на живот, боковые заворачивают поочередно во­круг туловища.

- Затем оборачивают во­круг туловища сначала один, затем другой край прямоугольной тонкой пеленки, нижний край загибают квер­ху, и концы подворачивают кзади.

- Таким же образом оборачивают и флане­левую пеленку.

- Запеленатого ребенка помещают в хлопчатобумажный кон­верт на байковое одеяло, сложенное в несколько слоев. Если нет конверта, ребенка (в зависимости от времени года) за­вертывают в байковое одеяло или покрывают льняным покрывалом.

- В жаркую погоду ребенка оставляют без покрывала.

Менять пеленки нужно перед кормлением, а также после каждого мочеиспускания и дефекации. Ис­пользованные пеленки нужно обязательно стирать. Нельзя подсушивать мокрые пеленки, так как оставшиеся на них соли раздражают кожу ребенка.

Гигиеническая ванна:

- купание в первые 6 месяцев ежедневное (во втором полугодии — через день).

- срок начала проведения гигиенической ванны определяет врач (до или только после заживления пупочной ранки).

- если купание назначено, но ранка пока полностью не зажила, то в воду добавляют рас­твор перманганата калия до получения слабо-розового цвета (кристаллики предвари­тельно растворяют в отдельной емкости).

- воду кипятят только в том случае, если ее берут из открытых водоемов.

- используют специальную детскую ванночку, предназначенную только для купания ре­бенка, хранят ее в чистом месте, перед использованием моют с мылом, а затем ополаски­вают горячей водой.

- температура воды для купания — 37°С, температура воздуха в помещении — не ниже 22°С.

- купать лучше вечером (в интервале 19-20 час).

- мыло используют не чаще 1-2 раза в неделю (профилактика сухости кожи), намылива­ние производят на «рукавичку», комок ваты или мягкой ткани, на руку (мочалки, губки еще грубы для нежной кожи младенца).

- продолжительность ванны 5-7 мин.

- на последнем этапе проводят обливание водой, температура которой на 1°С ниже тем­пературы воды в ванночке — элемент закаливания;

- обсушивание проводят промокательными движениями, затем обрабатывают естествен­ные складки, пеленают и кормят ребенка.

 

Прогулки

- в летнее время новорожденного можно выносить на прогулку практически сразу после выписки из роддома (на 2-3 день), вначале на 20-40 мин, затем быстро увеличивая время пребывания на свежем воздухе до 6-8 час в день;

- зимой же в средней полосе России детей впервые выносят на улицу в возрасте 2-3 недели при температуре воздуха не ниже - 5 °С, начиная с 15-20 мин и постепенно доводя это время до 1,5-2 часов 2 раза в сутки (подход осуществляют индивидуально, с учетом погоды).

Оценка и регистрация стула.

 

У новорожден­ных первородный кал (меконий), представляющий собой густую вязкую массу темного цвета, отходит к концу пер­вых суток жизни. На вторые-третьи сутки появляется переходный стул, имеющий кашицеобразную кон­систенцию, темноватого цвета, затем устанавливается нормальный стул желтого цвета с кислым запахом (груд­ной стул). Частота стула у новорожденных — 2-6 раз в сутки, у старших детей — 2-4 раза в сутки.

Характер и частота стула зависят от вида вскармлива­ния. При грудном вскармливании стул бывает 3-4 раза в сутки, желтого цвета, кашицеобразный, с кислым запахом. При искусственном вскармливании стул наблюдается реже, 1-2 раза в сутки, более плотный, оформленный, светло-зеленый, иногда серовато-глинистый, по консис­тенции напоминает замазку, с резким запахом.

Жидкий стул может быть при расстройствах пищеваре­ния; цвет кала меняется, появляются патологические при­меси в виде слизи, зелени, крови и т.д.

 

НПР – воспитание

Первые игрушки подвешивают над грудью ребенка не ниже 50 см и их периодически меняют Яркая одноцветная игрушка для подвешивания. Для развития зрительного, сосредоточения. Для разглядывания, лежа на животе

Физическое развитие – тактильный массаж

Неспециальные методы закаливания применяют сразу после рождения ребенка. После рождения ребенок проходит период адаптации к внеутробной среде обитания, который занимает от 1 недели до 1,5-2 месяцев. Неспециальные методы включают подбор одежды ребенка в соответствии с температурой окружающей среды и создание пульсирующего теплового режима в помещении.

Существенное значение имеет правильное одевание ре­бенка, начиная с периода новорожденности. При температуре воздуха +21-22 °С ребенка первых месяцев жизни во время бодр­ствования необходимо одевать в легкую распашонку и бай­ковую кофточку. Ситце­вую или байковую шапочку носят только до 2-недельного воз­раста. Во время бодрствования малыш осуществляет большое количество движений. Уже в возрасте 1 месяца, когда удлиняется период бодрствова­ния, детям можно надевать ползунки, в которых свободно осуществляются движения.

Закаливание воздухом

Воздушная ванна – это первая в жизни ребенка специальная закаливающая про­цедура.

       Проведение воздушных ванн, как и других закаливающих специальных процедур, целесообразно осуществлять в утреннее, либо в вечернее время (в 17-18 часов). Воздушные ванны должны проводиться не ранее, чем через 1,5 часа после еды и не позднее, чем за 30 минут до еды. В это время у ребенка определяются высокие исходные энергетические траты, высокий уровень метаболизма и способ­ность мобилизовать энергетические и пластические ресурсы для осуществления адаптивных реакций. В этот период дня максимально выражены и восстановительные процессы после осуществления двигательной активности и других закаливаю­щих воздействий.

Смена пеленок, переодевание, раздевание новорожденного перед купанием – это первые воздушные ванны, первые закаливающие процедуры. Для грудного ребенка температура воздуха, как в комнате, так и на улице при воздушной ванне должна быть не ниже 220С. После соответствующих тренировок температура при воздушной ванне может быть 20 и 180С.

Воздушные ванны необходимо проводить осторожно; продолжительность их вначале не должна превышать 2 – 3 мин. постепенно время увеличивают

Примерные комплексы закаливающих мероприятий

для детей в зависимости от возраста:

Месяца

1. Температура воздуха в помещении – +22°С.

2. Сон на воздухе при температуре от –10 до +30°C.

3. Воздушная ванна во время пеленания и массажа 5–6 минут.

4. Умывание водой температурой +28°С.

5. Купание при температуре воды +36-

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Анатомо-физиологические особенности новорожденных и детей грудного возраста, имеющие значение для организации ухода.

2. Режим дня и кормлений детей грудного возраста.

3. Приготовление смесей для вскармливания грудных детей

4. Кормление грудных детей из бутылочки.

5. Кормление через зонд.

6. Контрольное кормление.

7. Обработка сосок и бутылочек для детского питания.

8. Уход за кожей и слизистыми оболочками.

9. Обработка пупочной ранки, глаз, ушей, носа, полости. Проведение гигиенической ванны. Подмывание.

10. Пеленание детей, надевание и смена памперсов, подбор одежды и одевание детей.

11. Наблюдение за весом. Взвешивание, измерение длины тела, окружности головы и грудной клетки.

12. Оценка стула и его регистрация в температурном листе.

13. Профилактика деформаций скелета. Правила пользования кувезом.

14. Транспортировка ребенка грудного возраста.

 


ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Вариант 1

Выберите два правильных ответа.

1. ОСНОВНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ГРУДНОГО МОЛОКА

1) отсутствие бифидобактерий

2) стерильность

3) наличие антител

4) высокая калорийность

Выберите один правильный ответ.

2. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ КОРМЛЕНИЯ ГРУДЬЮ НЕ ДОЛЖНА ПРЕВЫШАТЬ

1) 5-10 минут        

2) 10-20 минут     

3) 20-30 минут    

4) 40 минут

Выберите один правильный ответ.

3. КОНТРОЛЬНОЕ КОРМЛЕНИЕ ПРОВОДЯТ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

1) массы тела

2) количества высосанного молока

3) количества прикорма

4) количества докорма

Выберите один правильный ответ.

4. ДЛЯ ОБРАБОТКИ ПУПОЧНОЙ РАНКИ ИСПОЛЬЗУЮТ

1) 25 раствор гидрокарбоната натрия

2) 3% раствор перекиси водорода

3) 5% раствор перманганата калия

4) анилиновые красители

Выберите один правильный ответ.

5. ДЛЯ ОБРАБОТКИ КАТАРАЛЬНОГО ОМФАЛИТА ИСПОЛЬЗУЮТ

1) 3% раствор перекиси водорода, 70% раствор этилового спирта, 5 % раствор перманганата калия

2) 70% раствор этилового спирта и 5 % раствор перманганата калия

3) 2% раствор бриллиантового зеленого и 5% раствор йода

4) стрептоциновой эмульсией

 

Выберите один правильный ответ.

6. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОПРЕЛОСТЕЙ

1) дефекты ухода

2) инфицирование

3) охлаждение                                   

4) перегревание

Выберите один правильный ответ.

7. ОСОБЕННОСТИ УХОДА ПРИ ОПРЕЛОСТЯХ

1) согреть ребенка               

2) провести воздушную ванну       

3) дать обильное питье       

4) обработать кожу нистатиновой мазью

Выберите один правильный ответ.

8. ЭЛЕМЕНТЫ УХОДА ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ПОТНИЦЫ ИСКЛЮЧАЮТ

1) воздушные ванны                 

2) лечебные ванны с крахмалом

3) устранение перегревания       

4) гигиенические ванны

Выберите один правильный ответ.

9. ТАКТИКА МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ ПРИ ОБНАРУЖЕНИИ У НОВОРОЖДЕННОГО РЕБЕНКА ОМФАЛИТА

1) вызов врача, изоляция ребенка

2) вызов врача, обработка пупочной ранки

3) изоляция ребенка, обработка пупочной ранки

4) перевод ребенка в отделение патологии новорожденных

Выберите один правильный ответ.

10. ТЕМПЕРАТУРА ВОДЫ ДЛЯ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ВАННЫ НОВОРОЖДЕННОМУ

1) 34 - 35°С

2) 36 - 37°С    

3) 38 - 39°С     

4) 40 - 41°С

Выберите один правильный ответ

11. НЕОТЛОЖНАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ГИПЕРТЕРМИИ У НОВОРОЖДЕННОГО

1) положить в кувез

2) вызвать врача, раздеть ребенка

3) поить

4) ввести антипиретики

Выберите два правильных ответа.

12. НЕЗАВИСИМЫЕ СЕСТРИНСКИЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВА ПРИ ГНОЙНО-СЕПТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ НОВОРОЖДЕННЫХ

1) введение антибиотиков внутримышечно

2) гигиенический уход

3) введение антибиотиков внутривенно

4) контроль температуры тела

Выберите два правильных ответа.

13. ВВИДУ НЕЗРЕЛОСТИ КОЖИ НОВОРОЖДЕННОГО ОТМЕЧАЕТСЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ СЛЕДУЮЩИХ ЕЕ ФУНКЦИЙ

1) теплорегуляторной

2) выделительной

3) дыхательной

4) чувствительной

Вариант 2

Выберите один правильный ответ.

1. ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ОПРЕЛОСТИ СКЛАДКИ КОЖИ НОВОРОЖДЕННОГО ОБРАБАТЫВАЮТ

1) стерильным растительным или вазелиновым маслом

2) физраствором

3) раствором фурацилина

4) раствором полиглюкина

Выберите один правильный ответ.

2. ПОЛОСТЬ РТА ЗДОРОВОМУ НОВОРОЖДЕННОМУ

1) обрабатывают ватным шариком

2) обрабатывают ватно-марлевым шариком

3) обрабатывают марлевым шариком

4) не обрабатывают

Выберите два правильных ответа.

3. КОРМЛЕНИЕ НОВОРОЖДЕННОГО РЕБЕНКА ЧЕРЕЗ ЗОНД ОБУСЛОВЛЕНО

1) температурой тела

2) отсутствием сосательного рефлекса

3) тяжестью состояния ребенка

4) массой тела

Выберите два правильных ответа.

4. К МЕРОПРИЯТИЯМ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ РАЗВИТИЯ КАНДИДОЗА (МОЛОЧНИЦЫ) У НОВОРОЖДЕННЫХ ОТНОСЯТ

1) раннее прикладывание ребенка к груди матери

2) искусственное вскармливание

3) назначение нистатина

4) использование одноразовых предметов ухода за новорожденными

Выберите два правильных ответа.

5. В УТРЕННИЙ ТУАЛЕТ ГРУДНОГО РЕБЕНКА НЕ ВХОДИТ

1) гигиеническая ванна

2) обработка глаз

3) обработка полости рта

4) обработка носа

Выберите два правильных ответа.

6. К АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИМ ПОКАЗАТЕЛЯМ ОТНОСЯТ

1) массу тела

2) частоту дыхательных движений

3) частоту сердечных сокращений

4) окружность головы

Выберите один правильный ответ.

7. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ГИПЕРТОНУС МЫШЦ-СГИБАТЕЛЕЙ У ГРУДНОГО РЕБЕНКА  СОХРАНЯЕТСЯ ДО ВОЗРАСТА

1) 1-2 месяцев жизни  

2) 5-6 месяцев жизни  

3) 3-4 месяцев жизни  

Выберите один правильный ответ.

8. ЧАСТОТА СЕРДЕЧНЫХ СОКРАЩЕНИЙ У НОВОРОЖДЕННОГО СОСТАВЛЯЕТ В 1 МИНУТУ

1) 80 - 100

2) 150 - 180

3) 120 - 140

4) 100 - 110

Выберите один правильный ответ.

9. ЧИСЛО МОЧЕИСПУСКАНИЙ В СУТКИ В ГРУДНОМ ВОЗРАСТЕ

1) 15 раз

2) 25 раз

3) 10 раз

4) 7 раз

Выберите два правильных ответа.

10. ОСОБЕННОСТИ ДЫХАНИЯ ЗДОРОВОГО НОВОРОЖДЕННОГО РЕБЕНКА

1) поверхностное                       

2) ритмичное

3) глубокое                                 

4) аритмичное

Выберите два правильных ответа.

11. ЦЕЛЬ ПЕРВИЧНОГО ПАТРОНАЖА НОВОРОЖДЕННОГО

1) провести антропометрию       

2) оказать консультативную помощь

3) пригласить в поликлинику     

Выберите один правильный ответ.

12. КОНТРОЛЬНОЕ КОРМЛЕНИЕ РЕБЕНКА ПРОВОДЯТ С ЦЕЛЬЮ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

1) количества высосанного молока      

2) массы ребенка

3) количества выпитой воды                 

4) динамики отеков

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

Задача 1

 

В отделение патологии новорожденных поступил ребенка в возрасте 20 дней. Диагноз при поступлении: Перинатальное поражение ЦНС.

Мать обратилась к постовой медсестре с жалобами на появление беспокойства ребенка.

Палатная медсестра пришла в палату и отметила, что в палате очень душно, форточка закрыта, температура воздуха в 26ºС. Ребенок закутан в байковое одеяло, на голове фланелевая шапочка. Ребенок кричит.

При осмотре кожа гиперемирована, кожная на ощупь, имеется мелкопятнистая сыпь, особенно много сыпи в подмышечных и паховых складках. Ребенок жадно пьет воду.

Задания

1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме.

2. Проведите беседу о правилах ухода за ребенком.

3. Обучите мать проведению воздушной ванны.

Задача 2

Ребенку 1,5 мес. в течение 2 недель находится на лечении в отделении для детей раннего возраста. Диагноз: Перинатальная патология ЦНС.

Мать отмечает, что ребенок стал частот беспокоиться, плохо спит, не выдерживает промежутки между кормлениями, хотя до госпитализации выдерживал 3-3,5 часа между кормлениями. Стул стал более редким – 1-2 раза в сутки, кашицеобразный, без примесей.

Находится на естественном вскармливании, но кормления проводятся беспорядочно. После кормления беспокоен. Жадно пьет воду.

Ребенок от первой беременности, нормально протекавшей. Масса при рождении 3400 г, длина 51 см.

Температура тела – 36,6°С, масса 3500, длина 54 см, кожа бледная, чистая

Задания

1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме.

2. Объясните матери правила контрольного взвешивания.

Задача 3

Ребенок в возрасте 4-х суток находится в палате совместного пребывания ребенка и матери.

В течение нескольких кормлений ребенок очень беспокоится у груди, с трудом захватывает сосок. Мать отмечает, что молока стало очень много, грудные железы плотные. Не может сцедить молоко. Роды первые, срочные, без особенностей.

Состояние ребенка удовлетворительное. Кожа и слизистые чистые. Стул переходный. Рефлексы новорожденных выражены хорошо. Из бутылочки жадно сосет сцеженное грудное молоко. Грудные железы у матери плотные, горячие на ощупь, хорошо выражена сосудистая сеть.

Задания

1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме.

2. Расскажите о подготовке матери и ребенка к кормлению.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ

2 курса педиатрического факультета по подготовке к практическому занятию

 

Тема занятия. «Особенности наблюдения и ухода за детьми грудного возраста».

Мотивация изучения темы (распространенность заболевания, актуальность изучения данной нозологической формы)

Цель занятия. Познакомить студентов с особенностями наблюдения и ухода за детьми грудного возраста, что будет способствовать формированию у студентов знаний, умений и навыков в соответствии с компетенциями ОК-1, ПК- 7, 29.

В результате изучения темы студент должен знать

1. Анатомо-физиологические особенности новорожденных и детей грудного возраста, имеющие значение для организации ухода.

2. Режим дня и кормлений детей грудного возраста.

3. Приготовление смесей для вскармливания грудных детей

4. Кормление грудных детей из бутылочки.

5. Кормление через зонд.

6. Контрольное кормление.

7. Обработка сосок и бутылочек для детского питания.

8. Уход за кожей и слизистыми оболочками.

9. Обработка пупочной ранки, глаз, ушей, носа, полости. Проведение гигиенической ванны. Подмывание.

10. Пеленание детей, надевание и смена памперсов, подбор одежды и одевание детей.

11. Наблюдение за весом. Взвешивание, измерение длины тела, окружности головы и грудной клетки.

12. Оценка стула и его регистрация в температурном листе.

13. Профилактика деформаций скелета. Правила пользования кувезом.

14. Транспортировка ребенка грудного возраста.

Практические умения

 

1. Оценка стула и регистрация данных в температурном листе
2. Обработка пупочной ранки
3. Утренний туалет новорожденного (умывание, обработка глаз, носа, ушей, стрижка ногтей)
4. Гигиеническая ванна для новорожденного и ребенка грудного возраста
5. Подмывание новорожденных и грудных детей
6. Надевание и смена памперсов
7. Пеленание новорожденных и грудных детей
8. Подбор одежды и одевание детей разного возраста
9. Оформление сестринской медицинской документации
10. Разведение смесей для вскармливания грудных детей
11. Контрольное кормление
12. Обработка сосок и бутылочек для детского питания
13. Предстерилизационная по

Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.322 с.