Основные угрозы начала гонки вооружений в космосе — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Основные угрозы начала гонки вооружений в космосе

2020-11-02 122
Основные угрозы начала гонки вооружений в космосе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Преследование экономических и военных интересов, стремление к развитию высоких технологий, а также получение престижа, привели к тому, что сегодня более 30 стран реализуют собственные программы космической деятельности, около 20 стран располагают собственной научной и производственной базой для создания космических аппаратов. В целом около 150 стран мира используют отдельные космические технологии. И еще более велико число стран стремящихся использовать космические технологии в военных или двойного назначения целях.[136]

С начала космической эры мировым сообществом наработан определенный договорно-правовой задел направленный на предотвращение гонки вооружений в космосе, определены меры обеспечения безопасности гражданских и военных космических полетов и космической деятельности. Сделанное, однако, не получило никакого продолжения за последнее десятилетие мировой дипломатии, в том числе в отношениях между США и Россией.[137] Несмотря на заявленные цели построения партнерских отношений, администрация США отказывалась от заключения каких-либо формальных соглашений с Россией в сфере международной безопасности. Более всего это относилось к космическим средствам, где США традиционно стремится сохранить превосходство. Практически все последние 55 лет, прошедшие после запуска первого ИСЗ, США неизменно отрицательно относились к любым инициативам по предотвращению размещения оружия в космическом пространстве. Редкое исключение составляли лишь предложения, которые способствовали сохранению космоса мирным пространством, но только в том случае, если они отвечали их национальным интересам.[138] Имевшие место в последние годы попытки на международном уровне принять правовые нормы, ставящие новые препятствия на пути гонки вооружений в космосе не увенчались значительным успехом. Принятая после долгих дискуссий в 2002 г. Резолюция 57 Генеральной Ассамблеи ООН «Предотвращение гонки вооружений в космическом пространстве» содержала слишком компромиссные и мало к чему обязывающие положения. В ней содержался лишь общий призыв «активно содействовать достижению цели мирного использования космического пространства и предотвращения гонки вооружений в космическом пространстве».[139]

Внесенный в 2008 г. на рассмотрение ООН российский проект Договора о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве, применения силы или угрозы силой в отношении космических объектов также содержит в себе лишь одну «ограничительную статью» – ст. II. Она слово в слово повторяет фразеологию части ст. IV документа 1967 г. – Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (27 января 1967 г.). Только если в Договоре 1967 г. речь шла об обязательствах не выводить на орбиту ОМУ (оружие массового поражения), то теперь это же повторено в отношение «любых видов оружия». Международно-правового прорыва в предотвращении гонки космических вооружений данному проекту произвести не удалось. [140]

Как и следовало ожидать, США сразу отвергли возможность договора «о неразмещении оружия в космосе». Пресс-секретарь Белого дома Д. Перино заявила, что «Соединенные Штаты выступают против соглашений или режимов, которые вводят ограничения или запрет на доступ в космическое пространство». По ее словам, контролировать соблюдение договора подобного рода было бы невозможно. Лучшим способом нераспространения оружия в космосе, по мнению американской администрации, было бы «поддержание диалога, направленного на повышение прозрачности в этой сфере и проведение мероприятий, целью которых было бы усиление доверия между заинтересованными странами».[141]

Также был ЕС был разработан проект кодекса поведения при осуществлении космической деятельности (КПК) позиционирующийся как необязательный свод правил, которых следует придерживаться участникам космической деятельности, чтобы «повысить безопасность, защищенность и устойчивость космической деятельности». Проект КПК поддерживается США и Японией. Однако результаты анализа проекта документа при наличии неоднозначных формулировок и оговорок по всему тексту ставят под сомнение соответствие текста заявленной цели КПК. По итогам четвертого и итогового раунда открытых консультаций по КПК, состоявшихся в августе 2015 г. в Нью-Йорке российская сторона совместно с партнерами по БРИКС и другими заинтересованными развивающимися странами заблокировала дальнейшее продвижение проекта КПК, незаконность процедуры согласования которого, равно как и отдельные положения в предложенном тексте нарушают основополагающие принципы международного космического права. Российская сторона выступает за необходимость вынесения проекта КПК на уровень Комитета ООН по космосу, что позволит обеспечить максимально широкую открытую дискуссию и привлечь большее число сторонников, чем на встречах в предлагаемом ЕС формате. Кроме того, российская сторона выступает за необходимость изучения при работе над проектом КПК всего спектра проблем современной космической деятельности в совокупности.[142] История переговоров по космическому оружию (в том числе по противоспутниковым системам и космическим системам ПРО) в предыдущие десятилетия продемонстрировала трудность проведения договорно-правового ограничения космических военных систем.

К настоящему времени политическая обстановка для таких переговоров и соглашений стала менее благоприятной из-за ликвидации многих догoворов в том числе: Договор по ПРО[143], ДРСМД[144], ДОВСЕ[145] и других. Остается неясной судьба Договора 2010 года о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений, срок действия которого истекает в 2021 году.[146]

Принимая во внимание анализ политики таких космических держав, как России, США, Китай, Индия и некоторых других, можно сделать вывод, что фактически все страны готовятся к грядущей гонке вооружений. Происходит активное развитие космических программ и технологий, в том числе военных, создаются военно-космические командывания. Европейские инициативы не имеют никаких обязывающих пунктов и не ликвидируют пробелы в законодательстве, что делает их бессмысленными. Россия и страны БРИКС отказываются ратифицировать такие соглашения. США при поддержке Израиля, Грузии, Украины, отказываются ограничивать себя юридическими договоренностями, что делает невозможным заключение каких-либо серьезных международных договоров. Обострение ситуации на Ближнем Востоке, прекращение действия важнейших договоров, делают проблематичным переговорный процесс по космосу. Все это наталкивает на вывод о скором начале гонки вооружений в космосе, как самой юридически незащищенной сферой действий.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.