Глава I. Андроновская культурно-историческая общность — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Глава I. Андроновская культурно-историческая общность

2020-11-02 258
Глава I. Андроновская культурно-историческая общность 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

 

На огромных просторах Европы и Азии, на рубеже III и начале II тысячелетия до н.э. создались условия, благоприятствующие развитию бронзолитейного дела. Успехи скотоводства, которыми отмечена вторая половина III тыс. до н.э. во многих областях евразийского континента вела к значительному изменению всей общественной структуры живших на этой территории племен. Устои матриархально-родовых отношений были подорваны, создались возможности для широкого накопления племенами богатств, в виде скота.

Бронзовый век у племен Европы и Средней Азии в основном совпадает со II тысячелетием до н.э., но у большинства из них он продолжается еще и в начале I тысячелетия до н.э. В течение этого времени развивались патриархально-родовые отношения с господствующим положением мужчин в семье и роде. Экономической основой этих изменений было усиление значимости скотоводства, а также общий объем производительных сил и, прежде всего развитие металлургии. Немаловажную роль в этом процессе сыграло и постепенное распространение плужного земледелия, признаки которого в бронзовом веке становятся все более многочисленными; по мере дальнейших успехов археологической науки об этом можно говорить все с большей уверенностью. Родовые общины, возглавляемые старейшинами-главами патриархальных семей, были объединены в это время в многолюдные племена, занимающие обширные территории, отделенные от территорий других племен лесами, реками, озерами. Во главе племен стояло народное собрание мужчин-соплеменников. Однако с увеличением численности племен и, особенно с образованием объединений нескольких племен, собрание теряет свой первоначальный характер. В нем теперь участвуют лишь члены ближайших к месту собрания родовых общин. Остальных представляют старейшины и военные предводители. Процесс имущественной дифференциации способствует усилению родовой знати и ее обособлению от массы соплеменников. Постепенно в руках знати сосредотачивается и экономическая сила, и богатства, и власть, а также отправление религиозных обрядов.

На фоне этих грандиозных событий происходивших в эпоху бронзы наша страна выглядит, мягко говоря, малоизученной. Бронзовый век на территории Кыргызстана охватывает период с II тысячелетия до н.э. по IX-VIII вв. до н.э., и характеризуется сосуществованием двух основных культур - чустской и андроновской. Обе они получили свое название по местам первых находок (Андроново близ Ачинска, Чуст Ферганская долина). Носителями последней, были родственные племена проживавшие на огромной территории Приуралья, Южной Сибири, Казахстана, и значительной части Средней Азии. В дальнейшем основное внимание будет уделено именно этой культуре, поскольку постольку чустская культура является культурой местного масштаба, андроновская же является культурой обще евразийского масштаба. Рассматривая андроновскую культуру, памятники которой широко распространенны на территории КР, можно сказать о запущенности местной археологии в этой области. Начиная с 70-х годов, не проводилось никаких исследований, публикаций и т.п. это напрямую отразилось на состоянии источниковедческой базы бронзового века в целом.

Одной из самых актуальных проблем в археологии КР, по моему мнению, является заполнение так называемых "белых пятен" в истории нашей страны. Никому не секрет, что в истории Кыргызстана не разработаны проблемы палеолита, неолита, энеолита (кстати, надо отметить, памятников которого вообще не обнаружено, кроме возможно наскальных изображений Саймалы-Таша) и раннебронзового века - целые тысячелетия нашей истории не стали достоянием науки. В связи с этим, мне кажется актуальным поднятие этого вопроса на государственном уровне. Ведь нам известно, мы, кыргызы говорим, что являемся, чуть ли не самым древним народом Средней Азии. А доказать это следует на деле. В настоящее время назрела необходимость в комплексных исследованиях (разведка, стационарные полевые и кабинетные исследования), и дальнейшее их освещение в научных трудах. Это предопределяется, во-первых, накоплением достаточного количества материала по Кыргызстану, требующего к себе особого внимания, во-вторых, успехами зарубежных исследователей в этой области, в-третьих, с возникшей потребностью пересмотра старых данных на фоне открытий последних десятилетий, ну, пожалуй, основной проблемой - возрождением кыргызской археологии.

Таким образом, основная цель данной работы раскрыть реальную картину изученности бронзового века в Кыргызстане и перспективность дальнейших исследований в этой области, а также введение в научный оборот материалов, хранящихся в фондах музея-лаборатории КГНУ.


Дореволюционный

 

Этот этап сводился к накоплению и фиксации археологического материала, но далее высказываний различного рода предположений дело не шло. На этом этапе интерес исследователей к памятникам бронзового века носил чисто описательный характер. Самые первые сведения о памятниках интересующего нас времени на территории Кыргызстана были связаны с отдельными находками бронзовых изделий и кладов. Так, в 1884 году на берегу Тюпского залива был найден клад, состоящий из четырех предметов. Который затем был передан Н.Н. Пантусовым в Археологическую комиссию. О находках медных изделий на побережье Иссык-Куля упоминает в своем отчете о поездке в Среднюю Азию в 1893-1894 гг.В. В. Бартольд. По его словам, переселенцы с. Преображенского (Тюп) на берегу и прибрежных водах Иссык-Куля находили различные медные орудия: наконечники стрел, копий, топоры, серпы и т.д. [1]Всего в нашей стране было найдено 9 кладов, датируемых финалом эпохи бронзы. Краткое их описание дается в книге "Клады в Кыргызстане мифы и реальность"[2].

 

Заключение

 

Таким образом, к настоящему времени можно считать окончательно установленным факт наличия памятников культуры бронзового века на территории Кыргызстана. Исследователи указали также черты, составляющие ее своеобразие. Источниковедческая база представлена достаточно разнообразно и хронологически широко: поселения, наскальные рисунки, погребения, горные выработки и случайные находки, датируемые от раннего до позднего этапа эпохи бронзы. Единственным минусом является отсутствие комплексов.

Эпоха энеолита на территории нашей страны пока неизвестна, за исключением наскальных изображений Саймалы-Таша.

Эпоха ранней бронзы - погребение у с. Пригородное, в зоне затопления Камбаратинской ГЭС, могильники Таш-Тюбе II и Таш-Башат.

Эпоха поздней бронзы (начало I тыс. до н. э) - многочисленные случайные находки на трассе БЧК, могильники Кеклик-Сай, Бурмачап, Джазы-Кечу, Джал-Арык, клады Сукулукский, Шамшинский и т.д.

Материалы из перечисленных памятников позволили исследователям дать более или менее подробную характеристику культуры скотоводческого населения бронзового века Кыргызстана. Причем, при всей бесспорной близости ее к культурам степного облика Южной Сибири, Урала и Казахстана, она все же тяготеет, по моему мнению, больше к последней. Но до сих пор окончательно не решен вопрос о том, существовала ли здесь самостоятельная культура в эпоху раннебронзового века. В этом отношении более ясна ситуация для позднего этапа бронзы, когда на территории Кыргызстана были распространены памятники локального варианта андроновской культуры. Если смотреть на состояние археологии бронзы Кыргызстана с точки зрения ее места в общей археологической проблематики края, за последнее тридцатилетие, то этот период является одним из наименее изученных. В настоящее время представляется актуальным возобновить разработку проблем, связанных с бронзовым веком Кыргызстана. Это предопределяется, с одной стороны, расширением источниковедческой базы по бронзе с территориями интересующего нас региона (что не нашло пока должного отражения в литературе), с другой успехами в изучении археологии эпохи бронзы сопредельных областей Южной и Восточной Сибири, Прибайкалья, Центральной Азии, Казахстана и др. Из числа ранее поставленных задач, по-прежнему остается, задача классификации и типологии многочисленного материала эпохи поздней бронзы кстати, по Кыргызстану, какой либо классификации памятников эпохи бронзы не проводилось (кроме возможно Е.Е. Кузьминой и Н.А. Аванесовой, но эти монографии были посвящены Азиатскому региону в целом).33 К тому же классификации выше указанных авторов касались лишь металлических изделий, и не являлись достаточно полными, как, например, осуществленная Табалдиевым К.Ш. По материалам тюркского времени, которая дала интересные материалы.34 Кроме того, до сих пор не решен вопрос о становлении скотоводства и его развитии интересующего нас региона, т.к скотоводство, по мнению многих исследователей, возникло в эпоху раннего металла.35

Таким образом, встает задача, поиска памятников этого времени и выяснения по их материалам характера становления скотоводческого хозяйства. В настоящее время принято считать, что Кыргызстан входит в большую историко-культурную область, известную под названием Средняя Азия. Известно также и то, что с эпохи поздней бронзы она входила в большой Центральноазиатский массив, населенный кочевым и полукочевым скотоводческим населением. Однако до сих пор не ясно, к какому времени уходят истоки и какова динамика процесса развития населения от неолитических племен к скотоводческим племенам позднебронзового века.

В связи с такой постановкой вопроса было бы весьма интересно проследить, как соотносился факт сосуществования в эпоху бронзы двух самостоятельных культур - чусткой и андроновской. Тем самым можно будет проследить развитие различающихся экономической основой и культурно-бытовыми особенностями двух этнических групп.

Рассмотрение перечисленных выше аспектов проблемы бронзового века Кыргызстана позволит более определенно вести речь о ранних этапах этнической истории населения нашей страны.

Разумеется, имеющихся материалов пока недостаточно. Нужны новые исследования с широким хронологическим охватом. Назрела необходимость в полевых и кабинетных исследованиях по бронзовому веку Кыргызстана. Это способствовало бы разработке многих вопросов, связанных с хозяйственной, культурной и этнической историей древнего населения не только Средней, но и Центральной Азии, а также Восточной, Южной и Западной Сибири.


Список использованной литературы

 

1. Аванесова Н.А. Культура пастушеских племен эпохи бронзы Азиатской части СССР. Ташкент 1991.

2. Археологическая карта Тонской длины // Археологические памятники Прииссыкулья. Фрунзе, 1975..

3. Бартольд В.В. Отчет о поездке в Среднюю Азию // Избранные труды по истории кыргызов и Кыргызстана. Бишкек, 1996.

4. Бернштам А.Н. Археологический очерк Северной Киргизии. - Фрунзе, 1941.

5. Бернштам А.Н. Историко-культурное прошлое Северной Киргизии по материалам БЧК. Фрунзе 1943.

6. Бернштам А.Н. Археологические контуры Тянь-Шаня и Алая. // Изв. Кирг. ФАН СССР, 1945, Вып.2-3.

7. Бернштам А.Н. Из истории Восточной Ферганы и Алая. Краткий отчет арх. экспед. 1946 г. // Изв. Кирг. ФАН СССР, 1947, Вып.6.

8. Бернштам А.Н. Основные этапы истории и культуры Семиречья и Тянь-Шаня. // СА.,XI, 1949.

9. Бернштам А.Н. Историко-археологические очерки Центрального Тянь-Шаня и Памиро-Алая. МИА № 26, М. - Л., 1952.

10. Бернштам А.Н. Из итогов археологических работ на Тянь-Шане и Памиро-Алае. КСИИМК, Вып.28, 1949.

11. Бернштам А.Н. Каменные изображения Саймалы-Таша // Избр. тр. По Археологии и истории кыргызов и Кыргызстана, Т-I, Бишкек, 1997.

12. Галочкина Н.Г. Новые данные об исследованиях памятников эпохи бронзы // Кетмень-Тюбе, Фрунзе 1977.

13. Галочкина Н.Г. Стром А.А. Памятник эпохи бронзы в зоне затопления Камбаратинской ГЭС-2 // Некоторые вопросы археологии и этнографии Кыргызстана. - Бишкек 1991.

14. Герасимов М.М., Черных Е.Н. Раскопки Фофанского могильника. М., 1974.

15. Глушков И.Г. Керамика как археологический источник. Новосибирск, 1996.

16. Грязнов М.П. Погребение бронзовой эпохи в западном Казахстане. Сб. "Казаки", Вып. II, Л., 1927.

17. Грязнов М.П. Казахстанский очаг бронзовой культуры. Сб. "Казаки", Вып.15.Л., 1930.

18. Зданович Г.Б. Бронзовый век Урало-Казахстанских степей. Свердловск 1988.

19. Зимма Б.М. Очаг андроновской культуры в Северной Киргизии - ТИИЯЛ Кирг. ФАН СССР, Вып. II. Фрунзе 1948.

20. Иванов П.П. Материалы по археологии котловины Иссык-Куля. // Тр. Института Истории. Вып. III, - Фрунзе, 1957.

21. История Киргизской ССР. Т-I. Фрунзе, 1968.

22. История Киргизской ССР. Т-I. Фрунзе, 1984.

23. Кожембердиев К. Галочкина Н.Г. Изв. А.Н. Киргизской ССР серия общественных наук, Т-II Фрунзе 1960.

24. Кожембердиев К. Галочкина Н.Г. Изв. А.Н. Киргизской ССР. серия общественных наук, Т-II Фрунзе 1960.

25. Кожембердиев К. Галочкина. Работы в долине Кетмень-Тюбе // Археологические открытия 1968 года. М., 1969.

26. Кожембердиев К. Галочкина Н.Г. (УСА) Вып.1., Л., 1972.

27. Кожембердиев К. Галочкина. Успехи среднеазиатской археологии вып.1., Л., 1972.

28. Кожембердиев К. Основные этапы истории культуры Кетмень-Тюбе // Кетмень-Тюбе, Фрунзе 1977.

29. Кожемяко П.Н. Погребения эпохи бронзы в Киргизии. Изв. АН Кирг. ССР серия общественных наук. Том II, Вып.3 (история).

30. Кузьмина Е.Е. Металлические изделия энеолита и бронзового века в Средней Азии. САИ (Вып 4-9).М., 1966.

31. Кузьмина Е.Е. Древнейшие скотоводы от Урала до Тянь-Шаня. Фрунзе, 1986.

32. Максименков Г.А. Андроновская культура на Енисее. Л., 1978.

33. Семенов Вл.А. Многослойная стоянка Тоора-Даш на Енисее (К проблеме периодизации культур эпох неолита и бронзы Тувы) // Древние культуры Евразийских степей. Л., 1983.

34. Курганы средневековых кочевников Центрального Тянь-Шаня. Бишкек, 1996.

35. Тереножкин А.И. Археологические разведки по р. Чу в 1929 г. - ПИДО, 1935, № 5-6.

36. Труды института истории вып. II. Фрунзе 1956.

 


Список сокращений

 

Изв. АН Кирг. ССР - Известия Академии наук Киргизской ССР.

Кирг. ФАН - Киргизский Филиал Академии Наук СССР.

КСИИМК - Краткие сообщения Института истории материальной культуры.

МИА - Материалы и исследования по археологии СССР.

ПИДО - Первобытная история докапиталистических обществ.

СА - Советская Археология.

САИ - Свод археологических источников.

Сб. - Сборник.

ТИИЯЛИ - Труды Института языка, литературы и истории Кирг.

ФАН СССР.

УСА - Успехи среднеазиатской археологии.


[1] Бартольд В. В. Отчет о поездке в Среднюю Азию// Избранные труды по истории кыргызов и Кыргызстана. Бишкек, 1996.

[2] Мокрынин В. Плоских В. Клады в Кыргызстане мифы и реальность. Бишкек, 1992.

[3] Тереножкин А. И. Археологические разведки по р. Чу в 1929 г. ПИДО, 1935, № 5-6, С. 5-6

[4] Зимма Б. М. Очаг андроновской культуры в Северной Киргизии – ТИЯЛИ Кирг.ФАН СССР, Вып. II. Фрунзе 1948.

[5] Бернштам А.Н. Историко-культурное прошлое Северной Киргизии по материалам БЧК. Фрунзе 1943.

[6] Бернштам А.Н. Из итогов археологических работ на Тянь-Шане и Памиро-Алае. КСИИМК, Вып.28, 1949, С.54-66. Он же Археологические контуры Тянь-Шаня и Алая. // Изв. Кирг.ФАН СССР, 1945, Вып. 2-3, С.59-68. Он же Основные этапы истории и культуры Семиречья и Тянь-Шаня. // СА.,XI, 1949, С.337-384.

[7] А.Н. Бернштам Из истории Восточной Ферганы и Алая. Краткий отчет арх. экспед. 1946 г.// Изв.Кирг.ФАН СССР, 1947, Вып. 6, С.115-119.

[8] А.Н. Бернштам Каменные изображения Саймалы-Таша// Избр. тр. По Археологии и истории кыргызов и Кыргызстана, Т-I, Бишкек, 1997. С. 388-407.

[9] Кузьмина Е. Е. Металлические изделия энеолита и бронзового века в Средней Азии. САИ (Вып 4-9). М.,1966.

[10] Аванесова Н. А. Культура пастушеских племен эпохи бронзы Азиатской части СССР. Ташкент 1991. С. 10

[11] Труды института истории вып.II. Фрунзе 1956.

[12] Иванов П. П. Материалы по археологии котловины Иссык-Куля.//Тр. Института Истории. Вып. III, - Фрунзе, 1957. С. 66.

Введение

 

На огромных просторах Европы и Азии, на рубеже III и начале II тысячелетия до н.э. создались условия, благоприятствующие развитию бронзолитейного дела. Успехи скотоводства, которыми отмечена вторая половина III тыс. до н.э. во многих областях евразийского континента вела к значительному изменению всей общественной структуры живших на этой территории племен. Устои матриархально-родовых отношений были подорваны, создались возможности для широкого накопления племенами богатств, в виде скота.

Бронзовый век у племен Европы и Средней Азии в основном совпадает со II тысячелетием до н.э., но у большинства из них он продолжается еще и в начале I тысячелетия до н.э. В течение этого времени развивались патриархально-родовые отношения с господствующим положением мужчин в семье и роде. Экономической основой этих изменений было усиление значимости скотоводства, а также общий объем производительных сил и, прежде всего развитие металлургии. Немаловажную роль в этом процессе сыграло и постепенное распространение плужного земледелия, признаки которого в бронзовом веке становятся все более многочисленными; по мере дальнейших успехов археологической науки об этом можно говорить все с большей уверенностью. Родовые общины, возглавляемые старейшинами-главами патриархальных семей, были объединены в это время в многолюдные племена, занимающие обширные территории, отделенные от территорий других племен лесами, реками, озерами. Во главе племен стояло народное собрание мужчин-соплеменников. Однако с увеличением численности племен и, особенно с образованием объединений нескольких племен, собрание теряет свой первоначальный характер. В нем теперь участвуют лишь члены ближайших к месту собрания родовых общин. Остальных представляют старейшины и военные предводители. Процесс имущественной дифференциации способствует усилению родовой знати и ее обособлению от массы соплеменников. Постепенно в руках знати сосредотачивается и экономическая сила, и богатства, и власть, а также отправление религиозных обрядов.

На фоне этих грандиозных событий происходивших в эпоху бронзы наша страна выглядит, мягко говоря, малоизученной. Бронзовый век на территории Кыргызстана охватывает период с II тысячелетия до н.э. по IX-VIII вв. до н.э., и характеризуется сосуществованием двух основных культур - чустской и андроновской. Обе они получили свое название по местам первых находок (Андроново близ Ачинска, Чуст Ферганская долина). Носителями последней, были родственные племена проживавшие на огромной территории Приуралья, Южной Сибири, Казахстана, и значительной части Средней Азии. В дальнейшем основное внимание будет уделено именно этой культуре, поскольку постольку чустская культура является культурой местного масштаба, андроновская же является культурой обще евразийского масштаба. Рассматривая андроновскую культуру, памятники которой широко распространенны на территории КР, можно сказать о запущенности местной археологии в этой области. Начиная с 70-х годов, не проводилось никаких исследований, публикаций и т.п. это напрямую отразилось на состоянии источниковедческой базы бронзового века в целом.

Одной из самых актуальных проблем в археологии КР, по моему мнению, является заполнение так называемых "белых пятен" в истории нашей страны. Никому не секрет, что в истории Кыргызстана не разработаны проблемы палеолита, неолита, энеолита (кстати, надо отметить, памятников которого вообще не обнаружено, кроме возможно наскальных изображений Саймалы-Таша) и раннебронзового века - целые тысячелетия нашей истории не стали достоянием науки. В связи с этим, мне кажется актуальным поднятие этого вопроса на государственном уровне. Ведь нам известно, мы, кыргызы говорим, что являемся, чуть ли не самым древним народом Средней Азии. А доказать это следует на деле. В настоящее время назрела необходимость в комплексных исследованиях (разведка, стационарные полевые и кабинетные исследования), и дальнейшее их освещение в научных трудах. Это предопределяется, во-первых, накоплением достаточного количества материала по Кыргызстану, требующего к себе особого внимания, во-вторых, успехами зарубежных исследователей в этой области, в-третьих, с возникшей потребностью пересмотра старых данных на фоне открытий последних десятилетий, ну, пожалуй, основной проблемой - возрождением кыргызской археологии.

Таким образом, основная цель данной работы раскрыть реальную картину изученности бронзового века в Кыргызстане и перспективность дальнейших исследований в этой области, а также введение в научный оборот материалов, хранящихся в фондах музея-лаборатории КГНУ.


Глава I. Андроновская культурно-историческая общность

 

В основном андроновская культура в Кыргызстане представлена погребениями, поселениями, кладами, наскальными рисунками и горными выработками. Андроновская культурно-историческая общность - одно из самых крупных археологических явлений Евразийских степей.

Западная граница распространение андроновских памятников проходит по р. Урал, восточная - по крупной Сибирской речной артерии Енисею. Северная граница совпадает с линией лесов Западной Сибири, а южная подходит к подножьям горных систем Памира, Тянь-Шаня, Тарабагатая, Алтая. Территория, которую занимало андроновское население, протянулось с запада на восток 3000км, а в меридиальном направлении - более чем на 1500км.

Население андроновской культурно-исторической общности занимало четыре ландшафтные зоны в их современных границах - лесостепь, степь, полупустыни, пустыни. Первым кто выделил андроновскую, культуру это был С.А. Теплоухов, автор первой научной классификации археологических памятников Минусинской котловины. Он поместил ее между афанасьевской и карасукской культурой и обосновал ее хронологические рамки: первая половина II тыс. - начало I тыс. до н.э.

Открытие и изучение Андроновской культуры на Южном Урале связано с работами К.В. Сальникова, который в 1948 разделил памятники Андроновской культуры на три хронологических этапа: Федоровский, Алакульский и Замараевский. Эта трехчленная периодизация андроновских древностей сохранила свое значение и в настоящее время (Табл. I).

 

Табл. I.

Федоровский Алакульский Замараевский
XVII-XV вв. до н.э. XIV-XI вв. до н.э. XII-VIII вв. до н.э.

Первые два были выделены по особенностям керамики и погребального обряда. Федоровская керамика, как правило, горшечной формы. Поверхность сосудов заглажена и покрыта геометрическим орнаментом, выполненным оттисками мелкозубчатого штампа. Преобладают захоронения, совершенные по обряду кремации. Могилы окружены оградками из камня. Алакульские курганы встречаются с каменными оградками и без них. Умершие укладывались в могилы в позе адорации (в скорченном положении, кисти рук перед лицом). Глиняная посуда представлена горшками и банками. Часто встречаются сосуды, имеющие характерный уступ в месте перехода шейки сосуда в его плечико.

Завершающий этап Андроновой культуры К.В. Сальников выделил на материалах Замараевского поселения в Курганской области. Его гипотеза использовалась в оценке и др. регионов, где были выявлены памятники. Андроновской культуры. В 60-е гг. XX в. появились предположения (Э.А. Федорова-Давыдова, В.С. Стоколос) о том, что федоровский и алакульский этапы представляют собой самостоятельные, но синхронные, историко-культурные явления. Работами Е.Е. Кузьминой, Т.М. Потемкиной, Г.Б. Здановича и др. обосновано выделение культур предандроновского и раннеандроновского времени, уточнены вопросы периодизации, этнокультурного родства и исторических судеб их носителей. В конце 40-х годов, датировал андроновские памятники Грязнов М.П., также как и Тальгрен он датировал их 1400 - 1100 гг. до н.э. Максимова, предложила двучленную периодизацию, выделив, ранний и поздний периоды (Табл. II).\

 

Табл. II.

Ранний Поздний
Синхронен Федоровскому Синхронен Карасукскому

 

Термин "Андроновская культура", применяется ныне преимущественно к памятникам федоровского типа, локализующихся в лесостепной и лесотаежной зоне Зауралья и Южной Сибири. Алакульская же культура рассматривается как самостоятельная, занимающая степные и частично лесостепные районы Южного Урала, Казахстана, Западной Сибири и Семиречья. Основой хозяйства населения федоровской и алакульской культур, судя по археологическим материалам, являлось скотоводство (КРС и МРС, лошади). Большинство современных ученых (Зданович, Кузьмина, Потемкина) связывают происхождение алакульской культуры с местными урало-сибирскими племенами, носителями так называемой петровско-синташтинской культуры, испытавшими заметное этнокультурное воздействие со стороны населения восточноевропейских степей. Наиболее яркими памятниками Андроновской культуры на Южном Урале, являются культурные комплексы Аркаим, Синташта, Устье в Челябинской области. Историко-лингвистические исследования обосновали принадлежность алакульского населения к кругу индоевропейских народов. На территории современного Башкортостана осуществлялись контакты между западной - срубной и восточной - андроновской культурно-историческими областями. Результатом этих контактов явилось образование этнокультурного компонента, ставшего основой для формирования в приуральских степях кочевников эпохи раннего железного века.



Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.05 с.