Комплексная дополнительная общеразвивающая программа — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Комплексная дополнительная общеразвивающая программа

2020-10-20 85
Комплексная дополнительная общеразвивающая программа 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Комплексная дополнительная общеразвивающая программа

«Класс будущих полицейских»

социально-педагогической направленности

разноуровневая

 

Возраст учащихся: 14 - 17 лет

Срок реализации: 2 года

 

Авторы-составители:

Козлова Татьяна Сергеевна,

педагог дополнительного образования;

Козлов Сергей Петрович,

педагог дополнительного образования

 

 

г. Щелково

2020 год

Пояснительная записка

Профессиональная ориентация школьников – одна из важнейших задач дополнительного образования. Работа в полиции требует от ее сотрудника набора определенных моральных и физических качеств, формировать которые нужно уже в школьные годы.

Изучение права в нынешних социально-экономических и политических условиях, знание его приобретает все более ощутимую жизненную значимость. Россияне приходят к пониманию того, что, только знание законов сможет защитить их в меняющемся обществе, поможет отстаивать свои права и законные интересы. Одна из задач образования – снабдить молодое поколение теми знаниями, ключевыми компетенциями, которые помогут ему не пропасть в нынешней непростой жизни.

Появление данного проекта вызвано пониманием возрастающей роли закона в условиях рыночной экономики и создания правового государства в Российской Федерации, соответственно необходимостью более широкого правового образования учащихся старших классов.

Комплексная дополнительная общеразвивающая программа «Класс будущих полицейских» (далее – Программа) социально-педагогической направленности разноуровневая модифицированная, составлена на основе образовательных программ по юриспруденции высших учебных заведений с учётом возможностей детей старшего школьного возраста и ФГОС ООО и СОО.

Программа призвана дать учащимся базис правовых знаний и сформировать позитивный образ современной полиции.

Будущий полицейский – активный помощник педагогов образовательных учреждений, специалистов отдела по делам несовершеннолетних в области пропаганды соблюдения законодательства РФ, положений, уставов, других нормативных актов, формирования здорового образа жизни и безопасного поведения, профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Программа реализуется при тесном сотрудничестве со структурами ОВД, которые способствуют проведению практических занятий, являются наставниками и живыми примерами для учащихся детского объединения.

Актуальность данной программы состоит в том, что в современном обществе человек должен иметь необходимый набор правовых знаний, что позволит ему формировать для себя наиболее безопасные стратегии поведения, грамотно вести себя в деловом общении.

Программа основывается на положениях основных законодательных и нормативных актов Российской Федерации и Московской области:

Программа основывается на положениях основных законодательных и нормативных актов Российской Федерации и Московской области:

1. Конституция Российской Федерации

2. Семейный Кодекс Российской Федерации

3. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273- ФЗ

4. Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998г. №124-ФЗ

5. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительство РФ от 04.09.2014 №1726 – р)

6. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительство РФ от 29.05.2015 №996-р)

7. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196)

8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций ДО детей»

9. Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ)

10. Письмо Минобрнауки РФ от 14.12.2015г.№09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» (вместе с Методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»)

11. Общие требования к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением (утверждены приказом Министерства образования и науки РФ от 22.09.2015 №1040)

12. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политике в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09- 3242)

13. О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 № 09-3564)

14. Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерство образования и науки РФ от 11.12.2006 № 06-1844)

15. Об учёте результатов внеучебных достижений обучающихся (Приказ Министерства образования Московской области от 27.11.2009 № 2499)

16. Об изучении правил дорожного движения в образовательных учреждениях Московской области (Инструктивное письмо Министерства образования Московской области от 26.08.2013 № 10825-13 в/07)

17. Приказ Минздравсоцразвития России от 04.05.2012 № 477Н (ред. от 07.11.2012) «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи» (Зарегистрировано в Минюсте России 16.05.2012 № 24183)

18. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 05 марта 2011 г. № 169н «Об утверждении требований к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам»

 

Адресат программы

Программа адресована для детей 14-17 лет, проявляющим интерес к получению правовых знаний и выработке дополнительных умений и навыков по оказанию первой помощи.

Подростковый возраст – это критический период в развитии человека, время сильных психофизиологических изменений, становление самостоятельности, этап активного экспериментирования в различных сферах жизни, поэтому обучение позитивным навыкам общения и собственной деятельности имеет для подростка особое значение. От коммуникативных компетенций подростка во многом зависит успешность его самореализации как личности. Подросток стремится осмыслить свои права и обязанности, оценить свое прошлое, обдумать настоящее, утвердить и понять самого себя. Формируется стремление быть и считаться взрослым. Чувство взрослости как проявление самосознания является стержневым, структурным центром личности.

В этот период жизни ему необходима помощь в преодолении сформировавшихся личностных затруднений для создания ситуации «успеха» в различной деятельности, в том числе учебной.

В детское объединение принимаются все желающие без предварительного отбора.

 

Объем программы

    На полное освоение Программы требуется 576 часов, по 288 учебных часов на каждый год обучения

 

Срок освоения программы

    Программа рассчитана на 2 года обучения, 72 учебные недели (по 36 учебных недель в каждом году обучения).

 

Режим занятий

Занятия 1 года обучения проводятся два раза в неделю: по два часа по программам «Правоведение: основы правоохранительной деятельности», «ОФП: Самооборона», «Правоведение: уголовное и уголовно-процессуальное право», «Основы оказания первой помощи».

Занятия 2 года обучения проводятся два раза в неделю: два часа по программам «Правоведение: основы правоохранительной деятельности» и «Правоведение: уголовное и уголовно-процессуальное право.  

Занятия проводятся с 10-минутным перерывом на отдых, согласно СанПиН 2.4.4.3172-14.

Время и место проведения учебных занятий регулируются расписанием занятий детского объединения. В каникулярное время в расписание занятий могут вноситься изменения по времени проведения занятий.

 

Цели и задачи программы

Цель: воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, формирование правосознания, правовой культуры, формирование знаний о наиболее общих закономерностях возникновения, развития и функционирования государства и права, формирование культуры безопасности жизнедеятельности.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

 

Личностные:

· формирование нравственной позиции в поведении подростков;

· формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

· развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

· формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные:

· формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности, способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

· использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернета) сбор, обработка, анализ, информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;

· определение общей цели и путей её достижения; умение договориться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

· развитие умений работать в команде, в том числе готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

 

Предметные:

· формирование представлений о понятии государства, его функциях, механизме и формах;

· овладение знаниями о понятии права, источниках и нормах права, законности, правоотношениях;

· овладение знаниями о правонарушениях и юридической ответственности;

· формирование общих представлений о разных видах судопроизводства, правилах применения права, разрешения конфликтов правовыми способами;

· повышение уровня двигательных возможностей учащихся;

· формирование знаний по основам оказания первой помощи.

 

Содержание программы:

Учебный предмет Первый год обучения Второй год обучения Всего часов
Правоведение: Основы правоохранительной деятельности 72 144 216
Правоведение: уголовное и уголовно-процессуальное право 72 144 216
Основы оказания первой помощи 72   72
ОФП: Самооборона 72   72
Всего 288 288 576

Планируемые результаты:

 

Личностные:

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся отражающие их индивидуально – личностные позиции социальные компетенции, личностные качества, сформированность основ гражданской идентичности.

 

Метапредметные:

        Освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями, использование различных способов поиска.

Предметные:

Укрепление представления о понятии государства, его функциях, механизме и формах; расширение знаний о понятии права, источниках и нормах права, законности, правоотношениях; овладение знаниями о правонарушениях и юридической ответственности; укрепление знаний о Конституции Российской Федерации как основном законе государства, владеть знаниями об основах правового статуса личности в Российской Федерации; укрепление общих представлений о разных видах судопроизводства, правилах применения права, разрешения конфликтов правовыми способами, оказания первой помощи в зависимости от конкретной ситуации.

 

Формы аттестации

Проверка знаний обучающихся в период прохождения программы проводится в форме: опроса, тестирования, выполнение учащимися практических заданий, защиты реферата.

 

Методические материалы

При разработке программы учитывались следующие принципы:

Принцип научности: предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками; содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике.

Принцип целостности: основывается на непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности; предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагога и детей.

Принцип систематичности и последовательности: обеспечивает единство обучающих, развивающих и воспитательных задач, развития поисково-исследовательской деятельности.

Принцип доступности: предполагает построение процесса обучения детей на адекватных возрасту формах работы с детьми предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников.

Принцип активного обучения: предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач.

Принцип наглядности обучения: наглядное пособие всегда средство познания, основа формирования чувственного образа представления из которых с помощью умозаключений делается обобщающий вывод.

Принцип результативности: предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.

Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями учащихся, спецификой и возможностями образовательных областей.

 

Методы, применяемые в рамках реализации программы:

- словесный (объяснение, беседа, рассказ, лекция, диалог, консультация);

- наглядный (рисунки, плакаты, фотографии, таблицы, демонстрационные материалы, видеофильмы);

- метод проблемного обучения (эвристическая беседа, постановка проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций, самостоятельное решение проблемы учащимися);

- метод практической работы (отработка полученных навыков);

- социальные методы (развитие желания быть полезным, создание ситуации взаимопомощи, поиск контактов и сотрудничество, заинтересованность в результатах, взаимопроверка);

- метод контроля (тестирование, контрольные тренировки, зачёт).

 

Методы и приёмы обучения.

Главный критерий отбора методов обучения – это соответствие принципам образовательного процесса, в том числе: эффективности и продуктивности, сообразности намеченным целям и задачам обучения, доступности для детей, развития их заинтересованности.

Методика обучения также основана на принципах природосообразности (образовательный процесс строится для ребенка с учетом его психофизиологических качеств), гуманизации (формирование системы ценностей духовного развития).

В процессе занятий по любой теме в рамках программы все формы и методы взаимообусловлены и применяются в комплексе.

 

Список литературы

 

Литература для педагога:

1. http://www.consultant.ru/ - Справочно-правовая система «Консультант-плюс».

2. http://www.garant.ru/ - Справочно-правовая система «ГАРАНТ»

3. http://pravo.gov.ru/ - Официальный интернет-портал правовой информации

4. Педагогика дополнительного образования. Психолого-педагогическое сопровождение детей: учебник для академического бакалавриата / Л. В. Байбородова [и др.]; ответственный редактор Л. В. Байбородова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2016. — 413 с.

5. Корнев А.В., Петручак Л.А., Зенин С.С. Научно-методические основы формирования правовой культуры молодежи: монография. М.: Проспект, 2019. — 408 с.

6. Исютин-Федотков Д.В. Основы криминалистического изучения личности: монография. М.: Проспект, 2018. 288 с.

7. Проблемы квалификации преступлений: монография / под ред. К.В. Ображиева, Н.И. Пикурова. М.: Проспект, 2018. 464 с.

8. Муравьев К.В. Оптимизация процессуальной формы применения уголовного закона: монография. М.: Проспект, 2019. — 264 с.

9. Гусев В.А., Луговик В.Ф. Теория оперативно-розыскных процедур: монография. М.: Проспект, 2019. — 336 с.

10. Испытательные сроки в механизме реализации уголовной ответственности. Монография / под ред. Фильченко А.П., Бузина М.В., Чистотина О.Н. — М.: Проспект. 2018. — 160 с.

11. Семейный статус ребенка. Проблемы теории и практики. Монография /Летова Н.В. — М.: Проспект, 2018. — 144 с.

12. Беспалов Ю.Ф., Ильина О.Ю. Позиции Верховного Суда Российской Федерации по семейным спорам: хрестоматия. М.: Проспект, 2019. — 336 с.

13. Романовский Г.Б. Занимательная биокриминология: монография. М.: Проспект, 2018. 200 с.

14. Давыдова И.А., Коробова И.Н. Правоотношения при осуществлении контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания: отдельные аспекты // Евразийский юридический журнал. - 2015. - № 1. - С. 154 - 156.

15. Рублёва, Т.Ю. Первая помощь в экстремальных ситуациях: рабочая программа учебной дисциплины по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр») / Т.Ю. Рублёва; кафедра криминалистики. – Красноярск: СибЮИ ФСКН России, 2015. – 32 с.

16. Структура и содержание соревновательного поединка в единоборствах/Игуменов В.М., Свищёв И.Д., Полухин А.В. /Монография. - РГУФКСМиТ. - 2017.- 116 с.

 

 

Литература для учащихся:

1. http://www.consultant.ru/ - Справочно-правовая система «Консультант-плюс».

2. http://www.garant.ru/ - Справочно-правовая система «ГАРАНТ»

3. http://pravo.gov.ru/ - Официальный интернет-портал правовой информации

4. Комментарий к Конституции Российской Федерации: в 2 т. / под ред. д.ю.н., проф. Бернда Визера. М.: Инфотропик Медиа, 2018. — Т. I: 868 c., Т. II: 960 с.

5. Уголовное право России. Части Общая и Особенная: учебник. 10-е изд. / под ред. А.И. Рарога. М.: Проспект, 2018. 841 с.

6. Гриненко, А. В. Уголовный процесс: учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. В. Гриненко. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 286 с.

7. Загорский Г.И. Постановление приговора: проблемы теории и практики: учебно-практическое пособие. 3-е изд. М.: Проспект, 2019. — 240 с.

8. Участие прокурора в рассмотрении судами уголовных дел. Учебное пособие / Под ред. В.Н. Исаенко. М.: Проспект, 2018. 248 с.

9. Правоохранительные органы: учебник и практикум для среднего профессионального образования / М. П. Поляков [и др.]; под общей редакцией М. П. Полякова. — Москва: Издательство Юрайт, 2018. — 363 с.

10. Суд и государство / под ред. Л.В. Головко, Б. Матьё. — М.: Статут, 2018. — 272 с.

11. Рабец, А. М. Ювенальное право Российской Федерации: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / А. М. Рабец. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 362 с.

12. Досюкова Т.В., Рождествина А.А. Уголовно-исполнительное право. - М.: Омега-Л, 2013. - 272 с.

13. Основы медицинских знаний: учебное пособие: 8-10-й кл./ В.Г. Бубнова, Н.В. Бубнова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.; АСТ: Астель, 2005. – 252 с.

 

Комплексная дополнительная общеразвивающая программа

«Класс будущих полицейских»

социально-педагогической направленности

разноуровневая

 

Возраст учащихся: 14 - 17 лет

Срок реализации: 2 года

 

Авторы-составители:

Козлова Татьяна Сергеевна,

педагог дополнительного образования;

Козлов Сергей Петрович,

педагог дополнительного образования

 

 

г. Щелково

2020 год

Пояснительная записка

Профессиональная ориентация школьников – одна из важнейших задач дополнительного образования. Работа в полиции требует от ее сотрудника набора определенных моральных и физических качеств, формировать которые нужно уже в школьные годы.

Изучение права в нынешних социально-экономических и политических условиях, знание его приобретает все более ощутимую жизненную значимость. Россияне приходят к пониманию того, что, только знание законов сможет защитить их в меняющемся обществе, поможет отстаивать свои права и законные интересы. Одна из задач образования – снабдить молодое поколение теми знаниями, ключевыми компетенциями, которые помогут ему не пропасть в нынешней непростой жизни.

Появление данного проекта вызвано пониманием возрастающей роли закона в условиях рыночной экономики и создания правового государства в Российской Федерации, соответственно необходимостью более широкого правового образования учащихся старших классов.

Комплексная дополнительная общеразвивающая программа «Класс будущих полицейских» (далее – Программа) социально-педагогической направленности разноуровневая модифицированная, составлена на основе образовательных программ по юриспруденции высших учебных заведений с учётом возможностей детей старшего школьного возраста и ФГОС ООО и СОО.

Программа призвана дать учащимся базис правовых знаний и сформировать позитивный образ современной полиции.

Будущий полицейский – активный помощник педагогов образовательных учреждений, специалистов отдела по делам несовершеннолетних в области пропаганды соблюдения законодательства РФ, положений, уставов, других нормативных актов, формирования здорового образа жизни и безопасного поведения, профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Программа реализуется при тесном сотрудничестве со структурами ОВД, которые способствуют проведению практических занятий, являются наставниками и живыми примерами для учащихся детского объединения.

Актуальность данной программы состоит в том, что в современном обществе человек должен иметь необходимый набор правовых знаний, что позволит ему формировать для себя наиболее безопасные стратегии поведения, грамотно вести себя в деловом общении.

Программа основывается на положениях основных законодательных и нормативных актов Российской Федерации и Московской области:

Программа основывается на положениях основных законодательных и нормативных актов Российской Федерации и Московской области:

1. Конституция Российской Федерации

2. Семейный Кодекс Российской Федерации

3. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273- ФЗ

4. Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998г. №124-ФЗ

5. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительство РФ от 04.09.2014 №1726 – р)

6. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительство РФ от 29.05.2015 №996-р)

7. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196)

8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций ДО детей»

9. Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ)

10. Письмо Минобрнауки РФ от 14.12.2015г.№09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» (вместе с Методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»)

11. Общие требования к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением (утверждены приказом Министерства образования и науки РФ от 22.09.2015 №1040)

12. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политике в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09- 3242)

13. О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 № 09-3564)

14. Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерство образования и науки РФ от 11.12.2006 № 06-1844)

15. Об учёте результатов внеучебных достижений обучающихся (Приказ Министерства образования Московской области от 27.11.2009 № 2499)

16. Об изучении правил дорожного движения в образовательных учреждениях Московской области (Инструктивное письмо Министерства образования Московской области от 26.08.2013 № 10825-13 в/07)

17. Приказ Минздравсоцразвития России от 04.05.2012 № 477Н (ред. от 07.11.2012) «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи» (Зарегистрировано в Минюсте России 16.05.2012 № 24183)

18. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 05 марта 2011 г. № 169н «Об утверждении требований к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам»

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.118 с.