С чего начинать обучение чтению — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

С чего начинать обучение чтению

2020-10-20 95
С чего начинать обучение чтению 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Анна Данилова, Ольга Азова

12 ИЮЛЯ, 2020

Буквы повсюду вокруг нас, а ребенок с раннего детства знает, что читать — надо. Почему же нельзя учить буквам с 2 лет и откуда берутся проблемы в начальной школе: не видит слов, устал, как читать — так болит голова. А если уже научился, как помочь полюбить книги и добиться чтения с удовольствием, а не из-под палки. Об этом в прямом эфире «Правмира» рассказала логопед, преподаватель, руководитель центра «Логомед-Прогноз» Ольга Азова.

— Первый вопрос: когда ребенка начинать учить читать? В каком возрасте, с какими компетенциями? Ведь бывает очень по-разному: кто-то из родителей начинает учить читать в два года, кто-то вообще и не учит, у кого-то ребенок в шесть лет заинтересовался, взял и сам научился. Как правильно?

— Ребенок действительно все сам подскажет, потому что за нас уже все придумано. Когда мы говорим, что развитие детей начинается с пеленок, мы немножечко лукавим, потому что не мы развиваем детей — их развивает природа. И счастливым образом функция чтения, вернее, узнавания букв, уже предуготована. Что имеется в виду? Буквы повсюду вокруг нас, дети видят их в книгах у мамы, в газете у папы, на рекламных билбордах, на упаковках продуктов, на детских кубиках. Ребенок в курсе, что нужно это все будет прочитать.



Мой сын, когда ему было года два, пошел в гости к соседям, и удивил их. Его вернули со словами: «Он у тебя читает». — «Как читает?» — «Он взял книгу и стал читать…» — «Да вы что? Он просто вам пересказал сказку». Потому что ребенок в курсе того, что читать придется и своим видом копировал чтение взрослых — держал правильно книгу, переворачивал страницы, где нужно, так как знал сказку наизусть. Все психофизиологические и физиологические системы у ребенка правильно организованы, они сразу говорят ему о том, что он будет читать бегло, но ему нужно переждать период этого медленного чтения.

В два и в три года детей учить читать не нужно. Ребенок сам начинает интересоваться буквами, цифрами на шестом, седьмом году жизни. Донимает маму вопросами: покажи, как написать «А», а тут что написано? Физиологи и психофизиологи всех стран уже давно говорят о том, что большой пласт психофизиологических проблем у ребенка связан с тем, что у родителей есть неадекватное желание рано его научить читать и лучше бегло. Но в пять-шесть лет — это просто невозможно. Ребенок не может овладеть этим процессом, у него не сформированы психические функции, не готов мозг.

Я сразу отклоняю возражения тех родителей, которые будут говорить: «Мой ребенок сам зачитал в три». Давайте не будем обсуждать частные случаи. Все, что делает ребенок самостоятельно — я совершенно не против.

Вернемся к проблемам функционального развития мозга. Часто они возникают из-за неадекватных требований родителей, принуждающих ребенка к чтению. В принципе, ученые рассматривают момент раннего принудительно обучения чтению как фактор торможения.

Почему родители стремятся как можно раньше научить ребенка читать? Существуют мифы о функциональном развитии ребенка и, что окно развития закрывается в 4–6 лет, а дальше все — будет поздно. Еще раз повторю — это только мифы. Да, в единичных случаях может быть раннее развитие какого-то конкретного ребенка, но в «массовое производство» нельзя пускать лозунг «чем раньше, тем лучше». Почему? Потому что по данным популяционного исследования института возрастной физиологии РАО, у 40–60% детей к школьному возрасту не сформировано внимание, в том числе и селективное, у 60% детей не сформирована речь.

Только к 8–9 годам осуществляется лобное созревание. Если этого не происходит, то как мы можем в 5–6 лет научить ребенка бегло читать? Также важным является и то, что при несформированности мозга и произвольности внимания никакой запас знаний эффективного результата нам не даст. Потому что в три года формируется только сенсомоторная кора. В 3 года 8 месяцев уже появляются единичные нейроны, но нет еще горизонтальных связей между корой и подкоркой. В 8 лет уже есть связь с формированием фронтальной коры. После этого возраста, хоть до 120 лет, образуются новые связи, и с ними ничего не случается.

Откуда это известно? Есть очень хорошее исследование, которое называется «вызванные потенциалы» (Метод исследования головного мозга. — Примеч. ред.). У новорожденного отмечаются очень простые отклики. Вообще, вызванных потенциалов очень много, но я имею в виду сейчас зрительные вызванные потенциалы, а их у новорожденных практически нет. Это не значит, что он не видит — самих потенциалов к этому нет, он как будто не видит. В три года нет еще зрительных дифференцировок такого рода, они еще не сформированы. В шесть лет уже начинаются зрительные дифференцировки, и все дети мира начинают интересоваться процессом чтения, потому что все готовы и знают, что мы будем читать.

Дальше опять возвращаемся к физиологии и нейрофизиологии. Мы знаем, что читаем в тот момент, когда фиксируем взор на слове. Было проведено исследование по фиксации этого взора (данные движения глаз в процессе чтения). Большое количество детей фиксировали взгляд на сочетании нескольких букв. То есть во время чтения, как только взгляд фиксировался на слове, исследователь ставил туда точку. Если диаметр этой точки большой, значит, у ребенка нет целостного восприятия букв. Ребенок начинает двигать глазами, неоднократно возвращаться по строке. Так осуществляется неадекватное чтение.

У всех детей, которых учили читать рано и торопили, в результате отмечалось неадекватное чтение: одномоментно не схватывают комплекс букв, «читают» по буквам. Побуквенного чтения, по сути, нет — это его отсутствие. Именно поэтому появился термин «угадывающее чтение». Ребенок распознает букву, и дальше «додумывает» слово. Родители нервничают, ругают «ты что, не видишь?» Тут дело не в зрении, а в затруднении при зрительных дифференцировках, нет правильной фиксации взора (на каждой букве или слоге), наблюдается много возвратных движений глаз. Именно поэтому процесс чтения бессмысленен.

Правильно ли я понимаю, что главным критерием для нас, родителей, должно быть наличие у ребенка интереса к чтению? Если он в три года пристает с вопросом: «Мама, что здесь написано?» — то можно объяснить и дальше учить, так?

— Можно. Если ребенок интересуется, то никаких проблем. Потом этот интерес либо получает развитие, либо временно затухает. Всему свое время.

У меня был очень показательный случай. Будучи молодым специалистом и мамой, я гуляла с сыном на площадке. Там познакомились с Пашей, с его мамой мы приятельствовали. Мама Павлика уже в три года хотела его быстрее развить и научить читать. Выбор пал на меня. Несмотря на то, что я многократно говорила, что малыш не готов и пока читать не будет, решили показать принцип чтения.

В целом мы развивали разные функции, но каждый раз немножечко уделяли время чтению. В течение двух лет мы мучили этот процесс. Принцип ребенок понял, но никак не ускорялся. Я приносила наборы открыток к мультфильмам, писала слово, а в конце делала прорези-окошечки, чтобы можно было его открыть и посмотреть картинку к слову.

Когда мальчику исполнилось пять лет, то на параллельных занятиях начал трудиться еще ребенок, ровесник Павлика. Он как раз к этому времени уже «созрел» и сразу обогнал этого несчастного Пашку в чтении.

Похоже, Пашу этот процесс уже достал, а другому ребенку наоборот, все вновь?

— Думаю, да. Хотя мы договаривались: «Паша, мама хочет, чтобы мы учились читать, давай будем с тобой рисовать книгу». Я заранее распечатывала слова, мы читали и быстро рисовали к ним картинки. Он, кстати, любил «свою» книгу. Но назвать «это» чтением — немножко обманывать себя.

Процесс чтения сложный. Состоит из двух уровней. На первом, сенсомоторном уровне, формируется техника чтения. Но не ради нее же мы читаем. Как только техника чтения «нарастет», вперед выходит понимание, за которое отвечает семантический уровень. Когда у ребенка кора «готова», то быстро формируется сенсомоторный уровень — звукобуквенный анализ, умение удержать получаемую информацию, смысловые догадки, сличение, контроль, скорость восприятия, а дальше только сплошное удовольствие от процесса чтения и получения новой информации.

Подробнее

Но я возражаю, потому что без фонематического метода прекрасно обучаются слабослышащие и глухие дети. Второе, вы как преподаватель английского языка знаете, что в английском транскрипция — это основа основ, а русское правописание не так сильно зависит от этого. Я, к примеру, научилась этому процессу только на первом курсе, изучая языкознание. То есть, чтобы научиться читать по-русски, необязательно сначала транскрибировать.

Сейчас нашим детям начали объяснять, что этот звук глухой, а этот — звонкий, дети знают, какие согласные палатализованные, а какие нет. Это абсолютно профессиональные термины. Сам процесс чтения этого не требует. Достаточного того, что проводим звуковой анализ (внимание!) только в устной речи. На этом построено много детских развлечений: игра в города, «я знаю пять имен девочек на «А», придумай слово на звук [К], какой звук в слове последний, кроссворды. Аналитико-синтетическая деятельность вложена, если хотите, в фольклор, потому что этого будет требовать чтение.

Я могу посоветовать книжки Татьяны Русситы, совсем маленькие. Еще есть классная штука — письма от гномика Гоши «Я научу тебя читать». Там три части в этой книжке, очень несложно, можно писать ответ, у нас пошло хорошо. Третьим этапом у нас был «Котенок Шмяк», тоже всем детям хорошо заходил.

— У меня есть тоже пособие, называется «Чтение с увлечением», это, по сути, пособие для автоматизации навыка — там очень много слов разной структуры и можно рисовать. Сейчас его уже невозможно купить, но вроде бы переиздадут. Без моего разрешения его выложили в интернет, так что его тоже можно скачать. Я не противлюсь тому, что оно пошло в мир.

В четвертой части тоже есть короткие рассказы и смешные предложения, типа такого «Муха села Петьке на нос». Вот это прямо идет на ура. Еще дети очень откликаются, когда мы рисуем. Понятно, что читать поначалу скучно, естественно, мотивировать ребенка к этому очень сложно, но нужно. Надо искать писателей, которые это понимают и придумывают разные способы, в том числе и интерактивные.

 

Анна Данилова, Ольга Азова

12 ИЮЛЯ, 2020

Буквы повсюду вокруг нас, а ребенок с раннего детства знает, что читать — надо. Почему же нельзя учить буквам с 2 лет и откуда берутся проблемы в начальной школе: не видит слов, устал, как читать — так болит голова. А если уже научился, как помочь полюбить книги и добиться чтения с удовольствием, а не из-под палки. Об этом в прямом эфире «Правмира» рассказала логопед, преподаватель, руководитель центра «Логомед-Прогноз» Ольга Азова.

— Первый вопрос: когда ребенка начинать учить читать? В каком возрасте, с какими компетенциями? Ведь бывает очень по-разному: кто-то из родителей начинает учить читать в два года, кто-то вообще и не учит, у кого-то ребенок в шесть лет заинтересовался, взял и сам научился. Как правильно?

— Ребенок действительно все сам подскажет, потому что за нас уже все придумано. Когда мы говорим, что развитие детей начинается с пеленок, мы немножечко лукавим, потому что не мы развиваем детей — их развивает природа. И счастливым образом функция чтения, вернее, узнавания букв, уже предуготована. Что имеется в виду? Буквы повсюду вокруг нас, дети видят их в книгах у мамы, в газете у папы, на рекламных билбордах, на упаковках продуктов, на детских кубиках. Ребенок в курсе, что нужно это все будет прочитать.



Мой сын, когда ему было года два, пошел в гости к соседям, и удивил их. Его вернули со словами: «Он у тебя читает». — «Как читает?» — «Он взял книгу и стал читать…» — «Да вы что? Он просто вам пересказал сказку». Потому что ребенок в курсе того, что читать придется и своим видом копировал чтение взрослых — держал правильно книгу, переворачивал страницы, где нужно, так как знал сказку наизусть. Все психофизиологические и физиологические системы у ребенка правильно организованы, они сразу говорят ему о том, что он будет читать бегло, но ему нужно переждать период этого медленного чтения.

В два и в три года детей учить читать не нужно. Ребенок сам начинает интересоваться буквами, цифрами на шестом, седьмом году жизни. Донимает маму вопросами: покажи, как написать «А», а тут что написано? Физиологи и психофизиологи всех стран уже давно говорят о том, что большой пласт психофизиологических проблем у ребенка связан с тем, что у родителей есть неадекватное желание рано его научить читать и лучше бегло. Но в пять-шесть лет — это просто невозможно. Ребенок не может овладеть этим процессом, у него не сформированы психические функции, не готов мозг.

Я сразу отклоняю возражения тех родителей, которые будут говорить: «Мой ребенок сам зачитал в три». Давайте не будем обсуждать частные случаи. Все, что делает ребенок самостоятельно — я совершенно не против.

Вернемся к проблемам функционального развития мозга. Часто они возникают из-за неадекватных требований родителей, принуждающих ребенка к чтению. В принципе, ученые рассматривают момент раннего принудительно обучения чтению как фактор торможения.

Почему родители стремятся как можно раньше научить ребенка читать? Существуют мифы о функциональном развитии ребенка и, что окно развития закрывается в 4–6 лет, а дальше все — будет поздно. Еще раз повторю — это только мифы. Да, в единичных случаях может быть раннее развитие какого-то конкретного ребенка, но в «массовое производство» нельзя пускать лозунг «чем раньше, тем лучше». Почему? Потому что по данным популяционного исследования института возрастной физиологии РАО, у 40–60% детей к школьному возрасту не сформировано внимание, в том числе и селективное, у 60% детей не сформирована речь.

Только к 8–9 годам осуществляется лобное созревание. Если этого не происходит, то как мы можем в 5–6 лет научить ребенка бегло читать? Также важным является и то, что при несформированности мозга и произвольности внимания никакой запас знаний эффективного результата нам не даст. Потому что в три года формируется только сенсомоторная кора. В 3 года 8 месяцев уже появляются единичные нейроны, но нет еще горизонтальных связей между корой и подкоркой. В 8 лет уже есть связь с формированием фронтальной коры. После этого возраста, хоть до 120 лет, образуются новые связи, и с ними ничего не случается.

Откуда это известно? Есть очень хорошее исследование, которое называется «вызванные потенциалы» (Метод исследования головного мозга. — Примеч. ред.). У новорожденного отмечаются очень простые отклики. Вообще, вызванных потенциалов очень много, но я имею в виду сейчас зрительные вызванные потенциалы, а их у новорожденных практически нет. Это не значит, что он не видит — самих потенциалов к этому нет, он как будто не видит. В три года нет еще зрительных дифференцировок такого рода, они еще не сформированы. В шесть лет уже начинаются зрительные дифференцировки, и все дети мира начинают интересоваться процессом чтения, потому что все готовы и знают, что мы будем читать.

Дальше опять возвращаемся к физиологии и нейрофизиологии. Мы знаем, что читаем в тот момент, когда фиксируем взор на слове. Было проведено исследование по фиксации этого взора (данные движения глаз в процессе чтения). Большое количество детей фиксировали взгляд на сочетании нескольких букв. То есть во время чтения, как только взгляд фиксировался на слове, исследователь ставил туда точку. Если диаметр этой точки большой, значит, у ребенка нет целостного восприятия букв. Ребенок начинает двигать глазами, неоднократно возвращаться по строке. Так осуществляется неадекватное чтение.

У всех детей, которых учили читать рано и торопили, в результате отмечалось неадекватное чтение: одномоментно не схватывают комплекс букв, «читают» по буквам. Побуквенного чтения, по сути, нет — это его отсутствие. Именно поэтому появился термин «угадывающее чтение». Ребенок распознает букву, и дальше «додумывает» слово. Родители нервничают, ругают «ты что, не видишь?» Тут дело не в зрении, а в затруднении при зрительных дифференцировках, нет правильной фиксации взора (на каждой букве или слоге), наблюдается много возвратных движений глаз. Именно поэтому процесс чтения бессмысленен.

Правильно ли я понимаю, что главным критерием для нас, родителей, должно быть наличие у ребенка интереса к чтению? Если он в три года пристает с вопросом: «Мама, что здесь написано?» — то можно объяснить и дальше учить, так?

— Можно. Если ребенок интересуется, то никаких проблем. Потом этот интерес либо получает развитие, либо временно затухает. Всему свое время.

У меня был очень показательный случай. Будучи молодым специалистом и мамой, я гуляла с сыном на площадке. Там познакомились с Пашей, с его мамой мы приятельствовали. Мама Павлика уже в три года хотела его быстрее развить и научить читать. Выбор пал на меня. Несмотря на то, что я многократно говорила, что малыш не готов и пока читать не будет, решили показать принцип чтения.

В целом мы развивали разные функции, но каждый раз немножечко уделяли время чтению. В течение двух лет мы мучили этот процесс. Принцип ребенок понял, но никак не ускорялся. Я приносила наборы открыток к мультфильмам, писала слово, а в конце делала прорези-окошечки, чтобы можно было его открыть и посмотреть картинку к слову.

Когда мальчику исполнилось пять лет, то на параллельных занятиях начал трудиться еще ребенок, ровесник Павлика. Он как раз к этому времени уже «созрел» и сразу обогнал этого несчастного Пашку в чтении.

Похоже, Пашу этот процесс уже достал, а другому ребенку наоборот, все вновь?

— Думаю, да. Хотя мы договаривались: «Паша, мама хочет, чтобы мы учились читать, давай будем с тобой рисовать книгу». Я заранее распечатывала слова, мы читали и быстро рисовали к ним картинки. Он, кстати, любил «свою» книгу. Но назвать «это» чтением — немножко обманывать себя.

Процесс чтения сложный. Состоит из двух уровней. На первом, сенсомоторном уровне, формируется техника чтения. Но не ради нее же мы читаем. Как только техника чтения «нарастет», вперед выходит понимание, за которое отвечает семантический уровень. Когда у ребенка кора «готова», то быстро формируется сенсомоторный уровень — звукобуквенный анализ, умение удержать получаемую информацию, смысловые догадки, сличение, контроль, скорость восприятия, а дальше только сплошное удовольствие от процесса чтения и получения новой информации.

С чего начинать обучение чтению

— Как, с чего ребенка начинать учить читать? Я знаю как минимум три разных подхода. Первый — учить буквы А, Б, В, Г. Второй — учить звуки [б], [в], [г], [д]. И третий — учить сразу слоги [ма], [ро], и чтобы дальше ребенок собирал это в слова, а потом уже осуществлял, наоборот, разделение на звуки. Что вы посоветуете?

Вы затронули один из самых болезненных водораздельных вопросов. Первый вариант отметаем, буквы А, Б, В, Г, Д мы уже давно не учим. Учим [б], [в], [г], [д] как звуки.

Существуют два подхода: один — зрительно-логический; второй фонематический. В нашей стране сначала был более популярным зрительный метод обучения. Дед Пешков учил Алешу читать Псалтирь по складам, Марина Цветаева дочь Ариадну учила читать целыми словами. А также набрал популярность метод глобального чтения Глена Домана, Сесиль Лупан, Николая Зайцева.

В случае с нормотипичными детьми мы можем предлагать какие угодно условия обучения. Норма нас простит, потому что на то она и норма — ребенок готов, он возьмет любой наш проект. Но если у ребенка есть неврологические и речевые проблемы, ему будет сложно. Давайте обозначим проблему. Вот вас как учили читать в свое время: по букварю или вы начинали с того, что рисовали треугольнички зелененькие и красненькие?

— Меня выучили сначала буквам, а потом моя мама бесконечно билась над тем, чтобы я сложила эти буквы в слоги. Она мне долго потом пересказывала: «Аня, М и А что будет?» Я говорила: «М. А».

— Видимо, все-таки букварь. Классический подход. Нас так абсолютно всех учили — именно зрительно-логическому подходу. «Мама мыла раму», то есть выучили буквы, потом начинали сливать в слоги, слоги в слова, а слова в предложения. Сейчас пошли другим путем — с середины 90-х стали переходить на фонетические программы обучения, учат языковому анализу (сначала анализ предложения, слоговой анализ, а в заключение — звуковой и звукобуквенный анализ). Утверждают, что сначала нужно развивать фонематический слух ребенка и без этого нельзя научить читать.

Если нет только одного уха, слуховой аппарат нужно покупать самим

Подробнее

Но я возражаю, потому что без фонематического метода прекрасно обучаются слабослышащие и глухие дети. Второе, вы как преподаватель английского языка знаете, что в английском транскрипция — это основа основ, а русское правописание не так сильно зависит от этого. Я, к примеру, научилась этому процессу только на первом курсе, изучая языкознание. То есть, чтобы научиться читать по-русски, необязательно сначала транскрибировать.

Сейчас нашим детям начали объяснять, что этот звук глухой, а этот — звонкий, дети знают, какие согласные палатализованные, а какие нет. Это абсолютно профессиональные термины. Сам процесс чтения этого не требует. Достаточного того, что проводим звуковой анализ (внимание!) только в устной речи. На этом построено много детских развлечений: игра в города, «я знаю пять имен девочек на «А», придумай слово на звук [К], какой звук в слове последний, кроссворды. Аналитико-синтетическая деятельность вложена, если хотите, в фольклор, потому что этого будет требовать чтение.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.044 с.